Новоивановское (Ивановское, Большое Сменово) - Казанской иконы Божией Матери церковь


В. И. Коркунов. Из статьи "Успенская церковь в селе Ново-Ивановском"


   19 октября 1909 года, в 3 часа дня, деревянная Успенская церковь из-за неисправности печи сгорела до основания. Церковное имущество и документы были спасены; сильно пострадали колокола [1]. На священника Иоанна Никольского выпала большая ответственность: совместно с прихожанами заняться восстановлением храма. С разрешения епархиального начальства в селе Старо-Никольском была куплена, а затем перевезена и поставлена на сваях в Ново-Ивановском деревянная церковь с иконостасом. Как писал журнал "Тверские епархиальные ведомости": "18 февраля 1910 г. всего 4 месяца прошло с тех пор, как в с. Ивановском, среди бела дня сгорел, как свеча, деревянный храм, просуществовавший 40 лет. Удивительный факт, всего за 4 месяца после истребления огнем Успенского храма в Ново-Ивановском появился другой, купленный с иконостасом в с. Старо-Никольском. Вечером, 17 февраля, колокольный звон возвестил всем собравшимся о всенощном бдении"... На следующий день после литургии храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Богослужения в нем совершали благочинный 4 округа, священник церкви с. Юрьево-Девичье Нил Предтеченский, настоятель новопостроенной церкви священник Иоанн Никольский с заштатным священником Арсением Сусловым и с причтом, священнослужители соседней Стоянцевской церкви Николай Синев, Владимир Лебедев, диакон Дмитрий Никольский [2].



Икона священномученика Иоанна Никольского


   В 1914 г. в Казанском храме служили: священник Иоанн Успенский 40 лет (скорее всего, однофамилец бывшего здешнего диакона Иоанна Успенского, который в 1908 г. был рукоположен в сан священника и переведен в храм с. Первитина Тверского уезда), диакон Николай Преображенский 40 лет (в Ивановском с 1908 г.), псаломщик Константин Алферьев 27 лет (служил здесь с 1907 г.) [3] .
   В том же 1914 г. священник Иоанн Никольский был перемещен в Воскресенский храм с. Стоянцы, на место умершего священника Николая Синева. Там он прослужил до 1929 года, когда был осужден и выслан. После отбытия наказания жил и служил в других районах Калининской области. В 1937 г. был репрессирован. В 2000 г. Русской Православной Церковью причислен к лику святых новомучеников [4] .
   Появившийся в 1910 г. (после пожара 1909 г.) однопрестольный деревянный храм в честь Казанской иконы Богоматери, находящийся в связи с колокольней, имел 3-ярусный иконостас. В нижнем ярусе находились 6 больших икон, на последующих - 18 образов без риз. Престол в алтаре был покрыт парчовым антиминсом. На горнем месте - образ Воскресения Христова, запрестольная икона Успения Божией Матери и пять икон - на стене. В храме серебряные, с позолотой, потиры, дискос, звездица, ковшичек, дароносицы... Три престольных Евангелия (большого формата, т.е. в лист), обложенные медными листами, одно Евангелие среднего формата (в ½ листа) и два малых для молебнов и хождения священников по приходу. Три серебряных напрестольных креста, два медных. 30 икон на стенах храма, 2 пары медных хоругвей, медная водосвятная чаша, медный кувшин для теплоты, 15 медных подсвечников, 3 деревянных аналоя, панихидный столик, медная купель, 6 полных облачений для священников, 5 облачений для диаконов. Большой колокол имел вес 307 пудов 20 фунтов, второй колокол весил 52 пуда 2 фунта; еще имелось 5 малых колоколов.
   В 1910 г. был поднят вопрос о строительстве каменного храма. Начался сбор денежных средств, строительных материалов, леса, валунов, кирпича; решался также вопрос о возведении кирпичного завода и участии прихожан в строительстве храма.
   В 1910 г. по проекту тверского архитектора В.И. Назарина, на средства прихожан с прибавлением церковной суммы, началось строительство кирпичного завода, а вслед за ним и храма. Епархиальным начальством был разрешен сбор денег в т.н. сборную книгу для пополнения средств, необходимых для строительства последнего.
   28 сентября 1916 г. диаконом храма (после смерти Николая Преображенского) становится Николай Пешехонов [5].
   В 1919 г. церковь была построена, однако пока без колокольни и внутреннего убранства и украшения, на которые не хватило ни строительных материалов, ни денег. Дальнейшее строительство было приостановлено.
   В 1921 г. новым священником становится Иоанн Устинович Новоженов. Ему помогали диакон Николай Пешехонов и псаломщик Константин Алферьев.
   4 июня 1919 г. Стоянцевский волисполком (ВИК) передал действующий Казанский храм в ведение религиозной общины по договору с обязательством оплачивать налоги, страховки, а также достроить новую каменную церковь.
   В 1922 г. состоялось изъятие из храма части серебряных богослужебных принадлежностей в фонд помощи голодающим Поволжья (подобное происходило по всей стране во всех церквях). Причт храма: священник, диакон и псаломщик - были лишены избирательных прав (как служители Церкви), обложены повышенными налогами.
   Прихожане прилагали все силы для завершения строительства и открытия церкви. Так, в 1924 году, с разрешения местной власти (Стоянцевского волисполкома (ВИКа) на церкви был водружен крест и началось ее внутреннее обустройство. К 1929 г. все работы в основном были завершены. Богослужения все это время продолжались в старой деревянной Казанской церкви.
   В 1929 г. в Кимрский райисполком (РИК) поступило заявление от религиозной общины Ивановской церкви с просьбой освятить каменную церковь. В прежней, деревянной церкви, продолжать богослужения было уже небезопасно из-за ветхости последней; к тому же она была слишком тесной. (В разрешении освятить храм Стоянцевский ВИК общине ранее уже отказывал). Кимрский РИК поддержал отказ, ссылаясь на мнение большинства граждан и необходимость в помещениях для нужд сельскохозяйственного назначения. 21 мая того же, 1929 года, религиозная община направила свое заявление о разрешении освятить новый храм и начать в нем богослужения вышестоящей власти. Но и губисполком также отказал верующим.
   Тем временем власти активизировали борьбу с религией.



Священник Иоанн Новоженов


   В 1930 г. священник Иоанн Новоженов был арестован и обвинен в антисоветской деятельности. Это было связано с выступлением верующих против решения властей закрыть Преображенский храм в городе Кимры в 1929 г. Открытый судебный процесс над обвиняемыми прогремел на всю страну. Трое из них: настоятель храма Феодор Колеров, староста Ананий Бойков и прихожанин Михаил Болдаков - были приговорены к расстрелу; другие - к различным срокам заключения. (Позднее Русской Православной Церковью все трое причислены к лику святых новомучеников и исповедников 20 века.) Во время процесса и после него в некоторых церквях проходили молебны и панихиды по пострадавшим, в том числе и в церкви с. Ново-Ивановского, организованные священником Иоанном Новоженовым. За это "преступление" пятеро священнослужителей в 1930 г. были приговорены к различным срокам заключения в ИТЛ. 13 января был арестован священник Иоанн Новоженов. По утверждению органов правосудия, он подстрекал массы к противодействию распоряжениям властей. 3 февраля коллегия ОГПУ постановила приговорить Иоанна Новоженова к трем годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Реабилитирован 4 ноября 1989 г. [6].
   Так, в начале 1930 года храм остался без причта. Псаломщик Константин Алферьев еще в 1928 г. оставил свой пост, о диаконе Пешехонове сведений нет (среди репрессированных он не значится). А власть продолжала свою деятельность, направленную на закрытие церкви. Стоянцевский ВИК на своем заседании 16 марта 1929 г. запретил открывать (освящать) новую каменную Предтеченскую церковь. 22 апреля того же года, на заседании Кимрского УИКа, было заслушано ходатайство церковного совета Ново-Ивановской общины о разрешении открыть вновь построенную церковь. "Постановили: Принимая во внимание, что в момент проведения отчетно-перевыборной кампании Советов в ряде избирательных участков и на волостном съезде Советов ставился вопрос о недопустимости достройки и открытии церкви, а также наличие у верующих старого церковного здания, которое используется до сих пор для исполнения религиозных обрядов, поэтому в ходатайстве церковной общине отказать. Возбудить ходатайство перед ГИКом о разрешении передать новое здание под использование для культурных и общественных надобностей".
   Местное сельпо незаконно захватило церковную сторожку, где устроило контору. В начале 1930 г. в помещение нового храма завезли зерно. Когда верующие Василий Фуряев и Иван Еремеев попытались воспрепятствовать сельсовету устроить в новой церкви ссыпной пункт, власти сурово их наказали [7].
   Верующих в указанное время было зарегистрировано 1497 человек. Тогда же церковь была передана в ведение т.н. обновленцев.
   На основании жалоб прихожан районная власть предписала местному руководству освободить занятый храм и передать его верующим, что и было сделано спустя некоторое время. Верующие привели храм в порядок и были готовы перебраться сюда из ветхого Казанского храма. Однако летом 1930 г. из районной администрации пришла весть о том, что новая церковь не может быть открыта... Далее потянулись годы волокиты, когда власти пытались обосновать закрытие церкви, а верующие - отстоять ее.
   О священнослужителях храма последних лет ее существования известно немного. Так, в 1930 г. упоминается священник Сергей Травин из Талдомского района Московской области. В 1932 г. - священник Иннокентий Орфеев (Орофеев?). Оба, вероятно, прослужили здесь недолго и принадлежали к обновленческой ориентации.
   Скорее всего, церковь распоряжением центральной власти (по ходатайству местной власти) была официально закрыта в 1934 г.

   Примечания

   1. ТЕВ. 1909. №44. С. 554.
   2. ТЕВ. 1910. №19. С. 397. Часть неофициальная.
   3. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914.
   4. ТЕВ. 1914. №16-17. С. 212. Часть официальная; Коркунов. В. И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 22-23.
   5. ТЕВ. 1916. №.40-41. С. 432. Часть официальная.
   6. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 10216-с. Л. 24, 63, 77, 80-83, 97.
   7. Районная газета "Коллективная жизнь". 26 января 1930 г. (ныне "Кимрский вестник").

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.)

     (Фото. № 1, 2 из издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.)

    


Посмотреть всю карту