Капшино - Знамения Креста Господня церковь
Село Капшино возникло на левом берегу реки Нерль в устье речки Капша в период заселения этой местности угро-финскими племенами весь и меря. Укрепилось село и превратилось в крепость в период княжеских усобиц ХI-ХII в. Необходимость укрепления западных границ Ростово-Суздальского княжества вынуждала князей возводить крепости в устьях рек Нерли, Хотчи, Дубны, чтобы не допустить проникновение с запада новгородцев внутрь ростово-суздальскоЙ земли. В числе крепостей, воздвигнутых в XIII в., крепость Константин в устье реки Нерли Юрием Долгоруким в 1134 г. Им же была основана крепость Константин недалеко от устья р. Жабни. Крепость Капшин возникла на берегу р. Нерли с той же целью. И неслучайно на берегах Волги, Нерли, Хотчи, Дубны происходили ожесточённые сражения между княжескими противниками. Не раз, не два поселения, крепости, христианские храмы сжигались до тла, уничтожались (1149 г., 1181 г., 1216 г., 1237-38 г., 1372 г.). Только присоединение земель по правому берегу Волги к Тверскому (1399 г.), а затем Московскому княжеству (1485 г.) положило конец набегам и опустошениям многострадальной Калязинской земли.
Возникновение монастыря в с. Капшине, возможно, относится ко времени правления московского князя Василия Дмитриевича (1389 - 1425 г.), как считает автор "Очерка" истории села Капшино" (1900 г.) Иоанн Колоколов. Причём автор очерка со всей определённостью утверждает, что монастырь в с. Капшине существовал еще при царствовании Ивана IV Грозного. В Кашинской Писцовой книге за 1628 - 1629 гг. записано: в монастыре значится три храма: соборный храм знамения Честного Животворящего Креста Господня, теплый с трапезою во имя Покрова Пресвятой Богородицы и малый надвратный - во имя Святителя Николая. И. Колоколов предполагает существование еще одного храма препод.Макария.
В вотчине Капшина монастыря имелось 18 деревень, 45 пустошей, в них 5 дворов служных, 2 двора детенышевых, двор оброчный, 26 дворов крестьянских, 15 дворов бобыльских, пашни, перемога и лесам паросло 549 четей (823,6 дес.), чистового леса 38 десятин. В 1710 году территория 3наменского Капшина монастыря имела следующиЙ вид: ограда деревянная - передняя стена - 53 сажени (112,89 м), западная стена по берегу р. Капши 41 саж. (87,33 м), стена по берегу р. Нерли 61 саж. (ок. 130 м), восточная стена 34 саж. (72,42 м). Церкви монастыря: церковь Знамения Честного и Животворящего креста Господня деревянная с папертью, крыта тесом.
Содержание монастыря в 1710 году следующее: кроме сельскохозяйственных доходов с владений (см. выше), монастырь имел сбор с apeнды земель, мельницы, оброк с хлебопашцев, собиравшийся натурой и деньгами. В 1710 году монастырь собирал оброки и плату за аренду с деревень Купрово (4 руб. 16 алтын 4 деньги), Бельская 4 руб., Теленина 13 алтын 12 деньги, Подмохово 45 алтын, Подтесово 1,5 руб., Кочережки 2 руб., 3алтына 2 деньги и т. д.
Однако и монастырь вносил государственные платежи деньгами, нес ямские повинности, на покупку хлеба работникам, плата с каждого двора деньгами и провиантом. Война с Швецией и Турцией требовали все новые и новые платежи.
По указу Екатерины II в 1764 году 3наменский Капшин монастырь был упразднен и превращен в приход. В конце XVIII века с. Капшино увеличилось за счет крестьян малых деревень (не менее 5 дворов).
В конце XIX в. в с. Капшино церковь 3наменская, построена в 1830 году, распространена в 1858 г., каменная, престолов 5: в холодном Знамение креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая; в теплом - Святого пророка Илии и преподобного Макария Калязинского. Всего в приходе 335 дворов, 1105 мужчин, 1243 женщины. Число прихожан по состоянию на 1915 год - 2105-2405 человек.
В 2009 году была закончена реставрация колокольни к которой пристроили дополнительный объём с запада и алтарную апсиду с востока.
(По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
(Фото. № 1, 2 Сергея Антонова. Фото. № 3 скриншот с Google Maps.)
ИСТОРИЯ КАПШИНСКОГО ПРИХОДА С МОМЕНТА УПРАЗДНЕНИЯ МОНАСТЫРЯ
УПРАЗДНЕННЫЙ КАПШИН МОНАСТЫРЬ
По наружности Капшин за этот период времени немного изменился. Монастырские храмы и службы почти все еще оставались в целости за исключением проданнаго г. Рамейкову храма Честнаго и Животворящаго Креста Господня; сады монастырские еще сохранились, только пруд монастырский был спущен, да подмонастырская слободка состоявшая из нескольких домов, разрослась в довольно порядочное село, может быть, в силу состоявшагося будто бы распоряжения Императора Павла, по коему все селения, имевшия менее 5 домов, должны были соединяться с ближайщими, чтобы составить селения большия. Вернее всего жители близь лежащих небольших деревенек: Березников, Кочережек и Подтесова, - должны были переехать в село Капшин для того, чтобы, по освобождении от монастырской зависимости, было удобнее пользоваться земельным наделом. Впрочем еще красивое местоположение села Капшина потерпело некоторый ущерб от уничтожения дубовой рощи «Дора».
Заслуживающаго внимания из жизни церкви, села и прихода за описываемый период времени было очень мало: было только несколько эпидемических болезней, да положено было начало раскола среди прихожан села Капшина. Из эпидемических болезней главным образом свирепствовала оспа, так в 1794 году на 25 человек умерших - умерших оспою было 12; в 1808 году на 30 человек - 17; в 1816 г. на 51 человек - 39; в 1824 г. на 72 человека умерло 36 оспой. Из других эпидемических болезней в 1809 году произвела большое опустошение корь, на 63 человека было 42 умерших от этой болезни.
Насаждение раскола произошло следующим путем: крестьянин Капшинскаго прихода деревни Теляшевки Василий Кириллов, пробыв в безвестной отлучке в продолжении пяти лет, в 1805 году явился на родину под именем иеромонаха Виталия и начал свою проповедь раскола. На вторичное донесение о сем священников села Капшина и погоста Макарьевскаго последовала от 9 апреля 1807 года резолюция Преосвященнейшаго Мефодия архиепископа Тверского такого рода: «удостоверившись в истине прописуемых обстоятельств, чрез кого следует, - поставить в виду Губернскаго начальства, с тем, дабы оное, к прекращению значущагося разврата, благоволило употребить свои меры. - Что за сим окажется? Отрепортовать мне. А между тем ныне же доставить мне по упоминаемому прежнему делу справку с выпискою приличных к сей материи узаконений». Губернское начальство по своей ли недеятельности или по мирвольству местнаго начальства никакого воздействия на Виталия, как видно из хранящагося в Консистории Дела о сем, не оказало. На счастье Капшинскаго прихода среди него Виталий пробыл недолго, и переселился в соседний Скнятинский приход, в котором и сделал деревню Волногу центром своей Деятельности.
В Капшинском же приходе последователей Виталия нашлось очень мало - человек около десяти. Мы не знаем, в настоящее время раскол села Скнятина сохраняет ли учение Виталия, знаем только, что теперь Скнятинские раскольники безпоповцы-филипповцы.
В средине этого периода, а именно, в 1809 году приход упраздненнаго Капшина монастыря состоял из 170 дворов 636 дущ мужеска пола и 673 душ женска пола.
В 1813 году 7 апреля сгорел до тла храм погоста Макарьевского. В 1817 году марта 15 дня священноцерковнослужители погоста Макарьевскаго и прихожане подали Епархиальному начальству прошение о дозволении им построить на место сгоревшей церкви новую трехпрестольную каменную, но Епархиальное начальство, найдя количество земли, приписанной к Макарьевскому погосту, недостаточным для продовольствия причта, потребавало от прихожан прирезки к церковной земле еще пять десятин, так как на лицо оказалось земли 31 десятина, а по закону требовалось 36 дес.
Крестьяне, не имея возможности удовлетворить этому требованию, взошли в соглашение с причтом и приходом упраздненного Капшина монастыря и решили построить один общий поместительный храм, о чем ими на имя Высокопреосвященнейшего Филарета Архиепископа Тверскаго и подано было 1820 года марта 23 прошение. Но только в 1821 г. марта 8 дня Преосвященным Симеоном была положена на прошение резолюция такого рода: «отправиться члену Кашинскаго Духовнаго Правления на место и, во 1-х, отобрать письменное согласие причтов обоих приходов на соединение приходов и на общее владение приписными к церквам земельными наделами; во 2-х, узнать, на каком разстоянии находился сгоревший храм Макарьевскаго погоста от храма упраздненнаго Капшина монастыря и не будет ли затруднения в сообщении между приходскими деревнями и местом, на котором предложено построить новый храм; в 3-х, отобрать согласие прихожан обоих приходов на построение общаго храма во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня с приделами в Честь Покрова Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая, и, наконец, в 4-х, осмотреть, удобно ли место для сооружения храма по его положению между строениями посторонними, а также и по грунту». Кроме сего, было приказано обязать подпиской причты и прихожан обоих приходов о немедленном обмежевании церковных земель и, в случае разрешения на постройку храма, о непременном представлении архитекторскаго проекта постройки. Донесение члена было благоприятно для просителей, а посему духовная консистория определила, а Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Иона утвердил следующее «как из учиненнаго следствия открылось, 1, что вышеозначеннаго села Капшина и погоста Макарьевскаго священноцерковнослужители и прихожане на соединение ближайших между собою двух Капшинскаго и Макарьевскаго приходов и отмежеванных к их церквам земель, также на сооружение в селе Капшине вновь каменной двухкомплектной с двумя приделами церкви, все вообще согласны, то по таковому общему их согласию и ближному от села Капшина всех приходских деревень разстоянию, и по неимению ни каковаго препятствия, Макарьевской и Капшинской приходы с принадлежащими к ним церковными землями соединив, дозволить в селе Капшине на церковном же погосте в близи существующей ныне каменной не вместительной для прихожан церкви соорудить вновь, во имя Знамения Честнаго Креста Господня с приделами Покрова Пресвятыя Богородицы и чудотворца Николая каменную же двухкомплектную церковь, по представленному для оной плану и фасаду губернским архитектором засвидетельствованному. А между тем - до построения и освящения оной, велеть священнослужение отправлять обоим причтам Макарьевскому и Капшинскому вместе во оной существующей прежней церкве по заведенному при двухкомплектных церквах порядку; в следствие чего как приходорасходныя, обыскныя, и метрическия книги, исповедныя росписи, так и прочия церковныя документы с начала будущаго 1823 года завести во оной церкви общия по обоим комплектам на точном основании указа Святейшаго Правительствующаго Синода 1802 года майя 16 дня последовавшаго. А за тем и владение причтам обеих приходов землею обмежеванною ныне одною окружною межею, иметь общее по равным частям и для надлежащаго по оному исполнения в Кашинское Духовное Правление послать указ, при коем и план с фасадом, на построение в селе Капшине каменной церкви для отдачи с роспискою того села священноцерковнослужителям с прихожаны к произведению по ним надлежащаго строения прислан».
В 1843-м году (по завершении строительства каменного храма) с разрешения Епархиальнаго Начальства был упразднен последний монастырский храм. Он был деревянный и был посвящен Покрову Пресвятыя Богородицы. В настоящее время на месте алтаря этаго храма стоит небольшая каменная глухая часовня.
СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ УПРАЗДНЕННАГО КАПШИНА МОНАСТЫРЯ ЗА ОПИСЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ
Священники:
Стефан Федоров с 1764-го года 8 ноября по 1779 год, переведенный из Макарьевскаго погоста, как уже выше было сказано.
Василий Стефанов, сын Стефана Федорова в 1779 году поступил прямо на отцовское место и служил до 1811-го года.
Александр Филиппов Судницын, зять Василия Стефанова, служил с июня месяца 1811-го года по сентябрь 1854-го года. Священник Судницын с 1819 года и по конец своей службы состоял благочинным. За свою церковно-приходскую деятельность, кротость и строго определенный образ жизни пользовался он уважением не только своих прихожан, но и соседних помещиков и духовенства. Он также прославился удачным лечением болезней; в особо устроенном им доме случалось одновременно лежало до сорока больных.
Дьяконы:
Максим Павлов с 1764-го года 8 ноября по 1786 год, переведенный с погоста Макарьевскаго.
Стефан Федоров с 1786 года до 1824 года.
Дьячки:
Михаил Тимофеев Гладилов с 1764 года ноября 8-го, переведен из погоста Макарьевскаго и до 1795 года.
Димитрий Афанасьев с 1795-го года до 9 февраля 1810 года.
Петр Семенович Крылов с 1811 года до 1841 г.
Пономари:
Василий Михаилов с 1764 года по 1802 год.
Семен Стефанов Крылов с 1802 года до 1830 г.
ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Как уже мы видели из предыдущаго отдела, храм Капшинский - здание не древнее: застроен он с благословения Преосвященнейшаго Архиепископа Ионы в 1822-м году, а закончен кладкой в 1839 году. Размеры его для сельскаго прихода весьма внушительны: длиною он 25 саж., шириною 12, и высота главнаго купола тоже 12 саж. Храм о пяти куполах, из которых главный освещается тринадцатью окнами, а каждый из малых - семью. Настоящий храм внутри украшен хорошей работы стенною живописью, изображающею разныя события новозаветной священной истории, а трапезный в настоящее время ремонтируется, и посему стены его не имеют священных изображений. Иконостас в настоящем храме резной с вызолоченною стиля Рококо резьбою по белому фону, а в трапезном прежний иконостас изветшал, и в настоящее время работается новый в мастерской Калязинскаго купца Д.В. Шишкина; иконостас будет в русско-византийском стиле. Образа в иконостасе настоящаго храма все в медных ризах, из коих половина посеребрена, а половина позолочена, в новом же иконостасе трапезнаго храма предполагаются иконы живописныя без риз.
Высокие своды и арки внутри храма делают его величественным, светлым и обширным: надобно заметить, что своды храма, отличающиеся большой смелостью, железныя связи имеют везде скрытыми.
К храму пристроена высокая каменная колокольня, имеющая до 20 саж. каменный кладки и в 6 саж. шпиль, так что колокольня со шпилем и крестом достигает 27 сажен. Большой колокол ея весом в 411 пуд. сильно разливает свои звучащия волны по окружающей местности и в хорошую погоду бывает слышен верст за 15.
