Талдом Талдомского района Московской обл. - Михаила Архангела церковь
ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, Г. ТАЛДОМ.
По данным «Тверского епархиального статистического сборника» известно, что церковь Архистратига Михаила в селе Талдом построена в 1800 году, каменная, трехпрестольная. Однако история этой церкви началась гораздо раньше указанного в сборнике времени.
Первое упоминание о Талдоме находится в Кашинской переписной книге 1677 года: «Преосвященного Симеона Архиепископа Тверского и Кашинского… деревня Талдом». Упоминание о Талдоме как о деревне говорит о том, что храма здесь не было. Всего в Талдоме было 7 дворов с 38 душами мужского населения.
Священник Лев Крылов, служивший в Троицком храме в с.Троице-Вязники и занимавшийся историей храмов Калязинского уезда, высказывает интересное предположение о предистории храма в Талдоме. В старинной Растовской часовне имелись три иконы, в том числе икона пророка Божия Илии, которые, по рассказам старожилов, перенесены из храма Ильина погоста, существовавшего до Литовского разорения (нач. XVII века). Этот Ильин погост находился в 2-х верстах в восточную сторону от деревни Григорово, принадлежащей Талдомскому приходу. Храм погоста в нашествие «литовских людей» был разорен («паны разбили» - говорили старики по сохранившемуся преданию), и Ильин погост опустел. Возможно, пишет отец Лев Крылов, часовня в Растовцах построена именно для помещения трех икон из Ильина погоста, а икона пророка Илии была храмовой иконой. Талдом принадлежал к приходу Ильина погоста, и отсюда престольный праздник в честь пророка Илии.
Также священник Лев Крылов высказывает предположение о построении храма в самом Талдоме около 1680 года – вскоре после первого упоминания Талдома в Кашинской переписной книге. Предположение основано на том, что храм сгорел в 1778 году, будучи уже ветхим, а по его наблюдениям за историей местных храмов деревянная церковь обычно существовала около 100 лет.
В Тверском областном государственном архиве в материалах духовной Консистории имеются документы, подтверждающие, что данный храм существовал уже в начале XVIII века.
В архиве имеется прошение крестьян села Талдом, тогда Кашинского уезда, датированное 23 февраля 1749 г., в котором они просили архиепископа Тверского и Кашинского Митрофана назначить им священником вместо умершего в 1747 году Василия Федорова Антипу Федорова, 36 лет, служившего в их церкви дьяконом уже более 10 лет и которого они охарактеризовали так: «Человек добрый и неподозрительный, грамоте и писать умеющий».
Антипа Федоров был рукоположен во священника Талдомской церкви 19 марта 1749 г. и оставался таковым в августе 1765 г., когда он в своем прошении к епископу Гавриилу писал о том, что деревянная церковь в селе Талдом «по построении многих лет пришла несколько с фундаменту в обветшание, для чего надлежит ныне онуя, вывеся потребное число венцов, вновь все подрубить».
Храм Архангела Михаила. Нач. 20 в. Почтовая карточка. |
В этом документе обращает внимание указание священника на то, что крестьяне-прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». Следовательно, когда-то до какой-то перестройки этот придел был, но оказался невосстановленным, хотя ранее церковь уже была двупрестольной.
Из прошения этого же священника в мае 1766 года видно, что при начавшейся пристройке этого придела обнаружилась гнилость церкви с ее северной стороны, и священник просил теперь уже разрешения разобрать всю церковь. В 1767 году после ремонта храм был освящен.
Однако в сентябре 1774 г., всего через семь лет, уже новый священник церкви Александр Антипов в своем прошении к архиепископу Платону писал, что в ранее пристроенном приделе святого пророка Илии помостье сделано было из сырого леса и рассохлось, а доски покривились, и просил разрешить исправить это, а также в алтаре придела «просечь окно на левой стороне», а на колокольне «нарубить вверх пристойное число венцов, обшив тесом снаружи».
Однако через 4 года после этих работ, 31 мая 1778 г. в селе Талдом случился большой пожар, когда сгорели многие обывательские дома, а вместе с ними и деревянная церковь Архистратига Михаила. Пожар этот вверг жителей села в большое разорение. Но уже в июне 1778 года они просили архиепископа Арсения разрешить им построить новую деревянную церковь. Однако владыка Арсений дал указ, в котором отмечал, что в приходе этой церкви было 307 дворов и по такому «великоприходству следственно быть каменной церкви».
