Тверь - Рождества Христова Христорождественского женского монастыря собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Тверь, ул. Пролетарский Поселок, 1а

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ


   По преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь основан в конце XV века. Существующие каменные постройки монастыря относятся к концу XVIII началу XX века.
   Собор Рождества Христова является композиционным центром монастырского ансамбля. Его строительство было начато на 1810 году на вклады царской семьи, но в 1813 году почти готовое здание рухнуло, существующий ныне двухэтажный собор закончен строением лишь в 1820 году. Проект храма принадлежит архитектору К.И. Росси, работавшему в это время в Твери.
   Здание выполнено в стиле позднего классицизма, сложено из кирпича, оштукатурено, детали из белого камня. Облик сооружения отличается подлинной монументальностью. Прямоугольный в плане объем увенчан торжественным пятиглавием. Фасады с небольшим ризалитом в центре украшены четырех колонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Верх стен опоясывает дорический фриз. Здание отличается запоминающимся силуэтом, является высотной доминантой современного Пролетарского района города.
   В советские времена здание арендовало спортивное общество.


План собора   Собор Рождества Христова возведен по проекту К.И. Росси. Строительство собора началось в 1810 г. на вклады царской семьи. Однако почти завершенное здание в 1813 г. обрушилось и ныне существующее сооружено вновь в 1814-20 гг. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Квадратный в плане храм, увенчанный пятью купольными главами на цилиндрических барабанах, выполнен в стиле позднего классицизма с характерным для него декоративным убранством.
   Средние части всех фасадов подчеркнуты одинаковыми ризалитами небольшого выноса, а с трех сторон кроме восточной их украшают монументальные четырехколонные портики тосканского ордера, завершенные антаблементом с триглифным фризом и треугольными фронтонами. На восточном фасаде колонны заменены пилястрами. Внутри портиков колоннам соответствуют пилястры, поставленные и на углах четверика (с выпуском ребра). По сторонам портиков находятся прямоугольные окна в обрамлении пилястр и неполного антаблемента. Окна алтарного ризалита - арочные. Массивный центральный барабан прорезан 12 арочными окнами. Архивольты их обрамлений соединены тягой на уровне пят. Тягу перебивают поставленные в простенках ионические пилястры, поддерживающие гладкий фриз и карниз. Боковые главы глухие; ложные арочные окна на их барабанах перекликаются с декором центральной главы.
   В интерьере четыре мощных, широко расставленных столба-пилона поддерживают с помощью подпружных арок купол на крупном световом барабане. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен через паруса. Рукава креста перекрыты лотковыми сводами, угловые ячейки, над которыми поставлены малые барабаны, - крестовыми. Стены оштукатурены и первоначально были окрашены в голубой цвет. В оконных проемах сохранились решетки с характерным для позднего классицизма рисунком, а также металлические двустворчатые двери порталов. Полы поздние, цементные. Под восточной частью собора находится подвал, освещенный окнами, пробитыми в 1960-е гг. в восточной стене.

   
     (По материалам Официального сайта Тверской епархии и издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.))

     (Фото. hram-tver. 2011 г.)
    