Храм имеет пять престолов: в настоящем - главный в честь Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, на право - в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и на лево - в честь Святителя и Чудотворца Николая; в трапезном правый престол - в честь св. пророка Илии, а левый в честь преп. Макария Игумена Калязинскаго. Престолы трапезнаго храма освящены в 1830 году еще до окончания кладки колокольни и кумполов настоящаго храма; престолы настоящаго храма освящены в 1858 году по окончании всех работ как внутренних, так и наружных. Святителем первых был Архимандрит Калязинскаго Троицкаго Макариева монастыря Гедеон, а святителем вторых Архимандрит того же монастыря Августин. В настоящее время имеющиеся антиминсы освящены следующими Архиепископами Тверскими: у Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Филофеем Архиепископом Тверским в 1858 году, так же и у прочих престолов настоящаго храма, в трапезном же храме у пророка Илии Архиепископом Тверским Алексеем в 1877 году и у преподобнаго Макария Архиепископом Амвросием в 1830 году.
Капшинский храм строился частию на средства церковныя, частию же иждивением прихожан и на жертвы частных лиц по сборной книге. Самым значительным жертвователем при постройке храма был Московский 1-й гильдии купец Никита Иванович Малюгин, происходивший из деревни Теляшевки Капшинскаго прихода; он пожертвовал слишком на 4000 руб. связного и кровельнаго железа. Впоследствии же, крупными жертвователями по украшению храма были: Московский купец Григорий Саввич Бардин, сделавший в храм разных пожертвований на сумму около 1,500 руб., из коих главное пожертвование - паникадило в 650 руб.; Московский же купец из прихожан Капшинских Иван Данилович Бачурин дал на покупку большого колокола 2,500 руб., на перекрытие крыши на храме 1000 руб, на уплату церковных долгов по другому церковному ремонту тысячу же руб. и вложил в покупку лучших сосудов 250 руб., всего же с другими жертвами до 5000 руб., и наконец крестьянин деревни Селищ прихода Капшинскаго же Семен Григорьевич Суровин сделал пожертвований на сумму до 3000 руб.; 1000 руб. в большой колокол, 500 руб. в работающиеся в настоящее время иконостасы в трапезный храм, 300 руб. на покупку плащаницы и далее - крест напрестольный, евангелие, серебряное кадило, облачение для 2-х священников и диакона и несколько более мелких пожертвований. В общем же постройка и украшение храма происходили по большей части на средства ничтожныя, так как приход Капшинский, не смотря на свою величину, уделять на свой храм многаго не мог, потому что почти без исключения весь состоит из беднаго кустаря-сапожника. Но и при всем том, что сделано прихожанами на свои средства, у знающих Капшинский приход может вызвать недоумение, относительно того, откуда это могло взяться. Такая готовность на жертву делает большую честь прихожанам, так как свидетельствует об их религиозности и доверии своим священникам, вызывавшим их на пожертвования.
Существующий разсказ о посещении села Капшина Преосвященнейшим Амвросием ясно показывает, при каких тесных в материальном отношении обстоятельствах строился капшинский храм. Преосвященный Амвросий посетил Капшин, когда Капшинский храм был еще не доведен и до сводов. Удивившись обширным размером строившагося храма, он спросил настоятеля церкви священника Александра Судницына об имеющихся средствах на достройку храма. Ответ Судницына, что наличных средств 15 алтын, поразил Архиепископа. «На что вы надеетесь?» спросил он священника. - «Единственная наша надежда - помощь Божия», отвечал тот. - «И надейтеся», сказал Владыка; - «эта надежда не посрамит». Действительно, как мы теперь видим, эта надежда не посрамила, и храм Божий был не только успешно окончен постройкой, но в настоящее время он по своему внутреннему благоустройству, а так же и внешнему даже служит предметом удивления для прихожан соседних приходов. Конечно не обходилось при постройке без случаев прискорбнаго характера. Так например, в 1837 году Уездный Исправник из местных дворян, Морозов, узнав, что в Капшине изготовлено для кладки храма много кирпича, прислал свои подводы и самовольно без всякаго вознаграждения увез себе около 100000. Священник Судницын долго вел с ним судебное дело. Но, благодаря знакомству и связям Морозова, благоприятнаго результата не достиг.
В 1893 г. июня 24 дни Капшин постил Преосвященнейший Епископ Гавриил Старицкий. Он имел в Капшине ночлег, а утром присутствовал за утреней, обедней и молебствием о дожде. Накануне вечером полное освещение храма, представлявшее эффектное зрелище, и торжественная обстановка встречи, а Утром почти поголовное присутствие прихожан обширнаго Капшинскаго прихода произвели на Владыку благоприятное впечатление.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИКОНЫ ХРАМА
Капшинский храм не богат замечательными иконами. Хотя в нем иконы и стенная живопись писаны и не заурядными мастерами, но всетаки их произведения высокаго художественнаго достоинства не имеют. Лучшею с художественной стороны иконою можно считать Распятие Господа Иисуса Христа, с предстоящими у Креста Пречистою Материю Господа, Иоанном Богословом и некоторыми другими из Близких Господу. Эта икона - художественно исполненная копия с картины - образа работы К.П. Брюллова, находящейся в лютеранской церкви св. Петра и Павла в Петербурге. Она писана на полотне.
