Хотилово - Михаила Архангела церковь
Один из самых значительных по своим художественным достоинствам памятников архитектуры Бологовского района. Церковь расположена на площади, в центре села, у шоссе Москва - Санкт-Петербург. Храм, построенный по проекту выдающегося архитектора С.И. Чевакинского, является незаурядным для провинции произведением позднего барокко. Он был сооружён В 1764-1767 гг. на месте деревянного Путевого дворца в основном на деньги, пожалованные Екатериной II. Примерно в то же время в Хотилове был построен новый каменный Путевой дворец (не сохранился). В первой половине XIX в., предположительно в 1820-е - 30-е гг., возведена колокольня, выдержанная в довольно чистых ампирных формах, в духе петербургской архитектуры того времени. Тогда же южный фасад храма, обращённый к дороге, был акцентирован пристроенным портиком. Существующая трапезная (возможно, на месте первоначальной) сооружена, очевидно, в третьей четверти XIX в. в традициях позднего классицизма.
Первоначальный объём имеет двухъярусную композицию с широким квадратным в плане основанием и восьмериком, завершение которого в виде луковичной главы на фигурной кровле утрачено в 1990-х гг. На поперечной оси храма расположены повышенные двусветные ризалиты в три оси окон, а с востока - небольшая прямоугольная апсида с округлым выступом. Объединяющими мотивами основного объёма храма служат угловые рустованные пилястры и арочные окна в рамочных наличниках с ушами и трёхчастными замками. На фасадах ризалитов нижние проёмы дополнены оригинальными по форме горизонтально вытянутыми окнами второго света, которые имеют лучковую перемычку и вогнутую нижнюю сторону. Восьмерик, прорезанный крупными арочными окнами, на углах акцентирован сдвоенными тосканскими пилястрами. Дорический четырёхколонный портик южного фасада с триглифами во фризе антаблемента созвучен архитектуре трёхъярусной квадратной в плане колокольни. Её нижний объём оформлен такими же колоннами и антаблементом, а верхние ярусы с арочными проёмами звона обработаны тосканскими колоннами. Менее выразительны фасады трапезной, прорезанные прямоугольными окнами, обрамлёнными простыми наличниками с сандриками-полочками.
Восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом, внутри опирается на массивные пилоны. Между ними устроены широкие арки, открывающиеся в боковые компартименты (в том числе в алтарь), которые имеют плоские перекрытия. Трапезная с двумя отдельно поставленными столбами и четырьмя пристенными пилонами делится на три нефа, перекрытых коробовыми сводами с распалубками. В интерьере храма сохранились фрагменты масляной настенной живописи.
РГАДА. Ф. 248. Кн. 5473. Л. 269; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3430. Л. 19; Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л., 1983. С. 143; Седов Вл.В. Церковь Михаила Архангела в Хотилове/ / Проект классика. I-MMI. С. 32.
Г.C.
(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Фото. Василия Шелемина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
В центре села Хотилово, на площади, стоит полуразрушенный храм. А поскольку село вытянуто вдоль трассы Москва-Санкт-Петербург, издали кажется, что храм стоит на самой дороге. Это храм Архистратига Михаила (Петропавловский), по своим художественным достоинствам один из самых значительных памятников архитектуры Бологовского района. Сооруженный в 1764-1767 г.г. по проекту выдающегося архитектора Саввы Чевакинского и достраиваемый в течение почти ста лет, он вобрал в себя все лучшее, что было в эти годы в архитектуре – от позднего барокко до позднего классицизма. Почти 150 лет в храме шли службы. Как и многие другие храмы, этот храм был закрыт в 1930-е годы. Долгое время здание храма использовалось под склад. В 80-х годах, перед Олимпиадой, он был подкрашен внешне, чтобы не портить картину советского села. Но по прямому назначению храм уже не использовался. В 90-х годах прошлого века в храме вспыхнул пожар. С тех пор он так и стоит – полуобгоревший и полуразрушенный.
