Лучинники урочище (Лучинники погост) - Святодуховская церковь
Погост Лучинники в начале ХVII века принадлежал Рябовскому монастырю. "Село Лучинники а в нём храм Николы Чудотворца". Та же запись о погосте Лучиннике сделана в Кашинской Переписной книге за 1678 год. Клировая ведомость за 1796 год сообщает следующее: "Церковь Николая, деревянная, ветхая, построена 1672 г., а в вместо оной вновь строится с 1793 г,. каменная во имя Сошествия Святого Духа с приделом Святителя Николая". К погосту было приписано 130 дворов, в них проживало 412 мужчин, 479 женщин. Всего 891 человек. Число прихожан 367 - 429 человек.
Тверской епархиальный статсборник (1901 г.) сообщает следующие сведения о храме в Лучинниках: "Церковь Святодуховская, построена в 1802 году, каменная, престолов 2: в холодном - Сошествие Святого Духа на Апостолов; в теплом Святителя Николая". Таким был храм в Лучинниках до 40-х гг. ХХ в. В конце 40-x гг. храм в Лучинниках был переделан, в нем обучались дети 1 - 7, 8 классов. В начале 70-x гг. в д. Плоховка была построена новая типовая неполная средняя школа с девятилетним сроком обучения. Храм в Лучинниках был освобождён от школы, таковым он Пребывает и сегодня.
(По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 566, погост Лучинники описывается следующим образом.
(Живоначальные Троицы Рябова монастыря в вотчине) «Село Лучинники а в нем храм Николы Чюдотворца на лучинниках древян верх шатров. А на церковной земле во дворе поп Микита Ипатьев, во дворе дьячок Олешка Григорьев, во дворе просвирница Оленица Ларивонова. Пашни паханые церковные земли шесть четей да перелогом и лесом поросло девять четей в поле а вдву потомуж сена двадцать копен»
В Переписной книге 7186 года, на л. 130 (№ 49). о Лучинниках сказано: «Живоначальные Троицы Рябова монастыря вотчина село Лучинники, Церковь Николая Чудотворца, а у той церкви живет поп Герасим Александров у него дьячек Митряшка Сидоров, двор пономарев, двор просвирницын».
В клировой ведомости 1796 находятся следующия сведения: «Церковь Никольская, деревянная, ветхая, построенная 1672 г., а вместо оной вновь с 1793 г. строится каменная во имя Сошествия Св. Духа с приделом Свят. Николая. Священник - Благочинный Иоанн Федоров, 37 л., из богословии, посвящен 1779 г. Церковной земли 44 дес.; 8 деревень; приход. двор. 114; душ муж. п. 364, ж. п. 360».
В исповедной росписи 1752 г. «свящ. Петр Максимов (он же и в 1778 г.) и престарелый отец его священник Максим Иларионов; в приходе 110 двор.; об. п. 620 д. В 1766 г. прих. дворов 66».
Церковь Святодуховская, построена в 1802 году, каменная, престолов два: в холодной Сошествия Святого Духа на Апостолов, в теплой Святителя Николая.
В 1901 году служили: Священник Александр Михайлович Александровский 39-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, в 1891 году награжден набедренником. Псаломщик Петр Васильевич Розанов 61-го года, в должности с 1856 года.
Прихожан в деревнях Пахомове, Осевской, Овсянникове, Судовой, Коробанове, Оферове, Гнилухе, Ушакове - 130 дворов (412 мужчин, 479 женщин).
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
ПОГОСТ ЛУЧИННИКИ
Ездили сегодня в такую глушь, куда и дороги нет - Нива еле проехала по лугу, вместо дороги - столетней давности почти не видный след от колёс.
Лес, смешанный, в середине лугов. Там - нет ничего, кроме одного этого трёхэтажного (!) храма. Внутри сохранилось несколько фресок - святитель Николай, Вход Господень в Иерусалим. В советские времена была школа, где выучилось половина калязинцев, что из соседних деревень. Потом школу перевели в деревню, Плоховка, а храм бросили.
