Слободка (Ширинское урочище) - Преображенская и Спасская церкви


Поклонный крест.


   Село Ширинское, от Твери 110 верст, от Кашина 24 версты. Ныне деревня Слободка на берегу реки Медведицы.
   Две церкви: 1) Преображенская, построена в 1747 году, каменная, престола три: главный холодный Преображения Господня, придельные теплые: правый Святителя Василия Великого, левый Святых Апостолов Петра и Павла; 2) Спасская, построена в 1764 году, каменная, престол один Нерукотворного Образа Спасителя.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1824 года.
   В 1901 году служили: Священник Павел Иоаннович Некрасов 47-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1876 года, священником с 1879 года, награжден в 1896 году скуфьей. Диакон Василий Павлович Троицкий 31-го года, в служении с 1891 года, диаконом с 1900 года. Псаломщик Александр Андреевич Соколов 22-х лет, в должности с 1900 года. Церковный староста крестьянин Стефан Матвеевич Швалев с 1899 года.
   Прихожан в деревнях Кашинского уезда: Слободке, Батейлове, Окатове, Васильевской, Опарникове, в деревнях Корчевского уезда: Назарове, Климотике, Высокове, Неклюдове - 320 дворов (972 мужчины, 1020 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Павел Некрасов 62-х лет, окончил семинарию, на службе 36 лет, в Преображенском храме 21 год. Штатный диакон Алексий Лапшин 42-х лет, на службе 23 года, в Преображенском храме 10 лет. Псаломщик-диакон Феодор Лапшин 75-ти лет, на службе 57 лет, в Преображенском храме 3 года.
   Прихожан в деревнях: Слободка, Ботайлово, Окатово, Васильевская, Апарниково, Назарово, Клилютино, Высоково, Неклюдово - 1220 мужчин и 1260 женщин.
   Церкви не сохранились.



Вид на реку Медведицу от креста.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Екатерины Пименовой. 2023 г.)
    


