Ромашкино - Сергия Радонежского церковь Ильинского Свято-Троицкого монастыря
![]() |
Появление женского монастыря на кимрской земле в XIX веке - явление далеко не случайное, а имевшее под собой значимые предпосылки. В 1893 г. сельцо Иваньково близ с. Ильинское Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области) посетил иеромонах Олимпий с чудотворной иконой преподобного Сергия Радонежского. Владельцу сельца И.X. Круглову после общения с иеромонахом, а главное — приложения к чудотворной иконе, — запала в душу благочестивая мысль совершить угодное Богу дело. Вначале он задумал оказать весомую материальную помощь одному из монастырей г.Кашина. Но в скором времени изменил свое решение: по совету Тверского архиерея Саввы решил свои денежные средства употребить на устройство Свято-Троицкой женской общины. В 1895 г. Иван Харлампиевич подал прошение на имя тверского епархиального начальства об открытии обители. В своем прошении он обязывался пожертвовать в ее пользу все свои денежные средства, 212 десятин земли, дом для настоятельницы и сестер, людскую избу со скотным двором, сарай для экипажа, ригу, баню, погреб. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва ходатайствовал об открытии женской общины перед Святым Синодом. 24 июня 1896 г. Святой Синод санкционировал открытие обители. Эта дата считается началом биографии будущего монастыря.
Закладка храма женской общины состоялась 5 декабря 1896 г. Это была небольшая деревянная церковь, перевезенная в разобранном виде из села Степаново и поставленная на земле И.X. Круглова. Первой настоятельницей женской общины стала мать Евстолия, переведенная из бежецкого Благовещенского женского монастыря. Пожертвовав все свои денежные средства, землю, движимое и недвижимое имущество, И.X. Круглов остался до конца дней своих жить при обители.
28 сентября 1897 г. новопоставленный храм во имя благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского был освящен в присутствии архимандрита кашинского Димитриевского монастыря Арсения, настоятеля кимрского Покровского собора священника Макария Комарова и других церковно-священнослужителей при большом стечении верующих. В новосозданную обитель поступило много пожертвований. Укажем только некоторые из них. С берегов Средиземного моря со Святой Горы Афон настоятель Пантелеймонова монастыря архимандрит Андрей прислал в дар икону Святой Троицы; наместник того же монастыря иеромонах Нифонт подарил икону Святого Пантелеймона; настоятель Андреевского скита архимандрит Иосиф прислал икону Божией Матери "Утешение в скорбях и печалях" с частицами святых мощей. (Заметим в этой связи, что архимандрит Иосиф в 1901 г. прислал в дар кимрскому Покровскому собору святую икону Иверской Божией Матери, ставшей покровительницей г.Кимры и его жителей и хранящейся ныне в Спасо-Преображенском соборе). Были пожертвования и из среды состоятельных жителей села Ильинское, но более всего из села Кимры. Так, С.М. Васильев пожертвовал 700 р. для киота и иконы преподобного Сергия Радонежского — копии чудотворной иконы из Троице-Сергиевой лавры. Писана была эта икона и освящена в Троице-Сергиевой лавре, перенесена в с. Ильинское с крестным ходом по благословению митрополита Владимира. На средства В.И. Шокина и И.К. Тунцова храм был оштукатурен и покрашен, а его крыша покрыта железом. Крупные пожертвования на храм внесли: А.И. Шкварин, И.К. Ечеистов, В.С. Губенков и другие.
Несколько слов об этих известных в Кимрах лицах. Сергей Макарович Васильев являлся регентом церковного хора Покровского собора; его правнук Игорь в настоящее время является священником одного из храмов г.Дмитрова. Василий Иванович Шокин многие годы занимал должность церковного старосты кимрского собора, завещал свой дом Кимрской женской гимназии (ныне ул. Володарского, 26, филиал средней школы №13).
Илья Кириллович Тунцов - выходец из с.Губин-Угол, в его бывшем доме по ул. Урицкого, 22, до недавнего времени находилось медицинское училище. Онуфрий Васильевич Потапенко, торговец, владелец кожзавода, одной из первых обувных фабрик в Кимрах (ныне фабрика полевого и геологического снаряжения). Василий Сергеевич Губенков был церковным старостой в Покровском соборе (после смерти В.И. Шокина). Переоборудовал свой дом под филиал (подворье) Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря.
В новосозданной обители в 1900 г. помимо настоятельницы обитало 40 сестер; еще 16 находилось на испытании. Первым священником храма стал П.А. Синев. На богослужения сюда являлись не только монашки, но и крестьяне близлежащих селений: Мануково, Большое и Малое Аксеново, Морщихино, Василево. Таким образом, храм женской общины выполнял функции и приходской церкви. Народная молва о новой обители со святыми иконами из Афона и Троице-Сергиевой лавры разнеслась далеко вокруг, привлекая многих богомольцев и паломников. Вскоре оказалось, что деревянный храм, вмещающий всего около 100 человек, в иные дни не мог принять всех верующих.
