Пухлимо урочище (Пухлима) - Покровская церковь


   Село Пухлимо располагалось на противоположном берегу Волги от ныне существующего села Селище. Было затоплено водами Угличского водохранилища.

   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., начиная с листа 1508, за № 742, в Белгородском стану, село Пухлимо описывается так:
   «За боярином за Матвеем Михайловичем Годуновым что было преж сего за старицою за Олександрою боярина за Дмитреевскою женою Ивановича Годунова в вотчине село Пухлемское на реке на Волге а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы древяна клетьцки а церковь и в церкве образы и книги и ризы и всякое церковнoe строение боярское.
   А на церковной земле во дворе поп Никон Григорьев во дворе дьячок Игнашко Петров во дворе пономарь Онтошка Иванов келья просФирницы Онисьицы Семеновой дочери да на церковной земле бобылей во дворе вдова паподья Анница Парфеньева дочь, во дворе Овдошка Павлов, во дворе Якимка Михайлов да крестьянских дворов (следует перечень). Деревня Селища на реке на Волге, дер. Басовская на р. на Волге, дер. Семенищева Юрьевская тож, дер. Рослятина на р. на Волге, дер. Борисовская на речьке на Пухлемке да пустошей: Малыгино, Вахнецово, Афонасцево, Жуковцова на Жуковском ручье, Пустыня, Борок, Шепелево на ручье Шепелевском, Комашнино Улитино, Козульевская, пустошь, что была деревня Здыхова, Труфонцова, Горшкова, Коромохино, Тучаново на ручье на Пудице, Кирилово, Стрельцово на речьке на Печюхте, Киселева, Плеваково, Мининская Нарядово тож на реке на Печюхте, Игнатинская, Спиренская, Бояренцова, Гриденская, Козовино, Васильцово, Щепцова, пустошь, что был починок Трусов, Мартюшино, Манюшино, Чапинская, Шамина, Ильзина, Горшкова Смородино тож, пустошь, что была деревня Часовская...».
   В Кашинской Переписной книге 186 г., на л. 593, за № 716, сказано:
   «За стольником за Митреем Ивановым сыном Годунова село Пухлемское, а в нем на церковной земле во дворе поп Филип Тимофеев, во дворе понамарь Илюшка Иванов, во дворе просвирница Дарьица Тимофеева, да на церковной земле бобылей (перечень их дворов). Деревня Рослятино, дер. Лягушкино, Микулина, Шепелиха.»
   В клировой ведомости 1793 г. показано: «села Пухлемскаго... церковь была деревянная, без предела, во имя Покрова пресвятыя Богородицы; построена в 1767 году, а в 1792 году Ноября 24 со всею утварью сгорела; с 1795 г. строится каменная. Священник Иван кондратов, 30 л., из богословия, посвящ. в 1792 году. Церковной земли 40 десятин; 8 деревень; 151 двор; душ м. п. 646 ж. п. 695»
   В исповедной росписи 1740 г. сказано: «церковь Покровская, поп Петр Кириллов, 77 л.; в приходе 80 дв., 283 души м. п., 224 ж. п. В 1741 г. свящ. тот же Петр Кириллов и сын его Козма Петров (он же с 1750 до 1766 г.). В 1778 г. свящ. Александр Козмин».


   Церковь Покровская, построена в 1797 году, каменная, престолов два: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой великомученика Георгия.
   В 1901 году служили: Место священника вакантно. Диакон Димитрий Александрович Рождественский 31-го года, в служении с 1889 года, диаконом с 1896 года. Псаломщик Василий Петрович Аркадов 52-х лет, в должности с 1868 года.
   Прихожан в селе Пухлимо, в деревнях Никулине, Рослятине, Стрельчике, Шепелихе, Колкунове, Селищах, Гродневе, Басовской, Юрьевской - всего 229 дворов (667 мужчин, 928 женщин).
   В приходе сей церкви в деревне Рослятине была часовня, построеная в 1887 году.