По отношению же к почитанию из икон Капшинскаго храма более известна икона Пр. Богородицы Троеручицы. Она небольших размеров 8x7 7/8 в.
Судя по описям Капшина монастыря, эта икона всегда почиталась более других: мы видим, что она была лучше других украшена и имела не мало подвесков, чего почти не было на других иконах. До нас эта икона дошла с именем Чудотворной, благодаря чему еще очень недавно, на нашей памяти, богомольцы, щедшие чрез Капшин в Колязин монастырь на 26 мая (Обретение мощей Преп. Макария), считали непременным долгом зайти в Капшинский храм на поклонение иконе Пр. Богородицы Троеручицы.
Теперь это совершенно прекратилось. Слава иконы была поколеблена поновлением ея. Московский купец Г.С. Бардин пожелал поновить изображения, сделать новую серебряную ризу и купил серебряную лампаду к иконе, а один из Капшинских прихожан, державший винную торговлю в селе, распространил слух, что этим поновлением икона осквернена.
БИБЛИОТЕКА
Церковная библиотека помещается в алтарях настоящаго храма, где для этой цели устроены книжные шкафы. Кроме богослужебных книг. Она содержит не мало сочинений Отцов Церкви в русском переводе, много поучений, несколько книг исторических и полемических, а также не мало духовных журналов разных наименований и годов, как-то: Христианское чтение, Православное Обозрение, Странник, Воскресное чтение, Духовная Беседа, Дух Христианина, Пастырский Собеседник и Руководство для Сельских Пастырей. Книги все приобретались на церковный счет. Желающим читать из прихожан книги даются невозбранно.
ЧАСОВНЯ, УЧИЛИЩЕ И ДРУГИЯ ЦЕРКОВНЫЯ ПОСТРОЙКИ
а). Часовня
В полуверсте от Капшинскаго храма, на месте прежняго храма Макарьевскаго погоста, имеется деревянная под деревянною же крышей шестиугольная с деревянным же крыльцом часовня размерами в окружности до 40 арш., так что в ней могут поместиться до полутораста человек. Часовня сооружена на средства прихожан. В память бывшаго на этом месте храма во имя Казанской Божией Матери ежегодно 22 октября совершается в часовне всенощное бдение и панихида.
Из икон часовни замечательны: по почитанию - изнесенныя из сгоревшаго храма Макарьевскаго погоста местныя иконы Спасителя и Божией Матери, последняя на задней стороне доски обуглена; по древности - икона Первосвященника Аарона.
Около часовни расположено новое приходское кладбище. Оно окопано канавами и огорожено заборником с красивыми тройными воротами.
б). Училище
В югозападном углу ограды, окружающий Капшинский храм в каменном под железною крышею доме помещается церковно-приходская школа. Размеры дома 12х24арш. Дом этот строен был с специальным назначением быть приходскою богадельней, но это предприятие почему-то не состоялось, и в нем в 1876 году был помещен священник В. Белюстин. В 1884 г. священнику Белюстину был приобретен отдельный дом, дом же богадельни стоял пустым до 1887 г., в котором с благословения и разрешения Преосвященнаго Гавриила Епископа Старицкаго, он был назначен для помещения церковно-приходской школы. Капшинское училище имеет довольно продолжительную историю: в 1904 г. ему исполнится 50 лет. Основано оно было бывшим Капшинским священником Ф.Ф. Колоколовым в 1854 г. в собственном флигеле, отдельном от его дома, и помещалось там до 1863 г. В этом году староста церкви крестьянин д. Медвежья Николай Данилов Бачурин на собственный счет построил деревянный под тесовою крышею флигель в 12 арш. ширины и 28 арш. длины, делившийся сенями на две половины, с тем чтобы в задней половине флигеля помещалась церковная сторожка, а в передней - училище. Училище из дома священника Колоколова и было переведено туда. До 1864 года учителем и законоучителем все продолжал состоять один священник Колоколов и школа существовала на его средства. В 1864 году школы Удельнаго Ведомства объезжали Д. Ст. Советник Красовский и статс-секретарь Половцев. Они посетили и Капшинскую школу. Постановка дела здесь им понравилась, и вот по их ходатайству из Министр. Народн. Просвещения стали высылать на наем учителя по 8 р. в месяц и все учебныя и писменныя принадлежности. Так дело шло еще несколько лет, а затем школа была передана в ведение Калязинскаго Земства.
