Калязин - Николая Чудотворца собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Колокольня Никольского собора.


   Никольский собор был построен на правом берегу Волги в Никольской Слободе. Площадь перед собором была центром Калязинской слободы. Колокольни Никольского и Троицкого соборов стояли друг напротив друга на двух берегах великой русской реки и были очень похожи.
   В 20-е годы ХХ века собор был закрыт, а перед затоплением Калязина в 40-ом году храм был разрушен. Колокольня уцелела чудом — просто не успели разобрать из-за раннего половодья. Местные власти использовали ее сначала для тренировок парашютистов, затем как навигационный знак. Часть первого этажа залита водой и для приостановления дальнейшего разрушения вокруг нее насыпали маленький островок. Построили колокольню в 1800 году местные крепостные мастера полковника Василия Федоровича Ушакова как часть великолепного ансамбля, высота ее 74 м. Причем, если колокольня вдруг покосится или даст трещину, мастера обещали за свой счет разобрать ее и построить заново.


   На месте нынешней колокольни бывшего Николаевского собора в старину стоял монастырь, носивший имя Николы на Жабне. Еще в XIV в., когда вся Никольская слобода состояла из нескольких десятков дворов, уже была в нем деревянная церковь во имя Святого Николая Мирликийского, покровителя мореходов и рыбаков. С возникновением в ХV в. на левом берегу Волги Троицкого монастыря, Никольская обитель прекратила свое существование. Церковь во имя Николая Чудотворца за свою многовековую историю много раз обновлялась и перестраивалась. Из антиминсов, найденных под церковью в середине XIX в. стало известно, что церковь освящалась в 1526, 1551, 1594 гг. По правую сторону храма на церковном погосте находился белый каменный столб. По местному преданию он был поставлен в память бывшей на этом месте церкви преподобного Сергия Радонежского. В 1610 г. поляки разграбили и сожгли Николаевскую церковь. Долгое время в слободе вовсе не было церкви и лишь к 1630 г. местные жители смогли восстановить деревянный храм, который и был освящен 20 января того же года. В таком виде церковь существовала до 1693 г., когда возникла мысль разобрать ее за ветхостью и построить новую. Каменная церковь в честь св. Николая Чудотворца была построена на средства прихожан и освящена 8 декабря 1694 г. В память об этом событии на западной наружной стене церкви была выбита надпись: "Лета 7202 декабря 8 дня на память преподобного отца нашего Патапия освятился храм Божий во имя иже во святых отца нашего Николая Чудотворца при державе ж великих Государей Царей и великих князей Иоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России Самодержце и при Святейшем Патриархе Андриане и при Архиепископе Сергии Тверском и Кашинском. А освятил храм сей по указу Преосвященного Сергия Архиепископа Тверского и Кашинского, Колязина монастыря Архимандрит Иов". При освящении присутствовал и "рачитель храма" Герасим Костяницын.


