Будимирово - Благовещенская церковь
Село Будимирово известно из Дмитровской Писцовой книги за 1627 - 1629 г., где сказано следующее: "За дьяком за Иваном Болотниковым старинная вотчина село Будимер будилово тож а в селе церковь благовещение Пречистые Богородицы да предел Николы Чудотворца деревяны вверх а в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково".
В Дмитровской Переписной книге за 1646 г. есть запись: "село Будимерово а в нем церковь благовещение Пречистые Богородицы да в пределе чудотворца Николая да в селе ж двор вотчинников да крестьянских дворов".
Клировая ведомость за 1796 год сообщает следующее: "церковь Благовещенская, деревянная, построена 1790 г.".
Последнее сообщение о церкви в Будимирово: "Церковь Благовещения, построена 1872 году, каменная, престолов 3: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Божьей Матери и святителя Николая". В приходе села Будимирова было 298 дворов, в них проживало 1010 мужчин и 1139 женщин. Число прихожан 985 - 1093 чел. В приходе церкви в д. Луках есть деревянная часовня Благовещения Пресвятой Богородицы. Время строительства неизвестно. Церкви и часовни в настоящее время нет.
(По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
(Фото. Коршунова Александра.)
В Дмитровской Писцовой книге 135-137 г.г., в Троицком стану, на л. 194 об., за № 539, показано:
«За дьяком за Иваном Болотниковым старинная вотчина село Будимере Будилово тож а в селе церковь благовещение Пречистые Богородицы да предел Николы Чюдотворца древяны вверх а в церкве образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье вотчинниково. А у церкви во дворе поп Иван Гаврилов, во дворе проскурница Ульяница. Пашни паханые церковные худые земли восемь четвертей вполе а вдву потомуж да в селе ж двор прикащиков да крестьян (следует перечень). Пашни паханые вотчинниковы худые земли двадцать две четверти да крестьянские пашни паханые девять четей да перелогом восемь четвертей да лесом поросло шестнадцать четвертей без третника вполе а вдву потомуж сена меж поль и на боярском лугу сто десять копен.
В Дмитровской Переписной книге 154 г., в Троицком стану, на л. 730, за № 360, сказано:
«Кормового дворца за стряпчим за Борисом Петровым сыном Воронцова в вотчине село Будимерово а в нем церковь Благовещение Пречистые Богородицы да в пределе Чюдотворца Николая да в селе ж двор вотчинников да крестьянских дворов (перечень)»...
В клировой ведомости 1796 г. о селе Будимирове говорится: «церковь Благовещенская, деревянная, построена 1790 г. Священник Сергей Иванов, 32 л., в школе не был, посвящен в 1796 г. Церковной земли 36 десятин; в приходе 3 деревни; 111 дворов; душ м. п. 347, ж. п. 369».
Церковь Благовещенская, построена в 1827 году, каменная, престолов три: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Божией Матери и Святителя Николая.
В 1901 году служили: Священник Bacилий Александрович Крестников 32-х лет, студент семинарии, в служении с 1888 года, священником с 1890 года, награжден в 1895 году набедренником. Диакон Николай Косм. Волконв 56 лет, в служении с 1861 года, диаконом с 1879 года. Псаломщик Василий Ильич Воскресенский 60-ти лет, в должности с 1859 года.
Прихожан в селе Будимирове, в деревнях Луках, Подоле, Малахове, Селищах - 298 дворов (1010 мужчин, 1134 женщин).
В приходе сей церкви в деревне Луках была деревянная часовня, Благовещения Пресвятой Богородицы, построена издавна.