В 1886 году священник Федор Колоколов на место земской школы открыл в том же здании церковно-приходскую. Главною причиною сего были, во первых, неприятности с Земскою Управой относительно ремонта здания и, во вторых, произвол учителей в приеме учеников, отчего при двухтысячном приходе Капшинское земское училище никогда не имело более 40 учеников. Ожидания священника Колоколова относительно количества учеников оправдались: с перваго же года открытия церковно-приходской школы с нее поступило более 70 учеников, с 1895 года в ней было более ста, а в 1897/8 уч. году 125 человек. В настоящее время Капшинская школа считается одною из лучших церковно-приходских школ Калязинскаго уезда. Школа учебниками и учебными принадлежностями, книгами для внекласснаго чтения (около 400 названий), а так же прекрасными иконами и школьной мебелью снабжена в достаточном количестве главным образом на средства Московскаго купца И.Д. Бачурина (пожерт. на 500 р). При школе имеется очень хороший певческий хор, состоящий частию из учеников, частию из прихожан-любителей. Этот хор ежегодно в продолжении 9 лет, по окончании школьных занятий сопутствует школьникам в паломнических походах в Калязин Макариев монастырь на поклонение свв. мощам Преподобнаго Макария. Там хор поет вторую раннюю и позднюю обедни и молебен с акафистом. Как одобрение и поощрение в своей деятельности, он имеет от О.о. Архимандритов и Настоятелей монастыря Антония (ныне почивший) и Александра (ныне настоятель Иерусалимской миссии) несколько икон.
С 1899-го года при школе учреждена приходская библиотека.
СПИСОК СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КАПШИНА ЗА ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ СЕЛА
Священники: Первые 34 года описываемаго периода старшим священником в селе Капшине состоял все тот же Александр Филиппов Судницын. За это время он не мало потрудился над созданием обширнаго Капшинскаго храма. Трапезный храм был им отделан окончательно, а настоящий холодный - только вчерне.
После него с 1854 года старшим священником был Михаил Андреев Вельский. Он священствовал с 1828 года 25 февраля и до 1876 г. С 1862 г. 16 сентября священник Вельский и до самой смерти до 1876 г. проходил должность благочиннаго. Он имел высшею из наград орден Св. Анны 3-й степени. Священник Вельский известен был как строгий исполнитель церковнаго устава.
После Бельскаго старшим священником состоял Василий Федорович Белюстин. Он священствовал в Капшине с 1876 года и до июля 1888 г. Формуляр священника Белюстина таков: в 1843 г. рукоположен во священника к церкви села Губина, в 1853 г. награжден набедренником, в 1854 г. пожалован крестом в память войны 1853-56 гг., в 1865 г. пожалован скуфьей, 1868 г. перемещен к церкви села Талдома. В 1870 перемещен в село Васисино, в 1871 г. определен депутатом, в 1873 г. награжден камилавкой, в 1876 перемещен в село Капшин, в 1880 г. пожалован наперсным крестом. Священник Белюстин был любим прихожанами за кротость нрава и нестяжательность.
После Белюстина короткое время старшим священником был Федор Федорович Колоколов, а именно с июля 1888 года и до декабря 1891 г. Всей же службы его в селе Капшине было 37 лет, а именно с 11 сентября 1854 г. и до декабря 1891 г. Формуляр его таков: рукоположенный в 1854 г. во священника к церкви села Капшина, был 10 лет с 1854-65 г. катехизатором; в 1865 г. награжден набедренником, а в 1870 г. - скуфьею; с 1854 г. по 1885 г. проходил должность учителя и законоучителя народной школы безвозмездно; 1886 году утвержден Попечителем и законоучителем церковно-приходской школы; с 1873 г. состоял сотрудником Епархиальнаго Попечительства, три года был членом Благочинническаго Совета и три года Гласным Калязинскаго Уезднаго Собрания; в 1879 г. награжден камилавкою в 1885 г. получил благословение св. Синода без грамоты в 1888 г. был пожалован золотым наперсным крестом; в 1889 г. был награжден св. Синодом библиею; с 1885 г. состоял действительным членом Братства Св. Бл. Кн. Михаила Ярославича Тверскаго; с 1890 г. проходил должность депутата; в память войны 1853-56 гг. был пожалован бронзовым на Владимирской ленте крестом; в 1891 г. был награжден орд. Св. Анны 3-й степени. Это был самый деятельный из священников села Капшина. Его трудами Капшинский храм закончен своим внутренним украшением. Его же трудами кладбище обнесено каменною оградою и выстроен каменный дом, в котором в настоящее время находится училище, слиты колокола в 142 пуд. и в 40 п., большая и лучшая часть ризницы получена от жертвователей благодаря его ходатайствам.
Священник Федор Колоколов при своей наружной строгости и прямоте характера был человек добраго сердца, а посему пользовался популярностью среди прихожан. Всякому обращающемуся к нему в затруднительных случаях прихожанину он старался помочь по мере сил.