В указе его предписывалось, чтобы прихожанам взять из консистории «храмоздательную грамоту» на каменную церковь, а благочинному было приказано, чтобы он сообщил прихожанам талдомского храма, что они получат грамоту на строительство новой церкви лишь после их согласия на строительство каменной.
В январе 1779 г. священник Александр Антипов и прихожане в новом своем прошении обязывались построить каменную церковь, «но так как служба Божия сейчас не совершается, а поблизости церквей нет, мы, лишаясь службы Божией, скучаем», то просили дозволить им построить временно новую или, если найдется, купить старую деревянную церковь. Архиерей благословил дать грамоту на строительство каменного храма, «а доколь каменная церковь будет строиться, купить старую деревянную церковь и поставить на время». И такая старая церковь, одноименная талдомской, нашлась недалеко в селе Зятьково, где уже была построена новая деревянная церковь.
В июле 1779 года церковь была перевезена, поставлена и убрана святыми иконами. Освящение этого деревянного храма было разрешено архиереем в 1780 г. после подписки священником и прихожанами обязательства построить каменную церковь.
Прошло однако почти 10 лет, прежде чем прихожане церкви Архистратига Михаила сумели оправиться после пожара и обратились к епископу Тихону с просьбой выдать им разрешительную грамоту на строительство каменной церкви и шнуровую книгу для записи доброхотных дателей на строительство новой церкви, и в июле 1789 г. такая грамота была им выдана из консистории.
Проект реконструкции храма 1894 год. Архитектор Виноградов А.П. |
В марте 1794 года прихожане этой церкви писали уже новому епископу Иринею, что в своем прошении владыке Тихону о постройке каменной церкви они по недосмотру не написали о приделе святого пророка Илии, бывшем в сгоревшей церкви, и что они желали бы строить новую с этим приделом и еще одним – во имя святителя и чудотворца Николая и просили благословения на это.
По заданию архиерея благочинный проверил готовность прихожан талдомского прихода к строительству церкви с двумя приделами и доложил, что место к постройке «способно» и что «есть подлинно несумнительная надежда в приходе села Талдом построить в непродолжительном времени каменную церковь о двух приделах».
17 декабря 1800 г. тот же благочинный сообщал архиерею, что 30 сентября 1800 г. каменное здание церкви окончено «во всей исправности» и в ноябре оба придела церкви приготовлены, и просил разрешения на их освящение. 7 января 1801 года состоялось освящение двух приделов этого храма.
Сам же храм во имя Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и только в январе 1808 г. «тщанием прихожан был приведен к благополучному окончанию» и мог быть освящен, о чем и просили архиепископа мефодия священнослужители храма, волостной голова, старосты и крестьяне деревень Ахтимнеево, Лебзино, Мякишево, Рассадники и Людятино. В июне 1808 года храм был освящен.
В последующие годы наблюдается постоянное желание прихожан к улучшению своего храма. Так, в январе 1812 года на нем была произведена замена деревянной крыши на железную. В 1817 г. прихожане церкви просили архиерея разрешения на оштукатуривание церкви снаружи, так как до этого она была лишь «отбелена одним прыском и вся уже облиняла». В июне 1820 года прихожане «возмели намерение для вящего благолепия устроить в оной по приличным местам стенное писание на свой счет, не касаясь церковной суммы», что и было им разрешено.
В марте 1825 года появляется новое прошение от священнослужителей и прихожан. В это время в церкви было 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. В своем прошении они писали: «по всеобщему нашему к храму усердию желаем мы круг стоящей в нашем селе каменной церкви построить каменную ограду, а как при селе бывает еженедельная ярмарка (в прошении написано: «ярмонка»), то в ограде по плану поместить и торговые лавки в пользу церкви, за счет прихожан села с прибавлением к тому из церковной наличной кошельковой и впредь поступающей суммы». В указанном отделе сохранились сведения о том, что церковь имела в длину 18,5 саженей, а в ширину – 7 саженей (то есть соответственно 37 метров в длину и 14 – в ширину). Духовная консистория 30 июня 1825 года разрешила строительство ограды вокруг церкви и лавок внутри ее за счет прихожан и кошельковой суммы церкви.
В документах консистории есть сведение и о том, что в 1861 году в Талдоме уже имелось сельское приходское училище, в котором учились дети обоего пола.
