Садуново урочище - Никольская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Никольская церковь.


   Село Садуново, от Твери 90 вёрст, Корчевы 40 вёрст.
   Никольская церковь построена в 1848 году, каменная, престолов три: в холодной Святителя Николая, в тёплой: правый Святителя Дмитрия Ростовского, левый Митрофания Воронежского.
   В 1901 году служили: Священник Сергий Иоаннович Никитский 30 лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1894 года. Псаломщик Александр Антонович Томилов 76 лет, в должности с 1842 года. Прихожан в сельце Никольском,в деревнях Андрейцеве, Остенине, Радованье, Янине, Берникове - 92 двора (386 мужчин, 463 женщины).
   Село исчезло, все вокруг заросло лесом. В церкви ведутся реставрационные работы. Жители ближайших деревень Андрейцево и Сошниково, за высокие стрельчатые, окна называют церковь - "Готика". При реставрации стрельчатость окон любовно соблюдается.

   
     (По материалам издания Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. 1901. и со слов Поповой Валентины Петровны.)

     (Фото. № 1 с сайта Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.)
    


В. И. Коркунов. Никольская церковь в селе Садунове


   Церковь в Садунове появилась во второй половине 18 века. Возникла она, как это нередко бывало, благодаря инициативе местного помещика, отставного подпоручика Петра Мельсина. В первые десятилетия ее существования предпринимались неоднократные попытки изменения престолов (их наименований); менялись и проекты перестройки храма; за это время ушли из жизни его строители; все это продолжалось почти до середины 19 века, когда была построена каменная (кирпичная) церковь, которая в полуразрушенном виде и дошла до нынешнего времени.
   2 февраля 1767 г. вышеупомянутый Петр Мельсин обратился к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу с прошением разрешить ему построить в своей вотчине, сельце Садунове, «на первое время», теплую деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, с тем, чтобы впоследующем возвести уже каменную церковь во имя Петра и Павла, и выдать для этого храмоздательную (храмозданную) грамоту. Тверской архиерей благословил Мельсина на постройку храма.
   В январе 1769 г. деревянный храм во имя Николая Чудотворца с колокольней был освящен протопопом Тверского кафедрального собора Федотом Андреевым [1].
   В 1779 г. Петр Мельсин обращается теперь уже к тверскому архиерею Арсению с прошением разрешить ему начать строительство каменной двухэтажной церкви, с тем, чтобы в теплом нижнем этаже имелся престол во имя Николая Чудотворца, а в верхнем холодном — вместо предполагаемого престола в честь апостолов Петра и Павла — в честь Живоначальной Троицы. 2 декабря 1779 г. тверской архиерей выдал ему храмоздательную грамоту [2].
   Однако возведение каменной церкви, несмотря на то, что было заготовлено большое количество кирпича — 150 тыс. штук, так и не началось. Одной из причин этого стала смерть строителя храма, помещика Петра Мельсина. Его наследник, отставной гвардии прапорщик Адам Мельсин, вероятно, вследствие своей болезни (он сошел с ума), не смог заняться строительством. Принадлежащая ему вотчина Корчевским опекунским советом была передана его внуку, надворному советнику Василию Перхурову и майорской дочери Екатерине Тучковой.
   А между тем деревянная Никольская церковь с колокольней все более ветшали. Помещик Василий Перхуров, выполняя заветы предков, решил все-таки построить каменную церковь. В 1820 г. он посылает тверскому архиерею Филарету прошение о возведении в Садунове каменной церкви уже во имя Воскресения Христова с двумя приделами — апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца и выдать храмоздательную грамоту, а также благословить на строительство. Тверской владыка в ответном послании заявил, что прежде, чем получить благословение на постройку нового храма, следует произвести ремонт ветхой деревянной церкви с колокольней, а также выделить 8 дополнительных десятин земли для причта; все это со временем было выполнено. В сентябре 1822 г. проект будущей каменной церкви рассмотрел тверской губернский архитектор Н. Легранд, который выразил обеспокоенность по поводу безопасности сооружения и рекомендовал данный проект переделать. Последний был возращен Перхурову с просьбой предоставить на рассмотрение новый проект церкви. В 1824 г. Дмитрий Перхуров (сын умершего помещика Василия Перхурова) получил от тверского владыки Ионы разрешение на постройку нового храма во имя Воскресения Господня с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца. Помещик пожелал построить его уже по новому проекту, «гораздо благолепнее прежнего», с тем, чтобы он был наименован во имя Николая Чудотворца с приделами в честь святителя (свт.) Димитрия, митрополита Ростовского и свт. Митрофана, епископа Воронежского. 18 апреля 1838 г. тверской архиерей, рассмотрев прошение Дмитрия Перхурова, благословил начало строительства (выдал храмоздательную грамоту).


Фото. Поповой Валентины Петровны.


