Романцево урочище (Успения Пресвятой Богородицы погост) - Успенская церковь


   Село находилось межу устьями Медведицы и Печухни, на противоположном берегу от Медведицкого. Возле села на картах 1850 года показан погост Успения пресвятой Богородицы, позже поглощенный селом Романцево. Село затоплено водами Угличского водохранилища.


   В клировой ведомости 1796 г. написано: «Церковь Успенская, деревянная, построена 1693 года (Эта церковь, по видимому - первая, так как в 1677 г. церкви не было.). Священник Иван Петров, 27 л., из реторики, посвящен 1796 года. Церковной земли 36 десятин; в приходе 3 деревни, 36 дворов; душ м. п. 168, ж п. 167».
   В исповедной росписи 1751 г. сказано: «священник Леонтий Кириллов; в 1755 г. - Василий Потапов, 27 л.; в приходе 17 дв., 60 д. м. п., 49 ж. п. В 1766 г. свящ. Иван Алексеев; в 1778 г. - Иван Максимов».


   Церковь Успенская, построена в 1693 году, деревянная, холодная, престол один Успения Божией Матери.
   В 1901 году служили: Священник Владимир Иоаннович Морошкин 35-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1894 года. Псаломщик Николай Иванович Никитский 18-ти лет, в должности с 1900 года.
   Прихожан в деревнях Окуловке, Печухне - 60 дворов (143 мужчин, 175 женщин).

   
     (По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


   В Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг. записано: «За Тимофеем Яковлевым сыном Онисимова в поместье сельцо Романово на реке на Волге». В 1677 г. в сельце также церковь не описана. В 1693 г. в селе была построена деревянная однопрестольная церковь, освящённая 4 октября в память Св. Ерофея. Позднее церковь была переосвящена в честь Успения Пресвятой Богородицы (1). В 1878 г. числится как приписная к приходу с. Скнятина (2). В других источниках об этом не упоминается.
   Как отмечалось в «Тверских епархиальных ведомостях» в начале XX в., храм представлял собой замечательный памятник старины. С левой стороны находилась крытая галерея по всей длине храма. В галерее имелись старинные Царские врата и две алтарные двери (вероятно, просто хранились). В церкви много старинных икон. Одна из них - древняя храмовая икона Успения Божией Матери. Замечателен по живописи и отчасти по древности Нерукотворный образ Спаса. Иконостас имеет два яруса. Местные иконы со временем потемнели, но, по-видимому, были возобновлены (3).
   Церковь деревянная, на каменном фундаменте, обложена тёсом. Вокруг приходское кладбище. Прихожанами были жители погоста и деревень Романцева, Окуловка (Акулово) и Печухня. Это был самый малочисленный приход (60 дворов) в уезде. В 1843, 1881 и 1899 гг. проводились ремонтные работы.
   В 1911 г. прихожане решают строить каменную церковь или устроить отопление в старой деревянной, а для начала построить кирпичный завод. Архиепископ благословил строительство заводи. Далее началась бюрократическая волокита, в результате летом 1913 г. полицейское управление Калязина отправило в Тверь донесение, что строительства в д. Акулово не будет.
   Сведений о деятельности церкви в 1930-е гг. не обнаружено. В Кимрском архве упомянуто, что в 1930 (или 1932) г. церковь не действовала из-за отсуствия священника (4).
   В январе 1935 г. Калязинский РИК постановил передать здание закрытой церкви, которая к тому времени осталась бесхозной, промартели им. 1 Мая под клуб (5).
   В связи с затоплением Романцево разобрано. Фотографий храма не обнаружено. Когда территория бывшего прихода (все деревни перед затоплением были разобраны) передана в Кимрскийрайон не установлено.

   
     (По материалам издания Калязинские храмы и монастыри. Справочное издание / Сост. А.Г. Кубарев, А.П. Коршунов, Д.В. Попов и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Тверь : СФК-офис, 2020.)
    


В. И. Коркунов. Успенская церковь в Романцеве


   В архивных документах начала 1600-х годов указано сельцо Романцево на Волге, принадлежащее помещику Тимофею Яковлевичу Онисимову. В 1678 г. сельцом владели помещик, князь Иван Никитич Засекин и его пасынок Лука Андреевич Анисимов.
   Судя по церковным документам, в 1693 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери.
   До нас дошли имена священников, служивших здесь в 18 столетии — Леонтий Кириллов (1751), Василий Потапов (1755), Иван Алексеев (1766), Иван Максимов (1778), Иван Петров (1796). Прихожан в церкви насчитывалось 335 душ обоего пола [1].
   До 30-х годов прошлого века на погосте возле церкви находился древний освятительный деревянный крест с надписью: «Освящен храм сей в 7201 лето от создания мира, 4 октября в память св. Иерофея». Близ него находился другой, четырехконечный крест значительного размера, на концах которого с обеих сторон располагались квадратные иконки. В середине креста, с одной стороны, имелось изображение Воскресения Христова, с другой — Спасителя.
   Деревянный храм имел всего один престол — во имя Успения Божией Матери. Как было отмечено в журнале «Тверские епархиальные ведомости» в начале 20 века, храм представлял собой замечательный памятник старины. С левой его стороны шла крытая галерея по всей длине храма. В галерее имелись старинные Царские врата и две алтарные двери (вероятно, просто хранились). В церкви довольно много старинных икон. Одна из них — древняя святочтимая храмовая икона Успения Божией Матери. В ризнице церкви хранился аналой и икона с частицами святых, некоторые из них уже извлечены; в центре иконы 4 круглые впадины, в которых, как видно из надписи, находились частицы мощей прп. Кирилла Белозерского, Алексия, человека Божия, царевича Дмитрия Угличского и Псковской княгини Евпраксии. На иконе не осталось и следа живописи. Эту икону следовало бы вставить в доску и возобновить лики святых, частицы которых в ней ныне находятся. Замечателен по живописи и отчасти по древности Нерукотворный образ Спасителя. А икона Покрова Богородицы нового и довольно искусного письма свидетельствует об особом уважении прихожан к этому празднику, когда 1 октября в селе он отмечается как храмовый. Местные иконы потемнели со времени освящения храма, но, по-видимому, возобновлены. Иконостас имеет 2 яруса [2].
   Церковь деревянная, на каменном фундаменте, обложена тесом; вокруг приходское кладбище.
   В 1819 г. был уволен дьячок Василий Михайлов, на его место заступил дьячок из храма с. Васисина Калязинского уезда Дмитрий Иванов. В 1817 г. диакон Матвей Ильин рукоположен в сан священника. В том же году дьячок Стефан Иванов рукоположен в сан священника (умер в 1830 г.). В 1837 г. в храм определен причетником (пономарем) Александр Мотовилов. В том же году пономарем поставлен Петр Волков. Романцевский священник Максим Иванов определен в Троицкий Калязинский монастырь, оттуда вскоре переведен священником в один из сельских храмов Тверской епархии (возможно, в монастыре он отбывал церковное наказание (исправление) за проступки). В 1839 г. сюда определен священником выпускник духовной семинарии Петр Радикорский. В 1841 г. в храм прибыл пономарь Михаил Новоселов. В 1843 г. новым священником храма назначен Александр Волков, служивший в нем более 20 лет. В 1848 г. уволен пономарь Петр Лисицын, на его место заступил пономарь (позднее служил дьячком) Никольского храма с. Белого Василий Колычев.
   В 1850 г. священником в храме служил Александр Волков 26 лет, пономарем Василий Колычев 28 лет, заштатным пономарем Петр Лисицын 49 лет [3].
   В 1852 г. дьячком в храме стал служить Михаил Флеров. В 1855 г. здесь служил пономарь Николай Судницын, в 1858 г. — Василий Морковин. В 1869 г. указан священник Мозжухин (вероятно, служил в 1866-67 гг.). В 1878 г. умер священник Петр Лебедев.
   В 1880 г. первым священником (настоятелем) Романцевского храма являлся Михаил Иоаннович Баженов 48 лет, вторым священником — Никанор Судницын 45 лет (начал служить с 1861 г.), сверхштатным пономарем Михаил Новоселов 65 лет, и.о. дьячка Матвей Морошкин 60 лет [4]. В 1880-е годы несколько лет священника здесь не было. Вскоре появился священник Александровский. В 1893 г. это место вновь становится вакантным. В том же году в храме псаломщиком служил Петр Иустинов. В 1898 г. на его место из с. Кононова Кашинского уезда прибыл Алексей Малинин. (В 1891 г. в Романцеве у псаломщика Петра Иустинова родился сын Николай, который позднее окончил духовную семинарию, служил священником. В 1937 г. в Молоковском районе Калининской области он был арестован и «тройкой» УНКВД по Калининской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 07.10.1937 г. По постановлению Калининского (Тверского) областного суда от 04.08.1958 г. реабилитирован) [5].
   В 1900 г. здесь служили священник Владимир Морошкин 35 лет и псаломщик Николай Никитский 18 лет. Прихожанами храма являлись жители погоста Романцева и деревень Окуловка и Печухня. Всего насчитывалось 60 дворов, в которых проживали 143 души мужского и 175 женского пола [6]. Это был один из беднейших и самых малых приходов в уезде. Поэтому не случайно, что священно- и церковнослужители долго в нем не задерживались.
   В 19 веке древняя Успенская церковь стала ветшать. В 1843, 1881 и 1899 гг. в ней проводились ремонтные работы. В 1896 г. причт и прихожане обратились к церковному начальству с просьбой о разрешении построить церковную ограду.
   В 1903 г. храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий, который отметил, что в приходе храма нет ни одной школы — ни земской, ни церковно-приходской. Новый молодой священник изъявил желание устроить школу. Было также замечено, что кладбище вокруг церкви требует упорядочения.
   В ночь с 16 на 17 мая 1909 г. из храма неизвестным злоумышленником было похищено 7 рублей [7].
   27 февраля 1908 г. умер священник Романцевской церкви Александр Исполатов [8]. В феврале 1909 г. эту должность занял Георгий Архангельский, который через несколько месяцев отбыл в один из храмов Вышневолоцкого уезда Тверской епархии [9]. В мае 1909 г. в Романцево прибыл новый священник — Михаил Сназин [10]. В 1913 г. священником в храме становится Илия Титов, который в 1915 г. умер. В том же году священником был назначен Павел Волков.
   В 1907 г. псаломщиком храма вновь становится Николай Никитский.
   Николай Иванович Никитский родился в 1882 г. в селе Кимры. В кимрском Покровском соборе служил диаконом его дед, Алексей Семенович, а пономарем (псаломщиком) — отец, Иван Алексеевич. Николай Никитский окончил двухклассное училище, являлся послушником тверского Успенского Отроч монастыря. В 1900 г. стал псаломщиком Успенской церкви погоста Романцева Калязинского (после 1917 г. — Кимрского) уезда, (ныне погост и храм не существуют). В 1902 г. направлен псаломщиком в один из храмов Осташковского уезда Тверской губернии. Затем служил в армии. В 1907 г. вернулся в Романцево. В 1912 г. переведен псаломщиком в храм с. Хранево Старицкого уезда Тверской губернии. 31 октября 1916 г. — в храм Рождества Богородицы с. Абрамова, что в окрестностях Кимр. В храме служил псаломщиком почти до его закрытия во второй половине 1930-х годов. Дом его (вероятно родовой) в с. Кимры находился в самом начале нынешней ул. Володарского у р. Кимрки (ныне не существует). В семье Н.И. Никитского родились дети: Валентин, Лидия, Августа, Леонид, Нина, Мария. В Кимрах он работал в городском хозяйстве заместителем делопроизводителя и на гужевом транспорте. В 1941 г. обвинен в хищении (по слухам, необоснованно) и осужден к тюремному заключению. Потомки Никитских разъехались по всей стране. Один из них, А. Ю. Никитский, живет в г. Дубне Московской области, собирает сведения о своем роде [11].

