Михайловское - Михаила Архангела церковь
Расположена посреди села, на кладбище. Построена в 1767-87 гг. на средства прихожан и помещиков Бекетовых. Первоначальная трапезная имела с юга придел Николая Чудотворца. В 1811-12 гг. сооружена новая, более обширная трапезная со вторым (северным) приделом Ильи Пророка (освящен только в 1827 г.), при этом была сохранена старая алтарная стена южного придела. В 1825-26 гг. возведены верхние ярусы колокольни и паперть. К настоящему времени утрачены главка храма и верхние ярусы колокольни, убранство интерьеров, в том числе деревянные иконостасы и чугунный пол (1830) в храме и алтаре. Здание кирпичное, с белокаменными деталями, покрыто цементной обмазкой. Характерный памятник тверского зодчества в стиле барокко, во многом тяготеющий к формам нарышкинского стиля.
Объемно-пространственная композиция храма типа восьмерик на четверике традиционна для этих мест. Крупный двусветный четверик, несколько вытянутый по оси восток-запад, несет восьмерик, завершенный высокой граненой купольной кровлей яйцевидной формы и маленьким восьмигранным глухим барабанчиком. Более узкий и низкий, чем четверик, алтарь имеет пятигранную форму. Обширная, прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами включает в свой объем нижний четверик колокольни. С запада к трапезной примыкает прямоугольная в плане паперть.
В декоративном убранстве фасадов храма преобладают нарышкинские формы, соединенные с элементами допетровского зодчества и барокко. На углах четверика помещены двухъярусные пучки из трех полуколонок с выпуском углов между ними, в завершении объемов храма - профилированные карнизы, включающие ряды поребрика и сухариков. Оконные проемы четверика и апсиды с лучковыми перемычками заглублены в прямоугольные ниши и заключены в нарышкинские наличники с полуколонками и высокими фронтонами. Последние в окнах первого света четверика и апсиды разорваны в вершине, остальные имеют оригинальную митровую форму. Фронтоны над арочными проемами восьмерика - также митровые, опирающиеся на плоские рамки наличников. Все окна снабжены профилированными подоконниками, под которыми помещены кронштейны (в нижнем ярусе) или накладные доски (второй свет и восьмерик). Лепные херувимы, украшающие наличники и тимпаны фронтонов в четверике и восьмерике, относятся, вероятно, ко 2-й пол. 19 в. На центральной оси четверика с юга и севера расположен входной проем с профилированным обрамлением и квадратным киотом над ним. Угловые пилястры восьмерика имеют высокий филенчатый цоколь и барочную, неканоничной формы капитель, напоминающую ионическую. На фасадах трапезной средняя часть в три окна выделена легким ризалитом. В ее декоре формы классицизма сочетаются с элементами, ориентирующимися на первоначальное убранство храма. В ризалите окна имеют лучковые перемычки, центральное заключено в колончатый наличник с треугольным сандриком, боковые завершены арочными нишами с импостами. Остальные проемы трапезной прямоугольные, с треугольными сандриками или полуциркульными надоконными нишами. В первоначальной, восточной части южного придела два окна аналогичны по форме и декору окнам первого света храма и апсиды. Фасады паперти, выдержанные в формах позднего классицизма, расчленены арочными проемами и пилястрами.
Основное помещение храма, сильно развитое по вертикали, со ступенчатыми тромпами при переходе к восьмерику, перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с тремя лотками над восточной частью. Широкий проем ведет в трапезную, помещение которой включает в западной части четыре мощных квадратных пилона нижнего яруса колокольни, несущих коробовый свод с распалубками. Две широкие подпружные арки между восточной парой пилонов и западной стеной четверика поддерживали в центре световой барабан, ныне разобранный. На эти арки опираются также полулотковые своды приделов. Паперть перекрыта коробовыми сводами с распалубками.