   Село Ширинское в 4 Каш. благ. округе. Здесь существовал Благовещенский монастырь, здесь (в Ширинском лесу) гepойскою смертью скончался великий мученик за св. веру и за свое отечество — св. Ростовский князь Василько (Василий) Константинович. Когда и кем был основан Ширинский монастырь, неизвестно. У Зверинского упоминаются два монастыря — Шеренский и Ширинский. В 3 выпуске Материалов для истории монастырей (№ 2198, стр. 203) упоминается Шеренский Успенский (а не Благовещенский) мужской монастырь, Ярославской епархии, в 7 верстах от города Любима. Другой (выпуск 2, № 639) Шеренский Благовещенский, или Ширинский, ныне погост Ширинский, Тверской губернии, в 23 верстах к юго-западу от гор. Кашина при впадении речки Ширинки в Медведицу; существовал в 1661 г., когда здесь был игум. Серапион; упразднен в 1764 г. и обращен в приход. Одни полагают, что именно в этой местности, в Шеренском лесу был убит в 1238 г. татарами св. Василий (Василько) Константинович, князь Ростовский, другие мже приурочивают это событие к окрестностям с. Курбата, Ярославского уезда, где в 10 верстах от села, на границе с Углицким уездом, ест Шеренский лес с пустошью «Васили» (стр. 68—69). У Строева (Списки настоятелей, № 52, стр. 482) сказано, что Ширинский Благовещенский монастырь основан Кашинским князем Георгием (Юрием); в нем были игумены: Серапион 1661—1663; Герасим в июне 1664; Исаия в июле 1678; Макарий 1686—1687; Иаков 1702; архим. Иаков 1747 (тот же ли Иаков, или другой — не обозначено). В статье «Упраздненные монастыри в Тверской епархии» под № 11 сообщены краткие сведения о сем Благовещенском Шеренском, или Ширинском монастыре — (Тверские Епарх. Вед. 1898 г.). Из описи стольника Т. А. Дурова за 1710 г. видно, что в Благовещенском монастыре были три церкви: главная (соборная) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, вторая в честь Обновления храма Воскресения Христова в иерусалиме (13 сентября — Воскресенская) и третья во имя св. Василия Великого; церкви все были деревянные. Игуменом в это время был Феодосий, при нем было пять монахов и один священник (вероятно, по своему вдовству, живший в обители, в надежде пострижения в монашество). Пo переписным книгам 1678 г. вотчина Ширинского монастыря состояла из 44 дворов крестьянских и бобыльских, а по переписным книгам 1709 г. — в монаст. вотчине было 34 двора, вдовьих и нищенских 74 двора, солдатских 4 двора. Игумен Феодосий получал жалованья по 6 р., а черный поп (иеромонах) по три рубля. В настоящее время на месте бывшего в с. Ширинском монастыря существует две каменных церкви: Преображения Господня, с приделами св. апост. Петра и Павла (с правой стороны) и св. Василия Великого; эта церковь пятиглавая и довольно обширная, построена в 1747 г.; вторая — также каменная, однокупольная и малых размеров — посвящена Нерукотворенному Образу Спасителя, построена в 1764 г. (в год отобрания от монастырей имущества и закрытия монастыря), помещицею Е. А. Кисловскою. Эта церковь может быть названа как бы родовою фамилии г.г. Кисловских; из этого рода были монашествующие в Ширинском монастыре, и один из них, Иов, — был игуменом—настоятелем Благовещенского монастыря; в этой церкви и около оной погребено несколько настоятелей Благовещенского монастыря. В стенах этой малой церкви вделаны белые каменные плиты (прежде они находились на самих могилах умерших) с надписями. С северной стороны (на внутренней стене Спасской церкви) следующая надпись: «Против сей плиты погребен раб Божий лейб-гвардии коннаго полку, вахмистр С. Г. Кисловский, преставися в 1761 г., генваря 22 дня. Жития его было 22 года, 3 месяца и 15 дней». — Против Спасской церкви, с северной стороны, лежит огромный продолговатый из белого камня памятник, с надписью: «Под сим гробным камнем погребено тело тайнаго советника Г. М. болярина Кисловскаго, который родился 1693 года, ноября 2 дня, а в 1707 г. записан в службу великославной российской военной армии и служил в военной службе 33 года, а 1740 г. определен штатским советником по штатским делам и был 13 лет при штатских делах, а всего в службе как в военной, так и в штатской был 46 лет. Оставил вечно отставку (?) в 1753 г. и пожалован тайнаго советника, 1756 г. преставился. Всего от рождения по кончину свою 63 года, 2 месяца и 26 дней. — При той же (Спасской) церкви с южной стороны лежит из белого камня плита и на ней надпись: «Лета 7183 года, января 29 дня, преставися раб Божий, инок-схимник И. Кисловский». — Род г. г. Кисловских и доселе существует в Кашинском уезде, и одним из них (В. П.) доставлена была следующая заметка о Спасской церкви (в с. Ширинском), построенной Е. А. Кисловскою, и о поводе к её сооружению. Спасская церковь при с. Шеренском 1) была построена Е. А. Кисловскою. Спасская церковь при с. Шеренском была сооружена Е. А. Кисловской на месте погребения её мужа, государ. камер-коллегии презид., сенатора Г. М. Кисловского (род. 1692 - † 