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


В. И. Коркунов. Покровская церковь в селе Пухлиме


   Первое известие о храме в селе Пухлиме мы находим в Кашинской писцовой книге за 1628-1629 гг.: «За боярином Матвеем Михайловичем Годуновым, что было преж сего за старицою за Олександрою боярина за Дмитриевского женою Ивановича Годунова в вотчине село Пухлемское на реке на Волге, а в нем церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы древяна клетцки, а церковь и в церкве образы, и книги, и ризы и всякое церковное строение боярское… А на церковной земле во дворе поп Никон Григорьев, во дворе дьячок Игнашко Петров, во дворе пономарь Онтошка Иванов, келья просфирницы Онисьицы, Семеновой дочери, да на церковной земле бобылей во дворе вдова попадья Анница Парфеньева дочь…».
   Следующее упоминание в источниках о храме в Пухлиме относится к 1767 г. Это была также деревянная Покровская церковь без придела. Священно-и церковнослужителей в тот период времени было известно немало. В 1740 г. здесь служил поп Петр Кириллов. В 1744 г. определен дьячком Стефан Симеонов. В 1754 г. диаконом становится Давид Первухин. В 1756 г. становится диаконом сын священника Александр Козьмин. В 1759 г. священником числится Козьма Петров. В 1766 г. сын священника Михаил Козьмин становится дьячком. В 1768 г. дьячок Михаил Козьмин произведен в сан священника. В 1775 г. диакон Александр Козьмин произведен в сан священника. В 1781 г. место пономаря занял Василий Первухин; через 3 года ему было разрешено отправиться в Москву с целью подыскания для себя места служения. В 1791 г. на должность умершего священника Александра Козьмина заступил Иван Никольский.
   24 октября 1792 г. Покровская церковь «со всею утварью сгорела».
   Тайный советник, камергер, князь Сергей Михайлович Голицын (помещик был прихожанином храма) вознамерился построить на месте сгоревшего храма новый, каменный, с тем же наименованием. В ноябре 1792 г. он отправил тверскому владыке Иринею прошение благословить строительство каменного храма и выдать для этого храмозданную грамоту и новый антиминс. Преосвященный Ириней благословил князя на это богоугодное дело. В феврале 1793 г. была выдана храмозданная грамота, и строительство началось [1].
   В августе 1797 г. каменный храм во имя Покрова Богородицы был построен, оснащен иконами и другой необходимой церковной утварью. Князь Голицын обратился к тверскому архиерею с прошением освятить храм иеромонаху Авраамию из кашинского Клобукова монастыря. В сентябре того же года Ириней, архиепископ Тверской и Кашинский, послал указ иеромонаху Авраамию освятить храм, а также выдал освященный антиминс. Вскоре храм был освящен [2].
   В начале 1820-х годов уволен от должности по состоянию здоровья священник Иоанн Кондратьев [3]. На его место заступил Алексий Максимов. В 1835 г. умер священник Алексей Белюстин. В 1835 г. упомянуты в описи храма прибывшие священники: из храма села Белеутова Александр Садиков, а из храма села Тождественно Иоасаф Андреев. В 1840 г. должность священника занимает Евгений Ромодановский, окончивший Тверскую духовную семинарию.
   Возведенная в 1797 г. Покровская церковь была холодной (так назывались храмы, не имевшие отопления), в связи с чем появились сложности с отправлением в ней богослужений в зимнее время как причта, так и прихожан.
   В августе 1833 г. причт храма, церковный староста и прихожане обратились к тверскому архиерею Григорию с прошением о постройке на их средства при Покровской церкви теплого придела во имя св. Великомученика Георгия. Подписались под прошением священник Алексей Белюстин, диакон Василий Соколов, дьячок Иван Первухин, пономарь Петр Первухин, церковный староста и некоторые представители прихожан вотчины княгини Веры Федоровны Салтыковой. В начале сентября 1833 г. тверской архиерей благословил просителей на строительство теплого придела во имя вмч. Георгия Победоносца с обещанием пригласить архитектора, а также, чтобы строительство велось по составленному плану, а материалы использовались самые лучшие [4].
   Опись храма 1846 г. (дается с некоторыми сокращениями). Церковь была длиной 9, шириной 7 саженей, высотой 8 саженей 2 аршина. Стены снаружи и внутри оштукатурены и отбелены и не имели священных изображений. В церкви было два престола: главный — Покрова Богородицы и придельный храм (придел) с правой стороны во имя великомученика (вмч.) Георгия Победоносца. Внутри четыре крестообразно устроенные простенка поддерживали круглый свод (кумпол). Пол деревянный, некрашеный. В алтаре и на клиросе — лещадный. Окон 27, вверху 18 и 9 внизу. На церкви одна глава, крытая простым железом и окрашенная медянкой. На главе деревянный четырехконечный крест высотой в 2 сажени, обитый белой жестью и выкрашенный желтой краской, прикрепленный к главе железными цепями. Крыша покрыта железом и выкрашена медянкой. Три крыльца из белого камня без колонн. Входные деревянные двери устроены с западной, северной и южной сторон. Паперть каменная, расположена под колокольней. «Сия церковь с благословения преосвященного Иринея, бывшего архиепископа Тверского и Кашинского, выстроена в 1797 г. попечением и иждивением камергером Императорского двора князя Сергея Михаловича Голицына с помощью прихожан на собственную сумму и освящена в том же году неизвестно каким лицом. Придел же каменный выстроен по благословению преосвященного Григория, архиепископа Тверского и
   Кашинского, в 1835 г. попечением и иждивением прихожан с пособием кошельковой суммы под особым надзором прихожанина вотчины князя Петра Дмитриевича Салтыкова Филиппа Гаврилова и освящен в 1837 г. местным благочинным Михаилом Колоколовым».
   Придельная церковь (придел) в длину 7 саженей, в ширину 5 саженей и 2 аршина, в высоту 5 саженей [5]. В приделе столбов нет, 7 окон, пол деревянный, некрашеный. На приделе одна глава, крытая простым железом, выкрашена медянкой. На главе восьмиконечный крест высотой в 1 сажень, обитый белой жестью. Крыша на деревянных стропилах железная, окрашена медянкой. Вход один, с паперти, что и в главную церковь.
   Главный алтарь. Престол из елового дерева. На престоле — атласный антиминс палевого цвета, освящен Иринеем, архиепископом Тверским и Кашинским в 1796 году; в нем святые мощи. Жертвенник елового дерева. На горнем месте образ Спасителя без ризы. Над ним икона Знамения Божией Матери, Запрестольный образ Тихвинской Божией Матери в медной посеребренной ризе. Над полотняной плащаницей деревянный ковчежец для креста, носимого по приходу для водоосвящения, живописной работы, без оклада. Образ Преображения Господня без оклада.
   Алтарь придельного храма. Престол, на нем атласный антиминс желтого цвета; освящен тверским архиереем Григорием в 1837 году; в нем святые мощи. Жертвенник. На горнем месте образ Спасителя без ризы. Запрестольный крест. Образ Тихвинской Божией Матери, Спасителя с предстоящими, Покрова Божией Матери, образы мучеников Георгия, Флора и Лавра, мучеников Модеста и Власия в медной ризе.
   Одноярусный иконостас главного престола деревянный, с резьбой, по гладким местам окрашен голубой краской. Царские врата полуциркульные. Пять круглых образов: Благовещения и четырех Евангелистов. С правой стороны икона Спасителя без оклада с медным вызолоченным венцом. Южная дверь. На ней образ Архангела Михаила, икона Николая Чудотворца без оклада с медным посеребренным венцом, образ Казанской Божией Матери, Спасителя. С левой стороны Царских врат иконы Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Макария Калязинского, Архангела Гавриила, Воскресения Христова. Вверху, над Царскими вратами, Распятие Иисуса Христа с предстоящими. Под Распятием Христа — икона Тайной Вечери без оклада. По правую сторону образ царя Давида с пророками, по левую сторону — образы свт. Димитрия, митрополита Ростовского, прп. Сергия Радонежского, трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
   За правым клиросом образы Св. Троицы в позолоченном окладе в киоте за стеклом; подарены петербургским купцом 2 гильдии Егором Кустовым; икона Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца в медной ризе в киоте за стеклом, также пожертвованные Е. Кустовым…
   За левым клиросом образы Господа Саваофа…, подарены прихожанином д. Клокуново (Колкуново) крестьянином Егором Владимировым… Хоругвь на холсте у правого клироса. Хоругвь на холсте у левого клироса…
   Перед Царскими дверями амвон из белого камня наравне с алтарным полом. Перед иконостасом главного престола деревянная решетка токарной работы. Там же 2 деревянных клироса столярной работы, окрашенные голубой краской.
   Одноярусный иконостас левого придела деревянный, полукружный, с 10-ю колоннами-столбами с резьбой, вызолочен по гладким местам. Царские врата полуциркульные, решетчатые, с резьбой, вызолоченные, с 4-мя образами. Южная дверь — с изображением архидиакона Лаврентия, с левой стороны — Скорбящей Божией Матери; пожертвована в 1837 г. крестьянином д. Стрельчиха Василием Молчановым. Северная дверь, с изображением архидиакона Стефана и образом Николая Чудотворца в медной посеребренной ризе, пожертвованы в 1837 г. крестьянином Сергеем Маракушиным…
   За правым клиросом икона Тихвинской Божией Матери в бархатной ризе со стразами и с фольговым венцом и разноцветными камнями в застекленном киоте. Подарена петербургским купцом Егором Кустовым. За левым клиросом икона Тихвинской Божией Матери в медной вызолоченной ризе с венцом, в киоте; пожертвована в 1844 г. крестьянином д. Шепелиха Тимофеем Веселовым.
   Евангелие. В деревянных досках, обложено чеканным медным, посеребренным, с финифтью, окладом, с изображением Иисуса Христа и 12-ти апостолов. Отпечатано в 1794 г…
   Св. серебряный потир весом 1 фунт 20 золотников с образами Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Тело Христово приимите». Внизу надпись: «Сей сосуд с дискосом и крестом положен вклад от ея сиятельства княжны Елизаветы Михайловны, дочери генерал-адмирала Михаила Михайловича Голицына 1794 г. сентября дня». При нем серебряный дискос, серебряная звездица, серебряная лжица, стальное копие, 2 серебряных блюдца, серебряный ковшичек. Второй серебряный св. потир весом 1 фунт 15 золотников, снаружи и внутри вызолочен, на нем изображение, то же, что на первом потире, и надпись: «1837 г. куплен на церковное имущество». При нем серебряные дискос, звездица, лжица, копие, 2 блюдца, медный высеребренный ковшичек для теплоты. Ковчег серебряный, куплен в 1774 г. Крест напрестольный серебряный, вызолоченный, весом 1 фунт 20 золотников; пожертвован княжной Елизаветой Голицыной в 1794 г.
   Большое медное паникадило неизвестного веса с таковыми же подсвечниками в главной церкви (холодной), с хрустальными яблоками. Неизвестно, когда и кем куплено. Паникадило в приделе медное, посеребренное, с подсвечниками и подвесками, весом в полпуда. Куплено в 1837 г. на церковную сумму…. Старостинский медный колокольчик.
   Одежда для престолов и жертвенников… пожертвована петербургским купцом 2 гильдии Егором Кустовым в 1840 г. Верхняя одежда малинового цвета пожертвована в 1837 г. помещицей из с. Малышкова Калязинского уезда вдовой Екатериной Яковлевной Костомаровой. Риза золотой парчи пожертвована в 1839 г. московским 2 гильдии купцом Николаем Журавлевым…
   Библиотека. В шкафу: Требник 1796 г., Псалтирь 1791 г., Апостол 1679 г., Минея 1785 г. …
   3-ярусная каменная колокольня построена в 1779 г. вместе с церковью тщанием и иждивением князя Сергея Михайловича Голицына. Покрыта железом, окрашена медянкой. Крест на ней железный, выкрашен желтой краской. На колокольне 6 колоколов. Первый имеет вес 137 пудов 20 фунтов, лит в 1830 г. неизвестным мастером; на нем надпись:» Августа 23-го дня попечением священника Алексия Белюстина и князя Петра Дмитриевича Салтыкова и прочих крестьян усердников в селе Пухлимском». Второй, весом 25 пудов, куплен в Ярославле на средства прихожан и кошельковую сумму; без надписи. Третий, 12-пудовый, неизвестно кем и когда приобретен. Четвертый весит 5, пятый — 1 пуд; шестой — 30 фунтов [6].
   Ограда деревянная, с такой же решеткой, выкрашена в черный цвет, с деревянными же створчатыми воротами, выкрашенными голубой краской; с левой стороны — калитка. Строений при ограде нет. Церковный сторож живет близ ограды в собственном доме.
   Причт в 1850 г. состоял из священника Иосифа Андреевича Белогородского 47 лет, диакона Прокопия Козмича Смирнова 50 лет, дьячка Петра Васильевича Первухина 48 лет и пономаря Алексия Михайловича Честного 37 лет [7].
   Из наиболее значимых событий в истории храма отметим следующие. В 1835 г. епархиальному начальству отправлена просьба о разрешении перелить колокол. В 1849 г. — вновь прошение о переливке разбитого колокола.
   В 1881 г. здесь произошел такой случай. Церковный староста Петр Кощеев посылает тверскому архиерею жалобу на священника Димитрия Чекалова. В нем он обвиняет настоятеля во многих прегрешениях: не производится ремонт обветшавшего храма, взимается завышенная плата за погребения бедных усопших… Тверская консистория приказала провести дознание, которое поручили священнику храма с. Скнятина Михаилу Баженову. Священник опросил свидетелей. Димитрий Чекалов, в свою очередь, рассказал о своих достижениях: построена (вместо сгоревшей) новая сторожка, настелены полы, устроен иконостас; за погребение бедных прихожан брал денег совсем немного. Но в действительности храм требовал ремонта: восстановления штукатурки, купола, креста, поврежденных бурей в 1880 г., и многого другого. В результате дознаватель все же решил, что настоятель храма Димитрий Чекалов не виноват. Вероятно, староста, как говорится, не сработался со священником. Такое встречалось в храмах не столь уж и редко [8].
   Димитрий Николаевич Чекалов родился в 1837г. В 1859г. окончил Тверскую духовную семинарию и становится священником Покровского храма с. Пухлима. Супругой его стала Пелагея Иосифовна, дочь священника храма, что в селе Белый Городок, Иосифа Белогородского. В семье родились дети: Анатолий (1866 г.), Варнава (1866 г.), Александра (1874 г.), Константин (1877 г.), Владимир (1880 г.) (будущий священномученик) [9].
   В 1887 г. следует прошение прихожан о разрешении построить часовню в д. Рослятино. В 1893 г. — прошение причта и церковного старосты о разрешении заменить ветхие двери и иконы в приделе. В 1894 г. — ходатайство устроить новый иконостас в придельном храме. В 1897 г. — прошение прихожан об отводе на приходском кладбище отдельного места для погребения старообрядцев, которых в приходе было немало [10]. В 1898 г. — ходатайство о дозволении причту и старосте восстановить штукатурку, отбелить и покрасить крышу. В 1900 г. — просьба вызолотить иконостас. В 1901 г. последовала просьба о строительстве церковного дома. Тогда же вокруг церкви и кладбища появилась деревянная ограда с каменными столбами. В 1907 г. на средства прихожан была построена деревянная сторожка (вероятно, взамен старой).
   В адрес тверского архиерея порой поступали донесения о нетрезвости некоторых членов причта храма, об их ссорах между собой; чаще это стало происходить в конце 19 века. Епархиальное начальство принимало всяческие меры к нарушителям дисциплины.
   В 1900 г. место священника было свободно, диаконом же служил Димитрий Рождественский 31 года, псаломщиком — Василий Аркадов 52 лет. Прихожанами храма были крестьяне села Пухлима и деревень: Никулино, Рослятино, Стрельчиха, Шепелиха Калязинского уезда, а также соседнего Кашинского уезда, что за рекой Волгой — д. Селищи (в 1 версте от Пухлима), Колкуново, Гроднево, Басовское, Юрьевское. В приходе также имелась каменная часовня в д. Рослятино, построенная в 1887 г. а также, в д. Селищи, деревянная часовня в память равноап. Аверкия, епископа Иеропольского [11].
   27 мая 1903 г. церковь посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. Тягостное впечатление произвел на него храм, который нуждался в ремонте. Прихожан собралось мало, ученики школы, кроме одного, совсем не умели читать. Недавно прибывший священник ютился в церковной сторожке и стремился убыть в другой приход. Диакон жил в наемной квартире. Владыка призвал прихожан помогать храму, украшать его, а детей — читать и петь в церкви. Владыка также посетил часовню во имя Владимирской Божией Матери в д. Рослятино, построенную в память о пожаре, истребившем почти всю деревню.
   С 31 декабря 1906 г. по 7 декабря 1909 г. диаконом в храме служил Василий Троицкий [12].
   18 января 1907 г. священник Пухлимской церкви Иоанн Чередеев был перемещен в сельскую церковь Кашинского уезда [В].
   1 января 1907 г.умер псаломщик Василий Аркадов. 19 марта 1907 г. к церкви с. Пухлима на должность псаломщика прикомандирован бывший воспитанник четвертого класса Тверской духовной семинарии Михаил Судницын. 14 апреля 1909 г. он отбыл в храм села Данилова, а на его место заступил Федор Ивановский [14].
   6 октября 1909 г. становится псаломщиком бывший воспитанник Кашинского духовного училища Леонид Троицкий.
   17 марта 1907 г. в церкви появился новый священник — Василий Беляев, прибывший из Волоколамского уезда Московской губернии. Он женился на Ираиде, дочери бывшего местного священника Иоанна Карцевского [15]. В 1914 г. священником церкви значится Василий Беляев 33 лет, псаломщиком Леонид Троицкий 45 лет [16].
   Василий Михайлович Беляев выходец из духовного сословия. Окончил духовное училище в г. Звенигороде, в 1904 г. Вифанскую духовную семинарию. Работал учителем в начальном училище в Подмосковье. В 1907 г. рукоположен в сан священника и определен в Покровскую церковь с. Пухлима. Был законоучителем в Никулинском земском училище. В 1917 г. награжден набедренником. Его тещей являлась вдова священника Екатерина Алексеевна Карцевская [17]. В 1917 г. Василий Беляев перемещен на службу в Москву.

   После Октябрьской революции 1917 года жизнь храма, причта, прихожан изменилась. Декретом советской власти от 23 января 1918 г. Церковь была отделена от государства и школы.
   Покровский храм становится собственностью государства. В 1919 г. местной властью он передается Покровской религиозной общине с рядом ограничений, касающихся ее деятельности. Власти постоянно вели борьбу с религией, результаты которой можно увидеть и на примере Покровского храма, что привело в итоге к его закрытию и последующему разрушению.
   При советской власти в храме появился новый священник, Александр Андреевич Богоявленский. До 1919 г. Александр Богоявленский работал учителем в школе с. Старое Никольское. С 1920 по 1929 гг. служил в с. Пухлиме. Затем некоторое время трудился чернорабочим. В 1934 г. упомянут в храме с. Окатова Кимрского района.
   Диаконом (псаломщиком) в Покровском храме служил Леонид Николаевич Троицкий; здесь он служит до 1931 года, после чего перешел в храм села Пухлимо-Отрубнева (возле д. Папино Кимрского района); сколько времени он там пребывал, неизвестно, вероятно, недолго, тж. сведения о нем вскоре исчезают.
   14 января 1930 г. пленум Стрельчихинского сельсовета постановил закрыть Пухлимскую церковь и Рослятинскую часовню с последующей их передачей под культурные цели [18]. Вскоре в Рослятинской часовне был открыт ссыпной пункт.
   Последним священником храма являлся Николай Иванов. Родился он 21 ноября 1877 г. в г. Полоцке Витебской губернии. Окончил духовную семинарию. В 1914 году, во время Первой мировой войны, в период наступления германских войск, эвакуировался из Польши (входящей в то время в состав Российской империи), где служил священником. В 1929 г. «тройкой» ПП ОГПУ осужден на 3 года лишения свободы. Отбыв срок наказания, становится священником в Покровской церкви с. Пухлима. 3 октября 1937 г. вновь арестован. Обвинен в антисоветской деятельности. Свидетели: Чусов (сапожник Стрельчихинской промартели), Карелин. Иванов — должностные лица Стрельчихинского сельсовета. Обвинен в агитации против Конституции СССР, в срыве сельскохозяйственных работ в колхозе. Священник не признал обвинения. Следственное дело вел уполномоченный УГБ Кимрского ГО УНКВД сержант госбезопасности Молодец (фамилия по этическим соображениям немного изменена), оставивший о себе недобрую память. (Многие судьбы его подследственных были усугублены фальсификациями, что показали позднейшие передопросы свидетелей. В июне 1941 г., перед нападением фашистской Германии на СССР, власти, на основании жалоб осужденных и их родственников, вскрыли злоупотребления следователя. Какое наказание он понес, неизвестно). Обвинительное заключение по следственному делу Николая Алексеевича Иванова Молодец направил на рассмотрение «тройки» УНКВД. 1 ноября 1937 г. «тройка» УНКВД по Калининской области по ст. 58-10 (антисоветская агитация) постановила расстрелять последнего. Приговор был приведен в исполнение 3 ноября. Реабилитирован священнослужитель 28 декабря 1989 г. [19].
   Богослужения в храме были прекращены. В 1930-м или 1932 гг. церковь из-за отсутствия священника была закрыта. Решением властей она была передана в ведение колхоза.

