Калязин - Рождества Христова церковь

Рождества Христова церковь.


   Первая деревянная церковь в честь Рождества Христова была построена близ Калязинского Троицкого монастыря около 1547 года для жителей подмонастырской слободы. Во время польско-литовского разорения 1610 г. церковь была сожжена и стояла в руинах до 1644 г., когда из материала монастырской деревянной колокольни позволено было построить новую церковь. В переписных книгах 1678 г. упоминается деревянная церковь во имя Рождества Христова под монастырем в "служней слободке". В 1685 г. вместо второй деревянной церкви была выстроена каменная, с престолом в честь Рождества Христова. В 1708 г. при церкви был трёхстенником с левой стороны сооружен каменный теплый придел во имя св. Иоанна Предтечи. Одновременно с церковью построена была каменная колокольня в виде конуса с небольшими уступами к верхним ярусам. В клировой ведомости 1796 г. о первой части Калязина было сказано: "церковь Рождественская с приделом Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1708 г., священник Федор Данилов, 47 лет, в школе не был, посвящен в 1781 г." В приходе церкви в то время числилось 155 городских дворов и 69 дворов из семи окрестных селений, с населением 1450 душ обоего пола.
   В 1815 г. Предтеченский придел был разобран, а кирпич употреблен на удлинение и расширение стен трапезной, где в 1822 г. были достроены два придела: правый - в честь иконы Божьей Матери Троеручицы, а левый - во имя Иоанна Предтечи.
   Главный Христорождественский алтарь был перестроен и вновь освящен в 1845 г. Христорождественская церковь имела сходство с церковью во имя св. Николая Чудотворца, что располагалась близ Тверского Кафедрального собора. В церкви особо почиталась древняя икона Боголюбской Божьей Матери, пожертвованная в начале XIX в. калязинской купчихой Елизаветой Курехиной. Стены храма были расписаны живописным письмом, обновленным в 1877 г.
   Колокольная звонница состояла из семи колоколов. Главный 100 пудовый колокол имел памятную надпись: "лит 1800 года декабря 23 дня в Москве в церковь Рождества Христова г. Калязина от доброхотных дателей-прихожан мастером Петром Струговщиковым".
   С 1856 г. в храме велся синодик, а с 1869 г. - церковная летопись.
   При церкви находилась могила местного святого, известного под именем "отрока Иоанна". Сын ремесленника-столяра Спиридона Шишкина, Иван, согласно устному преданию, в 12 лет с дозволения родителей возложил на себя железные вериги и грубую власяницу (вроде подрясника, толстую и тяжелую, весившую более пуда) и обрек себя на вечное странствование. С ранней весны до поздней осени путешествовал он по святым местам, а на зиму возвращался домой к родителям. Жил он в вырытой им самим землянке за монастырем. Верующие шли к нему за плотским и духовным исцелением, считали его святым мучеником. "Отрок Иоанн" умер в возрасте 26 лет и был похоронен при церкви. Над его могилой прихожане соорудили деревянную резную сень, замененную позднее железной в виде небольшой часовенки. Больные и убогие верили, что могила его и личные вещи, сохраняемые в церкви, могут принести исцеление. Они просили возлагать на них вериги и власяницу и служить панихиды по "отроку Иоанну".
   За монастырским бором близ большой дороги из Калязина в Кашин, в версте от монастыря находился "святой колодчик", выкопанный по преданию самим "отроком Иоанном".
   Перед революцией 1917 г. Христорождественская церковь обслуживала около 2000 прихожан бывшей Подмонастырской слободы (1-я часть г. Калязина) и семи окрестных деревень: Бараново, Окороково, Собакино, Собачкино, Спасская, Фалево, Чаплинка. В приходе числилось два земских училища, одно приходское училище и одна церковно-приходская школа.
   Вначале при церкви служил один священник. С 1727 г. при ней было два священника с причтом. Более 40 лет служил в церкви протоиерей и благочинный Андрей Иванович Крестников, член уездного отделения епархиального училищного совета, кавалер ордена св. Анны 3 степени. Свыше 30 лет священствовал в местном приходе Василий Яковлевич Морошкин, гласный городской думы, член уездного отделения епархиального училищного совета, член тверского епархиального комитета православного Миссионерского общества, уездный наблюдатель церковноприходских школ и школ грамоты, член Тверского историкоархеологического комитета.