Владимир Коркунов
(По материалам сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие.)
(Фото из журнала "Кормчий". Из архива Андрея Агафонова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Коркунов В. И. Из книги "Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь"
Своим появлением Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь, что в Корчевском уезде (ныне Кимрский район) Тверской губернии, обязан, главным образом, мещанину Ивану Круглову.
Иван Харлампиевич Круглов жил в своем имении под названием Иваньково (Ивансково), что в 2 — 3-х верстах от села Ильинского. Он считался состоятельным человеком: владел двумя мельницами, маслобойкой, земельными участками. Жил он вдвоем с женой, детей им, как говорится, Бог не дал. Однажды супруга пошла за водой на колодец, и тут случилось несчастье: ее убило отцепом "журавля". Круглов остался вдовцом. (Об этом много лет назад автору этих строк поведала старожил из с. Ильинского З.С. Тимофеева).
Иван Харлампиевич был человеком глубоко верующим. После чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время крушения поезда у станции Борки близ Харькова 17 октября 1888 года он решает совершить какое-либо богоугодное дело.
Летом 1893 г. сельцо Иваньково посетил иеромонах Олимпий с чудотворной иконой преподобного Сергия Радонежского, после чего Иван Круглов передает все свое движимое и недвижимое имущество Кашинскому Сретенскому женскому монастырю. Однако спустя год тверской владыка посоветовал последнему потребовать возврата пожертвования с тем, чтобы основать на своей земле женскую обитель. Тот внял совету архиерея. В 1895 г. Круглов подает прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве о желании учредить в память о событии 17 октября 1888 г. женскую общину. Он пожертвовал будущей общине свой дом, людские избы, хозяйственные постройки, лошадей, коров, 212 десятин земли, а также обязался внести на содержание священника обители 5 тыс. рублей с условием вечного поминовения в бозе почившего императора Александра III. Женскую общину он просил назвать Свято-Троицкой в память чудесного спасения царской семьи. Тверской архиерей поддержал начинание И. Круглова и направил соответствующее ходатайство в Св. Синод. 28 июня 1896 г. Св. Синод разрешил И. Круглову основать вышеупомянутую женскую общину с наименованием Свято-Троицкая.
Первым его делом было обретение храма, без которого обитель не может существовать. Иван Харлампиевич узнал, что в селе Степанове построена новая каменная церковь, а старая, деревянная, осталась без надобности. Ее-то он и вознамерился перевезти и установить на месте будущей женской общины.
Деревянная Преображенская церковь с деревянной же колокольней была построена в 1759 г. в селе Степанове местным помещиком, прихожанином Иваном Чагиным. Со временем церковь стала ветшать. В 1870-е годы местный благочинный (в то время настоятель храма с. Болдеева) осмотрел церковь и доложил в Тверскую духовную консисторию, что храм накренился немного к западу, а колокольня - к северо-западу. Однако, по его заключению, состояние церкви не настолько плохое, как сообщал ее настоятель и якобы та уже давно пребывает в подобном положении. В духовной консистории было принято решение произвести в церкви некоторые ремонтные работы, с колокольни снять колокола и повесить их на столбах с крышей возле храма (что-то вроде примитивной звонницы). В храме имелась единственная глава (купол), обитая белой жестью и увенчанная железным вызолоченным четырехконечным крестом. Крыша на алтаре и восьмерике железная, окрашена медянкой. Колокольня была двухъярусной, с нее звонили 5 колоколов. Храм и приходское кладбище имели деревянную решетчатую ограду [1].
Иван Круглов обратился к настоятелю Преображенского храма, Леониду Невскому, с просьбой о продаже последнего. Заручившись поддержкой архиерея, тот согласился на продажу [2].
В январе 1896 г. церковь была разобрана и перевезена на новое место. Были составлены чертежи для возведения храма на каменном фундаменте. 28 июня 1896 г. Св. Синод издал указ, разрешающий устроить в имении Круглова женскую общину с наименованием Свято-Троицкая с таким числом насельниц, какое община в состоянии будет содержать.
Так было положено начало обители. Имеются сведения о причастности к ее созданию протоиерея Иоанна Кронштадтского, знаменитого церковного деятеля, впоследствии причисленного Русской Православной Церковью к лику святых.
Закладка храма состоялась 15 сентября 1896 г. в присутствии благочинного 2 округа Корчевского уезда, священника кимрского Вознесенского храма Петра Ершова, иереев храмов сел Ильинское, Вышнее на Озере, Степаново.
28 сентября 1897 г. храм во имя блг. кн. Александра Невского и прп. Сергия Радонежского освящен архимандритом Кашинского Димитриевского монастыря Арсением в сослужении местного духовенства и при большом стечении народа [3].