   Со слов местного жителя Александра Уварова (ныне алтарника храма Иерусалимской Божией Матери в поселке Белый Городок Кимрского района), перед Великой Отечественной войной церковь сломали. Деревню из-за угрозы поднятия воды в реке Волге в результате строительства Угличского гидроузла перенесли на другое место. Вода поднялась почти до разобранного храма и кладбища. Жители села Пухлима были переселены в другие населенные пункты; к примеру, только в д. Сенькино было перенесено 5 домов. Кстати, его дед, Иван Федорович Уваров, был певчим в Пухлимской церкви.
   Со слов Тамары Торцевой (из пос. Приволжского), вода достигла кладбища; в одной могиле во время половодья даже обнажились останки погребенного.
   По воспоминаниям Евгения Шебаршина (родился в 1930-е годы в д. Селищи, на противоположном от с. Пухлима берегу Волги), солдаты разобрали церковь перед самой войной (или в начале войны). На месте бывшего села были посажены саженцы.
   Сейчас ничего не напоминает о селе и его храме. Не осталось даже фотографий церкви. Может быть, у кого-нибудь они сохранились?

   Примечания

   1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 2533. Л. 1-2.
   2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2535.
   3. Священник Иоанн Кондратьев. Вероятно, в указанное время он еще не имел фамилии, а именовался по имени и отчеству, что было принято в среде рядовых священно-и церковнослужителей почти до середины 19 века. Его сын, Алексий Иоаннович Никольский, служил священником в Вознесенской церкви с. Кимры.
   4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2538.
   5. 1 сажень равнялась 2 м 13 см; 1 аршин — 71,12 см.
   6. 1 пуд равнялся 16,38 кг; 1 фунт — 409,51 гр; Коркунов В.И. Тверские колокола. Москва, 2005. С. 31.
   7. Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине 19 века. Москва, 2015. С. 246.
   8. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2546.
   9. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16302.
   10. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 2551. Л. 1-5.
   11. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 315.
   12. После ликвидации диаконской вакансии в Пухлимском храме В. Троицкий стал диаконом в храме с. Старобислова Калязинского уезда.
   13. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1907 г. №3. С. 20.
   14. ТЕВ. 1909. №15.
   15. ТЕВ. 1907. №7
   16. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914.
   17. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018. Л. 388 об.
   18. Районная газета «Коллективная жизнь» (ныне «Кимрский вестник»). 14 января 1930 г.
   19. Тверской центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 2566-с. Л. 1-19; Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. 1 том. Тверь, 2000. С. 189.

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

   СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПЕРВУХИНЫ, БЕЛОГОРОДСКИЕ, ЧЕКАЛОВЫ

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 2509

   Лист 1
   Святейшего Правительственного Синода Члену Великому Господину Преосвященному Вениамину Епископу Тверскому и Кашинскому
   Всепокорнейшее прошение
   Нижайшего раба бывого Тверской Вашего Преосвященства епархиальной семинарии ученика школы риторики Давида Первухина о нижеследующем

         "1"

   В прошлом 753 году декабря 18 дня просил Ваше Преосвященство о определении меня нижайшего на праздное диакона место в село Медведицкое по которому моему прошению соблаговелено было женитца в каковое надежде я нижайший женился

         "2"

   А сего 1754 году февраля 4 дня по прежнему Вашему Архипастырскому приказанию утруждал Ваше Преосвященство о посвящении меня нижайшего на выше означенное место но по тому моему прошению мне нижайшему сказано понеже того ж села священника сын Иван Яковлев на тое место во диакона производится а имеется Кашинского уезда Белогородского стану
   Лист 1 оборот
в селе Пухлимском где я нижайший и родился при церкви Божией священник дьячёк и пономарь по одному а диакона не имеется а прихоцкие наличныя при оной церкви имеется более ста дворов а пашенной и сенокосной земли пять десятин в поле а в дву потомуж из чего диакону быть удовольствоваться как денежным и хлебным доходом так и пашенной и сенокосной землею можно без всякой нужды
   Того ради Ваше Преосвященство всепокорнейше прошу дабы милостивейшим Вашего Преосвященства благоразсмотрением меня нижайшего в вышепоказанное село Пухлимское соблаговолено было произвести во диакона и о сем моем всепокорнейшем прошении милостивое свое Архипастырское учинить решение
   1754 году февраля дня
   К сему прошению ученик школы риторики Давид Первухин руку приложил

   Лист 2
   По справке в духовной Его Преосвященства Консистории значится
   Кашинского уезда в селе Пухлимском при церкви Покрова Пресвятой Богородицы священноцерковнослужителей на прежде сего было священник дьячёк пономарь по одному
   а по ревизии 1744 года написано
   священник Косма Петров
   дьячек Семён Петров
   пономарь Стефан Семёнов
   священника Космы дети Александр 14 лет
   Михайло 4 лет
   После взятого во время разбору в военную службу дьячкова сына Макара дети
   Давид 12 лет
   Герасим 4 лет
   Прихоцких к тому селу показано девяносто пять дворов

   Лист 3
   Святейшего Правительственного Синода Члену Великому Господину Преосвященному Вениамину Епископу Тверскому и Кашинскому
   Всепокорнейшее прошение
   Нижайшего богомольца епархии Вашего Преосвященства Кашинского уезда села Пухлимского священника Космы Петрова о нижеследующем

   Как по первой так по состоявшейся в 744 году второй переписи в вышеозначенном селе Пухлимском при церкви Покрова Пресвятой Богородицы написано священник дьячек и пономарь по одному а диакона во оном селе никогда не бывало а ныне означенного села пономаря Стефана Семеонова племянник Давид Макаров просит Ваше Преосвященство о произведении в то село во диакона по которому его прошению а по подписании вашим Преосвященством о земле и приходе означенного села ............. и Консистории вашему Преосвященству предложения которым объявлено что в показанном селе Пухлимском приходских дворов 96 пашенной земли три десятины с половиной в поле а в дву потому ж сенного покосу хотя в справке и не показано однако в два пустоши имеется на которой становится сена две копны и ежели он Давид произведен во диакона довольствоваться будет определенной мне богомольцу Вашему с дьячком и пономарем земли нам нижайшим крайняя обида возпоследует понеже мы нижайшие без диакона будучи по большей части пашнею и сенною землею наймыдали и тем довольствовались
   того ради Ваше Преосвященство всепокорнейше прошу дабы повелено было означенному Давиду Макарову от вотчиника нашего пашенной так и сенокосной земли кроме определенной мне богомольцу Вашему с дьячком и пономарем на довольствие себе просить и о сем моем всепокорнейшем прошении милостивое учинить благоразсмотрение
   марта дня 1754 года
   К сему прошению села Пухлимского священник Косма Петров руку приложил

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 2511 на 6 листах 1756 год Лист 1

   Святейшего Правительственного Синода Члену Великому Господину Преосвященному Вениамину Епископу Тверскому и Кашинскому
   Генерала Адмирала Действительного Тайного Советника Сенатора и Кавалера Князя Голицына прошение о нижеследующем

         1

   Епархии Вашего Преосвященства вотчины моей Кашинского уезда села Пухлимского при церкви Покрова Пресвятой Богородицы имеется священник дьячек и пономарь а прихоцких дворов к той церкви принадлежит со сто и более пахотной земли по пяти десятин в поле а в дву потому ж где и диакону надлежит и я желав

