Абрамово - Рождества Богородицы храм-часовня
Некогда в селе Абрамово Кимрского района, расположенном на высоком берегу Волги, стоял великолепный храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В годы безбожного лихолетья храм был разрушен, настоятель храма арестован и расстрелян, а находящийся при храме целебный источник – осквернён. И всё бы так и продолжалось до сих пор, если б не появился в Абрамове в 2001 году тогда ещё москвич Вячеслав Лобзов со своей женой Галиной. Поселившись в Абрамове и продав свою московскую квартиру, они по благословению благочинного церквей Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина решили построить на месте разрушенного храма каменную часовню. Их усердием к настоящему времени были воздвигнуты стены и крыша часовни, а 27 апреля 2006 года на часовне были водружены купол и крест, тем самым был завершен внешний вид здания. Однако работы на этом не заканчиваются, и для восстановления регулярной молитвенной жизни в стенах часовни необходимо произвести ещё внутреннюю отделку.
ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ В АБРАМОВЕ
13.10.2008
Радостным и неожиданным событием было отмечено празднование первого двунадесятого праздника в наступившем церковном новолетии – Рождества Пресвятой Богородицы в Каюровском Никольском приходе. Во вновь построенной часовне в деревне Абрамово состоялась первая Божественная литургия.
На этом чудном и по красоте и по святости месте когда-то стоял храм в честь Рождества Богородицы, а внизу, под храмом, был святой источник. Но в 30-е богоборческие годы храм был разрушен, настоятель священник Николай Фруктов расстрелян, источник осквернен и забыт.
Более полувека только погост и память людей напоминали об этом святом месте.
Но Бог поругаем не бывает и кровь мученическая как семя веры всегда дает всходы.. Промыслом Божиим в этой деревне поселился верующий и неравнодушный человек – Вячеслав Лобзов. Его мама после тяжелой операции на кишечнике по онкозаболеванию была в критическом состоянии и от воды расчищенного Вячеславом источника пошла на поправку. Всей семьей решили отблагодарить Бога строительством храма. Была продана квартира в Москве. Благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин посоветовал лучше построить большую часовню, хотя в то время верил и в эту идею. Ведь у Вячеслава была обычная и небогатая семья, а сил и средств даже на часовню требовалось много. Собрали народ, отслужили молебен на начало строительства, все собравшиеся (около 50 человек) выразили готовность материально помогать Вячеславу. Он собственными руками отрыл траншею и залил ленточный фундамент. Средства от квартиры (а часть их была пожертвована на купола Преображенского собора) стали быстро таять, а пожертвования от людей были незначительны. И пошли долгие годы строительства. Практически в одиночку Вячеслав строил часовню. Очень переживал, что дело идет слишком медленно. Через это учился терпению, покорности Воле Божией. Когда стены часовни были завершены, ее приписали к Никольскому приходу села Каюрово, где настоятелем служит священник Павел Павивкин. Работы оживились, но средств все же было очень мало. Был установлен красивый купол с крестом, и часовня стала своим видом освящать и украшать берег волги. Начались отделочные работы, стали очищать и обустраивать святой источник. Отец Павел освятил его. Заканчивалось лето и никто не планировал начать службы в часовне, еще многое не было готово. Для автора этих строк было радостной неожиданностью услышать, что на Престольный праздник этого места будут служить Божественную литургию – об этом мне сообщил Вячеслав по дороге из Москвы, куда мы ездили на всенощное бдение в Новодевичий монастырь. Я же намеревался утром быть в деревне Крева. Где строится храм также в честь Рождества Богородицы.
Первая литургия – это историческое событие возрождения святого места. Конечно, надо служить именно здесь.
В часовне все было готово. Небольшой, но уютный алтарь с семисвечником, легкий иконостас, обтянутый голубым шелком, создавал торжественность храма, которая усиливалась иконой Божией Матери «Знамение» в куполе барабана и светящимся новым паникадилом. Пол сверкал плиточным покрытием.
Ровно в 9 часов утра началось богослужение. Его совершали протоиерей Евгений и священник Павел, на клиросе пел хор Каюровского храма. Хотя часовня в Абрамове и немаленькая, но всех прибывших на службу она вместить не смогла.
