Московская обл., Шаховский район, Шаховская (Московская губ., Волоколамский уезд) - Подворье Елизаветинской общины в Шаховской
![]() |
|||
Не построенный монастырский храм. Художественная реконструкция. Художник-архитектор Иван Краснобаев. |
В 1913 в поселке при станции Шаховская Волоколамского уезда Московской губернии (в настоящее время посёлок Шаховская Шаховского района Московской области) при имении Е. А. Нарышкиной было учреждено подворье Елизаветинской женской общины Зубцовского уезда Тверской губернии. Ок. 1917 подворье получило статус самостоятельной общины. Закрыта в 1920, постройки отданы под школу, позже сломаны.
В начале 1915 г. на ст. Шаховская (территория современной больницы) основан женский монастырь Елизаветинской общины на 20 келий - деревянные бараки и деревянная церковь по проекту архитектора Высочайшего Двора В.А. Покровского. Община просуществовала до 15 мая 1920 г., когда монастырские здания были отобраны в пользу народного образования, церковь стала приходской. С 1927 г. территорию общины занимают здания районной больницы, но до сих пор остался фундамент церкви во дворе дома 52 по 1-й Советской улице.
![]() |
|||
Проект церкви Елизаветинской общины при станции Шаховской Московско-Виндавско-Рижской железной дороги. Архитектор Покровский В.А. 1910-е гг. |
В 1915 году на подворье общины была построена деревянная церковь Иоасафа Белгородского. В 1917 году община Елизаветинского подворья стала самостоятельной, а 1920 году - была закрыта, а её храм до 1931 г. был приходским. В 1929 году был образован Шаховской район. Повреждённый во время войны храм, вскоре был разобран, а на территории общины (в 800 м к северо-востоку от станции) была устроена центральная районная больница.
В 1914-1915 гг. для общины выстроена небольшая деревянная церковь под низкой шатровой кровлей с колокольней на территории современной больницы. Проект В.А. Покровского на постройку в неорусском стиле кирпичного храма с тремя деревянными шатрами и звонницей не был осуществлен из-за Первой Мировой войны. Закрыта в 1931 году, колокольня разрушена, а здание церкви перестроено в амбулаторию. В войну здание было повреждено и позже разобрано. До недавнего времени можно было видеть остатки фундамента церкви и до сих пор сохранились берёзы, посаженные монахинями рядом с храмом. К сожалению, ни одной фотографии этой церкви не сохранилось.
![]() |
|||
Проект церкви Елизаветинской Общины при станции Шаховская (1911) Москов. обл. Архитектор В.А. Покровский |
(По материалам сайтов Храмы России, Вдоль Рижского Хода, Народный каталог Православной архитектуры.)
(Рис. 1 художника-архитектора Ивана Краснобаева из статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка". Рис. 2 с сайта Российская Империя в фотографиях. Рис. 3 с сайта StudFiles.)
В 1913 году в поселке Шаховская было учреждено подворье Елизаветинской женской общины из Тверской губернии.
В подворье при имении Е.А. Нарышкиной были построены деревянные бараки на 20 келий. Начальницей общины стала монахиня Евгения.
В Шаховском подворье общины небольшая деревянная церковь Иоасафа Белгородского под низкой шатровой кровлей и колокольней была построена в 1914 году в память 300 летнего царствования державного дома Романовых. Единственный Иоасафовский престол освящен 21 декабря 1914 года.
К сожалению, развитию общины помешала первая мировая война. Подготовленный для общины архитектором Высочайшего Двора В.А. Покровского проект на постройку в неорусском стиле красивейшего кирпичного храма с тремя деревянными шатрами и звонницей так и не был осуществлен.
После революции 1917 года, на православную церковь начались гонения. Первой в Шаховской пострадала Елизаветинская община, которая к тому времени из подворья стала самостоятельной общиной.
В мае 1920 г. в Елизаветинском женском монастыре на станции Шаховская Волоколамского уезда начала работу комиссия исполкома по ликвидации монастыря. В разгар работы комиссии в Волоколамское ЧК пришёл донос священника монастыря, в котором подробно описывалась антисоветская деятельность настоятельницы монастыря Евгении (Ковалищенковой) по спасению общины.
