Добшо (Допшо, Добшо погост, Допша погост) - Успенская церковь

  • Печать
Успенская церковь.


   Погост Добшо, от Пскова 350 верст, входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Успенская церковь, каменная, построена в 1762 году «тщанием полковника Герасима Семеновича Раздеришина» на месте прежней, одноименной.
   Имела три престола: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы и придельные во имя святой великомученицы Параскевы и во имя Святителя Николая Чудотворца.
   На отдельно стоящей от церкви колокольне висело 10 колоколов, на пяти из которых имелась надпись: «Лит сей колокол коштом примером прихожанина Eгopa Васильевича сына Раздеришина». Самый большой весил 40 пудов, caмый малый 2 фунта.
   В храме хранились особочтимые прихожанами иконы Господа Вседержателя и Beликомученицы Параскевы, которая, по преданию, была явленной. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли 42 десятины. Неприкосновенного капитала 500 рублей. С 1900 года при храме действовала цepковно-приходская школа.
   Прихожан в 1876 году - 174 двора (696 мужчин, 759 женщин), в 1879 году - 741 мужчина, 810 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник В. Архангельский.
   В разные годы служили:
   Свящ. Василий Емелиянович Архангельский - 1868 -
   Свящ. Иаков Васильевич Архангельский - 1913 -
   Дьякон Константин Аполицкий (пс.-д.) зшт † 26.06.1916
   Дьякон. место - псаломщик Александр Ратьковский 23.09.1916 -
   В 1913 году служили: Священник Архангельский Иаков Васильевич, псаломщик Покромкин Павел Кондратьевич.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)

     (Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


Успенская церковь.


   Село Допшо открывается с холма сразу. В центре стоит высокая церковь, а за ней виднеется узкая полоска воды соименного озера. Когда-то на берегу озера Допшо существовал погост. Сейчас этим словом часто называют кладбище. В глубокой же древности оно обозначало место, где собирались торжища-погосты или же существовали языческие святилища. Такие места особенно почитались на Руси, а если поблизости находился родник, то ему приписывали живительную чудодейственную силу. В Стране истоков чудодейственных родников было много. Иногда они действительно отказывались лечебными, содержали большое количество органических солей. Чаще же живительные свойства воде приписывала народная фантазия. Такой «святой» родник существовал и неподалеку от Успенской церкви. Еще немного более сорока лет назад один из торопецких краеведов записал: «В окрестностях погоста Допшо имеется родник, водой которого окрестные жители пользуются для лечения глаз, и на дне ключа можно почти всегда видеть монеты и другие вещи, принесенные сюда особенно признательными пациентами этого родника...».
   «Признательные пациенты» не только приносили дань роднику. Ими же в глухом отдаленном месте была построена каменная Успенская церковь. Архитектурные формы здания, его декорация хорошо знакомы по торопецким церквам и напоминают композицию Успенской или Рождественской церкви в городе. Как и там, при церкви села Допшо была отдельно стоящая колокольня. Но что отличает Успенскую церковь от других – это декор. В нем нет ничего нового. Он хорошо известен по городским образцам. Набор же самих декоративных форм и их варианты дают бесконечные сочетания. Достаточно было увеличить ширину карниза, как убранство церкви становилось более нарядным. Однако строители этим не ограничились. Они прибегли к любопытному приему – углы четверика апсиды и трапезной между пилястрами обработали рустом. С точки зрения классического искусства такой прием совершенно неправильный, но именно он дал интересный эффект, объединил две пилястры в декоративную композицию большими полотенцами, ритмически повторенную на фасадах. Не менее красивы килевидные порталы, близкие к порталам Казанской церкви и сохраняющие традиции предшествующего столетия.
   Один из излюбленных приемов торопецкой архитектуры – контраст внутреннего пространства храма и трапезной. Низкие сводчатые перекрытия трапезной, ориентированные поперек центральной оси церкви, придают интерьеру спокойное, неторопливое развитие вширь. Поэтому переход из трапезной в храм всегда неожиданный. Смена впечатлений такова, будто из уютных обжитых комнат сразу попадаешь в парадный торжественный зал. Подобные интерьеры характерны не только для торопецкой школы. Они достаточно хорошо известны по более ранним памятникам, но здесь это становится принципом, который тем активнее, чем контрастнее переход от низких помещений трапезной к высокому храму.

