Раевское - Благовещенская церковь

  • Печать

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Бориса Орлова.


   Село Раевское ныне Максатихинского района, от Твери 120 верст, от Максатихи 36 километров.
   Церковь Благовещенская, построена в 1794 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Святителя Димитрия Ростовского. В 1910 году церковь была разобрана из-за плохого технического состояния.
   Разрешение на строительство новой Благовещенской церкви было получено еще в 1900 году, после чего началось ее строительство, оконченное к 1910 году. Кирпичная церковь стоит у дороги при въезде в село на небольшом холме. Как и в старой церкви в ней освятили три престола: Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1802 года, исповедальные с 1827 года, план на землю.
   В 1901 году служили: священник Александр Соколов 34-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и земской школы, награжден в 1896 году набедренником. Диакон Иоанн Раменский 44-х лет, диаконом с 1885 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Павел Введенский 55-ти лет, в должности с 1865 года.
   Прихожан в селе Раевском, в деревнях: Куничихе, Найденихе, Хмелеве, Андронихе, Филизях, Бахореве, Осташихе, Андреянихе, Пархове, Алферихе, Выселке - 331 двор (1210 мужчин, 1358 женщин, все карелы).
   В 1915 году служили: священник Александр Соколов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Благовещенском храме 15 лет. Штатный диакон Иоанн Раменский 59-ти лет, на службе 29 лет, в Благовещенском храме 20 лет. Псаломщик Александр Пушков 32-х лет, на службе 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Куничиха, Найдениха, Хмелево, Андрониха, Филези, Бахорево, Осташиха, Андрианиха, Пархово, Алферихо, Выселки - 1466 мужчин, 1647 женщин.
   В приходе сей церкви находились семь часовен: 1) в деревне Хмелеве, Успения Божией Матери, построена в память Чудесного События 17 октября 1888 года, деревянная, 2) в деревне Андронихе, великомученицы Параскевы, деревянная, 3) в деревне Филизях, Великомученика Георгия, деревянная, 4) в деревне Бахореве, святых Флора и Лавра, деревянная, 5) в деревне Осташихе, Казанской Божьей Матери, деревянная, 6) в деревне Андреянихе, Вознесения Господня и Архистратига Михаила, деревянная, 7) в деревне Пархове, Святого Пророка Ильи, деревянная.
   В советское время утрачены боковык главы на храме и верхний ярус колокольни, а также настенная роспись внутри.
   В настоящее время проводится ремонт храма. Благодаря группе неравнодушных людей и "Реставросу" за лето 2015 года покрыли всю крышу храма (кроме алтаря), сделали стропильную систему, убрали стырый мусор и на крыше и внутри храма и самое главное заказали новую надвратную икону Благовещению и установили осенью.
   Вконтакте создана группа о ходе работ, сменах, поездках, отчеты-пожертвования , фото. - https://vk.com/raevskoe.
   Также ход работ, поездки и сбор пожертвований обсуждается на форуме сайта Храмы России - http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=4386.
   Для перевода пожертвования открыта карта Сбербанка: 4276 3800 4905 2660. В комментарии укажите - "на Раевское или на Храм"
   Получатель: Терентьева Екатерина Борисовна.

   
     (По материалам изданий: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914. и информации предоставленной Ольгой Кульшиной.)

     (Фото. № 1 Бориса Орлова.)
    


Фото. из архива Дениса Ивлева.


   История храма - информация из архива Памятники истории и культуры СССР. (Паспорт на храм).
   Село Раевское.
   От пос. Лесное авт. 34 до дер. Филюзи, далее 1,5 км. пешком.
   Храм Использовался под музей, биб-ку, клуб, пром.склад.
    Село Раевское входило в состав Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Здесь до 1910 года существовала Благовещенская церковь, построенная в 1794 г., в нач. 1910-х гг. она была разобрана из-за плохого технического состояния. Разрешение на строительство новой церкви было получено в 1900 г. Надзор за архитектурными работами осуществлял Кошелев.
   Церковь стоит у дороги при въезде с села с юга, на небольшом холме, обсаженном березами. Доминирую над окружающей местностью, церковь хорошо видна еще издали, с шоссе «Максатиха-Лесное».
   Здание кирпичное, неоштукатуренное, на цоколе из крупных гранитных блоков. Храм трехнефный, четырехстолпный. Церковь является важной архитектурной доминантой села. Принадлежит к эклектическому направлению культурной провинциальной архитектуры нач. XX в., ярусная с пирамидальной композицией. Рамы от окон первого яруса как и верхняя – с арочными завершениями, остальные рамы – овальные. Завершение царских врат выполнено виде сени. Северное и южное крылья иконостаса, одноярусные.
   Колокольня была двухъярусной (второй ярус на полуярусе). Первый ярус открывается снаружи широкими арочными проемами.
   Утрачены боковые главы на храме и верхний ярус колокольни; кровля местам проржавела; заколочены окна; внутри почти полностью утрачена настенная живопись; разрушена лестница на ярусы звона, Сохранившиеся иконостасы стилистически относятся к XIX в. И, возможно перенесены из разграбленной церкви.
   Церковь сложена на известковом с цементом растворе из кирпича размером 26x13x8 см, кладка – цепная, шов не обработан.