   Более 200 лет однопрестольный деревянный Успенский храм в Романцеве не имел отопления. Особенно сложно было совершать богослужения в храме зимой, в сильные морозы. К тому же, во второй половине 19 века храм уже заметно обветшал. Так, в 1880 г. в клировых ведомостях отмечалось, что колокольня накренилась в правую сторону, а престол — в левую. Наконец, в 1911 г. крестьяне приписных к храму деревень на своем сходе приняли решение построить каменную церковь или переделать деревянный холодный храм в теплый (отапливаемый), а для начала построить кирпичный завод. Причт и прихожане храма обратились к тверскому архиерею с прошением благословить их на это богоугодное начинание. Владыка ответил следующей резолюцией: «Благословляется и разрешается приступить к устройству кирпичного завода и выделке кирпича на средства частных жертвователей для постройки нового каменного храма …». Прихожане деревень Печухня и Акуловка решили выделить землю с целью добывания глины для будущего кирпичного завода в 1 десятину, нашли благотворителей. Но дело затянулось. После некоторых проволочек строительное отделение Тверского губернского правления рассмотрело и одобрило план и чертеж кирпичного завода для постройки теплого храма в Романцеве с условием представить местной полиции также план противопожарной безопасности. Так, в волоките, прошел год. 4 месяца приговор (решение схода) прихожан о кирпичном заводе утверждал калязинский земский начальник, 3 месяца их заявление пролежало у местного станового пристава. В 1912 г. причт и прихожане обратились за содействием к тверскому губернатору. 23 ноября 1912 г. из Калязинского полицейского управления в Тверское губернское правление был направлено донесение о том, что постройка кирпичного завода так и не начата. Летом 1913 г. Калязинское полицейское управление послало донесение в Тверь о том, что строительства в д. Акуловке не будет. Так и осталось Романцево без теплого каменного храма. Хотя весной 1913 г. в архивных документах промелькнуло сообщение, что священник храма Илия Титов озабочен устройством печей в ветхом деревянном храме [12].
   В феврале 1914 г. псаломщиком Успенского храма становится бывший регент храма с. Медведицкого Кашинского уезда Георгий Кошкин.
   После Октября 1917 г. власти повели борьбу против религии, которая в подавляющем большинстве случаев приводила к закрытию храмов или их разрушению. Так произошло и с Успенским храмом погоста Романцева. К сожалению, автор данного очерка не нашел сведений о последнем периоде его существования, священно- и церковнослужителях. Точной даты закрытия храма нет. Скорее всего, он был закрыт в начале 1930-х годов. В Кимрском муниципальном архиве в одном из документов упомянуто, что в 1930-м (или в 1932 г.) храм не работал из-за отсутствия священника.
   В конце 1930-х годов в связи со строительством Угличского гидроузла и ожидавшегося подъема воды в Волге Успенский храм был разобран, немногие дома из Романцева были перенесены в другие населенные пункты. Несмотря на многолетние усилия, автору так и не удалось найти ни одной фотографии храма. Ныне памятью о нем служат лишь немногочисленные архивные документы, воспоминания старожилов и этот очерк.

   Примечания

   1. Крылов Лев. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 147-150. 2. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. №14. С. 408. Часть неофициальная.
   2. Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине 19 века. Москва, 2015. С. 234.
   3. Государственный архив Тверской области. (ГАТО). Ф. 160. Oп. 1. Д. 16302. Л. 71.
   4. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 198.
   5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 316
   6. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1909. № 22-24. С. 268.
   7. ТЕВ. 1908. № 13. С. 124.
   8. ТЕВ. 1909. № 8. С. 89.
   9. ТЕВ. 1909. № 26.
   10. ТЕВ. 1916. № 46-47. С. 505; Коркунов В.И. Храмы Кимрского района. Кимры, «Литературная гостиная», 2015. С. 142; В Кимрском загсе имеется запись о смерти Н.И. Никитского в 1942 г., по которой можно судить, что он умер, находясь в заключении.
   11. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 466. Оп. 1. Д. 86609. Л. 1-13.

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 3 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2018.)

    


Посмотреть всю карту