         2

   А есть тоя ж церкви священников сын Александр Космин который подозрения препятствующего к диаконству никакого не имеет
   Того ради Ваше Преосвященство прошу дабы соблаговолено было вашего Архиерейского рукоположения показанного попова сына посвятить во диакона
   декабря 10 дня Михаил Голицын

   Лист 2
   1756 года декабря 23 дня в Ка............ Святейшего Правительственного Синода Члена Великого Господина Преосвященного Вениамина Епископа Тверского и Кашинского казённой конторе Кашинского уезда села Пухлимского священников сын Александр Космин допрашиван
   а в допросе показал у состоявшихся присягах в прошлом 1741 году в верности службы Ея Императорского Величества городов Твери в соборной церкви Преображения Господня и в 1742 годе Ея Императорского Высочества законному Наследнику Его Императорскому Величеству Благоверному Государю Великому Князю Петру Фёдоровичу в Кашину в Соборной церкви Воскресения Христова он Александр был на присяжные клятвенных обещаниях подписался, от роду ему двадцать пять лет женат первобрачным на священниковой дочери девке, по бывой в 744 году ревизии написан он в том же селе на диаконское место, в школах учился, в солдатех и матрозех и в протчих службах и в публичные наказания не бывал и в подушный оклад не положен, падучей и никакой вредной скорби расколу церкви Святой противности и другого никакова священному чину препятствующего подозрения не имеет и потаенных расколникову и противящихся Святой церкви никого не знает а ежели таковые вдруг чрез какие приметы усмотрит или онаго уведает оные не будет укрывать но будет об них доносить в духовную Его Высокопреосвященства Консисторию .............. ............. надлежит без всякого упущения
   В вышеписаном селе Пухлимском при церкви Покрова Пресвятой Богородицы священноцерковнослужителей прежде было и по означенной ревизии написнао Священник дьячек и пономарь по одному из которые при оной церкви диакона не имеется. При том селе пашенной земли по пяти четвертей в поле а в дву потому сенного покосу на тридцать копен прихотских наличных сто дворов и ежели он Александр по прошении того села вотчиника Генерала Адмирала Действительного Тайного Советника Сенатора и Кавалера Князя Михаила Михаиловича Голицына рукоположением Его Преосвященства во диакона произведен будет доходу означенного Генерала Михаила Михаиловича Голицына и отца своего священника Космы Петрова вобще долею довольствоваться будет без нужды и в сем допросе сказал он Александр сущую правду К сему допросу села Пухлимского священников сын Александр Космин руку приложил

   Лист 3
   Показанный священников сын Александр Космин Тайнства изучил. изустно десятисловие по изъяснению розумеет и о учении катихизическом наставлен
   Свидетельствую Калязинского монастыря Архимандрит ........
   По исповеди приведен к присяге в Тфери в церкви Живоначальной Троицы что в .....

   Лист 4
   Из Ставленического Святейшего Правительственного Синода Члена Великого Господина Преосвященного Вениамина Епископа Тверского и Кашинского стола Тферской епархии Его Высокопреосвященства Консистории Члену Отроча монастыря Архимандриту Иосафу

   В сведение

   Послан во оный Отроч монастырь Кашинского уезда села Пухлимского церкви Покрова пресвятой Богородицы новопосвященный диакон Александр Космин для изучения священнодиаконского служения которого приказать изучить в твердости и по изучении священнослужения под сим приказать свидетельство подписать прислать в реченный ставленический Его Преосвященства стол генваря 27 дня 757 года

   Лист 4 оборот
   Вышепоказанный диакон Александр Космин священнодиаконскому служению изучен в твердости
   свидетельствую Отроча монастыря иеродиакон Илларион

   Лист 6
   Паспорт Александра Космина для проезда в Санкт Петербург (внизу листа красная сургучная печать)

   Лист 6 оборот
   Вышепоказаный священников сын Александр Космин посвящен во диакона генваря 25 дня 1757 года Святейшего Правительственного Синода Членом Великим Господином Преосвященным Вениамином Епископом Тферским и Кашинским
   Вышепоказанному диакону Александру Космину Благословенная ставленическая грамота дана марта 21 дня 1757 года
   Таковую Благословенную ставленическую грамоту диакон Александр Космин принял и росписался

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 2516

   О произведении дьячка Михаила Космина во священника 1768 год
   на 6 листах Лист 1
   Великому Господину Пресвященному Гавриилу Епископу Тверскому и Кашинскому
   Прошение
   Кашинского уезда вотчины Его Сиятельства действительного Камергера Князь Сергия Михайловича Голицына села Пухлима церкви Покрова Пресвятой Богородицы от священника Космы Петрова о нижеследующем

         "1"

   Епархии Вашего Преосвященства при упоминаемой церкви Божией я именованый нахожусь с "742" году и по нынешней "768" год исправлении Божественной службы и в протчих прихотских надобностях хотя с немалыми по моему здоровью изнеможении токмо находился беспрепятственен

         "2"

   А ныне я именованый по старости моих лет пришел в наивящее нездоровье и немощь так что исправляема служба Божия бывает с немалою нуждою и дабы чрез те болезни мои и припадки и немощи: коими паче не могли в Божественной службе причинитца остановки желаю быть на мое место при показанной церкви Божией во священника сыну мое Михаила который при той церкви Божией находится действительным дьячком и что жития он добраго и подозрения никакого не имеет о том и о бытии на мое месте во священника предписанного села Пухлимского от владелца Его Сиятелства Князь Сергия Михайловича Голицына Вашему Преосвященству и прошение подано
   того ради Ваше преосвященство прошу за вышепредписаными моими болезненными припадками и для ноивящей немощи о посвящении ко упоминаемой церкви Божии на место мое предписаного сына моего Михаила в попа Ваше милостивое Архипастырское решение учинить
   генваря дня 1768 года
   К сему прошению священник Косма Петров руку приложил

   Лист 2
   Прошение Архиепископу Князя Голицына о назначении Михаила во священника

   Лист 3
   Дьячёк Михаил Космин в Консистории допрашиван
   а в допросе показал: .... от роду ему 33 года женат на церковнической дочери девке ...

   Лист 5 оборот
   по справке Консистории в прошлом 766 году в поданной от церковнослужителей сказке показано
   священник Косма Петров 67 лет
   дьячёк Михаил Космин 27 лет

   Лист 6
   Показанный дьячек Михаил Космин катихизическое учение изусно знает в твёрдости и по знанию разумеет изрядно
   Свидетельствую Кафедрального собора священник ..
   Вышепоказанный ставленник Михаил Космин у меня исповедался .......... которого сужду быти достоин иерейского сана
   Свидетельствую духовник иеромонах Иларион
   генваря 30 дня 1768 года
   Вышеозначенного ставленника Михаила Космина производящегося во священника к присяге приводил в загородной Его Преосвященства церкви Крестовый
   священник Филипп Петров
   генваря 30 дня 1768 года
   Показанный ставленник Михаил Космин во диакона произведен преосвященным Гавриилом Епископом Тферским и Кашинским в Тфери в загородней церкви Трёх Святителей что в Трехсвещенском 1768 года сентября 30 дня а во священника совершен того же года в приходской церкви Знамения Богородицы февраля 2 дня
   Гавриил Епископ Тферской
   Предписанному священнику Михаилу Космину священническая грамота за подписанием Его Преосвященства дана февраля 17 дня 1768 года
   Подлинную грамоту получил и росписался Михаил Космин

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 2518

   Об отрешении от должности села Пухлимского священника Космы Петрова 1772 г.

