Станки (Георгиевский погост при Хотче, Егорьевской погост) Талдомского района Московской обл. - Благовещенская (Гергиевская) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Благовещенская (Гергиевская) церковь.


   В Дмитровской Писцовой книге 135-137 г.г., на л. 61 об., за № 472, сказано:
   «Погост на реке на Хотче а на погосте церковь Георгия Страстотерпца древяна клецки а в церкви образы и книги и ризы строение мирское. А у церкви во дворе поп Афонасей Кондратьев, во дворе Дьячек Олешка Васильев, келья проскурницы Огафицы Юрьевы, келья пономаря Михалка Софонова; двор пуст попа Давида. Пашни паханые церковные худые земли 6 четей да лесом поросло десять четей в поле а вдву потомуж сена девять копен лесу непашенного две десятины а Церковная пашня всошное писмо не положена» (л. 62).
   В клировой ведомости 1796 г. о пог. Георгиевском сообщается следующее:
   «Церковь велик. Георгия, деревянная, построена в 1736 году, вместо которой, по данной сего 1796 г. Авг. 11 дня Синод. Члена Преосв. Иринея, Еп. Твер. и Кашин., храмозданной грамоте, строится каменная. Священник - Благочинный Игнатий Стефанов, 53 л., из риторики, посвящен в 1786 году. Церковной земли 90 десятин; в приходе 17 деревень, 191 двор; душ муж. п. 735, ж. п. 771».
   Из надписей, сделанных по листам богослужебных книг, видно, что «в 1753 г. был священ. Иоанн Афанасьев, а в 1757 г. - Андрей Иоаннов Сонцов».

   По информации из одних источников церковь строилась с 1796г. на средства О.М. Салтыковой (матери М.Е.Салтыкова-Щедрина) в стиле раннего классицизма. Освящена в 1807г.
   По информации из других источников приходская церковь выстроена в 1796 году на средства подпоручика Н.Е.Ламакина в стиле провинциального классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Основной объем церкви типа "восьмерик на четверике", с востока к нему примыкает алтарь, с запада двухпридельная трапезная.
   Георгиевская церковь, по-видимому, не подвергалась существенным перестройкам в течении XIX века. По сведениям от местных жителей О.М.Салтыкова была погребена внутри храма у его южной стены. Заметим, что в 1890 году при Георгиево-Хотченском погосте существовала церковно-приходская школа в двенадцати комнатах с 120 учениками. В Талдоме в это время в школе было 5 комнат, в других населенных пунктах — еще меньше.

   По данным "Тверского епархиального статистического сборника":
   Церковь построена в 1807 году, каменная, престолов три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородтцы, в теплой Великомученика Георгия Победоносца, левый Святителя Николая.
   В 1901 году служили: Протоиерей Илья Иосифович Белогородский 69-ти лет, студент семинарии, священником с 1851 года, протоиереем с 1898 года, награжден орденом Святой Анны в 1894 году. Диакон Николай Александрович Чередеев 44-х лет, в служении с 1874 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Александр Николаевич Воскресенский 30-ти лет, в должности с 1892 года.
   Прихожан в деревнях Станке, Ермолине, Жунееве, Ширятине, Беляеве, Бревнове, Сенине, Фоминском, Шабушеве, Хороброве, Чупаеве, Окулове, Семягине, Губине, Захарьине - 412 дворов (1591 мужчин, 1859 женщин).


Благовещенская (Гергиевская) церковь.


   Закрыта церковь в 1930-х годах. В 1939 году полностью уничтожена колокольня, глава и покрытие трапезной. В 60-ые годы в церкви оборудована машина для производства кормовой муки. При этом трапезная была вновь перекрыта, несколько окон расширено, внутри храма устроены бетонные перегородки и потолок, отделивший четверик от сводов, а также кирпичная пристройка с северной стороны.
   В настоящее время утрачены завершение купола, своды трапезной, колокольня уничтожена целиком, поломаны и заложены несколько окон. В интерьере — кирпичные и бетонные перегородки, потолки.
   Реставрационные работы не проводились.
   Церковной общины при храме не зарегистрировано.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и информации Владислава Зарецкого и священника И. Шугаева с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1 Арсения Тюпина с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2  KotelnikovR с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   За высоким забором. Рядом с церковью склад и мастерские, которые возможно из церкви и вывели, по причине её сильной разрушенности.
   Церковь большая, сильно разрушена, была красивая, с изыском. Любимая церковь Ольги Михайловны Салтыковой. Денег на неё она не жалела. Там была похоронена её молоденькая дочь, умершая от туберкулёза. Там же, с ней рядом, похоронена была Ольга Михайловна. При погроме церкви, усыпальницу их разграбили. Тела не истлели и платья на женщинах были, как новые. Молодёжь плясала с телами по улицам, а потом бросила в канаву. Об этом мне написал Сергей Балашов. На фото 13 – яма, может быть на месте усыпальницы Салтыковых. Штукатурка сбита, на оставшихся росписях, соскоблены лики святых или выковыряны глаза. Возможно, по фрескам и стреляли.
   С 1865 года в храме служил Илья Иосифович Белогородский, старший сын Иосифа Андреевича Белогородского, служившего в Пухлимо.

   
     (По материалам предоставленным Поповой Валентиной Петровной.)
    


Фото. Ильи Гапиенко с сайта http://www.sobory.ru/


   Благовещенский храм села Станки.
   Самое раннее упоминание о существовании этой церкви датируется 1796 годом, тогда она была еще деревянная, а каменный храм был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. при усердии Ольги Михайловны Салтыковой в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки, где находился в ссылке.
   Именно здесь, в своем любимом приделе церкви св. Георгия на Хотче, где под приходской церковью находился склеп, а не в родовом Салтыковском имении Спасское Ольга Михайловна Салтыкова нашла свой последний приют.
   Здесь же похоронен и наследник Ермолинской усадьбы Илья Евграфович Салтыков. В декабре 1891 году сюда же было доставлено в свинцовом гробу заспиртованное тело дочери Ильи Евграфовича Елены Ильиничны из-за границы, где она скончалась в 1889 году в возрасте 22 лет.
   Георгиевская церковь, по-видимому, не подвергалась существенным перестройкам в течение XIX века. По сведениям от местных жителей О.М. Салтыкова была погребена внутри храма у его северной стены.
   В настоящее время северный и южный приделы церкви не сохранены.
   В эпоху тотальной борьбы с церковью храму св. Георгия в Станках была уготована печальная участь.
   До войны в церкви был зерносклад, затем завод по переработке молока приблизительно до 1956 года. До 1970 года в церкви находился завод по переработке кормовой муки.
   Склеп находился с северной стороны в церковном приделе. Склеп вскрыли после войны, т.к. здание было бесхозное, открытое, и местные парни решили вскрыть склеп, посмотреть на барыню. Когда вскрыли, то увидели, что гроб был свинцовым, залит спиртом. Гроб забрали, а труп обобрали и сбросили в склеп.
   За этот вандализм виновные были осуждены в Москве.
   Не найти сейчас следа и захоронений Ольги Михайловны, Ильи Евграфовича, других их родственников. Хотя местные жители рассказывают, что после этого трагического случая склеп с останками залили бетоном, чтоб никому не захотелось повторить подобное.

   Некогда красивый Егорьевский храм – с голубыми звездами на куполах и строения вокруг него были приспособлены под заводики, склады, мастерские. Внутри церкви были установлены отопительные котлы с оборудованием, а территория заасфальтирована вплоть до самых стен церкви, возле которых были и другие захоронения.
   Сейчас храм восстанавливается. В настоящее время утрачены завершение купола, своды трапезной, колокольня уничтожена целиком, поломаны и заложены несколько окон. В интерьере — кирпичные и бетонные перегородки, потолки, декор интерьера трапезной уничтожен почти полностью, то же относится к четверику. На западной стене четверика сохранилась роспись библейского сюжета.
   Настоятель храма в нынешнее время иерей Дионисий Махов, человек неравнодушный, в том числе благодаря его энтузиазму восстанавливается несколько храмов Талдомского края.

   Спасибо за материал Диких Наталье Александровне.

   
     (По материалам сайта Муниципального бюджетного учреждения Талдомский историко-литературный музей.)

     (Фото. № 3 Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры. 2007 г.)
    


