Аксеново Клинского района Московской обл. (Григорчиково, Донхово, Дамхово, Дмитриевский в Донхове погост, Димитрия Солунского, что в Донхово погост) - Димитрия Солунского церковь

  • Печать
Димитрия Солунского церковь.


   Время возникновения прихода храма св. вмч. Димитрия Солунского в Донхово, как и дата освящения первого храма неизвестны. Можно лишь предполагать, что это было на заре утверждения православной веры в северо-восточных землях Ростовского, а позже Владимиро-Суздальского княжества, то есть в середине XII - начале XIII века. Именно в этот период св. Димитрий Солунский был особенно почитаем в северо-восточной Руси. Князь Юрий Долгорукий основывает в 1154 году город Дмитров в честь родившегося сына Всеволода (в крещении Димитрия). Сам Всеволод в последнем десятилетии XII века строит знаменитый Дмитровский собор во Владимире, куда в 1197 году переносит из Фессалоник, родины великомученика, икону и часть одежды святого [1]. Погосты в тот период играли роль административных сельских центров. Поэтому вслед за учреждением городских церквей благочестивые князья, без сомнения, имели попечение об учреждении церквей в селах и на погостах. Дмитриевский погост находился в верховьях реки Донховки — довольно крупного притока главной торговой артерии северо-восточной Руси — реки Волги. Вокруг реки Донховки была сформирована Донховская волость, упоминаемая в документах XVI века [2]. Однако к началу XVII века, а скорее всего даже ранее, волость была роздана в вотчинное и поместное владение и фактически прекратила свое существование.
   К началу же XVII века относится и наиболее раннее письменное свидетельство о храме в Донхово. Первая после Смутного времени перепись 1624—1625 годов зафиксировала на погосте «Дмитрия Селунского, что в Донхове» деревянную церковь «страстотерпца Христова Дмитрия», двор попа Климента Савина и двор пономаря Кирилла Алексеева [3]. Судя по последующим документам, с этого времени служение на Дмитровском погосте не прекращается вплоть до настоящих дней. Согласно Писцовым книгам 1624—1625 годов священно-церковнослужители погоста, кроме собственно земли вокруг церкви и кладбища, владели тремя пустошами. Но кем и когда эти земли были пожертвованы, осталось неизвестным. Приход Дмитриевского погоста состоял из деревень и селец нескольких окрестных землевладельцев. Ближе всего к церкви располагались деревня Аксеново и сельцо Григорчиково, которые позже объединились в одну деревню Аксеново. Сначала этими поселениями владели Тургеневы, а затем они перешли по наследству к Назимовым. Сельцо Докукино с деревнями Соково и Мужево сменило целый ряд владельцев. В конце XVII века от Пелагеи Мецтаковой они перешли к боярину князю Ивану Андреевичу Голицину. От Голициных владение перешло к Урусовым, затем — к Щербатовым и Борятынским. В начале XIX века в сельце Докукино обосновалась оставившая высший свет фрейлина императрицы Екатерина Алексеевна Челищева. Между Докукиным, располагавшимся возле пруда на восточной оконечности современной деревни Соково, и деревней Мужево в начале XVIII века на землях Тверского Архиерейского Дома возникла ямская деревня Рогатино, которая также вошла в состав прихода великомученика Димитрия. Наконец, во владении Спиридовых и Кривцовых находилось разделенное на две части сельцо Еросимово. Но если Спиридовы владели своей частью до середины XIX века, то от Кривцовых имение вскоре перешло к боярину князю Юрию Алексеевичу Долгорукому, который в конце XVII века пожертвовал его Колоцкому монастырю.
   В начале XVIII века на Донховском погосте строится новый деревянный храм, который был освящен в 1722 году и простоял до 20-х годов XX столетия. Клировые ведомости 1842 года описывают его так:
   «1. Построена [церковь] 1722 года тщанием прихожан.
   2. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, состоит в твердости, покрыта железом.
   3. Однопрестольная во имя вмч. Димитрия Солу некого, холодная.
   4. Утварию церковною достаточна.
   5. Причт состоит издавна священник, дьячок и пономарь.
   6. Земли при сей церкви как усадебной, так и пашенной и спокосной указано 112 десятин (около 124 га.)» [4].
   От последнего деревянного храма сохранились не только воспоминания старожилов и документальные описания, но и фотография начала XX века [5]. У алтаря деревянной церкви располагается до сих пор сохранившаяся могила Екатерины Челищевой.
   ________________________

   [1] Смирнова Э.С. Дмитриевский собор во Владимире. Храмовая икона Дмитриевского собора. — М., 1997.
   [2] Черкасова М.С. Землевладение Троице- Сергиева монастыря в XVI—XVII вв. — М., 1996.
   [3] РГАДА: Ф.1209, оп.1, ед. хр. 190. 1624-1625 гг. (7132—7133 от сотворения мира). Подлинная писцовая книга Черной Ямской Слободы и поместных и вотчинных земель в той же Слободе и волостях: селе Новом и Сологинском, письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
   [4] ЦИАМ: Ф. 203, оп. 744, д. 2156. Клировые ведомости, 1842 год.
   [5] Интернет-сайт «Храмы России», www. tamples.ru.

   
     (По материалам издания Клин православный : сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния / [составитель М. Д. Молотников]. - Клин : Христианская жизнь, 2012.)

     (Фото. из издания Клин православный : сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния / [составитель М. Д. Молотников]. - Клин : Христианская жизнь, 2012.)
    


   Название Донхово связано с рекой Донховкой, впадающей в Волгу. По некоторым источникам [1], река называлась Домховкой («Домховка»), что находится в согласии с существованием Конаковского Мха у впадения реки Донховки в Волгу. Очевидно, село Донхово было ранее XVII века одним из крупнейших на реке. Подобная ситуация довольно характерна. Так в округе Клина встречается несколько сел и одноименных рек: село Локнаш (позже Шестаково), Ямуга, Буйгород, Лутосня. Также сохранились единичные упоминания о Донховской волости. Григорчиково, отдаленное на 300 метров от погоста Дмитрия Солунского, по переписи 1646 года упомянуто селом, но церкви в поселении не было. Позднее Григорчиково слилось с деревней Аксеново.
   1624 г., «Погост Дмитрея Селунского в Донхове, а в нем церковь Страстотерпца Христова Димитрея деревяна, клетцки. Да на погосте ж поп Климант Савин» [2, стр. 576].
   1646 г., «За Ржевичи за Максимом да за недорослем Михаилом Петровым детьми Назимова, что было в вотчине за дядей их за сытником за Алексеем Тургеневым в вотчине село Григорчиково» [3, стр. 86 (оборот)]. Там же «Погост великомученика Дмитрия Селунского в Данхове, а на церковной земле за попом крестьян…» [3, стр. 143 (оборот)].
   1678 г., «Погост Великомученика Димитрия, что в Донхове за попом Борисом Ивановым» [4, стр. 201 (оборот)].
   1684 г., «Гл. 52. 193 (1685) год, август 28 дня. Погост что в Донхове на ручье на Бумажнине и подле прудов. А на погосте церковь святаго славного вмч. Димитрия Селунского. А у той церкви двор, поп Борис Иванов» [5, стр. 361–365 (оборот)].
   1705 г., «Гл. 131. Погост великомученика Димитрия Селунского, что в Донхове от деревни Мужева полверсты, а в нем церковь во имя Димитрия Селунского. У той церкви двор, поп Димитрий Борисов» [6, стр. 95].
   1709 г., «Погост Дмитровский, что в Донхове. На том погосте церковь Божия великомученика Дмитрия, деревянная. У той церкви во дворе поп Дмитрий Борисов» [7, стр. 48].
   1715 г., «Гл. 70. Погост вмч. Димитрия, что в Донхове. На том погосте церковь деревянная. При той церкви во дворе поп Димитрий Борисов семидесяти двух лет, вдов. У него детей диакон Иван тридцати пяти лет, жена его Агрофена Федорова двадцати осми лет. Дети дочь Мавра десяти лет» [8, стр. 335].
   1722 г., «Деревянный храм на подклете, перекрытый четырехскатной кровлей с главкой, окруженный гульбищем», построен 1722 г. [9].
   1723 г., одну из сказок свидетельствовал, «что в Донхове поп Иван Дмитриев вместо старосты» [10, стр. 727].
   ________________________

   [1] Кусов, В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке / В.С. Кусов. – М., 2004.
   [2] 1624–1625 гг. (7132–7133 от Сотворения мира). Подлинная писцовая книга Черной Ямской Слободы и поместных и вотчинных земель в той же Слободе и волостях: селе Новом и Сологинской, письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 190.
   [3] 1646 год (7154 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно5ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15627.
   [4] 1678 год (7186 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628.
   [5] 1684–1686 гг. (7193–7194 от Сотворения мира). Подлинная писцовая и межевая книга земель посадских людей церковной и поместных и вотченных в Клинском уезде, письма, меры и межеванья стольника Ивана большаго Еремеевича Пашкова и подьячаго Ананья Воробьева. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 191 (копия 675).
   [6] 1705 год. Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи стольника Василия Петровича Зиновьева и подьячего Никиты Егорова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15629.
   [7] 1709 год. Ревизские сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182.
   [8] 1715 год. Сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185.
   [9] Интернет-сайт «Храмы России», www.temples.ru.
   [10] Переписные книги Клинского уезда 1723–1724 годов. – РГАДА, ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1371.

   
     (По материалам издания Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. Исторические материалы для составления приходских летописей. - Клин, 2009.)

    


Посмотреть всю карту