Троица-Вязники (Троицкое, что в Вязниках) Талдомского района Московской обл. - Троицкая церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Троицкая церковь.


   Уже в Кашинских писцовых книгах за 1628 год написано «за Алексеем Захарьевым сыном Шатиловым старая вотчина село Троецкое на Дубне а в нем церковь во имя живоначальныя Троицы древяна клецки». В переписных книгах 1677 года Троицкое названо сельцом без упоминания о церкви. В 1715 году в селе Троицком строится деревянная церковь, которая и простояла до 1810 года, когда был освящен существующий сейчас каменный храм. На месте престола прежней деревянной церкви поставлена небольшая глухая на каменном фундаменте часовня.

   В делах бывшего Кашинского Духовного Правления хранилась «Книга о входящих указах 1773 года», в которой, между прочим, есть краткая запись следующего содержания (в рубрике «О получении репортования»): «№ 86. Марта 11. Промемория от частнаго смотрителя капитана Александра Бабкина и при ней села Троицкаго Вязники тож священник Алексей Степанов для иследования и о распечатании онаго села церкви». И далее, в рубрике «По оным исполнение»: «По оной к благочинному погоста и церкви Иоанна Предтечи священнику Василью Петрову указ послан сего Марта 15 дня».
   Из приведенной записи видно, что церковь (дер.) села Троицкаго в Вязниках некоторое время была по неизвестной нам причине запечатана и богослужение в ней, конечно, не отправлялось. Надо полагать - довольно значительное, именно около 10-ти лет: Священник Алексей Стефанов служил до 1772 г., а следующий за ним Священник Роман Дионисиев посвящен только уже в 1782 году.

   Церковь Троицкая приходская, кладбищенская, чуть выше села на берегу Дубны. Построена в 1804-1810 гг., северный придел в 1829-1831 гг. в стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая, впоследствии – асимметричная. Выстроена на средства прихожан усилиями священника М.И.Смирнова, северный придел - на средства В.Н.Иванова. Двусветный четверик храма перекрыт высоким куполообразным сводом, на котором поставлена главка. С севера к нему пристроен небольшой придел, с запада колокольня в два кубических яруса. Декор здания выдержан в стиле классицизма, верхние окна четверика - круглые. Главный престол Троицкий, левый тёплый придел Никольский.

   Строился основной храм с 1804 по 1810 года. В конце 20-х годов XIX столетия началось строительство теплого храма, который располагался с северной стороны от основного. В 1831 году этот храм был освящен во имя Николая Чудотворца. С постройкой придельного храма были внесены некоторые изменения: южные входные двери заложены и заменены окном. В северной стене вместо дверей и окон проделаны четыре полукруглых арки, которые в холодное время закрывались перегородками со стеклянными проемами. В это же время закладываются круглые окна второго яруса с северной стороны. В конце XIX века строится церковная ограда с сохранившимися до настоящего времени воротами и, по-видимому, возводится вновь уже в кирпиче маленькая часовня на месте алтаря старой церкви.

   В 1901 году служили: Священник Лев Иоаннович Крылов 27-ми лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1895 года. Диакон Иоанн Платонович Борисоглебский 61-го года, в служении с 1856 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Петр Андреевич Гусев 65-ти лет, в должности с 1852 года.
   Прихожан в селе Троицком, в деревнях Вотре, Растовцах, Пригорках, Сорокине, Попадьине, Селятине, Бобунине, Глухарихе, Владимирской губернии Алесандровского уезда деревне Палихе, Московской губернии Дмитровском уезде в сельце Торусове, сельце Коришеве, в деревне Гусенках - 313 дворов (964 мужчины, 1163 женщины).
   В приходе сей церкви в деревне Ростовцах находилась деревянная часовня, постройки 1856 года.

   Церковь оставалась действующей до конца 1940-х годов и с тех пор пустует. В настоящее время комплекс включает в себя: церковь Троицы (1810) с северным приделом (1831), каменную часовню (конец ХIХ века) и двое ворот церковной ограды (конец XIX века).
   У здания сильно поврежден декор фасадов, особенно в придельной церкви, в ряде мест повреждена кровля.
   Реставрационные работы не производились.
   Церковной общины при храме не зарегистрировано.


Троицкая церковь.


     (По материалам изданий Крылов Л. Село Троицкое, что в Вязниках Калязинского уезда Тверской епархии. Тверь, 1905., Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и материалам Владислава Зарецкого и священника И. Шугаева с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1, 2 hram-tver. 2023 г.)
    


   Село Троицкое, что в Вязниках, первую половину своего названия получило от своего главного приходского храма, престол которого освящен во славу и честь Пресвятой и Живоначальной Троицы.
   Вторая половина названия: «что в Вязниках» произошла от того, что около храма по ограде, окружающей храм и старое кладбище около него, растут огромные старые вязы. Некоторые из них, наиболее древние, кажется, не ниже местной колокольни и имеют окружность ствола в три обхвата. Возраст этих великанов измеряется, вероятно, не одним столетием. Эти старые вязы, насажденные человеческой рукой, стоящие как бы на страже близ св. храма, украшающие собой кладбище и все село, в то же время свидетельствуют и о почтенной старине с. Троицкого, что в Вязниках.

   Село Троицкое в Вязниках и его приход по писцовым книгам.

   Начиная с 1628 года (царствование Михаила Федоровича), есть возможность представить положение села Троицкаго и его прихода в том виде, как это записано в подлинных «Писцовых» книгах по Кашинскому уезду 136 и 137 г.г. (т.-е. 1628 и 1629) письма и меры Прокофья Бестужева и подьячего Данилы Брянцова.
   Вот дословное содержание этой записи. «Стан Гостунской за вотчинники в вотчинах написано».
   № 724. «За Алексеем Захарьевым сыном Шапиловым старая вотчина село Троецкое на реке на Дубне а в нем церковь во имя Живоночальные Троицы древяна клецки а церковь и в церкви образа и книги и всякое церковное строенье вотчинниково а на церковном колодезе.
   Во дворе поп Костянтин Парфеньев да всележ крестьянских дворов во дворе Осипко Гаврилов во дворе Мишка Якимов во дворе Ондрюшка Федоров во дворе Федка Степанов сын Полашов во дворе бобыль Ларка Федоров.
   Пашни паханы десять четей а перелогом и лесом поросло пять четей в ноле а в дву потолуж.
   Сена по реке по Дубне двадцать копен лесу дровянова в длину на версту а поперег на полверсты...
   А та вотчина писана за ним за Алексеем Шапиловым по Государеве грамоте за приписью дьяка Герасима Мартьянова 128 году».

   Церковь в селе Троицком в Вязниках.

   Когда и кем построена первая церковь в с. Троицком в Вязниках — неизвестно.
   В писцовых книгах 1628—1629 г.г. село названо «старой» вотчиной Алексея Захарьева Шапилова; тогда в нем была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, выстроенная и снабженная всем необходимым на средства вотчинника.
   Существовала-ли до этой церкви другая церковь, — никаких сведений об этом не имеется.
   В «переписных» книгах 1677 г. Троицкое названо «сельцом» без упоминаия о церкви.
   Следующее по времени историческое известие о церкви села Троицкого относится к 1687 году. На листах церковной богослужебной книги — «Триоди постной», изд. 1687 г., есть следующая надпись: «...Купил сию книгу треодь посную поп Иосиф Дмитриев сын в Кашинской уезд, в село Троецкое, на реку Дубну что в вяз...., а дана сия книга треодь носная два рубли с четвертью на церковной зборъ а трудился и збирал деньги окольничего Андрея Ивановича Леонтьева ево крестъянин деревни вотри Федор Петров, а по прозванию Карамзиных, а нодписал сию книгу того-ж села троецкаго дьячек Мишка Осипов».
   Любопытно сопоставить с приведенной надписью следующую надпись, находящуюся на листах другой церковной книги — «Триоди цветной», изд. 1670 г.
   «Книга Богоглаголимая треодь цветная церкви триех святителей что (в) огородниках тоеж церкви триех святителей священник Петр Тиховов променил на треодь цветную снеделею страстную в книжный ряд Ивану Фомину а подписал своею рукою. А куплена сия книга ρо҃н года апреля в 6 день».
   Сличая данные писцовых и переписных книг, а также вышеприведенные надписи на богослужебных церковных книгах 1670 и 1687 г.г., можно придти к заключению, что упоминавшаяся в 1628 г. деревянная церковь в с. Троицком в промежуток времени 1670—1687 годов (и мож. б. несколько ранее) как будто не существовала; село называется просто «сельцомъ».
   Та ли самая церковь была в селе Троицком в 1687 г., что существовала в 1628 году, или построенная в другое, более позднее время, — решить окончательно нет достаточных оснований.
   В 1715 г. в с. Троицком построена новая деревянная церковь и в то же наименоваше.
   Она существовала до 1810 года, когда освящена существующая ныне каменная церковь.
   С освящением каменной церкви деревянная была разобрана, и на месте св. престола прежней деревянной церкви поставлена в 1828 г. небольшая глухая деревянная на каменном фундаменте часовня.


Троицкая церковь.

________________________________________


   Каменная церковь, существующая в настоящее время, состоит из двух, построенных в разное время, храмов.
   Главный храм (холодный), с престолом во имя Живоначальной Троицы, начатый строением в 1804 году, освящен в 1810, а придельный, с левой стороны (теплый), во имя свят. и чуд. Николая, освящен в 1831 году.
   Вид того и другого храма в настоящее время представляет следующее.
   С западной стороны в связи с главпым храмом находится каменная двухярусная колокольня, а под ней помещается паперть с тремя выходами наружу и дверями в саму церковь.
   Длина всей церкви 12 саж., при 6 саж. шир. и 7 саж. 1 арш. высоты (в куполе). Потолок сводчатый; над срединой храма возвышается купол, узким отверстием своим уходящий в небольшой с 4 окнами фонарь; над фонарем луковицеобразная, покрытая белым железом и увенчанная восьмиконечным вызолоченным крестом глава. Храм первоначально освещался 12 окнами нижнего ряда и шестью (круглыми) второго, и имел входные двери с трех сторон.
   С пристройкой придельного храма (в 1829—1831 г.г.) в главном храме произведены некоторые изменения: входные южные двери заложены и заменены окном; число окон сократилось до 9 внизу (3 из них в алтарном полукружии) и 3 вверху; в северной стене храма вместо дверей и окон проделано четыре полукруглых арки, в холодное время года забиравшиеся двойными стеклянными дверями; круглые три окна вверху наглухо заложены.
   Придельный храм представляет собой продолговатый четырехугольник, длина и ширина коего соответствует главному храму; потолок деревянный, отштукатуренный. Алтарного полукружия нет; в прямой восточной стене находятся два небольших размеров редко расставленных окна. С северной стороны придела находятся стеклянные двери а три больших окна. Здесь были устроены (до 1902 года) две обыкновенных голландских печи, одна из коих помещалась в сев.-зап. углу храма, а другая в алтаре. Над входными западными дверями, ведшими в небольшую деревянную паперт, были устроены хоры.
   Осенью 1902 и весной 1903 года в церкви устроено калориферное отопление, объединившее оба храма, устранившее важные неудобства прежнего положения дела и доставившее, наоборот, очевидные удобства причту и приходу. Калорифер помещается не под полом, как большей частью бывает при устройстве отопления этого рода, а в особой каменной, капитально построенной пристройке, примыкающей к западной стене придела и к северной главного храма. Дверное отверстие в западной стене, при этом, заложено кирпичной кладкой заподлицо со стеной; хоры, за ненадобностью, убраны. — В этой пристройке калорифер имеет не горизонтальные, а вертикальные обороты; с обоими храмами отопление сообщается посредством миогих тепловых и вентиляционных каналов; топка устроена выше пола (пол бетонный), чем совершенно устранена возможность подхода почвенной воды.
   По целесообразности устройства калориферного отопления, по достижению благоприятных результатов, обнаружившихся тотчасъ же после первых опытов, по сравнительной экономичности его, — устроенный для Троицкого храма калорифер имеет незаменимые качества и составляет для него истинную достопримечательность.
   УстроЙством ращонального отопления Троицкий приход обязан исключительно своему доброму соседу — инженеру Сергею Ивановичу г. Лямину, владельцу сельца Татьянина, Гарской вол., Дмитров, у.
   Г. Лямин, кроме лачных трудов по изготовлению чертежей и внимательному досмотру за производством работ, приобрел на свои средства и большую часть необходимых материалов (белый кирпич разных сортов, белую глину, цемент, металлические приборы, известь и пр.) и пожертвовал для церкви. По приблизительной оценке это пожертвование материалами составляет сумму не менее 1500 руб.
   Благодаря широко примененной вевтиляции, в обоих храмах, объединенных общим отоплением, воздух постоянно легкий; при достаточной теплоте нет ни сырости, ни чрезмерной сухости воздуха.
   Стены обоих храмов украшены живописью. Главный храм первоначально был расписан в 1808 году. Обветшавшая живопись того времени заменена в 1895 г. новой на события из Нового Завета. Хотя образцами для мастеров служили копии с академических оригиналов, но исполнение получилось далеко не художественное.
   Живопись придельного храма, представляющая житие св. Николая, еще менее удовлетворительна.

________________________________________


   Необходимо вкратце коснуться истории построения храмов с. Троицкого.
   Храм во имя Живоначальной Троицы начат строением и окончен при священнике Матфее Иоаннове Смирнове.
   Из записей приходо-расходных кннг того времени видно, что он построен исключительно на средства прихожан- крестьян. Отсутствием обильных денежных средств объясняется и то, почему храму даны малые размеры, и отчего также, несмотря на малые размеры храма, он строился довольно продолжительное время.
   Приход Троицкий в то время был невелик; в его состав в то время не входили селения Дмитр. уезда, хотя жители этих селений, вероятно, к службам ходили сюда, так как Троицкий храм для них — ближайший. Замедление постройки храма зависело и от других посторонних обстоятельств, о которых мы узнаем из церковных документов.
   Из приходо-расходной книги 1808 г. видно, что на построение храма производился сбор, между прочим, в Москве. Сколько там было собрано — в книге не записано.
   Весь расход по постройке церкви, по наружному устройству и внутреннему украшению, внесенный в приходо- расходные церковные книги, простирается до 5830 руб. 16 коп.
   Придельный храм во имя свят. Николая построен в 1829—1831 г.г. на средства прихожанина, помещика дер. Вотри, губ. секр. Вас. Ник. Иванова, с помощью церковных денег, коих в разное время (1830—1831 г.г.) было выдано строителю, под расписку, 953 руб. 80 коп. асс.
   Построение придела, очевидно, не было вызвано теснотой храма: в 1829 г. число дворов в приходе было так же не велико, как и раньше, именно: 83 дв. при 345 душах муж. пола и 381 д. ж, п.
   Главной причиной, побудившей устроить теплый придел, была, конечно, крайние неудобства холодного, не отопливавшегося храма.
   Нам, привыкшим совершать богослужене в зимнее время в теплом храме, кажется, совершенно немыслимым служить всю зиму в холодной церкви, а в то время это было обыкновенным явлением.
   Есть основание полагать, что была и другого рода причина к устройству придела, именно — обещание, данное строителем г. Ивановым по особому, исключительному случаю.
   Нам довелось слышать от одного местного старожила о таком происшествии в жизни В.Н. Иванова, вследствие которого у него явилось желание построить храм в с. Троицком в Вязниках.
   «Близ дер. Вотри — вотчины г. Иванова, — в версте расстояния, у В.Н. был заповедный лес или «заказник», который не только что рубить, но даже и ходить в него за грибами и ягодами строжайше запрещалось; лес был береженый. Однажды В.Н. ехал из села домой вместе со своим кучером. Дело было к вечеру. Вдруг он видит: около заказника разведен большой огонь и люди виднеются около него. Г. Иванов был строгого, крутого нрава человек. Завидя огонь, он подумал, что тут раскинулись табором цыгане, и приказал кучеру как можно скорее ехать туда, чтобы прогнать непрошенных гостей.
   Они увидели двоих человек, которые сидели у огня и в большом котле что-то кипятили. Барин с гневом закричал на них: «как вы смеете разводить здесь огонь и что такое вы варите?». А они, нисколько не смутясь, отвечаютъ: «а вот и тебя мы сейчас сварим в котле-то!», и сделали движение в сторону помещика. Г. Иванов, услыша такие речи, без памяти бросился в свой экипаж и велел кучеру гнать домой; кучер тоже сам не свой. Этот случай сильно подействовал на Василия Николаевича. Быть-может, он усмотрел в нем предзнаменование скорой смерти. Только вскоре же он решил на свои средства построить в селе Троицком придельную церковь, что и привел в исполнение. Человек он был небогатый; на построение храма он истратил все, что имел. И крестьяне вотринские достаточио потрудились для храма, так как весь строительный материал для церкви доставляли они.
   Об этом случае рассказывал сам кучер В.Н. Иванова, Василий, очевидец проишествия, долго живший после смерти своего барина».
   Одновременно с постройкой храма во имя Живоначальной Троицы построены также существующая каменная колокольня и складена каменная ограда.
   На колокольне находится семь колоколов.
   Первый колокол, весом 214 пуд. 5 фун., приобретен 4 марта 1898 года на заводе Финляидского, усердием прихожан.
   Второй, вес. 62 п. 18 ф., лит в 1873 г. на том же заводе.
   Третий, вес. 25 пуд., и четвертый — в 15 пуд.; оба без надписей; литы в Твери на заводе купцовъ Капустиных.
   Пятый — вес. 4 пуд.; шестой — 1 пуд. 9 ф. и седьмой — 27⅓ фун., — все три новые.
   Церковная ограда, со времени устройства до 1858 г., была вся сплошной кладки, без балясника, с башнями по углам, и занимала площадь в 420 кв. саж. В 1858 и 1859 г.г. ограда была переложена; промежутки между столбами забраны деревянной решеткой; башни уничтожены, и сама ограда значительно удлинена в восточную сторону.
   В ограде двое святых врат; западные врата деревянные, а северные (устр. в 1888 г.) — железные, с такими же двумя по сторонам их калитками. Кроме ворот в ограде есть еще три калитки: одна с северной стороны и две — с южной.


Фото Владислава Зарецкого с сайта http://sobory.ru/.



   Ц е р к о в н о е   и м у щ е с т в о

   1. Св. иконы.

   В иконостасе главного Троицкого храма по своей древности заслуживают особенного внимания местные иконы Живоначальной Троицы и Казанской Божией Матери.
   Икона Живоначальной Троицы, в виде трех странников, с изображениями — с лев, стор. преп. Сергия, с прав. — преп. Никона; дл. 1 арш. 2 верш. и ширин. 14 верш., в серебряной вызолоченной ризе, вес. 3 ф. 59 зол. По характеру письма и орнамента эта икона, бывшая всегда в Троицком храме местной, без всякого сомнения, очень древняя. Вероятно, эта икона находилась в деревянной церкви, существовавшей в с. Троицком в 1628 году.
   К ней подвешен, неизвестно когда, перламутровый круглый (3 верш, в диаметре), выпуклый образок с тонкой резьбой. На нем изображено поклонение Вифлеемских пастырей и вырезано слово: «Bethlim». Вероятно, образок этот привезен из Иерусалима, где их продают паломникам арабы, и повешен здесь кем-либо из усердия.
   Икона Казанской Божией Матери, дл. 1 ар. 6 верш. и шир. 1 ар. 1 верш., в серебр. вызол. ризе, aвес. 7 фун., — также несомненно древняя; писана в византийском стиле.
   В иконостасе придельного храма обращают на себя внимание все четыре иконы нижнего ряда.
   По правую сторону царских врат находится икона Воскресения Христова очень сложного содержания. В средине иконы — Воскресение Христово и следующие изображения, имеющие отношениe к сему событию: с левой стороны — 1) «Св. жены мироносицы приидоша на гроб и видеша ангела седяща» и 2) «снизшел ecи в преисподнюю страну земли»; с правой — 1) «приде разбойник ко вратом рая, и возбрани ему пламенное оружие. он же показа честный крест и вниде во святый рай и обрете Илию и Еноха и беседова с ними»; 2) «даде Господь разбойнику крестное древо» и 3) «явися Господь учеником Своим на мори Тивериадстем». Внизу Воскресения — «повеле Господь ангелом Своим бити сатану и вязати его на тысячу лет».
   По сторонам образа Воскресения, кроме двунадесятых праздников, помещены еще следующие:
   «Покров Пр. Богородицы», «Огненное восхождение св. пр. Илии», «Св. ап. ев. Иоанн Богослов», «Увери Господь апостола Фому пречистых ребр Своих», «Усекновение честныя главы Иoaннa Предтечи», «Воскреси Господь четверодневна Лазаря из мертвых». Икона — дл. 1 ар., шир. 12 верш., в ризе серебр. с чернью, веc 5 ф. 8 зол. Письмо иконы Воскресения Христова при мелкости фигур тем не менее очень тонкое и отчетливое.
   По левую сторону царских врат помещается местная икона Владимирской Божией Матери; дл. 1 ар. 1 вер., шир. 11 верш., в ризе серебряной, веc. 4 фун. 48 зол. Как письмо иконы (итальянского стиля), так и работа ризы отличаются изяществом.
   Обе упомянутые иконы пожертвованы строителем придела, губ. секр. В.Н. Ивановым в 1831 году.
   Рядом с иконой Воскресения Христова в иконостасе находится местная икона свят. Николая, Мирликийского чуд., дл 1 арш. 8 верш., шир. 1 ар., в серебр. вызол. ризе (вес. 5 ф. 71 зол), возложенной на икону в 1793 году.
   На левом клиросе — икона св. великомуч. Георгия, дл. и шир. в 1 арш. 5 верш., в ризе серебр., вес. 6 ф. 48 зол.
   Обе последние иконы ранее построения придела находилась в главном храме и также относятся к числу древних.
   Из новых икон наиболее примечательна икона «Иверской Божией Матери», выс. 1 арш. 12 верш., шир. 1 арш. 4 вер., писанная (на кипарисе) и освященная в 1888 г. на св. горе Афонской. Эта икона — замечательной живописи; тоны красок нежные, мягкие; лик Пресв. Девы выражает величие, неземную чистоту и непорочность. Для неё устроен новый киот — белый с золоченой резьбой, — помещенный за правым клиросом придела. «Иверская» особенно чтится прихожанами; по воскресным дням и Богородичным праздникам после утрени перед ней отправляется молебен с акафистом; пред сей же иконой служится молебен при вступлении в местное «Троице-Вязниковское» Общество трезвости.
   За левым клиросом главного храма помещена в новом богатом иконостасе, очень красивого рисунка - в виде шатровой сени — икона свят. Феодосия Черниговского; дл. 2 арш., шир. 1 арш. 4 верш. Икона — очень хорошей живописи, на чеканном золотом фоне. Она приобретена в церковь, как и икона «Иверской» Бож. Мат., в 1901 г., на пожертвования усердствующих лиц.
   Третья новая примечательная икона — пpeп. Серафима, Саровского чудотворца; выс. 1 арш. 4 вер., шир. 1 арш. Поясное изображение преподобного писано на чеканном золотом фоне, с разноцветной эмалью. Икона вставлена в дубовый резной киот изящной работы.

