Бежецк - Введенская церковь и колокольня Введенского монастыря
г. Бежецк, Введенская площадь
![]() |
Введенская церковь - одна из первых каменных церквей города, построена в 1682 г. на месте одноименного монастыря, возникшего во второй половине XV века. Его первым игуменом был старец Нектарий, построивший свою келью недалеко от города. В 1764 г. монастырь был закрыт.
Введенская церковь построена на средства думного дьяка Самсона Ивановича Заборовского. Первый историк нашего города П.К. Воинов писал: "Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся".
До настоящего времени сохранилась колокольня древнего Введенского монастыря. Двухъярусное сооружение под стройным шатром с тремя рядами слухов характерно для конца XVII в., стоит на обширной площади в северной части города. Строилась колокольня вместе с церковью Введения в 1682г. в одноименном монастыре, упраздненном в первые годы правления Екатерины II. Видимо, в начале XIX в. изменено завершение колокольни. Церковь снесли в 1930-е годы, но колокольня уцелела. Её кирпичные стены оштукатурены. Прямоугольный нижний ярус немного вытянут с севера на юг. На стенах этого яруса уцелели перспективные ширинки. Второй ярус, с арками звона - восьмигранный. Его пилоны с поясками на внешней стороне соединены простыми кирпичными балюстрадами и несут арочные перемычки с архивольтом из выступающих тычков кирпича. Выше килевидную тягу защищает двускатная кровелька. Под балюстрадой - килевидный киот с фактурой крученого шнура. Слухи нижнего уровня коробовые в килевидном наличнике без горизонталей. Верхние слухи круглые. Грани шатра разделены кирпичными гуртами. Завершает колокольню узкая чешуйчатая маковица с крестом. В северном пилоне нижнего яруса, параллельно продольному проходу, перекрытому коробовым сводом, поднимается внутристенная лестница.
Попов Н.А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков. М., 1882. с. 20; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 67; Сенин С.И. Бежецкая старина в открытках, фотографиях и рисунках. Бежецк, 1996. С. 41; Города Тверской области. Историко-архитектурные очерки (ХI - начало ХХ века). Редактор-составитель Г.К. Смирнов. Вып. 1. СПб., 2000. С. 87 -88.
в.п.
(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002 и Информационного сайта города Бежецк)
(Фото. № 1 с сайта Бежецкий край. 1682 г. Фонд Тверского объединенного государственного музея (ТГОМ). Фото № 2 с Информационного сайта города Бежецк)
![]() |
Значительной перестройке подверглась Введенская церковь (несохр.) в конце 19 в. Проект был утвержден 25 января 1862 г. и осуществлен с некоторыми отклонениями. Четверик храма и полукруглая апсида сохранили первоначальные стены (как, по-видимому, и пятиглавие с ажурными крестами), но их фасады были сильно переделаны. Композиция фасадов с тройными арочными окнами над входом придавала храму облик, близкий одному из наиболее простых образцовых проектов Тона. Шатровая колокольня с килевидными кокошниками также находила аналогии с тоновскими проектами.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
К 1627 году в Введенском монастыре существовала Введенская церковь. Едва отстроенный, после польского нашествия, храм сгорел. Решено было новый храм возводить в камне. Деньги на строительство пожертвовал Семён Иванович За6оровский, он же пригласил ярославских мастеров - своих каменщиков в городе ещё не было. Одновременно с церковью строилась и монастырская колокольня. Она была закончена в 1680 г, и стала первым каменным зданием города. «Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся» - так говорит первый бежецкий летописец Петр Воинов об этом событии.
Судьба прекрасной шатровой колокольни сложилась счастливо. Не подвергаясь никаким перестройкам, она пережила все потрясения и сейчас украшает центр Бежецка, став своеобразным символом города. Строительство Введенской церкви было закончено в 1682 году, после смерти С. Заборовского его родственником С.М. Заборовским. В новый храм были присланы специально написанные иконы; образ Введения и деиссусы для алтарей - все работы Симона Ушакова.