Так как материальных средств у И.Х. Круглова оказалось недостаточно, возведению и украшению храма помогли и другие жертвователи.
31 марта 1899 г. указом Св. Синода при Свято-Троицкой женской общине была открыта штатная священническая вакансия. Священником общины с этого года становится Петр Синев [4].
Петр Алексеевич Синев родился 20 июня 1874 г. в погосте Спас-Береза Ржевского уезда Тверской губернии (ныне Оленинский район Тверской области) в семье диакона. В 1897 году окончил Тверскую духовную семинарию. В том же году Гавриилом, епископом Старицким, определен псаломщиком к церкви с. Котицы Осташковского уезда. Был учителем местной церковно-приходской школы. Летом 1899 г. Димитрием, архиепископом Тверским и Кашинским, рукоположен в сан священника и определен к церкви Свято-Троицкой женской общины Корчевского уезда. В 1904 г. награжден набедренником. В 1908 г. - скуфьей. В 1909 г. утвержден заведующим церковно-приходской школой. Жена, Анна Ивановна, родилась в 1877 г., окончила Ржевское епархиальное женское училище.
Диаконом в общине становится Иоанн Комаров, прослуживший многие годы в Богоявленском храме села Городищи Калязинского уезда Тверской губернии. Был он уже немолод (около 70 лет). Его сын, Макарий Комаров, являлся настоятелем кимрского Покровского собора. Богомольцами в храме были сестры Свято-Троицкой женской общины и прихожане нескольких окрестных деревень [5].
Женская община быстро росла как по числу насельниц, так и по количеству возводимых жилых и хозяйственных строений. В связи с этим деревянный храм, вследствие своего малого размера (вмещал всего 100 богомольцев), выполнявший функции не только монастырского, но и приходского храма, к которому были приписаны крестьяне ряда окрестных деревень, требовал замены на другой, более вместительный, каменный.
24 марта 1911 г. священник монастыря Петр Синев епархиальным начальством был переведен в Казанский храм с. Котицы Осташковского уезда Тверской епархии, а в деревянной церкви при Свято-Троицком женском монастыре с 15 августа стал служить священник Александр Чекалов [6].
Александр Леонидович Чекалов. Родился 19 марта 1888 г. в селе Романове Зубцовского уезда Тверской губернии в семье священника Леонида Чекалова. Окончил Тверскую духовную семинарию. Назначен священником в Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь. (Кстати, в трудах о репрессированных священниках в книгах игумена Дамаскина (Орловского), а также в других, о службе Александра Чекалова в Свято-Троицком Ильинском монастыре Кимрского уезда даже не упоминается. А он служил здесь достаточно долго — около 10 лет. Понять исследователей можно: сказывались недостаток информации, большое количество репрессированных, нехватка времени). В его семье родились два сына и три дочери. В 1930 г. отец Александр решением суда был выслан с прежнего места жительства и поселился в селе Железникове Старицкого района Калининской области. Там он служил в Спасском храме. 21 ноября 1937 г. арестован. 25 ноября того же года по ст. 58-10 "тройкой" У НКВД по Калининской области приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 27 ноября. Реабилитирован на основании заключения Тверской областной прокуратуры от 15 июня 1989 г.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. причислен клику священномученика [7].
8 декабря 1911 г. на должность псаломщика храма Свято-Троицкого Ильинского женского монастыря заступил Василий Маслов, псаломщик Богоявленского храма с. Медведицкого Кашинского уезда (ныне Кимрского района) [8].
15 октября 1913 г. В. Маслова заменил бывший послушник Тверского Успенского Отроч монастыря, рукоположенный в сан диакона, Иван Евдокимович Бушуев [9].
Соборный храм Свято-Троицкого Ильинского общежительного монастыря был освящен 14 мая 1917 г. епископом Старицким Арсением, викарием Тверской епархии [10].
Оставшийся без служения ветхий деревянный монастырский храм во имя блгв. кн. Александра Невского и прп. Сергия Радонежского после освящения каменного соборного храма в скором времени сгорел по неизвестной причине.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3334.
2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 339.
3. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1908. №14. С. 366. (24 марта 1908 г. архимандрита Арсения убил его внук Алексей Честной).
4. ТЕВ. 1899. №16. С. 334.
5. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16304. Л. 69.
6. ТЕВ. 1911. №40. С. 554.
7. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Ч. 1. С. 465; Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви 20 столетия. Тверь, 2003. Кн. 3. С. 371-372.
8. ТЕВ. 1911. № 51. С. 686. Часть официальная.
9. ТЕВ. 1913. № 48. С. 582. Часть официальная.
10. ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 11. Л. 86.
(По материалам издания Коркунов В. И. Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2016.)