   2. Св. кресты, сосуды, облачения.

   По части церковной утвари в церкви села Троицкого нет ничего особенно замечательного по большой ценности или особой древности.
   Между прочими обращают на себя внимание следующие предметы.
   Напрестольный четырехконечный крест, серебряный, вызолоченный, с финифтяными образками, окруженными бирюзой, — вес. 1 ф. 52 зол., работы Сазикова. Пожертвован пот. поч. гр. г. Москвы Влад. Христ. Цургозеном в 1854 г.
   Напрестольный восьмиконечный крест, серебряный, вызолоченный, с накладным рельефным распятием; вес. 2 ф. 24 зол.; тонкой, изящной работы. Пожертвован в 1876 г.
   Серебряный, вызолоченный потир, 84 пр., вес. 1 ф. 9 зол. При нем серебряные же дискос — вес. 36 зол., звездица — 23½ зол., лжица — 13 зол., два блюдца — 23 зол., ковш для теплоты 21 зол. Этот потир с блюдцами пожертвован г. Ивановым. Прочие принадлежности были в церкви раньше: на дискосе клеймо «1796», на ковше «1792».
   Потир серебряный, вызолоченный, с финифтяными образками и стразами, весом с принадлежностью 2 ф. 9 зол. Приобретен в 1876 г.
   Ковчег серебр., с позолотой, вес. 3 ф. 86 зол.; приобретен в 1792 г. за 130 руб. На выступах с передней стороны изображения двух херувимов с рипидами.
   Ковчег серебр., вызол., вес. 1 ф. 20 зол.; пожертвован г. Ивановым в 1831 г.
   Ризницей церковь вполне достаточна. Большая часть облачений из мишурной парчи и приобретена в последние 10 лет.

   3. Б о г о с л у ж е б н ы е   к н и г и.

   Из книг богослужебных примечательны следующие:
   Напрестольное евангелие, в средний лист, в деревянных досках, обложенных зеленым полубархатом; с медными коробчатыми средником и наугольниками. Cиe евангелие напечатано при Царях и Вел. Князьях Иоанне и Петре Алексиевичах и при пaтpиapxe Адриане в 1694 году. Печать очень четкая, с киноварью; на странице помещено всего лишь 17 строк.
   Напрестольное евангелие, в большой лист, в деревянных досках, обложенных малиновым бархатом. Средник и наугольники серебряные, коробчатые; вес серебра 3 фун. 5 зол. Оно напечатано в Москве, в 1766 г., с киноварью и четырьмя гравюрами евангелистов.
   Напрестольное евангелие, в большой лист, на александрийской бумаге, переплетено в деревянные доски, обложенные сплошь чеканным серебром, с матовой позолотой; вес серебра 7 ф. 30 зол. На лицевой стороне пять финифтяных овальных образков — Воскресения Христова и евангелистов — украшенных французскими стразами. На нижней доске рельефное изображение Рождества Христова. Печатано в Москве в 1841 году; приoбpeтено в церковь в 1848 году. — Каждая страница текста окружена узорчатой рамкой. Перед евангелиями — гравированные (на стали) изображения евангелистов с присвоенными каждому из них символами. Гравюры — высокохудожественной работы (академика И. Ческого, 1830 г.).
   Апостол, печатанный в Москве в 1726 г. Каждой отдельной книге, входящей в состав Апостола, предшествует соответствующая гравюра. Так, перед книгой Деяний Апостольских помещено изображение ап. Луки с двустишием: «Действа апостол свят Лука нисаше, вере во Христа вся люди учаше». Под изображением ап. Иакова написано: «Сей кротости, вере цвести в нас приделе, писанми сказует, нищим зло терпети, сильным не гордети крепце обязует». Под ап. Петром: «Свят апостол Петр к Богу в вере тепл, муж ревности бяше, в Риме по Христе стремглав на кресте распят пострадаше». Под еванг. Иоанном Богословом: «Христов друг любезный, слог душеполезный, в книге сей писаше друг друга любити, злодеем не мстити верных поучаше». Под изображением апостола Иуды: «Сей святый Иуда, словесных рыбе уда, крепка в делех бяше, к вере бо в Христа, нести бремя креста многих поучаше». Под ап. Павлом: «Сей прежде гонитель, потом светл учитель Церкви показася, свыше имя Савла пременив на Павла, усечен скончася».
   Упоминавшаяся выше Триодь цветная 1670 г. и Триодь постная 1687 г.
   Октоих, на листах коего находится надпись: «҂зс҃і и (или 1702) году генваря в 24 день сию книгу, глаголемую Шестоднев купил думной дворянин Аврам Иванович Хитрово в Кашинскую свою вотчину в село Троицкое что на Дубне на вяз на церковныя зборныя деньги, а дано денег за тое книгу Шестоднев рубль... четыре деньги, а подписал сию книгу глаголемую Шестоднев по приказу государя своего думнаго дворянина Аврама Ивановича Хитрово человек ево Григорей Юрьев».
   Кроме перечисленных, заслуживают внимания также: Устав церковный 1700 г.; Библия слав. 1756; Минея месячная (12 кн.) 1783 г.; Пролог 1747; две Минеи празд. 1744; Октоих 1746; Триодь цветная 1777; Четьи-Минеи (4 кн.) 1762; Розыск 1748 г.
   Церковный Синодик, с записями позднейшего времени, представляет интерес только со стороны внешней: он имеет 39 старинных гравюр (на дереве), изображающих тех учителей Церкви, в писаниях которых содержится учение о загробной жизни, а также символического характера. Судя по этим гравюрам, Синодик можно отнести к XVIII веку.

   Священно-церковно-служители.

