Калязин - Троицкий собор Троицкого монастыря

Троицкий собор


   Из пяти храмов Троицкого монастыря первое место занимал Троицкий соборный храм , с двумя приделами: с южной стороны - Нерукотворного Спасителя и с северной - Рождества Богородицы.
   Сначала на его месте был деревянный Троицкий храм, после - каменный, построенный в 1521 году на месте ветхого деревянного. Во время польского разорения 1610 года он сильно пострадал. Поэтому в 1654 году на его месте был сооружен третий, просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением в 1940 году храм.
   Троицкий храм представлял собой очень живописное сооружение: над его кровлей возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя украшена позолоченными звездами. Внутреннее убранство церкви заключалось в расписанных на библейские темы фресками, пол был устлан чугунными плитами, но в 1883 году их заменили деревянные половицы. Главной достопримечательностью храма являлся четырехъярусный иконостас 1748 года - ярчайший пример замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения.

   
     (По материалам сайта Калязин-Град.)
    


Троицкий собор


   Первая монастырская церковь во имя Живоначальной Троицы, по которой и вся обитель получила название Троицкой, была устроена основателем монастыря Макарием с братией в середине ХV в. По преданию, деревянная церковь была построена за 40 дней.

Фреска Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. Голова Преподобного. Фот. 1930-х гг.

   С течением времени прежние монастырские строения обветшали, и возникла необходимость обновления Троицкой церкви. В 1521 г. дмитровский купец Михаил Воронков получил разрешение поставить в обители вместо обветшавшей деревянной церкви каменную. Твердый грунт был выбран в десяти шагах от старой церкви над могилой основателя обители игумена Макария. Прах преподобного решено было перенести на новое место. Могилу вскрыли 26 мая и обнаружили в земле "нисколько не поврежденный гроб и в нем нетленные мощи преподобного". Дмитровский князь Юрий Иванович, в чьи владения входила калязинская обитель, "порадовашеся неизглаголанною радостию", объявил мощи Макария чудотворными. Новый чудотворец призван был стать небесным покровителем князя дмитровского. Тем временем, как гласит Житие Макария Калязинского, в монастырь начали стекаться больные разными недугами и "явились чудеса". Инспекция мощей, проведенная в 1522 г. по приказу митрополита Даниила, подтвердила сей факт. "Вскрывши гроб, нашли, что тление не коснулось ни тела преподобного, ни одежд его. Получившие исцеление, а их было уже немало, еще раз засвидетельствовали о том, как и что было с ними".
   Обо всем случившемся было доложено митрополиту и великому князю. Созванный церковный собор причислил Макария Калязинского к лику святых, а мощи его были признаны нетленными и чудотворными.
   После того, как в июне 1523 г. было окончено строительство каменного Троицкого собора, 9 октября в него торжественно перенесли мощи нового святого. Первоначально празднование преподобному Макарию было установлено местное, в одной только его обители, а в 1547 г. на очередном церковном соборе он был причислен к сонму всероссийских святых, наряду с Александром Невским, Михаилом Тверским и др. С этого времени дни кончины (17 марта) и обретения мощей преподобного (26 мая) с большим торжеством праздновались в обители, а в 1861 г. в праздник было установлено обнесение нетленных мощей святого вокруг Троицкого собора с крестным ходом.
   Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др.
   По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г.
   Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности "каменных дел подмастерья" Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма.
   В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: "Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его...".
   Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя. Верх главного здания и приделов был покрыт окрашенным медянкой железом. Над кровлей главного храма возвышались в круглых каменных трибунах пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя большая глава была украшена вызолоченными звездами. Нал приделами также возвышалось по одной главе с крестом так, что храм был семиглавым. Все главы венчали железные, прорезные восьмиконечные позолоченные кресты. Храм имел три входа: с северной, западной и южной сторон.



Троицкий собор Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.


   Окончание строительства Троицкого собора совпало с пребыванием в монастыре патриарха Никона с царским семейством. Царица с царевичем и приближенными боярами вынуждена была покинуть Москву по причине свирепствовавшего "морового поветрия". Царь Алексей Михайлович во главе русского войска стоял на польской границе и "бережение" о здоровье царской семьи было поручено патриарху Никону, а укрытием выбран Калязинский монастырь.
   Патриарху пришлись по душе архитектурные приемы и мастерство А. Мокеева. После снятия чумных постов вокруг Москвы в 1655 г. Никон зачислил Мокеева в свою архитектурную команду и поручил строительство собора, трапезной и палат-келий Иверского монастыря на Валдае. Общий архитектурный замысел монастыря явился первой попыткой решения большой монументальной темы, которая с того времени начинает привлекать внимание зодчих. Все то новое, что было заложено А. Мокеевым в созданном им ансамбле, со всей силой скажется в русской архитектуре лишь в конце ХVII в. и породит необычайный расцвет зодчества. Кроме Иверского монастыря Мокеев строил большинство зданий Крестного монастыря на Онежском озере, встраивал патриаршие палаты в Московском Кремле, а после опалы Никона - был назначен главным архитектором Новоиерусалимского монастыря, выбранного местом ссылки патриарха.
   Жизнь и судьба выдающегося русского архитектора Аверкия Мокеева почти не изучена. Известно лишь, что он жил в Николаевской слободе, умер в глубокой старости, оставив после себя четырёx сыновей.
   Вместе с царским двором в монастырь прибыли многочисленные мастера-оружейники, литейщики, кузнецы, живописцы. К этому времени относится появление замечательной калязинской монументальной соборной фресковой живописи, исполненной лучшими художниками Москвы и других старинных русских городов. В 1654-1656 г. стены собора были покрыты живописью на средства старца Леонида Высоцкого. Сохранились имена мастеров, расписывавших Троицкий собор. Это "кормовые государевы живописцы" под руководством Симеона Авраамова. В числе 16 мастеров были такие знаменитости как Грузинцев, Гужин, Ильин, Федоров, Феофановы и др. Большинство из них принимало участие в росписях Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля в 1642-1652 гг. и Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Фрески на сводах Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.

   При снятии фресок со стен собора в 1939-1940 гг., были обнаружены росписи 1521 и 1637-1656 гг. Некоторая часть фресок ХVI в. хотя и подверглась в последующие времена некоторой реставрации, в основном сохранилась в первозданном виде. Анализ фресок убедил ученых в их большой ценности для истории древнерусской живописи. "Поражают масштабы этой стенописи, - писал один из участников обследования монастыря в 1940 г. М. Цапенко.- Внутренние плоскости собора снизу доверху покрыты сплошным ковром фресок, площадь которых около 1000 квадратных метров. На этой громадной площади художники изобразили тысячи одиночных и групповых фигур людей, животных, горы, леса, моря и т.д. Вся роспись выдержана в единой золотисто-сиреневой гамме".
   Калязинские фрески ХVI в. явились началом развития московской живописной школы.
   Полы во всем Троицком храме были устланы чугунными плитами, пожертвованными в 1656 г. боярином Ильей Даниловичем Милославским. В 1773 г. чугунные полы бьти сделаны и в паперти. В таком виде они существовали до 1883 г., когда были разобраны и заменены деревянными.
   За время своего существования внешний вид Троицкого собора претерпевал изменения: для улучшения освещенности пробивались новые окна и расширялись существующие, обновлялась штукатурка и стенная роспись. В 1866-1870 гг. усердием московского купца Малюшина были существенно переделаны оба соборных придела.
   Четырехъярусный иконостас главного храма был устроен в 1748 г. и обновлен в 1856 г. усердием кашинской помещицы Лидии Николаевны Истоминой. Резные царские двери представляли собой изображение в центре Благовещенья Божьей Матери, а внизу - евангелистов. Верх иконостаса венчало резное распятие Господа Вседержителя с предстоящими. Во втором ярусе помещалось 15 икон с Тайной Вечерей посредине. Среди шести икон третьего яруса замечательна была икона Спасителя на престоле, а в середине четвертого яруса, состоявшего из пяти икон - Богоматерь с младенцем.
   Полукруглый алтарь был разделен арками на три части. В средней располагался престол, в южной - дьяконник, в северной - жертвенник. Стены алтаря были расписаны священными изображениями.
   За горним местом на возвышении стоял кипарисный крест, в котором в серебряных клеймах помещалось 69 святынь, в том числе перстень с кровью Господа Иисуса Христа, часть камня гроба Господня, песок из Киевских пещер, перстень из Вифлеема и др. По обеим сторонам горнего места помещались старинные иконы Воскресения Христова и Божьей Матери "Одигитрия" с серебряно-позолоченными украшениями. Большинство храмовых икон было приобретено на средства прихожан или пожертвовано различными благотворителями. Так, икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, располагавшаяся с правой стороны царских ворот, была пожертвована в 1836 г. калязинском купцом и потомственным почетным гражданином Михаилом Тихоновичем Полежаевым. Серебряная риза и вызолоченный венец, украшавшие икону, весили более пуда (16,38 кг - Авт.). Храмовую икону Живоначальной Троицы в виде трёх странников, беседующих под дубом с предстоящими Авраамом и Саррой, принёс в дар монастырю в 1831 г. кашинский купец Иван Иванович Жуков. Икона была в серебряной ризе с позолоченными венцами. С левой стороны царских ворот располагалась, пожертвованная в 1838 г. калязинским купцом и потомственным почётным гражданином Алексеем Михайловичем Полежаевым, икона Тихвинской Божьей Матери с изображением девяти святых: преподобномученицы Евдокии, преподобного Михаила Клопского, блаженного Василия Московского, святителя Николая Чудотворца, митрополита Ростовского Дмитрия, преподобного Макария Калязинского, великомученицы Евфимии и преподобномученицы Ксении. Икона вся была покрыта серебряной (более пуда весом) ризой и украшена серебряными позолоченными венцами.
   В соборном храме находилась рака, в которой почивали нетленные мощи преподобного Макария. Она помещалась в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была отделана позолоченным серебром. В 1829.г. на средства гвардии поручика Николая Ивановича Пономарёва над ракой была построена резная сень на четырёx вызолоченных колоннах, украшенных бархатной драпировкой.
   Рака эта была устроена в 1700 г. на деньги разных вкладчиков по грамоте и благословению преосвященного Сергия, архиепископа Тверского и Кашинского. По сторонам раки были вычеканены 9 надписей. Одна обозначала год ее построения и при ком из монастырского начальства она сооружена, вторая - имена мастеров, а остальные в семи кругах сообщали некоторые эпизоды из жизни преподобного Макария. На верхней крышке написан был "добрым мастерством" и украшен позолоченным серебром его образ. Мощи святого были переложены в раку 18 сентября 1700 г. тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами.


