Лисицы - Крестовоздвиженская церковь
Село Лисицы, от Твери 31 верста.
Церковь Крестовоздвиженская, построена в 1863 году, каменная, престолов три: в холодной Воздвижения Креста Господня, в теплой: правый Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, левый Великомученицы Параскевы.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики и исповедные с 1846 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Павел Петрович Белавский 34-х лет, студент семинарии, в служении с 1886 года, Священником с 1887 года, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Иоанн Петрович Груздов 64-х лет, в должности с 1854 года, диаконом с 1890 года. Псаломщик Иван Ильич Соколов 26-ти лет, в должности с 1894 года. Церковный староста крестьянин Даниил Константинов в должности второе трехлетие.
Прихожан в селе Лисицах, в деревнях Сергеевке, Мишневе, Ведерне, Судимирке - 280 дворов (926 мужчин, 954 женщины).
В 1914 году служили: Священник Павел Белавский 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Крестовоздвиженском храме 16 лет. Штатный диакон Иоанн Некрасов 44-х лет, на службе 8 лет, в Крестовоздвиженском храме 7 лет. Псаломщик Николай Рукин 23-х лет, на службе 3 года, в Крестовоздвиженском храме 2 года.
Прихожан в селе Лисицах, в деревнях Сергеевке, Мишневе, Ведерне, Судомирке - 914 мужчин и 960 женщин.
Церковь разрушена в ХХ веке.
(По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
По свидетельству Дозорных книг 1615 года известно, что во время литовского и разбойничьего казацкого разорений в смутные 1604–1612 село Дисицы было опустошено и разграблено. Храм Божий разорен и «стоял без пения». «Жители или перебиты, или разбежались без вести» — разорение обителей, сел и деревень с поголовным истреблением жителей было в то время обычным явлением…
После литовского погрома Лисицкий храм отстраивать заново уже не стали.
Восстановление же разрушенной в Смутное время лисицкой церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня началось лишь в XIX веке.
На месте разоренной церкви стояла деревянная часовенка с иконой Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Дело об открытии самостоятельного прихода и церкви в Лисицах началось с 1843 года по внушению и благословению самого архиепископа Григория (Постникова). И ход устроения ее был богоугодным, о чем свидетельствуют удивительные факты, все препятствия устранялись сами собой.
«Случилось Преосвященнейшему Григорию проезжать из Твери в Кашин в 1843 году. Владыка очень любил восстанавливать старинные церкви, изучал письменные исторические памятники. Он ехал по Московскому шоссе, а потом через деревню Ведерню на Лисицы. Подъезжая к Лисицам, окинул взглядом местность. Она была весьма привлекательна: к северо-западу виднелась маленькая зеленая глава Оршина монастыря, она владычествовала над местностью. Далее по берегам Волги виднелись каменные церкви села Семеновского и Юрьевского, ближе к Лисицам стояла каменная церковь Игуменская с сосновой рощей, на востоке, как на ладони, — каменная церковь села Отрокович, далее старинная каменная церковь села Городни. Все они, точно серебряной лентой, связывались рекой Волгой. Владыке вспомнилась старинная церковь Лисицкая, бывшая до разорения. «Какой чудный вид! – сказал он соборному протоиерею И.Я. Ловягину. – Как жаль, что в Лисицах нет церкви! А в старину была деревянная во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня».
На перевозе через Волгу встретили Владыку лисицкие крестьяне, и среди них самый зажиточный Максим Кулагин, или просто Кулага. «Что вы не хлопочете о постройке своей церкви?» – спросил Владыка, благословляя крестьян. Те пали на колени, умоляя дозволить строение церкви, добавляя, что давно этого сердечно желали и много думали об этом. Тотчас избрали ходоков и подали прошение на постройку своей каменной церкви».
В 1845 году Синод разрешил строить церковь в Лисицах. Прихожане употребляли все старание и средства. Неожиданно для них открылся обильный источник заработков. В Залесье открылся химический завод. Всю осень и зиму требовались сотни подвод для перевоза материалов. Лисицкие прихожане давали подводы и получали от двух до трех тысяч рублей серебром. Все деньги шли на храм. Лишь только храм устроился – и завод закрылся. Поступали доходы со стороны – от доброхотных дателей. Поступали пожертвования церковными вещами из Новоторжского Борисоглебского монастыря, из Ниловой пустыни, из Николаевской Теребенской пустыни.
В храме было три престола: главный в холодной церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, и придельные – в теплой церкви: справа – во имя Трех святителей, слева – вмц. Параскевы Пятницы. Устраивая так храм, лисицкие прихожане хотели восстановить свой древний престол и сохранить память о юрьевском храме, так как его храмовые праздники более двухсот лет были их праздниками. В 1850 г. освящен придел во имя Трех святителей, в 1853 г. – во имя вмц. Параскевы.
Лисицкая каменная пятиглавая церковь с каменной колокольней и оградой стояла на самом берегу реки Волги. К северу от нее длинной полосой тянулось село в 100 дворов. Величественный храм, многолюдное село, а за ним несколько деревень в самом близком расстоянии – мирная картина русской сельской жизни конца XIX века.
В советское время храм разрушили…
(По материалам сайта Вознесенский Оршин женский монастырь, г. Тверь.)