С 1764 года Введенский храм обращён в приходской. К приходу, кроме городских окраин, было приписано и пригороднее село Шеломень (Шоломино) - имение Заборовских. Из упраздненной там церкви в Введенский храм был взят родовой образ Заборовских - Казанская икона Божией Матери, считавшейся чудотворной. Вероятно туда же забрали работы Симона Ушакова. Приходские священники не знали истории своего храма, не ценили её, и Введенская церковь быстро пришла в упадок. Многие святыни были утрачены. Так, после реконструкции храма решено было в 1866 году обновить иконостасы и другие древние образа. Все иконы были написаны заново местными мастерами. Что стало с работами Ушакова и других старых мастеров - неизвестно.
В начале 30-х годов Введенскую церковь постигла печальная участь многих бежецких храмов - лишённая икон, книг, утвари, она была разрушена. а на её месте появился памятник В.И. Ленину.
![]() |
|||
Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 1684. Введенская церковь в г. Бежецке. 1972 г. |
(По материалам статьи С.Ю. Косыгов Бежецкие вертикали. Музей: память веков. Поиски и находки. Материалы юбилейной конференции / Под общ. ред. Ю.М. Бошняка. - Тверь: Тверск. гос. объед. музей, 2001.)
(Фото. № 4 с сайта Архивы Тверской области.)
А. М. Салимов, М. А. Салимова
Введенская церковь в Бежецке
В северной части города Бежецка, недалеко от реки Остречины, в центре Введенской площади расположен один из старейших памятников архитектуры города — каменная колокольня Введенской церкви, выстроенная в конце XVII в. Поскольку в 1930-е гг. сам храм был разобран, в настоящее время увенчанное шатром столпообразное сооружение является, по сути дела, основным архитектурным акцентом площади. Правда, из-за утраты церкви и непродуманной градостроительной политики в советский период колокольня Введенского храма оказалась достаточно автономным элементом площади. Лишившись естественной связи с церковью, она приобрела вид своеобразного паркового павильона, засвидетельствовав парадоксальность своего существования, поскольку те, кто уничтожил храм, нанесли серьезный урон не только градостроительной и архитектурной ситуации в этой части города. Здесь оказалась прерванной духовная связь с прошлым, с многовековой историей данного места. Сегодня колокольня Введенской церкви только немногим знатокам истории края напоминает о той роли, которую сыграл в истории Бежецкой земли расположенный здесь до 1930-х гг. комплекс.
Напомним, что Бежецк относится к числу древнейших городов Тверской области. В средневековье под именем крепости Городецко он входил в состав земель, именовавшихся Бежецким Верхом. Это административно-территориальное образование размещалось на юго-восточных окраинах новгородских владений — в долине реки Мологи и ее притоков. С серединой — второй половиной XV в. предание связывает появление здесь Введенского монастыря. Основателем обители стал преподобный Нектарий1.
Личность Нектария загадочна, поскольку документальный материал и церковные предания не содержат каких-либо сведений о нем. В дореволюционной литературе даже делались попытки отождествить Нектария Бежецкого и преподобного Нектария, основателя Покровского монастыря в 15 верстах от Твери на реке Тьме. Однако, по авторитетному мнению архиепископа Димитрия, считать их одним и тем же лицом не следует2.
Можно предположить, что появление Нектария в Бежецком Верхе, которое было синхронным приходу в район Красного Холма белозерского инока Антония, связано с политикой угличского князя Андрея Большого, брата великого князя Ивана III. Известно, что в 1461 г. Андрей Васильевич вместе с Угличским княжеством получил в держание Бежецкий Верх. Именно в этот период на территории Бежецкого Верха основываются два монастыря: Николаевский Краснохолмский (1461) и Введенский Бежецкий (конец 1450-х — начало 1460-х3 или 1460-е гг.4). Если инициатива создания двух новых обителей исходила от угличского князя, то таким образом Андрей Большой укреплял свое влияние в северных владениях, только что полученных от отца (Василия II). В таком случае Нектарий Бежецкий и Антоний Краснохолмский были иноками, специально приглашенными князем Андреем для основания новых монастырей.
