Капшино (Макарьевский погост) - Казанской иконы Божией Матери церковь
Менее чем в полуверсте от Капшина Кресто-Знаменского монастыря был расположен приписной к монастырю Макарьевский погост. Храм этого погоста сначала был посвящен преподобному Макарию Калязинскому, но при перестройке храма в 1718 году он был посвящен Казанской иконе Божией Матери, а препод. Макарию сделан придел. Судя по описи Даниила Брянцева, Макарьевский погост получил свое начало еще до смутного времени, так как во время описи Брянцева в 136 г. (1628 г.) храм погоста, разоренный литовцами, стоял «без пения». Но из того, что храм погоста был посвящен преп. Макарию, можно заключить, что погост этот глубокой древности не имел. По всей вероятности, вскоре по канонизации (прим составителя: в оригинале «калонизации») преп. Макария Калязинскаго, или братия монастыря или окрестные жители или же те и другие вместе пожелали почтить местного святого построением храма в честь его.
Храм погоста был построен на правом берегу ручья Макридинского и на том же левом берегу реки Нерли, на котором был построен и Капшин монастырь; поповка же или дома священноцерковно-служителей были расположены саженях во ста от храма на другой стороне Макридинскаго ручья на крутом обрезистом берегу р. Нерли, против самой мельницы, принадлежавшей прежде Капшину монастырю, а ныне Кашинскому Сретенскому девичьему монастырю.
По данным Консисторскаго архива с самого начала XVIII столетия в погосте Макарьевском было два причта, так ли было и ранее - неизвестно. Сведения о погосте Макарьевском не восходят ранее 1720-го года. В этом году в приходе Макарьевском значатся священники Стефан Афанасьев и Димитрий Михаилов. Душ прихода в этом году числилось мужского пола 599, а женского 572. Очевидно в силу того обстоятельства, что погост Макарьевский был приписным к Капшину монастырю, игумены сего монастыря постоянно принимали участие в делах погоста Макарьевского. Так, в 1744 году игумен Поликарп хлопочет об определении на место диакона к погосту Макарьевскому дьячковского сына Василия Павлова. Тот же игумен в 1746 году, донося о смерти дьячка Тимофея Михайлова, просит назначить на его место зятя дьячка того же погоста Михаила Максимова. Игумен Христофор в 1761 году просит разрешения на постройку в погосте Макарьевском нового храма вместо прежнего ветхого и, не смотря на продолжавшуюся в монастыре постройку, пособляет средствами и на стройке храма в погосте Макарьевском.
За период времени от закрытия монастыря и до соединения приходов из жизни Макарьевского погоста консисторский архив сохранил только одно дело о краже 150 руб. из церковного сундука церкви Макарьевского погоста. Подозрения в краже пало на гостившего в погосте Макарьевском дьячка погоста Крутца Калязинского уезда. В этом направлении и велось следствие, но к чему оно привело, из консисторскаго дела не видно.
Эпидемическия болезни, бывшия в приходе Капшина Знаменскаго монастыря, конечно, одновременно были и в смежном приходе Макарьевском и с одинаковым процентом смертности. А именно: в 1794 году от оспы умерло 15 человек на 38 всех умерших в 1808 году на 30 умершихот оспы было 11; в 1816 году на 39 умерших - 18 от оспы; в 1809 году смертность в Макарьевском погосте увеличилась от иной эпидемической болезни, а именно: из 57 умерших было 38 умерших от кори, а в 1822 г. на 45 умерших было 28 от кроваваго поноса.
Раскол внесенный в среду крестьян описываемой местности Виталием, не имел большого распространения в приходе Макарьевского погоста точно также, как и в приходе Капшина монастыря. Обращенных Виталием оказалось не более 10 человек.