   20 июля 1846 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Григория главный храм во имя Николая Чудотворца, а также придел (с правой стороны) в честь свт. Димитрия Ростовского были освящены экономом Тверского архиерейского дома, строителем Малицкого монастыря иеромонахом Иоасафом. Придел (с левой стороны) свт. Митрофана, епископа Воронежского освящен 21 мая 1850 г. местным благочинным, священником Никольского храма погоста Никольского, что на Яму (с. Николо-Ям) Антонием Божуковым [3].
   В 1847 г. ветхая деревянная церковь с колокольней была упразднена.
   Согласно описи храма середины 19 века, размеры его были: длина почти 20 саженей, ширина 6 ⅓ сажени, высота храма 13 ⅔ сажени, высота колокольни 14 саженей. Стены церкви как внутри, так и снаружи оштукатурены, кроме этого, снаружи — отбелены; внутри же украшены священными изображениями без позолоты. Купол главной церкви и потолок приделов также расписаны священными изображениями. В церкви три престола: главный — во имя Николая Чудотворца, придел по правую сторону во имя Димитрия, епископа Ростовского, по левую сторону — во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Внутри церкви один простенок, между главным храмом и приделами, каменный. В каждом из приделов по два столпа и по одной кирпичной печи. Пол в алтаре и между клиросами главного храма чугунный, а в прочей церкви — деревянный. Во всей церкви 34 окна, внизу 18, в куполе 16. Одна глава крыта белой жестью, с 12-ю жестяными спицами вокруг шейки и с жестяными же позолоченными шариками на каждой спице. На главах храма и колокольни медные позолоченные восьмиконечные кресты, с медными позолоченными яблоками. Крыша на церкви железная, на деревянных стропилах, окрашена зеленой краской. Входные двери в храм с западной, южной и северной сторон, с двумя дверями: наружные — железные, внутри — деревянные, со стеклами. Каменная паперть с западной стороны с четырьмя окнами. Паперть заключена частично под колокольней, частично — продолжена под особой крышей, которая устроена на одном уровне с церковной крышей. Перед тремя входами в церковь устроены три крыльца из белого камня без колонн и крыш.
   Главный алтарь (свт. Николая Чудотворца). Престол из кипарисного дерева; антиминс атласный, желтого цвета. Освящен 20 июля 1846 г. Григорием, архиепископом Тверским и Кашинским. Запрестольный крест деревянный, со святыми изображениями. На лицевой стороне — распятый Иисус Христос, с изображениями Бога Отца, Богоматери, Иоанна Богослова. На оборотной стороне креста образы свт. Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Ильи Пророка, свт. Димитрия Ростовского и свт. Митрофана Воронежского; украшен же крест медной посеребренной ризой и медными позолоченными венцами. Пожертвован 14 апреля 1841 г. помещицей Елизаветой Перхуровой. Запрестольный образ Знамения Божией Матери с серебряной ризой; пожертвован помещицей Екатериной Тучковой; плащаница пожертвована 18 марта 1844 г. помещиком Дмитрием Перхуровым…
   Алтарь придела с правой стороны. Престол дубового дерева; антиминс атласный, голубой; освящен тверским владыкой Григорием 23 сентября 1845 г….
   Алтарь придела с левой стороны. Престол дубового дерева; антиминс атласный, голубого цвета; освящен тверским архиереем Гавриилом 11 октября 1849 г. …
   Иконостас при главном алтаре деревянный, по гладким местам позолоченный, украшен позолоченной же резьбой. Построен он иждивением прихожанина, помещика Дмитрия Перхурова. Высота иконостаса 4 сажени. На первом ярусе иконы большие, на втором — поменьше. На иконах нет ни риз, ни венцов. Царские врата позолочены и украшены виноградными лозами с кистями. Над ними образована арка с 13-ю иконами.
   Одноярусный иконостас придела с правой стороны деревянный, украшен позлащенной резьбой. Иконы со святыми мощами пожертвованы дворянами Екатериной Тучковой и Петром Мельсиным.
   Иконостас придела с левой стороны подобен тому, что справа…
   Евангелие печатано в 1766 году, пожертвовано помещиком Василием Перхуровым.
   Паникадило среди главной церкви (холодной) медное, посеребренное, с шандалами, его вес 6 пудов. Паникадила среди приделов медные, посеребренные, с 24 шандалами и весом 4 пуда и 10 фунтов каждое; пожертвованы Дмитрием Перхуровым и Екатериной Тучковой.
   Много пожертвований от Дмитрия Перхурова, Николая Петровича Мельсина…
   В библиотеке 163 книги…
   4-ярусная каменная колокольня, построенная вместе с церковью в 1846 г. помещиком Дмитрием Перхуровым, покрыта железом и окрашена зеленой краской. На ней медный позолоченный крест. Высота колокольни со шпилем 14 саженей; первый из пяти ее колоколов весил 50 пудов 30 фунтов, лит в Москве в 1835 г. мастером Николаем Семеновым на иждивения прихожан. (В 1919 г. указан большой колокол, который весил 114 пудов); второй, весом 31 пуд 4 фунта, отлит в Москве в 1841 г. мастером Дмитрием Семеновым на иждивения прихожан; третий, весом 8 пудов 9 фунтов, отлит в 1734 г. также на иждивения прихожан; сведений о весе и мастерах-изготовителях четвертого и пятого колоколов в церковной описи нет.
   Ограда с каменными столбами и с деревянной решеткой. На ней с южной и западной сторон двое ворот; по обеим сторонам их имеются калитки. Имеются калитки также и с северной и западной сторон. При ограде, на северо-западной стороне, деревянная сторожка с чуланом, сенями и крыльцом, построенная в 1850 г. помещиком Дмитрием Перхуровым. В ней русская печь, 3 окна. При ограде, на восточной стороне, каменный амбар для хранения церковной рухляди (так написано в описи храма) и приношений прихожан.
   С юго-западной стороны ограды устроена каменная часовня 9 аршин длиной и 7 — шириной, высота ее вместе с кровлей 12 аршин; в часовне 3 окна; в ней — иконостас с образами из порушенной в 1846 г. старой деревянной церкви. Часовня предназначена для отпевания усопших [4].
   В 1848 г. помещику Дмитрию Перхурову дозволено устроить вокруг церкви ограду. В 1859 г. пожаром были повреждены некоторые церковные вещи. В 1903 г. в церкви произведены некоторые ремонтные работы.
   В 1877 г. здесь была создана церковная школа, позднее — начальное училище. В 1893 г. последнее было перестроено, расширено и передано в ведение земства.

   Священно- и церковнослужители.

   В 1771 году — Петр Петров (в тот год предпринята попытка определить его в монастырь); 1775 г. Указан пономарь Афанасий Марков; 1775 г. Конон Михайлов рукоположен в сан священника; 1778 г. Михаил Андреев определен пономарем; 1779 г. Священник Яков Марков; 1800 г. Федор Яковлев (рукоположен в сан священника, переведен из с. Акатова, умер в 1830 г.); 1803 г. Уволен священник Петр Федоров; 1808 г. Стефан Афанасьев (бывший пономарь, определен дьячком, переведен из тверского Желтикова монастыря); 1813 г. Иван Берестов (определен дьячком); 1815г. Пономарь Софрон Григорьев; 1830 г. Уволен пономарь Софрон Григорьев, на его место назначен Иосиф Григорьев; 1830 г. Определен священником выпускник духовной семинарии Александр Шавров (умер в 1848 г.); 1834 г. Пономарь Иван Семенов; 1840 г. Пономарь Иван Семенов (похитил с мельницы 7 мешков муки); 1840 г. Отмечена нетрезвость пономаря Ивана Семенова; 1844 г. Иван Стефановский определен дьячком на место Петра Елизарова; 1845 г. Захар Колеров определен пономарем; 1848 г. Священник Павел Колеров; 1854 г. Пономарь Николай Комаров произведен в сан диакона; 1860 г. Отмечена нетрезвость Ивана Стефановского; 1862 г. Дьячок Михаил Сперанский; 1865 г. Пономарь Алексей Постников; 1870 г. Умер священник Петр Морошкин; 1874 г. Умер пономарь Алексей Покровский; 1876 г. Прибыл псаломщик Ксенофонт Болотов (должность пономаря в эти годы была заменена на псаломщика); 1886 г. Прибыл священник Александр Успенский. 24 июля 1891 г. Александр Успенский определен к церкви 174 Седлецкого пехотного полка, на его место 20 сентября определен священник Владимир Петропавловский [5].
   В 1900.г. причт храма состоял из настоятеля, священника Сергея Никитского 30 лет (в храме с 1894 г.) и псаломщика Александра Томилова 76 лет (служил в храме с 1898 г. всего несколько лет).
   Сергей Иоаннович Никитский родился 3 августа 1870 г. в с. Губине Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1892 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Работал учителем в Иоанно-Предтеченской церковноприходской школе и Негодяевском начальном училище. В марте 1894 г. рукоположен в сан священника и становится настоятелем Никольского храма села Садунова. Одновременно преподает в Садуновской, Окатовской и Воронцовской начальных школах. Супругу его, дочь священника, звали Анной Алексеевной. Дети: Варвара, Софья, Николай и Елизавета (возможно, был еще сын Дмитрий?) Летом 1903 г. священники Садуновского и Печетовского храмов Сергей (сын) и Иоанн (отец) Никитские были перемещены один на место другого. Сергей Никитский умер в Печетове 30 сентября 1908 г. от холеры, Иоанн Никитский прослужил в Садуновском храме всего несколько месяцев и ушел в заштат [6].



Храм в Садунове


   Прихожанами Никольского храма в 1900 г. являлись жители населенных пунктов: сельца Никольского (13 муж. и 15 жен); д. Андрейцево (75 муж. и 94 жен.); д. Фетенино (52 муж. и 65 жен.); д. Радованье (24 муж. и 22 жен.); д. Янино (108 муж. и 130 жен.); д. Берниково (72 муж. и 73 жен). Всего 386 лиц мужского и 463 — женского пола [7].
   В 1908 г. тверским архиереем дано Божие благословение с выражением благодарности за пожертвование в приходскую церковь села Садунова крестьянам Ивану Лопатину и Филиппу Бойцову[8].
   До 1910 г. в храме служили священники: Николай Раевский, Владимир Троицкий и Иоанн Соловьев (последний оставил о себе недобрую память). Псаломщиком в 1901 г. стал Дмитрий Тихомиров, рукоположенный в 1902 г. в сан диакона с оставлением на должности псаломщика. В октябре 1910 г. священником был назначен Иоанн Новоженов.



Священник Иоанн Новоженов


   Иоанн Ульянович Новоженов родился в 1884 г. в с. Завидове Ржевского уезда Тверской губернии в крестьянской семье. В 1903 г. окончил Новоторжскую учительскую семинарию. Преподавал в одной из школ Осташковского уезда Тверской губернии. В 1908 г. в Тверской испытательной комиссии выдержал экзамен на священника. Служил диаконом в храме с. Федоровского (нынешнего Конаковского района Тверской области). Осенью 1910 г. рукоположен в сан священника и направлен в храм с. Садунова. Являлся законоучителем (преподавателем Закона Божьего) в Садуновском начальном училище. Супругу его звали Марией Дмитриевной. В семье родились 8 детей. В 1921 г. Иоанн Новоженов переведен в храм села Ново-Ивановского Кимрского уезда. В начале 1930 г. осужден на 3 года и направлен в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) [9]. После отбытия наказания служил священником в Старицком районе, затем, в 1934 году, прибыл в Кимрский район; вероятно, некоторое время служил в Успенской церкви с. Окатова.
   В 1911 г. в Садуновском храме служил вольнонаемным псаломщиком Измаил Кудрявцев.
   Измаил Иванович Кудрявцев родился в 1876 г. в с. Садунове в крестьянской семье. Окончил сельскую школу, затем духовные курсы. Служил вольнонаемным псаломщиком в храме родного Садунова. В 1911 г. перешел псаломщиком в Воскресенский храм с. Паскина (ныне Кимрский район). В 1917 г. рукоположен в сан диакона, позднее в сан священника. Служил в храмах с. Горицы, Малое Новоселье. Был осужден. Вернувшись, служил священником в храме погоста Архангельского Кимрского района. Арестован в августе 1937 года. 23 сентября того же года приговорен к высшей мере наказания. По заключению Тверской областной прокуратуры от 6 июля 1989 г. реабилитирован. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику святых новомучеников [10].

   После Октябрьской революции 1917 г. новая власть стала проводить антицерковную деятельность. Согласно декрета СПК РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», храмы переходят в ведение государства. В их числе была и Никольская церковь села Садунова.
   В 1919 г. органы местной власти передали Никольский храм религиозной общине, с рядом условий, ограничивающих ее деятельность. Власть использовала свои рычаги давления на верующих и духовенство. Незавидной была их судьба. Так, священно- и церковнослужители были лишены избирательных прав, обложены непомерно высокими налогами, подвергались преследованиям. Некоторые из них не выдерживали такого давления и отказывались от сана.
   В начале 1920-х годов здесь некоторое время служил священник Василий Рубцов.
   В 1921 г. (или 1922 г.?) священником храма становится Иоанн Чистяков, пользовавшийся огромным авторитетом среди прихожан. О нем, как достойном примере служения народу, в своей книге «Деревня», вышедшей в 1927 г., упоминает А.М. Большаков: «…священник этого села пользуется большой популярностью далеко за пределами своего прихода. Он бессребреник и энтузиаст…
   Иоанн Савельевич Чистяков родился в 1895 г. в Москве в семье кустарей-ремесленников. Окончил городское училище. В 1918-1920 г. служил в Москве рядовым радио-телеграфной команды. В начале 1920-х годов стал священником Никольского храма с. Садунова Кимрского уезда Тверской губернии. В 1930 г. осужден на 3 года по ст. 58-10. В 1932 году, отбыв наказание, возвратился в Садуново. В 1934 г. вновь осужден на 3 года ИТЛ. После окончания срока наказания, в декабре 1936 г., прибыл в г. Кимры. Кимрский горсовет не разрешил ему служить священником, и он работал сторожем при Вознесенской церкви, а жил на ул. Пушкина, 24. Был арестован в очередной раз 3 сентября 1937 г. После составления следственного дела 20 сентября того же года «тройка» УНКВД по Калининской области за антисоветскую деятельность приговорила Чистякова к высшей мере наказания. На основании заключения Тверской областной прокуратуры от 6 июня 1989 г. реабилитирован [11].
   В 1930 г. вместо умершего диакона (в должности псаломщика) в храме начал служить псаломщик Иван Алексеевич Богданов. В 1930-1932 гг. он был осужден властями к 3 годам ИТЛ. После отбытия наказания прибыл в Кимры, где был рукоположен в сан священника; служил в Покровском соборе и Вознесенской церкви. В 1937 г. был репрессирован [12].
   Тогда же Садуновская церковь стала относиться к возникшему в 1920-е годы обновленческому течению Русской Православной Церкви. (Обновленцы посеяли раскол в РПЦ, имели своего архиерея, священников; в Кимрах им принадлежала церковь Скорбящей Божией Матери, после закрытия и разрушения которой последние совершали богослужения в части Покровского собора, а после его ликвидации — в Вознесенской церкви. Обновленцы (живоцерковники) не получили большой поддержки у верующих, и движение это в скором времени угасло и стало достоянием лишь истории). Прихожанами храма в это время являлись жители деревень: Андрейцево, Берниково, Фетенино, Радованье, Янино, Ченцово.
   В течение нескольких лет после осуждения священника Иоанна Чистякова, в 1930 г., в храм приезжали с кратковременными, иногда единичными богослужениями священники обновленческой ориентации: Сергей Веревкин, Петр Любомудров, Александр Мясников, Михаил Маслов.
   Михаил Львович Маслов родился 1867 г. в с. Бабине Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона. Учился в Старицком духовном училище. Служил псаломщиком в храмах Старицкого и Весьегонского уездов Тверской губернии. В 1909 г. перемещен в Знаменский храм с. Петровского Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В 1910 г. стал псаломщиком храма с. Никольское-Неверьево, что в нескольких верстах от села Петровского. В 1931 г. рукоположен в сан священника, служил в храме с. Садунова. В конце декабря 1933 г. Кимрским епархиальным управлением (обновленческим) направлен настоятелем Никольской церкви с. Савцына Кашинского района. Позднее служил в одном из храмов Весьегонского района Калининской (ныне Тверской) области. Однажды, после обряда похорон, во время грозы, был смертельно поражен ударом молнии [13].



Никольский храм в 1970-е годы


   По всей видимости, в связи с тем, что в храме не стало священника — богослужения в нем прекратились, перестали выплачиваться налоги, а община распалась — последний был закрыт, к чему власти так настойчиво стремились.
   В осиротевшей церкви во время Великой Отечественной войны возник кожзавод Покровской промартели (по словам старожила Анны Любимовой из соседней деревни Сошниково, в храме некоторое время находился склад оружия). В 1950-е годы в течение приблизительно семи лет действовал кожевенный завод. После этого церковь стала бесхозной. Местные жители стали разбирать ее на кирпич. Это можно было увидеть на сохранившихся фотографиях. Так, в 1950-е годы храм стоял целым, была только частично повреждена кровля на трапезной (где размещались два придела). В 1970-е годы трапезная между главным храмом и колокольней (помещение, где находились теплые приделы) уже отсутствует, нет апсиды (алтаря), колокольня лишена пристройки и шпиля с крестом. Об этом писала районная газета «Коллективная жизнь» 31 марта 1957 г. В ней, в частности предлагалось местной промартели разобрать храм на кирпич и использовать последний на строительство.
   Во время моей поездки к храму в августе 1996 г. видно, как сильно он разрушен. Восьмигранный купол почти лишен опоры с восточной стороны (со стороны апсиды, которая была разобрана), а также с северной. Удивительно, как он еще держался. Трапезная с приделами отсутствовали вовсе: внутри храма зияли огромные проемы, вокруг разбросаны груды разбитых кирпичей, валялись железные двери; однако сохранилась часть росписи. Отсутствовало завершение колокольни, кровли на храме почти не осталось; прямо на крыше росли деревца.
   После распада СССР для Русской Православной Церкви (несмотря на ухудшение жизни в стране в целом) наступило время возрождения. Это наглядно видно на примере Кимрского района. Был открыт ряд храмов, многие из них отреставрированы. Коснулось это, хотя и не в полной мере, и судьбы Никольского храма в Садунове. Возникший в годы перестройки благотворительный Центр «Сельская Церковь» (директор С. Мельникова) на средства от пожертвований ряда организаций, учреждений, а также отдельных граждан начал работы по консервации церквей. К 2001 году в Садуновской церкви был осуществлен ремонт крыши; в 2001 году — восстановлены стена в летнем храме, стрельчатые окна. Священником Игорем Остаевым был совершен молебен.
   Благотворной для храма явилась организация по соседству летнего оздоровительного лагеря «Дружба» воскресной школы храма преподобного Марона, пустынника Сирийского, что в Старых Панех в Москве. Во время очередной поездки в Садуново летом 2009 г. состоялась моя встреча с потомками рода Перхуровых, которые сейчас живут на Украине — отцом и сыном Матрошилиными. Предварительно они побывали в погосте Воскресенском, что в Понизовье, где поклонились праху своих предков, помещиков Перхуровых, положили цветы к подножиям памятников герою Отечественной войны 1812 г. Александру Николаевичу Перхурову, его супруге, их сыну Сергею Александровичу Перхурову [14].
   Храм в Садунове усилиями Центра «Сельская церковь» и воспитанников воскресной школы из Москвы, а также группы сопровождающих их взрослых, понемногу восстанавливался. На чисто подметенном земляном полу внутри храма установлен крест со Спасителем; появились иконы. В 2008 г. сделана кирпичная правка четверика храма перед куполом. Колокольня и храм покрыты строительными лесами. При входе, с южной стороны, навешены массивные металлические двери. Восстановлена разобранная ранее часть храма с восточной и северной сторон, поддерживающая купол. Летний оздоровительный лагерь «Дружба», разместившийся напротив храма, действует уже около 10 лет. Он работает в летнее время, в три смены. В ней несколько десятков подростков и более 10 взрослых. Здесь свой повар и медицинский работник. Строится просторная трапезная с кухней. Пока же трапезная находится в старом, тесном помещении (данные 2009 г.) Отдыхающие живут в двух специальных домах для ночлега. Подведено электричество, выкопан колодец, откуда по шлангу, с помощью электронасоса, на кухню, а также к умывальнику и в баньку, подается вода. Подростки сами себя обихаживают, помогают повару готовить пищу, стирают белье, собирают грибы и ягоды. Они совершают ежедневные моления, крестные ходы вокруг храма с песнопениями, посещают богослужения в храме с. Ильинского, к которому приписана Никольская церковь в Садунове.
   Хочется поделиться с читателями рассказом об одном случае, произошедшем несколько лет тому назад. В июне 2010 г. мне позвонил Владимир Гордиевский, житель села Покровское на Озере и сообщил, что на окраине деревни Одинцово он обнаружил старый заброшенный надгробный памятник с надписью. Со своим хорошим знакомым из Кимр, таксистом Юрием Алексеевым, мы отправились в указанное место. В нескольких метрах от крайнего деревенского дома, в кустарнике, обнаружили этот памятник весом в несколько центнеров. На всех его сторонах имелись надписи. На одной из них четко читалось: «1837 г. дек. 1. д. Здесь погребен Василий Дмитриевич Перхуров, ц. староста, достолюбезный сын достопочтенного отца». Дачник, возле дома которого была обнаружена находка, житель г. Кимры А.В. Павлов, рассказал, что памятник находится здесь уже много лет. Он познакомил нас со старожилами деревни. Те рассказали, что после 1917 г. один из местных жителей построил дом, употребив под углы его в качестве фундамента надгробные памятники с бывшего кладбища. Спустя годы хозяин умер, дом сгорел, памятники оказались разбросанными. Один из них и был ныне обнаружен. Куда подевались остальные, никто не знает…
   После поездки я постарался выяснить, откуда появился вышеупомянутый памятник. Вначале решил, что он из погоста Воскресенского в Понизовье, где на кладбище до нынешнего времени находятся несколько надгробных памятников местным помещикам Перхуровым. В результате дальнейших поисков узнал, что в Кимрском районе было и другое имение Перхуровых — возле Никольского храма с. Садунова. Последние имели родственные связи с «понизовскими» Перхуровыми. Василий Дмитриевич Перхуров являлся строителем Никольского храма, а после своей кончины был погребен у алтаря церкви.
   О находке исторического памятника был извещен благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, который посоветовал обратиться к настоятелю храма Смоленской Божией Матери в селе Ильинском протоиерею Игорю Остаеву. Оба священнослужителя обрадовались находке. Отец. Игорь, курировавший садуновский храм (церковь в Садунове была приписана к Смоленскому храму в Ильинском), обратился за помощью к руководству детского оздоровительного лагеря, обосновавшегося в Садунове. В начале августа того же, 2010 года, взрослые и воспитанники воскресной школы на автомашине доставили памятник к Никольскому храму, где он и был окончательно установлен.
   Так мы явились свидетелями возвращения надгробного памятника строителю Никольского храма, дворянину В.Д. Перхурову на место, где он и был погребен. Это значимое историческое событие для кимрской истории [15].
   2016 год особо отмечен восстановительными работами в садуновском храме. Построена и покрытая железом апсида (алтарная часть храма), разобранная жителями на кирпич в 1960-е годы. В храме появились отличные двери, новые деревянные полы.
   Восстановленные в 2010 г. на колокольне шпиль с крестом от сильного ветра во время бури надломились и упали. По словам протоиерея Игоря Остаева, Центр «Сельская церковь» обязался восстановить утраченное, но пока, хотя прошло уже несколько лет, почему-то не приступает к работе.
   Прихожане московского храма прп. Марона, пустынника Сирийского намерены восстановить утраченную трапезную с приделами (соединявшую храм с колокольней) и начали собирать для этого денежные средства.
   Никольский храм в Садунове восстанавливается, в нем периодически проводятся богослужения, в летнее время воспитанники столичной воскресной школы молятся в нем каждый день, совершают крестные ходы с иконами и песнопением.
   Уповаем, что наступит тот день, когда храм будет полностью восстановлен.