Миссионерскую деятельность угличского князя нет основания рассматривать в качестве уникальной и новаторской для средневекового правителя. Напомним, что во второй половине XIV — начале XV в. по инициативе князей и, в первую очередь, стараниями учеников Сергия Радонежского было положено начало большому числу новых обителей. Поэтому, если наша гипотеза верна, то действия Андрея Васильевича Большого можно с полным основанием рассматривать в контексте развития традиции, начало которой было положено еще в первые века христианства.
Вполне вероятно, что именно трагическая судьба князя Андрея сказалась на том, что сегодня мы практически ничего не знаем о начальном пути бежецкой обители и жизни ее первого настоятеля. Не исключено, что, ликвидировав в начале 1490-х гг. угличского князя5, Иван III, а затем его наследники на великокняжеском столе пошли на изъятие из официального летописания многочисленных свидетельств политической и иной деятельности князя Андрея. Заметим, что известные нам летописные своды не содержат информации даже о строительстве этим князем в Угличском кремле каменного дворца и соборного храма, остатки которых были выявлены в XX в. археологами. В этой связи становится понятным замалчивание иных храмоздательных инициатив Андрея Большого, среди которых могло быть основание Введенского монастыря в Бежецке.
![]() |
В литературе о Введенской обители указывается, что Нектарий умер в конце XV в., правда, дата смерти настоятеля приводится различная: 1490, 1492, 1494, 1495 и 1496 гг.6 Любопытно, что кончина Нектария и смерть князя Андрея близки по времени. Конечно, это, по всей видимости, случайное совпадение, но в этом совпадении есть что-то символическое.
Наиболее ранние документальные свидетельства о монастыре относятся к 1588 г., когда царь Федор Иоаннович пожаловал обитель «вотчиною по реке Мологе, деревнею Узоновым с землями и водными угодьями». Несколько позже (в конце XVI в.) одна из жен Ивана Грозного (в то время вдова) «царственная старица инокиня Марфа жертвует монастырю икону св. мученика Уара в память своего сына, царевича Дмитрия Угличского, день рождения которого совпал со днем памяти св. Уара»7.
В период смуты начала XVII в. монастырь был разорен. Фактом возрождения обители следует, безусловно, считать строительство в 1610—1614 гг. новой деревянной церкви во имя Сергия Радонежского и ряда деревянных жилых и хозяйственных зданий8. Сергиевский храм относился к числу «клетских» построек, т. е. состоял, по всей видимости, из перекрытого двускатной кровлей сруба, к которому с востока и запада были «прирублены» два прямоугольных в плане объема (апсида и притвор-трапезная).
В конце 1620-х гг., когда монастырь был приписан к царскому двору, составитель писцовой книги (1629) подтвердил существование в обители двух деревянных храмов: теплого Введенского «с трапезою и папертью» и «клетского» Сергиевского. Позже (в первой половине XVII в.) обветшавшая к тому времени соборная Введенская церковь была заменена новым деревянным зданием, основу композиции которого составлял крестообразный в плане объем. Правда, этот храм просуществовал недолго. Через несколько лет после завершения строительства он сгорел от попавшей в главу молнии. Вместе с церковью в огне погибли стоявшие недалеко от нее деревянные кельи9.
Во второй половине XVII в. монастырь продолжает пользоваться вниманием царского двора. Так, например, в 1677 г. он получает жалованную Грамоту от царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I10. Не исключено, что это «пожалование» сказалось на имущественном положении обители. Отметим также, что конце 1670-х гг. приход монастыря составляли 20 крестьянских дворов11.
Новый этап в жизни обители начался в 1680 г., когда на средства Семена Ивановича Заборовского, брата жены царя, бежечанина по происхождению, здесь заложили каменную Введенскую церковь «с трапезою и колокольнею». На строительство, где руками ярославских зодчих возводился новый храм, часто приходили местные жители, для которых это событие явилось своеобразным чудом, поскольку Введенская церковь стала первым каменным храмом в Бежецке12.