В настоящее время старшим священником состоит Василий Васильевич Белюстин. Посвящен он на настоящее место в 1888 г. 14 сентября. Послужной список его таков: за усердное проповедание Слова Божия получил одобрение Епархиальнаго Начальства по указу за № 6590 в 1894г., 1895 г. награжден набедренником, а в 1900 г. - скуфьею. Состоял законоучителем в Королевской земской школе Капшинскаго прихода с Генваря по Декабрь 1896 г. Состоит законоучителем и заведующим в школах грамоты Королевской и Провалинской, в 1-й с 1897 г. во 2-й с 1896 г. В память о в Бозе почившем Императоре Александре III имеет серебряную на Анненской ленте медаль.
Первым младшим священником описываемаго периода был служивший ранее в присоединенном к Капшину Макарьевскаго погоста священник Василий Михайлович Гладилов. Он священствовал в Капшине до 1828 года.
После младшаго священника Василия Михайловича Гладилова до теперешняго младшаго священника Иоанна Федоровича Колоколова обязанности младших священников проходили до получения своего старшинства вышепоименовенные старшие священники.
Состоящий ныне младшим священником Иоанн Федоров Колоколов на настоящее место определен 1891 г. 8 декабря. Состоит законоучителем и заведующим в церковно-приходской Капшинской школе с 1887 года. За попечение о благолепии церкви, устройство Церковнаго хора и за лечение больных в 6-м № Епарх. Вед. за 1894 г. за март месяц пропечатано ему одобрение Епархиальнаго Начальства; в 1895 г. награжден набедренником; за полезные труды по народному образованию в 1897 г. получил благословение Высокопреосвященнейшаго Димитрия Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго; за полезные труды и попечение о вверенной школе и получил оффициальную благодарность от Калязинскаго Отд. Епарх. Училищнаго Совета в 1898 г. 15 августа; В 1900 году награжден скуфьею. В память о в Бозе почившем Императоре Александре III имеет серебряную на Анненской ленте медаль (1896 г.)
Диаконы:
До 1825 года при Капшинской церbr /кви было одновременно два диакона: Стефан Федоров, состоявший и ранее при Капшинской церкви, и Николай Петров Косухин, перешедший вместе с остальным причтом из присоединеннаго к Капшину Макарьевскаго погоста. С 1825 года при Капшинской церкви образовалась уже только одна диаконская вакансия. До 1859 года диаконом продолжал состоять Николай Петров Косухин. С 1859 года мая 17 до 1863 г. диаконом был в Капшине Иосиф Иванов Соловьев. С октября 23 1863 г. до 1870 г. диаконствовал Стефан Федоров Колеров. С 1870 г. и до 1885 г. диаконской вакансии в селе Капшине не было. По возобновлении вакансии к Капшинской церкви 1885 г. 16 ноября был посвящен во диакона Александр Дмитриев Покровский. Он диаконствовал до 1888 года. С 1888 г. 27 сентября и до 1895 г. - Николай Александров Чередеев; с 30 августа 1895 г. Дмитрий Иванов Чередеев и до 1898 г. С 27 июля 1898 г. и до 9 августа 1899 г. Иван Павлов Симаков; с 15 августа 1899 г. состоит диаконом при Капшинской церкви Иван Александров Докучаев.
Псаломщики:
Петр Семенов до 1831 г.; Петр же Семенов Крылов до 1841 г.; Яков Андреев до 1830 г.; Семен Стефанов тоже до 1830 г.; Андрей Николаев Новоселов до 1860 г.; Иван Матфеев Фирсов с 1831 г. до 1874 г.; Иван Андреев Орлов с 1842 до 1871 г.; Дмитрий Семенов Крылов с 1830 до 1863 г.; Василий Николаевич Косухин с 1860 г. до 1885 года; Иван Стефанов Кревский с 1863 г. до 1898 года;
В 1874 г. две псаломщицкие вакансии были упразднены и при Капшинской церкви с тех пор состоит вместо четырех по два псаломщика.
Псаломщик Александр Иванов Предтеченский с 1886 г. до 1898 г.; Нил Иоакимов Богородский с 1897 г. по 1898 г.
В настоящее время псаломщиками при Капшинской церкви состоят с 24 февраля 1898 г. до 10 мая 1900 г. Вениамин Ионов Москвин и с 9 июня 1898 г. Димитрий Иоакимов Богородский. Первый ранее три года проходил должность учителя при Капшинской церковно-приходской школе, и до 10 мая 1900 г. состоит учителем пения при школе и регентом церковнаго хора. 4 февраля 1900 года Москвин был укушен бешенным волком и, не смотря на произведенныя над ним своевременно Пастеровския прививки, мая 10 дня скончался от водобоязни.
Из долее послуживших и более потрудившихся церковных старост нужно отметить крестьянина деревни Дуброва, Руфа Михайлова Староверова, прослужившаго 11 лет; крестьянина деревни Селищ Димитрия Михайлова, прослужившаго 9 лет, и состоящаго ныне церковным старостою крестьянина деревни Медвежья Владимира Федорова Бачурина, проходящаго эту должность 8-й год. При этом старосте произведено расширение трапезнаго храма, устроены духовыя колориферныя печи и поставлены новые иконостасы в трапезном храме.
(По материалам издания Колоколов И. Очерк истории села Капшина Калязинского уезда Твероской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменскаго монастыря. - Калязин: Типография Н.И. Семиустова, 1900.)
(Фото. № 4 Юлии Василевской с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 5 МОРПЕХ879 с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 6 Ильи Гапиенко с форума сайта Малые Острова России. Фото. № 7 с сайта Фотографии прошлого. Фото. № 8 Андрея Агафонова. 2004-2005 гг. Фото. № 9 - 11 Андрея Агафонова. Начало 1990-х гг.)
Проект расширения трапезной. Фасад трапезной и колокольни (1897). ГАТО. |
Колокольня Знаменской церкви расположена в северо-восточной части села, стоит на левом берегу реки Нерль. До секуляризационной реформы 1764 г. (предположительно с 16 в.) здесь существовал Капшин Знаменский монастырь. Согласно описи 1628-1629 гг., в обители, окруженной забором, были деревянные церковь Николая Чудотворца с трапезной, игуменская и братская кельи, хлебная изба с поварней, а рядом конюшенный двор. Недалеко от монастыря находился погост с шатровой церковью Макария Калязинского. В нач. 18 в. (по описи 1710 г.) монастырь включал большое число деревянных строений: церковь Знамения с папертью, теплая трапезная церковь Покрова, надвратная церковь Николая Чудотворца, шестиугольная колокольня, гостиные, игуменская и казначейская кельи, амбары и другие хозяйственные корпуса. В сер. 18 в. построили два новых храма — деревянный Покрова (1755) и каменный Николая Чудотворца (1760-1765). После упразднения монастыря (1764) церкви стали приходскими. В 1817 г. начали строить каменную церковь Знамения, однако в 1822 г. новое здание признали недостаточно прочным и маловместительным, и оно было разобрано. Проект новой церкви выполнил губернский архитектор Н.Н. Легранд. Строительство на средства прихожан и жертвователей (среди последних — московские купцы Никита Иванович Малюгин и Григорий Саввич Бардин) начал в 1823 г. подрядчик крестьянин Калязинскою уезда деревни Грезино Григорий Митрофанов; белый камень доставлял Калязинский мещанин Николай Семенович Плюхин. Трапезную с приделами пророка Ильи и Макария Калязинскою завершили в 1830 г., колокольню в 1845 г., а храм с приделами Покрова и Николая Чудотворца — в 1858 г. В 1872 г. церковную территорию окружили кирпичной оградой с башнями и Святыми воротами. Вероятно, тогда же в юго-западном углу ограды построили дом для приходской богадельни, однако в 1876-1884 гг. в нем проживал священник, затем здание пустовало, а в 1887 Г. в нем разместили церковноприходскую школу. В 1897 г. по проекту и под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина трапезная была расширена к западу: при этом первоначальную западную стену заменили парой столбов, между трапезной и колокольней разобрали притвор с двумя кладовыми, а южную и северную стены трапезной продлили до колокольни. Тогда же или в нач. 20 в. боковые арочные проемы в первом ярусе колокольни частично заложили и сделали вместо них прямоугольные окна. Не позднее сер. 20 в. полностью были разобраны храм, трапезная и ограда с башнями и Святыми воротами. Объемная композиция храма состояла из четверика, оформленного портиками с колоннами ионического ордера, и крупного цилиндрического барабана с куполом. Прямоугольная шестистолпная (первоначально четырехстолпная) трапезная на боковых фасадах выделялась окном-серлианой под полуфронтоном. В колокольне обрушены плоские межъярусные перекрытия (выше первого яруса), утрачена лестница. Во 2-й пол. 20 в. северный и западный фасады церковноприходской школы закрыли пристройками, одно из окон главного фасада превратили во входной проем и пристроили к нему деревянное крыльцо. В кон. 20 в. Утрачены глава и шпиль колокольни. Стены сложены из кирпича и оштукатурены, отдельные декоративные элементы выполнены из белого камня.
Незаурядный памятник в стиле позднего классицизма, принадлежит к своеобразному кругу колоколен Калязинского региона, отличающихся стройной композицией, выразительным силуэтом и развитым ордерным оформлением.
Колоколов; Добровольский, с. 313; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16239. Л. 57 об.; Д. 16242. Л. 77 об.; Д. 16298. Л. 255; Д. 16302. Л. 264; Оп. 8. Д. 1119, 1121; Ф. 466. Oп. 1. Д. 77601, 82748; Ф. 474. Оп. 2.
Проект расширения трапезной. План трапезной и колокольни (1897). ГАТО. |
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
(Рис. № 12 - 14 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)