   1. С в я щ е н н и к и.

   По известию писцовых книг 1628—1629 гг. в селе Троицком на Дубне был поп Константин Ларвеньев.
   Следующий, — не по времени службы, а по документальным известиям, — священник Иосиф Димитриев (см. надпись на Триоди 1687 г.).
   В 1739 г. — поп Андрей Матфеев, 62 лет. Вероятно, при этом священнике была в 1715 г. построена деревянная церковь.
   В 1750 г. - священник Алексий Стефанов, 43 лет.
   В заголовке исповедной росписи 1751 и 1752 г.г. (в 1751 г. и по листам) показано имя священника с. Троицкого Максима Федотова, но в самой росписи перечень имен начинается прямо дьячком Василием: ни об Алексии Стефанове, ни о Максиме Федотове записи нет.
   В исповедной росписи 1755 г. опять появляется имя свящ. Алексия Стефанова. Он служил до 1772 г. и умер 1787 г. декабря 5, 76 лет.
   В 1782 г. посвящен во священника Роман Дионисиев, — из риторики, 59 лет — бывший до сего времени здесь диаконом. Он помер 1813 г. ноября 11, 70 лет.
   С 1797 по 1819 г. — Матфей Иоаннов (Смирнов), зять предшественника. При сем священнике построенеъ каменный храм во имя Живоначальной Троицы с колокольней и каменной оградой. Он помер 1819 г. окт. 11, 45 лет.
   С 1820 по 1824 г. — Василий Иоаннов Фирсов, из студентов Твер. дух. семинарии (зять свящ. Матфея Иоаннова). Он помер 1824 г. июня 2, 29 лет.
   В 1824 г. определен во священника бывший в сем селе сначала пономарем, а потом дьячком Павел Егоров Росляков. При нем устроен каменный придел с престолом, посвященным св. Николаю, Мирликийскому чуд. Скончался 1841 г. сент. 13, 55 лет.
   В 1841 г. на должность священника поступил его сын, студ. Вифан. дух. сем. Александр Павлович Росляков. Он служил при Троицкой церкви равно 30 лет и померъ 1871 г. июля 4 дня, 55 лет, от холеры, коей заразился при напутствовании св. тайнами больных в приходе. О. Александр с 1861 по 1871 г. проходил должность благочинного VI округа Каляз. уезда.
   С конца 1871 г. — Петр Васильевич Можжухин. В 1893 г. он вышел за штат и помер 1899 г. февраля 11, 77 лет. С 26 февраля 1893 г. место священника в с. Троицком занял его зять — Алексий Павлович Троицкий. Он скончался 1894 г. дек. 15, 31 года.
   С 19 января 1895 г. к Троицкой церкви села Троицкого в Вязнвках определен на должность священника учитель Ушаковской церковно-приходской школы, Каляз. у., студент Тверской духовной семинарии Левъ Иоаннович Крылов, состоящий на службе по настоящее время.

   2. Д и а к о н ы.

   В 1763 г. при церкви с. Троицкого был диаконом Диомид Алексеев (сын свящ. Алексия Стефанова). Время смерти его неизвестно; погребен въ общей с родителем своим могиле.
   До 1782 г. диаконом был Роман Дионисиев; в сем году он рукоположен во священника.
   Затем вакансия диакона при церкви упраздняется до 1885 года.
   27 августа 1885 г. в диаконы рукоположен бывший пономарь с. Троицкого Иоанн Платонов Борисоглебский. Он вышел за штат 12 июня 1903 г.
   13 августа 1903 г. определен на должность диакона Павел Андреев Шевелев, состоявший на службе учителем Марьино-Селиховской церковно-приходской школы, Корчев. уезда.

   3. Д ь я ч к и .

   В 1687 г. дьячком был Михаил Иосифов. В исповедной росписи 1739 г. особого дьячка не показано.
   В 1745 г. показан дьячек — сын свящ. Андрея Матвеева — Василий Андреев, умерший 1782 г. июня 9, 81 года.
   В метрике 1781 г. упоминается дьячек Стефан Алексеев, умерший до 1781 г. (тесть понамаря Николая Диомидова).
   С 1766 г. — дьячек Андрей Федоров («в школе не был, определен из понамарей с. Зятькова»), умерший 1807 г., авг. 14.
   С 1805 г. — Николай Васильев (зять Андрея Фед.); он умер 1814 г. ноября 14, 30 лет.
   В 1814 г. на его место поступил из понамарей Троицкой жe церкви Павел Егоров, впоследствии (1824—1841 г.) бывший здесь священником. Павел Егоров — зять понамаря Николая Диомидова.
   С 1825 г. в дьячки определен Алексей Алекеев Морошкин. Он состоял на службе до 1850 г.. вышел за штат и помер 1867 г. окт. 16, 62 лет.
   На его место в 1850 г. определен (зять) Петр Иванов Волков. Он помер 1851 г. дек. 30, 20 л.
   12 марта 1852 г. на должность дьячка определен Петр Андреев Гусев. В 1885 г. он переименован во псаломщика и состоит на должности по настоящее время. В 1903 г. псаломщик Гусев награжден за 50-летнюю службу золотой медалью.

   4. П о н а м а р и.

   В 1781—1809 г.г. понамарем в с. Троицком был Николай Диомидов («в школе не был»). В 1809 г. он вышел за штат и помер 1829 г. мая 27, 74 лет.
   В 1809—1814 г.г. — Павел Егоров (потом дьячок и священник).
   В 1814—1858 г.г. — Димитрий Николаев Белюстин; помер 1865 г. окт. 16, 59 лет.
   Въ 1858—1885 г.г. понамарем был Иоанн Платонов Борисоглебский, 27 авг. 1885 г. рукоположенный во диакона к той же церкви.

   
     (По материалам издания Крылов Л. Село Троицкое, что в Вязниках, Калязинского уезда, Тверской епархии. - Тверь, 1905.)