С. И. Заборовский не дожил до окончания строительства: он умер, когда у церкви «свели своды». Завершил храм его родственник Сергей Матвеевич Заборовский, при котором 29 октября 1682 г. Введенская церковь была освящена13. С. М. Заборовский предполагал возвести вокруг монастыря каменную ограду и каменные кельи, однако удалось выстроить только надвратную колокольню и южное прясло ограды. В начале 1690-х гг. работы были прерваны в связи с кончиной С. М. Заборовского. Правда, фундамент под ограду заложили, по-видимому, по всему периметру ограждения. В «Сказании о Введенском монастыре», наиболее ранний список которого появился, вероятно, на рубеже XVII—XVIII вв., говорится о «буте» (фундаменте), устроенном «окрест» (вокруг) обители и оставшемся нереализованным после создания южного прясла ограды.
В храмоздательной деятельности С. М. Заборовского вызывает вопрос факт создания им отдельно стоящей колокольни, поскольку источники не фиксируют причины, по которой вместо «каменныя же на столпех» (столбах) колокольни, находившейся у трапезной Введенского храма, в начале 1690-х гг. была выстроена новая колокольня над Святыми воротами. Возможно, что поводом для перестройки могли стать обнаруженные после сооружения дефекты, способные вызвать обрушение монастырской доминанты.
Возведенный в начале 1680-х гг. храм, по всей видимости, изначально относился к типу пятиглавых. Правда, его главы, как свидетельствуют метрика 1887 г. и фотографии начала XX в., не были световыми, т. е. не имели окон, которые бы освещали интерьер. С востока к церкви примыкала одна полукруглая апсида. Трапезная храма по ширине и длине была, вероятно, близка основному объему. «Сказание о Бежецком Введенском монастыре» отмечает обустройство храмового интерьера. Среди икон, украшавшими Введенский собор, были работы известного московского мастера Симона Ушакова14. Его иконы стоили дорого, и поэтому есть основание полагать, что у С. М. Заборовского хватило денег и на фресковую роспись храма. Данный вывод находит подтверждение в документах середины XIX в., которые фиксируют в интерьере Введенской церкви «иконостас и стенное писание семнадцатого века»15. Последняя четверть XVII в. стала периодом наивысшего расцвета монастыря. По-видимому, последним крупным строительным мероприятием можно считать постройку здесь в 1702 г. нового деревянного храма во имя Сергия Радонежского16.
С началом петровских реформ обитель серьезно ограничивают в имущественных правах17, а в 1722 г. приписывают к Антониеву Краснохолмскому монастырю. Такое положение сохранялось с небольшим перерывом (между 1727 и 1730 гг.) до 1744 г.18, когда после ликвидации ведавшей монастырским хозяйством Коллегии экономии Бежецкая обитель вновь обрела самостоятельность. Правда, монастырь просуществовал после этого недолго: в 1764 г. он был упразднен19.
К 1720—1730-м гг., т. е. к периоду достаточно тесной связи Введенского монастыря с Краснохолмским, относятся документы, отмечающие состояние Бежецкой обители. Например, опись 1727 г. свидетельствует о существовании в то время в монастыре, помимо каменных Введенской церкви и колокольни, еще ряда деревянных сооружений: Сергиевского храма и трех келий20. Наконец, к 1730 г. некоторые источники конца XVIII — первой четверти XIX в. относят строительство каменной Введенской церкви21. Подобную информацию следует, вероятно, считать ошибочной. По всей видимости, в 1730 г. соборный храм Введенского монастыря был только реконструирован. Конечно, в этот период могли провести капитальный ремонт внутри и снаружи здания, наделив, например, фасады церкви стилистически иным, но модным в то время барочным декором. Все эти мероприятия вызвали вторичное освящение престола, и в итоге в источниках появилась другая дата постройки храма.
Перед закрытием монастыря в 1764 г., согласно описи 1763 г., в обители помимо каменных сооружений: Введенской церкви, колокольни и южного прясла ограды — существовал еще комплекс деревянных построек: Сергиевский храм, четыре старых игуменских кельи, новый настоятельский корпус, казначейская и монашеские кельи, а также несколько хозяйственных построек и три (северное, западное и восточное) прясла ограды. В южной части обители располагался яблоневый сад22. В 1783 г. келейные здания, в которых после закрытия монастыря устроили церковные школы, и бывшие монастырские службы со скотным двором сгорели во время большого пожара23.
