Воронцово - Святителя Николая церковь
Имеющая многовековую историю деревня Воронцово Кимрского района (прежде - одноименное село Корчевского уезда) находится в восемнадцати километрах к северу (ближе к северо-западу) от города Кимры. Прежде здесь стояла деревянная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, построенная в 1676 г. По информации 1784 г., в ней служили священник, диакон, дьячок и пономарь; приход составляли 134 двора.
К началу XIX в. церковь «состояла еще в твердости», тем не менее в марте 1818 г. прихожане обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Серафиму с «всепокорнейшим прошением» «по усердию своему» вместо деревянной соорудить новую каменную церковь с южным приделом преподобного Сергия Радонежского. Проект был составлен губернским архитектором Леграндом. «Обязуемся все потребное к строению оной церкви доставлять из нашей собственности, не касаясь нимало до свечной церковной суммы», - такое обещание дали прихожане. Храмозданная грамота была дана летом 1818 г. и послана вместе с указом местному благочинному-священнику погоста Никольского, что на Яму Петру Семенову.
Строительство церкви велось иждивением прихожан в течение нескольких лет. По клировым ведомостям, придел Сергия Радонежского был освящен в 1824 г. (этот год и считается датой постройки Никольской церкви), а главный престол - в начале 1830-х гг.
В «Описи церкви и ее имущества» 1846 г. приводятся несколько иные факты: «с благословения преосвященного Филарета придел освящен ключарем тверского кафедрального собора Михаилом Иоанновым в 1818 г.» (но святитель Филарет состоял в должности архиепископа Тверского и Кaшинского с 15 марта 1819 г. по 26 сентября 1820 г.); о главном престоле там же сказано: «освящен с благословения преосвященного Григория в 1832 г. протоиереем Кимрского Покровского собора Василием Истоминым».
Длина церкви составляет 19 сажень и 1 аршин, ширина - 7 сажень и 1 аршин, высота - 9 сажень. Кирпичные стены были оштукатурены и снаружи окрашены «желто-беловатою краскою».
Композицию Никольской церкви составляют: объединенные широким арочным проходом храм с апсидой, трапезная с приделом и колокольня. Квадратный в плане храм типа «восьмерик на четверике» завершается восьмидольным сомкнутым сводом. Его глава, «крытая простым железом», была «окрашена зеленою краскою». На ней стоял железный «осмиконечный, вызолоченный» крест.
Первоначально главный престол был отделен от придельного простенком. В 1902 г. при проведении ремонтных работ и расширении церкви к ней было пристроено помещение придела, прямоугольное в плане, для чего была разобрана южная стена трапезной.
Трехъярусная колокольня, построенная в 1830 г. иждивением прихожан, имеет высоту 11 сажень 1 аршин и увенчана шпилем (обитым белым железом), на котором установлен железный позолоченный крест. Фасады второго яруса завершаются треугольными фронтонами, третий ярус имеет высокие арочные проемы звона. Данные середины XIX в. говорят, что из шести имевшихся в то время колоколов самый большой весил 29 пудов 20 фунтов, он был лит на церковное иждивение в Москве в 1793 г. Осипом Струговниковым. Остальные колокола имели вес: 16 пудов; 8 пудов; 2,5 пуда; 1 пуд; 35 фунтов.
В 1874 г. церковь обнесли каменной оградой (взамен деревянной, решетчатой) со святыми воротами. Церкви принадлежали: деревянный амбар для хранения церковных вещей и деревянная сторожка. Приписных церквей и часовен не имелось. К началу ХХ в. приход составляли почти две тысячи жителей деревень Моркино, Новинка, Аксеново, Морщихино, Ивакино, Манулково, Малое и Большое Огрызково, Василево, Труфаново, Владычино, Окоемово, Марково, Прудцы и самого села. Штат священно- и церковнослужителей включал священника, диакона и псаломщика.
В 1912 г. в ответ на прошение церковного старосты Дениса Иванова Байкова было разрешено на его собственные средства украсить теплый придельный храм стенной масляной живописью (с тем условием, чтобы работа была поручена опытному художнику и велась под наблюдением благочинного). В 1913 г. названному старосте было дозволено снять святые кресты с колокольни и купола храма и израсходовать на их золочение 100 рублей из своих средств и 200 рублей из «церковной кошельковой суммы».
Никольская церковь была закрыта, скорее всего, в 1930-х гг. В 1973 г. здание церкви как памятник архитектуры XIX в. (объект культурного наследия) поставлено на местную категорию государственной охраны.
Литература
1. ГАТО:
- Ф. 160, оп. 10, д. 537, лл. 1-5 об. (1818 г.) - о построении церкви;
- Ф. 160, оп. 1, д. 15985, лл. 55-57 (1825 г.) - клировая ведомость;
- Ф.160, оп. 10, д. 580,лл. 1-2 об., 34-35 об. (1846г.) - опись церкви и ее имущества;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16016, лл. 84-92 об. (1892 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 160, оп. 10 (1902 г.) - о распространении церкви [д. не сохранилось];
- Ф. 160, оп. 1, д. 16811, лл. 1629-1629 об. (1912 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 6 июня 1912 г.;
- Ф. 160, оп. 1, д. 16813, лл. 1062-1062 об. (1913 г.) - запись в Журнале Тверской духовной консистории от 20 мая 1913 г.;
- Ф. Р-2043, оп. 14, д. 2573, лл. 183-286 (1973 г.) - распоряжение Калининского облисполкома № 310 от 20 августа 1973 г. «Об утверждении и согласовании памятников истории и культуры» (лл. 244-245 - о постановке на местную охрану памятников архитектуры Кимрского района).
2. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.
(По материалам Нарский А.Р. Иждивением прихожан. Церковь святителя Николая в деревне Воронцово // Тверской мiрянинъ. - 2004. - 9 сентября. - № 15 (126). - С. 6.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июнь 2014 г. Фото. № 2 с сайта Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского. Фото. № 3 Поповой Валентины Петровны.)
В селе Воронцово была часовня в 1655 году. В 1676 году построена деревянная церковь. Известно, что в 1751 году священником был о. Никита. Только в 1824 году построена каменная, имела два престола. Главный престол - Святителя Николая, 2 - Сергия Радонежского. Освятил церковь епископ Иона Павинский. Село Воронцово небольшое в основном состояло из 29 дворов 258 человек, преимущественно военных. Общее число жителей приписанных к церкви из деревень 1836 человек.
(По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
В. И. Коркунов. Никольская церковь в селе Воронцове
Первое упоминание о церкви в Воронцове относится к началу 17 века. В писцовой книге Кашинского уезда за 1628-1629 гг. о ней говорится: "Архангельского монастыря, что во Твери на посаде, в вотчине: село Воронцово на прудце, а в нем церковь во имя Николы Чудотворца древян клецки, а в церкви образы и книги и всякое церковное строение монастырское, да в селе ж на церковной земле во дворе черный поп Васьян, во дворе дьячок Митка Иванов..." [1].
До 19 века о Никольской церкви с. Воронцова сведений сохранилось мало. Известно, что в 1676 г. была построена новая деревянная церковь; к ней приписано 166 дворов с 513-ю прихожанами мужского пола. Летом 1747 г. церковь пострадала от огня в результате удара молнии. Как сообщал ее настоятель, священник Никита Иванов: от молнии "запалена церковь Божия"; огнем был поврежден престол, а сама церковь осталась "без пения". Священник в своем послании тверскому архиерею Митрофану просил разрешения провести в церкви ремонт. Архиерей разрешил ремонт престола и отдал игумену кашинского Клобукова монастыря Иоасафу распоряжение освятить последний [2].
