КАЛЯЗИН
Первое известное поселение угро-финских племен, затем и славян-кривичей, упомянутое в одной из русских летописей на месте современного города Калязина, называлось "Никола на Жабне". Поселение было расположено в устье реки Жабни в конце XII столетия и значилось в списках городов и местечек, сожженных татаро-монгольскими племенами во время нашествия 1238 года.
ХI-ХII века - время хозяйственного и политического подъема Новгородской земли. Купцы Великого Новгорода, торгуя с русскими и другими землями по Волге, устраивали в устьях небольших рек свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя мореходов Николы Мирликийского. Таким опорным пунктом на месте нынешней колокольни бывшего Николаевского собора, разобранного перед затоплением в 1940 году, стал монастырь "Никола на Жабне".
Позже в 1134 году на Калязинской земле в устье реки Нерли князем Юрием Долгоруким был основан городок-крепость Кснятин (Коснятин, Константин), сожженный и разоренный во время княжеских междоусобиц.
Существует несколько версий о происхождении названия города. Одна из версий связывает название города Калязин с возникновением в 1434 г. Троицкого монастыря на землях местного боярина Ивана Коляги. Будущий преподобный Макарий (Матвей Кожин) родился в боярской семье недалеко от этих мест. После смерти жены он ушел в Кашинский Клобуков монастырь, где принял постриг с именем Макарий. Через несколько лет преп. Макарий с семью монахами построил кельи недалеко от города Кашина между двух озер на левом берегу Волги, почти напротив Никольской слободы, а рядом была поставлена деревянная Троицкая церковь, которая и дала название всему монастырю.
Рост монастыря беспокоил Ивана Колягу, и он решил убить преп. Макария. Но замысел не удался. А в эпидемию погибла вся его семья. Он тяжело заболел и пришел к преподобному, там он и постригся в монахи. С этого времени пустынь стала именоваться Калязиной по имени владельца земель, пожертвованных тогда в обитель.
Троицкий Калязинский монастырь всегда пользовался любовью народа, местных и столичных князей, ему охотно жертвовали окрестные земли. Благодаря своему положению монастырь стал северным стражем московских земель. Постепенно он превратился в один из богатейших монастырей России. В Смутное время по калязинской земле два раза прошли поляки, грабя и сжигая все на своем пути. Монастырь вновь отстроили, к середине XVII в. он становится крупнейшим на Тверской земле, радуя многочисленных паломников красотой и великолепием своих строений.
В монастырь часто приезжали и даже подолгу жили цари Иван IV, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр I, совершавший сюда свои «потешные походы», Екатерина II. Стены Троицкого собора и Петровского дворца сияли снаружи и внутри калязинскими изразцами. При монастыре работали школа и больница. Подобно Сергиеву Посаду, город вырос из ремесленных и торговых слобод, возникших вокруг монастыря: на левом берегу Волги — Подмонастырская Слобода, получившая название от Троицкого Макарьевского монастыря, на правом берегу — Никольская Слобода, названная по Никольскому собору на Жабне, а за рекой Жабней — заречная часть города «Свистуха», выросшая из села Пирогово. Центром Калязинской слободы, так они все вместе назывались, была площадь перед собором. Колокольни Никольского и Троицкого соборов стояли друг напротив друга на двух берегах великой русской реки и были очень похожи.
По указу Екатерины II в 1775 г. Калязин становится городом. Жизнь его всегда была связана с Волгой. Весной и в начале лета после половодья Волга была судоходной, по ней перевозились товары в Москву, Петербург и другие места. Два раза в год здесь устраивались ярмарки, успешно развивались кузнечный, сапожный, валяльный, кружевной промыслы. В первой половине XIX в. Калязин стали называть городом крахмала и кружев: крахмальные заводы считались десятками, кружевницы — сотнями. Кружево отделывалось золотом, серебром, тканью, украшалось жемчугом, мехом горностая. Калязинские кружева отличались прочностью, красотой рисунка и были очень дешевы. Их покупали в Москве, Петербурге, приволжских городах, даже в Англии, Персии.
В начале XX в. в Калязине было 7 церквей, мужской монастырь, входивший в десятку «первоклассных», 3 пристани и 33 заводика. Но, пережив свои древние промыслы, город новой промышленности не нажил.
После 1940 г. был введен в строй каскад плотин в Иванькове, Угличе и Рыбинске. Волга стала судоходной до Твери в течение всего периода навигации, а Угличское водохранилище поглотило две трети города Калязина и еще десятка четыре разных поселений. Навсегда ушла под воду историческая часть города, исчез Троицкий монастырь, собор и многое другое.
Во время строительства плотины дома разбирали и переносили, а то, что не подлежало разборке, как, например, монастырь, по указу начальника Волгостроя Л. Берии просто взрывали. Сейчас на его месте остался небольшой островок, поросший травой и деревцами, — любимое место отдыха калязинцев. Его называют Монастырским, хотя многие уже не помнят почему.
От прежнего города уцелело несколько улиц, колокольня, да три церкви: в Богоявленской сейчас краеведческий музей, в Вознесенской долго был хлебозавод. Народ тогда поговаривал: в городе есть три «чуда» — колокольня в воде стоит, в церкви хлеб пекут, и поезда задом пятятся (проходящие поезда меняют здесь направление движения). А колокольня уцелела действительно чудом — просто не успели разобрать из-за раннего половодья. Местные власти использовали ее сначала для тренировок парашютистов, затем как навигационный знак. Часть первого этажа залита водой и для приостановления дальнейшего разрушения вокруг нее насыпали маленький островок. Построили колокольню в 1800 году местные крепостные мастера полковника Василия Федоровича Ушакова как часть великолепного ансамбля, высота ее 74 м. Причем, если колокольня вдруг покосится или даст трещину, мастера обещали за свой счет разобрать ее и построить заново.
Одинокая колокольня посреди воды стоит памятью поколениям грядущим о святорусских, былинных предках-китежанах, тех самых, которые «по горсточкам сбирали Русь державную, Русь великую, святую, православную...», честно служили отечеству, сражались с врагами любимой родины, да еще при этом «согревали мир своей любовью»