Ильинское - Смоленской иконы Божией Матери церковь
![]() |
Построена в 1796 г.
Закрыта в 1929 г.
Вновь открыта в 1997 г.
Количество алтарей: 4
Чтимые святыни: иконы пророка святителя Николая Мирликийского Чудотворца, архангела Михаила
Настоятель: священник Остаев Игорь Евгеньевич
Председатель приходского совета: священник Остаев Игорь Евгеньевич
Село Ильинское, от Твери 90 вёрст, от Корчевы 30 вёрст.
В 1628 году село Ильинское "на озере" принадлежало старице княжне Ирине Ивановне Мстиславской на правах вотчины, перешедшее к ней от брата князя Федора Ивановича Мстиславского. Отец их князь Иван Федорович Мстиславский получил село Ильинское в 1550 году. В селе была церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии, деревянная с шатровым верхом, с приделом Ильи Пророка. В селе поповский и пономарский дворы, келья просвирницы, на церковной земле три бобыльских двора.
Писцовая книга КАшинского уезда 1678 года сообщает: "Архангельского собора, что в Москве в Кремле городе, что было за Архангельским епископом Иоакимом село Ильинское, церковь во имя Пречистой Богородицы Одигитрии", в селе два поповских двора, двор пономаря и двор просвирницы.
В 1780-х годах село Ильинское находилось в ведении Коллегии экономии как бывшая собственность московского Архангельского собора, и насчитывало 33 двора с 71 мужчиной и 80 женщинами. В селе церковь Пророка Ильи. В 1806 году в Ильинском 143 двора с 374 мужчинами и 436 женщинами. В селе церковь Смоленской Божией Матери с приделами Ильи Пророка и Николая Чудотворца, имеется 20 крестьянских деревянных лавочек, за которые с приезжих купцов собирают за год по 35 рублей на церковные расходы. В селе проходят две годовые ярмарки на Ильин день и в день Архистратига Михаила. В 1887 году село Ильинское - центр Ильинской волости Корчевского уезда, 153 двора с 377 мужчинами и 439 женщинами.
Церковь Смоленская, построенная в 1796 году, каменная, престолов 4: в холодной Смоленской Божией Матери, в тёплой: Святого Пророка Илии, Святителя Николая и Архистратига Михаила.
В 1901 году служили: 1) Священник Пётр Евдокимович Думыкин 25 лет, студент семинарии, священником с 1897 года. 2) Священник Иоанн Петрович Троицкий 27 лет,окончил духовную семинарию,священником с 1900 года. Диакон Павел Николаевич Лавров 40 лет, диаконом с 1886 года. Псаломщик Аполлон Катков 40 лет, в должности с 1887 года. Псаломщик Иван Фёдорович Петропавловский 26 лет, в должности с 1899 года.
Прихожане в селе Ильинском, деревнях Петине, Фенине, Манулкове, Усаде, Губине, Голубине, Кожухове, Митине, Арефине, Анине, Слободке, Большом Яковлеве, Желудове, Исаеве, Букареве, Васьках, Строве, Малом Яковлеве, Леонцеве - 397 дворов (1297 мужчин, 1549 женщин).
(По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Релина Е.А. Словарь кимрских деревень: от "А" до "Я". - Кимры, 2004., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901.)
(Фото. № 1 с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие.)
ПРИХОД ЦЕРКВИ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СЕЛА ИЛЬИНСКАГО КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ
(по материалам Тверских епархиальных ведомостей 1877-1918 гг.)
№15 от 30 июля 1886 года
«Высокие награды:
Высочайшимъ Указомъ, даннымъ въ 30-й день минувшего июня, на имя капитула Российских Императорскихъ царскихъ орденовъ, Всемилостивейше сопричастенъ къ ордену святой Анны 3 –й степени. За 50-ти летнюю отлично-усердную службу въ священническомъ сане дiаконы церквей: села Ильинскаго Корчевскаго уезда Левъ Судаковъ; села Овсищъ, Вышневолоцкаго уезда Григорий Томилинъ »
№20 от 15 октября 1899 года стр. 483-486
(Обозрение приходов Тверской епархии Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским в 1899 году)
«Епархиальная хроника
16. Село Ильинское во 2-мъ Корч. округе. Церковь каменная, обширная и по архитектуре очень хорошая; особенно красива высокая колокольня. Въ этой церкви – четыре престола. Главный посвященъ Смоленской Божей Матери, ради чтимой иконы (старинного хорошего письма); эта икона местная, въ серебряной ризе. Въ настоящее время холодный (главный) храмъ ремонтируется. Приделы въ трапезной церкви (теплой) правый посвященъ прор. Ильи, а левый Св. Николаю чудотворцу. Четвертый приделъ очень малый, устроен въ особомъ отделении (на правой стороне теплой церкви) и посвященъ собору Св. Архистратига Божия Михаила и прочихъ небесных силъ. Церковь с. Ильинскаго, ныне существующая, построена в 1796 г., на месте прежде существовавшей;
С. Ильинское – торговое, и население его, заметно, богатое; около церковной ограды устроены лавки. Приходъ многолюдный (более 2000 душъ обоего пола) и обширный; къ Ильинскому приходу относятся более 20 деревень, находящихся отъ церкви на разстоянии от 1 ½ до 10 верстъ; причтъ состоитъ изъ трехъ членовъ: священника, диакона и псаломщика. Усердиемъ местнаго священника ( П. Думыкина) устроенъ хоръ певчихъ. При церкви – находится довольно обширная библиотека, въ которой достаточно святоотеческихъ творений, какъ-то св. Григория Богослова, преп. Ефрема Сирина, св. Тихона и пр.; выписываются и духовные журналы. Разсмотрение церковной библиотеки, въ которой находится полное собрание творений Тихона, побудило Высокопреосвященнаго сказать поучение о жизни и творенияхъ святителя, о которомъ, в прочемъ, некоторые знали, что онъ былъ ректоромъ Тверской Семинарии; къ сожалению причтъ, получивший образование въ Семинарии, храмъ коей посвященъ бывшему въ ней начальнику, св. Тихону, почему-то не почтилъ богослужениемъ памяти своего патрона, хотя творения Тихона находятся въ церковной библиотеке, но прихожане не пользуются ими для своего духовнаго просвящения.