Фото. Дмитрия Василькова с сайта http://www.sobory.ru/


   Однопрестольная Николаевская церковь имела форму правильного четырехугольника. Пять ее глав в виде маковиц, окрашенных белой краской, венчали позолоченные кресты. На средней главе крест был шестиконечный, на других главах - четырехконечные. Вершины крестов венчали короны, а подножия были украшены полулуниями.
   Церковь открывалась обширным притвором, совершенно открытым и не стесненным по сторонам приделами. Над самим храмом свод был котельный, а над трапезою - коробовой. Паперти были устроены отдельно с южной и западной сторон. Своды церкви были расписаны живописными картинами на сюжеты Нового завета. Когда возникли эти росписи - неизвестно. В 1851 г. стенная живопись была возобновлена, о чем гласила надпись на левой стене под аркой, отделявшей храм от притвора: "Внутреннее украшение святого храма обновлено усердием граждан в 1851 году". Снаружи церкви на западной стене притвора выше кровли паперти видны были живописные изображения Господа Вседержителя с предстоящими Божьей Матерью и св. Иоанном Предтечей.
   Деревянный престол был украшен листами белой латуни с накладным серебром чеканной работы. Верхняя доска престола была гладкой, а по сторонам имелись резные мелкие священные изображения. С западной стороны в центре была изображена сцена тайной вечери, а по сторонам стояли святители: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Николай Чудотворец. С южной стороны мастер изобразил несение креста и распятие Господне. С восточной - в центре был изображен преподобный Илларион, над ним - сошествие Св. Духа, а по сторонам - преподобные Сергий Радонежский и Макарий Калязинский. С этой же стороны, внизу помещено было изображение Рождества Христова, а по сторонам его - святыe бессеребренники Кир и Иоанн. Северная сторона престола имела два изображения: справа - Иудино лобзание, а слева - моление о чаше. Одежда покрыта была стеклянным футляром. Деревянный алтарь имел одно полукружие.
   Солея, возвышенная от помоста на одну ступень и отделенная железной решеткой, была выстлана чугунными плитами. Выдававшийся в храме полукругом амвон был изготовлен из белого камня.
   Особым почитанием в храме пользовались икона святителя Николая Чудотворца старинного письма в серебряной ризе и икона Божией Матери "Взыскание погибших" с частицами святых мощей. Образ Спасителя у царских врат весь был покрыт массивной серебряной вызолоченной ризой с венцом, убранным бриллиантами. В притворе на левой стороне хранилась походная створная икона Крымской кампании с живописными изображениями Нерукотворного Спасителя, Великомученика Георгия и преподобного Макария Калязинского. Снаружи на створах по серебряному окладу были вычеканены изображения: вверху - Благовещенье Пресвятой Богородицы, а внизу - четыре евангелиста. На другой наружной стороне по такому же серебряному окладу можно было прочесть чеканную надпись: "створы Государственного подвижного ополчения Калязинской Н. 15-й дружины 1855 года". Икона защищала калязинских дружинников в турецком походе 1855 года.


Никольский собор.


   Из богослужебных вещей особенно замечательны были: потир серебряный вызолоченный украшенный крупным жемчугом, серебряные вызолоченные сосуды, чеканенные в 1702 г., Евангелие, отпечатанное в 1698 г., запрестольный крест украшенный серебром с помещенными в нем 50 частями мощей разных святых.
   В 1792 г. на средства петербургского купца И. Костромина, занимавшегося в Калязине откупным промыслом, вблизи Николаевской церкви была построена тёплая Предтеченская церковь с тремя престолами: главный был посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а придельные - святому Димитрию, митрополиту Ростовскому и преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу.
   Достопримечательностью нового храма был богатый и изящный по отделке иконостас, пожертвованный в 1847 г. супругой почетного гражданина М.М. Полежаева - Верой Леонтьевной Полежаевой, а также четыре паникадила накладного серебра работы московской мастерской купца И.Л. Сазикова. Самим Михаилом Михайловичем Полежаевым в том же году был устроен превосходный иконостас в приделе святителя Димитрия. Оба иконостаса были изготовлены и вызолочены переяславским купцом Иваном Антоновым, успешно исполнявшим до этого подобные заказы для Троице-Сергиевой лавры.
   В довершение ансамбля Николаевского собора в 1800 г. на средства прихожан была построена каменная колокольня великолепной архитектуры, по сей день являющаяся гордостью и символом Калязина. Легенда, донесенная до нас священником Белюстиным в его "Записках о городе Калязине", называет автором идеи и исполнителем этого величественного сооружения местного "артиста из мещан". Колокольня была построена умельцами - крестьянами помещика В.Ф. Ушакова. Сохранившаяся рядная запись (договор) на строительство доказывает, с какой тщательностью и ответственностью выполнялись подрядные работы. При строительстве колокольни использовался кирпич калязинских заводов, старицкий белый камень и специальный высокопрочный раствор, изготовленный по старинным рецептам.
   Отполки и карнизы колокольни были покрыты железом, окрашенным медянкой. Верхняя кровля, глава и шпиль покрыты были белой жестью. Яблоко и четырёхконечный крест вызолочены "чрез огонь". Стены колокольни были оштукатурены и окрашены светло-зеленой краской, а колонны и карнизы - отбелены.
   Звонницу колокольни составляли одиннадцать колоколов. Древнейший из них был "вылит при державе Ея Императорского Величества Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской в Сибири на Невьянских железных Господина Дворянина Акинфия Демидова заводах 1738 года весу 51 пуд 11 фунтов. Лил мастер Яков Гаряев".
   Самый большой колокол весом 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства калязинских купцов и потомственных почетных граждан Полежаевых. На нем были отлиты изображения: Коронование Божьей Матери, Николай Мирликийский, Димитрий Ростовский, преподобные Михаил Клопский и Макарий Калязинский, Митрополит Алексей и Тихон Амафунтский.
   Надпись на втором по величине и значению колоколе гласила: "Лит сей колокол в город Калязин на соборную Николаевскую колокольню 1837 году декабря 25 дня тщанием и усердием того собора". Изображения на колоколе полностью повторяли изображения большого (Полежаевского) колокола. Третий колокол весом 137 пудов имел надпись "1756 года ноября 15 дня вылит сей колокол в Кашинский уезд Калязина монастыря в Никольскую слободу к церкви Николая Чудотворца, тщанием, радением и вкладом тоя слободы жителей и мирских людей". На колоколе были изображены Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Владимирская Божья Матерь, Воскресение Христово и Распятие Господа.


