Покровское (Посонское-Покровское, Посонский-Покровский погост) - Покрова Пресвятой Богородицы (деревянная) церковь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


КОСМАКОВ И.Л.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОСОНСКОГО ПОГОСТА


   История церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское (далее в тексте я буду называть её - Покровская церковь) начинается в далёком Средневековье, примерно в X - XII веке, когда для продвижения интересов федеральной власти на Руси на Новгородской земле стали образовываться погосты - административно-территориальные единицы Новгородской земли. Тогда, в Х-ХII веке, в Деревской пятине Новгородской земли среди 61-го погоста и был образован Посонский погост.
   В «Повести временных лет» (Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, также «Первоначальная летопись», «Несторова летопись» — наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах, составила основу большинства более поздних русских летописей) так описываются эти события: «В год 6455 (947 год). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мcте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви».
   Своё наименование погост получил от протекающей здесь реки Цны, которая тогда называлась СНА, так как погост находился в её бассейне (то есть, на территории). Потому так и говорили: располагался погост по реке по Сне, по-Сне, По-сонский. А центром Посонского погоста определили село Покров.
   В различных документах я встречал следующие названия этого села - Посонский Погост, Посонско-Покровский погост, позже оно стало называться село Покровское. Село Покровское было выбрано центром Посонского погоста по одной причине - здесь пересекались два торговых тракта, один, идущий по направлению из Торжка через Есеновичи на Великий Новгород, и другой, идущий вдоль реки Цны по направлению из Вышнего Волочка на Осташков.
   Организация функционирования церкви как элемента государственного управления на Руси и строительство зданий церкви в административном центре погоста по задумке организаторов территориального деления Новгородской земли стало обычной практикой. Поэтому и в центре Посонского погоста - селе Покров, как и в центрах других погостов, был создан приход и построено здание церкви.
   В каком конкретно году выстроили самое первое здание Покровской церкви (храма) мы не узнаем никогда (по причине отсутствия документов), можно только предполагать, что первое деревянное здание церкви было построено вместе с образованием погостов, то есть, примерно в X - XII веке.
   Самые РАННИЕ ПИСЬМЕННЫЕ упоминания о селе Покровское и стоящем в нём здании церкви Покрова Пресвятой Богородицы встречаются в Новгородских летописях - в «Переписной оброчной книге Деревской пятины 1495 года» (Изданы Археографической комиссией под редакцией Павла Савваитова в Санкт-Петербурге в 1859 - 1910 гг. по указанию императора Александра II, упоминание о Посонском погосте в т. 1 на с. 36).
   Село Покровское в тексте этой «Оброчной книги» обозначено как сельцо Погост с церковью Покрова Святой Богородицы, а в сельце живет сам боярин Андрей Хрипун (впоследствии трансформировалось в Хрипунов) и стоят два двора людей, работающих на него (дворовые люди Хрипунова). В «Оброчной книге» также сообщается, что покровский священник поп Иван живет в деревне Кузнецове. Кроме того, что он живет в ней, он этой деревней и владеет.


Переписная оброчная книга Деревской пятины 1495 года.


   Таким образом, 1495 год можно официально считать годом образования села Покровское, хотя оно и возникло достоверно до этой даты.
   Поскольку Покровская церковь в то время (и вплоть до 1917 года) финансировалась из государственного бюджета и являлась маленьким «винтиком» в государственной «машине» управления, ей было назначено штатное расписание и утверждены государственные обязанности. Одной из главных таких обязанностей любой церкви в России являлась обязанность учета народонаселения (как источника пополнения государственной казны), проживающего на подведомственной территории. Наименование прихода и церкви - Покрова Пресвятой Богородицы - со времени своего образования до настоящего времени не менялось.

 

***


   Деревянная церковь была построена в 1740 году, нынешняя в 1878 году. (Сведения из Вышневолоцкого архива из самой ранней книги 1883-1890 годов).1


Первая страница Метрической книги церкви села Покровское за 1776 год.


Первая страница Метрической книги церкви села Покровское за 1776 год (село Покровское раньше называлось село Покрова или Посонским погостом, а река Цна в XV веке писалась как «Сна», отсюда и название погоста — «по Сне», «Посонский»).