Въ Ильинскомъ приходе две земские школы; одна въ самомъ селе, а другая (въ нынешнемъ году открытая) находится в дер. Аннине; законоучителем въ обеихъ – местный священник. При волостномъ правлении находится безплатная народная читальня, коею заведуютъ местный учитель и учительница (дочь умершаго священника ). Въ этой читальне преимущественно беллетристика и сочинения по сельскому хозяйству; есть даже книги, относящиеся къ судопроизводству, выписывается 8 журналов. Большей частью иллюстрированныхъ, какъ-то: Родина, Нива, Светъ и др.; духовные журналы заменяетъ только Русский Паломникъ; особенно скуденъ отделъ религиозно-нравственный; въ немъ нетъ житий святыхъ св. Дмитрия Ростовскаго ( на славянскомъ языке; впрочем на славянском языке – не нашлось, кроме Евангелия, ни одной книги); даже нетъ Библии. На вопросъ Высокопреосвященного, почему нетъ въ читальне Библии учитель ответил, что не приобретена по дороговизне (?); между темъ въ этой библиотеке находятся въ полномъ составе многотомныя сочинения Тургенева, Гончарова, Пушкина, и др. не только русских, но и иностранных писателей (Жюля Верна и др.). Присутствовавший здесь почтенный волостной старшина И.И. Касаткин (более 30 летъ состоящий на службе) заявилъ желание пожертвовать Библию въ местную читальню («самъ снесу ее», - сказалъ онъ; приобретена же имъ эта священная книга за 1 руб. съ четвертью). На замечание Высокопреосвященнаго: какъ же ты останешся безъ Библии? – К. отвечалъ, что у него есть другая Библия. Такимъ образомъ, у частнаго лица, крестьянина – две Библии, а въ сей библиотеке для целаго прихода (более чемъ въ 2000 душъ) – не нашлось средствъ приобрести и одного экземпляра этой святой книги.
![]() |
На замечание Высокопреосвященного о такой скудости книгъ для духовно-нравственнаго народнаго чтения священникъ заявил, что онъ не имеетъ никакого отношения къ этой библиотеке и отстраненъ отъ нея; заведует ею земство; оно, во главе съ земскимъ начальникомъ, и выписывает книги, какие ему угодно. Последствия такого народнаго образования вскоре и обнаружились: Высокопреосвященный, при выходе изъ школы, сталъ испытывать детей школьнаго возраста въ знании молитвъ и заповедей... Одинъ мальчикъ (лет 12), довольно опрятно одетый (оказался сынъ местнаго торговца), на вопросъ, какъ читается 4 заповедь, усмехнулся и, ничего не сказавши, отвернулся отъ Высокопреосвященнаго.
Въ следущемъ селе - на вопросъ Высокопреосвященного – что изображено на стене? Одинъ, уже довольно пожилой мужчина отвечалъ: преставление свят. Николая. Когда же Высокопреосвященный переспросил, какъ онъ сказалъ об этой иконе, «преставление или представление», то онъ отвечал: «преставление – смерть, а не представление», и здесь же заметилъ, что представления бываютъ в театре... Был ли в театре? - Нетъ, а только читалъ въ книжкахъ... Очень жаль, если руководители народнаго просвящения всю свою зоботу полагаютъ только въ ознакомлении крестьянъ съ беллетристикой и будутъ лишать ихъ духовной пищи, которой жаждетъ душа человека... По заявлению учителя, большой спросъ бываетъ на жития святыхъ, каковых-то и недостаточно въ Ильинской народной читальне.
Население села Ильинскаго зажиточное и отличается, по заявлению священника, любовью къ благоукрашению своего храма; такъ в нынешнемъ году – на арендные деньги съ торговой площади, по общетвеннаму приговору, сооружены на две иконы серебрянныя ризы (иконы въ иконостасе главнаго престола, значительнаго размера - а именно: Печерской Божей Матери и Пресвятой Троицы); ремонтъ холоднаго храма (возобновление иконостаса и расписание стенъ онаго священными изображениями) производится на средства церковнаго старосты В. Моргачева и разныхъ благотворителей.
Церкви принадлежатъ три дома, въ одномъ изъ коихъ помещается священникъ, семь каменныхъ лавокъ; какъ эти лавки, такъ и два церковныхъ дома отдаются въ аренду, валовый доходъ церкви въ годъ 2500 р.; въ наличности въ настоящее время имеется 800 р. и 1750 руб. билетами. По доходности причта, количеству прихожанъ и почти тройной пропорции причтовой земли (86 дес.), а главное – по разбросанности деревень и отдаленности оныхъ отъ церкви, следовало бы прихожанамъ Ильинскаго села (погоста) озаботиться объ открытии второго причта. – Вокругъ церкви обширный погостъ, обнесенный приличной оградой.»
№10 от 8 марта 1910 года
«по Указамъ Святейшаго Привительственнаго Синода...
2) отъ 13 февраля за № 2215, при церкви села Ильинскаго, Корчевскаго уезда. Закрыты вторая священническая и вторая псаломническая вакансии»
(По материалам семейного архива Ирины Георгиевны и Валерия Алексеевича Кулаковых.)
(Фото. № 2 с сайта Благотворительного фонда во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.)
В селе Ильинском в 1764 году построена церковь Архистратига Михаила, деревянная, имела один престол, одну звонницу. Священники о. Михаил, о. Андрей, освящена 21 ноября епископом Гавриилом Петровым. Каменная церковь. Построена в 1796 году, освящена Архиепископом Иринеем Клементьевским, который Архиепископом стал чуть раньше этого события. Церковь имела пять куполов, одну звонницу, четыре престола. Главный Смоленской Божией Матери, 2 - Пророка Илии, 3 - Святителя Николая, 4 - Архистратига Михаила. Из всех деревень прихожан было в 1897 году 2845 человек. В селе Ильинском в 115 дворах проживало 684 человека. В селе имелось: хлебная лавка 1, сапожная 1, валяльная 1.
(По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
В.И. Коркунов. Смоленская церковь в селе Ильинском
Документальные источники донесли до нашего времени сведения о существовании церкви в селе Ильинском с начала 17 века. В 1628-1629 гг. здесь имелись две деревянные церкви: первая - Божией Матери Одигитрии с приделами пророка Илии и Федора Студийского, вторая - пророка Илии.
Священно- и церковнослужителями в них были: "поп Григорей Тимофеев, поп Гаврила Иванов, поп Федор Лукин, пономарь Юрка Панкратьев..." [1].
В это время с. Ильинское принадлежало княжне Ирине Мстиславской и перешло ей от брата, Федора Ивановича Мстиславского. (Их отец, князь Иван Федорович, получил с. Ильинское в 1550 г.). После смерти Ирины Мстиславской село стало дворцовым владением. В 1645 г. с. Ильинское вместе с 24-мя деревнями и многими пустошами было пожаловано царем Алексеем Михайловичем московскому Архангельскому собору (в Кремле), в чьем владении находилось более 100 лет.
В 1740 г. местный помещик, прихожанин храма поручик Петр Васильевич (фамилия в архивном документе написана неясно), вместе с другими прихожанами написал прошение епископу Тверскому и Кашинскому о разрешении разобрать ветхую церковь Архангела Михаила (время ее постройки неизвестно) и на ее месте поставить новую деревянную, с тем же наименованием с приделом Николая Чудотворца. Тверской архиерей дал свое благословение на это благое дело.
В сентябре 1742 г. вышеупомянутый помещик сообщает архиерею о постройке церкви во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца и просит освятить ее. Вскоре церковь была освящена [2].
В 1763 г. в Ильинском произошло трагическое для всех верующих событие. 19 июля, после обеда, вследствие удара молнии сгорели обе церкви. Целой осталась одна старая колокольня. Об этом причтом храма было сообщено тверскому архиерею Иннокентию. Тверской владыка разрешил пристроить к колокольне алтарь во имя Николая Чудотворца и там совершать богослужения до постройки новой церкви. Священник Михаил Семенов, диакон Михаил Михайлов вместе с прихожанами просили построить деревянную церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами Архангела Михаила и Ильи пророка, а также церковь Архангела Михаила. Разрешение было дано. Построенные храмы были освящены в 1764 году [3].
В 1788 г. причт храма и прихожане обратились к тверскому архиерею Арсению с прошением разрешить построить каменную церковь во имя Смоленской Пресвятой Богородицы с приделами пророка Илии и Николая Чудотворца. Тверской архиерей приказал консистории выдать храмозданную (храмоздательную) грамоту. Вскоре возведение каменного храма началось.
10 апреля 1796 г. прихожане обратились к тверскому владыке с прошением освятить новый храм. 20 июля (по другим сведениям, 2 июня) архимандрит Троицкого Калязинского монастыря Арсений освятил храм во имя Смоленской Богоматери с приделами пророка Илии и Николая Чудотворца [4].
Рядом с вновь построенным каменным храмом оставалась ветхая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила с колокольней. В 1806 г. майорская дочь, девица Анна Сергеева, церковный староста Иван Леонтьев, волостной голова Родион Степанов и все прихожане храма обратились с прошением к архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию "учинить милостивое благорассмотрение" и разрешить им пристроить к Смоленскому храму еще один придел - во имя Архистратига Михаила, а также и каменную колокольню. Ветхую же деревянную церковь с колокольней - разобрать. Тверской владыка благословил верных чад в их богоугодном начинании [5].
В мае 1821 г. новоустроенный придел Смоленского храма во имя Архистратига Михаила был освящен протоиереем тверского кафедрального Преображенского собора Иоанном Алексеевым [6].