   Лист 2
   Святейшего Правительственного Синода Члену Преосвященному Платону Архиепископу Тверскому и Кашинскому и священно Архимандриту Святотроицкой Сергиевой лавры

   Бьёт челом Кашинского уезду Белогородского стану вотчины Двора Её Императорского Величества действительного Камергера Князь Сергея Михайловича Голицына села Пухлимского с деревнями церкви Покрова Пресвятой Богородицы священник Косма Петров а в чём моё прошение тому следуют пункты

         1

   Показанного села Пухлимского деревни Селищ крестьянин Василей Лазарев с прошлого 769 году минувшего сентября по 1 число сего 772 года находился в раскольнической ереси и чтоб тою ересью немочь научить протчих моей паствы крестьян и присоединить в тож самое душепагубное средство немалою чрез сие страстию чювствие мое были обременено и так исполняя мой долг чрез многочтимое увещевание старанием моим а особливо чрез Благодать Святаго Духа милостию Божией яко ис тмы освятился светом Евангелия Христова пришел в раскаяние которой в тож самое время по имеющемуся под упомнаемым увещеванием чиноположению введен в церковь Божию после чего исповедован и Святых Тайн причащен: и оставя то что по упоминаемому чиноположению Святым Миром помазывать миропомазанных невелено токмо по старости моих лет и по невидению против младости глаз моих оного не разсмотрел а по болшему требнику в коем в последовании Мефодия Патриарха Константинопольского в Глаголе 97 повелено отверхшися мук ради от Христа мазать Миром по ево раскольнической ереси предпочтя ево заравномерного соотверхшимся от Христа и засущаго врага Христова при том же и не веря ему что он по своей расколнической ереси не повторя истинного крещения Святым Миром ево помазал а напоследок осмотрясь об оной моей погрешности объявлял села Белгородок благочинному священнику Даниилу Иванову [которому мы в смотрение препоручены] в доме ево которой не объявляя мне что я себя тем поверг в наивящую погрешность но за сие еще похваляя меня взял с меня во оном подписку которую как я то учинил не с умыслу но по существу моего в том неведения беспрепятственно ему и дал и хотя вышеписанный бывший раскольник Василий Лазарев и просил меня чтоб ево привести к бракосочетанию токмо как я признал себя по совести виновна без произнесения Вашему Преосвященству об оной моей вине всенижайшей прозбы за миропомазание ево не венчал а обвенчал благочинный сам

         2

   Упоминавшего октября 20 дня нынешнего 772 года вышеписанного благочинного Даниила Иванова во упоминаемое село Пухлимо приехав и недопустя меня учинить подлежащей встречи единственно предъявя мне взятую с меня в миропомазании подписку от церкви Божией меня отрешил а на место меня именованного определил другого покойного господина Гурова Костомарова села Малышкина церкви Казанской Божьей Матери священника Ивана Матвеева почему видя себя от паствы моей отрешенна а особливо опасаясь за мою неумышленную погрешность ответа болие чювствием моим непобужден сыстинны о моей вине изъяснение представить пред высочайшее и щедротами преисполненное Ваше Архипастырское Благоразсмотрение прощен

   Лист 3
   Того ради Ваше Высокопреосвященство прошу в вышеписаной моей неумышленно и простотою наполненной вине чрез высочайшее Ваше Архипастырское милосердие для моей впредь в том предосторожности и по старости моих лет что я подлинно оного в чиноположении не разсмотрел милостивое разсмотрение учинить
   1772 года ноября дня священник Косма Петров руку приложил

   ГАТО Фонд 160 опись 8 дело 2521

   О производстве Кашинского уезда села Пухлимского диакона Александра Космина в то ж село во священника 1775 год на 29 листах

   Лист 3
   В духовную Святейшего Правительственного Синода Члена Преосвященного Платона Архиепископа Тверского и Кашинского и Архимандрита Святотроицкой Сергиевой Лавры Консисторию
   Доношение

   Кашинского уезда Белогородского стану благочинного села Белогородка священника Даниила Иванова

   ............ почтеннейше доношу ведомства моего села Пухлимского священник Косма Петров будучи болен умер нынешнего 1774 года сентября 9 числа о чём и Его Преосвященству доношение представляю

   Лист 4
   Святейшего Правительственного Синода Члену Преосвященному Платону Архиепископу Тверскому и Кашинскому и Архимандриту Святотроицкой Сергиевой Лавры Калязинского уезда села Пухлимского диакона Александра Космина

   Покорнейшее прошение

   В показанной села Пухлимского церкви имелся священник отец мой Косма Петров который по воле Божией сего октября 9 числа скончался почему как в церковнослужении так и во исправлении мирских треб случаются всякие нужды при том по долгу Христианскому для поминовения души ево желаем чтоб чрез 6 недель в селе нашем при церкви Божией отправляема была служба
   А есть того Кашинского уезда Пудицкого стану села Пухлема священник Павел Алексеев на место которого произведен сын ево Тимофей Павлов а он Алексеев празднен и покойному отцу моему имелся родственник и Отец духовный
   Того ради Духовную Консисторию покорнейше прошу означенного села Пухлема священника Павла Алексеева для служения и исправления мирских треб до определения к церкви Божией настоящего священника определить и о сем моем всепокорнейшем прошении милостивое учинить благоразсмотрение
   октября дня 1774 года

   Лист 4 оборот
   1774 года октября 20 дня в журнал написано о определении показанного престарелого священника Алексеева во оное село для служения впредь до настоящего дать ему а заизвестие благочинному послать указ

   Лист 14
   Прошение Князя Голицына Епископу Платону о назначении на место Космы Петрова сына ево Александра Космина во священника

   Лист 15
   Указ из Духовной Консистории благочинному села Белогородка священнику Даниилу Иванову

   Сего ноября 4 дня резолюцией Его Преосвященства на прошении Генерала Адмирала действительного Тайного Советника Камергера Сенатора и Кавалера Князя Михайлова сына Голицына о произведении вотчины его в то село Пухлимское диакона Александра Космина на место отца его во священника предписано оный диакон слушан: в чтении средственен петь по нотам не знает пения не дивного: дозволить ему из студентов избрать к дочери и кто изобран будет представить и консисториею определено ..........

   Лист 25
   Прошение Князя Голицына Епископу Арсению о назначении на место Козмы Петрова сына ево Александра Космина во священника августа дня 1775 года

   Лист 26
   допрос Александра Космина в Консистории .... а в допросе показал от роду имеет 45 лет действительного отца сын ........

   Лист 28
   775 года августа 30 дня вышеозначенный диакон Александр Козмин во иерея посвящен Преосвященным Арсением Епископом Тверским и Кашинским и Кавалером в Тверском Кафедральном Преображенском Соборе
   (на это место просились еще два соискателя)

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16239

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1782 год

   Лист 101
   Ведомость Калязинского уезда Белогородского стана села Пухлимского священноцерковнослужителям и их детям учинённая 1782 года

   Село Пухлимское церковь деревянная во имя Покрова пресвятой Богородицы без приделов в твёрдости утварью довольна построена 1773 года
   При оной церкви священник Александр Козмин 52 лет в школах не был в настоящий чин произведён 775 года
   Жена ево Федосья Гаврилова 45 лет
   Дети их: Устинья 20
   Иван 17
   Авдотья 10
   Диакон Иван Александров 24 года уволен из грамматики в настоящий чин произведен в 780 году
   жена его Аксинья Григорьева 24 года
   дети их Леонтий 4 года
   Иван 2 года
   Пономарь Василий Александров 19 лет уволен из информатории правящий должность по указу в стихарь не посвящён на настоящий чин произведен в 771 году
   Умершего священника Михаила Козмина жена вдова Окулина Яковлева 49 лет
   После собрания Ведомостей в 772 году из показанного села Пухлимского умершего пономаря Стефана Симеонова дети
   Ефим во Осташковский Житенный манастырь
   Иван в Калязинский манастырь для пострижения в монашество выбыли в 779 году.
   Приходских крестьянских дворов 141 по нынешнему межеванию пашенной и сенокосной земли отмежевано 38 десятин с половиною плану особливого не имеется а имеется в плане земли у вотчинника.
   У того села имеются в близости село Белгородок в 5 верстах
   В показанном селе Пухлимском помещики жительства не имеют а живут тоя церкви священноцерковнослужители и крестьяне в том селе вотчина действительного Камергера Князя Сергея Михайловича Голицына крестьянских 15 дворов в них крестьянство мужеска пола 69 женска пола 71 раскольников не имеется

   ГАТО Фонд 160 Опись 8 Дело 2530

   О определении Калязинского уезда в село Пухлимское того села пономаря Василия Александрова дьячком а на место в пономаря умершего диакона Ивана Александрова сына обучающегося в Кашинской гимназии Леонтия

         1789 год

   Лист 1
   Святейшего Правительственного Синода Члену Преосвященному Епископу Тихону Тверскому и Кашинскому Просит Тайный Советник и действительный Камергер Князь Сергей князь Михайлов сын Голицын а о чём тому следуют пункты