   
     (По информации Ольги Кульшиной с форума сайта Храмы России.)

     (Фото. № 2 из архива Дениса Ивлева. 1970-е гг.)
    


Фото. из архива Ольги Кульшиной.


ОДИНОКИЙ ВЕЛИКАН

   На главной площади деревни возвышается красный великан. Самое большое и высокое здание во всей округе. Храм построен из красного кирпича. Но это не всегда было так. Возведенный в 1794 году храм был меньше размером и стены были оштукатурены в белый цвет. Изветшав, старый храм стал разрушаться, и в 1900 году было получено разрешение на его перестройку. Но только в 1910 году храм приобрел свой окончательный вид. Это было грандиозное сооружение с колокольней и тремя приделами – Благовещения, святого Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского.
   В Раевской волости было двенадцать деревень, более трехсот дворов и свыше трех тысяч жителей.
   В семи деревнях были построены часовни:
   1. Успенской Божьей Матери в деревне Хмелево;
   2. Великомученицы Параскевы в деревне Андрониха;
   3. Великомученика Георгия в деревне Филюзи;
   4. Святых Флора и Лавра в деревне Бахарево;
   5. Казанской Божьей Матери в деревне Асташиха;
   6. Вознесения Господня и Архистратига Михаила в деревне Андрияниха;
   7. Святого пророка Ильи в деревне Пархово.
   Эти часовни, как дети великана, разбежались по Раевской волости и застыли, маленькие, но величественные и таинственные.
   Много лет назад и церковь и часовни были заброшены. Деревянные домики часовен либо сгорели, либо разрушены временем, либо разграблены. Красный великан, замерший на холме у южного въезда в деревню, очень долго сопротивлялся ветрам, дождю, морозам и варварскому отношению людей. Его заколоченные окна напоминают печально закрытые глаза.
   В советские годы храм использовался как музей, библиотека, клуб, а затем и как продовольственный склад. Каждый раз храм переделывали под свои нужды. Внутри до сих пор стоит кирпичное строение, в котором располагался морозильник для мяса.
   Однажды храм был и вовсе заброшен. Все окна заколочены, двери закрыты.
   Сейчас храм наполовину разрушен и совсем не похож на фотографии из архива. Колокольня лишилась верхнего яруса. Исчезли боковые главы с куполами. Кровля провалилась, а дожди и непогода уничтожили роспись на стенах, превратили в труху деревянные полы.
   Иконостас бесследно исчез, как и богатое убранство храма. Кованые кресты ржавеют, сброшенные в высокую траву. И только плакучие березы, окружающие здание, все так же красивы, но очень печальны.
   Странно. Как рассказывают старожилы, люди всем миром собирали яйца для раствора, на который клались кирпичи при строительстве. Так почему же они так варварски отнеслись к тому, что некогда любили.
   Шли года. Советского Союза не стало. По всей России стали восстанавливать церкви.
   Сейчас и красный великан в деревне Раевское обрел новую семью. В нем появился настоятель. Постепенно храм восстанавливают. Это делается на пожертвования.
   Покрыт главный купол и часть крыши. Открыты и застеклены некоторые окна, восстановлены двери. Настилаются полы. Регулярно проходят службы. Великан потихоньку оживает. Пройдет еще очень много лет, пока храм обретет былое величие. Дорога, от таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством», висящей у главного входа, до полного восстановления, очень длинная.

   Конкурсное сочинение Кащенко Максима «Одинокий великан» (с сокращениями) МОУ СОШ №50. Преподаватель Морозова Е.В.

   
     (По материалам сайта Тверская областная Рериховская общественная организация.)

     (Фото. № 3 из архива Ольги Кульшиной.)
    