![]() |
|||
Проект деревянной Иоасафовской церкви-часовни // ЦГАМ ф. 54, о. 168, д. 199. |
Заканчивался донос предупреждением, что в монастыре в ближайшее время готовятся мероприятия против местных властей, а именно: «22 мая м.Евгения собирает приходское собрание для выноса постановления обо мне, якобы, виновника ликвидации монастыря, для чего рассылает повсюду повестки своим единомышленникам. Собрание это, как незаконное и не по праву собираемое и, притом же, намеревающееся идти вразрез с Постановлением уездного исполкома, полагал бы совсем не допустить» [1].
По глубокому убеждению, доносчика, «истинным виновником» ликвидации монастыря являлась сама настоятельница Евгения, которая накликала на себя это событие своим невозможно скандальным и прямо враждебным отношением к открытой советской школе и учительнице, преподававшей там.
За исключением пяти сестёр, единомышленниц настоятельницы Евгении, остальные монахини и послушницы, по мнению священника-доносчика, безвредные и притом — хорошие работницы-рукодельницы могли бы с пользой для себя и для дела остаться на местах для обслуживания приходского храма и удовлетворения нужд местного населения в рукодельных работах, образовав из себя рабочую артель.
Судя по объяснениям настоятельницы Евгении, главной причиной её неприятия священника и сложных отношении с его женой, неприязни к нему монашеской общины и верующих, и его действий по ликвидации монастыря стали его «обновленческие» взгляды и постоянная работа на чекистов, о которой было известно всем.
![]() |
|||
Проект монастырского каменного храма // ЦГАМ ф. 54, о. 167, д. 134. |
22 мая по указанию председателя Волоколамского исполкома собрание верующих в монастыре было разогнано милицией. А 28 мая на платформе станции Шаховская были арестованы члены делегации прихожан, настоятельница Елизаветинской общины Евгения и сопровождающие её сёстры-монахини, направлявшиеся в Москву с прошением.
Следствие по делу «Контрреволюционной агитации против советской власти гр. матери Евгении и др.» местными чекистами проводилось ускоренными темпами. Свидетельские показания были собраны к 12 июня, и материалы дела переданы на рассмотрение следственной комиссии Московского ревтрибунала с заключением местных чекистов. Там утверждалось, что монахиня Евгения вела против священника и его единомышленников агитацию и восстанавливала крестьян против него, а также агитировала против соввласти, так что в настоящее время все такие элементы должны быть в конц.лагере, а не на свободе.
14 июля 1920 дело было передано следователю для дачи заключения и вызова необходимых свидетелей. Похоже, следователь достаточно серьёзно подошёл к расследованию. Допросив свидетелей и тщательно разобравшись в ранее происшедших событиях, он направил подробный отчёт в Ревтрибунал.
![]() |
|||
Не построенный монастырский храм. Художественная реконструкция. Художник-архитектор Иван Краснобаев. |
Сообщив, что после постановления Волоколамского исполкома о ликвидации монастыря, местные крестьяне, будучи недовольные этим постановлением, избрали из своей среды делегацию из нескольких лиц, которая и выехала в Москву, чтобы похлопотать перед центральной властью об оставлении Елизаветинской общины. Он заметил, что это не является противозаконным действием. Разгон же милицией собрания прихожан и последующий арест членов делегации и настоятельницы монастыря с сёстрами он считал не только неправильным, но и противозаконным.
В заключение отчёта следователь утверждал, что из материалов дела не усматривается никаких контрреволюционных действий означенных лиц, исключая их желание опротестовать постановление местной власти перед центральной, и предлагал Московскому ревтрибуналу, ввиду недостаточности улик для обвинения Ковалищенковой и др. в контрреволюционной агитации, делопроизводство прекратить.
17 сентября 1920 г. арестованные были освобождены, а дело прекращено. Но к этому времени Елизаветинский женский монастырь был уже ликвидирован, а монастырские здания были переданы в пользу народного образования. Иоасафовская церковь была утрачена.
[1]. Следственное дело «Контрреволюционной агитации против советской власти гр. матери Евгении и др.» // ЦГАМО. Фонд 4613. Опись 1. Дело 1299.
(По материалам статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка" из группы Шаховское благочиние в Контакте.)
(Рис. 4, 5 из статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка". Рис. 6 художника-архитектора Ивана Краснобаева из статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка".)