Лебедево - Рождества Пресвятой Богородицы (деревянная) церковь

Рождества Богородицы церковь


    Село Лебедево, от Твери 10 верст.
    Церковь Богородицерождественская, построена в 1741 году, распространена в 1868 году, деревянная, престола два: холодный Рождества Пресвятой Богородицы, теплый Скорбященской Божией Матери.
    Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1800 года, исповедальные росписи с 1830 года, план на землю.
    В 1901 году служили: Свящ. Александр Диомидович Орлов 35-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, состоял законоучителем земской школы, награжден в 1893 году набедренником. Псаломщик Михаил Димитриевич Благовещенский 37-ми лет, в должности с 1888 года.
    Прихожан в селе Лебедеве, в деревнях: Пыхове, Раслове, Напрудкове, Мозжарине, Кривцове, Брусилове - 136 дворов (518 мужчин, 529 женщин).
    В 1915 году служили: Священник Константин Ветлин 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, в Богородицерождественской церкви 10 лет. Псаломщик Михаил Благовещенский 53-х лет, на службе 26 лет.
    Прихожан в селе Лебедево, в деревнях: Пыхово, Раслово, Напрудново, Мозжарино, Кривцово, Брусилово - 475 мужчин, 462 женщины.

   
     (По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Рис. художника-архитектора Ивана Краснобаева из статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка".)
    


    Деревянный храм в с. Лебедеве построен в 1741 г. В 1816 г., за недостатком средств, этот храм был упразднен, и прихожане были "приписаны" к церкви соседнего села. И только в 1842 г. открываются вновь двери Лебедевского храма, чтобы дать в нем духовную вечерю для алчущих Небесного хлеба. В 1862 г. прихожане пристроили к храму теплый придел, в котором сейчас в зимнее время и совершается богослужение. Этот придел имеет в длину 5 саженей, в ширину 2¼ сажени, а главная часть храма немного обширнее. — В настоящее время нельзя без боли в сердце смотреть на Лебедевский храм. Стены его покосились, а колокольня во время звона качается в разные стороны.
    Лебедевский приход состоит из 500 душ деревенского населения, при чем большинство прихожан или работают на фабриках, или занимаются извозом. Состоятельных людей совсем нет, больших жертв от прихожан ожидать нельзя.

   
     (По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 12 ноября 1912 года. № 46. // К пастырям Тверской церкви обращение.)
    


    Древняя деревянная церковь была построена в 1731-1741 гг. на средства мичмана П.И.Давыдова как однопрестольная. В 1868 г. церковь была расширена: обустроен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
    В мае 1915 года в Московскую Духовную консисторию поступает следующее прошение: «Мы жители вышеозначенного поселка при ст. Шаховская, довольно многолюдного и населенного преимущественно торговыми людьми места, состоя по указу Московской Духовной Консистории от 4 июля 1903 года прихожанами Троицкой села Елезарова церкви, от которой мы находимся в расстоянии семи верст, то в следствии далекого расстояния мы не всегда аккуратно можем посещать свой приходской Елизаровский храм в особенности в праздничные торговые дни, когда по делам он не может быть для нас вседневно свободным, а по сему в Великие праздники не слышим поучений своего приходского пастыря и остаемся без удовлетворения религиозных потребностей своей души, так равно и дети наши свыше 200-т человек, несущих школьное образование в уже открытом здесь поселке при ст. Шаховской»[1].
    Далее письмо продолжается так: «Местность где основан поселок, как сближенная с железной дорогой и сейчас представляет себе большой торговый пункт за отдаленностью торговых городов, так как дальние жители и окружающие поселок всегда находят себе здесь сбыт своих продуктов и покупку потребностей по дешевым ценам, вследствие этого обстоятельства к поселку примкнули торговые жители в течении 5-ти последних лет. Уже поселок стал представлять из себя не поселок – какое он получил название при основании – а торговую слободу, и по всем вероятиям – это уже не поселок, а слобода в скором будущем разрастется в широком размере. Так как в праздничные дни, в которые существуют рынки стекаются тысячи народа, здесь уже существует Почт. Тел. Учреждение, полицейская власть, отделения разных крупных торговых фирм, госпиталь для раненых – и в будущем мы вполне уверены что построенный храм в этом поселке будет самостоятельным и вполне обеспеченным со стороны прихожан оного поселка как на содержание священнослужителей и причта, так ровно и его собственному содержанию в церковных потребах, а теперь с Благословением Божиим и Пречистый Богородицы, мы все единогласно в силу вышеупомянутых причин и объяснений обращаемся к стопам Вашего Высокопреосвященства благословите нас жителей поселка – Владыка Святый! на сие доброе и святое дело и разрешите нам построить деревянный приписанный к Троицкой села Елизарова церкви – храм, который был бы нашим путеводителем в Царство Небесное, а для прежнего храма – поддержкой в материальном отношении – так равно священно-церковнослужителей и причта… Что же касается того, что мы жители поселка будто бы желаем присоединиться и перейти в приход храм-подворье Елизаветинской общины, как это выражено в Указе о сем Духовной Консисторией, то желание мы своего никому не изъявляли и перечислятся не находим нужным, так как в названном подворье нет постоянного священно-церковно-служителей, а во вторых уклонение наше от Елизаровского прихода повлияет на существование Елизаровского причта – в материальной поддержки – храм-подворье Елизаветинской общины, едва ли может быть приходским храмом…».[1]
    Свое прошение шаховчане предоставили вместе с прошением и приговором схода жителей деревни Судислово на котором имели суждение о постройке церкви на их земле, где постановили пожертвовать безвозмездно одну десятину земли в вечное пользование для постройки храма. В прошении крестьяне также писали: «Ваше Высокопреосвященство! Не откажите в разрешении, дайте возможность в годы разных вольнодумств приблизить к подрастающему поколению нашему храм Божий и в вере дедов и отцов наших воспитать их, сделать верными сынами Великой нашей родины …»[1]
    Испрашивая благословения на строительство храма, просители не собирались строить новый храм. Как раз к этому времени, в селе Лебедево Тверской Губернии, между 1910 и 1915 гг. рядом с одноименным деревянным храмом был построен новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно этот деревянный храм задумали перевезти в Шаховскую.
    23 февраля 1916 года из Тверской Духовной Консистории в Московскую сообщили следующее: «… Тверским Епархиальным Начальством разрешено причту и прихожанам церкви с. Лебедево, Тверского уезда, продать ветхий, построенный в 1741 году деревянный храм с фундаментом и двумя иконостасами за одну тысячу рублей крестьянами дер. Судисловой… с тем чтобы при разборке храма все бревна, брусья, стропильные дуги и проч. были размечены особыми знаками, дабы при сборке все эти части заняли в здании свои прежние места без подтески и малейшего изменения…».[1]
    К всеобщей радости, 26 апреля 1916 года Епархиальное начальство определило: «Разрешить устройство храма в поселке при ст. Шаховская, с тем чтобы он был приписан к церкви с. Елизарово»[1]. Летом 1916 года храм был перенесен на новое означенное место и богослужения стал совершать причт Троицкого храма с. Елизарова священник Александр Стеблев и диакон Николай Белокуров.

    [1]. Дело по прошению прихожан села Елизарова, крестьян поселка Шаховской о разрешении построить в сем поселке новый деревянный храм // ЦГАМ ф.203, о.759, д.365

   
     (По материалам статьи священника Андрея Тарасова "Православная Шаховская. Церковная история молодого поселка" из группы Шаховское благочиние в Контакте.)

    


Посмотреть всю карту