Фрагментарно сохранившаяся в интерьере клеевая роспись l-й пол. 19 в., выполненная в духе барокко, прописана маслом в 1882 г. На своде храма помещено крупное изображение Саваофа, на тромпах - евангелисты, в простенках окон восьмерика - святые, над окнами - ангелы, На уровне окон первого света сохранился орнамент с мотивом плетенки. Между окнами первого и второго света, а также между четвериком и восьмериком помещен профилированный штукатурный карниз, в первом случае дополненный сухариками, Настенная живопись трапезной находится в очень плохом состоянии, сюжеты ее не читаются.
Добровольский, с. 33; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 4215, 4216, 4221, 4227, 4232, 4244, 4251, 4253; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6813.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
(Фото. Анатолия Максимова. Март 2014 г.)
Каменная церковь начала строится в 1767 году. Что интересно, вперед главного престола был освящен боковой - южный в честь святителя Николая, а центральный Михайловский освятили лишь спустя 20 лет, в 1787 году. Северный придел в честь пророка Илии построен симметрично Никольскому, в 1811 г.
Объемно-пространственная композиция храма типа восьмерик на четверике традиционна для своего времени. Крупный двусветный четверик, несколько вытянутый по оси восток-запад, несет восьмерик, завершенный высокой граненой купольной кровлей яйцевидной формы и маленьким восьмигранным глухим барабанчиком. Более узкий и низкий, чем четверик, алтарь имеет пятигранную форму. Обширная, прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами включает в свой объем нижний четверик колокольни. С запада к трапезной примыкает прямоугольная в плане паперть.
Храм закрыт в 1937 году, колокольня по некоторым данным разобрана во время войны, остался лишь ее нижний ярус, включенный в объемы трапезной. Здание сначала использовалось под клуб, а после было отдано колхозу "Михайловское" под склад. В этом качестве церковь простояла до конца 1990-х гг. Колхозная крыша над трапезной к этому времени окончательно обрушилась, зияли прорехи в кровле центрального алтаря и на главном куполе, хотя на последнем, крепкая "родная" крыша сохранила высокий и крутой купол в очень хорошем состоянии. С момента "выезда" колхоза до 2003 года храм был хоть и брошен, но закрыт. Как отмечали старожилы, в один из субботников, в мае 1998 года из церкви было вывезено четыре тракторных тележки мусора. В состав которого входило: металлолом в виде деталей, траки и прочие железяки; голубиный помет, (земляной пол был покрыт его слоем до 1 метра); в алтаре летней церкви валялись остатки коровьих шкур. В трапезной пол был засыпан мусором. Придел Николая угодника был заложен красным кирпичом. 21 ноября 1998 года здесь настоятелем соседнего Васильевского храма священником Николаем Диким был отслужен первый молебен. В мае 2002 года начался ремонт кровли трапезной. На деньги благодетелей в 2003 году были также вставлены оконные рамы в окна трапезной. В этом же году сделана новая кровля на главной апсиде.
19 февраля 2005 года на центральный барабан (лишенный главки) был поставлен временный крест.
В 2005 году начат ремонт кровли и на главном куполе. На барабане была воссоздана главка, на которую 15 января 2006 года поставили уже постоянный крест.
Весной 2007 года началось строительство колокольни. Проект был подготовлен архитектором В. Курочкиным на основе дореволюционной фотографии. Проект новой звонницы слегка изменил исторический облик здания, но это было сделано для "облегчения" конструкции колокольни. В целом же, восстановление колокольни стало последним шагом к восстановлению первоначального облика здания и, по сути, явилось первым случаем восстановления звонницы сельского храма на территории Калининского района.
Внутри холодного храма довольно неплохо сохранились росписи 1 половины 19 века (1831 г. ?), записанные позднее, в начале 20 века, маслом. Открытые окна восьмерика и кусок прохудившейся кровли привели к тому, что росписи свода почти полностью были утрачены. В простенках восьмерика вполне четко читаются "Страсти Христовы", ниже многочисленные сюжеты на евангельские темы и святые. Местами облупившиеся поздние слои открывают раннюю живопись.
(По материалам сайта Тверские своды.)