   История возникновения храма

   Самое раннее упоминание о существовании этой церкви в материалах Тверского областного государственного архива Тверской духовной консистории, датируется 1796 годом.
   Об этом свидетельствует прошение от 1796 года прихожан церкви в Георгиевском погосте, что на реке Хотча в котором они просили консисторию о разрешении им постройки в этом погосте вместо существующей деревянной церкви каменной.
   В этом прошении указывалось, что деревянная церковь была построена в 1736 году, однако из других источников следует, что церковь в этом погосте существовала уже веком ранее.
   Священник Лев Крылов в книге «Материалы для истории церкви и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда», изучая старые Дмитровские писцовые книги, отмечал, что в такой книге по новому летоисчислению – за 1627 – 1629 годы записано: «Погост на реке на Хотче, а на погосте церковь Георгия страстотерпца древена клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, строение мирское».
   Как видно из документов Тверской консистории, продолжительность существования деревянной церкви в условиях Калязинского уезда в среднем составляло от 60 до 80 лет.
   Из указанного выше следует, что последняя деревянная церковь в этом погосте к моменту освещения новой каменной стояла 70 лет и можно предположить, что предшествовавшая ей была построена где-то в 1670 – 1680 годы, а отмеченная в писцовой книге у Крылова – в первой трети 18 века. Следовательно, каменная церковь была в этом погосте уже четвертой.
   В конце 18 века перед прихожанами встала задача о постройке нового церковного здания.
   В своем прошении в марте 1796 года они писали Тверскому архиепископу о своем желании построить рядом со старой деревянной новую каменную церковь, но уже во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С одним приделом великомученика Георгия т.е. храм в погосте менял свое наименование, оставляя старое в названии придела. Новая церковь была освещена 26 ноября 1807 года протоиреем Тверского собора Иоанном Алексеевым. Старая же деревянная церковь стояла на погосте до 1812 года, когда прихожане погоста Никольского, что в сельцах Калязинского уезда просили разрешить им разобрать эту ветхую церковь и использовать при обжиге кирпича для кладки новой колокольни при действующей в погосте церкви, что им и было разрешено.
   В сведениях «О прихожанах церкви» прежде всего, отмечается, что «в сельце Ермолино жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах.
   В Георгиевском приходе уже в 1796 году было 191 двор и 1506 прихожан. В 1855 году в приходе было уже 2911 человек. В частности в этот приход входила деревня Ермолино. В 1862 году в ней проживало 282 жителя в Ермолино находилась усадьба и дом Ольги Михайловны Салтыковой – матери М.Е. Салтыкова-Щедрина.
   Интерес представляет и другая версия освящения церкви св. Георгия по данным записей Салтыковых в календарях «Месяцесловах» – истории рода Салтыковых, записанных в виде ежегодных дневников.



Благовещенский храм перед разрушением колокольни.