Церковь Рождества Христова. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ГНИМА.

Церковь Рождества Христова. Фот. кон. 19 — нач. 20 в. ГНИМА.


   В 1899-1908 гг. в церкви служил Алексей Васильевич Обудовский (умер 17.05.1913 г.), катихизатор благочиннического округа, член комиссии для составления описей древностей Калязинского Троицкого монастыря. Впоследствии Обудовский был священником Николаевского собора, председателем уездного отделения епархиального училищного совета, законоучителем женской гимназии и городского механикотехнического училища.
   С 1905 г. священником при церкви состоял бывший надзиратель Бежецкого духовного училища Александр Алексеевич Тяжелов. Кроме исполнения церковных треб, отец Александр состоял членом и делопроизводителем уездного отделения епархиального училищного совета, членом-соревневателем уездного попечительства о народной трезвости, почетным членом и членом Совета калязинского благотворительного общества "Доброхотной копейки". Как член Общества, Тяжелов был попечителем о бедных жителях 1-й части города, безвозмездно преподавал законоведение ученицам учебно-рукодельной школы, выступал с лекциями "О святой земле" и состоял ответственным заведующим народными чтениями, проводимыми Обществом.
   Одновременно с Тяжеловым, с 1910 г. в Христорождественской церкви служил священник Константин Михайлович Голиков, казначей уездного отделения епархиального училищного совета и действительный член калязинского благотворительного общества "Доброхотной копейки".
   Церковным старостой долгое время состоял купец 2 гильдии Матвей Андреевич Замошкин, а после его смерти, последовавшей в 1837 г., - его сын Николай Матвеевич (умер 14.03.1921 г.). Последний был гласным городской думы, действительным членом Общества хоругвеносцев Николаевского собора и членом тверского епархиального комитета православного Миссионерского общества. За заслуги и пожертвования по духовному ведомству староста Н.М. Замошкин был награжден серебряной нагрудной медалью "за усердие" на Станиславской ленте (1902 г.), такой же золотой медалью (1904 г.) и, наконец, в 1912 г. пожалован серебряной медалью "за усердие для ношения на шее на Владимирской ленте".
   До конца ХVIII в. все прихожане хоронились при церкви. С учреждением города, церкви было выделено место под приходское кладбище. В 1785 г. прихожане с разрешения тверского архиепископа Иоасафа Заболотского приступили к постройке на отведенном месте каменной церкви "во имя Воздвиженья Честнаго Животворящаго Креста Господня". Церковь была окончена в 1794 г. и освящена 8 июня с благословения тверского архиепископа Иринея Клементьевского.
   В церкви исстари по средам и субботам совершались заупокойные литургии.
   Достопримечательностью кладбищенской Крестовоздвиженской церкви служил замечательный резной дубовый иконостас, выполненный в конце ХIХ в. калязинскими мастерами Шишкиными.
   На приходском кладбище были похоронены: протоиерей Андрей Иванович Крестников (1823-1892), священники Владимир Петрович Крестников (1865-1899) и Василий Яковлевич Морошкин (1834-1905), городской голова Александр Никитич Ляхов (умер в 1871 г.), попечительница Макарьевского женского приходского училища Агриппина Васильевна Ляхова (умерла 24.08.1889, 76 лет), гласный городской думы директор общественного банка купец Дмитрий Михайлович Обухов (умер 26.09.1888,54 лет), командир Малороссийского драгунского принца Альберта Прусского полка, кавалер ордена св. Анны 3 степени, полковник Людвиг Филимонович Хелмицкий, учитель Рафаил Иванович Чистяков (умер 11.02.1911,52 лет) и другие.
   В январе 1938 г. президиум городского совета принял решение о ликвидации церквей и кладбища в связи с предстоящим затоплением заволжской части города водами Угличского водохранилища. Горожанам было предложено в течение месяца решить вопрос с переносом могил на отведенное за городом место для нового кладбища. Этой возможностью воспользовались очень немногие. В конце февраля началась ликвидация кладбища. В 1940 г. территория всей бывшей Подмонастырской слободы скрылась под водой.


     (По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)

     (Рис. № 1 из журнала "Кормчiй" предоставлен Андреем Ага. Фото. № 2 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту