Ромашкино - Троицы Живоначальной собор Ильинского Свято-Троицкого монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Собор Ильинского Свято-Троицкого монастыря.


   В начале 1908 г. женская община была переименована в Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь. Настоятельница его, мать Евстолия, была возведена в сан игуменьи. Тогда же был заложен грандиозный каменный соборный храм, стоимостью в полмиллиона рублей - сумма огромная для того времени. Вскоре игуменья Евстолия умерла. Погребена она была у алтаря в нижней (теплой) части собора. Новой настоятельницей с возведением в сан игуменьи указом Святого Синода была назначена монахиня этого же монастыря мать Евпраксия.
   Шли годы. Громадный соборный храм все больше и больше поднимался ввысь. 27 мая 1912 г. состоялось торжество по случаю поднятия креста на центральную главу храма. Когда был освящен храм, автору этих строк пока установить не удалось.
   В 1920-х годах был организован совхоз "Ромашкинский", на землях которого оказался и монастырь, что явилось еще одним поводом власть имущим для гонения монахинь. Вот только один из таких примеров. Местные власти организовали детские ясли и под предлогом устройства парка отдыха для детей ликвидировали монастырское кладбище. Власти препятствовали крестьянам — прихожанам посещать богослужения в соборе монастыря. Когда не стало священника Сергея Козырева (не исключено, что он стал жертвой репрессий как и большинство служителей церкви в то время), соборный монастырский храм уже не мог функционировать. Это обстоятельство давало в руки местным руководителям важный козырь для достижения своей цели — его закрыли.
   До сего дня можно видеть бывший собор монастыря со снесенными главами, с зиявшей в стене огромной рваной дырой от учиненного разрушителями взрыва, напоминающего собой израненного, но непобежденного сказочного великана и вызывая у изумленного зрителя чувство благоговения и сострадания.

   Из статьи Владимира Коркунова "Ильинский Свято-Троицкий женский монастырь"

   
     (По материалам сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие.)
    


Коркунов В. И. Из книги "Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь"


   Женская община быстро росла как по числу насельниц, так и по количеству возводимых жилых и хозяйственных строений. В связи с этим деревянный храм, вследствие своего малого размера (вмещал всего 100 богомольцев), выполнявший функции не только монастырского, но и приходского храма, к которому были приписаны крестьяне ряда окрестных деревень, требовал замены на другой, более вместительный, каменный.
   Работы по воплощению этого замысла начались уже в 1901 г. с оформления документов, составления и утверждения проекта храма, его чертежей. В строительном отделении губернского правления проект и чертежи были рассмотрены и одобрены.
   21 марта 1901 г. архитектор П. Виноградов принял на себя обязанность (подписку) по наблюдению за работами во время строительства храма в Свято-Троицкой женской общине: "Я, нижеподписавшийся, сим свидетельствую, что имею право производить постройки на основании выданного мне диплома из Московского художественного общества от 1886 г. февраля 25 дня за № 667. Принимаю на себя руководство по постройке каменного 3-х престольного собора во всем согласно утвержденным чертежам строительным отделением Тверского губернского правления от 1901 г. февраля 22 дня... Классный художник архитектуры Петр Алексеевич Виноградов. Жительство имею в Москве, Сретенской части, 1 участка по Б. Спасскому переулку, д. №19" [1].
   Вскоре на территории женской общины началось возведение грандиозного храма. Строительство его было оценено примерно в 500 тыс. рублей - огромная сумма по тем временам.
   Строительные работы продолжалось (с перерывами) долго - около 20 лет - до дня освящения храма. Этапы его возведения можно частично узнать из переписки (донесений, прошений) между Корчевским полицейским управлением (контролирующим ход строительства храма), Тверским губернским правлением и Тверской духовной консисторией.
   3 ноября 1903 г. корчевской уездный исправник Докучаев сообщает в Тверское губернское правление, что в Свято-Троицкой женской общине идет возведение стен строящегося храма. В конце 1904 г. Докучаев докладывает о выведении фундамента и возведении части стен. Когда будет построен храм, он сказать не может. В настоящее время денежных средств нет. В сообщении исправника от 7 января 1907 г. говорится, что строительство храма еще не окончено.
   В 1907 году, когда собор был возведен до сводов, деньги для дальнейшего строительства стали заканчиваться. Начальница обители Евстолия подала прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию о разрешении выдать книгу для сбора пожертвований на окончание строительства храма в Тверской епархии насельницам Свято-Троицкой общины. Тверской архиерей не только дал свое благословение на это богоугодное дело, но и обратился к Московскому и Петербургскому архиереям с просьбами разрешить производить сбор пожертвований на строительство храма в Свято-Троицкой обители. Таким образом, сбор пожертвований сразу в трех епархиях оказался как никогда кстати [2].
   Для помощи в проведении строительных работ, в 1909 г., на монастырской земле (пустоши), были построены кирпичный завод, три сарая и флигель для проживания рабочих и сторожей.
   26 октября 1910 г. помощник корчевского исправника доносил в Тверь о том, что постройка храма еще не окончена. За строительством теперь уже наблюдает московский архитектор Михаил Черкасов.
   27 мая 1912 г. на центральную главу нового храма при большом стечении народа был поднят крест, что зафиксировано на фотоснимке.
   31 июля 1912 г. корчевской полицейский исправник рапортует в Тверское губернское правление о том, что каменный храм отделан, кресты поставлены. Внутри храма идут штукатурные работы [3].
   В "Справочной книге по Тверской епархии на 1915 год" о соборном храме сказано:... "В настоящее время закончена постройка 3-х престольной церкви..." [4].
   8 марта 1915 г. губернский архитектор В. Назарин осмотрел новопостроенный храм, после чего составил следующий акт: "Я, нижеподписавшийся губернский архитектор В. Назарин, прибыл в Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь Корчевского уезда Тверской губернии, производил осмотр вновь выстроенной каменной церкви в присутствии начальницы монастыря, при чем нашел следующее: в настоящее время постройка церкви закончена, все работы произведены правильно, прочно, из материалов надлежащего качества, согласно утвержденного протокола строительного отделения Тверского губернского правления от 22 февраля 1901 г. за №41. Ввиду чего препятствий на освящение церкви и совершения в ней богослужения с технической стороны не встречается". Подписали акт осмотра храма губернский архитектор В. Назарин и настоятельница Св.-Троицкого Ильинского женского монастыря игуменья Евпраксия [5].
   Освящение же соборного храма состоялось только через несколько лет, вероятно, в связи с какими-то недоделками, переделками и другими сложностями.
   Соборный храм Свято-Троицкого Ильинского общежительного монастыря был освящен 14 мая 1917 г. епископом Старицким Арсением, викарием Тверской епархии. Нижний теплый (отапливаемый) храм в полуподвальном помещении во имя Николая Чудотворца, свт. Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, освящен 14 октября 1918 г. местным благочинным, настоятелем Никольского храма села Пухлимо-Отрубнево (что у деревни Папино) протоиереем Николаем Алексеевым в сослужении местного духовенства в присутствии монахинь, послушниц монастыря и при большом стечении верующих [6].
   Величественный соборный храм псевдорусской формы стилистически соотносится с элементами эклектики. Храм пятиглавый, все барабаны украшены декором в духе древнерусского зодчества 16-17 вв. Центральные прясла увенчаны бочкообразной формы закомарами-кокошниками с круглой нишей в центре. Ширинки, стрельчатые кокошники, килевидные наличники - все эти элементы заимствованы из архитектуры допетровской Руси. Ближе к зодчеству нового времени - рустовка первого яруса. С запада собор имеет развитой притвор-паперть, увенчанный небольшой главкой [7].
   До нас дошли описи собора, составленные в 1917 (1918) и 1919 гг. Представим их в некотором обобщении и сокращении.
   Главный престол собора освящен во имя св. Живоначальной Троицы. Придельный храм (придел) по правую сторону - во имя Тихвинской Божией Матери, придельный - по левую сторону - во имя Иоанна Предтечи и вмч. Георгия Победоносца. На храме 5 больших глав; сам он покрыт железом. Шары (вероятно, составители описи имели в виду т.н. яблоки в нижней части креста) на главах медные, вызолоченные. Главный крест на храме из дерева, покрыт вызолоченной медью. 4 малые креста - цинковые. Внутри храм оштукатурен и отбелен. Пол во всем храме и в алтарях из терракотовых плиток. Длина храма снаружи 23, ширина 14 сажень (1 сажень - 2 м 48 см). Высота до верха карниза 70 аршин. Больших окон 39. Высота иконостаса над главным престолом 21, над боковыми приделами - 18 аршин (1 аршин - 71,12 см).
   Алтарь главного придела (Живоначальной Троицы) имеет полукруглую форму, весь расписан живописью. Престол кипарисный, в металлической высеребренной одежде. На престоле серебряный вызолоченный ковчег, украшенный эмалями под стеклянным футляром. Жертвенник из простого дерева с мамврийской крышкой, на нем парчовая одежда. Запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери на выкрашенных тумбах. На горнем месте икона Воскресения Христова живописной работы.
   Алтарь левого придела полукруглой формы. Стены его еще не расписаны. Престол кипарисового дерева, в металлической высеребренной одежде, на престоле серебряный, вызолоченный ковчег с украшением из эмали под стеклянным круглым футляром. Жертвенник из простого дерева. На нем парчовая одежда. Над жертвенником на стене пять икон разного размера. Запрестольный крест с запрестольным образом Божией Матери на выкрашенных тумбах. На горнем месте икона в золотой раме без стекла.
   Алтарь правого придела полукруглой формы. Стены его расписаны живописью. Престол кипарисный, в металлической вызолоченной одежде. На престоле серебряный вызолоченный ковчег с украшением из эмали под стеклянным круглым футляром.
   Иконостас главного придела 5-ярусный, с витыми колонками. В первом ярусе (нижнем), на Царских вратах (дверях), шесть образов: Благовещения Пресвятой Богородицы (композиция из двух образов) и четырех Евангелистов. Над Царскими вратами образ Тайной Вечери, с правой стороны от Царских врат - икона Св. Живоначальной Троицы, рядом с ней в рост - три Святителя. По левую сторону от Царских врат - Царица Небесная на троне с Богомладенцем, с ней рядом три Святителя: Николай Чудотворец, Димитрий Ростовский и Арсений Тверской в рост. Северная дверь в алтарь - с иконой Архангела Гавриила, южная дверь - с иконой Архангела Михаила. Во втором ярусе - иконы 12-ти праздников; в третьем ярусе, над Царскими вратами - Деисус, по сторонам его 12 апостолов в рост; в четвертом ярусе - иконы с изображениями пророков в рост; в пятом - иконы с изображениями святых праотцов. Над Царскими вратами икона Господа Саваофа.
   Иконостас правого придела, окрашенный бирюзовой краской, с витыми колонками в 4 яруса. На Царских вратах первого яруса шесть образов: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов. Над ними, вверху, изображение евангельского мотива "Моление о чаше Спасителя". С правой стороны от Царских врат икона Спасителя в рост, рядом икона преп. Евпраксии и икона вмч. Димитрия Солунского. По левую сторону от Царских врат - икона Тихвинской Божией Матери. Северная дверь в алтарь - с иконой архангела Рафаила. За северной дверью - икона (в рост) московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Рядом с ней икона пророка Ильи. Второй ярус - с иконами 12-ти праздников, третий - с иконами святых. Над Царскими вратами икона Печерской Божией Матери. В четвертом ярусе - изображения святых. Над Царскими вратами в четвертом ярусе - Коронование Царицы Небесной.
   Иконостас левого придела идентичен правому.
   Первый ярус. На Царских вратах изображения: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов, над ними - круглая икона "Распятие Иисуса Христа". Справа от Царских врат - образ Спасителя в рост, рядом икона Иоанна Предтечи и вмч. Георгия Победоносца. По левую сторону Царских врат - образ Иверской Божией Матери. Слева дверь в алтарь с иконой первомч. архидиакона Стефана.
   Во втором ярусе - иконы 12-ти праздников. В третьем ярусе - лики разных святых. Над Царскими вратами икона Софии, премудрости Божией, выше ее - образ Воскресения Христова. Оба придела иконостаса заканчиваются вызолоченными крестами без изображения Спасителя.
   На солеи храма 14 бронзовых вызолоченных подсвечников большого и среднего размеров, 8 медных лампад к иконам нижнего яруса и 2 - серебряные.
   У правого клироса игуменское место. К нему по лицу поставлен образ Живоначальной Троицы в выкрашенном и вызолоченном иконостасе под стеклом. Сия икона прислана с горы Афон, из Русского Пантелеймонова монастыря, с благословением на начало устройства обители. Перед иконой находится серебряно-вызолоченная лампада и посеребренный подсвечник.
   Внутри собора четыре каменные колонны (столпы, поддерживающие своды). Две передние колонны с правой и левой сторон обставлены иконами разных святых в иконостасах с резьбой без позолоты. На лицевой стороне правой колонны, в большом вызолоченном иконостасе под стеклом - икона Божией Матери, именуемой "В скорбех и печалех Утешение" в серебряной, вызолоченной, с эмалью ризе с частицами св. мощей Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, вмч. Пантелеймона, вмч. Димитрия Солунского, св. мчч. Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия. Над Царицей Небесной изображены св. угодники с частицами св. мощей. Вес ризы 3 фунта 2 золотника. Сия св. икона прислана в дар монастырю с горы Афон, от Андреевского скита, где и была освящена. Перед иконой повешена сребровызолоченная, с эмалью, лампада. Внизу - в футляре под стеклом - икона Успения Божией Матери в бисеро-вышитой ризе. Эта икона прибыла из Старого Иерусалима за Патриаршею печатью. Перед иконой установлен медный вызолоченный подсвечник. Рядом, в иконостасе, помещена икона Божией Матери, именуемая "В скорбех и печалех Утешение"; по правую сторону - икона Божией Матери "Отрада" или "Утешение". Выше ее главы, на деке, врезан сучок от мамврийского дуба, на котором изображена ветхозаветная Святая Троица. Сия св. икона прислана с горы Афон в дар от настоятеля Андреевского скита архимандрита Иосифа. К ней привинчен подсвечник. С левой стороны - икона Божией Матери, именуемой "Достойно есть", с подсвечником.
   У левого клироса главного придела, в выкрашенном и вызолоченном иконостасе, под стеклом, находится икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. На ней подвешен медальон, в котором хранится частица пояса Царицы Небесной. Перед иконой находятся вызолоченная лампада и посеребренный подсвечник.
   У левой передней колонны, по лицу, в большом вызолоченном иконостасе, под стеклом, в рост - икона прп. Сергия Радонежского художественной работы, с частицей гроба преподобного. Венец вышит сестрами монастыря золотом, с украшением из камней. Сия икона освящена на мощах прп. Сергия Радонежского. Перед иконой - серебряная вызолоченная лампада и медный вызолоченный подсвечник. Рядом с нею икона Тихвинской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе весом 9 фунтов 83 золотника.
   На солеи левого придела, у стены, в иконостасе, выкрашенном бирюзовой краской - образ Иверской Божией Матери, над которым повешена лампада. Рядом, на стене у северного выхода, в киоте под стеклом - Спаситель в темнице. Тут же, в киоте за стеклом - иконы Царицы Небесной "Скоропослушницы" и прп. Евстолии. Над образами повешены лампады. Возле окна - Голгофа с распятием Спасителя с предстоящими по бокам Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Перед распятием гробница, выкрашенная белой краской с позолотой, на которую и положена плащаница, вышитая золотом.
   К западу от северного выхода, на стене, в золотом киоте под стеклом - образ Смоленской Божией Матери с лампадой. Рядом с ней, в киоте под стеклом, иконы: "Образ Нерукотворный"; мучеников Гурия, Самона и Авива; мучеников Иоанна Воина, Вонифатия, У ара, Василия; сщмч. Харалампия и Антипа. Три пары хоругвей (две из них украшены эмалью). Еще бархатная, вышитая золотом плащаница малого размера с эмалевым венцом блгв. кн. Александра Невского и прп. Сергия Радонежского весом 14 фунтов.
   Евангелия. Два Евангелия в лист бархатные, в серебряном вызолоченном окладе. Евангелие в ½ листа в серебряном вызолоченном окладе. Евангелие в восьмую долю листа бархатное, в сребровызолоченном окладе. Евангелие в лист в медном окладе. Три Евангелия в ½ листа в медном окладе. Евангелие в ¼ листа в медном окладе.
   Шесть серебряных, вызолоченных крестов. Два креста в медных окладах.
   Паникадила. В главном приделе - серебряное, в левом - вызолоченное, с украшением из эмали.
   Всего кадил 8. Из них 5 - медных и 2 - серебряных. Выносных подсвечников - 6. Из них 2 позолоченные, остальные - посеребренные. Еще 4 малых выносных подсвечника для девочек. 2 шкафа, 4 дивана... на хорах собора 4 шкафа, из которых 3 для облачений и 1 для церковных книг, 2 комода с выдвижными ящиками для подризников и воздухов. 1 катафалк для покойников. 70 полных облачений для священников и диаконов, 1 архиерейское облачение из белой парчи. Всех подризников 39, пелен - 31, покровов - 12, полотенец для аналоя - 19, полторы дюжины полотенец для алтаря. 3 бархатных ковра к престолам, 3 бархатные тропки.
   Нижний теплый храм (под собором) во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Стены оштукатурены и отбелены. Освящен 14 октября 1918 г. местным благочинным, настоятелем Никольского храма с. Пухлимо-Отрубнево (возле д. Папино) протоиереем Николаем Алексеевым. Высота храма (придела) 5 аршин, длина 10 сажень, ширина 8 сажень (не считая алтарей). (1 аршин - 71,12 см, 1 сажень - 2,13 м). Пол бетонный.
   Алтарь. Престол из простого дерева с кипарисной крышкой, с парчовой одеждой.
   На престоле серебряный вызолоченный ковчег под стеклянным футляром весом 1 фунт 66 золотников (в описи антиминсы не указаны!). На горнем месте, в раме, икона "Воскресение Христово". Запрестольный крест на выкрашенной тумбе. Запрестольный образ Божией Матери.
   Иконостас в один ярус, голубого цвета с позолотой, с иконами живописной работы. На Царских вратах шесть икон: Благовещения Пресвятой Богородицы (два образа) и четырех Евангелистов. Сверху - икона "Тайная вечеря". С правой стороны от Царских врат икона Спасителя в рост. На южной двери, ведущей в алтарь - икона архангела Гавриила. Рядом - икона свт. Алексия, митрополита Московского. По левую сторону от Царских врат икона Божией Матери с Богомладенцем в рост. Северная дверь алтаря с иконой архангела Михаила. За дверью - иконы: Николая Чудотворца, Благовещения, кн. Александра Невского и преп. Сергия Радонежского.
   На солеи нижнего храма подвешены 4 посеребренных подсвечника. На левой стороне иконостаса иконы в киотах: Казанской Божией Матери, свт. Питирима Тамбовского, свт. Феодосия, архиепископа Черниговского с частицей одежды святителя.
   У левого клироса икона Тихвинской Богоматери, перед ней висит лампада. У правого клироса в иконостасе под стеклом изображение св. Алексия, митрополита Московского, рядом икона Живоначальной Троицы, 2 лампады и подсвечник. Рядом, в киоте под стеклом, иконы: Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского; лампада. В другом киоте, тоже под стеклом, изображение Спасителя; лампада. В вызолоченном и выкрашенном иконостасе малые иконы: Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в серебряной ризе, Живоначальной Троицы; возле них 2 лампады.
   Голгофа с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. У креста подвешена лампада. На столике в парчовой одежде поставлен ковчежец с мощами блгв. кн. Анны Кашинской и блг. Михаила Тверского; перед ними высеребренный подсвечник. В киоте под стеклом образ Державной Богоматери, новоявленной. С правой стороны от иконы - место и посох игуменьи.
   Два паникадила малого размера. Правый и левый клиросы. Голгофа с предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом. Икона прп. Евпраксии и св. праведн. Анны с вышитыми на них венчиками.
   По стенам нижнего храма повешены иконы небольшого размера: Успения Богоматери, Казанской Богоматери, Знамения Божией Матери, Спаса Нерукотворного, Богородицы "Споручницы грешных", "Исцеление расслабленного" в серебряной ризе, преп. Мефодия Пешношского в выкрашенной раме под стеклом. 2 пары хоругвей с медными древками. Шкаф в алтаре для церковной утвари, стол, 4 скамьи, 2 аналоя, свечной ящик, часы, висячий фонарь.

   После Октябрьской революции 1917 г. монастырь из духовного ведомства перешел в ведение государства.
   3 апреля 1919 г. Ильинский волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов в лице его уполномоченных В.И. Ершова и Озерова по договору передал соборный храм при женском монастыре религиозной общине верующих из деревень Мануково, Б. и М. Аксеново, Василево, Морщихино, а также монахиням и насельницам Свято-Троицкого Ильинского монастыря вместе с богослужебными предметами и другими зданиями в бессрочное пользование по описи с рядом условий, ограничивающих деятельность монастыря. Периодически представители местной власти осуществляли проверку сохранности ценностей и богослужебных предметов. Религиозная община должна была оплачивать налоги, страховки, ремонтировать собор и т.д. В 1917-1918-м и в 1919 гг. были сделаны описи соборного храма; в начале 1930-х гг. произведена последняя его опись [8].
   Дополним наше повествование рядом фрагментов описи храма, составленной в начале 1930-х годов - перед его передачей под нужды совхоза "Ромашкино".
   ...Церковь двусветная (окна расположены на двух уровнях); высота ее от пола до подошвы купола 20 метров; с подвалом под основной частью. На первом этаже оборудованы три алтаря, на высоте 9 метров - хоры.
   В центральной части подвала два алтаря, остальные его части приспособлены под складские помещения и установку двух печей-калориферов. В подвале всего шесть малых окон, поэтому помещение полутемное.
   Соборный храм каменный, пятиглавый, покрыт железом. На главном куполе медный вызолоченный крест. На других куполах кресты цинковые, на медных вызолоченных шарах. В храме три входа и выхода с двойными дверями. Под собором, в подвальном помещении, находится зимний храм...
   Внутри собора четыре каменных упорных столба. У второго правого столба, под стеклом, в футляре - маленькая гробница, сверху риза, шитая серебряными нитями и бисером с разноцветными камнями. Рядом со столбом стоит переносная икона. Три металлические хоругви с художественной резьбой... Одно большое деревянное кресло под красно-коричневое дерево, обитое зеленым сукном, подножная часть обита войлоком (кресло игуменьи). У четвертого упорного столба, слева, помимо икон, три металлические хоругви с художественной резьбой и небольшими иконами.
   Посреди собора подвешено большое паникадило, лампады - в два яруса. С левой стороны висит второе паникадило, поменьше, в три яруса, окрашенное в позолоту. С правой стороны небольшое паникадило белого металла, со свечами в два яруса. Около четвертого столба, под стеклом, гробница Спасителя, окрашенная в белый цвет с позолотой. На гробнице два покрывала, одно бархатное, вышитое золотом, второе вышито цветами. Небольшой аналой, на котором стоят две иконы. Одна металлическая хоругвь с малой иконой.
   Собор имеет 3 престола, которые отделены большим иконостасом, окрашенным розовой краской, с художественной резьбой, покрытой позолотой. На нем 113 икон в четыре и пять ярусов. Перед алтарем имеется возвышение (амвон). Три аналоя обтянуты материей; четыре деревянных аналоя простые, один - этажеркой... По всему храму расставлены большие подсвечники, обтянутые полотном (чехлами) - всего 19 штук. 11 больших подсвечников (без чехлов), 3 малых переставных. 7 деревянных диванов, 4 деревянные скамейки, 3 деревянных стола, 3 венские табуретки, 3 простые табуретки, 2 переносные лесенки....шкафы ...10 бархатных ковров, 2 простых ковра, 1 напрестольный крест слоновой кости, 3 креста металлические, позолоченные, 3 дарохранительницы, 2 серебряные ложечки для причастия, 6 металлических чаш для причастия, 9 металлических кадил, 6 просфорных тарелок, 2 походные дарохранительницы в чехлах... 15 облачений поповских, 15 облачений дьяконовских, 2 металлические хоругви с иконами, 2 полотняные хоругви, 1 бамбуковый посох.
   Нижний этаж храма (полуподвал) имеет два алтаря с небольшими иконостасами. В левом иконостасе 6 икон и 7 - на дверях... Запрестольная икона на полотне в раме попорчена от сырости; образ Николая Чудотворца в серебряной ризе, один запрестольный крест, один семисвечник, иконы... Перед алтарем одно паникадило белого цвета.
   В алтаре правого придела, за стеклом, 2 большие иконы, 6 икон, попорченных сыростью, 7 литых подсвечников, 2 большие металлические лампады, одно 2-ярусное паникадило, 3 металлические хоругви, иконы, 6 подсвечников. Один малый жертвенник, покрытый парчой. Кресло игуменьи красного дерева, обитое зеленым сукном с позолотой.
   5 разных икон, 1 свечной ящик, 1 металлическая купальня.