   Деревянную церковь перевезли в Пухтину Гору (это в 12 км от Покровского). По историческим сведениям церковь была построена купцом 2 гильдии Шокиным. В 1879 году он купил Цнинский завод (посёлок Великий Октябрь) у потомков Львова. Шокин курировал завод с 1865 по 1865год (брал в аренду) и в 1879 году купил завод.
   Николай Александрович Львов (1751-1803/04) родился на новоторжской земле, но его бабушка и мать (урождённая Хрипунова) владели вотчинами в Вышневолоцком уезде (сегодня часть Фировского района). Им принадлежали деревни Альпаково, земли близ Сосновки (село Новоселье) и видимо, сама Сосновка. О ранних годах Н. А. Львова известно крайне мало. Вполне очевидно, что в детстве он бывал в этих краях, в имении матери и бабушки. Остатки хозяйственных построек позволяют предполагать, что Н. А. Львов принимал участие в устроении и украшении этой усадьбы. Сложенные из валунов стены амбаров-складов и уцелевшее основание часовни стилистически связываются с его творениями в Митине и Василёве. Идея Львова заложена и в устройство каскадных прудов, остатки которых ещё просматриваются неподалёку от места, где находился главный дом имения. Видимо, в Новоселье сохранились первые работы мастера.
   Земли Хрипуновых были переданы по наследству родной сестре Львова Н. А. Львовой, которая стала женой А. С. Ярцова. Имение Ярцовых в Новоселье располагалось на живописном берегу реки Цны. В этих местах Аникита Сергеевич Ярцов (1737-1819) провел последние двенадцать лет своей жизни и создал восьмитомную «Российскую горную историю». Современник Екатерины II, Ярцов был знаком со многими выдающимися литераторами своего времени: Г. Р. Державиным, А. Н. Радищевым, Н. И. Новиковым. Семьи Львовых и Ярцовых принимали участие в благоустройстве каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы. В ограде Покровской церкви стоит несколько монументальных надгробных памятников, на одном из которых можно прочитать имя А. С. Ярцова, рядом находятся могилы двух его сыновей. Неподалеку захоронены и родственники Н. А. Львова — П. Ф. Львова и ее муж, А. П. Львов, новгородский губернский прокурор. Его мать — Львова Парасковья Фёдоровна (1734-1793). На обратной стороне памятника сохранилась надпись: «Любимому сыну от матери, 1800 г.» Здесь и могила его бабушки Хрипуновой Марии Максимовны. Сохранились от памятника только осколки. Здесь памятник и Николаю Александровичу.

   Священником был Галахов Михаил Петрович. У него было две дочери — Екатерина и Елизавета. В 1887 Екатерина выходит замуж за стажёра Пенкина Александра, ей было 26 лет. С 1890 года он берет приход полностью, а Галахов Михаил Петрович только изредка появляется в церкви. В 1888 году у Екатерины и Александра родилась дочь Антонина. Есть предположение, что сохранившаяся могила с надгробным памятником из серого гранита (надгробие алтаря) принадлежит Галахову Михаилу Петровичу.

   1 На сегодня точно известно, что эта церковь (как здание) упомянута в «Новгородских летописях» от 1495 года.