     (Фото. № 2 с сайта Муниципального бюджетного учреждения Талдомский историко-литературный музей. Фото. № 3 Владислава Зарецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Храм Троицы Живоначальной в деревне Троице-Вязники.
   Название Троице-Вязники указывает на то, что около храма уже в XVII столетии росли вязы, которые не характерны для этой местности. Первое упоминание о селе Троицком относится к 1628 г. В это время священником служил Константин Парфеньев – самый древний известный предок известного русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева.
   Ныне существующая однокупольная каменная церковь была построена в 1804-1810 гг. исключительно на средства крестьян. Выдержанный в стиле классицизма, памятник имеет и элементы барокко. Внутри храм украшен стенной живописью.
   Вероятно в 1902 году на пол была постелена метлахская плитка, удивительным образом сохранившаяся до наших дней, несмотря на то, что не одно десятилетие находилась под открытым небом.
   При храме имеется кладбище, где за алтарем храма нашли свое упокоение священнослужители.
   Северо-западную часть кладбища занимает семейный некрополь дворян Корсаковых, которые владели сельцом Тарусово. Семен Николаевич Корсаков – участник Отечественной войны 1812 года, оставив службу в Петербурге поселился в Тарусово, где занимался изобретением «интеллектуальных машин». С.Н. Корсакова по праву считают пионером русской кибернетики. Кроме того, он известен работами по гомеопатии.
   Из всех детей Корсаковых самым известным был Михаил. За свою короткую жизнь он сделал блестящую карьеру от скромного чиновника до генерал-губернатора Восточной Сибири. При нем и его сподвижниках к России были присоединены Приамурье и Приморье. В Сибири Михаил Семенович заболел и удалился в Петербург, где умер в 1871 году. Гроб с его телом в сопровождении членов Государственного Совета и императора Александра II был доставлен на Николаевский вокзал, а затем в Троице-Вязники. В его честь назван город Корсаков на Сахалине, два мыса и две бухты на берегу Японского моря.
   Троицкий храм продолжал функционировать до 1941 года, когда был закрыт и с тех пор пустовал и постепенно разрушался. У здания сильно поврежден декор фасадов, частично обрушились своды и обрушился деревянный потолок Никольского придела.

   
     (По материалам сайта Муниципального бюджетного учреждения Талдомский историко-литературный музей.)
    


   Краткая историческая справка по Троицкой церкви села Троице-Вязники Талдомского района Московской области

   Небольшое селение Троице-Вязники Талдомского района Московской области, расположенное в живописном месте на правом берегу, протекающей мимо реки Дубны – одно из старинных в нашей местности.
   Впервые мы находим упоминание о нем в Кашинских писцовых книгах за 1628г.: «…за Алексеем Захарьевым сыном Шатиловым старая вотчина село Троецкое на Дубне, а в нем церковь во имя живоначальныя Троицы древяна клецки». Священником в то время был «Костентин Парфеньев» - один из предков великого русского ученого Д.И.Менделеева.
   Свое первое название село Троицкое получило от своего главного приходского храма, престол которого освящен в честь Живоначальной Троицы. Вторая же половина названия «что в Вязниках» произошла от того, что около храма по ограде, окружающей сам храм и кладбище вокруг него, растут огромные старые вязы.
   Приход села Троицкого в Вязниках или, как обыкновенно назы-вают это село, Троице-Вязников, состоял из селений трех губерний: Тверской, Московской и Владимирской. Селения Тверской губер-нии Калязинского уезда Талдомской волости: село Троицкое и деревни: Вотря, Растовцы, Пригары, Сорокино, Попадьино, Селятино, Бобылино и Глухариха. Селения Московской губернии Дмитров- ского уезда Гарской волости: сельцо Тарусово, сельцо Коришево, деревня Гусенки. К этому же приходу принадлежала деревня Палиха Нушпольской волости Александровского уезда Владимирской губернии. Село Троицкое от своего уездного города Калязина находилось в 80 верстах.
   Первоначально церковь была деревянной. В 1715 году был выстроен вновь деревянный храм, который простоял до 1810г., когда был возведен каменный, сохранившийся в полуразрушенном состоянии до наших дней. На месте престола деревянной церкви поставлен часовенный столб. Каменный храм выстроен с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия и освящен в 1810г. Тверского кафедрального собора иереем Михаилом Петровым во имя Живоначальной Троицы. Теплый придел во имя святителя Николая, расположенный с северной стороны от основ-ного храма, был пристроен в 1829г. с благословения Высокопреосвященного Амвросия, попечением и иждивением помещика соседней деревни Вотря В.Н.Иванова, с помощью церковно-кошельковой суммы. Теплый придел пристроен к холодному храму в ущерб симметрии. При этом заложили, заменив окном, южные двери. В стене с северной стороны вместо дверей и окон проделаны 4 арки, которые в холодное время года закрывались стеклянными дверями. Тогда же заложили и круглые окна второго яруса с северной стороны храма. Придел был освящен 22 октября 1831г. Тверского кафедрального собора иереем Петром Семеновичем. До 1902г. главный храм был холодным, в нем богослужение совершалось только с Пасхи до праздника Казанской иконы Божией Матери (22 октября). В холодное время служба отправлялась в придельной церкви, отоплявшейся двумя голландскими печами. В 1903г. в храме было устроено калориферное отопление, благодаря которому весь храм стал теплым.
   По данным за 1898 год до открытия Троице-Вязниковского начального училища грамотность в приходе была развита очень слабо: грамотных мужского пола было 31%, а женского – 8%.
   В северно-западном углу кладбища находятся могилы дворян Корсаковых, прихожан села Троицкого, владевших имением в сельце Тарусове.
   В настоящее время имеются упоминания о некоторых священно-служителях этого прихода: Алексей Стефанов Болотов, Роман Дионисов, Матфей Иоаннов, Василий Иоаннов Фирсов, Павел Егоров Росляков, Александр Павлович Росляков, Петр Васильевич Можжухин, Алексий Павлович Троицкий, Лев Иоаннович Крылов (местный краевед Калязинского уезда нач. 20 века).
   Церковь закрыли в начале 1941 года, и с тех пор она пустует и постепенно разрушается. У здания сильно поврежден декор фаса-дов, в трапезной части храма обвалились своды. Оштукатуренный деревянный потолок в приделе также отсутствует.
   На данный момент Троицкий храм находится в аварийном состоянии. Самостоятельной общины при нем не зарегистрировано.
   В 2010 году церковь была приписана к Вознесенскому храму села Ново-Никольского Талдомского района.
   Летом 2015 года начались восстановительные работы в Троицком храме села Троице-Вязники Талдомского района.