1756), а также его предков, многие из которых приняли монашество в Шеренском Благовещенском монастыре. Основанием к принятию многими из рода Кисловских монашества послужило следующее оригинальное, судя по преданию, обстоятельство: в конце XVI ст. в с-це Башвине жил Борис Кисловской, по прозвищу Монах; он в раннем детстве был увезен, тайно от родителей, монахами, проезжавшими в Белозерские пределы; там возмужал и уже готовился к пострижению, когда его родители неожиданно его отыскали и принудили жениться. Тем не менее, он в старости принял схиму в Шеренском монастыре под именем Боголепа и завещал своему потомству, отдав должную дань отечеству, непременно, под старость лет, если не встретится к тому особых препятствий, постригаться в монахи. (Об этом предании см. Русскую родослов. книгу, изд. Русской старины 1871 г., стр. 194 и Прилож. к генеалогии Твер. двор., издание Тверс. депут. собрания). Этому завещанию последовали его оба сына, четыре внука, жена одного из внуков, один правнук и одна правнучка — всего 9 человек. Из них двое: Иона и Макарий были игуменами, а остальные приняли схиму; Григорий Матвеевич тоже готовился к пострижению, но умер, не успев исполнить своего желания. Борис Кисловской приходился правнуком Юрия Ивановича Всеволожа-Кисловского, происходившего из князей Смоленских и прибывшего в Тверь в 1417 г. к вел. кн. Ивану Михайловичу. О въезде в Тверь Юр. Ив. в древней Тверской родословной книге было написано так: в лето 6925 в Тверь к вел. кн. Ивану Михайловичу приехал из Смоленския земли, неустроения ради но грехом нашим (по всей вероятности, намек на разорение Смоленска литвою) Юрий Иванович, внук Всеволож, прозвище Кисловской, и был у вел. кн. конюшим и наместником, и даны ему в Тверском уезде в кормление волость Бели-Кушальския (впоследствии она была во владении кн. Симеона Бекбулатовича), да в Старицком уезде, волость Песьилуки, село с деревнями, и от его поколения повелся род Кисловских, а служат с Кашинцы. А свидетельство тому в Твери в ризнице дому Всемилостивейшаго Спаса соборныя церкви (об этом см. Родослов. сборн. Руммеля и Голубцева т. I, стран. 369 и вышеупомянутое изд. Русской старины, стран. 194). Синодик, который теперь находится в селе Ширинском, был дан Павлом Федоровичем Карабановым, родным внуком Григорья Матвеевича Кисловского. Синодик же самого Григорья Матвеевича, данный им в Ширинскую церковь в 1755 г. (за год до смерти), хранится в Императорской Публичной Библиотеке ѲIѴ, № 324. (Там упоминается род Кисловских, Опочининых, Полуниных, Текутьевых, Кожиных, Чагиных, Грязных, Шептицких и Соколеновых). Григорий Матвеевич Кисловской, между прочим, известен тем, что в его доме воспитывался его крестник и внучатный племянник, известный князь Потемкин-Таврический. (Об этом см. Русский Архив 1867 г., стр. 596, примечание). По сооружении церкви Е. А. Кисловской, надгробныя плиты погребенных на том месте, как упомянуто выше, ея мужа и его предков были частью вделаны в стену, частью же в пол, — из последних надгроб. камень самого Григорья Матвеевича и плита схимонаха Ионы Кисловского при переделке церкви были вынесены наружу, где и теперь находятся. Там же погребены некоторые члены и родственных в то время Кисловским фамилий — Бедовых и Грязных. На всех плитах надписи исключительно говорят только об имени, времени рождения и смерти. Только одна плита (на правой стене) над схимонахом Германом (в мире Юрий Никифорыч † 2 янв. 1691 г.) имеет надпись несколько подробнее; после имени сx. Германа и указания времени его кончины далее говорится: «а вымянил сию дску стольник Терентий Юрьевич Кисловской». (Этот Терентий Юрьевич впоследствии схимонах Тарасий). Также на надгробном камне Григория Матвеевича упоминаются некоторые подробности о прохождении им службы. Спасская церковь — представляет и сама по себе и по сохранившимся в ней старинным вещам замечательн. археологич. древность; особенно замечателен иконостас трехъярусный, по своей оригинальной и весьма хорошей живописи конца прошлого столетия; лица изображены весьма выразительно («как живыя»); позы — изображаемым святым приданы замечательно типичные; живописец следовал западным образцам. На местных иконах изображение святых, имена коих носили родные строительницы храма: св. муч. Екатерины, св. Василия Великого, муч. Иулиании, Онисима и др. Местные иконы по правую сторону царских врат — Нерукотворенный образ Спасителя, внизу изображено сошествие Св. Духа на апостолов; по левую — икона Казанской Божией Матери (врезана эта икона в доску местной иконы, и живопись этой иконы отлична от живописи иконостаса и представляет с ним нежелательный контраст), внизу — изображено Вознесение Божией Матери на небо, — на дверях - арх. Михаил (на левой), арх. Гавриил с ветвью (па правой); эта дверь закрыта; во втором ярусе, — представляющем изломанную линию, 6 праздничных икон (Рождество Христово, Сретение Господне, Вход Иисуса Христа во