Священно- и церковнослужителями церкви в 18 столетии были: диакон Савва Тимофеев (1743 г.), священник Никита Иванов (произведен в сан в 1743 г.), Михаил Никитин (сын Никиты Иванова, 1753 г.), диакон Петр Трофимов и пономарь Кирилл Константинов (1753 г.), священник Петр Трофимов (1757 г.), диакон Григорий Алексеев и пономарь Василий Кириллов (1797 г.)
В начале 19 века прихожане "пожелали" построить вместо деревянного, который еще находился "в целости и твердости", новый каменный храм. В 1818 г. они обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Серафиму с прошением благословить их на сооружение каменного храма с прежним наименованием в честь Николая Чудотворца и пристроить к нему придел Сергия Радонежского. Архиерей благословил последних на богоугодное дело и приказал в июле того же года выдать храмозданную грамоту. Проект храма (с планом и фасадом), составленный губернским архитектором И. Леграндом, был рассмотрен и одобрен строительным отделением Тверского губернского правления [3].
В 1824 г. каменная церковь (без колокольни) была построена. Тверскому архиерею Ионе от причта и прихожан было направлено прошение о разрешении перенести из деревянной церкви в придел Сергия Радонежского иконостас со святыми иконами с последующим его освящением, а старую церковь разобрать. Подписали прошение священник Василий Башилов, диакон Алексей Григорьев, дьячок Иван Карпов, пономарь Яков Иванов, представители вотчины дворян Шишковых, церковный староста Василий Антипов и крестьяне из числа прихожан. Из Твери пришли указы архиерея перенести иконостас со святыми образами из деревянной церкви в Сергиевский придел и освятить его протоиерею Тверского кафедрального собора Иоанну Алексееву; деревянную же церковь - разобрать. Указы благочинному округа Корчевского уезда и протоиерею кафедрального собора были высланы 21 июня 1824 г. К этому следует добавить, что из деревянной церкви в новый придел были перенесены антиминс, евангелия и другие богослужебные принадлежности.
Придел Сергия Радонежского был освящен 21 сентября 1824 г. ключарем Тверского кафедрального собора Михаилом Иоанновым с братией по церковному чиноположению. 30 сентября благочинный Корчевского уезда, священник храма Покровского, что при Озере Петр Никитин послал рапорт в Тверскую духовную консисторию о том, что деревянная Никольская церковь разобрана... и употреблена на обжиг кирпича для строительства колокольни и ограды [4].
Главный (холодный, т.е. неотапливаемый) храм с престолом в честь Николая Чудотворца (который по церковным документам в отличие от придела называли еще настоящим храмом) был достроен и украшен в 1832 г. и с благословения тверского архиерея Григория в том же году был освящен протоиереем кимрского Покровского собора Василием Истоминым. Колокольня была построена в 1830 г.
В 1846 г. составлена опись храма (дается в сокращении). Длина церкви составляла 19 саженей 10 аршин, ширина 7 саженей 1 аршин, высота 9 саженей [5]. Стены внутри и снаружи были окрашены в желто-беловатый цвет. Храм имел два престола: Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Всего в церкви имелось 25 окон: 12 вверху и 13 внизу. Одна ее глава была крыта железом и окрашена зеленой краской; на главе - железный вызолоченный восьмиконечный крест. Крыша на храме, на апсиде и трапезной железная, выкрашена зеленой краской.
Главный алтарь. Престол соснового дерева. Антиминс на престоле атласный, белого цвета, в нем мощи; при нем шелковый илитон коричневого цвета с золотыми цветами. Над престолом сень на четырех колоннах, выкрашенных голубой краской с вызолоченной резьбой, жертвенник, запрестольный крест....
Алтарь придела. Престол соснового дерева. Антиминс атласный, белого цвета; в нем - святые мощи...
Иконостас. Деревянный, с резьбой по гладким местам, окрашен голубой краской, резьба вызолочена. Сей иконостас с благословения преосвященного Серафима изготовлен на церковную сумму с пособием прихожан. На первом ярусе Царские врата с шестью образами. Южные двери... Архангела Михаила иконы... Северные двери - изображение Архангела Гавриила...
За правым клиросом образ преподобных отцев (отцов); в него вложен крест с мощами, который хранится в кипарисном кресте, обложенном серебром в позолоте. На кресте надпись: "Мощи преподобного св. Тита, пр. Акила, пр. Ефива, пр. Павла, пр. Моисея, Геронтия, пр. Леонтия, пр. Логина... Сей крест к церкви угодника Божия Николая в с. Воронцова от порутчика Николая и его жены Александры Посошковой". За левым клиросом образ Великомученика Георгия Победоносца. Две хоругви. Перед Царскими вратами деревянный восьмиугольный амвон, выкрашенный дикой краской.
2-ярусный иконостас придела, с правой стороны, деревянный, с резьбой, по гладким местам выкрашен голубой краской. Иконостас сделан усердием прихожан в 1841 г. Несколько икон пожертвованы казенного ведомства деревни Большое Огрызково Яковом Андреевым и Сергеем Яковлевым... Перед иконостасом деревянная точеная решетка, выкрашенная голубой краской. В этом же приделе, с левой стороны, у стены - 2-ярусный деревянный вызолоченный киот, подаренный крестьянином д. Большое Огрызково Иваном Ивановым в 1844 г. Он же пожертвовал икону Боголюбской Божией Матери.
Евангелия. В полный лист. Переплетено в деревянные доски и обложено медными посеребренными образами Иисуса Христа и четырех Евангелистов. Печатано в Москве в 1703 г. Евангелие в ¼ долю листа. Переплетено в деревянные доски, обложено темным полубархатом. На нем серебряные образа Воскресения Христова. Печатано в Москве в 1685 г.
Паникадило среди церкви медное, посеребренное, в 3 яруса, с 24-мя свечами. Вес его неизвестен...
Колокольня каменная, 3-ярусная построена в 1830 г. на иждивение прихожан. Высота ее 11 саженей и 1 аршин. Покрыта железом, окрашена зеленой краской. Шпиль обит белым железом, крест железный, вызолоченный. На колокольне висят 6 колоколов. Главный (большой), весом 29 пудов и 20 фунтов, лит в Москве в 1793 г. Осипом Струговщиковым (в другом месте написано Струговниковым?). Второй колокол, весом в 16 пудов, лит в Москве в 1796 г. Третий колокол имел вес 8 пудов, четвертый - 2 ½ пуда, пятый - 1 пуд, шестой - 35 фунтов [6]. (1 пуд равен 16,308 кг. 1 фунт - 409 гр.)
Ограда деревянная, решетчатая. Ворота каменные (кирпичные), не оштукатуренные, покрыты железом и покрашены зеленой краской. В ограде, с левой стороны, деревянная сторожка с тремя окнами. В ограде амбар для хранения церковных вещей и собранного у прихожан хлеба... Опись церкви за 1846 г. подписали: священник Василий Башилов, диакон Николай Шавров, дьячок Василий Бельский, пономарь Алексей Некрасов [7].
В 1858 г. причт и прихожане Никольской церкви задумали приобрести на собственные средства с добавлением церковной суммы колокол для колокольни весом 125 пудов. Побудительным мотивом для этого явился тот факт, что уже имеющийся 29-пудовый колокол недостаточно громок: его звон не достигает слуха населения дальних, приписных к храму, деревень. Тверскому архиерею Филофею было направлено прошение разрешить прихожанам отлить новый колокол. Архиерей благословил своих чад на это богоугодное начинание, отправив соответствующий указ, датированный 11 марта 1858 г. [8].
В 1840 г. прихожанами в Тверскую духовную консисторию была направлена просьба об устройстве нового иконостаса. В 1850 г. - окрашена крыша церкви, исправлены некоторые ветхости; в 1864 г. - исправлен иконостас; в 1872 г. - прихожане просили епархиальное начальство разрешить им устроить церковную ограду (вероятно, речь идет о реконструкции имеющейся ограды); в 1888 г. - просьба о разрешении устроить новый иконостас в приделе; в 1891 г. - просьба о дозволении окрасить и позолотить иконостас в приделе; в 1892 г. - заключение с иконописцем Шадеевым договора на иконописные работы; в 1896 г. - просьба о постройке новой сторожки при церкви; в 1903 г. просьба об отводе земли для нового приходского кладбища.
5 декабря 1902 г. из Тверской духовной консистории в строительное отделение Тверского губернского правления был направлен проект распространения (расширения) Сергиевского придела храма в с. Воронцове. Проект чертежа пристройки, вероятно, выполнил губернский архитектор В. Назарин. В апреле 1903 г. строительное отделение рассмотрело проект и найдя, что все составлено правильно, разрешило начать строительство, с условием, что за работой будет наблюдать ответственный техник, которым назначен (архитектор) А.П. Федоров. Строительство началось. 21 октября того же года гражданским инженером Кошелевым, ответственным техником Федоровым и священником с. Воронцова Петром Казанским был составлен акт осмотра уже готовой пристройки к существующему приделу храма. Было отмечено, что работы проведены согласно проекта, из материалов надлежащего качества. Препятствий к освящению пристройки обнаружено не было, богослужения в ней совершать можно. Пристройка была толщиной в 3 кирпича, перекрыта цилиндровым сводом, возведена новая арка, полы - деревянные. Таким образом, за счет пристройки количество прихожан увеличилось до 270 человек [9].
В 1913 г. церковному старосте храма Дионисию (Денису) Ивановичу Байкову было преподано архипастырское благословение за украшение храма в сумме 850 рублей [10].
В 19 веке в храме служили: диакон Григорий Алексеев (уволен в 1818 г.), священник Петр Петров (уволен по болезни в 1819 г., его пост унаследовал Василий Башилов), диакон Алексей Григорьев, пономарь Иван Лавров (1833 г.), пономарь (дьячок) Яков Судаков (1834 г.), пономарь Дмитрий Петропавловский (1836), дьячок Иван Бельский (прослужил, с 1834 г., около 50 лет); в 1836 г. умер пономарь Иван Катков, на его место заступил Иван Андреев; диакон Николай Шавров (заступил в 1845 г.), священник Василий Башилов (уволен от должности в 1854 г., на его место заступил священник Никанор Пылаев), диакон Василий Бельский (возведен в сан диакона в 1885 г.), псаломщик Алексей Некрасов (уволен от должности в 1887 г., на освободившееся место заступил его сын Михаил Некрасов); с 1896 г. священником стал Петр Колачев (вместо умершего тестя священника Никанора Пылаева).
Нельзя утверждать, что служители церкви неизменно отличались образцовым поведением. Церковные документы 19 века указывают на ряд нарушений с их стороны. Вот только три примера, касающихся притча Воронцовского храма. В 1823 г. диакон Алексей Григорьев избил престарелого священника Петра Петрова. В 1833 г. вдовый диакон Григорий Алексеев более 20 лет содержал (держал?) в своем доме солдатку зазорного поведения Прасковью Иванову. В 1871 г. документы упоминают о нетрезвости пономаря Некрасова и об оскорблении им церковного старосты крестьянина Самуйлова.
В 1900 г. настоятелем храма являлся священник Петр Колачев 27 лет, диаконом - Михаил Некрасов 51 г., псаломщиком Василий Панов 31 г. Прихожанами храма были жители с. Воронцова и деревень: Марьино, Аксеново, Морщихино, Ивакино, Манулково, Малое Огрызково, Большое Огрызково, Василево, Труфаново, Владышино, Окаемово, Марково, Запрудье, Прудцы, Моркино [11].
В 1903 г. священником храма становится Петр Казанский. В 1910 г. умер псаломщик Василий Панов, на его место назначен псаломщик Димитриевского храма села Печетова Василий Пухлимский [12]. Вероятно, он служил в храме недолго, через некоторое время в нем появился псаломщик Сергей Шевелев.