Прошло немало времени, пока не нашелся неравнодушный человек, решивший восстановить хотиловский храм. Это 34-летний москвич Виктор Ушаков. Юрист по образованию, ныне коммерческий директор одной их московских строительных компаний, он часто проезжал мимо разрушенного храма по пути к родителям в Демянск. Возникло неудержимое желание восстановить этот храм. Жена Анна, студентка МГУ, и ее семья, глубоко верующие люди, поддержали Виктора.
В начале 2011 года Виктор Ушаков получил благословение Благочинного Бологовского округа протоиерея Василия Садженицы, а в конце января и архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на восстановление в селе Хотилово Бологовского района Тверской области православного храма св. ап. Петра и Павла с пределами Архангела Михаила и пророка Ильи. На стенах разрушенного храма появилась привлекающая внимание ярко-красная растяжка, а на ней – крупными буквами: «Помогите!». Ниже – адрес сайта в Интернете и телефоны. И почти сразу же, в феврале, на специальный счет для восстановления храма пошли первые перечисления, появились первые помощники.
Как говорят сельчане, храм в селе необходим. Автомобильная трасса – место, где случаются аварии, в которых страдают и гибнут люди, в селе часто бывают пожары. Будет восстановлен храм, рассуждают люди, придет благодать и на эту землю.
В настоящее время одна из проектных организаций Твери готовит проект реставрации Храма Архистратига Михаила. Завершение работы над проектом и его согласование планируется в декабре 2011 года.
До открытия храма – еще далеко. И нужна помощь – материальная и физическая. О том, чем можете помочь Вы, можно узнать на сайтах: www.hotilovohram.narod.ru и www.hotilovohram.ru. Любая, самая разная посильная помощь, будет принята с благодарностью.
Информационная служба Тверской епархии,
материалы ОПЕ г. Бологое и района «Новая жизнь»
(По материалам сайта Тверской митрополии.)
Приход Хотиловской церкви, в V классе.
Когда и кем основан приход, никто из старожилов не помнит, а при церкви актов не имеется.
Весь приход состоит из села Хотилова и деревень: Григина, Борисова, Федова.
Село Хотилово, где и стоит посредине церковь, расположено вдоль самого Московского шоссе и от уездного города Валдая в 55 верстах.
Приход граничит с другими приходами: Куженским, в 9 верст.; Бологовским, в 20 верст.; Жабницким, в 20 верст.
В приходе каменная церковь одна, часовен деревянных две.
Школа в приходе одна, в ней обучается мальчиков 50, девочек 15 - дети крестьян государственных имуществ.
Прихожан 774 мужчины и 852 женщины.
(По материалам издания Новгородский сборник. Выпуск II. - Новгород: Издание новгородского статистического комитета, 1865.)
Вл.В. СЕДОВ. ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ХОТИЛОВО.
Этот полуразрушенный храм видит всякий, кто проезжает по дороге из Петербурга в Москву. Он возвышается на холме прямо по оси шоссе, вливающегося в прямоугольную площадь села (Бологовский район Тверской области). Первый взгляд на храм уже говорит о незаурядном мастерстве его строителя, но изучение источников неожиданно открывает авторство одного из известнейших архитекторов барокко -С.И.Чевакинского. Церковь была сооружена в 1763-1767 гг. на месте старого путевого дворца. Основная сумма на строительство храма была дана императрицей Екатериной II.
Только восточная часть памятника построена по проекту Чевакинского, тогда как колокольня и обращенный к дороге дорический портик, приставленный к старому фасаду, выполнены в отточенных и строгих формах петербургского ампира 1820-х гг. и могут быть связаны с именем В.П.Стасова, много строившего для Новгородской губернии, в которую прежде входило Хотилово. Трапезная, эклектический декор фасадов которой не очень умело имитирует фасадное убранство церкви, выстроена во второй половине XIX в.