Молебен о дожде. Начало ХХ века. |
В мае 1867 года в своем прошении в консисторию церковнослужители и прихожане писали, что храм села существует уже более 60 лет и с тех пор в зимнем его отделении или трапезе не было никаких существенных работ или обновлений, кроме стенной живописи, которой, впрочем, уже 40 лет и что иконостасы двух приделов во имя святого пророка Илии и чудотворца Николая «так сказать, уже отжили свой век и остарели до того, что требуют замены их новыми, так как тело иконостасов почти совершенно изменило свой первоначальный цвет; позолота почернела, а местами совсем исчезла, а самая фигура их до того проста, что даже нисколько не соответствует величию и святости места как дома Божия. Живопись стенная и купольная от сырости и зимней топки потемнела так, что некоторые картины почти уже рассмотреть невозможно». Потому общее собрание прихожан решило устроить новые иконостасы с написанием новых икон и возобновлением стенной живописи. 12 июня консистория утвердила рисунок нового иконостаса и разрешила в трапезе церкви сделать новые иконостасы и возобновить стенную живопись.
В октябре 1867 года в своем новом прошении прихожане сообщали, что все работы в придельном храме окончены: живопись возобновлена, иконостасы с новыми иконами поставлены, престолы утверждены на своих местах, и просили разрешения на освящение двух престолов на старых антиминсах. 10 декабря 1867 года они были освящены.
По метрическим книгам в 1872 году в Талдоме служили священник Федор Ушаков, дьячок Иван Судаков и пономарь Петр Воскресенский.
Имеются материалы о пожертвовании в 1890 г. прихожанином Талдомской церкви московским мещанином Арсением Григорьевичем Евдокимовым 1200 рублей серебром на украшение придельного храма церкви стенною живописью. Этот прихожанин и ранее жертвовал этой церкви крупные суммы, за что был удостоен благословения Святейшего Синода с грамотой. Недостающие 700 рублей для производства этих работ внесли другие прихожане. К приходу храма в это время принадлежало 408 дворов с 2514 душами.
В 1890-х годах храм претерпевает серьезную реконструкцию. Сохранился эскизный проект реконструкции, разработанный архитектором А.П.Виноградовым в 1894 году. Также сохранились чертежи некоторых деталей храма, где видны изменения, внесенные архитектором в первоначальный вариант проекта. Эти чертежи датированы 1895 и 1896 годами.
В конце XIX века и начале XX века причт храма состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. В 1891 году настоятелем храма был священник Феодор Никольский. Вторым священником был Николай Александрович Волков, находившийся на службе с 1869 года, а священником с 1876 г. Диаконом был Иоанн Мефодиевич Колтыпин, служивший в храме с 1885 г. Он оставался диаконом в 1918 году, когда ему было 56 лет. В 1900 году настоятелем был священник Николай Волков, которому в этом году было 52 года. Вторым священником был Михаил Григорьевич Крестников, 28 лет, сын священника из Квашонок, находившийся на службе с 1894 года, а в 1899 году рукоположенный во священника для служения в Талдомском храме. Прихожане были разделены между этими священниками. У отца Николая было 102 двора села Талдом и 276 дворов деревень Дубровки, Ахтимнеево, Высочки и Карачуново. У отца Михаила было 75 дворов Талдома и 251 двор деревень Костино, Григорово, Серебрянниково, Рассадники и Юркино. Всего в приходе было 704 двора и 4793 прихожан мужского и женского пола.
Общество трезвости. |
Настоятелем храма в 1902 году становится протоиерей Георгий Иванович Судаков, который являлся в последние годы своего служения одновременно благочинным 4-го округа Калязинского уезда, куда входил и Талдом. Рукоположен он был во священника в 1890 году в Зубцовском уезде Тверской губернии, а перемещен в Талдом 18 марта 1902 года. В 1918 году ему было 56 лет.
Вторым священником в 1918 году оставался о. Михаил Крестников. Михаил Пришвин, который посещал Талдом в 1925 году с журналистским исследованием, пользовался неизданными записками священника, где была отражена история Талдома. По замечанию Пришвина отец Михаил после революции оставил священническое служение.
В 1935 году храм закрывается. В последующее время в храме размещались различные организации. Последние годы перед открытием храма здесь находилась обувная фабрика.
В 1990 году в Талдоме при участии протоиерея Петра Бахтина была организована община верующих и началась работа по передаче здания храма прихожанам. Первым настоятелем храма в декабре 1990 года был назначен священник Василий Соловьев. В 1991 году община была зарегистрирована и здание храма было передано верующим.
