Квашёнки (Спасское-Квашенки, Спаское) Талдомского района Московской обл. - Преображенская церковь
В клировой ведомости 1796 г. о «селе Спасском, что на Квашенке», сказано: «Церковь Преображенская с прид. Владимирской Б. М., деревянная, построенная 1737 г. Священник Иван Николаев, 32 л., из риторики, посвящен в 1794 году. Церковной земли 44 десятины; в приходе 5 деревень; 72 двора; душ м. п. 247, ж. п. 271».
В исповедной росписи 1740 года говорится, что «поп - Иван Никитин, 57 лет; в 1742 г. поп тот же Иван Никитин и сын его Михаил, 33 лет, - поп же; в приходе 49 дворов, 199 душ м. п. и 171 д. ж. п. В 1751 г., в 55, в 56 - тот же Михаил Иванов. В 1778 г. - Петр Иванов; в 1782 году он место отдал брату своему Николаю Иванову».
По данным "Тверского епархиального статистического сборника" церковь построена в 1836 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой Владимирской Божией Матери и Святителя Николая.
Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что «в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная». Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку трапезная часть храма перестраивалась.
Приходская церковь, выстроена на средства прихожан - помещичьих крестьян в стиле позднего классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви увенчан широкой световой ротондой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада обширная трапезная. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками. Колокольня состоит из трёх убывающих по высоте кубических ярусов, украшенных колоннами.
В 1901 году служили: Священник Николай Николаевич Белюстин 42-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1879 года, священником с 1883 года, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Иоанн Петрович Фирсов 51-го года, в служении с 1869 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Константин Михайлович Новоселов 33-х лет, в должности с 1886 года.
Прихожан в селе Спасском-Квашенках, в деревнях Соцкове, Сменках, Желдыбине, Некрасове, Волкукле, Моклыгине, Дулове, Мякишеве - 330 дворов (931 мужчина, 1088 женщин).
Из архивных материалов известно, что 29 апреля 1922 году в храм приезжала комиссия по изъятию церковных ценностей. Во время изъятия выяснилось, что часть церковной утвари сокрыта. По требованию комиссии часть сокрытого была предъявлена ей. В конце работы комиссии в храм вошли верующие с просьбой оставить часть изъятого. Священник Ростислав Голиков призвал верующих успокоиться, но в это время кто-то стал бить в набат, после чего вокруг храма собралось множество людей. Когда комиссия выходила из храма, на них стали сыпаться обвинения, а затем в них полетели камни и палки, в результате чего одному члену комиссии было причинено ранение головы. За сопротивление властям и сокрытие ценностей на священника и церковный актив 22 декабря 1922 года было заведено уголовное дело, которое в апреле 1923 года было передано в Московский губернский суд. Дальнейшая судьба обвиняемых неизвестна. После закрытия церкви в начале 1941 года было разрушено завершение храма — верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, были сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном — склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны были превращены в ворота гаража. В трапезной в 1978 году построена кирпичная стена на уровне восточных столбов.
В 1996 году при храме Преображения возникла и была зарегистрирована церковная община. В настоящее время службы совершаются во временном помещении двухэтажного каменного здания, где до этого размещались мастерские фирмы «Юность».
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и информации Владислава Зарецкого и священника И. Шугаева с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
(Фото. Дмитрия Дроздецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Сщмч. Владимир Моринский. Бутырская тюрьма. Фотография. 1935 г. |
Священномученик Владимир Моринский служил в Преображенском храме села Квашенки
Владимир Александрович Моринский (24.06.1883, г. С.-Петербург - 15.09.1937, Казахстан), сщмч. (пам. 2/15 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Отец Владимира был певчим в церковных хорах. Мальчик рано осиротел, был отдан на воспитание в патронажный частный церковный хор. В 1903 г. вместе с церковным хором Владимир переехал в Москву, пел в московских храмах. В 1912 г. получил место учителя пения в г. Клину Московской губернии, одновременно в течение полугода был регентом соборного хора. Затем переехал в с. Спас-Квашонки, Калязинского уезда Тверской губернии, преподавал пение в местной школе, возглавлял церковный хор. В 1916 г. Владимир был призван в армию, служил рядовым в 238-м запасном стрелковом пехотном полку в Орле. В 1917 г. вернулся в Москву, преподавал пение в школах, с 1924 г. работал в различных советских учреждениях, пел в церковном хоре и готовился к принятию священного сана. Владимир и его супруга не имели детей и взяли на воспитание мальчика-сироту.
27 июля 1934 г. В. был рукоположен во диакона, в августе 1934 г. был рукоположен во священника к храму мучеников Адриана и Наталии в г. Лосиноостровская под Москвой (ныне в черте Москвы). Ревностно исполнял обязанности пастыря, вскоре стал известен как усердный молитвенник и подвижник. Позднее на следствии по делу о. Владимира свидетели рассказывали, что по молитвам священника происходили исцеления.