   Поздний памятник кирпичной эклектики, фасады которого оформлены в духе древнерусского зодчества. Огромный для своего времени храм сменил каменную церковь 1794 года с тремя престолами (святителя Николая и Димитрия Ростовского). Храм, выстроенный в карельском приходе к 1910 году, так и не был окончательно отделан до революции (не был расписан, не были заказаны новые иконостасы). Тем не менее, все три придела были освящены, богослужения продолжались до конца 1959 года (с перерывами в 1941-1943 и 1950-1956 гг.). Затем храм был закрыт и использовался как склад.
   В 1990-е гг. здание начало быстро приходить в упадок, разрушилась кровля. Восстановление началось в 2012 году, в 2015 году устроена новая кровля.
   Пожар 14 мая 1957 года полностью уничтожил купол, повредил кровлю на других частях здания. Однако церковь оставалась действующей, и приход смог закрыть купол хотя бы упрощенной кровлей. Но после передачи здания колхозу, проблемы с перекрытиями стали постепенно нарастать, приведя к тому, что уже в 1990-х гг., хотя здание формально было закрыто, оно пришло в негодность. Уцелевшие иконы были все разграблены. Уже в 1970-х гг. купол протекал и лишился части железа.
   Это крупный четырехстолпный храм, перекрытый сферическими и крестовыми сводами с сильно вынесенным на квадратном постаменте двенадцатигранным барабаном. Колокольня разобрана в 1960-х (?) гг. Отделка фасадов сильно утрачена - на углах основного объема и ризалитов располагались небольшие главки (минимум, четыре, а, вероятно, все двенадцать). Их остатки были хорошо заметны на фасаде (части их храм лишился в 1957 году, остальные были вскоре разобраны колхозом). Постаменты их были украшены килевидными закомарами. Часть этих куполов были полностью деревянными, часть имели кирпичные постаменты.
   Из фотографий видно, как богато был украшен фасад - пояски ширинок, положенного на ребро кирпича, бегунка, карнизов разной формы. Суховатый в целом декор был на этом очень большом здании необходим, не давая фасадам превращаться в огромные пустые стены.
   Самой богато украшенной частью этого храма, даже после катастрофы, оставался барабан, с очень эффектным, устремленным вверх яйцевидным куполом, богато украшенным каменными узорами - килевидными кокошниками разной формы, поясками и карнизами.
   Купол 1958 года продержался до самого начала 2010-х гг., часть изначальных крестов находится внутри храма, один лежит у южной стены.
   Храм был обсажен "противопожарными" березами, в настоящее время - уже почтенными столетними деревьями, но, как видим, они не уберегли его от огня с неба.
   От колокольни сохранился только первый ярус и основание второго. Сравнительно с остальными частями храма она выделяется только "срезанными углами" пилястр.
   Исключительно интересен интерьер храма - благодаря сохранившимся в нем трем иконостасам, оставшимся от прежнего каменного храма 1794 года. Они свидетельствуют, что ни одной переделки этот прежний храм до своего сноса не пережил. Все три иконостаса соответствуют времени рубежа XVIII-XIX вв.
   Обращает внимание, как глубоко вдвинут в алтарный проем очень маленький для такого собора иконостас, предназначавшийся, очевидно, для довольно крупного храма, скорее всего, с восьмериком. Прямо над ним - замок крестового свода, еще дальше - апсида. Боковые грани восточных столбов, по идее, должны закрываться высоким иконостасом, который должен был бы быть метра на два-три ближе к центру храма. Придельные иконостасы сохранились не полностью.
   Интересно офомлена в штукатурке центральная глава. Поскольку было очевидно, что постамент главы даст нежелательную пустую плоскую поверхность ее зрительно разбили на "подпружные" арки, выделенные светло-голубым цветом (арок, на самом деле, никаких нет). Купол, перекрытый высоким, двенадцатилотковым сводом.
   Состояние храма к началу 2010-х гг. было, безусловно, удручающим. Полы прогнили от постоянной сырости и протечек кровли, вода рвала кладку, как наружных, так и внутренних стен.
   Попытки возродить храм начались еще в 1990-х гг. Но работы толком не начинались. Были изготовлены новые рамы на окна, так на них и не поставленные, сгнившие и в итоге в 2015 году утилизированные.
   В 2012 году начались работы силами созданного при храме объединения дачников и местных жителей и священника Александра Рабцуна. В этом году был перекрыт купол. Попутным результатом стало полное уничтожение старой (надо сказать, полностью размороженной) кладки кокошников, без обмеров и фиксаций.
   В 2015 году силами добровольческого молодежного православного центра "РеставросЪ" (отметившегося также работами по консервации храма в Рыбинском-Заручье) была убрана старая, полностью сгнившая кровля. Сделана новая стропильная конструкция. И настлана кровля на основном объеме здания. Кроме того, зашиты окна, очищен фундамент, расчищена паперть.
   Сложно оценивать однозначно результаты этих работ. Работы "Реставроса" можно только приветствовать. Здание в ином случае было абсолютно обречено. При обрушении сводов надежд на какие-то будущие реставрационные работы, как правило, нет. С другой стороны, именно купол был наиболее ценной, "играющей" частью этого храма и превращение его в некую грубую "крышку" откладывает на неопределенное будущее его воссоздание, если оно состоится вообще. Нынешний купол, при всей его фантазийности, всех устраивает.
   Однако здание очень проблемное для эксплуатации, теплым оно было исключительно при амосовских печах, сломанных уже к 1930-м гг. Существующие печи (также сломанные) - 1930-1940-х гг. Но ими, судя по документам послевоенного прихода, отопить храм было практически невозможно, невозможно было и отгородить в нем какую-то зимнюю часть. Поэтому существование в Раевском православного прихода неизбежно будет возможно только в теплое время года. Как и дальнейшие работы по его восстановлению.

   Павел Иванов

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

    


Посмотреть всю карту