![]() |
Еще до закрытия монастыря, в 1762 г., к южной стене трапезной Введенского храма пристроили каменную придельную церковь во имя Сретения Господня, однако на ее обустройство ушло несколько лет, и освятили придел только в 1771 г. В этот период вновь созданный приход состоял из 21 двора, где проживало 47 душ мужского пола и 28 женского24. В начале 1780-х гг. число дворов выросло до 2725. К началу 1790-х гг. в деревянной церкви Сергия Радонежского богослужение практически не велось26, и в середине 1790-х гг. храм требовал капитального ремонта27. Всё закончилось тем, что в 1797 г. Сергиевская церковь была продана в село Ивашково28, и на Введенской площади Бежецка остался только один храм.
В начале XIX в. основной объем и апсида Введенского храма имели металлическое покрытие, а трапезная и Сретенский придел — сильно обветшавшую тесовую кровлю. В 1809 г. деревянное покрытие над западной частью церкви (трапезной и южным приделом) заменили на железное29. Рост числа прихожан в первой четверти XIX в. привел к тому, что в 1815—1816 гг. ассиметричная композиция Введенского храма была уравновешена пристройкой к северной стене трапезной еще одного придельного храма. «Малую» церковь во имя мученика Уара сделали такой же по площади, как и северный Сретенский придел30. Правда, стилистическое решение нового храма, скорее всего, вступило в противоречие с барочными формами южного придела 1762—1771 гг. Полагаем, что именно эта особенность Введенской церкви могла привести к обновлению Сретенского придела. После реконструкции последнего в 1829—1831 гг.31 придел во имя Сретения Господня, надо полагать, также обрел классицистический облик.
В 1846 г. церковный причт и прихожане решили «перезолотить» иконостас Введенского храма. Одновременно они намеревались стереть «стенное грубое росписание» XVII в. и «вместо оного написать новое»32. Все вышеуказанные работы были проведены в 1847 г.: иконостас был «вновь перезолочен и стенное росписание новоучинено»33. В 1851 г. новая настенная живопись украсила стены трапезной и обоих приделов34. Все эти работы стали своеобразной прелюдией к масштабной перестройке всего храмового комплекса.
Начало было положено в 1860 г., когда возникло желание увеличить западную часть церкви. Предполагалось разобрать трапезную и оба придела и поставить на их месте новые, более совершенные объемы35. В 1860 г. были выполнены чертежи, которые отразили намерение клира и прихожан (Ил. 4—5, 7—8). В 1863 г. работы по перестройке храма были в целом завершены36, но освящен был только южный Сретенский придел, а северную придельную церковь во имя мученика Уара освятили в 1864 г. Реконструкция же основного объема завершилась только в 1866 г., тогда же был освящен и центральный Введенский престол37. Заметим, что в результате обновления храмовый комплекс стал располагать двумя колокольнями. Вторую каменную доминанту в 1860-е гг. возвели над вновь выстроенной западной папертью.
После реконструкции Введенская церковь приобрела стилистическое единство. Своим обновленным внешним обликом она отчетливо свидетельствовала о принадлежности архитектуре эклектики, в формах которой на протяжении нескольких десятилетий (в середине XIX — начале XX в.) в Российской империи было выстроено несколько тысяч храмов.
В 1875 г. вокруг недавно перестроенной церкви возвели каменную ограду38, которую можно видеть на снимке конца XIX в. Несколькими годами позже (в 1878 г.) в храме был произведен небольшой ремонт39. Крупные и мелкие ремонты сопровождали жизнь приходской Введенской церкви и в последующие годы. Так, например, в 1901г. в храме работали художники40. Архивное дело, которое содержало информацию об этих работах, не сохранилось, поэтому сегодня сложно говорить о характере живописных работ 1901 г. На рубеже XIX—XX вв. сплошная каменная ограда 1875 г. была заменена иной формы ограждением: каменными столбами с устроенным между ними металлическим заполнением.
В советское время Введенская церковь разделила судьбу многих тысяч российских храмов: в 1930-е гг. она была разобрана.