Первоначальный храм имеет невысокий центрический объем с тремя ризалитами незначительного выноса, размещенными по центру боковых и восточного фасадов. Боковые ризалиты более высокие и имеют два уровня окон. Повышенные кровли соответствующих этим ризалитам "рукавов" вносят в центрическую композицию заметную поперечную ось. Над центром здания возвышается восьмигранный барабан, прежде завершавшийся железным куполом.
Такая объемная композиция, сочетающая центричность с поперечной осью, своеобразным трансептом, восходит к петербургскому барокко второй четверти XVIII в.: можно указать на сооруженную М.Г.Земцовым церковь Симеона и Анны (1731-1734). Но в хотиловской церкви центричность выражена гораздо ярче и явно "перебарывает" уже почти атрофированную поперечную ось. Подобную схему мы видим в приписываемой Чевакинскому Владимирской церкви в имении Дылицы под Петербургом (1762-1766), но в этом усадебном храме "трансепт" играет еще очень значительную роль.
Декор фасадов церкви в Хотилове говорит о желании мастера оставить пышный стиль растреллиевского барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны и перейти к иной, более строгой манере. Это сказывается в ощутимой плоскостности всехформ, которые имеют незначительный рельеф и буквально распластываются по фасадам, лишь подчеркивая объемы.Рустованные лопатки по краям фасадов и ризалитов, арочные и лежачие окна с рамочными наличниками, профилированные карнизы и сдвоенные пилястры на барабане - вот и весь набор декоративных мотивов. За этой плоскостностью и скупостью, кажется, стоит намерение барочного мастера воспроизвести или придумать на месте ранний классицизм. Но барочность у Чевакинского в крови и потому приметы старого стиля проступают во всех деталях: наличники снабжены "ушками", замковые камни выступают наклонно, а лежачие окна второго света изогнуты дугообразно и кажутся частью наличников первого света.
Великолепный памятник переходного стиля, редкое произведение с установленным авторством исчезает на глазах: уже утрачены купол и почти все перекрытия четверика, трескаются стены, падает штукатурка, почти полностью осыпалась масляная живопись в интерьере.
Вл.В. Седов
Библиография:
Государственный архив Новгородской области. Фонд 480, опись 1, единица хранения 3430, лист. 19 (Клировая ведомость 1883 г.).
Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л. 1983. С. 143.
(По материалам сайта Проект классика.)
(Фото. из архива Геннадия Харченко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
КТО ПОСТРОИЛ В СЕЛЕ ХОТИЛОВО ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА?
Константин Кучер
Правда, чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся перенестись в уже так далеко отстоящий от нас век XVIII. Если конкретнее, то в 1742 год, когда 15 ноября российская императрица Елизавета Петровна во время торжеств по случаю коронации объявила наследником престола Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского. Сына своей старшей сестры – Анны Петровны, которого мы больше знаем под именем Петра Федоровича. Будущего императора Петра III.
До императорства, конечно, ему ещё было ждать и ждать. Долгих 19 лет. Но уже в том же, 1742 году, Карла Петера привезли из Киля в Москву, перекрестили в православие, дали новое имя и… И до поры, до времени оставили в Первопрестольной. Но ненадолго. Всего на два года.
В декабре 1744 года кортеж наследника престола и его будущей супруги, урожденной принцессы Ангальт-Цербстской – Софии-Фредерики-Августы, более известной нам, как Екатерина II, отправился из Москвы в Петербург. 18-го путешественники были в Твери. Там они благополучно отпраздновали день рождения императрицы и на следующий день двинулись дальше.
К вечеру наследник и сопровождающие его лица достигли Хотилова Яма, где и остановились на ночлег. Ночью великому князю стало плохо. У него поднялась температура, начался сильный жар, а к утру, что самое страшное, появились... Оспенные пятна!
Вот как этот эпизод вспоминает будущая Екатерина II: «Так как у меня не было оспы, мать живо увела меня из комнаты, и было решено, что мы с ней уедем в тот же день в Петербург, оставив великого князя и его приближенных в Хотилове»…
Да-да, вот так всё и было. Ну и что, что заболел не просто юноша, молодой мужчина, а наследник престола? И даже не столько великий князь, сколько возможный, в не таком уж и далеком будущем, супруг.