   Примечания

   1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 3070. Л. 1-3.
   2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3078. Л. 1-3.
   3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3091.
   4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3105.
   5. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1891 г. №21. С. 412.
   6. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16017.
   7. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901 г. С. 393.
   8. ТЕВ. 1908 г. № 15-16. С. 150.
   9. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 10216-с.
   10. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21591-с. Л. 6, 10, 12, 14; Коркунов В.И. Храмы кимрской земли. Кимры, «Литературная гостиная», 2015. С. 221.
   11. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Л. 469; ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21637-с.
   12. За Христа пострадавшие. М., 1997. Кн. 1. С. 167.
   13. О трагической гибели священника Михаила Маслова записано со слов его внучки Галины Федоровны Мамакиной, проживающей в с. Печетове Кимрского района; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16018.
   14. Орлов К.О. Перхуровы: 500 лет служения Отчизне. История и судьбы. М., «Старая Басманная». 2009. С. 54, 51-55; А.Г. Матрошилин и К.О. Орлов много лет собирают сведения о своих предках, дворянах Перхуровых, неоднократно писали о них в литературных источниках.
   15. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Сентябрь. 2010 г.

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.)

     (Фото. № 2 Поповой Валентины Петровны. Фото. № 3-5 из издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов, — М.: «ЛитГОСТ», 2017.)
    


   В конце 90-х возникла идея организовать подворье для летнего отдыха прихожан храма прп. Марона Пустынника Сирийского (г. Москва). Было найдено и место – на территории бывшей барской усадьбы в селе Садуново Тверской области, рядом с разрушенным храмом. Начало было положено в 2001 г. – 10 взрослых и 20 детей, учеников воскресной школы, выехали на одну смену в Тверскую область. В течение трех лет дети приезжали на одну летнюю смену, в 2004 году было сделано две смены, а начиная с 2005 и до сих пор – лагерь (летняя Воскресная школа) принимает ребят в три смены.
    11 августа 2012 года в третий раз за последние три года была отслужена Божественная Литургия в Храме святителя Николая Чудотворца, что в летней Воскресной школе в селе Садуново.
    День и место для богослужения были выбраны неслучайно, ведь именно 11 августа совершается память Рождества Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую к началу XIII столетия.
    На службе присутствовало около ста человек, в основном это были прихожане храма прп. Марона Пустынника Сирийского, приехавшие из. Завершилось празднование крестным ходом вокруг храма.

   
     (По материалам сайта Храма прп. Марона Пустынника Сирийского.)
    


   Спасением Никольской церкви в Садуново Центр "Сельская церковь" занялся в далеком 1993 году, заметив яркое сияние над верхушками деревьев, плотно окружавшими храм редкой архитектуры (схожесть элементов с Хлебным домом в Царицыно).
   На распятии креста была выполнена рельефная фигура Спасителя, и закатные лучи создавали удивительное сияние, которое и привлекло издали специалистов.
   К тому моменту от села ничего не осталось.
   О размеренной сельской жизни напоминали заросли сирени на берегу пруда и заросшая усадебная липовая аллея, которая упиралась в колокольню.
   3 лета специалисты Центра и волонтеры занимались вырубкой леса и сорняковой растительности, называя дикий тополь "черным". Готовили проектную документацию с участием опытных архитекторов-реставраторов Н.И. Смирнова и В.И. Якубени.

   В 1996 году - воссоздали кровлю купола-ротонды. Отремонтировали, покрасили и установили подкрестный шар и крест.
   В 1997 г. - воссоздали шпиль колокольни и установили крест, отремонтировали кровлю колокольни.
   2001 г. - противоавврийные работы по воссозданию центральной части северной стены храма
   2002 г. - противоаварийные работы по закреплению восточной части ротонды.
   2004 г. - планирование территории вокруг церкви, очистка от культурного слоя цоколя здания до исторической отмостки.
   2005 г. - реставрация южного портика фасада. Воссоздание двух углов четверика.
   2013 г. - устройство кровли четверика.
   Активное участие в спасении Никольской церкви принимал и Павел Хлебников (первый редактор рос.издания FORBES), отмечая ее уникальную архитектуру.
   В результате проведенных работ Центр остановил дальнейшее разрушение и обрушение Никольской церкви, что было бы неизбежно.

   
     (По материалам группы ЦЕНТР "СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ" в Контакте.)
    


