Голенищево Клинского района Московской обл. (Назарьево, Хидырево, Сандырево) - Святителя Николая церковь

  • Печать


   Деревня Голенищево расположена в трех километрах от Ленинградского шоссе в живописном месте. С северной стороны — река Сестра, при въезде в деревню — небольшой красивый пруд, а вокруг — поля, леса, перелески и холмы.
   Первое упоминание о поселении на этом месте относится к 1504 году. Согласно Межевой грамоте за тот год между верховьями реки Мошницы и рекой Сестрой находилось сельцо Перескоково Дмитрия Хидырщикова и сельцо Назарьевское, принадлежавшее Хидыреву [1]. Основателем рода Хидыревых считается один из сыновей Никиты Левашова, Хидырщик Федор Никитич Левашов [2].
   Между 1504 и 1545 годами рядом с сельцом Назарьевским была построена церковь свт. Николая. В 1545 году село называлось Хидырёво по фамилии владельцев. Очевидно, именно его имел в виду Матвей Левашов, завещавший вклад на помин души «к Николе святому в Хидырево» [3].
   В Смутное время село и церковь были разорены. В Писцовой книге Клинского уезда за 1623 год значится: «Пустошь, что был починок усадище Голенищево на речке на Сестре... пустошь, что было село Назарьево... за князь Иваном княж Ивановым сыном Лобановым-Ростовским» [4].
   Иван Иванович Лобанов-Ростовский был приближенным царя Михаила Федоровича. В 1627—1634 годах значился дворянином московским, участвовал в приемах послов, был рындой (охранником) царя, судьей, воеводой. В 1661 году пожалован в бояре и получил от царя шубу, крытую золотым атласом, кубок, к окладу 80 руб. и 6 тысяч ефимков [5] на покупку вотчины. В 1663 году его послали на службу в Смоленск, а в 1664 году он умер.
   При Лобанове-Ростовском начинают заселяться пустоши и восстанавливается церковь. Документ 1646 года сообщает, что «за стольником за князем Иваном Ростовским Лобановым село Голенищево, 7 дворов» [6]. Это значит, что церковь была восстановлена незадолго до 1646 года.
   В 1653 году Лобанов-Ростовский продал село Назарьево князю Александру Васильевичу Кропоткину. В 1662 году вотчина числилась за вдовою князя Акилиной. В том же году она продает село Назарьево («Суботино и Сандырево тож»), д. Подольную с пустошами стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому.
   Документ 1678 года сообщает о запустении храма: «За стольником Иваном Ивановым сыном Вердеревским в вотчине село Сондурево, а в селе церковь Николая Чудотворца пуста» [7]. К селу относились деревни Подольное, Голенищево и Семеново.
   В селе Назарьево Вердеревский строит поместье и возобновляет церковь. В 1692 году он дарит село родному внуку, князю Федору Михайловичу Волконскому, на которого в 1693 году все было оформлено. В вотчину вошли село Назарьево, сельцо Семеновское, деревня Подольная и пустошь д. Давыдково.
   Федор Михайлович строит вместо деревянной церкви каменную.
   В Отказной книге сказано: «В июне 1702 года по просьбе Волконского и указа Великого князя и Великого Государя Петра Алексеевича и по приказу из Клина стольника и воеводы Павла Степановича Тимирязева, подъячий Иван Игнатьев ездил с понятыми в вотчину — село Назарьево, Субботино и Сандырёво тож, да сельцо Семёновское, да в починок Голянищев, да в деревню Подольную и всё переписал... В селе Назарьевском, а Суботино и Сандырёво тож, церковь Божия каменная во имя Николая Чудотворца. В том селе двор помещиков со всяким дворовым строением» [8].
   В переписной книге Клинского уезда 1705 года указано, что в церкви служит «поп Трофим Гурьев». Прислуживают ему сын 17-ти лет «в пономарях» и дьячок Данила Борисов [9].
   В 1723 году при том же хозяине в церкви служит другой священник: «Клинского уезду Подгородного стану в вотчине князя Федора Михайловича сына Волконского села Голенищева церкви Николая Чудотворца поп Семен Иванов» [10].
   После смерти Фёдора Михайловича в 1747 году село Сандырёво перешло его вдове Анастасии Афанасьевне и внучке — малолетней княжне Настасье (дочери Евграфа Фёдоровича от второго брака с княгиней Колычёвой).