Фото. Бориса Орлова.


   Два колокола было отлито в 1852 г. на московском заводе купца Самгина. Один из колоколов, как гласила имевшаяся на нем надпись, пожертвовали в храм 2 февраля 1782 года "слобожане Флор и Семен Федоровы дети Рышковы".
   В колокольне помещалась свечная лавочка, сдававшаяся одно время в аренду, а с середины XIX в. поступившая в управление церковного старосты. Лавочка приносила большие доходы не только собору, но и владельцам местных свечных заводов (Свешниковым и др.). Над звонницей в купольной части колокольни в начале ХХ в. были установлены механические куранты.
   Благолепие церквей постоянно поддерживалось заботами прихожан. Кроме великолепных и ценных иконостасов, все образы были украшены серебряными вызолоченными ризами. Церкви имели превосходную утварь и богатую ризницу.
   Особенным усердием при украшении церквей всегда отличался дом потомственных почетных граждан Полежаевых. По свидетельству современника все, что только было лучшего и ценного в церквах, все было устроено ими. Все их пожертвования были очень ценны и отличались изяществом отделки.
   Среди других благотворителей можно назвать купца Суворова, усердием которого в 1847 г. была обновлена стенная живопись в Предтеченской церкви. Заботами городского головы и степенного гражданина Петра Свешникова в 1849-1851 гг. было полностью обновлено внутреннее убранство Николаевской церкви: с южной стороны была приделана обширная, светлая и необыкновенно красивая паперть, переделана паперть с западной стороны, а также изменено все то, что "нарушало гармонию целого, поражало взоры своей неправильностью и ветхостью".
   В 1915 г. в приходе Николаевского собора числилось Низшее механико-техническое училище, три земских и три церковно-приходских школы, городское начальное училище и женская гимназия. Соборный причт состоял из четырех священников, двух дьяконов и четырёх псаломщиков. Собор обслуживал более 5000 прихожан 2-й части города и окрестных деревень: Благуново, Горбово, Дмитроково, Ильицыно, Клыпино, Матвейково, Овсянниково, Паулино, Песье, Совачево, Солоновка, Спирово, Степаново, Тарчево, Чаплино и Чигирево.
   Из замечательных личностей служивших в Николаевском соборе можно назвать: протоиерея Алексея Егоровича Крестникова; священников Ивана Тимофеевича, Дмитрия Алексеевича и Василия Алексеевича Верещагиных; Ивана Флоренского и его сына Дмитрия Ивановича Флоренского; протоиерея Николая Зосимовского; кавалера ордена св. Владимира 4 степени протоиерея Илью Васильевича Морошкина; председателя уездного отделения епархиального училищного совета протоиерея Григория Павловича Первухина; протоиерея Ивана Васильевича Приселкова; кавалера орденов св. Анны 2 степени и св. Владимира 4 степени протоиерея Степана Алексеевича Бутягина; почетного члена Общества хоругвеносцев Николаевского собора протоиерея Константина Алексеевича Морошкина; действительного члена Тверского православного братства святого благоверного киязя Михаила Ярославича протоиерея Аристарха Павловича Световидова; протоиерея Василия Ефимовича Богородского и др.
   Полвека священствовал в соборе яркий проповедник и публицист, иерей Иван Степанович Белюстин, состоявший в 1862-1866 гг. в должности настоятеля собора. Белюстин оставил по себе память как даровитый пастырь, автор трудов: "0 церковном богослужении", "Вечерние беседы с крестьянами", "0 божественной литургии", "Литургия. Из писем о церковном богослужении", "Страстная неделя", "Описание сельского духовенства" и другие, многие из которых выдержали по несколько изданий. Кроме того, он проявил себя как страстный любитель истории и увлеченный краевед. Его перу принадлежат многочисленные зарисовки по истории Калязинского края, обобщенные в фундаментальном труде "Записки о городе Калязине" (1861 г.).