   ИСТОРИЯ СЕЛЬЦА САДУНОВО И НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

   По известным источникам название Садуново впервые встречается в 1628 году в Кашинской писцовой книге. Во владение помещика Никанора Матвеева, сына Лихачёва состоит сельцо Лунево с деревней Милютиной и с пустошьми, среди которых пустошь Садуново. Происхождение названия пока трудно установить, но скорее всего оно связано с прозвищем человека, первым начавшим обработку этого участка. Поместье это Лихачёв получил по государевой грамоте 1620 года. В 1678 г сельцо Лунёво, а Глезнево тож, состоит во владении сына Никифора Лиходеева – Ивана. В нём двор помещиков, да двор крестьянский.
   По данным генерального межевания, произведённого 5 октября 1775 года, во владении подпоручика Петра Петровича Мельсина состоит сельцо Садуново, сельцо Маклаково, деревня Анедрейцево, деревня Новоселово, Янино тож с пустошьми. Крестьян всего 32 души мужского полу. В селе церковь Николая Чудотворца, в которой вновь нарезанной земли состоит 26 десятин. Церковь эта деревянная, построена в Садунове, так как в списке церквей до этого времени Садуновская церковь не встречается. К 1788 году была выдана грамота на устройство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Петра и Павла. Можно предполагать, что это было связано с именем Петра Петровича Мельсина. Но видимо церковь эта так и не была построена.
   Ныне существующая церковь во имя Никролая Чудотворца с приделами Святителя Дмитрия Ростовского и Митрофания Воронежского построена к 1848 году (по данным Тверского Епархиального Статистического сборника И.Добровольского в 1901 г). По описи дел церкви видно, что строительство её началось в 1820 году, а закончилось в 1846г. В этом же году её освятили. В 1847 году была упразднена пришедшая в ветхость деревяннвая церковь. В 1848 году помещику Перхурову дано дозволение сделать на свои средства ограду вокруг церкви. Капитальным ремонтам и переделками, за исключением мелких ремонтов церковь не подвергалась.
   После Петра Петровича Мельсина упоминаются его дети - Николай и Адам Петровичи, оба гвардии прапорщики. Начало строительства новой каменной церкви по данному проекту, видимо, связано с Адамом Петровичем Мельсинывм. После его смерти в 1843 году владельцем становится поручик Дмитрий Васильевич Перхуров. Скорее всего, это был зять Адама Петровича Мельсина. По ревизским сказкам 1850 года Дмитрию Васильевичу Перхурову принадлежит село Никольское, Садуново, тож сельцо Акатово, деревни Янино, Фетинино, Радование, Андрейцево, Лукьяново, Завидово, Окоемово, Марково, Дымово, Вороново, Берниково, Григорьевское, Нефелдово, и Некрасово. Всего у Перхурова было в 1850 году 1283 души крепостных и 75 дворовых крестьян в селе Никольском и сельце Акатове.
   Усадьба в с.Никольское находилась отдельно от церкви - вблизи д. Сошниково. При церкви находились только строения священнослужителей и с 1877 г здание земского училища.
   У Дмитрия Васильевича Перхурова был сын Василий Дмитриевич, коллежский регистратор, умерший в 1879 году в возрасте 37 лет, в этом же году умерла и жена Дмитрия Васильевича – Софья Александровна в возрасте 60 лет.
   По данным 80-х годов 19 века в Никольском две усадьбы. Одна принадлежит Марии Дмитриевне Покровской (надо полагать дочери Дм. Вас. Перхурова). В 1889 году эта земля с постройками перешла во владение крестьянам Кашинского уезда с. Семёновского П.Г. Сальникову и И.С. Лопатину за 15000 рублей. Другая усадьба принадлежит дворянину католического вероисповедания Ивану Францевичу Косинскому, который в 1865 году женился на дочери Дмитрия Васильевича Перхурова – Екатерине.
   Венчание происходило 22 января 1865 года в Садуновской церкви. Коссинскому было 33 года, его невесте 20 лет. Венчал их священник Павел Степанович Колеров (умер в 1907 году и похоронен в Садунове). В 1906 году это имение состоит во владении дочери надворного советника Софии Ивановны Косинской. По воспоминанию старожилов, оно сгорело в 1916 году.
   У Ивана Францевича был сын Иван Иванович Коссинский, который считается последним помещиком сельца Никольского. Он был женат на дочери владелицы сельца Шерепова, что вблизи с погостом Воскресенским в Понизовье – Наталье Александровне Ивановой (урожденной Перхуровой). В 1919 году И.И. Косинский похоронил свою тёщу в с. Садунове, сам он в это время проживал в с. Кимры на ул. Шевченко в доме Бабуновой. В 1924 году И.И. Косинским было сделано большое пожертвование в Садуновскую церковь книг и икон. Возможно, это было его завещание.
   То, что удалось выписать в Гос. арх. Тверской обл. ф.160, оп.10, тома 1, 2, 3 (описи различных документов: справок, прошений, рапортов) по церквям. На основании этого составлен список имён причта Никольской церк с. Садуново.

      1771 - свящ. Петр Петров. Уличён в воровстве. Отправлен в монастырь
      1775 - свящ. Конон Михайлов
      1777 - пономарь Афанасий Моров вступал во 2-й брак
      1777 - свящ. Иван Марков искал защиты от помещика
      1780 - свящ. Яков Марков
      1787 - свящ. Яков Марков
      1800 - свящ. Федор Яковлев
      1830 - свящ. Федор Яковлев умер, свящ. Александр Шавров назначен
      1848 - свящ. Александр Шавров умер
      1845 - пономарь Захар Колеров назначен
      1853 - свящ. Павел Колеров
      1854 - дьячок Иван Стефановский (пьянствует и буянит), Николай Комаров - диакон
      1862 - Максим Сперанский – дьячок
      1870 – Свящ. Пётр Морошкин – умер (жена его – Пелагея Морошкина)
      1872 – Взаимное перемещение свящ. Дм. Постникова и свящ. погоста Воскресенское Василия Морковина
      1876 – псаломщик Алексей Покровский
      1882 – псаломщик Ксенофонт Бекетов
      1889 – свящ. Александр Успенский отправлен в военное ведомство
      1893 - псаломщик Николай Макеев
      1894 – свящ. Сергей Никитский – выдана грамота
      1903 – Измаил Кудрявцев допущен псаломщиком

   Приход церкви села Садунова состоял из сельца Никольского, деревень Андрейцево, Фетенино, Радование, Янино, Берниково. В 1900 году в приходе числится 386 мужчин и 463 женщины, в 1915 году соответственно 288 и 317. При церкви находились 3 хозяйства священнослужителей. В 1919 году при ней был дом с прирубом у священника, дом дьякона, церковная сторожка, училище, каменный амбар, сарай и баня. В 1925 году в описи церкви записано, что при сей церкви имеются в ветхом состоянии 3 деревянных дома, крытые дранью.

   САДУНОВО 1900 год:

   Священник Сергей Иванович Никитский родился в с. Губино (03.08.1870) Калязинского уезда, сын священника. По окончании курса в Тверской духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда (1892) поступил на должность учителя в Иоанно-Предтечинскую церковно-приходскую школу Калязинского уезда (24.10.1892). Переведён на должность законоучителя и учителя в Негодяевскую школу Корчевского уезда (15.10.1893). На настоящее место определён Его Высокопреосвященством Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским (20.03.1894) во священника рукоположен Преосв. Гавриилом епископом Старицким викарием Тверским.
   Проходил должность законоучителя с 1894 года в с. Садуново. С 1894 по 1896 проходил должность законоучителя в Окатовском и Воронцовском училищах. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте. С 1898 года по избранию благочинницкого съезда и с утверждения Его Преосвященства Дмитрия проходил должность депутата от 2 округа Кашинского училищного съезда, с 10.08.1899 проходит должность сотрудника духовного следствия 2 благочинницкого округа. Грамоту имеет. Жалования получает 294 руб в год. В семействе у него: жена Анна Алексеевна 27.11.1872, дети Варвара и Софья 26.11.1894, Николай 01.02.1897, Елизавета 18.08.1898
   Недвижимости не имеет. Проповедей - 0 по назначению благочинницкого съезда и в праздничные и воскресные дни – 40. Поведение – отлично благообразное.

   Псаломщик – Александр Антонович Томилов, род. 29.08.1823 в Раменье Кашинского уезда, сын псаломщика.
   15.07.1841 уволен из Бежецкого духовного училища. 08.04.1842 определён в понамари с. Архангельское на Черном ручье Кашинского уезда, посвящен в стихарь 04.04.1849, в той же церкви переименован в дьячка 22.03.1852. Перемещён в с. Семендяево 02.04.1886 Калязинского уезда. Награждён золотой медалью 22.10.1892 с надписью «за усердие» для ношения на шее, на аннинской ленте за 50 лет беспорочной службы церкви Божьей.
   05.05.1898 определён в с. Садуново Корчевского уезда. Жалования 98 руб в год. Вдовец.

   Заштатные и вдовствующие

   Заштатный священник села Петровские озёра Павел Стефанович Колеров (родился в Твери 1827) сын протоиерея. По окончании курса в Тверской духовной семинарии со званием студента семинарии рукоположен в священника (30.10.1848) церкви с. Садуново Корчевского уезда. За преподавание катехизиса объявлено ему внимание Епархиального начальства (март 1857) В марте 1868 назначен пономарём церкви села Коровкина Бежецкого уезда.
   03.1869 определён во священника к церкви села Ильинского Удомельского Вышневолоцкого уезда.
   05.03.1870 перемещён в священника церкви с. Садуново
   1886 – определён в исправляющую должность псаломщика в Садуново и Покровское при озере на три месяца в каждом. Определён в священника в церкви села Петровские озёра (05.03.1887)
   В настоящее время уволен за штат, проживает в усадьбе своих дочерей при с. Садуново и на основании указа из Тверской духовной Консистории за № 10658 должен писаться при церкви с. Садуново, получает из Епархиального попечительства 15 рублей в год.
   Дочь Надежда 1856 имеет 1 десятину земли и дом, получает из Епарх. попечения 8 руб в год
   За что были наложены наказания:
   - В 1861 за неуместное выражение наказан месячным монастырским Подначалием;
   - В 1863 по подозрению в оскорблении священника был в монастыре под испытанием 15 дней;
   - В 1868 за повенчание брака в 3 степени родства низведён в Причетники;
   - В 1880 за повенчание брака в родстве прежде нежели дошло уже состоявшееся разрешение преосвященного оштрафован на 10 руб;
   - В 1886 за повенчание брака чужеприходного без соблюдения законных форм и предосторожностей низведён в причетника на полгода;
   - В 1897 за самовольное снятие должостных печатей ? приговорён окружным судом к 3 недельному аресту каковой за неимением монастырских трехнедельным подначалием.

   Сиротствующие в сем селе

   Дочь священника Параскева Александровна Шаврова 1841 живёт в собственном доме, получает из епарх. попеч. 8 руб в год.
   Вдова умершего священника с. Садуново Петра Морошкина (57 лет), получает из епарх. попеч. 10 руб в год (умерла, получает дочь её Александра)

   Учитель Садуновского земского начального училища Дмитрий Александрович Тихомиров (08.10.1862)
   Просфорница при сей церкви жена учителя Елена Ильинична Тихомирова (01.05.1861)

   Церковный староста Корчевской мещанин проживающий в деревне Янино, Терентий Ионович Гусев, в должности старосты 8 лет

   Прихожане (Садуново, Никольское, Янино, Андрейцево, Фитинино, РАдование, Берниково ) 92 двора, 402 мужчины, 476 женщины.

   САДУНОВО 1910 стр 219

   Священник: Иоанн Ульянович Новоженов 26 лет
   В 1903 закончил Новоторжокскую учительскую семинарию
   С 01.09.1903 учитель Сороченского 2-х классного МНП училища Осташковского уезда по 23.03.1908
   С 23.03.1908 – дьякон с. Федоровское Корческого уезда
   31.09.1910 – выдержал экзамен на священника в Тверской испытательной комиссии
   13.10.1910 назначен священником в Садуново
   17.10.1910 рукоположен
   01.11.1910 учитель в Садуновской школе

   Дьякон: Дмитрий Александрович Тихомиров 48 лет - окончил школу в 1880
   08.10.1880 учитель в Ильинской школе
   С 30.05.1892 учитель в Садуново
   01.03.1892 псаломщик в Садуново
   05.08.1902 дьякон в Садуново
   01.09.1904 учитель в Садуново

   Ф 160 оп 1 док 16017 стр 35

   С 1922 – Чистяков Иван Савельевич, в январе 1930 г он был осуждён по ст. 58-10 как ярый контр-революционер на 3 года.
   Псаломщиком с 1923 го был Богданов Иван Алексеевич, также осужденный в 1930 году по ст. 58-10 . После освобождения 7.11.1932 года служил в Троицком соборе г.Кимры. С января 1930 г упоминается, регулярных служб не было. В 1930 году упоминается священник Верёвкин Сергей Михайлович (1908 г. рождения). С 1931 года службу проводят наездами священники обновленческой церкви (из Скорбященской церкви г. Кимры), в частноси Мясников Алексеандр Захарович (1903 г. рождения). В 1933 г. упоминается имя прежнего священника Ивана Чисяткова, но недолго. В 1934 г. упоминаются священники Маслов Михаил Львовоич (из обновленческой церкви), Любомудров Петр Михайлович. Видимо после 1934 г церковь была закрыта совсем. При закрытии должны были сделать фотографии церкви.