1 апреле 1935 г. В. был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в том, что «систематически проводил антисоветскую агитацию, занимался кликушеством, распространял провокационные слухи о гонении на православную церковь в СССР». С обвинением не согласился. 8 июня Особое совещание при НКВД СССР приговорило священномученика к 3 годам ИТЛ, он отбывал срок в Бурминском отделении Карагандинского лагеря, где работал зав. фуражным складом.
1 сентябре 1937 г. В. был арестован в лагере в ходе следствия по групповому делу еп. сщмч. Дамаскина (Цедрика), обвинен в том, что, «будучи заключенным и отбывая наказание в Карлаге НКВД... продолжал свою контрреволюционную деятельность, выражавшуюся в том, что собирались - Цедрик, Моринский и Лилов и устраивали пение молитв в здании почтовой экспедиции, с Горячевым неоднократно устраивали чтение вечерних молитв, а также убеждали заключенного не отказываться от священного сана». Использовалась терминология: «нелегальные моления, где соорудили крест», «панихида по расстрелянным врагам народа»… Виновным о. Владимир себя не признал; на допросе заявил: «Своих убеждений предавать не собираюсь и буду верить до конца своей жизни. Я с этим родился, так с этим и умру». Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 10 сентября 1937 года вместе со священномучениками Дамаскином, протоиереем Евфимием (Горячевым) и другими. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
Канонизация
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего 13-16 августа 2000 года в г. Москве.
Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских и поминает всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
«Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».
Согласно архивным данным, сщмч. Владимир Моринский возглавлял церковный хор в преображенском храме села Квашенки с середины 1912 до 1916 гг.
День памяти - сщмч. Владимира Моринского 15 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
(По материалам сайта Дубненско-Талдомского благочиния.)
(Фото. с сайта Древо. Открытая православная энциклопедия.)
Священники
1740 - священник Иван Никитин (ок.1683-?)
1742-1767 - священник Михаил Иванов (1709-?), сын священника с.Спасское-Квашенки Ивана Никитина
1767 – священник Петр Иванов (ок.1730-?), сын священника с.Глебово Ивана Яковлева
1778 - священник Петр Иванов , сын священника с.Спасское-Квашенки Ивана Никитина
1780 - священник Николай Иванов (ок.1741-?), сын священника с.Спасское-Квашенки Ивана Никитина, в 1794 г. отстранен от места
1794 - священник Иван Николаев (ок.1764-до 1800), сын священника с.Квашенки Николая Иванова
1794 – священник Николай Иванов
1800 – священник Степан Иванов Флеров (ок 1772-1802), сын пономаря с.Баскаково Кашинского уезда Ивана Васильева
1803 – священник Иван Васильев Крестников (ок.1785-?), сын дьячка с.Рождествено Калязинского уезда Василия Саввина Крестникова, зять священника Ивана Николаева
1829 – священник Василий Иванов Крестников, сын священника Ивана Васильева Крестникова, в 1839 – запрещен в служении, в 1841 – уволен от должности
1841 – священник Василий Афанасьев
1841 – священник Гавриил Сорокин
1841 – священник Яков Посонский
1841 – священник Николай Белюстин
1843 – священник Николай Суслов
1850 – священник Петр Петрович Радикорский (-1853)
1853 – священник Георгий Николаев Крестников (1827-1883)
1883 - священник Николай Николаев Белюстин (1858-1924), сын священника с.Бережай Бежецкого уезда Николая Андреева Белюстина
1923 – священник Ростислав Алексеев Голиков, переведен из церкви с.Рождество-Вьюлки
Диаконы
1754 – дьякон Алексей Михайлов, сын священника с.Квашенки Михаила Иванова
1768 - дьякон Степан Михайлов
1850 – дьякон Петр Николаев Фирсов (ок1797-1882)
- дьякон Платон Борисоглебский
1886 – дьякон Иван Петров Фирсов (ок.1849-?), сын дьякона с.Квашенки Петра Николаева Фирсова
Дьячки
- дьячек Николай Михайлов ( -до 1782)
- дьячек Николай Иванов
1781 – дьячек Иван Николаев (ок.1764-до1800), сын священника с.Квашенки Николая Иванова
1797 – дьячек Николай Васильев
1822 – дьячек Петр Николаев Фирсов (ок.1797-1882), сын дьячка Николая Васильева
1858 - дьячек Петр Флеров
Псаломщики (пономари)
1761 – пономарь Степан Иванов
1761 – пономарь Николай Мартынов, сын дьячка Воскресенского собора Кашина
1771 – пономарь Федор Николаев
1797 – пономарь Матвей Михайлов (ок.1773-?)
1850 – пономарь Платон Борисоглебский
1877 – пономарь Иван Петров Фирсов (ок.1849 -?), сын диакона с.Квашенки Петра Николаева Фирсова
1886 – псаломщик Константин Михайлов Новоселов
(По материалам сайта Талдомские хроники.)