   Под сводами Николаевского собора бывали члены царствующей фамилии. Цесаревич Александр Николаевич (будущий Император Александр II), присутствовал на божественной литургии в соборе 7 мая 1837 г. В память об этом событии в церкви на правой стороне под аркой, отделявшей храм от притвора, имелась надпись: "Его Императорское высочество Государь Наследник Цесаревич Благоверный Великий Князь Александр Николаевич, путешествуя по России, благоволил посетить сей храм, и принять от него напутственное благословение 1837 года мая 7 дня".
   В августе 1866 г. собор посетил наследник престола Цесаревич Александр Александрович (будущий Император Александр III) с братом Владимиром. Великий Князь Владимир Александрович, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, августейший председатель Императорского Российского пожарного общества вторично побывал в Калязине и Николаевском соборе 14 июня 1892 г.
   Посещали богослужения местных проповедников и другие знаменитыe личности: писатель и педагог К.Д. Ушинский, драматург А.Н. Островский, художник Л.Г. Венецианов, корреспондент И.С. Белюстина и страстный поборник женского образования В.А. Половцов, известный духовный писатель, автор мемуаров архиепископ Тверской и Кашинский Савва, историк И.Ф. Тюменев и другие. При Николаевском соборе в начале ХХ в. "для усиления благоприличия" крестных ходов и сохранения православных обрядов было учреждено Общество хоругвеносцев. Члены общества делились на почётных, пожизненных и действительных. Общество управлялось правлением во главе с председателем. Бессменным старшиной общества состоял купец Макарий Павлович Кочеров. Председателями его и почетными членами были архиепископ Тверской и Кашинский Антоний, сменивший его на этом посту архиепископ Серафим, протоиерей Николаевского собора В.Е. Богородский. В числе почетных членов общества, кроме названных, состояли в разное время протоиереи С.А. Бутягин, К.А. Морошкин, купцы М.Л. Кочеров, С.Ф. Телегин, А.И. Червяков. За особые заслуги в деле религиозного воспитания сограждан, а также крупные пожертвования на нужды церкви, некоторые члены общества получали статус пожизненных. Среди них были купцы Н.В. Блохин, К.Л. Коровин, И.А. Коровкин, С.И. Кубышкин, А.Н. Опарин, И.Н. Окороков, А.И. Смыслов, В.С. Циммерманов (казначей общества). Кроме них к 1915 г. в обществе состояло 70 действительных членов. Общество содержалось на членские взносы и частные пожертвования.
   В обязанности хоругвеносцев входило ношение хоругвей, св. крестов и икон в дни крестных ходов, которых ежегодно совершалось в Калязине большое количество. Члены общества обязаны были присутствовать при погребениях настоятелей городских церквей и членов общества хоругвеносцев. При наличии средств общество оказывало содействие в украшении беднейших храмов образами и утварью, а в годы Первой мировой войны активно помогало Дамскому комитету в сборе пожертвований и комплектовании посылок (в частности табаком и сахаром) для отправки в действующую армию.
   Кроме участия в городских крестных ходах, общество ежегодно направляло делегации в г. Кашин на празднование дня памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской.
   Членам общества присваивалось ношение форменного кафтана однообразного покроя из темно-синего сукна с бархатными обшлагами малинового цвета. Воротник, обшлага, карманы, борт кругом и талия были обложены серебряным галуном, а поверх кафтана на плечах пропущен был серебряный шнур с серебряной кистью на конце. Кроме того, всем членам общества присваивался серебряный знак для ношения на груди с изображением в овальном серебряном круге хоругви с крестом наверху, а внизу - аббревиатуры наименования общества и года его образования. Первоначально при Николаевском соборе располагалось и приходское кладбище. В 1783 г. под кладбище было выделено специальное место и построена каменная пятикупольная церковь.