   В 1826 году был проведен ремонт храма.
   В 1885 году в Никольскую церковь приезжала комиссия Московского Императорского археологического общества, чтобы дать отчет о ее состоянии. На вопрос, кем и когда она построена, отвечал молодой священник Руф Веселовский. Он сказал, что церковь была деревянная и ее будто бы перевезли в село Головково, где она еще-долго служила до построения каменной, а здесь была построена каменная, стольником князем Фёдором Михайловичем Волконским, в конце XVII или в начале XVIII веков. Иконы второго яруса иконостаса по преданию перешли из деревянного храма, а напрестольный серебряный вызолоченный крест пожертвован стольником И. Вердеревским в Никольскую церковь в 1678 году.
   Церковь основана на возвышенном месте в полверсте от деревни и на таком же расстоянии от реки Сестры. Сложена из кирпича, оштукатурена и окрашена желтой краской. Крыша на сводах церкви шатровая на два ската, покрыта железом и покрашена масляной зеленой краской. На церкви глава маленького размера, крест деревянный, восьмиконечный, обшитый железом и окрашен желтой краской. Церковь имеет вид креста, северная и южная стороны шире восточной и западной, т.к. в средней части храма в трапезной устроен придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. Длина церкви, считая колокольню, — 31,3 м... Два иконостаса: один в главной церкви, другой в приделе. Фонарь на церкви круглый, покрашен синей краской.
   Колокольня четырехугольной формы в 3 яруса, высотой 22,8 м. Колоколов — 6. На одном из них надпись: «1882 год 15 мая, лит в заводе Финляндского в Московскую губ. Клинского у. в село Голенищево к храму святителя и чудотворца Николая». На другом написано, что он пожертвован прихожанами и почетными гражданами Растеряевыми в 1884 году. На остальных четырех надписей нет.
   Крест на колокольне вызолоченный, особых украшений не имеет. В стене колокольни, в средней части, имеется узкий проход наверх.
   Церковь внутри имеет вид четырехугольной палаты, от которой алтарь отделен стеной с тремя пролетами-полукружиями. Притвор отделен от трапезной части глухой стеной с полукруглым пролетом (дверью). Пол плиточный. Престолы из дуба. Жертвенник в одном полукружии алтаря с престолом.
   Солея — каменная, амвон сделан из белого камня. Клиросы четырехугольные около стен храма и никаких украшений не имеют.
   Стены расписаны живописным письмом, но не все. Во втором ярусе иконостаса иконы старого русского письма, а когда и кем написаны, неизвестно. Иконы Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Тайной Вечери и Усекновения главы Иоанна Предтечи обновлялись. Из книг — Цветная Триодь и Октоих, напечатанные в царствование Алексея Михайловича.
   Особенно замечательных вещей нет, кроме богатого по искусству отливки или чеканки серебряного Евангелия (XIX столетия), пожертвованного князем Юрием Александровичем Волконским, и картины, писанной на полотне, «Ведение Иисуса Христа на Крест» из картинной галереи Апраскина, пожертвованной генерал-майором Слободским.
   После революции церковь постигла участь большинства клинских храмов.
   В феврале 1941 года власти приняли решение о закрытии и сносе храма. В 1946 году еще стояли руины церкви и пустая колокольня. В бывшем доме священника устроили школу. В 1947 году колокольню свалили подкопом. Кирпичи разбирали пленные немцы. Через несколько лет разобрали здание школы, дорогие надгробия с кладбища забрали, простые столкнули бульдозером в овраг. Деревья рядом с храмом выкорчевали, пруд засыпали. Больше ничего уже не напоминало о том, что здесь когда-то был храм свт. Николая Чудотворца.
   Сейчас там, где когда-то стоял храм святителя Николая Чудотворца, местные жители установили постамент с крестом, с иконой Николая Угодника, и обнесли его металлической оградкой.
   ________________________