Первое время богослужения совершались в двухэтажном деревянном здании, находящемся рядом с храмом и являвшимся складским и административным зданием обувной фабрики. После передачи здания храма и других пристроек к нему, принадлежащих обувной фабрике, богослужения совершались в восточной пристройке к храму – со стороны разрушенного алтаря храма.
В 1992 году вторым священником в храме после окончания семинарии становится Олег Соловьев. В 1994 году из Дмитровского благочиния выделяется Талдомское, первым благочинным которого и одновременно настоятелем храма Архангела Михаила становится протоиерей Анатолий Пахмутов, продолжавший служить в с. Перемилово Дмитровского района. В 1995 году отец Василий Соловьев переводится в Александровский женский монастырь с. Маклаково. В этом же году в штат талдомского храма назначается священник Владислав Бобиков, а в 1997 году – священник Илия Шугаев.
Летом 1997 года над зимней (трапезной) частью храм был снесен второй этаж, надстроенный в советское время. В это же время проводились работы по укреплению купольной части храма и начались работы по установке угловых куполов.
В 1998 году из-за удаленности Талдома от Перемилово и по состоянию здоровья отец Анатолий Пахмутов освобождается от должности благочинного округа и настоятеля храма, а благочинным и настоятелем становится священник Илия Шугаев.
Осенью 1998 года был установлен центральный барабан и купол храма. В конце ноября и начале декабря центральный купол был обшит металлом под золото и над всеми куполами храма установлены кресты.
Крестный ход. Начало ХХ века. |
Накануне престольного праздника 20 ноября 1998 года за несколько дней до установки крестов над храмом было видно знамение. На небе над горизонтом из лучей восходящего солнца был явлен восьмиконечный крест. Хотя крест был над горизонтом, но для свидетелей этого знамения он находился либо над храмом, либо рядом с ним. По свидетельству рабочих подобное знамение предваряло установку крестов и в других местах.
Осенью 1998 года начаты работы по укреплению стен трапезной части храма, которые закончились летом 1999 года. Летом и осенью 1999 года укрепляется фундамент колокольни для будущего ее строительства, а также выкладывается закомары на южной стороне трапезной. Летом 2000 года начались отделочные и кровельные работы на купольной части храма, а также утепление кровли трапезной.
(По материалам издания 2000-летие Рождества Христова. Храм Архангела Михаила г. Талдом. 200-летие постройки храма.)
(Фото. № 1 hram-tver. 2023 г. Фото. № 2 Сергея Балашова, № 3-7 из архива Сергея Балашова.)
В клировой ведомости 1796 показано: «церковь Архистратига Михаила, деревянная, построена 1780 г., по сгорении прежней деревянной церкви до постановления вместо оныя новой каменной, без приделов, в ветхости, двукамплетная, которая и строится в тож именование с 1795 года. Священники: 1-й Петр Алексеев, 45 л. (в школе не был), посвящен в 1784 г.; 2-й Василий Яковлев, 33 л. (из богословии), посвящен в 1785 г. - Церковной земли 36 десятин; в приходе 12 деревень; 335 дворов; душ муж. пола 1270, ж. п. 1318».
В исповедной росписи 1739 г. обозначено: «церковь собора Арх. Михаила; поп Василий Федоров, 44 л.; в приходе 66 дворов, 634 души м. п., 676 д. ж. п. (Ранее был священник Димитрий Егоров). В 1751 г. свящ. Антипа Федоров. В 1761 г.: 1) Алексей Васильев, 30 л; у него в прих. 102 дв., 473 д. м. п., 448 ж. п. 2) Антипа Федоров, 49 л.; у него в приходе 111 дв., 445 д. м. п., 448 ж. п. В 1766 г. свящ. теже. В 1773 г. Антипа Федоров разстрижен за убийство дьячка с. Талдома Ивана Васильева.
Церковь Архистратига Михаила, построена в 1800 году, каменная, престолов три: в холодной Святого Архистратига Михаила. в теплой правый Пророка Илии, лев Святителя Николая.
В 1901 году служили: Священник Николай Александрович Волков 52-х лет, студент семинарии, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, награжден в 1897 году камилавкой. Священник Михаил Гергиевич Крестников 28-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1895 года. Диакон Иоанн Мефодиевич Колтыпин 37-ми лет, в служении с 1881 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Петр Яковлевич Воскресенский 72-х лет, в должности с 1848 года. Псаломщик Феодор Михайлович Троицкий 67-ми лет, в должности с 1850 года.
Прихожане: 1) Священника Волкова в селе Талдом, в деревнях Дубровках, Поделях, Лебзине, Артимнееве, Высочках, Карачунове - 378 дворов (1189 мужчин, 1403 женщины). 2) Священника Крестникова в селе Талдом, в деревнях Костине, Григорове, Серебряникове, Росадниках, Юркине - 326 дворов (991 мужчина, 1210 женщин).
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
Помощник настоятеля церкви села Талдома Калязинского уезда Иоанн Волков указом Святейшего Синода от 16 февраля 1879 года за № 487, назначен на службу в Иркутскую епархию, на его же место 28 того же февраля определен священник Павел Шуткин.
"Тверские епархиальные ведомости" 6-1879 г.
Исправляющий должность псаломщика села Талдома Калязинского уезда Иван Судаков 9-го апреля сего года помер, а на его место 8 мая зачислен в штат сверхштатный дьячек той же церкви Федор Троицкий.
"Тверские епархиальные ведомости" 11-1884 г.
На праздное священническое место к церкви села Бабья Вышневолоцкого уезда 15 ноября минувшего года перемещен священник села Талдома Калязинского уезда Феодор Никольский.
Псаломщик Калязинского Николаевского собора Иван Колтыпин резолюцией Его Высокопреосвященства 17 мая определен во дьякона к церкви села Талдома, Калязинского уезда; на его место 22 мая определен воспитанник семинарии Алексей Судницын.
"Тверские епархиальные ведомости" 10-1885 г.
На праздное священническое место к церкви села Талдома Калязинского уезда 4 декабря минувшего года рукоположен учитель Великодворской церковно-приходской школы Михаил Крестников.
"Тверские епархиальные ведомости" 1-1896 г.
Священники
1717 - священник Георгий Матвеев (ок. 1668-?)
до 1739 - священник Дмитрий Егоров
1739 - священник Василий Федоров (ок. 1698-1747), сын священника погоста Никольского в Сельцах Федора Самойлова, зять священника с. Талдом Георгия Матвеева, рукоположен из дьякона
1747 - священник Антипа Федоров, (ок. 1711-?), рукоположен из дьяконов, в 1773 г. расстрижен за убийство дьячка Ивана Васильева
1757 - священник Алексей Васильев, (1728-после 1784), сын священника с. Талдом Василия Федорова, рукоположен из пономарей, в 1784 г. выбыл в монашество
1778 - священник Александр Антипов, сын священника с. Талдом Антипы Федорова
1784 - священник Петр Алексеев Белюстин (ок. 1751-1816), сын священника с. Талдом Алексея Васильева, рукоположен из дьячков Иоакимовской церкви Кашина
1785 - священник Василий Яковлев (1763-?)
1816 – священник Максим Иванов Белюстин (ок. 1779-после 1844), сын дьякона с. Космодамиановского-Зайцева Калязинского уезда Ивана Иванова, перемещен из с. Абрамово Корчевского уезда
1818 - священник Петр Михайлович Драницын (1793-после 1863), сын священника с. Белеутова Кашинского уезда Михаила Михайлова Драницына, зять священника с. Талдом Василия Яковлева
1835 – священник Федор Соколов
1835 - священник Федор Афанасьевич Ушаков (1813-1886), сын дьякона с. Рождества при Вьюлке Афанасия Иванова Ушакова, зять священник с. Талдом Максима Иванова Белюстина
1858 – священник Иван Лавров, перемещен из священников армейского ведомства
1861 - священник Дмитрий Федорович Хотчинский (ок. 1837-?), сын священника Троице-Нерльской слободы Федора Львова Хотчинского, зять священника с. Талдом Петра Михайлова Драницына
1868 – священник Василий Федоров Белюстин (1818-1890), сын священника Троице-Нерльской слободы Федора Львова Хотчинского, перемещен из с. Губина Калязинского уезда, в 1870 г. перемещен в с. Васисино Калязинского уезда
1873 – священник Иван Соколов
1876 - священник Иван Яковлев Волков, в 1879 г. перемещен в Иркутскую епархию
1876 – священник Николай Александров Волков (ок. 1848-1904), зять священника с. Талдом Федора Афанасьева Ушакова
1879 – священник Павел Шуткин
1881 – священник Федор Никольский, в 1895 г. перемещен к церкви с. Бабья Вышневолоцкого уезда
1895 – священник Михаил Георгиев Крестников (ок. 1872-?), сын священника с. Спасского-Квашенок Георгия Николаева Крестникова, зять дьякона погоста Георгиевского на Хотче Нила Александрова Завьялова
1902 – священник Георгий Иванов Судаков (ок. 1862-?), сын псаломщика с. Талдом Ивана Константинова Судакова (?),перемещен от с. Большой Березуй Зубцовского уезда
Дьяконы
1717 - дьякон Федор Севастьянов (ок. 1692-?)