   Во время Литовского разорения Христорождественский монастырь был разграблен и опустошен, его храм и кельи сожжены. Но игуменья Аполлинария, которой было суждено пережить это страшное время, вместе с несколькими уцелевшими сестрами уже в 1613 году вернулись на святое место. Возрождение монастыря начали с возведения храма. Он был построен в прежнее наименование – во имя Рождества Христова, был деревянный, шатровый с папертью, крыт тесом. По описи, составленной в первой половине XVII века, значилась «в монастыре церковь деревяна Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с земли рублена клетцки, с церкви шатер рублен, крыта тесом с папертью».
   Опись подробно говорит и о внутреннем убранстве храма. Игуменья Варсонофия называет имена тех, кто жертвовал на убранство храма. Благодаря этому их имена сохранились на столетия, и мы знаем и поминаем тех жертвователей сегодня. В их числе посадские люди Афанасий Шешков, Косьма Горецкий, Яков Голубятников. «В алтаре ризы, и стихарь, и патрахель и книга Минея общая – данье блаженная памяти Государыни старицы инокини Марфы Ивановны».
   Из описания церкви и утвари видно, что особенное внимание игуменьи и сестер было обращено на храм Рождества Христова: он по возможности благоустраивался. Святые престолы, жертвенник, богослужебные сосуды, крест и Евангелие, ризы, книги – все было в наличии, кроме колоколов. Но нельзя было не заметить и скудости, и ветхости многих предметов. Но эта материальная скудость восполнялась молитвами инокинь и истинно подвижническою их жизнью.
   В 1646 году, спустя пять лет после приведенного описания состояния Христорождественского монастыря, царь Алексей Михайлович по случаю восшествия на престол излил щедрые дары на этот монастырь.
   Со временем деревянный храм обветшал, да и уже не соответствовал потребностям нового времени. Во многих местах стали строиться каменные церкви, более прочные и защищенные от пожаров. Кроме того, с каждым годом росло число богомольцев, с чем увеличивались и материальные средства обители. Поэтому игуменья Маргарита в 1765 году испросила разрешение у архиепископа Тверского Гавриила построить вместо деревянного каменный храм в честь Рождества Христова с приделом во имя Алексия, человека Божия, и с колокольнею. В то же время монахиня Надежда стала добиваться разрешения устроить за свой счет и придел в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
   Новый трехпрестольный храм был построен, в ноябре 1779 года был освящен последний, третий, его придел. В 1787 году Екатерина II пожаловала Христорождественскому монастырю 200 рублей – сумму по тогдашним временам значительную. В 1797 году свои благодеяния на монастырь излил император Павел, в 1804 году – Александр I.
   Число богомольцев, посещающих Христорождественский монастырь, постоянно росло, и прежний храм Рождества Христова уже не мог вместить всех желающих, особенно в зимнее время. К тому же в левой стороне храма, в приделе Алексия, человека Божия, появилась значительная трещина. Возникла необходимость перестроить храм, тем более что были и благодетели, готовые жертвовать на святое дело. В мае 1809 года было получено разрешение на строительство храма от владыки Мефодия. План и фасад новой церкви были одобрены его высочеством герцогом Георгом Голштейн-­Ольденбургским, супругом великой княгини Екатерина Павловны. Тогдашний губернатор Александр Андреевич Ушаков распорядился выдать из Жёлтиковской рощи лесу по казенной цене. Заготовлено было множество кирпича и дикого камня.
   В декабре 1809 года государь император посетил обитель вместе с великою княгинею Екатериной Павловной и ее августейшим супругом.
   В июне 1810 года, в бытность Александра I в Твери, был заложен новый храм.
   Храм строился успешно, и в 1812 году кирпичная кладка была завершена. Оставалась внутренняя отделка. Но работы были остановлены из­за французского нашествия.
   В сентябрьскую полночь 1813 года храм внезапно, по непонятной причине рухнул и обратился в груду развалин. По счастью, никого ни в храме, ни возле него не было. Никто не погиб. Не пострадали ни рядом стоявший прежний храм, ни кельи монахинь.
   Строительство нового, ныне существующего Христорождественского храма было начато на прежнем месте в 1814 году и продолжалось до 1820 года. В том же году были освящены главный престол во имя Рождества Христова и один из приделов храма – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Другой храмовый придел был освящен в 1824 году.
   Как свидетельствуют очевидцы, внутренний вид новоосвященного храма действительно соответствовал своим убранством дому Господню: так изящно все было выполнено.
   Вскоре после освящения храма игуменья Аполлинария позаботилась об устройстве новой ризы на чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Все, что было драгоценного из даров, приложенных к святой иконе, было собрано и размещено на иконе. В том числе драгоценный аметист, осыпанный с двух сторон бриллиантами, пожалованный императрицею Мариею Фёдоровной, четки гранатовые, на них крест золотой с бриллиантами, вензель бриллиантовый с короною императрицы Екатерины II, множество крупного и мелкого жемчуга…
   Исследователи полагают, что здание, начатое на прежнем месте в 1814 году, строилось, вероятно, по новому проекту. Автор проекта неизвестен. Но в научной литературе постройку главного соборного храма Христорождественского монастыря связывают с именем архитектора Карла Росси, который до 1816 года работал в Твери, где перестраивал и заново отделывал Императорский дворец, а также выполнил ряд проектов жилых домов образцовой городской застройки.
   Специалисты считают, что особенности памятника не противоречат этой версии. Однако наивная и несколько примитивная трактовка деталей, упрощенная профилировка обломов карнизов, вероятно, связаны с тем, что собор строился после отъезда зодчего местными мастерами. Внутренние поверхности стен были расписаны маслом в 1869 году.
   А вот выписка из паспортных данных на памятник архитектуры федерального значения – собор Рождества Христова Христорождественского монастыря: «Христорождественский собор является композиционным центром всего монастырского комплекса, благодаря своим крупным размерам, играет существенную роль в организации окружающего городского ландшафта. Кирпичный, оштукатуренный, он поставлен на белокаменный цоколь, из белого камня выполнены отдельные элементы декора. Здание является характернейшим примером пятиглавого центрического собора, сложившегося в русском классицизме в конце XVIII – начале XIX веков. Хорошо найденные пропорции, важная роль в организации окружающей застройки ставят этот памятник архитектуры в ряд лучших произведений, созданных в первой трети XIX века в городе Твери».