Иерусалим, Введение Пресвятой Девы во храм и др.); на третьем ярусе — изображение свв. апостолов. Антиминс холщевый, освящен епископом Арсением (Верещагиным), в нем, по преданию, находится частица мощей св. муч. Мардария (13 декабря). В Преображенской церкви сохранились древние, бывшие в Благовещенском монастыре иконы: Воскресение Христово (вернее, сошествие Иисуса Христа в ад и изведение из онаго праведников), в металлич. ризе, другая икона, бывшая, вероятно, как и первая, местною в иконостасе — Благовещение Пресвятой Девы, покрытая металлич. ризой. На ней вверху изображение Господа-Саваофа, благословляющего арх. Гавриила благовестить Пресвятой Деве о рождении от неё Спасителя мира; ниже изображен тот же архангел, размышляющий, как предстать пред Девой и благовестить ей радостную весть; непосредственно за сим изображением — изображен св. арх. Гавриил, предстоящий св. Деве, и благовествующий Ей; эти два изображения одного и того же архангела представляют как-будто двух (разных) благовестителей. Распространенная приделами Преображенская церковь имела прежде продолговатый вид (корабля), а ныне представляет вид крестообразный. В иконостасах приделов (aп. Петра и Павла и св. Василия Великого) находятся 12 местных икон свв. двунадесяти апостолов — очень хорошей живописи. Апостолы изображены в рост; при каждом из них написаны и орудия их кончины. Стены Преображенской церкви расписаны священными событиями, но весьма неудачно (как, например: извержение китом прор. Ионы, видение праотцем Иаковом — лествицы и друг.). В паперти Преображенской церкви, по стенам у входа в храм, изображены (по правую сторону) собор преподобных Киево-Печерских, а по левую — такое же большое изображение страданий Спасителя; в нижнем (но левую сторону от зрителя) углу этой иконы — находится оригинальное изображение встречи монахами преосвященного. Над этим изображением надпись: «встречают архиерея». Святитель изображен в мантии с посохом в руке; лицо строгое, выразительное; волоса на голове и бороде черные с проседью; сзади его несколько фигур монахов, — пред ним изображен, вероятно, настоятель обители, подносящий архиерею крест; лицо его (настоятеля) обращено в сторону от святителя; сзади игумена несколько монахов. Замечательны в Преображенской церкви, между другими иконами, икона (небольшого размера) св. вмч. Варвары — с её страданиями; внизу иконы — написана молитва к святой. Эта икона местно чтимая у прихожан; другая икона — небольшого размера — св. муч. Христофора, написанная недавно (и весьма плохо), по желанию прихожан по вере их в его благодатную помощь прекращать семейные раздоры, как об этом сообщал священник. Вокруг церквей — каменная, старинной кладки — ограда; церковный погост очень обширный; около Спасской церкви — видны старинные надмогильные камни (плиты). Колокольня находится не в близком расстоянии от церквей, и, вероятно, под нею были устроены некогда св. ворота. От прежде бывшего Благовещенского монастыря в Ширинском храме остались: два Евангелия, — одно из них, как видно из надписи по листам, пожертвовано в монастырь матерью царя Михаила Феодоровича, великой старицею—инокинею Марфою (Ксениею Ивановною) при игумене Михее; другое Евангелие пожертвовано в 1741 г. иеродиаконом Игнатием Быковым на поминовение родителя его, ключаря Кашинского Воскресенского собора, иерея Александра; деревянный напрестольный крест, а также старинный ковшик, из надписи на коем видно, что он пожертвован (в начале XVIII в.) в Ширинский монастырь. Существовал при Ширинской церкви старинный монастырский синодик, с изображениями, но он передан в один из столичных музеев. — Ширинский храм, бывший монастырским, заслуживает подробного исторического описания; к сожалению, доселе не составлено не только подробного, но и краткого описания древностей оного. Местный священник (П. И.) собирает материалы для истории своего храма и уже имеет несколько старинных грамот, а также и выписки из разных исторических книг (как-то: о Ростовском князе св. Васильке Константиновиче); его помощником в этом деле может быть местный диакон (А. П.), повидимому, интересующийся церковными древностями и знакомый с местными преданиями. Так, по его словам — ближайшие к Ширинскому деревни: Окатово, Баты и др. получили свои названия от бывшей здесь битвы русских с татарами. Деревня Окатово названа будто-бы так потому, что войска (?) обходили, окружали или «окатывали» неприятелей, — а деревня Баты названа так от бывшей здесь битвы — баттами. Деревня «Васильевская» — в 1 ½ верстах от села названа потому, что здесь убит был св. Василько. На месте его мученической кончины был прежде крест, которого уже ныне нет.

   1) „Надо заметить, пишет г. В. П. Кисловской, что и в родословной Кисловских Ширинский монастырь называется везде Шеренским".

   
     (По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 21. 1 ноября 1899 г. Часть оффициальная.)
    


Посмотреть всю карту