Судьба храма после Октября 1917 года
После Октябрьской революции 1917 г. и смены государственного строя для храма наступили трудные времена. Согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", Воронцовский храм перешел в государственную собственность. Летом 1919 г. Никольский храм местным волисполкомом по договору был передан в пользование его религиозной общине. Власть зорко следила за деятельностью храма и использовала все свои рычаги по ее ослаблению, стремясь к закрытию последнего. Шла борьба против религии, за отказ верующих от посещения богослужений. Причт храма был лишен избирательных прав, обложен повышенными налогами.
Диакон Михаил Некрасов
Михаил Алексеевич Некрасов родился в 1848 г. в семье пономаря Никольского храма с. Воронцова. Окончил духовное училище в Твери. Работал учителем в сельском начальном училище. Женился на Елизавете Павловне Колеровой, дочери священника храма с. Садунова Павла Колерова. В 1875 г. занял пост псаломщика в храме с. Баскакова Кашинского уезда, в 1878 г. перемещен в храм с. Кошелева Старицкого уезда; в 1885 г. посвящен в сан диакона. В 1887 г. назначен диаконом в родной храм с. Воронцова (его отец, псаломщик Алексей Некрасов, оставил свой пост в связи с преклонным возрастом). В 1890 г. умирают отец, мать и супруга священнослужителя. Михаилу Некрасову пришлось одному управлять хозяйством и воспитывать пятерых детей. В 1918 г., в связи с возрастом, он отказался от должности диакона, в 1926 г. его взял в свою семью, в Тверь, сын Сергей, где он и умер в 1930 г.
У М.А. Некрасова было пятеро детей: Татьяна, Глафира, Василий, Сергей и Аркадий. Двое сыновей окончили духовные учебные заведения. Сергей Михайлович - Тверскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. Супругой его стала Ольга Ивановна Гусева. Он преподавал в Тверском женском епархиальном училище, в Холмской духовной семинарии, Ставропольском институте, трудился в Тверском губфинотделе, в системе промкооперации, секретарем Калининского (ныне Тверского) епархиального управления, некоторое время служил в одном их храмов священником. Умер вскоре после 1972 г.
Псаломщик (диакон) Аркадий Некрасов |
Аркадий Михайлович Некрасов родился в 1888 г. в селе Воронцове. В раннем детстве его укусила больная бешенством собака; мать, несмотря на тяжелую болезнь (вскоре уведшую ее в могилу) увезла ребенка в Москву и целый месяц находилась с ним во время лечения (прививок). Окончил начальную школу в Воронцове, Кашинское духовное училище, двухклассное училище в Горицах, где жила его сестра Татьяна, акушерка местной больницы. После окончания училища ушел в кашинский Клобуков монастырь. В 1913 г. женился на учительнице школы с. Садунова Софье Максимовне Леонтьевой (дочери кимрского богача) и поступил псаломщиком в один из сельских храмов Тверской губернии. В 1914 г. мобилизован в армию. Был захвачен немцами в плен. В 1919 г. Аркадий Михайлович вернулся в Воронцово, занял должность ушедшего на покой отца - псаломщика (диакона). После ссоры с родителем переехал в село Лосево, где также служил в храме псаломщиком. В начале 1930-х годов был осужден властями к 3 годам ссылки в Туруханский край. После отбытия наказания (церковь в Лосеве к тому времени была закрыта) он, чтобы прокормить семью, пошел в пастухи вместе с подпаском, сыном-подростком Эрастом. Вскоре он переезжает в Кимры, в дом тестя по ул. К. Либкнехта, 26 (в 1998 г. этот 2-этажный деревянный дом сгорел). В результате тяжелого труда и подорванного здоровья в 1943 г. Аркадий Михайлович умер. В том же году ушла из жизни и его жена Софья Максимовна. После них остались потомки, некоторые из них живут в Кимрах [13].