1720 - дьякон Василий Федоров (ок. 1698-1747), сын священника погоста Никольского в Сельцах Федора Самойлова, зять священника с. Талдом Георгия Матвеева, рукоположен во священника
- дьякон Антипа Федоров (ок.1711-?), в 1747 г. рукоположен во священника
1780 – дьякон Александр Степанов
- дьякон Иван Сергеев Преображенский ( -до 1850)
– дьякон Михаил Александров Козлов (до 1850)
1843 – дьякон Семен Алексеев Новоселов (1817-?), в 1869 г. перемещен в Екатеринославскую епархию
1885 – дьякон Иван Мефодьев Колтыпин (ок. 1863-?), рукоположен из псаломщиков Николаевского собора Калязина
Дьячки
1717 - дьячек Артемий Стефанов (ок. 1668-?)
1757 – дьячок Федор Васильев (1734-1793), сын священника Василия Федорова
1761 - дьячок Иван Васильев ( -ок. 1773), сын священника Василия Федорова
1771 – дьячок Иван Иванов (1756-1827), сын дьячка с.Талдом Ивана Васильева, в 1799 г. рукоположен в дьяконы с. Космодамиановского-Зайцева Калязинского уезда
1794 – дьячок Георгий Федоров Белюстин (1780-после 1850), сын дьячка с. Талдом Федора Васильева
1819 – дьячок Федор Васильев, перемещен в погост Рождественский в Бачуниной слободе Калязинского уезда
1820 – дьячок Егор Иванов, перемещен из дьячков погоста Рождественского в Бачуниной слободе Калязинского уезда
1838 – дьячок Иван Константинов Судаков (ок. 1816-1884), зять дьячка с. Талдом Георгия Федорова Белюстина, перемещен из пономарей с. Ушакова Калязинского уезда (впоследствии псаломщик)
1850 – дьячок Семен Иванов Коноплин (ок. 1800-?)
1850 – дьячок Иван Семенов Вишняков (1797-1851)
1851 – дьячок Василий Иванов Вишняков (ок. 1837-1908), в 1862 перемещен в пономари, сын дьячка с. Талдом Ивана Семенова Вишнякова
1853 – дьячок Федор Михайлов Троицкий (1832-1915), зять дьячка с.Талдом Семена Иванова Коноплина
Пономари (псаломщики)
1717 - пономарь Афанасий Михайлов (ок. 1662-?)
1750 – пономарь Алексей Васильев (1728-после 1784), сын священника с. Талдом Василия Федорова, в 1757 г. рукоположен в священника
1763 – пономарь Василий Иванов (1750-1809), сын дьячка с. Талдом Ивана Васильева
1780 – пономарь Матвей Антипов
- пономарь Семен Иванов, в 1806 г. перемещен к церкви погоста Троицкого в Березниках Калязинского уезда
1820 – пономарь Константин Матвеев
1837 – пономарь Яков Крестников
1837 – пономарь Алексей Ветлицкий
1837 – пономарь Василий Петров Троицкий (ок.1814-?)
1862 - пономарь (с 1885 – псаломщик) Василий Иванович Вишняков (ок. 1837-1908), перемещен из дьячков, сын дьячка с. Талдом Ивана Семенова Вишнякова
1874 – пономарь (с 1889 – псаломщик) Петр Яковлевич Воскресенский (ок. 1828-1902)
– псаломщик Иван Константинов Судаков (ок. 1816-1884), зять дьячка с. Талдом Георгия Федорова Белюстина
1885 – псаломщик Алексей Судницын
- псаломщик Владимир Андреев, в 1908 г. перемещен к церкви с. Глебова Калязинского уезда
1903 – псаломщик Александр Николаев Воскресенский (ок. 1869-?), в 1896 г. перемещен с погоста Георгиевского на Хотче
1908 – псаломщик Владимир Завьялов
1910 – псаломщик Сергей Георгиев Рождественский
(По материалам сайта Талдомские хроники.)
(Фото. № 8-10 hram-tver. 2023 г.)