Фото. Андрея Агафонова.

   
     (По материалам официального сайта Калязина и издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)

     (Фото. № 1 из группы Макарьевский монастырь. Остров в Контакте. Фото. № 2 Дмитрия Василькова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 Бориса Орлова. Фото. № 5 Андрея Агафонова.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

   СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПЕРВУХИНЫ

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело № 178

   Об увольнении от должности Калязинского Николаевского собора священника Василия Верещагина и об определении на его место студента Григория Павлова Первухина

   По 1-му столу Григорий Первухин Тверской епархии Кашинского уезда села Нововведенского умершего дьячка Павла сын имеющий от роду 22 года поступил в Тверскую семинарию в 1847 году
   Ныне он Первухин по окончании курса учения в Тверской семинарии причислен к первому разряду и уволен из училищного ведомства в епархиальное в удостоверении чего и выдан ему сей аттестат № 1043 августа 3 дня 1853 года
   жена его Ольга Васильева Верещагина

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ КАЛЯЗИНСКОГО АРХИВА:

   Ф. 63. Оп. 1. д. 75. Л. 4 Протокол № 1 заседания Калязинского горсовета от 3.01.1932 г.
   "1. Слушали: о проводимой кампании воинствующих безбожников по закрытию церкви (собора).
   Постановили: 3.01.1932 г. провести кампанию по закрытию церкви собора под культнужды города, для чего на всех предприятиях провести митинги на тему религии, как тормоз социалистического строительства, собрать коллективную подписку на закрытие собора и ходатайствовать перед Мособлкультпромом о разрешении закрыть данную церковь, используя ее под дом культуры".

   Просмотреть скан статьи целиком

   
     (По материалам статьи Коршунов А. К истории церквей. // "Вперед" 13 декабря 2012 г. № 50.)
    


   Самая ранняя часть Калязина — монастырь Николы на Жабне — находился на левом берегу реки, недалеко от ее впадения в Волгу, на месте нынешней колокольни Никольского собора, стоящей сейчас в воде. Исследователи относят возникновение здесь поселения, основанного новгородцами, к 12 в. Поселение было сожжено во время татаро-монгольского нашествия в 1238 г., восстановлено и вновь уничтожено в 1293 г. После этого монастырь впервые упоминается в грамоте тверского князя Бориса Александровича середины 15 в. (до 1461 г.). Монастырь вместе с примыкавшей к нему слободой был ядром основной части будущего города с Никольским собором и Торговой площадью (в 20 в. они были затоплены).
Колокольня Никольского собора. План.   Никольская слобода на правом берегу Волги, которая была связана с Троицким монастырем переправой, в 1-й трети 17 в. состояла из 102 дворов. Здесь же располагалась торговая площадь с храмовым комплексом на месте бывшего монастыря. Рядом с Никольской церковью (сожжена в 1609 г., затем восстановлена и до кон. 17 в. была деревянной) стояла вторая деревянная церковь — Сергия Радонежского. В 1693-1694 гг. сооружен каменный Никольский храм (не сохр.) с характерной для своего времени композицией в виде двусветного четверика под пятью глухими главами и довольно низкой (полукруглой ?) апсидой.
   Согласно регулярного плана 1776 года центр города сохранился на правом берегу Волги, на месте древней торговой площади, которая осталась квадратной, но примерно в четыре раза больше прежней. В северо-восточной части площади, у самого берега Волги, стояла Никольская церковь (ставшая соборной) с приделами Сергия Радонежского и Дмитрия Ростовского. Ее участок окружала каменная ограда. В 1794-1800 гг. соборный комплекс дополнила высокая отдельно стоящая колокольня — великолепный пример ярусного сооружения зрелого классицизма. Старую колокольню при соборе в 1813 г. разобрали, а ее кирпич использовали для новой ограды вокруг церковного участка.