Священник Петр Казанский
Петр Михайлович Казанский родился в 1881 г. в селе Красном Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район) в семье псаломщика. В 1902 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Борковской церковно-приходской школе Кашинского уезда. В 1903 г. рукоположен в сан священника и направлен настоятелем Никольского храма с. Воронцова. Одновременно становится законоучителем Воронцовского земского начального училища. У Петра Михайловича и его жены, Евдокии Петровны, дочери священника Петра Волкова, служившего в храмах сел Петровское и Паскино Корчевского уезда (ныне Кимрский район), было двое детей: Петр и Евдокия. В 1929 г. Петр Казанский был судим за невыполнение в срок повышенного индивидуального налога на сельхоззаготовки и приговорен к штрафу. Чтобы выплатить штраф, ему пришлось продать с торгов домашнее имущество. После этого он уехал в Калязинский (Кашинский) район, где прожил около года; в начале 1932 г. он приезжает в село Лосево, где становится священником храма. Его предшественник, священник Николай Морковин, по статье 58. пункт 10 УК РСФСР был осужден и направлен в ИТЛ в Архангельскую область; позднее (после свобождения из заключения) "тройкой" УНКВД по Калининской области приговорен к высшей мере наказания [14]. Мария Константиновна Морковина помогала священнику Петру Казанскому в качестве псаломщицы. 26 декабря 1932 г. в Лосеве был подожжен дом, в котором квартировал председатель сельсовета Кондратьев. От пожара сгорело еще 4 дома. Сам Кондратьев не пострадал. Власти осудили целую группу противников коллективизации, посчитав организатором поджога невинного священника. 28 февраля 1933 г. "тройка" ПП ОГПУ по Московской области приговорила Петра Казанского к 10 годам лагерей, где он и умер. Еще несколько человек были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Петр Казанский 10 апреля 1989 г. был реабилитирован [15].
Священник Петр Казанский с женой и сыном |
Петр Петрович Казанский (р. 1903 г.) работал в Кимрах главным бухгалтером обувной фабрики "Стахановец", погиб во время Великой Отечественной войны в 1943 г. Его женой стала Мария Денисовна Байкова (1905-1988). Их сын, Виталий Петрович (1927-2005), окончил энергетический техникум, работал в Кимрских электросетях. Жену его звали Людмилой Васильевной (1935-2015); она работала вместе с мужем. В семье родились три дочери. Ирина Витальевна вышла замуж за Сергея Викторовича Ямщикова. Оба кандидаты наук, преподаватели Кимрского филиала МГУПИ (ликвидирован в 2015 г.); у них дочь Татьяна. Нина Витальевна замужем за Николаем Николаевичем Тепляковым; они живут в Твери, имеют детей Антона и Дарью. Маргарита Витальевна, с мужем, Гайбу Игорем Николаевичем, живет в Севастополе.
Дочь Петра Михайловича Казанского, Евдокия Петровна, была замужем за Борисом Михайловичем Грицкевичем. Оба работали бухгалтерами в Кимрском горфо. Потомства у них не было.
После осуждения священника Петра Казанского в 1929 г. храм некоторое время бездействовал. В 1930 г. прихожане предложили эту должность Петру Пенскому, а сыну бывшего священника Николаю Колачеву занять место псаломщика. Прихожане также добились от властей открытия храма. Богослужения в нем возобновились.
Пенский Петр Георгиевич. Родился в 1881 г. в деревне Жатьки Черниговской губернии в крестьянской семье. До 1914 г. жил в Киеве, работал на военном складе, в лазарете, затем - до 1922 г. - служил в монастыре. В 1922 г. приехал в Воронцово, где занял должность псаломщика (диакона) в местном храме. С конца 1929 г. церковь бездействовала из-за отсутствия священника. В 1930 г. верующие добились у властей открытия храма и упросили Петра Пенского стать священником.