   [1] Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV—XVIII веков. - Клин, 2009. - С. 47.
   [2] Там же.
   [3] Там же.
   [4] Писцовая книга. РГАДА: Ф. 1209, д. 15659/3, лл. 485-490.
   [5] Ефимок — русское название западноевропейского серебряного талера. Слово «ефимок » происходит от названия первых талеров, чеканившихся в г. Йоахимсталь в Богемии (сейчас — Яхимов в Чехии). Эти монеты в большом количестве начали ввозиться в Россию, начиная с XVI века, и использовались как сырье для чеканки собственных серебряных монет.
   [6] Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV—XVIII веков. - Клин, 2009. - С. 47.
   [7] Там же.
   [8] Отказная книга. РГАДА: Ф. 1209. Дела старых лет по Клину. Д. 15638, лл. 379—380.
   [9] Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV—XVIII веков. — Клин, 2009. — С. 47.
   [10] Там же.

   
     (По материалам издания Клин православный : сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния / [составитель М. Д. Молотников]. - Клин : Христианская жизнь, 2012.)
    


   Назарьево, Хидырево, Сандырево Голенищево тож, церковь свт. Николая, учреждена между 1504 и 1545 гг. Возможно, выходило из состава Клинского уезда в начале XVII века.
   Один из сыновей Никиты Левашова, Хидырщик Федор Никитич Левашов, считается основателем рода Хидыревых [1]. Согласно Межевой грамоте 1504 года между верховьями реки Мошницы и рекой Сестрой находилось сельцо Перескоково Дмитрия Хидырщикова и сельцо Назарьевское, принадлежащее Хидыреву. Между 1504 и 1545 годами рядом с сельцом Назарьевским была построена церковь свт. Николая, которая в Смутное время была разорена. Поэтому в 1624 году сельцо упомянуто как пустошь, «что было село Назарьево» [2, стр. 626 (оборот)]. Очевидно его же имел в виду Матвей Левашов, завещавший вклад на помин души «к Николе святому в Хидырево» [3, стр. 184]. Церковь была восстановлена незадолго до 1646 года. После слияния деревни Субботино село Назарьево переименовано в Сандырево (ныне Голенищево) [4].
   1504 г., в Межевой грамоте 1504 года упомянуто между верховьями реки Мошницы и рекой Сестрой на землях Хидырева «сельцо Назарьевское» [5, стр. 377].
   1545 г., по Духовной грамоте Матвей Иванов Левашов давал деньги наряду с другими церквами Клинского уезда «к Николе святому в Хидырево» [3, стр. 185].
   1624 г., «Гл. 130. За князем за Иваном княж Ивановым сыном Лобановым Ростовским деревня Подольное на ручье» [2, стр. 626 (оборот)]. Упомянуты пустоши, «что был починок Усадище», «что было село Назарьево», в том числе «пустошь Онтонцево».
   1646 г., «За стольником за князем Иваном Ростовским Лобановым село Голенищево, 7 дворов» [6, стр. 93 (оборот)]. Перепись 1646 г. отмечает два вновь прибывших с прошлой переписи села, одно из которых Голенищево [6, стр. 145].
   1678 г., «Гл. 92. За стольником Иваном Ивановым сыном Вардеревским в вотчине село Сондурево, а в селе церковь Николая Чудотворца пуста» [7, стр. 111]. К селу относились деревни Подольное, Голенищево 3 двора, Семеново.
   1705 г., «Гл. 4. За стольником за князь Федором княж Михайловым сыном Волконским село Сандырево Голенищево тож на речке на Сандыревке, а в нем церковь во имя Николая Чудотворца, каменная. У той церкви двор поп Трофим Гурьев» [8, стр.22 (оборот)].
   1709 г., «Вотчина князь Федора княж Михайлова сына Волконского село Сандырево. В том селе церковь Николая Чудотворца, каменная, строение прежняго вотченника Ивана Иванова сына Вередеревского, со всякою церковною утварью. Во дворе поп Трофим Гурьев» [9, стр. 211 (оборот)].
   1715 г., «За стольником князь Федором княж Михайловым сыном Волконским село Сандырево Суботина тож. В том селе церковь каменная во имя Николая Чудотворца. При той церкви во дворе поп Трофим Гурьев 63 лет, у него жена Авдотья Логинова 74 лет. У него сын тоя ж церкви дьячок Иван 30 лет, у него жена Анна Федорова 27 лет. У него детей сын Иван 6 лет, Петр полу году, дочь Мария 4 лет, Матрена 2 лет. У него ж попа племянник родной Иван Лукин 23 лет, у него сестра девка Анна 19 лет» [10, стр. 103].
   1723 г., «Клинского уезду Подгородного стану в вотчине князь Федор Михайловича сына Волконского села Голенищева церкви Николая Чудотворца поп Семен Иванов» [11, стр. 178].
   ________________________

   [1] Рыжов, К. Все монархи мира, Россия: энцикл. / К. Рыжов. – М.: Вече, 2001.
   [2] 1624–1625 гг. (7132–7133 от Сотворения мира).Копия писцовой книги Клинского уезда, письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15626.
   [3] Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 2. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
   [4] Летопись родного города: поиск, находки, открытия: материалы район. краевед. конф. / Упр. по делам культуры и искусства Клин. муницип. р5на; МУК «ЦБС». – Клин, 2009. – Из содерж.: История деревни Голенищева и церкви святого Николая Чудотворца (1600–1947) / Л.К. Чубукова. – С. 11–17.
   [5] Собрание государственных грамот и договоров. Ч. I. – М.: Типография Н.С. Всеволжского, 1813.
   [6] 1646 год (7154 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15627.
   [7] 1678 год (7186 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628.
   [8] 1705 год. Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи стольника Василия Петровича Зиновьева и подьячего Никиты Егорова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15629.
   [9] 1709 год. Ревизские сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182.
   [10] 1715 год. Сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185.
   [11] Переписные книги Клинского уезда 1723–1724 годов. – РГАДА, ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1371.

   
     (По материалам издания Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. Исторические материалы для составления приходских летописей. - Клин, 2009.)

    


Посмотреть всю карту