         1-е

   К состоящей в вотчине моей Калязинского уезда в селе Пухлимском церкви Пресвятой Богоматери чрез Ваше Преосвященство разсмотрение на место умершего диакона Ивана Александрова минувшего июня 3 дня сего 1789 года реченной церкви дьячек Гаврила Иванов посвящен во диакона а на место ево во дьячка никто еще не определен

         2-е

   а при означенной церкви в прошлом годе имеется пономарь Василий сын Александров, да предписан но та умершего диакона Ивана Александрова дети ис которых сын ево больший Леонтий Иванов по обучении грамоте находится ныне в Кашинской гимназии 14 лет кои жития и поведения хорошего и из оных желаю я быть показанным пономарь Василию

   Лист 1 оборот
   Алексееву при той церкви во дьячках а Леонтию Иванову на место ево в пономарях которой у матери своей в доме с детми умеет в пропитании вспомоществовать, а довольствоватца они умеють церковною землею которая к церкви отмежевана
   Того Ради Ваше Преосвященство прошу на место бывого дьячка а ныне диакона Гавриила Иванова о произведении к реченной церкви Божьей пред упоминаемых пономаря Василия Александрова во дьячка а Леонтия Иванова в пономаря Ваше Архипастырское разсмотрение учинить
   июля дня 1789 года к сему прошению Князь Сергей Голицын руку приложил
   1879 года в консисторский журнал написано: учинить обстоятельную выправку предложить к разсмотрению

   Лист 2 оборот
   По справке в Семинарском правлении
   Калязинского уезда в селе Пухлимо умершего диакона Ивана сын обучающийся в Кашинском духовном училище Леонтий Первухин в училище принят в 1788 обучается информатории понятия и успехов не худых от надзирателя в ведомости не замечен неспособным почему и продолжать учение может от роду имеет ныне 10 лет
   сентября 25 дня 1789 года

   Лист 3
   Тверской духовной Консистории в канцелярии по справке
   Калязинского уезда в селе Пухлимо при церкви Покрова Пресвятой Богородицы показано приходских по ведомости о церковнослужителях 784 года ............ 141 а по исповедному за 788 год экстракту 144 двора
   по штату быть положено
   священник
   диакон
   дьячек
   пономарь
   по одному
   в то число на лицо
   священник Александр Козмин 52 лет
   диакон Иван Александров умер
   дьячек Гаврила Иванов июля 3 дня сего года посвящен на место умершего диакона Ивана Александрова во диакона
   пономарь Василий Александров 24 лет женат ходил о грамоты пономарем с 787 года посвящен в стихарь
   поданным Его Преосвященству Святейшего Правительственного Синода Члену Епископу Тверскому и Кашинскому Тихону помещика села Пухлемского вотчинника Тайного Советника действительного Камергера Князь Сергей Михайлов сын Голицына прошением о определении пономаря Василия на место предписанного посвященного во диакона Гавриила Иванова во дьячка

   Лист 4
   Тверская духовная Консистория слушав выше предложенное прошение ..........
   в просьбе отказать
   мальчик пусть учится в школах: место за ним утвердить, в церкви чистоту наблюдать должна ево мать
   сентября 28 числа 1789 года

   ГАТО Фонд 160 Опись 1 Дело 16692

   Журнал Тверской Консистории 1796 год апреля 11 числа

   Прошение Калязинского уезда села Пухлимского пономаря Леонтия Иванова о дозволении ему явиться в Санктпетербург к Его Высокопреосвященству для посвящения в стихарь. По которому прошению Резолюцией Его Преосвященства предписано: вызвать в Консисторию или в духовное правление где освидетельствовать в чтении и пении и ежели достаточным окажется посвящения в стихарь то выслать: тож самое подтвердить и прочим имеющим указы чтоб без свидетельства духовных правлений безвременно к нам не являлись приказали: о высылке означенного пономаря Леонтия Иванова в консисторию для свидетельства также и для объявления вышеписаной Его Высокопреосвященства резолюции всем находящимся в Тверской епархии церковнослужителям не посвященным в стихарь куда следует послать указы
   1 мая

   ГАТО Фонд 160 Опись 1 Дело 18317

   Ревизские сказки Калязинского уезда 1795 год V ревизия

   Лист 161
   Село Пухлимское церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы
   1795 года февраля дня Тверской епархии и Тверской губернии Калязинского уезда села Пухлимского церкви Покрова Пресвятой Богородицы священник Иоанн Кондратьев с причетники по силу состоявшегося 1794-го года июня 23 дня Ея Императорского Величества и в народе публикованного указа, дали сию сказку о написанных при бывшей в 1782 году последней ревизии священноцерковнослужителях, и их семействам с показанием из того числа разными случаями убылых и после ревизии вновь родственных и прибылых, равным образом и о состоящих при сей церкви в праздности священноцерковнослужителях и о семействе обоего пола, не исключая самых малолетних и престарелых по самой истине без всякой утайки, а буде впредь обличены явится, или по свидетельству найдётся что кого либо утаили, то повинны по положенному по указам штрафу безо всякого милосердия


Выписка


   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16255

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1813 год

   Лист 83
   село Пухлимское
   Благочинный священник Иоанн Кондратов 47 лет из богословии во священника произведен в 782 году
   жена ево Евдокия Александрова 41 год
   сын их Алексей 14 лет в Кашинском уездном училище Никольский
   Дьячёк Василий Александров 50 лет из синтаксимы женат вторым браком определен в 1784 году в означенное село Пухлимское в пономаря в стихарь посвящен и грамоту имеет а в 1789 году дан перехожий указ в то село во дьячка священнику Иоанну Кодратьеву шурин
   жена его Федора Герасимова 50 лет
   дети их: Фёдор 19 лет в праздности
   Александра 17 лет
   Пётр 14лет
   Пётр же 12лет
   Ольга 4года
   Сыновья в Кашинском приходском училище по прозвания Первухины.
   Пономарь Леонтий Иванов 33 года в школах не был определен в 1797 году в стихарь посвящен грамоту имеет дьячка Василия племянник родной
   жена Татьяна Ильина 34 года
   дети их: Евдокея 14 лет
   Михаил 12 лет в Кашинском приходском училище Первухин
   Татьяна 11 лет
   Дмитрий 7 лет
   Иван 5 лет
   Марья 2 года

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16262

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1820 год

   Лист 151
   село Пухлимское
   Благочинный священник Иоанн Кондратов 54 лет
   жена ево Евдокия Александрова 48
   сын их Алексей 21 в тверской семинарии философии Никольский
   Дьячёк Василий Александров 57 лет из синтаксимы женат вторым браком определен в 1784 году в означенное село Пухлимское в пономаря в стихарь посвящен и грамоту имеет, а в 1789 г. дан перехожий указ в то же село во дьячка, священнику Иоанну Кондратову шурин
   жена ево Федосья Герасимова 57 лет
   дети их: Пётр 19 лет в Кашинском 1-м уездном училище Первухин
   Ольга 10 лет
   Пономарь Леонтий Иванов 40 лет женат первым браком определен на настоящее место в 1797 году в стихарь посвящен и грамоту имеет, дьячку Василию Александрову племянник родной
   жена ево Татьяна Ильина 41год
   дети их: Татьяна 18 лет
   Дмитрий 14 лет в Кашинском 2-м приходском училище Первухин
   Иван 12лет в Кашинском 1-м приходском училище Первухин
   Мария 8 лет
   Агрипина 5 лет
   Сергей полугода

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16280

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1840 год.
   Село Пухлемское
   «Священник Иосиф Андреев Белогородский 37 лет пономарский сын по окончании богословского курса в Тверской духовной семинарии был уволен с аттестатом 2 разряда. В 1825 году февраля 13 дня посвящен во диакона Калязинского уезда в село Белгородок к церкви Иерусалимской иконы Божьей матери. В 1827 году генваря 19 дня посвящен во священника Корчевского уезда в село Рождественно к церкви Рождества Христова Архиепископом Григорием бывшим Тверским а в 1835 году февраля 12 дня перемещен указом на настоящее место грамоту имеет.
   Жена ево Марья Максимова 32 лет
   Дети их: Илья Белогородский - 12 лет в Тверском уездном училище в нисшем отд.
   Иван - 3 года, Клавдия - 1 год
   Дьячек Пётр Васильев Первухин 38 лет.
   Жена Агрипина Леонтьева -39 лет
   Сын Григорий Первухин - 18 лет в Тверской духовной семинарии
   Пономарь Стефан Иванов Лебедев - 25 лет дьячковский сын из высшего отделения Тверского духовного училища в 1834 году определен на означенное место в пономаря в 1835 году в стихарь посвящен.
   Жена ево Агрипина Леонтьева - 26 лет.
   Дети их: Иван - 3 года, Алексей - 1 год
   Престарелый той церкви бывый дьячек Леонтий Иванов - 61 года живёт на пропитании зятя своего пономаря Стефана Иванова Лебедева.
   Жена его Татьяна Ильина -62 лет .
   Дети их: Татьяна - 38 лет
   Андрей Первухин - 17 лет по исключении из Тверского приходского училища из высшего отделения до приискания себе места определен в число послушников Кашинского Клобукова монастыря.
   Бывшего оной церкви дьячка Василия Александрова жена вдова Федосья Герасимова 76 лет живет на пропитании сына своего вышеписаного дьячка Петра Васильева Первухина».