В марте 1931 г. в органы внутренних дел поступило сообщение о контрреволюционной деятельности П.Г. Пенского, А.Ф. Костарева, Н.П. Колачева, П.И. Лямина, К.С. Хорева. Начались допросы обвиняемых и свидетелей. 20 апреля 1931 г. "тройка" ПП ОГПУ по Московской области по статье 58-10 (антисоветская агитация) приговорила П.Г. Пенского к 5 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Но ввиду того, что последний был болен, его направили на лечение в психиатрическую больницу в селение Бурашево под городом Калинином (Тверью). На основании заключения врачей П.Г. Пенский был признан больным психическим расстройством на почве атеросклероза головного мозга и нуждался в длительном лечении. О дальнейшей судьбе его автору этих строк ничего неизвестно. Реабилитирован Петр Пенский 25 июля 1989 г. [16].
Колачев Николай Петрович родился в 1899 г. в селе Воронцове в семье священника Петра Колачева. 4 года учился в Кашинской духовной семинарии. С 1918 по 1924 гг. - учитель Садовской, Владышенской, Труфановской и Воронцовской начальных школ, затем до 1930 г. занимался сельским хозяйством. В 1930-31 гг. (менее года) служил псаломщиком храма с. Воронцова. В апреле 1931 г. "тройкой" ПП ОГПУ по Московской области (статья 58-10) был осужден к 3 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба его неизвестна. Реабилитирован Николай Колачев 25 июля 1989 г. [17].
Спустя некоторое время храм уже официально был закрыт и передан в ведение местного колхоза. Кладбище возле церкви также было закрыто; усопших стали хоронить в ближайших погостах: в Ильинском, Понизовье, Окатове.
Со слов местных старожилов, после закрытия церкви в ней разместился льносклад, хранился картофель; в годы Великой Отечественной войны находился склад горючего. После Победы сюда ссыпали овес, рожь, некоторое время здесь была валяльная мастерская, склад. Затем здание церкви стало бесхозным. В доме бывшего священника работала сапожная мастерская Кимрского кожпромсоюза.
В перестроечное время районная власть по договору сдала здание бывшего храма в долгосрочную аренду частному предпринимателю, который восстановлением храма не занимался, а устроил в его трапезной склад картофеля. Через некоторое время он и вовсе оставил храм. Благотворительный Центр "Сельская Церковь" (директор С.А. Мельникова) произвел в Воронцовской церкви работы по сохранению памятника архитектуры: покрыта железом крыша храма и апсиды, вставлены окна в приделе, отремонтирован пол в храмовой части, на центральном куполе восстановлены барабан и крест, на колокольне установлена дверь, а крест позолочен. [18]. В течение трех летних сезонов группа студентов строительного колледжа из Москвы убирала мусор из храма, облагораживала его территорию.
Никольский храм является приписным к храму Смоленской иконы Божией Матери в селе Ильинском, настоятелем которого является протоиерей Игорь Остаев; в последние годы он провел здесь несколько молебнов и одно венчание.
В настоящее время дальнейшему восстановлению храма препятствует нехватка денежных средств, но хочется верить, что этот сельский храм будет полностью восстановлен, в нем будут совершаться богослужения, а с его колокольни вновь зазвонят колокола.
Примечания
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 661. Л. 92-об.; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629. Кимры, 2006. С. 127; Релина Е.А. Словарь кимрских деревень от "А" до "Я". Словарь кимрских деревень. XX век. Кимры, 2011. С. 36.
2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 504. Л. 1-3.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 537. Л. 1-5.
4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 547. Л. 1-8.
5. 1 сажень равна 2 м 13 см. 1 аршин - 71 см.
6. 1 пуд равен 16 кг 308 гр. 1 фунт - 409 гр.
7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 580. Л. 1-36.
8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 561. Л. 1-4.
9. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83798. Л. 1-9.
10. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1913. №24. С. 269. Часть официальная; На средства церковного старосты Дениса Байкова были осуществлены стенная роспись в приделе и вызолочены кресты храма.
(По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2017.)
(Фото. № 4-8, 11 с сайта Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.)