   Надежда НЕСТЕРОВА,
   Тверские ведомости

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)
    


   Храм Рождества Христова Христорождественского женского монастыря в Твери, построенный в начале XIX века по проекту знаменитого Карла Росси, без сомнения, один из самых уникальных из храмовых построек, сохранившихся в нашем городе. Изначально богато расписанный, он являл собой замечательное произведение русской культуры, где материальное начало органично сопряжено с духовным.
   Как известно, в 1922 году монастырь закрыли. Тогда же был закрыт и его главный собор. И хотя по бумагам храм Рождества Христова оставался памятником истории и культуры федерального значения, это не спасло его от разрушения. Старожилы помнят, что многие годы здесь размещалось спортивное общество «Спартак». Полвека, даже более, церковное здание было изуродовано устройством там раздевалок и душевых. К тому добавлялись плесень от постоянной сырости, протекающая кровля, десятилетиями не ремонтированный фасад. Все это постепенно довершало картину разрушения. Спасло обитель Время, его поворотный момент в истории государства и Русской Православной Церкви. Тысячелетие Крещения Руси всколыхнуло духовную память. Празднование это было истинно всенародным, и с этого знаменательного момента начался отсчет нового времени – времени возрождения порушенных храмов и обителей.
   Трудно возобновлялась монашеская жизнь. И все же по воле Божией и стараниями православных людей здесь многое сделано для обретения былого величия храма. Сегодня благодаря титаническим усилиям его настоятельницы игуменьи Ларисы он восстанавливается, притягивая взоры и души, способные к вере. Даже в самые трудные моменты матушка Лариса не переставала верить, что Божьим провидением, ее молитвами и молитвами живущих здесь сестер, всех верующих людей обитель возродится во всей своей былой красоте. Стараниями игуменьи Христорождественский собор был включен в программу «Культура России» по перечню Русской Православной Церкви.
   Но и тогда почти никто не надеялся, что почерневшая от плесени и изъеденная грибком штукатурка сможет что­то сохранить из богатых когда­то стеновых росписей. Специалисты, проводившие обследование здания, сходились на том, что штукатурку придется просто сколотить. Но реставраторы все­таки решили попытаться раскрыть стеновую живопись. И пришли в восторг при первой же попытке: на темных стенах яркими красками засияли росписи, почти век ждавшие своего нового рождения.
   На главном соборе Христорождественского монастыря работы вели специалисты «Межрегионреставрации». Три года ушло на расчистку проявившихся росписей. Затем наступил самый интересный и самый ответственный момент – их непосредственная реставрация. Трудами художников­реставраторов из Филатовских мастерских под руководством заслуженного художника России, реставратора I категории Виталия Витошнова, при непосредственном участии Алексея Живаева, заслуженного художника России, члена­корреспондента Российской академии художеств по церковной живописи, в образы и краски словно удалось вдохнуть новую жизнь. Стоит особо отметить, что для действующего художника эти титулы – не просто дань его прошлым заслугам, но прежде всего признание его мастерства и таланта, которые с годами только крепнут опытом и новыми, приобретенными в ходе работы знаниями. В отношении художника-реставратора это трижды справедливо.
   Алексей Живаев трудится на избранном поприще более тридцати пяти лет. Его детство прошло в обычном русском селе. Городская жизнь началась с того времени, когда Алексей приехал поступать в художественное училище. Тогда он впервые увидел городские православные храмы и был поражен их величием и тем печальным состоянием, в которых они пребывали. И в тот момент, возможно, и зародилось в душе мальчика желание посвятить свою жизнь возрождению этой исчезающей красоты.
   Пензенское художественное училище (кстати, одно из старейших в стране) Алексей Живаев окончил с красным дипломом, затем экстерном Московский художественно­промышленный институт и получил распределение в Российскую академию художеств, в творческую мастерскую народного художника СССР, профессора Андрея Андреевича Мыльникова. Хочется особо отметить, что Алексей Живаев принимал участие в выполнении росписей на храме Христа Спасителя в качестве руководителя одной из работающих там бригады реставраторов. Разумеется, и сам руку приложил к возрождению этой православной святыни. И может статься, что через века его манеру письма будут изучать потомки­реставраторы, как он сейчас изучает и возвращает к жизни произведения тех старых русских мастеров, которые в свое время потрудились над внутренним убранством Христорождественского собора в Твери.