В 1813 году апреля 7-го дня в восьмом часу вечера храм погоста Макарьевского посетила воля Божия: от зароненной во время вечернего богослужения искры храм сгорел до тла. По поданной от причта и церкви ведомости о сем событии видно, что всетаки значительное количество утварных, ризничных и других церковных вещей и икон было спасено. Сгоревшими значатся следующие церковныя принадлежности:
Один престол со срачицею, покровом и одеждою, серебряный благословящий крест, два оловянных блюда, оловянный сосуд для благословения хлеба, два медных ковшичка, служебник, двои парчевые поручи, алые тафтяные, красные камчатые парчевой поруч, алый гарнитуровый, царския двери, средний и верхний иконостаты, ярусы с образами, грезетовая черная и атласная зеленая епитрахили, два шелковых пояса, один местный образ, три колокола весом в 41 п. 39 фун., в 17 п. и в 7 п. из спасенных вещей в церкви села Капшина в настоящее время сохраняются:
Ковчег серебряный, евангелие крытое бархатом с серебряными клеймами времен Елизаветы Петровны, сосуды оловянные, иконы: Спасителя, Казанской Б.М. Покрова Пресвятыя Богородицы, Николая Чудотворца в ризах медных и иконы: свв. апостолов Петра и Павла и Троеручицы без риз; из книг: метрики с 1793 года и полный круг богослужебных книг.
Между тем как в донесении о пожаре упоминаются: один ковчег серебряный и один оловянный, одно евангелие с серебряными клеймами и одно с медными, один крест серебряный и два медных, одни сосуды серебряные и одни оловянные, двадцать пять икон, шесть риз, пять стихарей, два малых колокола и не мало других мелких вещей. Куда делись вещи не сохранившиеся из спасенных от пожара, при Капшинской церкви сведений о сем не имеется.
Донесение о пожаре подписано священником Григорием Димитриевым Крыловым, диаконом Васильем Михайловым Гладиловым, дьячком Андреем Николаевым Новоселовым и церк. старостою крестьянином деревни Рамина Адрианом Михайловым.
До 1817 года прихожане Макарьевского погоста не имели собственного храма и, предпринималось ли ими что-либо для его построения или нет, нам не известно. В 1817 году марта 15 дня священноцерковнослужители погоста Макарьевского и прихожане подали Епархиальному начальству прошение о дозволении им построить на место сгоревшей церкви новую трехпрестольную каменную, но Епархиальное начальство, найдя количество земли, приписанной к Макарьевскому погосту, недостаточным для продовольствия причта, потребовало от прихожан прирезки к церковной земле еще пять десятин, так как на лицо оказалось земли 31 десятина, а по закону требовалось 36 дес.
Крестьяне, не имея возможности удовлетворить этому требованию, взошли в соглашение с причтом и приходом упраздненного Капшина монастыря и решили построить один общий поместительный храм, о чем ими на имя Высокопреосвященнейшего Филарета Архиепископа Тверскаго и подано было 1820 года марта 23 прошение. Но только в 1821 г. марта 8 дня Преосвященным Симеоном была положена на прошение резолюция такого рода: «отправиться члену Кашинскаго Духовнаго Правления на место и, во 1-х, отобрать письменное согласие причтов обоих приходов на соединение приходов и на общее владение приписными к церквам земельными наделами; во 2-х, узнать, на каком разстоянии находился сгоревший храм Макарьевскаго погоста от храма упраздненнаго Капшина монастыря и не будет ли затруднения в сообщении между приходскими деревнями и местом, на котором предложено построить новый храм; в 3-х, отобрать согласие прихожан обоих приходов на построение общаго храма во имя Знамения Честнаго и Животворящаго Креста Господня с приделами в Честь Покрова Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая, и, наконец, в 4-х, осмотреть, удобно ли место для сооружения храма по его положению между строениями посторонними, а также и по грунту». Кроме сего, было приказано обязать подпиской причты и прихожан обоих приходов о немедленном обмежевании церковных земель и, в случае разрешения на постройку храма, о непременном представлении архитекторскаго проекта постройки. Донесение члена было благоприятно для просителей, а посему духовная консистория определила, а Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Иона утвердил следующее «как из учиненнаго следствия открылось, 1, что вышеозначеннаго села Капшина и погоста Макарьевскаго священноцерковнослужители и прихожане на соединение ближайших между собою двух Капшинскаго и Макарьевскаго приходов и отмежеванных к их церквам земель, также на сооружение в селе Капшине вновь каменной двухкомплектной с двумя приделами церкви, все вообще согласны, то по таковому общему их согласию и ближному от села Капшина всех приходских деревень разстоянию, и по неимению ни каковаго препятствия, Макарьевской и Капшинской приходы с принадлежащими к ним церковными землями соединив, дозволить в селе Капшине на церковном же погосте в близи существующей ныне каменной не вместительной для прихожан церкви соорудить вновь, во имя Знамения Честнаго Креста Господня с приделами Покрова Пресвятыя Богородицы и чудотворца Николая каменную же двухкомплектную церковь, по представленному для оной плану и фасаду губернским архитектором засвидетельствованному. А между тем - до построения и освящения оной, велеть священнослужение отправлять обоим причтам Макарьевскому и Капшинскому вместе во оной существующей прежней церкве по заведенному при двухкомплектных церквах порядку; в следствие чего как приходорасходныя, обыскныя, и метрическия книги, исповедныя росписи, так и прочия церковныя документы с начала будущаго 1823 года завести во оной церкви общия по обоим комплектам на точном основании указа Святейшаго Правительствующаго Синода 1802 года майя 16 дня последовавшаго. А за тем и владение причтам обеих приходов землею обмежеванною ныне одною окружною межею, иметь общее по равным частям и для надлежащаго по оному исполнения в Кашинское Духовное Правление послать указ, при коем и план с фасадом, на построение в селе Капшине каменной церкви для отдачи с роспискою того села священноцерковнослужителям с прихожаны к произведению по ним надлежащаго строения прислан».
Этим и оканчивается история Макарьевского погоста, как самостоятельного прихода. В настоящее время на месте сгоревшего храма существует деревянная часовня, около которой расположено приходское кладбище, а на месте поповки нет никакого строения.
СПИСОК СВЯЩЕННИКОВ ПРИПИСНОГО К МОНАСТЫРЮ МАКАРЬЕВСКОГО ПОГОСТА
За описываемый период времени Макарьевский погост имел, по видимому, почти все время два комплекта. К сожалению, нам удалось найти имена только тех священников, которые служили с 1717-го г. или несколько ранее. Так, в бумагах Тверской Духовной Консистории под 1717-м годом священниками Макарьевского погоста значатся: Стефан Афанасьев и Иван Максимов; под 1744 годом Димитрий Михайлов и Федор Матвеев и, наконец, под 1761-м годом Стефан Димитриев и Стефан Федоров. Как выше было сказано, означенный Стефан Федоров был переведен из Макарьевскаго погоста в упраздненный Капшин монастырь, где и был первым священником.
СПИСОК СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПОГОСТА МАКАРЬЕВСКОГО
ЗА ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫМ ПРИХОДОМ
Священники:
Стефан Димитриев, служивший еще и при монастыре, с 1761 г. до 1779 г.
Григорий Димитриев Крылов с 1779 г. по 1820 г.
Василий Михайлов Гладилов — 1821-1828 гг.
Диаконы:
Стефан Димитриев Крылов с 1778—1800 гг.
Василий Михайлов Гладилов с 1801—1820 гг.
Дьячки:
Михаил Тимофеев, был еще при монастыре. На погосте служил до 1784 г.
Николай Федоров Новоселов с 1784 г. до 1813 г.
Петр Федоров — 1813—1815 г.
Петр Семенов — 1815-1731 г.
Пономари:
Андрей Иванов Крылов с 1787 по 1811 г.
Яков Андреев Крылов — 1813—1830 г.
(По материалам издания Колоколов И. Очерк истории села Капшина Калязинскаго уезда Тверской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменскаго монастыря. - Калязин, 1900.)