   
     (По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
    


   Классический памятник осташковской архитектурной школы 2 половины XVIII века. Небольшой Успенский храм с приделами святителя Николая и великомученицы Параскевы Пятницы построен на старинном погосте на средства помещика полковника Герасима Раздеришина.
   Храм, закрытый в 1930-х гг., в настоящее время руинирован.
   Успенская церковь - типичный храм типа восьмерик на четверике. С востока к основному объему примыкает граненая апсида, с запада - трапезная с невысокими коробовыми сводами.
   Вблизи хорошо видно, что это произведение несколько иного круга, чем целый ряд торопецких памятников 3 четверти XVIII столетия, условно говоря, идущий от торопецкой церкви Рождества Богородицы. Отличие церкви в Добшо от них состоит в большей "классичности" и довольно причудливом сочетании на ее фасаде деталей из архитектуры XVII и конца XVIII столетий.
   На самом деле ближайший ее аналог обнаруживается не среди торопецких, а среди осташковских памятников, а точнее - это Преображенская церковь города Осташкова (1760-1762), которая, в свою очередь, является вольной репликой знакового памятника - Смоленского собора Житенного монастыря (1737-1742). Смоленский собор утрачен почти наполовину. Преображенская церковь - полностью.
   Родство торопецкого и осташковского памятников настолько очевидно, что уже Галашевич справедливо полагал, что в 1760-х гг. в обоих соседних уездах работала одна артель (осташковская по происхождению), которая возвела довольно много сходных церквей, видимо, в связи с массовой загруженностью в эти же годы собственно торопецких каменщиков. В Добшо от Преображенской церкви очень многое. И четкое деление стен широкими пилястрами с хорошо проработанными профилями, и не встречающиеся на торопецких храмах этого периода крещатые ниши в их основании.
   От осташковского памятника была, видимо, и колокольня. Она не сохранилась в Добшо, но была, как известно из описаний, отдельно стоящей. Вероятнее всего, ее ближайшими аналогами были как колокольня Преображенской церкви, так и утраченная колокольня Корсунского собора в Торопце.
   Наличники Успенской церкви в Добшо выглядят интересными только до тех пор, пока не понимаешь, что все они одинаковые. Это хорошо выполненные барочные рамы, однако отличающиеся от аналогичных на "настоящих" торопецких памятниках большей сухостью и однообразием деталей. Полувалики на их завершениях кажутся не очельями кокошников как в церквях Торопца, а деталями из ассортимента "высокого" столичного архитектурного стиля. Они одинаковы везде. На четверике, восьмерике, трапезной и апсиде. Где-то они просторно размещены на поверхности стены, где-то едва умещаются в пространстве между пилястрами (как, например, на апсиде), но они везде одинаковые даже по размеру.
   Две особенности декора делают этот храм по-настоящему уникальным. Первая, самая заметная - его порталы, очень архаичные на таком сооружении, восходящие к архитектуре XVII столетия, а точнее, к убранству хорошо известного основного осташковского прототипа - ярославского по происхождению первого каменного Богоявленского собора Ниловой пустыни.
   Вторая уникальная деталь - рустованные углы. Мастера покрыли рустом все углы храма за исключением углов восьмерика. Неизвестно, так ли были обработаны углы у Преображенской церкви, но Смоленский собор в Житенном монастыре фрагментарно сохранил как раз рустованные угловые пилястры, так что источник углов в Добшо очевиден. Однако в осташковском соборе руст на углах не перекрывается плоскими стенными пилястрами, отчего только в Добшо возникает своеобразный художественный эффект, совершенно не свойственный "нормальной" рустовке. Руст как бы "прячется" под пилястру.
   А.А. Галашевич отмечал в 1972 году яркий эффект от перехода из низкой трапезной к высокому пространству летнего храма. К сожалению, в советское время в западной стене был сделан пролом, отчего нарушились внутристенные связи и сейчас (2016 год) центральная часть трапезной рухнула.
   Летний храм никогда не был расписан. Отметим хорошо выполненные конические тромпы и грамотно сведенный лотковый свод восьмерика.
   В храме с момента постройки не было ни одного крупного ремонта, тем более досадна полная утрата его интерьеров.
   Состояние здания плачевное, ремонт его не предполагается. В Добшо в 2013-2015 года построена новая церковь (Никольская), освящена 30 сентября 2015 года. Вместе с тем в настоящее время еще возможно законсервировать и спасти остатки исторического (Успенского) храма - но меры по его сохранению необходимо принимать в самое ближайшее время.

   Павел Иванов

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

    


Посмотреть всю карту