   Насколько трудна, кропотлива и тонка работа реставратора, могут знать только они сами. Реставраторы, прежде чем приступить к работе, проводят значительные архивные, исторические, художественные изыскания, чтобы иметь полное представление о тех произведениях искусства, с которыми им предстоит иметь дело. А тем более если речь идет о таком фундаментальном произведении, как внутренняя роспись большого собора, выполненного, напомним, по проекту великого Карла Росси.
   Разумеется, изначально можно было предположить, что и для первоначальной росписи собора приглашались художники крупного масштаба. Обитель имела для этого достаточные средства и, что немаловажно, много пожертвователей, в числе которых были и члены царской семьи.
   Как рассказывал Алексей Живаев, чем дальше продвигались работы по реставрации росписей Христорождественского собора, тем более захватывающими они становились. И когда свод храма был расчищен, взору предстало необыкновенное в своей манере исполнения изображение Господа Саваофа с младенцем Христом на коленях, окруженного сонмом ангелов, – Небесное Отечество во всей его полноте. В основу изображения старыми мастерами положена икона Московского Кремля «Отечество», иконография которой восходит к XII–XIV векам. В центре – Господь Саваоф с младенцем Христом на коленях и парящий голубь – Дух Святой. Вверху изображены ангельские чины, внизу поддерживающие Саваофа шестикрылые серафимы. Купол очень насыщенный, содержит изображения тринадцати фигур и более семидесяти ликов. Фигуры архангелов по высоте примерно 4,5 метра каждая нарочито утонченные. Это сознательный прием старых мастеров: сферичность купола со значительного расстояния визуально сглаживается, и фигуры сокращаются до нормальных пропорций. Глядя снизу вверх, человек получает ощущение открывшегося в небеса окна…
   Изначальная задача реставратора, по мысли Алексея Живаева, не просто восстановить утраченное, но и воссоздать его на том уровне мастерства, на котором работа была выполнена старыми мастерами. А это не только достоверность цвета и стиль письма. Это еще и та школа, которой они следовали.
   Судя по всему, трудились над росписью Христорождественского собора в Твери в основном мастера ­полешане, которые были хорошо известны в Центральной России, особенно в Москве.
   На основе имеющихся свидетельств можно сделать вывод, что при росписи Христорождественского собора за основу был взят московский стиль письма. И сегодня для восстановления утраченных фрагментов берутся за основу аналоги Московского Кремля.
   Колорит изображения необыкновенно чист и гармоничен. Цвета, открытые и насыщенные, звучат во всей своей полноте и силе: красный, синий, зеленый, изумрудный, желтый, охра… Все краски необыкновенно гармонизированы, что создает ощущение торжества необычайной радости.
   Уникальность росписи храма еще и в том, что она при относительном разнообразии мастерства выполнивших ее живописцев воспринимается как единое целое. Безусловно, палешанам здесь принадлежит главенствующая роль, однако чувствуется присутствие мастерской и ярославской школ. Соединив несколько уровней мастерства и не утратив индивидуальности, художники позапрошлого века смогли создать действительно уникальное творение. Аналогов ему известно немного. В числе их можно назвать разве что церковь Сергия Радонежского в Москве и мужской Николо-­Угрежский монастырь в Подмосковье.
   Когда реставраторы только что приступили к работам, первое впечатление было таково: очень много утрачено. Шаг за шагом, раскрывая роспись, они убеждались, что все не так уж и плохо. Да, утраты большие, однако живопись центральной части купола, сохранилась в значительной мере. Однако реставрационные работы сильно осложнились шелушением краски: в таких условиях приходится работать как с мозаикой, восстанавливая живопись мазок за мазком, сантиметр за сантиметром…
   Напрямую соприкасаясь с творчеством старых мас­теров, нынешние реставраторы храмовой росписи поражаются силе творческого духа художников, создавших ее. С благоговением восполняя связь времен, они помогают нам, живущим сегодня, ощутить высоту духа народа, чьими трудами и молитвами возводился храм. И воскрешается ныне.

   «Тверская жизнь»,
   Надежда Нестерова

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)
    


Посмотреть всю карту