Ну и что? Ничего страшного. С ним же остались «его приближенные». А супруга, пусть и будущая, она – не «приближенная»? И вообще – не близкая?
Очень яркая характеристика Софии-Фредерики-Августы. Она, похоже, совсем не тот друг, который, как правило, познается в беде. Или к друзьям сердечным это правило не относится? Или, если относится, то не ко всем?
Елизавета Петровна, та повела себя совсем по-другому. Как только посланный из Хотилова курьер доставил в столицу весть о страшной болезни наследника, она тут же, не мешкая, помчалась к нему. И больше месяца, пока стрелка судьбы великого князя колебалась между жизнью и смертью, неотлучно была подле него. Именно там, у постели больного, императрица и дала обет, что если всё закончится благополучно и выздоровеет Петр Федорович, то построит она в Хотилове церковь, в знак великой благодарности Господу.
В Петербург Елизавета Петровна вернулась в начале февраля вместе с великим князем. Наследник, как вспоминала его будущая супруга, «…очень вырос, но лицом был неузнаваем: все черты его огрубели, лицо еще все было распухшее, несомненно было видно, что он останется с очень заметными следами оспы».
Но всё это – и распухшее лицо, и его огрубевшие черты, и заметные следы оспы… Всё это было такой мелочью! Наследник был живой. Здоровый. И императрица сдержала свой обет. В этом же, 1745 году, повелела начать в селе Хотилово строительство каменной церкви. Но, как это частенько бывает по жизни, слово и дело могут отстоять друг от друга на какую-то дистанцию. Иногда чуть большую, иногда – меньшую. И императорские повеления не всегда являются исключением из общего правила.
Наверное, в том числе и поэтому активное строительство Хотиловской церкви развернулось в 1763-67 гг., уже во времена правления Екатерины II, пожаловавшей на богоугодное дело значительные средства. И тем самым, финансово подкрепившей слово Елизаветы Петровны.
Но деньги деньгами, слова словами, а возводили храм живые люди из крови и плоти, имена которых донесла до нас история.
Проектирование Хотиловской церкви и её строительство велось уроженцем села Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии – Саввой Ивановичем Чевакинским. Довольно известным архитектором того времени. Достаточно сказать, что именно Чевакинским в 1753-1762 гг. построен Никольский морской собор Петербурга. А ещё – Морской госпиталь в Кронштадте. И Шуваловский дворец, что стоит на углу Малой Садовой и Итальянской улиц Санкт-Петербурга. Кунсткамеру и ту… Нет, не строил. Но перестраивал именно Савва Иванович. Вот и Хотиловская церковь – тоже творение его искусных рук.
И не только его. Сооружение дорического портика, пристроенного к южному фасаду храма около 1837 года, связывают с именем Василия Петрович Стасова, довольно много и успешно строившего в то время и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Новгородской губернии, к которой тогда относилось Хотилово.
Но портик, колокольня, трапезная с приделом Флора и Лавра – более поздние постройки. А основное здание освященной в 1768 году церкви Михаила Архангела – это всё-таки творение С.И. Чевакинского. Благодаря которому до нас дошло оригинальное архитектурное сооружение. И дополнением к нему – маленький, но очень интересный осколок нашего прошлого.
Кто знает, как повернулась бы и по какому пути пошла история России, умри тогда, в декабре 1744 года, в маленьком селе Хотилово наследник престола, ставший 17 лет спустя императором Петром III? Которого сменила на троне (а могла бы и не сменить!) его супруга – Екатерина II. Великая.
А сколько ещё таких «осколков» разбросано по бескрайним российским просторам, мимо которых мы зачастую проезжаем, не останавливаясь, даже не подозревая, что это – наша история?..
(По материалам сайта «ШколаЖизни.ру» - ежедневный познавательный журнал.)
(Фото. № 3 Андрея Ага.)