Елена Кириллова
Судьба старинного храма


   «… Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал, » - так писал в октябре 1836 года А.С. Пушкин в полемической переписке с П.Я Чаадаевым.
   Для меня пушкинское отечество – то есть малая родина – это история среднерусской глубинки, исконные русские традиции и уклад жизни трудового люда, судьбы старинных дворянских семейств, участие в войнах и обустройство мирной жизни, - это то, на чём должна зиждиться жизнь сегодня. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Наша Родина – Россия - заслуживает уважения и памяти.
   Знать историю своего рода, семьи, помнить имена прадедов - значит хранить великое богатство, которое трудно переоценить. Это бесценно. Не менее важно знать историю той земли, на которой родился. Это сохранение памяти и культурного наследия. Если знаешь, будешь ценить и беречь, а значит, будет что предать потомкам.
   Вопрос об истории храма в селе Покровское Фировского района возникал неоднократно. Известно, что в 90-е годы прошлого века на страницах районной газеты «Коммунар» В.И. Прокофьева, учитель и краевед, в статьях публиковала итоги своих изысканий об истории Покровского, в частности о некрополе семьи Ярцовых. Ею же был затронут вопрос о времени создания каменного храма, даже об авторе проекта, по которому здание было выстроено. Заслуга Валентины Ивановны в том, что сейчас нам уже многое достоверно известно (она лично многое нашла и установила, в частности, «открыла» для фировчан личность Аникиты Сергеевича Ярцова, видного деятеля екатерининской эпохи), но за последние десятилетия так и не появились публикации, которые расставили бы все точки над «i»; если и не ответили бы на все вопросы, то хотя бы систематизировали и собрали воедино имеющиеся разрозненные сведения о Покровском, Хрипуновых, Львовых и Ярцовых. Хочется выразить надежду, что такие работы в скором времени появятся.
   Село Покровское богато своей историей. Этот центр Посонского погоста упоминается в «Переписной оброчной книге Деревской пятины 1495 года» (известном источнике, изданном в 1859 – 1910 гг. в Санкт-Петербурге императорской Археографической комиссией). Конечно, оно могло существовать ранее – в X – XII веках. Поскольку в данных летописях это место именуется как «сельцо Покров», это значит, что к моменту составления летописи храм в этом месте уже существовал, и название храма стало отождествляться с названием самого поселения. Боярин Андрей Хрипун, о котором говорит летопись, - предположительно один из основателей рода Хрипуновых, живших на территории Тверской губернии. Таким образом, Покровское можно считать вотчиной этой семьи, владевшей землями в округе.
   О самом селе Покровском в том его виде, какой оно могло иметь, например, в XVII - XVIII вв., нам ничего не известно, но о более позднем времени мы можем судить по некоторым документам и сохранившимся к началу XX в. постройкам. К ним относятся старинные двухэтажные дома местных жителей и, конечно, храм.
   Установлено, что каменное здание церкви в Покровском было построено и освящено в 1878 году. Ранее в селе действовала деревянная церковь, впоследствии перевезённая в Пухтину Горку, тогда относившуюся к Осташковскому уезду (в старых, дореволюционных документах, на картах – Пухтина Горка).
   Обратимся к истории постройки данного деревянного храма, которая сама по себе весьма интересна и имеет много загадок. Например, в некоторых источниках: в буклетах «Фировский район» (2000 г.) и «На родине Нила Столобенского» (2010 г.), на сайте Главы Администрации Фировского района, на сайте Тверской епархии и других - сообщается одна и та же информация о дате постройки данного деревянного храма – 1740 год, время елизаветинского барокко, расцветшего в Санкт-Петербурге и Москве, но практически не захватившего провинцию. Эта Дата вызывает сомнения, поскольку стиль сооружения не соответствует эпохе.
   Кроме того, авторы публикаций зачастую данный храм, упоминаемый именно как церковь в Покровском, называют Казанской церковью, что также неверно.
   Долгое время существовало мнение, что каменный храм был возведён точно там, где стоял деревянный, но проверить это не представлялось возможным.
   Попытаемся установить точную дату времени постройки и освящения данного храма в Покровском, при каких обстоятельствах было начато строительство, как выглядел храм, и когда именно он был перевезён в Пухтину Горку.
   Как было сказано выше, село Покровское принадлежало семье Хрипуновых, с которой тесно связано имя учёного, выдающегося архитектора, литератора XVIII века Николая Александровича Львова. Известно, что его мать, Прасковья Фёдоровна Львова, была дочерью дворянина, подполковника Фёдора Ефимовича Хрипунова (1695-1769? гг.). Он является потомком того самого Андрея Хрипуна, упомянутого в «Переписной оброчной книге Деревской пятины 1495 года».
   Фёдор Ефимович Хрипунов и его супруга Мария Максимовна (в девичестве Хомутова, 1697-1778 гг.) жили в Покровском. Сведения о датах рождения и смерти родителей П.Ф. Львовой уточнены краеведом И.Л. Космаковым по метрическим книгам Покровского храма. Из архивных документов известно, что Прасковья Федоровна получила по наследству в числе других земель и деревень село Посонско-Покровское Вышневолоцкого уезда (так обозначено наше село в документах о наследовании). Это название не должно нас путать: в других исторических документах более позднего времени есть и Посонский погост, и село Покровское. Это одно и то же поселение.