   
     (По материалам сайта Дубненско-Талдомского благочиния.)
    


   Священник села Троицкого, что в Вязниках Калязинского уезда Петр Можжухин 23 января сего года, согласно прошению уволен от должности, а на его место во священника 26 минувшего февраля рукоположен псаломщик села Молокова Бежецкого уезда Алексей Троицкий.
   "Тверские епархиальные ведомости" 8-1893 г.

   Священник Калязинского уезда села Троицкого, что в Вязниках, Алексей Троицкий 15 декабря 1894 года помер, а на его место, к церкви онаго села 15 января во священника рукоположен учитель Ушаковской церковно-приходской школы студент Тверской духовной семинарии Лев Крылов.
   "Тверские епархиальные ведомости" 3-1895 г.

   Священники
   1628 – священник Константин Парфеньев
   1687 – священник Иосиф Дмитриев
   - священник Андрей Матвеев
   1750 – священник Алексей Степанов (ок. 1707-1787)
   1751 – священник Максим Федотов
   1782 - священник Роман Денисов (ок. 1743-1813), рукоположен из дьяконов
   1796 – священник Матвей Иванов Смирнов (1774-1819), зять священника Романа Денисова
   1820 – священник Василий Иванов Фирсов (1795-1824), зять священника Матвея Иванова Смирнова
   1824 – священник Павел Егоров Росляков (ок. 1788-1841), сын священника с. Зятькова Егора Иванова Рослякова, зять пономаря с. Троицкого в Вязниках Николая Диомидова
   1841 – священник Александр Павлов Росляков (1816-1871), сын священника Павла Егорова Рослякова, зять священника с. Зятькова Михаила Афанасьева Малинина (1861 – благочинный)
   1871 – священник Петр Васильев Можжухин (ок. 1822-1899)
   1893 – священник Алексей Павлов Троицкий (ок. 1864-1894), зять священника Петра Васильева Можжухина
   1911 – священник Сергей Георгиев Крестников (1878 -?), сын священника с. Спасское-Квашенки Георгия Николаева Крестникова, перемещен от церкви с. Спасского Кашинского уезда

   Дьяконы
   - дьякон Роман Денисов (ок. 1743-1813)
   1763 – дьякон Диомид Алексеев (ок .1735-после 1763), сын священника Алексея Степанова
   1885 – дьякон Иван Платонов Борисоглебский (ок. 1839-?), сын дьякона с. Спасского-Квашенки Платона Борисоглебского, рукоположен из пономарей
   1903 – дьякон Павел Андреев Шевелев ( -до 1914)

   Дьячки
   1687 – дьячок Михаил Осипов
   1745 – дьячек Василий Андреев (1701-1782), сын священника Андрея Матвеева
   1766 – дьячок Андрей Федоров ( -1807), перемещен из пономарей с. Зятькова Кашинского (Калязинского) уезда
   - дьячок Степан Алексеев (-до 1781), сын священника Алексея Степанова
   1780 – дьячок Андрей Федоров
   1804 – дьячок Николай Васильев Белюстин (ок. 1781-1814), сын пономаря с. Талдом Василия Иванова, зять дьячка с. Троицкого в Вязниках Андрея Федорова
   1814 – дьячок Павел Егоров Росляков (ок. 1788-1841), сын священника с. Зятькова Егора Иванова Рослякова, зять пономаря с. Троицкого в Вязниках Николая Диомидова, в 1824 г. рукоположен в священники
   1824 – дьячок Алексей Алексеев Морошкин (ок. 1802-1867), сын дьякона с. Крутцы Калязинского уезда Алексея Иванова Морошкина, зять священника Матвея Иванова Смирнова
   1850 – дьячок Петр Иванов Волков (1831-1851), зять дьячка Алексея Алексеева Морошкина
   1852 – дьячок Петр Андреев Гусев (1835-?), зять дьячка Алексея Алексеева Морошкина, в 1885 г. переведен во псаломщика

   Пономари (псаломщики)
   1780 – пономарь Николай Диомидов (ок. 1755-1829), сын дьякона Диомида Алексеева, зять священника с. Троицкое-Лобково Кашинского уезда Степана Павлова
   1809 – пономарь Павел Егоров Росляков (ок. 1788-1841), сын священника с. Зятькова Егора Иванова Рослякова, зять пономаря с. Троицкого в Вязниках Николая Диомидова, с 1814 г. в дьячках
   1815 – пономарь Дмитрий Николаев Белюстин (ок. 1805-1865), сын дьячка Николая Васильева Белюстина
   1877 – пономарь Иван Платонов Борисоглебский (ок. 1839-?), сын дьякона с. Спасского-Квашенки Платона Борисоглебского, в 1885 г. рукоположен в дьякона
   1885 – псаломщик Петр Андреев Гусев (1835-?), зять дьячка Алексея Алексеева Морошкина, переведен из дьячков
   1908 – псаломщик Иван Соколов, в 1911 г. перемещен в с. Емельяново Старицкого уезда
   1911 – псаломщик Симон Михайлов Каминский

   
     (По материалам сайта Талдомские хроники.)

    


Посмотреть всю карту