   Обустройство церкви св. Георгия Салтыковыми

   Деревня Ермолино, являлась одним из имений Салтыковых. Окончательно эта усадьба была обустроена в начале 1850-х годов и стала любимой резиденцией Ольги Михайловны Салтыковой, матери будущего писателя.
   В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» на основе документов описывает вклад Ольги Михайловны Салтыковой в обустройство храма в д. Станки.
   В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. На утро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны, был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки.
   Заключительный раздел записок, в «Месяцесловах» называется «Смерть бабушки» и является единственным свидетельством в литературе о последних днях Ольги Михайловны. Записи сделаны внучкой Ольги Михайловны – Ольгой Ильиничной Зубовой.
   Он начинается с описания болезни и смерти О.М. Салтыковой в доме своего сына Ильи Евграфовича в Цедилове. Шел конец 1874 г. «...бабушка захворала еще в начале сентября, а сейчас был уже конец ноября. Захворала она у себя в Фоминском, но отец съездил к ней, как только узнал о ее болезни, и со всевозможными предосторожностями привез ее к нам за шестьдесят верст. У нас все-таки легче было иметь медицинскую помощь благодаря соседству уездного города».
   «Погребение бабушки должно было состояться... в селе Егорье на Хотче, там, где под приходской церковью находился склеп», т.е. в Станках, на Егорьевском погосте, в двух верстах от Ермолина, а не в родовом Салтыковском имении Спасское. Далее О.И. Зубова пишет: «Ранним морозным утром 4 декабря 1874 года поставили гроб на запряженные тройкой дроги, и печальный поезд медленно тронулся в путь... Все шестьдесят верст мы продвигались почти шагом, останавливаясь у каждой находившейся на нашем пути церкви, где служили литии... Первую ночь мы ночуем в селе Спас-Угол... На следующую ночь, накануне погребения, гроб ставят в огромный холодный Ермолинский дом, в так называемую образную комнату...».
   На третий день тело Ольги Михайловны из Ермолинского дома понесли на руках к церкви св. Георгия в Станках. «После обедни и отпевания бабушку опускают в склеп, который сейчас же и начинают заделывать...»
   Как видно из записей, место захоронения О.М. Салтыковой указано предельно точно: в склепе под церковью св. Георгия, или Егорьевской, в Станках.
   Последний приют Ольга Михайловна Салтыкова нашла в своем любимом приделе церкви св. Георгия на Хотче. Здесь же похоронен и наследник Ермолинской усадьбы Илья Евграфович Салтыков. В декабре 1891 г. сюда же было доставлено в свинцовом гробу тело дочери Ильи Евграфовича Елены Ильиничны (в замужестве Орловой) из-за границы, где она скончалась в 1889 г. в возрасте 22 лет.
   Георгиевская церковь, по-видимому, не подвергалась существенным перестройкам в течение 19 века. По сведениям от местных жителей О.М. Салтыкова была погребена внутри храма у его северной стены.
   В настоящее время северный и южный приделы церкви не сохранены, об их существовании напоминают только места крепления к стенам.

   Судьба церкви в годы Советской власти

   В эпоху тотальной борьбы с церковью храму св. Георгия в Станках была уготована печальная участь.
   До войны в церкви был зерносклад, затем завод по переработке молока приблизительно до 1956 года. До 1970 года в церкви находился завод по переработке кормовой муки.
   Склеп находился с северной стороны в церковном приделе. Склеп вскрыли после войны, т.к. здание было бесхозное, открытое и местные парни решили вскрыть, посмотреть на барыню. Когда вскрыли, то увидели, что гроб был свинцовым, залит спиртом. Гроб забрали, а труп сбросили в склеп.
   За этот вандализм виновные были осуждены в Москве.
   Не найти сейчас следа и захоронений Ольги Михайловны, Ильи Евграфовича, других их родственников. Дело в том, что некогда красивый Егорьевский храм – с голубыми звездами на куполах и строения вокруг него были приспособлены под заводики, склады, мастерские. Внутри церкви были установлены отопительные котлы с оборудованием, а территория заасфальтирована вплоть до самых стен церкви, возле которых были и другие захоронения.

   Материал по истории храма Святого Георгия на Хотче
   подготовлен для сайта «Русские церкви»
   учителем географии средней школы № 3 г. Талдом Московской области
   Диких Натальей Александровной


   О здании церкви


   Церковь Георгиевского погоста (или Егорьевская церковь, позже – Благовещенская церковь) стоит на левом отлогом берегу реки Хотча, которая в этом месте совсем узкая. На другом, более крутом берегу, примерно в полукилометре расположена деревня Станки.
   Ранее церковь играла важную роль в формировании местного пейзажа, так как ее колокольня была видна на много верст вокруг, да и старая, мощеная камнем Калязинская дорога, проходила мимо храма.
   В настоящее время та важная пейзажеформирующая роль, которую церковь играла ранее, утеряна в связи с уничтожением огромной пятиярусной колокольни.
   Архитектурная композиция памятника традиционна для сельских церквей, построенных в конце 18 начале 19 века. Церковь была построена по обычной трехчастной схеме – основной объем храма, трапезная и колокольня, которые располагались на одной оси с востока на запад.
   Сейчас у храма отсутствует колокольня, которая непосредственно примыкала к западной стене трапезной. Основной объем храма, был построен по традиционной схеме «восьмерик на четверике» и завершен восьмилотковым сводом.
   Помещение алтаря церкви, представлено прямоугольным объемом с трехгранной восточной частью. В южной части сохранен оконный проем, с восточной и северной стороны зияют технологические проемы, оставшиеся от времен использования здания храма в качестве производственных помещений.
   Трапезная одноэтажная, прямоугольной формы вытянута вдоль продольной оси храма. Её поперечная сторона несколько шире стороны квадрата четверика.
   Памятник по времени своего создания соответствует расцвету Русской классической архитектуры. Он интересно сочетает в себе мотивы классики и древнерусского кирпичного узорочья 17 века.
   Декор интерьера трапезной уничтожен почти полностью, то же относится к четверику. На западной стене четверика сохранилась роспись библейского сюжета.
   Однако восьмерик здания над поздним потолком сохраняет даже остатки настенной росписи. Переход от четверика к куполу осуществлен с помощью тромпов, роспись на которых сохранилась только в северо-западной части четверика.
   В настоящее время утрачены завершение купола, своды трапезной, колокольня уничтожена целиком, поломаны и заложены несколько окон. В интерьере — кирпичные и бетонные перегородки, потолки.