У входа в храм ещё видны руины разрушенной колокольни, и даже винтовой ход наверх. Судя по размеру основания - высока была, далеко видна, чай, красива… Тем и не угодила, видать, больше всего - ничего не оставили!
Возле самого храма видела три речных ракушки, на "тропинке" в лес, прямо под ногами. Удивилась - сказали, храм когда-то стоял на берегу реки! Мы минут 15-20 неспешно шли по выкашиваемой кем-то регулярно (это заметно) тропе, видимо, старое русло (??)
Пришли к источнику. Вода ледяная совершенно! ожигает.
Рядом колодец. Мама говорит, подобным образом колодцы возле источников не строили с уже более 100 лет, то есть источник и колодец рядом - много старше, с совершенно незапамятных времён. Маленький ручеёк, но не прерывается столько времени, питается ведь где-то в глубине!
Начаты несколько лет назад работы по укреплению сводов Лучинниковского храма, остановлены и неизвестно, продолжатся ли - энтузиазм полный, московский. Совершенно непонятно кому нужное дело - восстанавливать, хотя б сохранять не обрушившимся - храм в лесу, без единого жилого дома в радиусе многих километров. А всё-таки жаль, всем очень жаль это место. Своё, может быть поэтому? - наше ведь, не польское ж.
Вербина Мария.
(Информация предоставлена Вербиной Марией.)
(Фото. № 1 Вербиной Марии.)
Северный фасад церкви (чертеж 1905 г.). ГАТО. |
Церковь Святого Духа расположена на кладбище в 1 км от деревни Пахомово. В 17 в. село Лучинники находилось в вотчине Троицкого Рябова монастыря. Согласно Кашинской Писцовой книге 1628-1629 гг., здесь находилась деревянная шатровая церковь Николая Чудотворца. В 1672 г. ее сменила новая деревянная церковь того же наименования. Строительство каменной церкви вместо нее на средства прихожан началось в 1793 г., придел Николая Чудотворца в трапезной освящен в 1802 г. Первоначально к трапезной примыкала колокольня, однако она оказалась непрочной и была в 1821 г. разобрана. В том же году сооружена отдельно стоящая колокольня по проекту губернского архитектора Н.Н. Легранда, утвержденному в 1817 г. Эти работы выполнял подрядчик крестьянин Ярославского уезда Поликарп Козьмич Баймов. Колокольня с тремя ярусами-четвериками была выдержана в стиле зрелого классицизма. Нижний ярус оформляли портики с четырьмя тосканскими пилястрами и треугольным фронтоном. В более широком среднем интерколумнии помещался высокий арочный проем с клинчатым замком. Второй невысокий ярус (полуярус) прорезали крупные полукруглые окна, обрамленные ленточным рустом. Облик третьего яруса неизвестен. По-видимому, позднее колокольню соединили с трапезной небольшим притвором. В 1905 г. по проекту епархиального архитектора А.П. Федорова трапезная была удлинена в западном направлении (прибавилось по два окна с каждой стороны) и объединена с колокольней. При этом первоначальную западную стену и притвор разобрали. В советское время снесена колокольня, разобрано пятиглавое завершение храма, заложено несколько проемов и почти полностью утрачено внутреннее убранство. Кирпичные стены частично сохранили известковую штукатурку и следы окраски, цоколь белокаменный.
В архитектуре церкви сочетаются традиционные объемно-пространственная структура и конструктивные приемы с несколько запоздалыми, но достаточно пластичными формами декора в стиле барокко.
Добровольский, с. 304; Крылов Л., с. 97; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16239. Л. 19 об.; Д. 16280. Л. 269; Он. 8. Д.3030, 3036; Ф. 169. Oп. 1. Д. 2246. Л. 6-7; Ф. 466. Oп. 1. Д. 84310; Ф. 474. Оп. 2. Д. 348. Л. 31; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2051. Л. 34А-35.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
(Рис. № 2, 3 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)