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
Неосуществленный проект церкви Благовещения (1818). ГАТО. |
Церковь Благовещения расположена на восточной окраине села, на возвышенном месте, с восточной стороны находится небольшое кладбище. Самое раннее упоминание села (Будимер, Будилово тож) в качестве вотчины дьяка Ивана Болотникова содержится в Дмитровской Писцовой книге 1627-1629 гг. Тогда здесь стояла деревянная шатровая церковь Благовещения с приделом Николая Чудотворца. Согласно Дмитровской Переписной книге 1646 г., село в это время принадлежало стряпчему Борису Петровичу Воронцову, а позднее (по Дмитровской Переписной книге 1678 г.) — стольнику Дмитрию Федоровичу Зыкову. Во 2-й пол. 18 — 1-й пол. 19 в. село принадлежало Ушаковым. На средства генеральской дочери Натальи Федоровны Ушаковой в 1790 г. построили новую деревянную Благовещенскую церковь с колокольней, сгоревшую в 1813 г. В 1816 г. священнослужители и прихожане представили проект каменной трехпрестольной церкви, выполненный тверским губернским архитектором Н.Н. Леграндом. Церковь в стиле зрелого классицизма имела продольно-осевую композицию, состоявшую из храма (купольная ротонда на четверике) с полуциркульной апсидой, квадратной трапезной и трехъярусной колокольни. Фасады четверика были оформлены портиками с четырьмя трехчетвертными колоннами тосканского ордера и треугольным фронтоном. Антаблемент включал триглифно-метопный фриз с медальонами вместо метоп. Фасады трапезной подчеркивались ризалитом с окном-серлианой и треугольным фронтоном. В колокольне выделялся второй ярус (полуярус), прорезанный крупными термальными окнами и завершенный полуфронтонами с парными кронштейнами. Однако каменная церковь была возведена в 1819-1827 гг. по другому проекту (возможно, также Н.Н. Легранда), представленному владельцем села коллежским советником Николаем Васильевичем Ушаковым. Последний считал нецелесообразным строить в селе трехпрестольную церковь и, в результате, храм был сооружен с одним престолом — Благовещенским. В 1875 г. был утвержден проект архитектора И.В. Нефедьева, который предполагал оформление второго яруса колокольни двенадцатью колоннами, замену высокого шпиля третьим ярусом, а также пристройку двух придельных алтарей. В том же году был сооружен третий ярус колокольни, а в 1884 г. пристроили алтари Никольского и Успенского приделов, при этом для лучшего освещения храма сделали по два новых окна по сторонам южноге и северного входов. Тогда же на всю ширину восточного фасада надстроили новый фронтон, а в нижнем ярусе колокольни капитальными стенами выгородили две узкие камеры. Колонны вокруг второго яруса колокольни осуществлены не были. Во 2-й пол. 19 в. территория церкви была обнесена оградой с кирпичными столбами на высоком цоколе и решеткой между ними. С западной стороны были сделаны двое ворот: одни по оси церкви, другие рядом с домом причта сер. 19 в., построенным на юго-западном углу церковного участка. В кон. 19 — нач. 20 в. с запада к колокольне пристроили притвор. Вероятно, тогда же окна церкви получили штукатурные наличники. В нескольких десятках метров к юго-западу от церкви, выходя на сельскую улицу, стоит дом причта. Оба здания кирпичные с белокаменными цоколем и деталями декора, оштукатурены и побелены. Разрушен верхний ярус основного объема храма (очевидно, световая купольная ротонда); детали декора и штукатурное покрытие частично утрачены. Не сохранилось убранство интерьера, в западном притворе обрушился деревянный потолок, имитировавший коробовый свод. К восточному фасаду дома причта примыкает пристройка советского времени. Не сохранились ограда и ворота.
Незаурядный пример сельской приходской церкви в стиле ампир, обладающей редкой объемно-пространственной композицией, уникальным решением интерьера и тонко проработанными архитектурными деталями. Формы верхнего яруса колокольни и притвора характерны для периода эклектики.