   Одно 2-ярусное металлическое паникадило в разобранном виде, 4 больших подсвечника желтого металла в упаковке, новых, 2 больших многосвечника с мраморной подставкой, 6 многосвечников, 14 подсвечников малых... 8 аналоев, одно мягкое кресло, 1 запрестольный деревянный крест, 3 лампады с разноцветными камнями, один футляр из-под гробницы, 2 металлических фонаря... Под описью стоят подписи представителей: Кимрского райисполкома, а также местной власти из с. Ильинского - Л. Левинсона [9].
   В 1921 г. в Поволжье разразился голод. Для борьбы с ним власти прибегали к различным мерам, в том числе, к изъятию части ценностей из храмов и монастырей страны (это в меньшей степени коснулось и музеев), с тем, чтобы использовать их для закупки за рубежом продовольствия для голодающих губерний.
   Подобная акция была проведена 14 мая 1922 г. в соборном храме Свято-Троицкого Ильинского женского монастыря. Во время процедуры изъятия церковных ценностей присутствовали: игуменья монастыря Евпраксия, священник Сергий Козырев, члены церковного совета. Изъятию подлежали: серебряный вызолоченный ковчег весом 6 фунтов 36 золотников, серебряный ковчег весом 5 ф. 63 з., серебряный ковчег весом 1 ф. 66 з., девять серебряных потиров, одно евангелие (вес оклада 4 ф. 60 з.), четыре серебряных креста общим весом 3 ф. 30 з., два серебряных кадила, одна серебряная лампада (вес 1 ф. 18 з.), серебряные ризы с икон прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Александра Невского, серебряные, риза с изображением "Исцеление расслабленного" весом 1 ф. 92 з., риза с иконы Тихвинской Божией Матери весом 9 ф. 82 з., серебряный ковчег весом 17 з. (дометрическая мера веса: 1 фунт - 409,5 грамм; 1 золотник - 4,26 грамм). Для богослужений было оставлено только самое необходимое.
   С начала 1920-х годов в храме появился новый священник, Сергий Козырев. Точную дату вступления его в должность автор очерка не нашел; служил же он в нем, вероятно, до закрытия монастыря.
   В 1924 г. диакон монастырского храма Иоанн Бушуев убыл в Тверь; на его место заступил диакон Знаменской церкви с. Петровского Кимрского уезда Вячеслав Архангельский [10].
   24 июня 1926 г. на заседании Кимрского уисполкома было принято решение передать уездному военкомату 2-этажное здание Свято-Троицкого Ильинского монастыря.
   В 1920-х годах был организован совхоз "Ромашкино", на землях которого оказался и монастырь. Местные власти старались всячески препятствовать крестьянам - прихожанам посещать богослужения в соборе монастыря. Когда не стало священника Сергея Козырева, те и вовсе прекратились [11]. Это обстоятельство дало в руки местным руководителям еще один важный козырь в пользу закрытия собора.
   Следует отметить, что механизм закрытия храмов осуществлялся по хорошо отлаженной стандартной схеме. Власти на низовом уровне принимали решение о закрытии того или иного храма; затем они ходатайствовали об этом в вышестоящие органы, от которых практически всегда получали положительный ответ. Не стал исключением из этого правила и Свято-Троицкий Ильинский монастырь. Проследим, как все происходило.
   2 февраля 1929 г. президиум Кимрского УИКа постановил: ликвидировать Ильинский женский монастырь. Земельные угодья, постройки, сельскохозяйственных животных, инвентарь по описи передать Тверскому губсельтресту; здания церкви и кладбище — Ильинскому волисполкому. Монахинь выселить в течение месячного срока со дня приема монастыря губсельтрестом.
   В 1931 г. пленум Ильинского сельсовета вынес следующее решение: "Принимая во внимание, что религиозная община распалась, здание монастыря не охраняется и учитывая острую нужду совхоза в зданиях, ходатайствовать перед Кимрским райисполкомом о передаче монастыря под клуб и совхозную школу". Одновременно в Кимры было направлено заявление группы граждан д. Мануково - прихожан монастырского храма, об их отказе от церкви (полученное под явным нажимом властей). Кимрский райисполком (РИК) одобрил решение пленума Ильинского сельсовета и, в свою очередь, направил ходатайство с просьбой санкционировать закрытие монастыря в Московский областной исполком (МОИК). Все это время продолжалась неравная борьба между властями с одной стороны, и группой верующих - с другой. Первые ратовали за закрытие храма, вторые желали его отстоять. Пока продолжалась эта бумажная эпопея, включающая в себя дополнительные запросы из центра, просьбы верующих оставить им храм, местные власти, не дожидаясь официального распоряжения и сгорая от нетерпения, уже в 1931 г. отобрали у церковного старосты В.А. Белова хранящиеся у него ключи (числом 31) от монастыря и изъяли все монастырское имущество и ценности.
   8 декабря 1933 г. МОИК в лице комиссии по вопросам культа постановил: Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь закрыть.

   ПРИМЕЧАНИЯ

   1. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 11.
   2. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 8577. Л. 1-7.
   3. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 14, 15, 17, 19, 22.
   4. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914. С. 462.
   5. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 83609. Л. 36.
   6. ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 11. Л. 86.
   7. Архитектурное описание собора сделал на основании фотографии по просьбе автора этих строк тверской ученый, автор ряда книг по истории, искусству, архитектуре России А.М. Салимов.
   8. ГАТО. Ф. Р-641. Оп.1. Д. 1410. Л. 1-44; ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 11.
   9. Кимрский муниципальный архив (КМА). Ф. 221. Oп. 1. Д. 2. (Документы Кимрского архива до 1930-1940-х годов не так давно были отправлены на хранение в Тверской архив).
   10. Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кимры, 2015. С. 75.
   11. Священник Владимир Рассудовский в дневнике упоминает о своем посещении иеромонаха Агафангела (в другом месте иеромонаха Рафаила) в Троицком Ильинском женском монастыре в 1929 г. (1930?) Из текста дневника не ясно, служил ли Агафангел в монастыре или он только проживал в нем некоторое время. Дневник Владимира Рассудовского опубликован в 2015 г. его внучкой Еленой Колеровой (составитель - протоиерей Алексий Шевчук).

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Свято-Троицкий Ильинский женский монастырь / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2016.)
    


Троицкий собор.

Троицкий собор Ильинского монастыря Корчевского уезда Тверской губернии.
Поднятие креста. 27 мая 1912 года. Фото. из архива В.И. Коркунова.


Соборный храм был освящён в 1917. Нижний тёплый храм освящён в 1918 г.

Деревянная церковь Александровская, по некоторым сведениям, сгорела в 1920-х годах. 

Священник Сергей Козырев служил в деревянном храме, наверное, и в каменном соборе. О нём почти ничего не известно. Супругой его была Анна Ивановна. (Одногодок).

Священник С. Козырев служил, наверное, до 1928-1929 гг.

Cвященник А.Л. Чекалове служил в монастыре с 1911 г. Служил и в 1922 г. Но до какого года не известно.

10-03-2014 В.И. Коркунов

 

Службы велись в церкви Александра Невского, где служил с 1911 г. священник Александр Леонидович Чекалов.  Родился 19 день месяца марта 1888  в селе Романово Кувшиновского уезда Тверской губ. , в семье священника Леонида Никифоровича Чекалова. 

Ф. 575. Оп.1. Д. 651. Копии аттестатов. Л. 279.

Свидетельство.

«Воспитанник Тверской Духовной Семинарии, сын умершего священника с. Романово Тверского у. Тверской епархии, Леонида Чекалова – Александр Чекалов, родившийся в 19 день месяца марта 1888 г, по окончании полного курса учения в духовном училище – Тверском поступил в августе месяце 1902 г. в Тверскую Духовную Семинарию, в коей обучался по июнь месяц 1909 г. и при поведении отличном показал успехи…».

Из Справочной книги по Тверской епархии 1915 г.    Свято-Троицкий Ильинский монастырь, Корчевского уезда в 130 вёрстах от г. Твери. Одна церковь во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского и пр. Сергия Радонежского чудотворца, однопрестольная. Настоятельница игуменья Евпраксия. Священник Александр Чекалов.

Клировые ведомости Тверского уезда за 1917 год

Лист 46  село Романово

Заштатные и сиротствющие

Умершего священника Леонида Никифорова Чекалова жена Елизавета Николаевна Чекалова  - 60 лет. Сын - Александр   - 29 лет состоит священником в Троицко Ильинском женском монастыре.

Жена: Чекалова Александра Ивановна 1891 г.р. Дочь Чекалова Ивана Васильевича, дьякона Казанской церкви с. Никитское Калязинского  уезда. Сестра Чекалова Константина Ивановича, священника Казанской церкви с. Красное Калязинского уезда, который был расстрелян 6 ноября 1937 г. Реабилитирован. Священномученик.

В  1930 г. Чекалов Александр Леонидович судим по ст. 58п.10.

Приговор :  3 года высылки из Московской обл. (Кимрский р-н входил в 30 г в Московскую обл.).

«После суда мне было объявлено немедленно покинуть Московскую обл. что я и сделал переехав  в  Западную  область, т.е в Старицкий р-н».

Из  записок о. Дамаскина о Священномучениках. «В 1930 г. Отобрали дом и все имущество. Супруга Александра  два сына и три дочери.  Не желая далеко уезжать , поселился в соседнем Старицком уезде в с Железняково. Служил в Храме. Спасская церковь имела два престола Спаса нерукотворного и Св. Николая. Чтимые иконы: В.м.Параскевы, царевича Дмитрия  с изображением его чудес, и распятие Спасителя. Прихожане из сёл: Железниково, д.д. Кобелево, Заболотье, Демидово, Раменье, Чурилово, Коршиково, Терпниково. Церковь не сохранилась».


Чекалов Александр Леонидович.


Чекалов Александр Леонидович


21-11-1937 г. Арестован Старицким РО УНКВД Калининской обл. по обвинению в антисоветской пропаганде и распространении провокационных слухов.

Дело № 10078 начато 21-11-1937 г.

Окончено 22-11-1937 г.

Но далее следует …

Протокол допроса от 23-11-1937 г.

"Виноватым себя не признаю. Говорил, что скоро грянет война, тогда добра не будет, о гибели населения ничего не говорил".  "Был судим в 1930г. по ст. 58 п.10 сроком на 3 года высылки из Московской обл. Переехал в с. Железниково Старицкого р-на., Старицкого р-на".

К протоколу прилагается справка.

Справка

Арестован 21-11-1937 г . Содержится под стражей в тюрьме, вещественных доказательств по делу не имеется.

22-11-1937 г. г. Старица. РО НКВД КО

Приговор. Постановлением тройки УНКВД  Калининской обл.  25-11-1937 г. приговорён к высшей мере наказания - расстрелу.

25-11-1937 г. Обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен к Советской власти, высказывал террористические настроения против руководителей партии и правительства, распространял к-р провокационные слухи пораженческого характера, дискредитировал конституцию СССР, восхвалял расстрелянных врагов народа.

Чекалова Александра Леонидовича – РАССТРЕЛЯТЬ.

27-11-1937 г. Приговор приведён в исполнение.

Сведений о месте захоронения нет.

Внимательно просмотрела Протоколы Допросов  свидетелей в Деле НКВД.

Все Протоколы  заполнены аккуратным почерком, достаточно грамотного  человека. Заполнены заранее до открытия Дела: 14-11-1937,  18-11-1937 г., 21-11-1937 г.

Два протокола подписаны без сомнения самим оперуполномоченным, почерк  даже не постарался изменить, на третьем протоколе подписи свидетеля нет вообще.

Заключением прокуратуры Калининской обл. от 15-06-1989 г. реабилитирован.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

* * *

В настоящее время здание собора используется, как склад.

Во дворе его механические мастерские.

«Темнеет в вышине свод обгоревший,
Следы былого всюду разрушенья,
От сырости кирпич позеленевший,
И уцелевших фресок шелушенье»…

Это написала одна из монахинь о соборе Ильинского монастыря.

30-07-2014  Попова (Чекалова) Валентина Петровна

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)

     (Фото. № 2 из архива В.И. Коркунова, фото. № 3 из архива Валентины Петровны Поповой.)
    


Посмотреть всю карту