После прошедшей на одном дыхании литургии начался водосвятный молебен. Крестным ходом все пошли к святому источнику, и после освящения вод было окропление молящихся и часовни вокруг и внутри.
После завершения службы были произнесены праздничные приветствия. Желающие погружались в воды святого источника в двух оборудованных ступенями купальнях.
У всех было чувство благодатной радости. Праздничная трапеза состоялась в кафе базы отдыха «Два капитана», любезно предоставленного для этого хозяином заведения В.И.Щербаковым (бесплатно).
Исполняя свой долг благочинного, выражаю благодарность семье алтарника Преображенского собора Вячеслава Лобзова за их многолетний жертвенный подвиг по строительству часовни и обустройству святого источника, настоятелю прихода иерею Павлу Павивкину – за постоянную заботу о возрождении молитвы в этом святом месте, алтарнику Каюровской церкви Георгию - за усердные труды на источнике и сооружение иконостаса, прихожанину собора Николаю - за постоянную финансовую помощь и приобретение паникадила и всем, кто жертвовал и трудился на строительстве часовни-храма и возрождении святого источника.
Подай Господи всем многая и благая лета!
Протоиерей Евгений Морковин, благочинный церквей Кимрского округа,
«Родник православия»
(По материалам официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова. Август 2014 г.)
В. И. Коркунов. Храм и его святыня (фрагмент)
В 1990-е годы для Русской Православной Церкви наступили более благоприятные времена. Вновь стали открываться храмы, монастыри, вновь зазвучали церковные колокола. Об абрамовском же храме, увы, остались одни только воспоминания, да еще немногие сведения, сохранившиеся в архивах, и единичные фотографии.
Но не ушли в забвение храм Рождества Богородицы с его святыней и живительный источник, дающие исцеление и благодать. На месте бывшего храма с недавнего времени стали совершаться молебны. Появились глубоко верующие люди, которые, в меру своих возможностей, вносят неоценимый вклад в святое дело возрождения православия.
Одним из них является житель деревни Абрамово, в недавнем прошлом москвич, Вячеслав Васильевич Лобзов. [1] Прослышав о святости этих мест, он утвердился в душе и сердце на это богоугодное дело.
Значительное облегчение болезни матери после принятия живительной воды из источника только укрепило его в этом намерении. Продав свою квартиру в Москве, В. Лобзов переезжает в Абрамово, а спустя некоторое время и в Кимры, где служит алтарником в Преображенском соборе. По благословению благочинного Кимрского округа Евгения Морковина, в 1999 году, на свои средства и своим трудом, на месте бывшего храма он установил Поклонный крест и памятную плиту о бывшем настоятеле храма протоиерее Николае Фруктове, пострадавшем за Веру Христову в 1937 г. Следующим его подвигом во славу Господа стало возведение здесь каменной часовни. 26 августа 2002 г. у Поклонного креста с памятной плитой благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин в сослужении местного духовенства совершил чин освящения места возведения будущей часовни [2]. В. Лобзов, получив благословение, через несколько лет построил часовню, получившую наименование Рождества Пресвятой Богородицы и приписанную к Никольскому храму села Каюрова [3]. Стены часовни расписаны масляными красками священником Игорем Остаевым.
21 сентября 2008 года, в праздник Рождества Богородицы, состоялась первая литургия во вновь возведенной часовне. Ее совершил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин в сослужении с иереем Павлом Павивкиным в присутствии большого числа верующих [4]. В 2012 г. Вячеслав Лобзов с помощью братьев Николая и Владимира Белозеровых, предпринимателя Александра Вахтангова расширил часовню, пристроив к ней алтарь и притвор. Кроме этого на свои средства на берегу Волги возле святого источника он построил крытую купальню.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. После ликвидации храма село Абрамово стало именоваться деревней.
2. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Октябрь 2002.
3. Православная Тверь. 2006. № 5-6. С. 16; Родник православия. Июнь 2006.
4. Родник православия. Октябрь 2008.
(По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)