![]() |
Укажем некоторых священно- и церковнослужителей 18-го - начала 19 вв. В 1743 г. пономарем в храме становится Андрей Андреев (в то время фамилий у священников еще не было, указывали только имя и отчество). В том же году диаконом (дьячком?) назначен Михаил Михайлов, а священником - Андрей Димитриев. В 1757 г. определен в дьячки сын священника Фома Никитин. В 1759 г. священник Андрей Димитриев возле кабака избил крестьянина, о чем указано в описи храма. В 1761 г. священником становится диакон Михаил Семенов. В 1772 г. посвящен в сан диакона выпускник духовной семинарии Константин Березкин. В 1779 г. на место своего отца - пономаря заступает Василий Постников. В 1788 г. священником становится Константин Михайлов. В 1792 г. священническое место утверждено за учеником духовной семинарии Ильей Росляковым. В 1798 г. пономарем утвержден Василий Берестов. В 1801 г. священником становится Степан Александров. В 1802 г. пономарь Василий Константинов похитил церковные деньги (за этот проступок он был лишен должности). В 1803 г. умирает дьячок Лука Андреев; его место утверждается за Иваном Постниковым. В течение ряд лет в описи храма указаны проступки священника Андрея Андреева. В 1820 г. священником становится Василий Ильин, в том же году рукоположен в сан священника Федор Зыков; также упоминается священник Стефан Барсов. В 1821 г. место священника занимает Николай Троицкий. В 1824 г. пономарь Даниил Иванов похитил часть церковных денег. В 1825 г. уволен с должности священник Стефан Александров, на его место определен семинарист Василий Сорогожский. В 1834 г. диаконом становится Иван Первухин; в том же году эту должность занимает Иван Неверьевский; и в том же году в диаконы произведен Василий Петров (вероятно, некоторые из них не успели даже и послужить в храме). В 1837 г. утверждены в должности дьячков Василий Панов и Дмитрий Орлов, а диакон Иоанн Первухин определен священником. В 1844 г. священники Стефан Михайлов и Василий Гаврилов были уличены в нетрезвости. В 1846 г. указана нетрезвость священников Стефана Барсова и Сорогожского.
Из описи 1848 г. узнаем, что из себя представляла церковь. Ее стены изнутри были оштукатурены. В главном алтаре, настоящем храме (так в описях назывались помещения с главным алтарем - в данном случае Смоленской иконы Божией Матери - по которому и именовалась церковь), в средних приделах (пророка Илии и Николая Чудотворца) расписаны священными изображениями альфреско, без позолоты. Снаружи главный алтарь с настоящим храмом и приделами только отбелен и по местам окрашен охрой, а задний придел (Архангела Михаила) оштукатурен и побелен.
В церкви четыре престола. Главный - во имя Смоленской Божией Матери, придел по правую сторону - пророка Илии, придел по левую сторону - во имя Николая Чудотворца. Внутри церкви три простенка каменные, в заднем приделе (Архангела Михаила) два каменных столпа, которые поддерживают в нем оштукатуренный деревянный потолок. Пол в церкви деревянный, в алтарях приделов - из белого камня. Во всей церкви 33 окна, из которых 16 вверху, 17 внизу. На настоящей церкви 5 глав; крыша железная, окрашена медянкой; 3 главы - на приделах (придельных храмах). На всех главах восьмиконечные кресты. Входные двери в храме с западной, южной и северной сторон. Крыльцо с южной стороны из белого камня, непокрытое. Крыльцо с северной стороны каменное, с двумя каменными колоннами, покрыто железом и окрашено медянкой.
В главном алтаре церкви престол из соснового дерева, на нем атласный, белого цвета, антиминс. В нем святые мощи. Живописный запрестольный крест с 10-ю клеймами с обеих сторон. Запрестольный образ Смоленской Божией Матери в медной посеребренной ризе, на оборотной стороне иконы - изображение Николая Чудотворца.
Престолы приделов такие же, как в главном (в приделе Архангела Михаила антиминс розового цвета).
Иконостасы. Иконостас главного престола 3-ярусный, деревянный, с резьбой, с колонками, вызолоченными по местам, окрашенный саксонским голубцом... С левой стороны Царских врат икона Смоленской Божией Матери, убрус и оклад серебряные, с двумя серебряными вызолоченными венцами с финифтью. По сторонам образа надпись... Перед иконостасом железная решетка, окрашенная желтой краской. Перед Церковными вратами деревянный окрашенный семиугольный амвон с двумя ступенями.
Иконостас придела с правой стороны в один ярус; иконостас придела с левой стороны тоже в один ярус. Иконостас заднего придела (Архангела Михаила) в два яруса. В этом приделе, с левой стороны, изразцовая печь высотой в 5 аршин.
Евангелия. В большой лист, обложено медной чеканкой с посеребренным венцом и финифтяными клеймами. Печатано в 1789 г.; подарено храму в 1790 г. крестьянином д. Голубово Спиридоном Васильевым. Евангелие в большой лист обложено в красный бархат, с 5-ю чеканными серебряными позолоченными образами. Евангелие в средний лист обложено бар хатом в серебряной вызолоченной ризе с 5-ю финифтями. Печатано в Москве в 1848 г. Пожертвовано крестьянином с. Ильинское Петром Копыловым. Евангелие, печатанное в 1685 г.; другое - в 1789 году, подаренное митрополитом Новгородским Корнилием...
Колокольня в три яруса построена в 1820 г. иждивением прихожан и на церковную сумму. Покрыта железом, окрашена медянкой. На ней деревянный крест, обитый белым железом. На колокольне семь колоколов. Главный, весом 145 пудов 25 фунтов, лит в Москве в 1816 г. мастером Богдановым. На нем надпись: "В Корчевской уезд в село Ильинское в церковь Смоленской Пресвятой Богородицы"; второй колокол, весом 70 пудов, отлитый на иждивение прихожан, поврежден; третий, весом 27 пудов 30 фунтов, отлит на церковное пожертвование, поврежден; четвертый, весом 17 пудов - поврежден; пятый, весом 7 пудов 10 фунтов, отлит на пожертвование прихожан; шестой весил 2 пуда 4 фунта; седьмой - 36 фунтов.
Ограда у храма и кладбища каменная, с решетчатыми воротами с восточной и западной сторон. С восточной стороны святые ворота оштукатурены, с правой стороны их - изображения Архангела Михаила, с левой стороны - св. пророка Илии масляной работы. Вверху ворот образ Смоленской Божией Матери иконного письма в футляре за стеклом. С западной стороны, над воротами, образы Архангела Михаила, пророка Илии, Николая Чудотворца иконного письма в футляре белой жести. При ограде устроены по углам три башни, из которых в первой, с западной стороны - сторожка с двумя оконцами и небольшой деревянной пристройкой. Во второй башне расположен амбар для собирания с прихожан хлеба; в третьей башне хранятся уголья. В ограде с восточной стороны устроены каменные лавки, в них 10 каменных простенков [7].
В 1850 г. причт храма состоял из священников Михаила Алфеевского 35 лет и Иоанна Лебедева 27 лет; диакона Льва Судакова 38 лет, дьячков Николая Лаврова 29 лет и Ивана Быковского 59 лет; пономарей Якима Митропольского 25 лет и Алексея Смирнова 61 года. Всего прихожан 637 душ мужского и 772 женского пола.
В 1862 г. были предприняты хлопоты о награде для церковного старосты, крестьянина Василия Михайлова. В 1863 г. - ходатайство о награждении пономаря Якима Митропольского и его дочери Любови за бесплатное обучение крестьянских детей. В 1871 г. - обращение к церковному начальству о дозволении покрасить церковь, колокольню, ограду. В 1874 г. - просьба о разрешении построить прихожанам новую церковную сторожку. В 1881 г. начались хлопоты об устройстве нового иконостаса в трапезной, а в приделе Архангела Михаила - каменного свода вместо ветхого деревянного. Это обстоятельство было отмечено обследовавшими церковь архитекторами уже в 1970-е годы: потолок придела так и не был перекрыт и остался плоским, деревянным. В 1883 г. получено разрешение на установку нового шпиля на трехъярусную колокольню. В 1887 г. уволен с должности диакон Лев Судаков. В 1887 г. состоялось освящение двух придельных храмов (вероятно, после ремонта). В 1889 г. получено разрешение об устройстве двух духовых печей в приделах.
5 января 1891 г. церковный староста храма, потомственный почетный гражданин Григорий Ситнов просил у тверского архиерея Саввы дозволить ему с сыновьями, Михаилом и Константином, на собственные средства возобновить стенную роспись в храме. 31 января того же года разрешение на это богоугодное дело было получено, и работы начались. В 1893 г. епархиальному начальству было направлено ходатайство о награждении церковного старосты купца Григория Ситнова за его многолетний вклад в украшение храма [8].
В 1899 г. производился ремонт в холодной церкви Смоленской Божией Матери; в 1903 г. купец Богданов просит тверского архиерея дозволить ему произвести ремонт церкви; на средства прихожан приобретены две серебряные позлащенные ризы на иконы Печерской Божией Матери и Живоначальной Троицы, а также икону в память коронования императора Николая Второго.
В августе 1899 г. храм в селе Ильинском во время своей поездки по епархии посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. Владыка ознакомился с великолепно обустроенным храмом, украшенным прихожанами зажиточного торгового села. Однако, побывав в волостной библиотеке, он огорчился отсутствием в ее собрании Библии.
В 1900 г. причт храма состоял из священников Петра Думыкина 25 лет, Иоанна Троицкого 27 лет, диакона Павла Лаврова 40 лет, псаломщиков Ивана Петропавловского 26 лет и Аполлона Каткова 40 лет. Прихожанами храма являлись жители села Ильинского и деревень: Петино, Фенино, Манулково (Мануково), Усад, Губино, Голубино, Кожухово, Митино, Арефино, Аннино, Слободка, Большое Яковлево, Желудево, Исаево, Букарево. Васьки, Строеве, Малое Яковлево, Леонцево. Всего 1297 лиц мужского и 1549 женского пола [9].
![]() |
В 1903 г. священник Иоанн Троицкий убыл в другой приход; его место занимает священник Павел Маккавеев (который в том же году также убывает в другой приход). К 1914 г. штат (причт) храма был сокращен. Теперь он состоял из священника Петра Думыкина, диакона Павла Лаврова и псаломщика Ивана Петропавловского.
В 1912 г. местная святыня - икона Смоленской Божией Матери - была послана (с разрешения епархиального начальства) на реставрацию в Москву, в мастерскую известного реставратора Василия Гурьянова. Иконе якобы было не менее 400 лет, она была написана в манере древнего новгородского письма. Ее размеры составляли 1 аршин и 9 вершков на 2 аршина. Дальнейшая судьба иконы неизвестна [10].
После Октября 1917 г. храм, его имущество и ценности перешли в ведение государства.
12 апреля 1919 г. Ильинский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов Кимрского уезда в лице своего полномочного представителя передал Смоленский храм религиозной православной общине по договору с описью всего имущества. В описи имелся ряд пунктов, ограничивающих деятельность общины.
В ней, в частности, давались некоторые дополнительные сведения по сравнению с описью 1848 г. Например, указан 5-ярусный иконостас. Или это описка, или более чем за полвека он стал действительно выше. Отмечено также, что в первом ярусе иконостаса, у Царских врат, находятся иконы Благовещения, Тайной вечери, Рождества Христова, Смоленской Божией Матери, Спасителя, Живоначальной Троицы, Печерской Божией Матери, благоверного (блгв.) князя Михаила Тверского и святителя (свт). Арсения, епископа Тверского; все - в серебряной вызолоченной ризе.
В дополнение к описи 1848 г. указаны колокола: большой, весом 347 пудов 23 фунта, средний, весом 145 пудов 25 фунтов, а также колокол весом 80 пудов 10 фунтов. Во владении церкви значились: 2-этажный дом с железной крышей, занимаемый Ильинским кредитным товариществом, 1-этажный дом, б. богадельня, по ветхости пустующий, каменные, крытые железом лавки и склады в церковной ограде, лавка общества потребителей, кладовые общества потребителей и кредитного товарищества... Подписи под описью от общины поставили священник Петр Думыкин, диакон Павел Лавров, церковный староста, житель с. Ильинского Егор Хорев и ряд прихожан.
В 1922 г. в храме появился священник Александр Завьялов.
Вызывает интерес следующий факт. Во время начавшейся борьбы против Церкви, в октябре 1924 года, представитель общины Ильинского храма Михаил Серов обратился к местной власти с прошением о разрешении перелить разбитый колокол. К немалому удивлению, разрешение на эту просьбу было получено.
7 мая 1929 г. умирает от разрыва сердца 54-летний настоятель храма священник Петр Евдокимович Думыкин.
Александр Завьялов по-прежнему продолжал служить в храме. Но власти усиливают борьбу с религией. В сентябре 1929 г. священник, вместе с церковным старостой Серовым, организовали в храме собрание (что по договору было запрещено) по поводу сбора денег на уплату налога, с тем, чтобы власти не закрыли церковь, а также по ее перерегистрации и т. п. В результате на священника, церковного старосту и прихожан было заведено следственное дело по статье 58. пункт 10 УК РСФСР (антисоветская агитация). Александр Завьялов и Иван Поленов были приговорены к трем годам высылки в Северный край; Михаил Серов, Дмитрий Молозев, Андрей Аханов, Алексей Раев, Гавриил Хорев - к шести месяцам, Алексей Смирнов к 4 месяцам лишения свободы [11]. Богослужения в храме прекратились.
Менее 2-х лет спустя Кимрское отделение ОГПУ завело новое следственное дело против группы верующих. Среди них были: Мария Думыкина (супруга умершего священника Петра Думыкина), Елизавета Жеребцова, Василий Зыков, Людмила Моторина, А. Карцева, Мария Богданова, Михаил Поленов, Надежда Алфеева, Павел Моргачев (в прошлом в течение ряда лет был церковным старостой храма), несколько бывших монахинь Троицкого Ильинского монастыря и другие, которых обвинили в том, что они состояли в антисоветской церковно-кулацкой группировке. Многие из них были приговорены к 3-5 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) или высылке, другие к меньшим срокам; некоторые - оправданы. В 1989 году все они были реабилитированы [12].
С конца 1920-х годов церковь, оставшаяся без священника, прекратила свою деятельность. Наступил период ее окончательного закрытия. Местная власть, вынося подобное решение, обратилась с ходатайством к районной власти, последняя - к областной. Верующие пытались отстоять свой храм, писали многочисленные прошения о возвращении им церкви. В конечном счете, политика власти в борьбе против религии приносила свои плоды. 8 декабря 1933 г. Московский областной исполнительный комитет (МОИК), в последний раз рассмотрев ходатайство кимрских властей о закрытии Ильинской церкви, постановил: ходатайство удовлетворить, а церковь использовать под клуб. Решение МОИКа о закрытии Ильинского храма было доведено до сведения верующих равно как и о их праве обжаловать постановление в двухнедельный срок во ВЦИКе, 11 декабря 1933 г.
Таким образом, временем официального закрытия храма в с. Ильинском считается декабрь 1933-го - январь 1934 г. (время истечения срока подачи обжалования верующими). Храм перешел в ведение местной власти.
Еще в 1930 г. на заседании Кимрского райисполкома (РИК) рассматривался вопрос о ремонте церкви и переоборудовании ее под клуб. Отмечалось, что потребуется 125 тыс. рублей на разборку иконостаса, установку перегородок, ремонт печей, покраску крыши. В связи с недостатком бюджетных средств решено было обратиться за поддержкой к кооперативным организациям.
Многие годы здание церкви использовалось местной властью. (Со слов старожилов, здесь в разные годы размещались клуб, пекарня; в годы войны продавали хлеб местной выпечки). В 1960-1970-е годы помещение использовалось под склад. Это отметили тверские архитекторы, приезжавшие сюда с целью обследования церкви - памятника архитектуры.
В годы перестройки отношение власти к Церкви изменилось, стало более лояльным.
Был создан благотворительный Центр "Сельская церковь" на пожертвования частных лиц, фирм, фондов, банков, средства которых направлялись на возрождение (точнее консервацию) храмов не только Кимрского района, но и других регионов страны. Председателем Попечительского Совета программы "Сельская церковь" стал князь Петр Голицын, директором Светлана Мельникова.
Центр "Сельская церковь" сохранил от дальнейшего разрушения немало храмов. В их числе оказался и храм в селе Ильинском. Деньги на его восстановление и консервацию жертвуют коммерческие организации Москвы, Твери. В Кимрах одной из первых таких организаций стал банк "Гефест". Жители села Ильинского, учащиеся средней школы занимались уборкой территории вокруг церкви. Центр "Сельская церковь" отремонтировал кровлю, осуществил другие восстановительные работы [13].
16 июля 1995 года, после долгих лет забвения, двери храма открылись; состоялся долгожданный молебен. Спустя две недели, в престольный праздник Ильи пророка, молебен совершил благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Иоанн Басюк. К этому времени были проведены работы по уборке храма, а также ремонту кровли, дверей, окон, настелены полы в алтаре. Большую помощь храму оказал директор A/О "Ильинское" Г.М. Графов, выделив необходимую технику [14].
С тех пор священнослужителями Кимрского благочиния здесь стали периодически совершаться молебны.
Активной прихожанкой храма с самого начала его возрождения стала Зоя Дмитриевна Краснова; на ее счету много добрых дел, в том числе, сбор денежных средств на восстановление храма от благотворителей ряда областей страны. Она была выбрана первым церковным старостой. Пострижена в инокини (тайно) архимандритом Кириллом (Бородиным) под именем Евдокии. В 2001 году, в праздник Крещения Господня, в ночь с 18 на 19 января, по ее инициативе на Ильинском озере электрической пилой изо льда был вырезан крест, установленный затем на поверхности озера; в образовавшуюся Иордань трижды погружались верующие. Эта традиция сохраняется до наших дней. Умершая в 2004 году З. Краснова погребена у храма, возле церковных дверей. На ее могиле, на кресте, надпись:
"Инокиня Евдокия
Краснова Зоя Дмитриевна.
03. Об. 1929. - 03. 05. 2004".
В 2000 г. официально зарегистрирована община храма, выбрана его двадцатка.
Столяром кимрского Преображенского собора Владиславом Фальчевским были изготовлены новые иконостасы для Смоленского храма (холодного) и для Ильинского придела.
В августе 1999 г. на колокольне храма появился первый колокол. Он был отлит в Москве, на фирме "ВНИИметмаш", на средства Юрия Сергеевича Осипова при содействии местных жителей. Этот подвижник православия живет в Москве, летом отдыхает в деревне Усад, что в 2 километрах от села Ильинского. Его родители, жители Ильинского, в 1929 году стали в храме последней обвенчанной парой перед его закрытием. Вес колокола 135 кг. На нем надпись: "Отлит сей колокол для храма иконы Смоленской Божией Матери села Ильинского в лето 1999 Р.Х.". На колоколе имеются изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. На церемонию водружения колокола собрались жители едва ли не всего села. Священнослужители Евгений Морковин, Игорь Остаев, Олег Маскинский отслужили молебен, окропили колокол святой водой, после чего он медленно и торжественно стал подниматься на тросах на предназначенное ему место [15]. На средства Юрия Осипова отремонтирована колокольня, поставлена печь в Ильинском приделе, приобретено полное облачение для священнослужителя; позднее на колокольне появились пять отлитых при его же финансовой поддержке колоколов (еще один колокол - второй по весу и размеру - отлит на средства группы дачников - москвичей из деревни Владышино). Его сын, Михаил Юрьевич Осипов, за пожертвования московскому Новоспасскому монастырю, Русской Церковью награжден орденом Сергия Радонежского.
![]() |
В мае 2000 г. указом тверского архиерея владыки Виктора настоятелем Смоленского храма села Ильинского назначен священник кимрского Преображенского собора Игорь Остаев [16].
Игорь Евгеньевич Остаев родился 24 декабря 1956 г. в Кимрах. В 1973 г. окончил среднюю школу № 14. С 16-ти лет работал на Савеловском машиностроительном заводе (СМ3). Службу в Советской Армии проходил в прославленной Таманской дивизии. После демобилизации возвратился на СМ3, где трудился художником-оформителем; затем работал в Кимрторге, кинотеатре "Волга". Будучи на сельхозработах в колхозе, в одном заброшенном доме нашел Евангелие. Прочел - и был поражен красотой евангельского слова, которое запало глубоко в душу. Женился он на Ирине Ивановне Альниковой; в семье родились сын Антон и дочь Даша. Рос Антон болезненным ребенком. Бабушка посоветовала окрестить мальчика, и после крещения все хвори от него отступили. Большое влияние на Игоря Евгеньевича оказал старший брат Алексей (художник), который служил вначале чтецом в Преображенском соборе, затем священником в Успенском храме села Щелкова. Настоятель собора протоиерей Иоанн Басюк попросил Алексия расписать алтарь; ему стал помогать и Игорь, который позже начал принимать участие в богослужениях. Было это в 1990 году. Тогда же протоиерей Иоанн Басюк, заметив усердие молодого человека, порекомендовал ему идти в диаконы либо в священники. Вместе с группой из Кимр тот побывал у старца архимандрита Павла (Груздева) в Ярославской области. И старец сказал ему следующее: "В попы идти не торопись, а диаконом надо быть". Игорь рассказал о своей поездке Иоанну Басюку, и последний, в августе 1990 года, поставил его чтецом в Преображенский собор. 11 сентября 1990 г. в Твери, в соборе "Белая Троица", тверской владыка Виктор рукоположил Игоря Остаева в сан диакона, а уже 9 марта 1991 г. - в сан священника. С тех пор он стал служить в кимрском Преображенском соборе, а с 1997 г. - по воскресеньям и праздникам - совершал богослужения и требы в храме с Ильинского. В апреле 2000 г. указом тверского архиерея владыки Виктора отец Игорь был назначен настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери села Ильинского. В воскресной школе при Преображенском соборе в течение ряда лет он вел кружок иконописи, расписывал алтарь собора; в 2005 году, в Успенской церкви с. Щелкова Кимрского района, вместе с сыном Антоном расписывал потолок. В Смоленском храме с. Ильинского расписал зимний придел пророка Илии, написал несколько икон. За свою службу награжден камилавкой, наперсным крестом, палицей, в 2004 г. удостоен сана протоиерея; в 2016 году, в праздник Пасхи, награжден наперсным крестом с украшениями.
20 августа 2001 г. храм впервые посетил тверской архиерей Виктор, совершивший Божественную литургию.
Певчими церковного хора стали Зинаида Соколова и Ольга Бобровская из Кимр. Позднее Зинаида Соколова вернулась в Кимры и в настоящее время трудится цветочницей в Преображенском соборе. Ныне певчими в храме являются Ольга Владимировна Бобровская, Марина Михайловна Сытенкова (супруга церковного старосты Юрия Сытенкова; проживают в Кимрах), Татьяна Анатольевна Зубкова из д. Усад. Звонит в колокола Георгий, приезжающий из Кимр (в его отсутствии это делают другие люди). Его сын, Владислав, является чтецом.
В начальный период восстановления храма большую помощь оказал ему житель Кимр Сергей Федоров. Позднее в Томской епархии он пострижен в монашество с именем Нил. Вернувшись в Кимры, иеромонах Нил служил в Сергиевской церкви с. Филиппова, в Воскресенском храме в Понизовье, в кимрском Преображенском соборе. Несколько лет назад иеромонах Нил владыкой Виктором запрещен в священнослужении.
Церковный староста Юрий Сытенков живет в Кимрах [17].
Около 6 лет работает здесь Валентина Ивановна Белаш. За свечным ящиком 18 лет трудится Надежда Ефимовна Панчишная; 20 лет в храме трудится Валентина Георгиевна Ежова, в прошлом зам. церковного старосты, она же звонила в колокола; сейчас помогает в уборке храма, стоит за свечным ящиком. Алтарником несколько лет - с подросткового возраста - служил Андрей Григорьев из Ильинского. Несколько лет работает в храме бухгалтер-казначей Валентина Ивановна Сидорова.
С 2000 года, приезжая в отпуск к родственникам в кимрский край, вместе с протоиереем Игорем Остаевым принимает участие в богослужениях в храме с. Ильинского игумен Феофан (в миру Николай Лукьянов).
Богослужения в храме совершаются по субботам и воскресеньям, а также в престольные и церковные праздники. Вокруг храма и к находящемуся по соседству озеру проходят Крестные ходы для освящения воды.
Появились здесь и свои святыни. Так, в холодной церкви, перед иконостасом, представлено распятие из дерева Иисуса Христа. Это скульптурное изображение Спасителя с утратами ранее хранилось в Успенском храме с. Щелкова Кимрского района. После передачи в ильинский храм святыня восстановлена скульптором-художником Александром Лукьяновым из Москвы, который имеет в Ильинском дом и часто посещает богослужения. Им же изготовлена резная икона Святого царя - страстотерпца Николая Второго в рамке. Александр Лукьянов является родным братом указанного выше игумена Феофана. Справа от распятия установлен столп Животворящий (по Евангелию - образ столпа, к которому был привязан Христос во время бичевания плетью; а также терновый венец); столп венчает скульптура петуха - символ отречения апостола Петра. Это очень редкое в храмах изображение. Внутри холодного храма, слева (с северной стороны), над входом - поврежденные фрески Христа с самаритянкой; над левой дверью - изображение беседы Христа с Никодимом.
Идут восстановительные работы в Никольском (северном) приделе: алтарь оштукатурен, покрашен, но работы еще, как говорится, непочатый край.
Летом 2016 г. на территории храма был снят пласт земли. На обнажившемся, местами поврежденном фундаменте завершены работы по его укреплению; продолжатся и другие работы, в частности будет закончено возведение ограды вокруг храма.
До праздника Покрова Богоматери богослужения совершаются в главном (летнем) храме, позднее - в Ильинском (южном) приделе, где установлено электрическое отопление.
27 октября 2010 г. над храмом воздвигнут центральный купол, который изготовлен на средства церковного старосты Юрия Сытенкова. Спустя некоторое время появились и четыре малые главки, изготовленные иждивением супругов Елены и Александра Фитискиных из Подмосковья.
К имеющимся надгробным памятникам возле храма недавно добавился еще целый ряд (пока не приведенные в порядок). Они были найдены под домами после их разборки, либо пожара и привезены к храму на бывшее кладбище. Массивные памятники выполнены из белого камня, мрамора, гранита. На них имена: Прохор Богданов (крестьянин с. Ильинского), скончался в 1888 г. в возрасте 86 лет; Егор Киселев (из д. Б. Яковлево), скончался в 1883 г. в возрасте 83 лет; Екатерина Богданова (из с. Ильинского), преставилась в 1892 г,; Михаил Огнев (1817-1882) из д. Кожухово; Григорий Поленков (скончался в 1906 г.); Иуда Пучков (скончался в 1894 г.) и другие. Появилось и несколько более древних (17-18 вв.) надгробных памятников-саркофагов с религиозной символикой. Так, спустя более 100 лет, памятники возвратились на свое место - место погребения усопших, под сень храма.
7 июня 2016 г., в праздник Рождества Иоанна Предтечи, нынешний каменный храм в с. Ильинском отметил свое 220-летие. В честь этой даты собралось много верующих, прибыли представители духовенства Кимрского благочиния во главе с благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным. Была совершена Божественная литургия, после чего состоялся Крестный ход вокруг храма и на соседнее с ним озеро.
Примечания
1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 661. Л. 60; Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг. Кимры, 2006. С. 117.
2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 1182.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1202. Л. 1-2.
4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1209.
5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1240. Л. 1-7.
6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1265. Л. 1-7.
7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1320. Л. 1-54.
8. ГАТС. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1318. Л. 1-8.
9. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.398.
10. Журнал 112 заседания Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК) 25 января 1912. С. 27.
11. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 9871-с. Л. 1, 10, 69, 76.
12. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 23721-с.
13. Кимрский вестник (районная газета). 6 января 1994 г.
14. Кимрский вестник. 8 августа 1995 г.
15. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Август 1999 г.
16. Родник православия. Май 2000 г.
17. Родник православия. Декабрь 2010 г.
(По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2017.)
(Фото. № 3-5 с сайта Благотворительного фонда во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.)