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16289

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1850 год
   Ведомость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пухлемского
   1. Построена в 1797 году тщанием и иждевением Князя Сергея Михайловича Голицына
   2. Зданием каменная с таковою же колокольней крепка.
   3. Престолов в ней, два в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы , в приделе тёплом во имя Великомученика Георгия
   О причте означенной церкви
   Священник Иосиф Андреев Белогородский 47 лет пономарский сын. В семействе у него жена Мария Максимова - 42 лет
   Дети их: Илья Белогородский - 22 года в высшем отд. Тверской духовной семинарии. Иван Белогородский - 12 лет в высшем отд. Тверского духовного училища
   Михаил Белогородский - 9 лет в высшем классе тверского приходского училища
   Пелагея - 6 лет учится читать.
   Дьячёк Пётр Васильев Первухин 48 лет дьячковский сын из нисшего отделения Кашинского духовного училища в 1822 году определен к означенной церкви в пономаря, в 1823 году посвящен в стихарь, в 1834 году переименован во дьячка. Жена его Агрипина Леонтьева 49 лет.
   Просвирница вдова диаконица Анна Андреева 42 лет определена указом в 1841 году и жительствует в селе Белгородок почему и значится в Белгородской ведомости.
   Заштатные престарелый той церкви дьячек Леонтий Иванов 72 лет живёт на пропитании сына своего Корчевского уезда села Харитонова священника Ивана Леонтьева и жалованья от попечительства не получает, вдов.
   Дочь его девица Татиана 48 лет
   Престарелая вдова дьячиха Федосья Герасимова 86 лет живёт на пропитании сына своего вышеписаного дьячка Петра Первухина

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 16301

   Клировые ведомости Калязинского уезда за 1864 год

   Лист 206
   Ведомость о церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пухлимского
   1.Построена в 1797 году тщанием и иждевением Князя Сергея Михайловича Голицына
   2. Зделана каменной с таковою же колокольней
   3. Престолов в ней два в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы , в приделе тёплом выстроенном особо в 1837 году во имя Святого Великомученика Георгия
   4. Утварью и ризницей церковной достаточна
   5. Причта положено по штату 1846 года священник, диакон и пономарь, ныне состоит на лицо священник один, диакон на дьяческой вакансии, дьячёк на пономарском окладе и пономарь оставлены за штатом
   6. Земли при сей церкви усадебной 1 десятина три ста квадратных сажен, пашенной и сенокосной 34 десятины и 1100 квадратных сажен
   7. Домы у священноцерковнослужителей собственные на церковной земле
   8. На содержание священноцерковнослужителей штатного жалования 1860 положено сто шестьдесят восем рублей, по билету хранимому в церковной ризнице с капиталом три ста рублей процентов получено двенадцать рублей, денежного доходу получено в сем 1864 году 138 рублей 40 копеек содержание их посредственно.
   9. Здания принадлежащие церкви суть церковная сторожка деревянная при церковном кладбище
   10. Расстоянием сия церковь от духовной консистории в 125 верстах от Кашинского духовного правления в 40 верстах от уездного города Калязина в 35, а отместного благочиния в 50 верстах
   11. Ближайшие к сей церкви суть: Белогородская в 5, Медведицкая в 9 верстах.

   О причте означенной церкви

   Священник Дмитрий Николаев Чекалов 27 лет дьячковский сын по окончании курса учения в Тверской духовной семинарии был уволен с аттестатом 1 разряда. В 1861 году марта 26 дня посвящён во священника на настоящее место Преосвященным Филофеем Архиепископом Тверским и Кашинским. Заштатному священнику Белогородскому зять.
   В семействе у него жена Пелагея Иосифова 20 лет
   сын их Анатолий 2 года
   Дьячёк Пётр Васильев Первухин 62 лет дьячковский сын по исключении из нисшего отделения Кашинского духовного училища в 1822 году определён на настоящее место в пономаря , 1823 года июня 22 дня посвящён в стихарь Ионою Архиепископом Тверским и Кашинским, в 1834 году переименован во дьячка
   жена его Агрипина Леонтьева 63 года
   Заштатные и сиротствующие: Престарелый бывый той же церкви священник Иосиф Андреев Белгородский 61 года вдов живёт на содержании зятя своего вышеписаного священника Дмитрия Чекалова
   дочь его Елена 12 лет получает на содержание от попечительства 8 рублей в год

   В 1878 году Белогородский Иосиф Андреевич всё ещё числится заштатным священником с. Пухлима.
   Умер 19.09. 1888 г. в селе Глебово Тверская губерния Калязинский уезд.
   Причина смерти - «от престарелости».
   Скорее всего, он жил последние годы у своего сына Михаила Иосифовича Белогородского, служившего с 1865 г. по 1884 г, а может быть и далее, в Богоявленском Храме с. Глебово Калязинского уезда священником.
   В Богоявленском Храме с. Глебово Калязинского уезда с 1851 по 1865 г. служил священником и старший сын Иосифа Андреевича – Илья Иосифович Белогородский. С 1865 г он - священник церкви погоста Георгиевского при Хотче Калязинского уезда.
   В 1894 г. награждён орденом св. Анны, с 1898 г. - протоиерей.

   «В архивном фонде Тверской духовной консистории в клировой ведомости церкви села Пухлимо Калязинского уезда за 1880 год значится священник Димитрий Николаев Чекалов, 43 лет.
   Постоянный сотрудник Епархиального попечительства с 1866 года. Состоит законоучителем в Селищинском начальном народном училище с 1871 года, за усердную и полезную педагогическую деятельность в котором, по распоряжению г. Директора народных училищ, получил в 1877 году денежную награду в количестве 30 рублей».

   «Согласно избранию духовенства утвержден в должности члена Благочинного Совета с 1877 года. С 1878 года состоит катихизатором. 21 июня 1878 года награжден набедренником. Жалованья получает 108 рублей в год.
   Читает в год одну проповедь по назначению, двенадцать поучений и семь катихизических бесед. Поведения весьма хорошего. Находится в родстве с заштатным священником Белогородским, коему приходится зятем. Судим и штрафован не был.
   В семействе у него: жена Пелагия Иосифова, 36 лет.
   Дети: Анатолий (родился 17 марта 1862 года), 18 лет, воспитывается в 3 классе Тверской духовной семинарии на содержании отца
   Варнава (родился 10 июня 1866 года), 14 лет, в 1-м классе Тверской духовной семинарии, на содержании отца
   Александра (родилась 10 апреля 1874 года), 6 лет
   Константин (родился 20 октября 1877 года), 3 лет
   Владимир (родился 10 июля 1880 года)».
   Основание: Ф.160.Оп.1.Д,16302.Л.42, 44 об.-45об.»

   В Епархиальных новостях от 15-09-1883г
   «Священник Погоста Троицкого, что в Березняках, Калязинского уезда Андрей Плетнёв умер и на его место 5-09-1883 г перемещен св. села Пухлимо Калязинского уезда Дм. Чекалов».

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым и Поповой Валентиной Петровной.)

    


Посмотреть всю карту