   Колокольня стоит в воде, приблизительно в 150 м от берега, прежде находилась в центре города, на главной площади, рядом с Никольским собором и церковью Иоанна Предтечи. Колокольня построена в 1794-1800 гг. на средства прихожан мастерами, крепостными крестьянами полковника В.Ф. Ушакова. В кон. 19 в. оштукатуренные стены имели окраску зеленого Цвета. В 1940 г. при создании Угличского водохранилища колокольня оказалась в зоне затопления, а оба храма были разрушены. В последующее время утрачены вce межъярусные плоские перекрытия. В сер. 1990-х гг. были проведены ремонтные работы, а вокруг колокольни насыпан Искусственный остров. Стены колокольни сложены из кирпича и оштукатурены, детали фасадного декора (базы и капители колонн, импосты и замковые камни проемов, карнизы, мутулы, триглифы) — белокаменные.
   Одна из лучших на территории Тверской области колоколен в стиле зрелого классицизма, отличается стройной композицией и высоким качеством проработки деталей. Является важной градостроительной доминантой в панораме города и его своеобразным символом.

   Белюстин, с. 13; Добровольский, с. 287; Крылов Л., с. 17; ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 79, 80, 82; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р—ІІІ, № 6423.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
    


   В 2016 году на затопленной колокольне Николаевского собора оборудовали звонницу с шестью колоколами.
   "Средства на восстановление звонницы собирала инициативная группа, состоящая из прихожан Вознесенской церкви и просто неравнодушных людей. В дополнение к имеющимся двум колоколам по специальному заказу были отлиты еще четыре, - сообщили в пресс-службе администрации Калязинского района. - Благодаря шести абсолютно разным колоколам можно будет воспроизводить любые звоны в соответствии с торжественностью праздника и талантом звонаря".

    
     (По материалам сайта Новости в России и мире - ТАСС.)
    


   6 марта 2024 года в колокольне Никольского собора близ города Калязина были установлены новые большие иконы.
   В октябре 2023 года для колокольни Никольского собора, которая возвышается посреди Волги, настоятелем Введенского храма бывшего Троицкого Калязинского Макарьева монастыря иеромонахом Амвросием (Желябовским) были заказаны большие иконы Спасителя, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца и киоты к ним. Также были закуплены позолоченные лампады.
   Еженедельно по четвергам в колокольне служится молебен святителю Николаю Чудотворцу.
   Колокольня в городе Калязине была построена в 1800 году как часть Никольского собора Николо-Жабенского женского монастыря. Высота колокольни — 74,5 метра.
   В 40-х годах XX века, при постройке Угличской ГЭС и создании на Волге Угличского водохранилища, часть Калязина попала в зону затопления. Никольский собор с колокольней тоже оказались окружены водой. Собор разобрали, а вот колокольню решили оставить, превратив ее в местную достопримечательность.
   В ходе реставрационных работ в 2021 году был укреплен фундамент, восстановлены фасады и интерьеры церкви, отреставрирован крест. У колокольни появилась подсветка по периметру каждого яруса, которая автоматически зажигается с наступлением темноты; на колокольне установлены часы, колокола.
   При восстановлении креста реставраторами были обнаружены сохранившиеся на нём исторические надписи о людях, которые участвовали в его освящении и установке 29 августа 1893 года.
   В июне 2023 году был подписан договор о безвозмездном использовании колокольни архиерейским подворьем Введенской церкви города Калязина.

   Архиерейское подворье Введенская церковь, г. Калязин



ДЕКОРАЦИИ к фильму "Берег" (1983 г.) на фоне колокольни Никольского собора. На сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ фотография опубликована под названием "Калязин. Затопленный монастырь. 1940 г." На снимке хорошо видно, что центральная глава и три боковые это уменьшенный макет установленный на специальном столе, в воде установлены только муляжи боковой главы в натуральную величину и одноглавого храма.

    
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)

     (Фото. № 6 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ из коллекции Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области "Тверской государственный объединённый музей".)
    


Посмотреть всю карту