Материалы для истории.., с. 84; Добровольский, с. 318; Крылов Л., с. 163; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16280. Л. 237; Д. 16302. Л. 345; Оп. 8. Д. 470, 476, 479, 503; Ф. 474. Оп. 2. Д. 348. Л. 160; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2053. Л. 3-4.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
(Рис. № 2, 3 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:
ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 16247
Клировые ведомости Калязинского уезда за 1805 год
Лист 175
Ведомость Калязинского уезда села Будимирова которое расстоянием от Епархиального города Твери состоит 150 а от уездного Калязина 35 верстах. В нём церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянная в твёрдости утварью довольна, которой утвари опись равным образом и для записи прихода и расхода церковной суммы шнуровая книга данная из Кашинского духовного правления имеются. Построена в 1790 году, однокомплектная при ней отмежеванной земли 36 десятин, на которую землю плана и межевой книги не имеется, а значится в общем плане Господских земель. Приходских дворов 107 а в них мужеска пола 384 женска пола 455 душ в близости сёла имеются Ярининское в 3 Воскресенье в 4 верстах.
Лист 175 оборот, 176
Священник Сергей Иванов 41 год в школах не был во священника произведен в 1796 году грамоту имеет.
ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 476
О згоревшей Калязинского уезда села Будимирова деревянной церкви
Начато 26 марта 1813 года
Лист 1
Святейшего Правительственного Синода Члену Высокопреосвященнейшему Мефодию Архиепископу Тверскому и Кашинскому Всепокорнейший рапорт
Калязинского уезда села Никольского Опухтина тож священника Афанасия Петрова Ведомства моего села Будимирова церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и с колокольнею деревянные от случившегося сего марта 16 числа в ночи в обывательских того села домах пожара сгорели, а утварь церковная, сумма девять сот восемдесят восем рублей пятьдесят копеек и Святые образа в иконостасе нижнего яруса вынесены, а прочие три верхние яруса сгорели и четыре колокола с жару растопились, священнодействие же того села священнику Сергею Иванову с причтом определен села Яринского придел во имя Архангела Михаила которое от означенного села Будимирова состоит в трёх верстах при чем опись Вашему Высокопреосвященству оставшемуся имуществу на благоразсмотрение всеблагопочтеннейше и представляю
Вашего Высокопреосвященства всенижайший послушник Калязинского уезда благочинный села Никольского Опухтина тож священник Афанасий Петров марта 18 дня 1813 года
Лист 2-6 опись вынесенного имущества
опись сгоревшего имущества; паникадило медное весу в нем 42 пуда
большое колоколо весу в нем 42 пуда 3 фунта
второе колоколо весу в нем 17 пудов
еще два колоколо в коих весу неизвестно
ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 491
О дозволении Калязинского уезда села Будимирова слить колокол
на 7 листах 1822 год
Лист 1
Святейшего Правительственного Синода Члену Высокопреосвященнейшему Ионе Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру Епархии Вашего высокопреосвященства Калязинского уезда села Будимирова церкви Благовещения Пресвятой Богородицы вотчины Коллежского Советника Николая Васильева Ушакова деревни Лукина крестьянина Дмитрия Козмина Всепокорнейшее прошение
Вышеозначенная состоящая в селе Будимирове деревянная церковь и с колокольнею от случившегося нечаянно пожару згорела и бывый на колокольне большой колокол а вместе с ним и три малые от пожару растопились, коих меди после найдено было слишком шестьдесят два пуда каковая медь и ныне имеется налицо. Я же по усердию моему к Святой церкви желаю из оной меди слить новые с прибавкой к ним новой меди на что жертвую из моей собственности тысячу рублей; но без благословения Вашего Высокопреосвященства приступить к тому не смею
Лист 1 оборот Почему Ваше Высокопреосвященство Милостивого Архипастыря всепокорнейше прошу вышеозначенное усердие произвести в действие и о сем моём прошении учинить милостивую Архипастырскую резолюцию
1822 года к сему прошению вместо вышеозначенного крестьянина Дмитрия Козмина за неимением его грамоте и писать по его личному прошению села Будимирова крестьянин Алексей Иванов руку приложил.
На следующих листах переписка духовного правления, консистории, благочинного почему нет подписей священноцерковнослужителей, сколько меди осталось, не пропала ли? Но колокола всё таки слить разрешили.
ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 491
Об увольнении Калязинского уезда села Будимирова священника Сергея Иванова за слабостию здоровья (на 30 листах)
Лист 1
Святейшего Правительственного Синода Члену Высокопреосвященнейшему Ионе Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру
Калязинского уезда села Будимирова священника Сергея Иванова Покорнейший рапорт
Двадцать сем лет как я нахожусь при вышеозначенном селе Будимирове священником, ноне по слабости зрения и имею внутренние болезни не могу далее проходить оную должность с надлежащей исправностью почему и желаю на своё место принять Тверской семинарии окончившего курс Богословских наук ученика Андрея Морошкина со взятием дочери моей Татьяны который и меня обязуется покоить и питать до смерти.
Посему Ваше Высокопреосвященство Милостивого Отца и Архипастыря всепокорнейше прошу от священнической должности уволить и о сем моём прошении милостивую учинить резолюцию
1823 года сентября 22 дня
Писал сие прошение вышеозначенный священник Сергей Иванов и руку приложил
Лист 25
В Тверскую духовную Консисторию Калязинского уезда села Никольского Опухтина тож священника Афанасия Петрова Всепокорнейший репорт
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА присланный ко мне из реченной консистории Указ, о введении моего села Будимирова новопроизведенного священника окончившего богословский курс учения ученик Андрей Морошкин от прошлого марта 27 дня за № 1372 получил, по каковому Указу по введении в церковь означенный священник Морошкин всю церковную утварь и все имущество по описи приходо - расходные книги и сумму церковную хранящуюся в церкви так же метрические книги с 1780 года по сентябрь 1824 года от прежде бывшего священника того села Будимирова Сергея Иванова принял, о чём Тверской духовной Консистории всеблагопочтеннейше и репортую
Благочинный Афанасий Петров
мая 15 дня 1824 года
Лист 29
1824 года февраля 25 дня в Тверской Консистории Тверской семинарии окончивший курс Богословских наук ученик второго разряда Андрей Морошкин, производящийся Калязинского уезда в село Будимирово к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы во священника спрашиван, а в допросе показал:
1-е У состоявшейся в прошлом 1801 году ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА высокому законному НАСЛЕДНИКУ, который назначен будет, присяге он Морошкин по бытности тогда в доме отца своего того ж уезда в селе Васисине в приходской церкви был и на присяжном листе подписался, 2-е От роду ему 23-й год, 3-е женат первым браком, 4-е Родства в том селе Будимирове со священноцерковнослужителями никакого не имеет. 5-е В пороках и в штрафах и наказаниях, так же и подозрениях никаких он не был, 6-е В сочленении телесном и в прочих чувствах повреждения и увечья, препятствующих священному сану також и расколу за собой никакого не имеет и Святой Грекороссийской церкви и преданиями церковными он со всем согласует, и крестное знамение на себя налагает тремя первыми персты десныя руки, 7-е Ныне подписанным он прошением просит во означенное село Будимирово ко Благовещенской церкви во священника, 8-е Естли он Его Высокопреосвященством во священника произведен будет, то священную Богословию всегда прочитывать, и в твёрдости знать .......... и д........ посты обязуется, церковными доходами как денежными так и хлебными и землёю принадлежащею на священническую часть доволен будет 9-е Оное место им Морошкиным ни у кого не куплено и не торговано, и никаких о том договоров не писалось и никому приносов и посулов отнюдь не чинено, и по произведении во священника оное своё место противными святых Отец правилами продажею и другим никаким образом никому не уступит и от приходской показанной села Будимирова церкви ко иной без Архипастырского Благословления отходить до смерти не будет, получив Ставленую грамоту явиться со оной ко благочинному своему. Одеяние же носить одеваться не в мирское но подобающее священному сану 10-е Ежели паче чаяния впредь явятся какие либо в приходе противные Святой церкви суеверия о том доносить будет безо всякого закрывательства ежели ж не донесёт и в том от кого обличен будет, за то подвергнет себя законному суждению 11-е В подаваемых повсегодно росписях не исповедовавшихся, исповедовавшихся и причащавшихся писать, также и в противность полученного 1775 года генваря 5 дня из Святейшего Правительствующего Синода Указа малолетних со возрастными девками и других противных Святых Отец правилами, сомнительных браков венчать отнюдь не будет 12-е Состоявшегося о неподавании помещичьим людям и крестьянам на своих владельцев недозволительных челобитен указ также и присланный из Святейшего Правительствующего Синода 1782, 1797, 1800, 1819 и 1820 годов о воздержании от пьянства и других соблазнительных поступок указы он Морошкин читал и знает их совершенно и по оных исполнение чинить т.е. жизнь препроводить всегда трезвенную обязуется, а упиваться и соблазнов никаких, паче ссор и драк ни с кем чинить, в питейные домы для пития входить и в не принадлежащие священному сану дела отнюдь не станет и в сем допросе показал он Морошкин самую сущую правду, а ежели что показал ложно или в чём против вышеписаного явится преступен, за то подвергнет себя лишению чина своего - к сему допросу Тверской семинарии ученик Андрей Морошкин руку приложил.
ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 479
О построении Калязинского уезда в селе Будимирове на место сгоревшей деревянной вновь каменной церкви
начато 1816 года августа 4 дня окончено 1827 года декабря 24 дня на 55 листах
Лист 40
Высокопреосвященнейшему Амвросию Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Кавалеру Калязинского уезда благочинного села Никольского Опухтина тож священника Афанасия Петрова Всепокорнейшее прошение
Ведомства моего в селе Будимирове вместо сгоревшей в 1813 году деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы по данной в 1819 году грамоте за подписанием Высокопреосвященного Сергия Архиепископа Тверского и Кашинского, что ныне Митрополит Новгородский равно и за свидетельством плана и фасада Губернским архитектором построена каменная однопрестольная церковь в то же наименование, иконостасом в беле и Святыми иконами украшена, и Священный Антиминс сохранен от бывшего пожара атласный белой твёрдый освящен в 1790 году, на каковом и ныне священноцерковнослужители и того села помещик статский советник Николай Васильевич Ушаков желают освятить на оном же Антиминсе; то по силе благочиннической инструкции 15-го пункта, я всенижайший опись церковному имуществу с священноцерковнослужителями вновь построенной каменной церкви учинил, которую Вашему Высокопреосвященству на благорассмотрение представляю Вашего Высокопреосвященства всенижайший послушник благочинный Афанасий Петров
(В прошении написанном в 1816 году священноцерковнослужители и прихожане просили утвердить план церкви трехпрестольной, в деле есть два листа, план и фасад, подписано: архитектор Легран, и на обороте фасада резолюция Архиепископа строить по сему, но помещик был против говоря, что приход бедный денег в кассе церковной около 1000 руб. и потому строительство надолго затянется, понятно почему священноцерковнослужители хотят три престола, чтобы было больше престольных праздников, т.к. во время этих праздников они получают большой доход. Крестьяне же и так много гуляют и пьют и из за праздников им некогда работать. По этому поводу была обширная переписка, к мнению помещика прислушались и построили однопрестольную церковь. Два престола во имя Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца построили позднее.)
(Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
(Фото. № 4-8 Лины Резник из группы Заброшенная планета в Контакте.)
В Тверской губернии в Калязинском районе есть село Будимирово. Сейчас здесь совсем немного постоянных жителей, в основном одни дачники. А когда-то это было крупное село.
Село Будимирово известно из Дмитровской Писцовой книги за 1627 - 1629 г., где сказано следующее: "За дьяком за Иваном Болотниковым старинная вотчина село Будимер будилово тож а в селе церковь благовещение Пречистые Богородицы да предел Николы Чудотворца деревяны вверх а в церкви образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково".
В Дмитровской Переписной книге за 1646 г. есть запись: "село Будимерово а в нем церковь благовещение Пречистые Богородицы да в пределе чудотворца Николая да в селе ж двор вотчинников да крестьянских дворов".
Клировая ведомость за 1796 год сообщает следующее: "церковь Благовещенская, деревянная, построена 1790 г.".
