Калязин - Сретенская (Борисоглебская) церковь Троицкого монастыря


Трапезная Макарьева Калязинского монастыря. Макет 1930-х гг.


   Сретенская церковь прежде называлась Борисоглебской трапезной. В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма. Дабы не прекратилось навсегда прославление страстотерпцев, дмитровский князь Юрий Иванович построил между 1525 и 1530 г. новую каменную Борисоглебскую церковь с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезною и со всеми службами. Поэтому и вся церковь называлась трапезной.
   В 1830 г. церковь внутри была переделана: расширены окна, вместо каменного пола настлан деревянный, поставлен новый иконостас и иконы, стены местами расписаны живописью. При освящении церкви 25 ноября того же года престол во имя Бориса и Глеба был переименован и стал носить имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста - имя Казанской иконы Божьей Матери.
   Одноглавую церковь венчал восьмиконечный крест.
   В 1839 г. новый резной иконостас был вызолочен червонным золотом и перед ним для отделения солеи устроена железная решетка. Оба деревянных церковных иконостаса имели два яруса. Они располагались в одну прямую линию по всей ширине храма и разделялись между собой иконой Воскресения Христова, вставленной в тот же иконостас. Иконы первого яруса разделялись колоннами, капители которых поддерживали небольшой карниз, испещренный сухариками. Резьба царских ворот представляла собой лучи, исходящие из центра, в котором помещался крест.
   С северной стороны через паперть в церковь вел единственный вход. К нему со двора была пристроена галереей лестница, покрытая железом.
   С южной стороны церкви был вход в монастырскую библиотеку и архив. Под церковью в нижнем ярусе до 1841 г. помещалась братская трапезная, но по причине тесноты вскоре была переделана в мастерскую. В том же этаже исстари помещались книжная лавка, просфоропекарня, две кладовые, братская провизная палатка и два подвала для овощей.
   В Сретенской церкви находился портрет митрополита Сарского и Подонского Серапиона во весь рост, шитый шелком и золотом. По преданию, портрет был заказан петербургским купцом, которому во время болезни во сне явился святитель Серапион и, назвав себя, повелел изобразить свой образ в таком виде, в каком больной сподобился видеть его во сне и отослать в Калязин монастырь. В 1799 г. портрет был доставлен в монастырь и установлен в церкви.

    
     (По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)

     (Фото. № 1 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


Трапезная. Фот. 1930-х гг. ГНИМА.

Трапезная. Фот. 1930-х гг. ГНИМА.


   Второй каменной постройкой монастыря стала возведенная в 1525 г. трапезная, самое раннее на территории тверских земель каменное сооружение такого назначения. Ядром двухэтажного с подклетом здания была одностолпная палата. Мощный столб в центре квадратного помещения каждого этажа поддерживал сводчатые перекрытия. Фасады членились лопатками на узкие прясла, прорезанные арочными окнами различных размеров. Вскоре после сооружения трапезной, к 1530 г., в верхнем этаже, на средства Дмитровского князя Юрия Ивановича была устроена Борисоглебская (с 1830 г. — Сретенская) церковь. Снаружи ее выделяли небольшая глава и скругление северо-восточного угла. Скругление отвечало алтарю, имевшему внутри полукруглую форму. Сбоку от главного алтаря находился алтарь придела Исаакия, Далматия и Фавста (в 1830 г. переименован в Казанский).
   Основные работы по обновлению монастырского комплекса пришлись на 1630-50-е гг.; они проводились под руководством московских зодчих — подмастерьев каменных дел отца и сына Марка Ивановича и Ивана Марковича Шарутиных, при участии местного мастера Аверкия Мокеева, впоследствии крупнейшего на Руси зодчего. В 1633 г. к трапезной пристроили крыльца и переход, соединивший ее с галереей надвратной церкви.


Борисоглебская церковь. Фасад и план. 1830 г.

Борисоглебская церковь. Фасад трапезной с надвратной церковью и план 2-го этажа. 1830 г.

    
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Фото. № 2 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015. Рис. № 3 из архива Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева" с сайта contragents.ru.)
    


Посмотреть всю карту