Троицкий собор


   На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На эту икону в 1874 г. архимандрит Макарий сделал на собственные средства серебряную ризу. На грамоте, которую преподобный держит в руке, выбито предсмертное предсказание ученикам: "разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится".
   В приделе Нерукотворного образа Спасителя в 1762 г. установлен был новый вызолоченный иконостас, обновлены иконы. Иконостас простоял до начала XIX в. и в 1812 г. был заменен. Новый резной иконостас имел круглую форму, шесть колоннадных и два полуколоннадных столба, устроенных из алебастра под мрамор. В 1836 г. икона Спасителя была заменена другой, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованной бывшим калязинским городничим Василием Михайловичем Костровым.
   В 1770 г. сменен был иконостас и иконы в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.
   Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы "беспошлинно". Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой.
   Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, "изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому".
   Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены.
   На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёx орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, "совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями".
   На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырскиe средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г. для увековечения памяти Императора Александра III "на доброхотные пожертвования признательных сынов Отечества". Прочие девять колоколов весили от 70 пудов до одного пуда.


Троицкий собор

   
     (По материалам издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)

     (Фото. № 2 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Конец XIX в. Фото. № 3-5 из книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006. Фото. № 6, 7 - разрушение Троицкого собора в Калязинском Троицком монастыре. Фотограф неизвестен. Снимки выполнены во второй половине 1930-х годов. Предоставлены Александром Николаевичем Семеновым.)
    


Южный фасад Троицкого собора. Реконструкция А.М. Харламовой (1940). ГНИМА.

Южный фасад Троицкого собора. Реконструкция А.М. Харламовой (1940). ГНИМА.


   На левом берегу Волги, у излучины реки в 1-й половине 15 в. (не позднее 1434 г.) монахи кашинского Клобукова монастыря во главе с Макарием (в миру — дворянином Матвеем Кожиным) основали обитель, впоследствии ставшую одной из самых известных на Руси. По преданию около 1444 г. рядом с монашескими кельями построили деревянную Троицкую) церковь. Монастырь получил название Троицкого Калязина, согласно одной из версий, по имени владельца здешних земель боярина Ивана Коляги (Колязы).
   В 1-й тpeти 16 в. основные постройки комплекса стали каменными. В 1521 г., после обретения мощей калязинского чудотворца Макария, было начато строительство Троицкого собора на средства дмитровского купца Михаила Воронкова. Строительство закончено в 1523 г. Архитектура монументального пятиглавого четырехстолпного храма с тремя апсидами ориентировалась на московский Успенский собор. Фасады основного кубического объема имели традиционное деление лопатками на три прясла, завершавшиеся полукруглыми закомарами без отсечения карнизом от нижней стены. Лопатки были наделены ордерными элементами — профилированными базами и капителями, характерными для своего времени «итальянизмами». Основание цилиндрических барабанов, прорезанных щелевидными арочными окнами и завершенных шлемовидными главами, было опоясано полукруглыми кокошниками. В декоративном убранстве фасадов выделялись типичные для московского зодчества перспективные порталы с дыньками, сноповидными капителями и килевидными архивольтами. Возможно, к собору примыкал северный придел в виде небольшого одноглавого храма с полукруглой апсидой.
   Основные работы по обновлению монастырского комплекса пришлись на 1630-50-е гг.; они проводились под руководством московских зодчих — подмастерьев каменных дел отца и сына Марка Ивановича и Ивана Марковича Шарутиных, при участии местного мастера Аверкия Мокеева, впоследствии крупнейшего на Руси зодчего. В 1636 г. между собором и трапезной возвели отдельно стоящую колокольню (вместо прежней деревянной) — столпообразный объем с невысоким ярусом-восьмериком звона, увенчанным шатром. Стройная колокольня нового типа стала вертикальной доминантой комплекса.
   После пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича с семьей в 1654 г., во время «морового поветрия», на царские вклады перестроили собор (1654-1655). К собору пристроили северный придел и закрытую галерею-паперть, охватившую храм с запада, севера и юга, позакомарное покрытие заменили четырехскатной кровлей, обновили наружное убранство. В декоре выделялись изразцы, украшавшие наличник большого окна северного придела и ширинки на фасадах паперти. В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым (в настоящее время часть фресок, снятых со стен в 1939-1940 гг. во время экспедиции Музея Академии архитектуры СССР под руководством художника- реставратора П.И. Юкина, хранится в собраниях ГНИМА, ГИМ, ГРМ, ТОКГ и Калязинского филиала ТГОМ).


Западный фасад и план Троицкого собора (чертеж 19 в.). ИИМК.

Западный фасад и план Троицкого собора (чертеж 19 в.). ИИМК.

    
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Рис. 8, 9 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
    


Троицкий собор


   Иван Леонидов – выдающийся архитектор эпохи авангарда – один из создателей макета Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря, который сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции Музея Архитектуры имени А.В. Щусева. Макет храма Ивану Ильичу помогал делать Михаил Чалый – близкий друг Леонидова, архитектор, принадлежавший тому же направлению в советской архитектуре. Оба они в конце 1930-х годов изготавливали макеты для Академии архитектуры.
   Макет Троицкого собора, который представлен в экспозиции «Калязин. Фрески затопленного монастыря», воспроизводит облик собора на вторую половину XVII века. Именно так выглядел Троицкий собор, когда его расписывали царские живописцы.
   Макет был создан на основе графических реконструкций, разработанных в результате обследования храма зимой 1940 года экспедицией Музея архитектуры. В макете воспроизведен первоначальный облик собора 1524 года: пятиглавие, полукруглые закомары, лопатки, членящие фасады на прясла, вытянутые окна арочной формы, перспективные порталы с килевидным завершением.
   Благодаря работе Леонидова и Чалого сегодня мы с вами можем в объеме увидеть первоначальный облик уже не существующего ныне памятника.


Троицкий собор


   Композиция «Ангелы, изливающие чаши гнева», представленная сегодня в постоянной экспозиции Музея Архитектуры имени А.В. Щусева, до 1940-го года украшала юго-западный столб Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря в Калязине.
   Согласно тексту «Откровения» Иоанн Богослов был свидетелем того, как из храма на небесах вышли семь Ангелов, которым были даны семь золотых чаш, наполненных гневом Бога. Излияние чаш привело к появлению гнойных ран у людей, поклоняющихся зверю, превращению морской воды в кровь, смерти всего живого в водах...
   Изображенный на фрагменте росписи Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: «и сделалось царство его мрачно». Однако подданные царства Зверя не раскаялись в совершенных делах. Шестой Ангел вылил чашу в реку Евфрат: «и высохла в ней вода». Седьмой Ангел вылил чашу на воздух, свершилось землетрясение, от которого разрушился Вавилон – символ духовного падения.


Троицкий собор


   В верхней части западной стены Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря были изображены четыре всадника «Апокалипсиса». Всадники, согласно тексту Откровения, появлявшиеся последовательно после снятия Агнцем первых четырех печатей с Книги Жизни, изображены вполне традиционно. Однако автор росписи позволил себе внести в изобразительный ряд детали, отражающие реалии середины XVII века. На сохранившейся и представленной в нашей постоянной экспозиции фреске можно увидеть третьего и четвертого всадников. Всадник на бледном коне изображен в виде мертвеца, а в его руке вместо традиционных косы или меча – современное времени создания фрески огнестрельное оружие – пищаль.

   «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.
   Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
   И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
   И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
   И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

   Откровение Иоанна Богослова. 6, 5-8


Троицкий собор


   В дьяконнике Троицкого собора находились росписи, рассказывающие о строительстве и разрушении Вавилонской башни.
   История строительства Вавилонской башни повествует о гордыне, которая сподвигла людей построить башню до небес, где пребывал Господь Бог. Таким образом, жители Вавилона хотели возвыситься и уподобиться Богу. Бог разрушил башню, сделал так, что люди заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга и в итоге не смогли ее достроить.
   Точно следуя ветхозаветному тексту, опираясь, в целом, на сложившуюся изобразительную традицию, художники Троицкого собора подробно изобразили современные им технологические процессы строительства. Здесь можно заметить печь для обжига извести и мастера вкладывающего кирпичи в печь для обжига. На строящейся Вавилонской башне справа изображен кладущий кирпичную стену каменщик, который держит в руках молоток и кирпич. Слева от него мы видим строителя, придерживающего блок. С помощью лебедки он поднимает груз на верхнюю площадку. В правой части изображения два рабочих вращают шест, на который накручивается канат, тянущийся к лебедке на верхней площадке.
   Подробности строительного процесса, отражающие существующие на момент росписи собора в XVII веке строительные приемы, как бы подчеркивали возможность возведения башни до небес.


Троицкий собор


   В верхней зоне Троицкого собора в Калязине, в центральных люнетах, разворачивалась история Адама и Евы, Грехопадения и Изгнания из Рая.
   Тема первородного греха, проблема выбора, который вольно или невольно совершает каждый человек, были важнейшими в росписи Троицкого собора.
   В сцене «Грехопадение» находящиеся в Раю прародители Адам и Ева изображены в целомудренной наготе, рядом с Древом познания. Они обращены к обвивающему Древо змею, который протягивает запретный плод Еве. По жестам рук Адама и Евы мы видим, что между ними происходит беседа. Художник здесь следует иконографии русской живописи XVI века, пришедшей из западно-европейского искусства. Пригладитесь: змей, соблазняющий прародительницу, представлен в облике женщины, похожей на Еву, что образно усиливает смысловое насыщение сцены.
   Справа от змея – круглое темное пятно. Многие посетители нашей экспозиции «Калязин. Фрески затопленного монастыря» удивляются ему, принимают его за изображение небесной сферы или луны. К сожалению, никакого глубинного смысла в этом круге нет. Когда фреска находилась на своде храма, здесь был голосник - керамический сосуд, включенный в кладку свода и обращённый горловиной в сторону внутреннего пространства. Когда реставраторы сняли фреску со стены, круглую дырку от голосника решили обозначить чёрным цветом.



Фреска 1654 г. Макариевский монастырь, Калязин.

Троицкий собор

    
     (По материалам группы Музей Архитектуры имени А.В. Щусева в Контакте.)

     (Фото. 10-14 из группы Музей Архитектуры имени А.В. Щусева в Контакте. Фото. № 15 из группы Музей имени Андрея Рублева в Контакте. Фото. № 16 из группы Свод памятников архитектуры в Контакте.)
    


Посмотреть всю карту