   Летом 2019 года И.Л. Космаковым по разрешению настоятеля храма в селе Покровском отца Виктора была проведена работа на кладбище недалеко от ограды храма, в результате которой удалось очистить от грунта и растительности большую гранитную плиту. Об этом Игорь Леонидович рассказывал на страницах «Коммунара». На плите виден православный крест, надписей нет. Плита однозначно является надгробием. Были произведены замеры, с помощью которых удалось установить приблизительный вес плиты - около 500 килограммов.
   Поскольку плита, найденная И.Л. Космаковым, расположена горизонтально и имеет большой размер и вес, Игорь Леонидович выдвинул предположение, что усопший был захоронен там, где предполагалось возвести церковь. Место было выбрано таким образом, чтобы могила располагалась ближе к алтарной части будущего храма. Закономерны вопросы: кто же здесь похоронен? почему возникла мысль о том, что над захоронением был построен храм?
   В первую очередь надо сказать о традиции захоронения в храме или под храмом. С периода Средних веков существовал обычай внутрихрамовых погребений архиереев, почитаемых как святых, и членов правящих династий. К XVIII веку в России сложилась традиция хоронить знатных частных лиц в православных храмах. Как отмечает исследователь Д.А. Будюкин в публикации на страницах «Военно-исторического журнала» в №4 за 2015 год, «в XVIII—XIX вв. погребение частных лиц в построенных ими усадебных храмах либо в церквях-усыпальницах монастырей стало обыденным делом, не вызывавшим общественных возражений». Существует много захоронений военачальников, которые нашли упокоение не только в храмах-усыпальницах, но под полом церквей, у входа в храм в своих родовых поместьях.
   И.Л. Космаков изучил записи метрических книг за период с 1770 по 1850 гг. и установил, что из прихожан, умерших в границах Посонского погоста в период с 1770 по 1850 год никто не мог быть похоронен в храме, кроме Фёдора Ефимовича Хрипунова.
   Краевед из Вышнего Волочка Денис Ивлев несколько лет назад сделал в Государственном Архиве Тверской области выписки из описи дел храма в селе Покровское Посонского погоста. Данные материалы размещены на сайте храма Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево Спировского района.
   Выписки из описи дел Покровской церкви содержат две интересные для нас записи:
   1769 г. «О построении деревянной церкви».
   1777 г. «О построении деревянной церкви и об освящении оной».
   Если иметь в виду, что получение разрешения на строительство было делом долгим, понятно, что подполковника Ф.Е. Хрипунова похоронили именно так, чтобы потом можно было начать укладывать фундамент и возводить стены здания. И надгробная плита была положена до начала строительных работ.
   Можно согласиться с мнением, что сам подполковник Ф.Е. Хрипунов завещал быть похороненным в храме, а вдова Мария Максимовна и дочь Прасковья Фёдоровна выполняли волю покойного. Прасковья Фёдоровна могла навещать мать в Покровском в течение восьми лет, пока шло строительство храма, и следить за работами.
   Итак, становится совершенно очевидно, что данный храм в селе Покровское был выстроен к 1777 году. Возможно, он был возведён над захоронением подполковника Ф.Е. Хрипунова, владельца усадьбы в селе Посоно-Покровское.
   Ранее считалось, что каменный храм в Покровском был построен к 1878 году на месте деревянного, новые факты полностью опровергают данное утверждение. Кроме того, в течение нескольких лет оба храма: и деревянный, и каменный – стояли рядом. Почему это так? Дело в том, что в «Клировых ведомостях Вышневолоцкого уезда» за 1880 год содержится опись имущества Покровской церкви, а в пункте 13 написано, что «при сей церкви [каменном храме, построенном в 1878 году] находится еще другая деревянная церковь холодная с одним престолом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы».
   Когда деревянный храм перевезли в Пухтину Гору? В «Тверском епархиальном статистическом сборнике» об этом храме на территории Осташковского уезда сказано, что он был построен (т.е. собран в Пухтиной Горе) в 1886 году. На момент составления сборника имелись церковные документы: «опись с 1893 г., метрики с 1879 г., исповедальные с 1899 г.»
   По утверждению И.Л. Космакова, метрические книги в этом храме начали вести с марта 1889 года (19 марта 1889 года в этой церкви был окрещен первый ребенок, мальчик Гавриил). Священником прихода в метрических книгах указан «временно-входящий заштатный священник села Покровского Михаил Петрович Галахов».
   Исходя из этого, можно понять, что деревянное здание храма было разобрано, оцифровано и перевезено в Пухтину Гору в течение этих девяти лет между 1880 и 1889 годами. Понятно, что это сделать было непросто: требовалось и разрешение епархии, необходимы были и материальные средства.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ ===>>>>>>>

   
     (По материалам группы Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровское в Контакте.)

    


Посмотреть всю карту