   
     (По материалам сайта Дубненско-Талдомского благочиния.)

     (Фото. № 4 с сайта Дубненско-Талдомского благочиния.)
    


   Исправляющий должность псаломщика церкви погоста Георгиевского Калязинского уезда Михаил Берестов 31 января 1879 года помер; а на его место перемещен 28 февраля сего года диакон в звании псаломщика села Ивановского-Овцыных Тверского уезда Нил Завьялов.
   "Тверские епархиальные ведомости" 6-1879 г.

   Диакон погоста Георгиевского, что при реке Хотче, Калязинского уезда, Нил Завьялов, 7 февраля помер, а на его место 23 февраля перемещен диакон села Капшина, Калязинского уезда, Николай Чередеев.
   "Тверские епархиальные ведомости" 7-1895 г.

   Утвержден в псаломщической должности и.д.псаломщика при церкви погоста Георгиевского, что при Хотче Калязинского уезда Иван Казанский, 3 июля.
   "Тверские епархиальные ведомости" 14-1904 г.

   Священники
   1628 - священник Афанасий Кондратьев
   1753 - священник Иван Афанасьев
   1757 - священник Андрей Иванов Сонцов, сын священника Ивана Афанасьева
   1786 - священник Игнатий Стефанов(1743-?), рукоположен из дьяконов
   1865 - священник Илья Иосифов Белогородский (ок.1828 - ?), сын священника с. Пухлима Иосифа Андреева Белогородского, зять священника с.Глебова Ивана Кузьмина Казанского, перемещен из с.Глебово Калязинского уезда, (с 1898 г. – протоиерей)
   1866 – священник Александр Афанасьев Разсудов
   1871 - священник Арсений Петров Скорбященский
   1903 – священник Александр Николаев Невский (1875-?), зять священника с.Талдом Николая Александрова Волкова

   Диаконы
   1777 – дьякон Игнатий Степанов
   1808 – дьякон Иван Сергеев (ок.1787-?), сын священника с.Будимирова Сергея Иванова, перемещен из пономарей Богоявленской церкви Калязина
   - дьякон Иван Александров Завьялов (ок.1834-1878)
   1879 – дьякон Нил Александров Завьялов (ок.18471-1895), перемещен из с.Ивановского–Овцыных Тверского уезда
   1895 – дьякон Николай Чередеев (ок.1854-после 1900), перемещен из с.Капшина Калязинского уезда, сын священника с.Константиново Калязинского уезда Александра Арсеньева Чередеева
   1908 – дьякон Николай Иванов Терликов (ок.1849-?), перемещен из дьяконов с.Кимры Корчевского уезда

   Дьячки
   1628 - дьячек Алексей Васильев
   1781 – дьячек Иван Борисов
   1781 – дьячек Яков Иванов
   1871 - дьячек Алексей Михеев Благовещенский

   Пономари (псаломщики)
   1629 - пономарь Михаил Сафонов
   1777 – пономарь Василий Андреев
   1871 - Пономарь Василий Павлов Порецкий
   1879 – псаломщик Михаил Берестов (ок.1824-1879)
   1887 - псаломщик Иван Иванов Завьялов
   1891 – псаломщик Василий Павлов Порецкий (ок.1824-1891)
   1892 - псаломщик Александр Воскресенский
   1904 – псаломщик Иван Александров Казанский (-1927, покончил жизнь самоубийством))

   
     (По материалам сайта Талдомские хроники.)

    


Посмотреть всю карту