Степково урочище (Рожественский погост, Рождественский погост, что в Бачуниной слободе, Покров) - Рождества Пресвятой Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Ильи Гапиенко.


   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., в стану Белогородском, на л. 1598, находится следующая запись:
   «Рождественскаго девичьяго монастыря что во Твери в вотчине село Покров на ручье, а в нем церковь Николая Чюдотворца древяна клетцки. А на церковной земле во дворе поп Макарей Офанасьев, место пономарское да келья просфирницына Ориницы Ондреевы дочери да в сележ двор монастырьской а в нем живет дворник Нестерка Иванов, во дворе детеныш Сидорка Ондреев да крестьянских дворов (перечень)».
   В той же книге, на л. 1601, за № 796, написано: «Николы Чюдотворца Клобукова монастыря вотчина деревня Плоская на суходоле»...
   «Село Покров на ручье» с храмом Святителя Николая, по нашему мнению, и есть нынешний погост Рождественский в Бачуниной слободе. К этому заключению приводят следующия соображения: 1) село это находится в Белгородском стану; 2) прочия села этого стана, все без исключения, описаны в Писцовой и отчасти в Переписной книгах, кроме погоста Рождественскаго; за то описано село Покров, ныне, под таким названием несуществующее.
   Что село Покров соответствует нынешнему погосту Рождественскому в Бачуниной слободе, это 3) доказывает храм Святителя Николая Чудотворца, придел которого есть и в настоящее время в храме погоста Рождественскаго; 4) описание села Покрова в Писцовой книге находится рядом с описанием деревни Плоской, принадлежащей к Приходу погоста Рождественскаго в Бачуниной слободе.
   Прежнее название «Покров» могло измениться по случаю построения храма в честь Рождества Пресвятыя Богородицы.
   Добавление «в Бачунинской слободе» произошло, вероятно, от имени «Бачунино», которое является дополнительным названием деревни «Плоской» (См. карту Каляз. у. Твер. губ. - приложение к Твер. Епар. Стат. Сборнику Добровольскаго, 1901 г.).
   В клировой ведомости 1796 г. сказано: «погост Рожественский что в Бачуниной слободке. Церковь - Богородице-Рождественская, деревянная, построена в 1713 году. Священник Михаил Федоров, 51 году, в школе не был, посвящен в 1783 году. Церковной земли 77 десятин; в приходе 5 деревень; 77 дворов; душ муж п. 235, ж п. 221».
   В исповедной росписи 1739 г. показано: «поп Иоаким Сергеев, 56 л. (он же в 1741 г.); в приходе 24 дв., 121 д. м. п., 149 ж. п. В 1751, 55, 66 и 1778 г.г. свящ. Федор Иоакимов».


   Церковь Богородицерождественская, построена в 1811 г., престолов три: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой правый Святых Aпостолов Петра и Павла, левый Святителя Николая.
   В 1901 году служили: Священник Феодор Николаевич Ушаков 27-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года. Диакон Философ Аврамович Друганов 36-ти лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Семен Иванович Воскресенский 22 лет, в должности с 1892 года.
   Прихожан в деревнях: Заречье, Степкове, Маклакове, Волосове, Минине, Горшкове, Грибанове, Хотилове, Родине, Плоской, Ширяеве, Кузнецове - 350 дворов (1078 мужчин, 1231 женщин), раскольников 11 мужчин, 15 женщин.
   В приходе сей церкви находилось 2 каменные часовни в деревнях Волосовой и Плоской.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)

     (Фото. Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Колокольня церкви Рождества Богородицы расположена среди старого заброшенного кладбища к югу от несохранившегося села. В 17 в. здесь находилось село Покров, бывшее в вотчине Тверского Рождественского монастыря. Согласно Кашинской Писцовой книге 1628-1629 гг., здесь стояла деревянная клетская церковь Николая Чудотворца. В 1713 г. была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, которую сменила кирпичная церковь того же наименования с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца, сооруженная на средства прихожан в 1803-1811 гг. Колокольня возведена около 1844 г. Сначала она, видимо, объединялась с трапезной небольшим переходом. В нижнем ярусе существовало сводчатое перекрытие, замененное впоследствии плоским потолком. В кон. 1860-х гг. при расширении трапезной нижний ярус колокольни частично включили в ее объем. В советское время храм и трапезная полностью разобраны, утрачено завершение колокольни и перекрытия ярусов. Колокольня сложена из кирпича с применением белого камня в угловых частях карнизов. Стены, первоначально покрытые известковой обмазкой, оштукатурены и побелены.
   Характерный для провинциального зодчества своего времени пример колокольни в стиле позднего классицизма со сдержанным фасадным декором.

   Добровольский, с. 315; Крылов Л., с. 150—153; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16239. Л. 135 об.; Д. 16280. Л. 137; Оп. 8. Д. 3173, 3187.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту