Каюрово - Николая Чудотворца церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://nasledie.dubna.ru/


В. И. Коркунов. Никольский храм села Каюрова


   Храм святителя и чудотворца Николая в селе Каюрове известен из архивных документов с 1513 года. В то время это был небольшой деревянный храм, принадлежавший тверскому Христорождественскому женскому монастырю. Из Кашинской писцовой книги 1628-29 гг. мы узнаем, что богослужения в нем совершал «поп Макарей Офонасьев» [1].
   В 1667 году была построена новая деревянная церковь [2]. Спустя полтора века и она пришла в ветхость.
   В 1820 году прихожане храма и его причт (священник Сергий Флеров в начале указанного года умер) обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Филарету с письменным прошением разрешить им построить на свои средства с добавлением церковной кошельковой суммы новый каменный храм того же наименования с приделом св. пророка Илии [3]. Тверской архиерей благословил это начинание и в сентябре 1821 года подписал храмоздательную грамоту, которая затем была передана настоятелю каюровского храма Петру Фотиеву [4]. Возведение храма велось по проекту губернского архитектора Н. Легранда. Однако средств, собранных для завершения строительства, оказалось недостаточно, и оно было приостановлено. Но, как говорится, мир не без добрых людей. В 1827 году богатые крестьяне (купцы) близлежащего села Кимры Яков и Михаил Малюгины обратились к тверскому архиерею с прошением разрешить им достроить храм и устроить на собственные средства второй придел во имя апостола Иакова, брата Господня. Архиерей благословил верных чад Русской Православной Церкви на этот почин. Строительство храма было возобновлено. На средства Малюгиных была завершена кладка стен, покрыта железом крыша, оштукатурены стены, устроен иконостас и, как уже упоминалось ранее, новый придел во имя апостола Иакова, брата Господня [5].
   В 1828 году каменный Никольский храм с приделами апостола Иакова, брата Господня по плоти и пророка Илии с колокольней был полностью построен и освящен иереем Тверского кафедрального Преображенского собора Иоанном Ловягиным [6]. Первым священником новопостроенного храма стал Иоанн Пухлимский, который начал здесь службу еще в 1825 году в деревянном храме, женившись на Пелагее, дочери умершего в 1820 году священника Сергия Флерова.
   На двухъярусной колокольне, выстроенной в единой связи с храмом, имелось пять колоколов. На главном из них, весом в 76 пудов 20 фунтов, отлитом в 1843 году в Твери на заводе братьев Ивана и Михаила Степановых Капустиных, имелась надпись: «Сей колокол слит Тверской губернии Корчевского уезда в село Каюрово собственным рачением священника Иоанна Петрова (Пухлимского — В. К.), старосты церковного Николая Симеонова, усердствующих страждущих прихожан». Второй колокол весил 8 пудов, третий — 3, четвертый — 20 фунтов, пятый — 10 фунтов [7]. (В 1902 году прихожане, причт храма обратились к церковному начальству с прошением приобрести для храма новый колокол.)
   В 1831 году старая деревянная церковь была разобрана и перенесена в другой приход. В 1870 году вокруг церкви и прилегающего к ней кладбища возводится каменная ограда с тремя угловыми башнями. С западной стороны в ограде имелись массивные ворота с двумя калитками. Еще одна калитка находилась на восточной стороне кладбища. В 1873 году на колокольне был надстроен третий ярус, после чего она стала значительно выше [8]. В 1895 году теплый храм (отапливаемый) с приделами был реконструирован (распространен). В результате перестройки он стал более вместительным. Строительство осуществлялось на средства купца из села Кимры Василия Шокина под наблюдением архитектора В. Назарина. 13 ноября 1895 года благочинный местного округа, иерей кимрской Вознесенской церкви Петр Ершов совершил чин освящения приделов ап. Иакова, брата Господня по плоти и пр. Илии [9].
   Никольский храм построен в стиле позднего классицизма; архитектура — традиционная для сельских храмов начала 19 века. Церковь состояла из храмовой части, трапезной с приделами и колокольни. Храм — типа «ротонда на четверике» — перекрыт сферическим сводом, на который поставлен глухой барабанчик с луковичной главкой. Апсида (алтарь) в плане полуциркульная, перекрыта конхой, объединяется с храмом широким арочным проемом. Трапезная шире четверика, включает в свой объем нижний ярус колокольни; с храмовой частью соединена нешироким арочным проемом. Колокольня трехъярусная, увенчана высоким шпилем с крестом. Два нижних яруса квадратные, третий, надстроенный во второй половине 19 века, круглый. Первый ярус служил притвором входа в трапезную, последующие два яруса звона прорезаны по сторонам света арочными проемами. Длина холодного храма (в котором находился престол Николая Чудотворца) равнялась 21 аршину, ширина — 15, высота — 25. Размеры трапезной были следующими: длина — 21,5, ширина — 23, высота стен 9 аршин [10]. Крыша на всей церкви покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. На храме имелось три главы, увенчанных крестами — над главным и придельными храмами. Три двери выходили на север, юг и запад. Иконостас главного престола (Николая Чудотворца) был трехъярусным, выполнен из дерева с резьбой и полуколоннами, позолочен червонным золотом, местами покрашен голубой краской. Устроен он был на средства церкви и пожертвования прихожан; позолочен в 1881 году на деньги купца Саввы Мартынова. Высота достигала 10, ширина — 9,5 аршин. Иконостасы придельных храмов были двухъярусными.
   Никольский храм получал немало пожертвований. Так, в 1896 г. крестьянин близлежащей деревни Михеево Михаил Алексеев подарил ему расписанный иконным письмом Животворящий крест с медным вызолоченным венцом, который был установлен с правой стороны амвона. Крест этот являлся точной копией чудотворного Животворящего креста Успенского собора города Дмитрова Московской губернии. Богатые ризы к некоторым иконам пожертвовали крестьянская вдова села Каюрова Акилина Илларионова и прихожанка из деревни Мельгунове Я. И. Качерыгина. Уже упоминавшийся выше строитель новой трапезной с двумя приделами В. И. Шокин на свои средства устроил в них двухъярусные иконостасы; туда же он пожертвовал два медных паникадила с 12-ю свечами каждое. Петербургский купец Илья Тунцов в 1897 г. для иконы «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» пожертвовал богатый иконостас. В 1880 г. купцом села Кимры В. О. Потапенко было подарено для холодного храма 2-ярусное медное паникадило с 18-ю свечами. Ряд подсвечников, лампад и крестов подарили храму Василий Шокин, Савва Мартынов и Яков Малюгин.
   Некоторые из прихожан и благотворителей получили архипастырское благословение. В 1912 году — церковный староста кимрского Покровского собора В. С. Губенков за пожертвование в храм серебряного креста с эмалью, кадила и облачений для священника и диакона [11]; в 1897 году — В.И. Шокин за пожертвование 150 рублей на ремонт храма [12]; в 1907 году — крестьянин И. А. Юкин за пожертвование 100 рублей [13]; в 1912 году — крестьянин деревни Глазово Яков Цедилин за принесение в дар металлических хоругвей [14].



Священник Никольского храма Александр Чекалов. Конец 19 века


   В 1886 г. при храме была открыта церковно-приходская школа, дававшая детям начальное образование. Заведующими школой и законоучителями обязательно являлись священники; учителя же имели как богословское, так и светское, как правило, педагогическое образование.
   1850 году причт храма состоял из священника Иоанна Пухлимского (который заступил на эту должность в 1825-м и оставил ее в 1856 году), диакона Максима Архангельского, дьячка Ивана Никольского (которого в том же году сменил А. Лебедев) и пономаря Ивана Петрова [15]. До конца 19 века священниками в храме служили: Павел Лебедев, Михаил Тихомиров, Павел Колтыпин, Александр Чекалов, Иоанн Васильевский.
   Причт храма в 1901 году состоял из священника Иоанна Васильевского и псаломщика Аристарха Новоселова. Церковным старостой являлся крестьянин из селения Агафониха Алексей Бачурин, избранный на эту должность в 1883 году [16].
   Прихожанами Никольского храма в указанный год были жители села Каюрова и деревень: Мельгуново, Плешково, Глазово, Тихоново, Семенково, Часовня, Харитоново, Осифьево, Скулино, Михеево, Хмелево, Бортниково, Агафониха, Фролеха. (Некоторые населенные пункты в настоящее время не существуют.)
   Осенью 1901 года священник Иоанн Васильевский был перемещен к церкви села Старобислова Калязинского уезда; его место в Никольском храме села Каюрова занял Владимир Рассудовский [17]. В январе 1910 года согласно прошения он был перемещен в Воскресенский храм, что в Понизовье Корчевского уезда (ныне Кимрский район), на место умершего отца, священника Петра Рассудовского; в Каюровский же храм был назначен священник Димитрий Постников [18]. В 1910 году ушел с должности диакона на псаломщицкой вакансии Аристарх Новоселов. В 1900 г. он за долголетнюю усердную службу был рукоположен в сан диакона; в 1910 году, за 50 лет усердной службы, награжден золотой медалью «За усердие». Место псаломщика в храме занял зять Аристарха Новоселова Николай Маслов. После его ухода некоторое время эту должность занимал Иван Журавлев. В 1913 году псаломщиком в Никольском храме становится Валентин Казанский.

   СУДЬБА ХРАМА ПОСЛЕ 1917 ГОДА

   После Октября 1917 года новая власть повела борьбу с религией. Храм переходит в собственность государства. 7 марта 1919 года он был передан местной церковной общине. Власти хотя и не препятствовали совершению богослужений, однако во многом осложняли церковную жизнь. Верующие были обязаны на свои средства ремонтировать храм, платить государству налоги и страховки, письменно испрашивать разрешения на проведение собраний, крестных ходов и т. п. Одновременно с этим власти пытались отлучить верующих от посещения храма, чинили всяческие препятствия священно-церковнослужителям. Так, были лишены т.н. избирательных прав священник Димитрий Постников и псаломщик Иван Журавлев [19]. В сентябре 1930 года Димитрий Постников по постановлению «тройки» ПП ОГПУ по Московской области был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) [20]. В его отсутствие некоторое время обязанности священника в храме исполнял Павел Дворяшин. Отбыв срок наказания, отец Димитрий вернулся в Каюрово. К этому времени у семьи Постниковых был отобран дом и священник поселился в церковной сторожке. За свою самоотверженную службу во благо Церкви Христовой Димитрий Постников был удостоен сана протоиерея. 28 октября 1937 года священнослужитель вновь был арестован. Следователь Молодец (фамилия немного изменена), допросив священника, обвинил его в антисоветской деятельности. Отец Димитрий отверг эти обвинения. 2 ноября 1937 года следователь передал дело на дальнейшее рассмотрение. 27 ноября того же года «тройка» УНКВД по Калининской области на основании обвинения по статье 58 п. 10 УК РСФСР приговорила Димитрия Постникова к расстрелу. 29 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован Димитрий Постников 26 марта 1989 года [21].
   В 1938 г. настоятелем храма становится митрофорный протоиерей Павел Никольский. В 1942 г. он был переведен в другой храм. Никольский храм перестал функционировать; по словам местных старожилов, два раза в год бывшие его прихожанки наводили в нем чистоту. Простояв в целости и сохранности в течение несколько десятилетий, распоряжением исполкома Кимрского райсовета от 13 мая 1963 года (согласно решения Калининского облсовета) храм был передан в ведение совхоза имени Калинина [22]. Иконы, другие церковные принадлежности из храма были вывезены. Совхоз устроил в его помещениях зерносклад.

   ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА

   По словам жителя села Каюрова Б. Н. Петрова, зерносклад и кормодробилка находились здесь до 1990 года. Первый молебен у стен еще закрытого на замок храма совершил в 1991 году настоятель Иерусалимского храма поселка Белый Городок иерей Александр Крюков. В последующие два-три года была образована религиозная община, избран церковно-приходской совет. Церковным старостой был избран Борис Петров. Из кимрского Преображенского собора сюда были привезены иконы и некоторые другие предметы для проведения богослужений. В течение ряда лет в храме, в дни религиозных праздников, включая престольные, кимрским духовенством совершались молебны с крестными ходами. У храма появилось немало добровольных помощников: заместитель старосты Людмила Подкорытова, Борис Гладков, Мария Жигалина и другие. В 1997 году здесь появился свой настоятель — иерей Александр Мальцев. Богослужения стали регулярными. В дни престольных праздников в храме собирались до 100 верующих из села Каюрова, близлежащих деревень и даже из города Кимры. Восстановление храма стало вестись активнее. Помощь оказывали совхоз имени Калинина, мебельная фабрика, руководитель базы отдыха «Колкуново», расположенной в несколько километрах от храма, Николай Селезнев (при участии своего брата Владимира) и другие. На их средства за несколько лет была восстановлена наружная часть храма, благоустроена территория, с западной стороны поставлено ограждение, частично приведены в порядок внутренние помещения.
   В октябре 2001 года отошел ко Господу настоятель храма, священник Александр Мальцев. На его место весной 2002 года назначается иерей кимрской Вознесенской церкви Павел Павивкин.
   Во время богослужений, а также в украшении и восстановлении храма настоятелю помогали и помогают Борис Петров, Мария Жигалина, Владимир Берестов (ушел из жизни в 2004 году), Юрий Комаров, Лидия Литвинюк, Людмила Пацаловская, Максим Гуляев, Зоя Коваль и другие. Богослужения стали совершаться в теплом (отапливаемом) приделе во имя апостола Иакова, брата Божия, а также — временами — в холодном храме (в летнее время) с главным престолом Николая Чудотворца. В мае 2002 года на колокольню храма были подняты 4 колокола. Самый большой из них, весом в 60 пудов, был отлит в г. Тутаеве (в надписи на колоколе указано старое название города — Романов-Борисоглебск) на заводе братьев Шуваловых на средства семьи Селезневых. 8 декабря того же года был освящен и поднят на колокольню пятый колокол весом в 100 пудов (более полутора тонн), отлитый на том же заводе на средства других благотворителей — семьи Семеновых. На обоих колоколах имеются изображения святых и надписи, говорящие о том, когда, где, на чьи средства они изготовлены. 21 декабря 2002 года, после богослужения, главный звонарь храма Христа Спасителя и храмов Московского Кремля, председатель Российского общества звонарей Игорь Коновалов исполнил колокольный звон. Верующие и все жители села были заворожены его непревзойденным мастерством [23]. Звонарем же каюровского храма до своей безвременной кончины в 2004 году становится алтарник Владимир Берестов; позже его сменил Максим Гуляев; затем его место занял алтарник Юрий Комаров; при необходимости эту функцию выполняют и другие служители церкви.
   5 октября 2006 года в нише полуяруса колокольни была установлена мозаичная икона Святителя и Чудотворца Николая. Икона эта, весом около 50 килограммов, была выполнена из фрагментов камней, собранных в Иерусалиме и его окрестностях, и подарена храму жителем Израиля Дмитрием Хрущом. Его отец, известный художник Валентин Хрущ, живший в последние годы в г. Кимры, похоронен (согласно завещанию) на кладбище Никольского храма села Каюрова [24].
   Храм постоянно реставрируется, обновляется. Подведен газ; оборудовано отопление; в приделах к тому же устроены теплые полы. Построен дом для настоятеля, строится 2-этажный приходской дом. Финансирует его строительство Юрий, дачник из д. Плешково.
   К Никольскому храму приписана часовня Рождества Пресвятой Богородицы в селе Абрамове. Часовня была возведена на месте бывшего Богородицерождественского храма в 2006 году, преимущественно усердием алтарника Преображенского собора г. Кимры Вячеслава Лобзова. В непосредственной близости от часовни, на склоне р. Волги, в 2008 году трудами Вячеслава Лобзова была возведена крытая обустроенная купальня над источником, с незапамятных времен считавшегося в народе целебным. Верующий Юрий Алексеев из Кимр здесь же обустроил еще несколько открытых источников и установил с помощью единомышленников большой металлический крест.
   В храме Рождества Богородицы села Абрамова, до его разрушения в 1940 году, находилась местная святыня — чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы [25]. От нее, а также от целебного источника, многие верующие получили исцеление от недугов.
   В приходе каюровского храма, почти на берегу реки Колкуновки, в лесной чаще, находится часовня равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, с источником, в народе слывшим с давних пор целительным. В 1920-30-е годы часовня была разрушена. Уже в наше время настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери поселка Белый Городок протоиерей Александр Крюков нашел в лесу у речки Колкуновки место бывшей часовни и источника. С того времени ежегодно священники Кимрского благочиния совершали на этом месте молебны. Восстановить часовню (точнее, построить заново) и источник взялся руководитель базы отдыха «Колкуново» Николай Селезнев. 20 августа 2003 года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния при большом стечении верующих из окрестных деревень и г. Кимры совершил чин их освящения [26].



Памятник священно-церковнослужителям храма в Каюрове. Фото. Поповой Валентины Петровны


   В 2004 году возле Никольского храма, на территории кладбища, в память всех служивших в нем священно-церковнослужителей, был установлен памятник с надписью:

   «Упокой, Господи, души
   усопших раб Твоих, всех
   священнослужителей и
   церковнослужителей Храма
   Святителя Николая Чудотворца
   села Каюрова»

   На плите, у подножия памятника, начертаны их имена. Памятник сооружен на средства полковника в отставке Виктора Святковича (умер в 2004 году). В 2005 году там же появился обелиск, посвященный селянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и перенесенный сюда из центра села. Ежегодно, 9 мая, возле него совершаются панихиды по погибшим защитникам Отечества.
   В настоящее время помощниками настоятеля храма являются: церковный староста Юрий Комаров (он же алтарник и звонарь), продавец свечей Лидия Литвинюк (трудится здесь около 15 лет), алтарники Сергей Чихалин, Андрей Шадрин, (а с недавнего времени им стал и Виктор Осьмеркин) и другие. Церковный хор состоит из Людмилы Пацаловской (регент) и певчих: Натальи Моляковой, Елены Суховой, Светланы Литвинюк, Татьяны Цигулевой, Елены Соколовой. Во время праздников к ним присоединяются Олег Сорокин с женой Лией.
   Храм восстанавливается, благоустраивается и украшается. В 2008-2009 гг. его купол был расписан иконописцами из г. Торжка во главе с Сергеем Олейником. Роспись велась на средства верующих — местных дачников Вячеслава и Геннадия, других православных христиан.
   Дел предстоит еще немало, но уже сейчас можно констатировать, что Никольский храм живет полноценной жизнью. В нем регулярно совершаются богослужения, а окрестности оглашает перезвон церковных колоколов. И недалек тот день, когда храм будет полностью восстановлен.
   Не так давно исполнилось 500 лет со дня первого упоминания Никольского храма в Каюрове в исторических источниках.

   ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Oп. 1. Ед. хр. 663; Тверские епархиальные ведомости. 1890. № 12. С. 336. Часть неофициальная. (В тексте об истории тверского Христорождественского женского монастыря имеется упоминание о жалованной грамоте царя Василия Ивановича от 1513 года на имя игуменьи монастыря Александры, в которой, в частности, упоминается и монастырская вотчина — село Каюрово с храмом).
   2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 3.
   3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 1, 2.
   4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 11, 12.
   5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1419. Л. 13.
   6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1433. Л. 2.
   7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1433. Л. 30 об.; 1 пуд — 16,38 кг. 1 фунт — 409 гр.
   8. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 77785. Л. 1, 2.
   9. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1.Д. 82103. Л. 1, 10, 14;
   10. 1 аршин — 71,12 см.
   11. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1912. № 11. С. 131. Часть официальная.
   12. ТЕВ. 1897. № 12. С. 123. Часть официальная.
   13. ТЕВ. 1907. № 14. С. 295. Часть официальная.
   14. ТЕВ. 1912. № 11. С. 131. Часть официальная.
   15. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 17196. Л. 1212.
   16. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 396.
   17. ТЕВ. 1901. № 23. С. 686. Часть официальная.
   18. ТЕВ. 1910. № 5. С. 68. Часть официальная.
   19. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 16. Oп. 1. Д. 13. Л. 136.
   20. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 20530-с. Л. 3.
   21. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д.20530-с. Л. 16.
   22. КМА. Ф. 16. Oп. 1. Д. 897. Л. 53.
   23. Кимрская независимая газета. 10 января 2003 г.
   24. Родник православия (газета Кимрского благочиния Тверской епархии). Октябрь 2006 г.
   25. Коркунов В.И. Это было, было… Тверь, 2008. С. 100.
   26. Родник православия. № 8. 2004 г.

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)

    (Фото. № 1 Сергея Гора и Ирины Алексеевой с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие. Фото. № 2 из издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015. Фото. № 3 Поповой Валентины Петровны.)
   


   Первые сведения об этом храме относятся к 1514 году. В летописи Святорождественского девичьего монастыря г. Твери, которому принадлежал храм, есть запись о церкви на погосте Каюрово.
   В 1628 году село было у Тверского Рождественского женского монастыря. В селе церковь Николая Чудотворца деревянная, двор попа, келья просвирницы, монастырский двор, где жил дворник, двор монастырского детеныша с одним человеком, три двора с двумя крестьянами и одним бобылем. В Писцовой книге 1678 года с Каюрово с деревнями Мельгуново и Тихоново числится за Тверским Рождества Христова девичьим монастырем и входит в состав Белгородского стана Кашинского уезда, в селе монастырский двор, где живет дворник с сыном, двор монастырского служки, у которого два сына и внук, один из сыновей приёмный "польской породы". В селе семь крестьянских дворов с 31-м крестьянином.
   В 1806 году - 20 дворов, 60 мужчин и 77 женщин. В селе церковь деревянная одноэтажная Николая Чудотворца без приделов.
   На месте деревянной церкви в 1828 году был построен каменный двухпридельный храм с престолами Святого Николая и апостола Иакова Брата Господня. В конце XIX века был пристроен третий придел с престолом Святому пророку Илии. В 30-х годах прошлого века храм был закрыт, позже в нем устроили зерносклад. В середине 90-х храм возвращен церкви, и с 1997 года в нем проходят постоянные богослужения.
   Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского, архиепископа, чудотворца, апостола Иакова, пророка Илии
   Настоятель: священник Павивкин Павел Николаевич
   Председатель приходского совета: священник Павивкин Павел Николаевич


   В наше время в полукруглой нише над входом в храм установили мозаичную икону с изображением Святителя Николая. Мозаика выполнена в Израиле из камней со святых мест, сыном известного художника В.Д. Хруща, который был похоронен на погосте села Каюрово.
   Недалеко от входа в церковь стоит высокая плита из черного мрамора. На ней отполированный крест, а ниже надпись: «Упокой Господи, души усопших рабов твоих, всех священнослужителей Никольской церкви села Каюрово». А на второй горизонтальной плите перечень священнослужителей церкви с 1514 года.


Фото. Поповой Валентины Петровны.


   С 1882 по 1897 г в Никольской церкви села Каюрово служил Александр Васильевич Чекалов
   Родился 16 августа 1857 г. в селе Белеутово Кашинского уезда, сын дьячка. В 1880 окончил Тверскую духовную семинарию. С 1.09.1880-псаломщик Калязинского Никольского собора. 20.09.1881 рукоположен во дьякона того же собора.
   8.09.1882 рукоположен во священника в с.Каюрово
   «Камень памяти» возле Никольской церкви с. Каюрово Кимрского р-на. «Упокой Господи, души усопших раб Твоих, всех священнослужителей и церковнослужителей Храма Святителя Николая Чудотворца села Каюрово»
   «1882-1897 о. Александр Васильевич Чекалов»
   Жена, Анна Николаевна, 1861 г.р. , урождённая Морошкина. Дети: Николай 1881г.р., Мария 1882 г.р., Вера 1883 г.р., Елизавета 1888 г. р., Антонина 23.02.1891.
   1.02.1889 награжден набедренником, 3.03.1893 утвержден в должности духовника,
   Из Тверских епархиальных ведомостей за 1897 г "На вновь открытую священническую вакансию при церкви села . Великий Двор, Калязинского уезда, 9 июня сего года перемещен священник с.Каюрова Корчевского уезда, Александр Чекалов".
   Тверской Епархиальный статистический сборник 1901 г. «Священник Александр Васильевич Чекалов 44-лет, с. Великий Двор Калязинского уезда, Александро-Невская церковь, в служении с 1880 г. священником с 1882 года, награждён скуфьёй в 1896 г.».
   В 1902 награжден камилавкою. 17.11.1907 утвержден в должности благочинного.
   Статья в газете "Тверские епархиальные ведомости" № 46 за 1908 г.
   «25-летний юбилей священника А.В. Чекалова».
   «Отец А.В. Чекалов – священник села Великий Двор, Калязинского уезда, благочинный 4-го округа того же уезда. В сентябре 1907 г исполнился 25-летний юбилей его служения в священном сане. Чествование его по сему случаю духовенством округа состоялось 23 ноября в храмовый праздник села Великий Двор»
   В статье отмечена скромность, присущая А.В. Чекалову, деликатность сердечная, одухотворённость, высокая нравственность и прямота. «Прихожане очень ценят своего пастыря, как отца духовного, как благочинного, как священника и как человека».
   Из Справочной книги по Тверской епархии 1915 г. «Священник Александр Чекалов, 57 лет, с. Великий двор Калязинского уезда (в р-не с. Талдом), Александра Невского церковь, на службе 34 года, из них 17 лет в с. Великий Двор.
   16-02 – 1930 г. Выездная сессия Кимрского округа рассмотрела дело по обвинению попа А.В. Чекалова… в создании контрреволюционной группировки.
   Приговор - высылка в отдалённые местности на 10 лет с конфискацией имущества. По делу проходили ещё два человека.
   Александру Васильевичу Чекалову было в то время - 73 года.


   С 1901 по 1909г в Никольской церкви села Каюрово служил Владимир Петрович Разсудовский
   Родился 8 июля 1877 г. с. Воскресенское, что в Понизовье Корчевского уезда. Окончил Тверскую духовную семинарию в 1898 году. С 1.09.1898 г по 12-02-1901 г — учитель Каюровской церковно-приходской школы. С 12-02-1901 по 1-091901 — учитель Понизовской церковно-приходской школы. С 1-09-1901 по 15-11-1901 — учитель Подберёзской церковно-приходской школы. 16-11-1901 рукоположен в священника к церкви села Каюрово.
   Жена, Надежда Михайловна, урождённая Колтыпина, дочь псаломщика села Стоянцы. Дети: Елена 1902 г.р., Михаил 1905 г.р., Константин 22.10.1911 г.р., Леонид 26.07.1914 г.р.
   «Камень памяти» возле Никольской церкви с. Каюрово Кимрского р-на. «Упокой Господи, души усопших раб Твоих, всех священнослужителей и церковнослужителей Храма Святителя Николая Чудотворца села Каюрово»
   «1901-1909 о. Владимир Петрович Разсудовский»
   6.03.1905 Владимир Петрович Разсудовский был награжден набедренником.
   В декабре 1909 г, после смерти своего отца Разсудовского Петра Семеновича, перемещён на его место к церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье, где служил до 1930 года. Пётр Семёнович Разсудовский умер 26(31)12.1909г., вскоре после смерти дочери - Ольги Петровны.
   Справочная книга по Тверской епархии 1915 г.: «Священник Владимир Разсудовский 38 лет, с .Воскресенское в Понизовье Корчевского уезда, Воскресенская церковь, на службе 14 лет».
   В отчете о состоянии церквей от 01.03.30 г. записано, что « в Понизовье священника нет, он сидит». Дальнейшую судьбу Владимира Петровича Разсудовского проследить пока не удалось. Будем благодарны за любые сведения о нём.



Начало служения В.П. Разсудовского в Никольской церкви села Каюрово. Фото. 1902 г.


   На обороте фотографии летящим подчерком Владимира Петровича Разсудовского надпись:
   "На добрую память дорогим Константину Дмитриевичу и Ольге Петровне (Чекаловым) от любящих Священника Владимира и Надежды Разсудовских. Генваря 13 дня".
   Его сестра - Ольга Петровна Разсудовская 1881 г.р. была замужем за другом детства Владимира Петровича, Чекаловым Константином Дмитриевичем 1877 г.р. Он был с 1902 г по 1907 г священником Присёлка Саболы Калязинского у-да, с 1907 по 1930 год священником церкви в селе Успение-Окатово Корчевского уезда. Осенью 1909 г., 28 лет от роду, Ольга Петровна умерла от туберкулёза, осталось пятеро детей.
   Священник, Чекалов Константин Дмитриевич, её муж, в октябре 1930 года был арестован, приговорён к трем годам лагерей. Умер в Бутырской тюрьме г. Москвы в начале 1931 года.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие., и материалам предоставленным Поповой Валентиной Петровной.)

    (Фото. № 4, 5 из архива Поповой Валентины Петровны.)
   


   После раскулачивания 1930 г. священник Разсудовский Владимир Петрович был выслан из пределов Московской обл., в которую в 1930 году входил Кимрский район. След его отыскался в информации по 1937 году.

   «Рассудовский Владимир Петрович

   Родился в 1877 г., Тверская обл., д. Понизовье; священник. Проживал: Владимирская обл., Петушинский р-н, д. Воспушка.
   Арестован 6 июня 1937 г.
   Приговор: 10 лет лишения свободы
   Дальнейшая судьба неизвестна
   Источник: Книга памяти Владимирской обл.»

   Владимиру Петровичу Рассудовскому было тогда 60 лет.

   Село Воспушка Владимирской обл. и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в тридцатые годы переживали трудные времена.

   «Церковь до разорения осталась на полотне художника из соседней д. Санино. Храм был побелённым, кровля выкрашена в зелёный цвет, сияли золотом кресты. Ещё в начале 1930-х гг. шла служба. А затем церковь вместе со страной взошла на свою Голгофу… Молча, онемевшая враз, без колоколов…»

   «Первым сел 3 февраля 1930 г. священник Александр Михайлович Руфицкий, 1874 г.р., приговорённый по либеральности эпохи «всего к 3-м годам концлагеря». Для пожилых людей лагеря чаще всего кончались смертью(…) Сёстры Руфицкие (или сестра) продолжали учительствовать в Воспушинской школе».

   С июня 1937 г. 4 священника этой церкви были репрессированы. «6 июня 1937 г. арестовали священника Владимира Петровича Рассудовского, 1877 г.р., приговорённого уже к 10 годам исправительно-трудовых лагерей».

   «30 августа 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов (1891-1937). Он родился в Москве, в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию. Ко времени ареста «не имел определённого места жительства». Расстрелян 13 октября 1937 г.

   27 октября того же года посадили другого воспушинского батюшку – Ивана Петровича Ситнова, 1881 г.р. Он потянул тоже на 10 лет лагерей».

   «4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в контрреволюционной агитации. Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Кончина 1937г. Московская о., пос. Бутово, "Бутовский полигон".
   Реабилитирован 07-04-1989 Прокуратурой Владимирской обл.»

   Батюшка - Иван Петрович Ситнов, 1881 г.р. Хотелось бы остановиться на этом имени подробнее. В ноябре 1930 года Иван Петрович проходил по делу о контрреволюционной группе села Успение-Окатово Кимрского р-на.
   В группу входили: Священник церкви с. Успение-Окатово с 1907 года по 1930 год, Чекалов Константин Дмитриевич 1877 г.р.; псаломщик этой же церкви с 1925 года по 1930 год, Ситнов Иван Петрович 1881 г.р., и, бывшая якобы крупная помещица, Лопатина Анна Васильевна 1891 г.р.



Ситнов Иван Петрович. Ноябрь 1930 г.


   Чекалов К.Д. и Ситнов И.П. по приговору по ст. 58 п.10 и 11 были высланы на 3 года исправительно-трудовых работ в Казахстан. Однако священник Чекалов К.Д. попал в результате в Московскую Бутырскую тюрьму. И умер там, как было сказано, от воспаления лёгких. Теперь известно, что в Бутырской тюрьме умерло в тридцатые годы более 300 священников и 72 священника были расстреляны. Места захоронения не известны.
   Рассудовский Владимир Петрович был другом с детства и братом жены Чекалова Константина Дмитриевича. Он служил священником в Никольской церкви с Каюрово, а после смерти своего отца в церкви погоста Воскресенского, что в Понизовье Кимрского р-на, в непосредственной близости от прихода Чекалова К.Д. в с. Успение-Окатово. В 30-м году был раскулачен и выслан за пределы Московской обл., в которую входил тогда Кимрский р-н. Он, конечно же, хорошо знал Ивана Петровича. Возможно, он помог устроиться, вернувшемуся из ссылки, Ситнову И.П. в селе Воспушка Владимирской обл.
   6 июня 1937 г. священник, Рассудовский Владимир Петрович, был арестован и получил 10 лет лагерей.
   30 августа 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян священник с. Воспушка Борис Сергеевич Недумов.
   Их место занял Ситнов Иван Петрович, уже прошедший арест, допросы, ссылку в Казахстан в 1930 г. Занял место священника в уже обреченной церкви. Иван Петрович знал, не мог не знать, какая судьба ждёт его в самое ближайшее время. И 27 октября того же года батюшка – Иван Петрович Ситнов, был снова арестован и получил 10 лет лагерей.
   4 декабря 1937г. арестован «Осия (Малиновский Михаил Васильевич), иеромонах» - расстрелян на Бутовском полигоне.
   Всего за полгода были арестованы 4 священника церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка. Двое из них расстреляны.
   Какая же сила заставляла этих людей, вставать одного на место другого. Закрывать церковь с. Воспушка в прямом смысле своей грудью.
   «В церкви оборудовали ремонтную мастерскую, в алтарной части установили электродвижок, а ворота разрушили, чтобы было удобнее загонять трактора в храм. В тот день, когда ломали и снимали колокола, возле церкви собралось много народу.
   К этому времени священника – отца Рассудовского – с семьёй и старосты Ивана Петровича Балашова уже не было в деревне. В одну из ночей их увезли в район органы НКВД.
    Некоторое время спустя из церкви стали выбрасывать и растаскивать книги и церковную утварь. Иконостас разрушили, когда сооружали МТС. Ну, а довершили разрушение представители следующих поколений, уничтожив кладбище, расположенное около церкви. На его месте были построены детский сад и несколько жилых домов».
   «Прав, бесконечно прав В. Солоухин: «Можно забыть и то, что во всё, начиная с книги, кончая росписью на потолке, вложен человеческий труд. Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды, матери, да и многие из живущих теперь. Неужели это место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». В Воспушке шаг этот сделали, детский сад построен на кладбище…»

   Прав В. Солоухин, обобщивший эту картину в стихотворении «Друзьям»:
   В чёрную свалены яму
   Сокровища всех времён:
   И златоглавые храмы,
   И колокольный звон».

   Что можно сказать, история трагичная и типичная для того времени. Остаётся только склонить головы перед мужеством священнослужителей Воспушкинской церкви. Они, как и тысячи других, знали, какая доля ждёт их, и занимали место ушедших, часто в небытие, своих сотоварищей по служению.
   В данное время идёт реставрация Церкви Иерусалимской иконы Божией Матери села Воспушка.

   ПОПОВА Валентина Петровна

   Источники:

   Жертвы политического террора в СССР
   Cityвой журнал. Книга Памяти. Том 2
   Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
   Народный каталог Православной архитектуры

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной и по материалам издания Релина Е.А. Словарь кимрских деревень: от "А" до "Я". - Кимры, 2004.)

    (Фото. № 6 из архива Поповой Валентины Петровны.)
    


   В 1667 году построена деревянная церковь. Церковь имела один престол Никольский. Священник о. Тихон Онуфриев. Освятил храм 22 мая Архиепископ Иосиф. В 1828 году построена каменная Никольская. Церковь имела 3 престола: главный святителя Николая, 2 - Апостола Иакова брата Христа, 3 - Пророка Илии. Церковь была освящена 19 декабря епископом Амвросием Протасовым. В селе Каюрово в 1700 году было 16 дворов, 92 жителя. В 1741 году 23 двора, 151 житель. В 1897 году 37 дворов, 230 жителей, число военных дворов, включая деревни 45, число жителей 159 мужского и 155 женского пола. В селе было 3 питейных заведения, хлебная лавка 1, плотницкая мастерская 1, сапожная 1, прачечная 1. В 1886 году в церковном доме была основана одноклассная церковно-приходская школа. Количество учащихся 66 человек, имелась мед. сестра, учитель Владимир Разсудовский, помощник учителя Клавдия Тихомирова.

   
     (По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)

    


Посмотреть всю карту