Последнее сообщение о церкви в Будимирово: "Церковь Благовещения, построена 1872 году, каменная, престолов 3: Благовещения Пресвятой Богородицы, Успения Божьей Матери и святителя Николая". В приходе села Будимирова было 298 дворов, в них проживало 1010 мужчин и 1139 женщин. Число прихожан 985 - 1093 чел.
Ну про церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с пределом Святителя Николая, кое что известно. Дата постройки 1819-1827 гг. Архитектор Н.Н.Легранд младший, который построил много храмов по всей Тверской губернии. Белое здание рядом с храмом это бывшая церковно-приходская школа.
Для меня же это село особенно дорого тем, что здесь родился и вырос мой дедушка Кокорев Степан Архиппович, в соседней деревне родилась моя бабушка Леонтьева Анна Васильевна. В этом самом храме они и венчались. Храм был закрыт в тридцатых годах двадцатого века. До креста на колокольне большевики не добрались, а вот крест на церкви они попытались сорвать, но не смогли. Так и стоял он долгие десятилетия под наклоном. В бессильной злобе они долго стреляли в него из винтовок. В детстве я долго смотрел на крест со следами пробоин от пуль. До самых последних времён церковь использовалась как зерносклад. В 90-х годах её даже начали восстанавливать. Но тут случился пожар (поговаривают, что на самом деле это был поджог). В результате купол сгорел полностью. Но кое-что от храма осталось. Именно это вам и предлагается посмотреть. Как сюда приехать ? Да очень просто. Во первых можно просто вбить точку из заголовка в навигатор и ехать по его советам. Приедете как раз ко входу в храм. Можно ехать и без навигатора. Из Москвы по Ярославке до Сергиева Посада, там сворачиваете на Калязин. Проедете село Нагорское, перед Ярнинским будет поворот направо (там ещё указатель на бензоколонку), сворачиваете и едете по бетонным плитам. Вскоре дорога из плит свернёт налево под 90 градусов к военной базе, вы в этой точке сворачиваете правее на грунтовку и едете прямо в горку. Ну а уж за горкой само Будимирово. По грунтовке примерно полтора километра. Если ехать аккуратно и не в самую распутицу, то легко можно проехать и на недоприводе. Полнопривод легко проедет в любую погоду, разве что кроме как после сильного снегопада. Вход в церковь через колокольню с западной стороны. Войдите в колокольню. Лестница наверх обычно заперта на замок, во избежание несчастных случаев. А вход в храм обычно открыт. Не пугайтесь закрытой двери. Она не заперта. Её закрывают, чтобы в храм не набежали животные. Поэтому просьба, когда будете уходить, двери тоже прикройте. В храме почти ничего не уцелело. Но всё равно сюда приезжает батюшка, когда надо отпеть кого-нибудь из умерших и служит прямо посреди развалин.
Возможно кто-то скажет : «Подумаешь развалины, я их столько видел...» Но это всё-таки развалины храма. Когда после постройки храма освящается Святой Престол, то каждому храму и каждому престолу даётся Ангел-Хранитель. Проходят года, века, некоторые храмы разрушаются. От некоторых храмов не остаётся даже развалин. Но в невидимом духовном мире на этом месте храм стоит, и у его престола продолжает свою службу его Ангел-Хранитель. И эта служба не кончится до конца света. Поэтому святы не только развалины храма, свято всякое место на котором когда-либо стоял храм. Ибо там продолжается невидимая человеческому глазу служба. Поэтому я призываю вас даже в развалины храма входить с пониманием того, куда вы входите. Женщинам нельзя входить в алтарь, даже если храм разрушен. Постойте в этом храме и помолитесь о всех разрушенных русских святынях, вспомните всех, кто похоронен на разорённых церковных кладбищах по всей России-матушке. Будет замечательно, если вы привезёте свечку и поставите её в этом храме (подсвечник слева от входа). Можете не сомневаться, ваша молитва даже на развалинах храма будет услышана.
Dionisiy
(По материалам сайта Геокэшинг.)
(Фото. №9, 10 Лины Резник из группы Заброшенная планета в Контакте.)