1 Постников И. Н. Преподобный Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910. С. 5.
2 Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Казань, 1907. С. 57—60.
3 Дворников А. С. Город Бежецк и Бежецкий край. Тверь; 1996. С. 74.
4 Тверская область. М., 2006. Ч. 2. С. 144, 325. Серия «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России».
5 В 1491 г. князь Андрей Большой был вероломно захвачен людьми Ивана III, посажен в тюрьму, где и умер в 1493 г. (Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982. С. 236).
6 Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. С. 57; Постников И. Н. Преподобный Нектарий Бежецкий. С. 8.
7 Постников И. Н. Преподобный Нектарий Бежецкий. С. 9.
8 ГАТО. Ф. 103. Oп. 1. Ед. хр, 832. Л. 17 об.
9 Там же.
10 Попов Н. А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков. М., 1882. С. 16, 23.
11 Булыгин Н. А. Монастырские крестьяне России в первой половине XVIII века. М., 1977. С. 48. № 238.
12 Попов Н. А. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков. С. 34.
13 ГАТО. Ф. 103. Оп.1. Ед. хр. 832. Л. 18.
14 Там же. Ед. хр. 2361, Л. 13 об., 12 об.
15 ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Ед. хр. 1062. 1846 г. Л. 1.
16 Там же. Oп. 1. Ед. хр. 15863. Л. 9 об.; Ед. хр. 15866. Л. 21.
17 Постников И. Н. Преподобный Нектарий Бежецкий. С. 11.
18 Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. С. 58.
19 Дворников А. С. Город Бежецк и Бежецкий край. С. 75.
20 Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. С. 58.
21 ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Ед. хр. 15863. 1791. Л. 9—9 об.; Ед. хр. 15866. 1796. Л. 21; Ед. хр. 15868. 1799. Л. 9; Ед. хр. 15881. 1810. Л. 13; Там же. Оп. 4. Ед. хр. 1032. 1809. Л. 3; Ед. хр. 1044. 1815. Л. 1.
22 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 117.
23 Постников И. Н. Преподобный Нектарий Бежецкий. С. 19.
24 ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Ед. хр. 999. Л. 1.
25 Там же. Ед. хр. 1007. 1782. Л. 1.
26 ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Ед. хр. 15863. 1791. Л. 9—9 об.
27 Там же. Ед. хр. 15866. 1796. Л. 21.
28 Дворников А. С. Город Бежецк и Бежецкий край. С. 76—77.
29 ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Ед. хр. 1032. Л. 1.
30 Там же. Ед. хр. 1044. 1815. Л. 1; Ед. хр. 1046. 1816. Л. 1, 3, 10.
31 Там же. Дело 1829 г., не сохранилось; Там же. Oп. 1. Ед. хр. 15925. Л. 11.
32 Там же. Оп. 4. Ед. хр. 1062. Л. 1—1 об.
33 Там же. Oп. 1. Ед. хр. 15940. Л. 23.
34 Там же. Ед. хр. 15950. Л. 26.
35 Там же. Оп. 4. Дело 1860 г., не сохранилось; ГАТО. Ф. 97. Oп. 1. Ед. хр. 4128. 1860—1862.
36 ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. P-III. Ед. хр. 6205. Л. 2.
37 ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Дело 1863 г., не сохранилось; Там же. Дело 1866 г., не сохранилось; Там же. Oп. 1. Ед. хр. 15954. Л. 31.
38 Там же. Оп. 4. Дело 1875 г., не сохранилось.
39 Там же. Дело 1878 г., не сохранилось.
40 Там же. Дело 1901 г., не сохранилось.
(Источник: Салимов А. М., Салимова М. А. Введенская церковь в Бежецке // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 2 / Составитель В. В. Кузнецов. Редакторы В. В. Воробьёв, М. В. Строганов (выпускающий). — Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2009.)
(Рис. № 5, 6 из статьи Салимов А. М., Салимова М. А. Введенская церковь в Бежецке // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 2 / Составитель В. В. Кузнецов. Редакторы В. В. Воробьёв, М. В. Строганов (выпускающий). — Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2009.)