   В годы войны и до 80-х годов в 2-х километрах от Садуново находился аэродром
   В 1967 году здание церкви обследовалось специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК) архитекторами Якубени В.И. и Игнатьевым Г.К. Сделаны обмер плана и фотофиксация. Обмерный план переведён в Калиниское областное управление культуры. Кроки обмера и негативы хранятся в архиве ВПНРК г.Москвы (впоследствие в/о Союзреставрация).

   Покудин В.П.(г.Кимры)
   Никитский А.Ю. (г.Дубна)

   
     (По материалам сайта Село Садуново, Никольская церковь.)
    


   В Никольской церкви села Садуново, Корчевского уезда с 1891 г. и предположительно по 1901 год служил священник Владимир Александрович Петропавловский.

         Владимир Александрович Петропавловский

   Родился 16 июля 1867 года в семье Петропавловского Александра Дмитриевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1864 по 1875 год.
   Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
- 1891 г. учитель церковно-приходской школы Богородского уезда Московской епархии.



Владимир Александрович и Ольга Александровна Петропавловские 1891 год.


- 1891 г. священник Никольской церкви села Садуново, Корчевского уезда.

   Справка из ГАТО.
   «В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге церкви села Садуново Корчевского уезда за 1892 год имеется запись № 14 о рождении 08 сентября у Корчевского уезда села Садуново священника Владимира Александрова Петропавловского и его законной жены Ольги Александровой, оба православного исповедания, сына Александра.
   Таинство крещения совершено 12 сентября священником села Покровское, что при Озере Иоанном Богоявленским с псаломщиком Александром Митропольским.
   Восприемниками при крещении названы воспитанник Тверской Духовной Семинарии 4-го класса Александр Александров Петропавловский и вдова диакона г. Калязин Елизавета Иванова Ильинская».

- 1901г. Владимир Александрович Петропавловский – «священник церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда, студент семинарии в службе с 1888 г. священник с 1891 г. , награждён в 1898г. набедренником».
- 1910 г. священник- настоятель церкви Казанской Божией Матери с. Красное Калязинского уезда
- 1917 г. священник Богоявленской церкви города Калязина
- 1920 г. умер от перитонита, измученный бесконечными допросами в НКВД.

   Родители Ольги Александровны Петропавловской:
   Ильинский Александр. Диакон Николаевского собора г. Калязина (ум. до 1879, † Тверская губ., г. Калязин, Вознесенское кладбище).
   Ильинская Елизавета Ивановна (1838 - 1914.07.04, † Тверская губ., г. Калязин, Введенское кладбище) 76 лет. Вдова диакона Николаевского Собора.


   * * *


   Брат Владимира Александровича Петропавловского

         Сергей Александрович Петропавловский

   Родился 15 августа 1865 года в семье Петропавловского Александра Дмитриевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1864 по 1875 год.

   Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
- 1893 г.- учитель церковно-приходской школы при Петровской Академии, Московской губернии
- 02-01-1893 г. женился на Чекаловой Александре Дмитриевне, дочери Чекалова Дмитрия Николаевича, священника церкви погоста Троицкого, что в Березняках Калязинского уезда с 1883 по 1897 год.



Сергей Александрович Петропавловский и его жена, Александра Дмитриевна Петропавловская (Чекалова).


- 1893г. Священник церкви села Субботино Верейского уезда Московской Губернии.
- «12-12-1893 г. рождение, 14-12- 1893 г. крещение. Сын Александр.
   Родители: Верейского уезда, села Субботино священник Сергей Александрович Петропавловский и законная жена его, Александра Дмитриевна; оба православного вероисповедания.
   Восприемники: …священник Георгий Иванович Успенский и жена священника Тверской губернии, Корчевского уезда, села Садуново Владимира Александровича Петропавловского – Ольга Александровна Петропавловская...»


   * * *


         Сыновья братьев Петропавловских

         Александр Владимирович Петропавловский 1892 г.р.

   Окончил курс обучения в Тверской духовной семинарии.
   Поступил в Варшавский Императорский Университет, так как в этот университет принимали бывших семинаристов. В семье Петропавловских сохранился документ за № 1415 от 6 июня 1916 года за подписью ректора университета «…студент 4 - ого курса Историко-Филологического Факультета, Александр Петропавловский, на основании выдержанного им испытания на степень кандидата означенной специальности, советом сего Университета в заседании 6 го июня удостоен права на получение означенной степени…»
   Шла Первая Мировая война. Александр Владимирович Петропавловский поступил в Московское Александровское училище. После 4-х месяцев обучения получил звание - прапорщика и был отправлен на фронт.
   В 1916 году обвенчался с Карелиной Татьяной Ивановной, дочерью известного Калязинского врача, Карелина Ивана Ивановича.

   Справка из ГАТО.
   «В архивном фонде Тверской духовной консистории в метрической книге Богоявленской церкви города Калязина за 1917 год имеется запись № 20 о рождении 02 апреля у младшего офицера 251-го запасного пехотного полка Александра Владимирова Петропавловского и его законной жены Татианы Ивановой, оба православного исповедания, сына Андрея.
   Таинство крещения совершено 08 апреля священником Владимиром Петропавловским с диаконом Николаем Завьяловым».

   В 1917 г - офицер 251-го запасного пехотного полка.



Александр Владимирович Петропавловский 1917 г.


   В 1918 г. - офицер легендарного Марковского полка, прошедший весь ад 1000-верстного «Ледяного похода» Крым, Сиваш, Перекоп.

         Александр Сергеевич Петропавловский 1893 г.р.

   Окончил курс учения в Тверской духовной семинарии.
   В 1914 году - Морской корпус, мичман.
   Воевал в войсках Восточного фронта.
   С 20 февраля по август 1919 служил в Морском министерстве.
   Спасён от расправы комитетчиков матросами, спрятавшими его на корабле.

   Сергей Эфрон, муж Марины Цветаевой и товарищ по оружию, Александра Владимировича Петропавловского, тоже «марковец», служивший в полку генерала Маркова, так писал в 1924 году в своих записках, осмысливая пройденный ими путь с 1914 года: «…мы знали, "за что драться". "Положительным началом, ради чего и поднималось оружие, была Родина. Родина, как идея... не "федеративная" или "самодержавная", или "республиканская", или еще какая.... Та, за которую умирали русские на Калке, на Куликовом, под Полтавой, на Сенатской площади 14 декабря, в каторжной Сибири и во все времена на границах и внутри державы Российской - мужики и баре, монархисты и революционеры, благонадежные и Разины».

   Склонимся же перед памятью доблестного русского офицерства, так много претерпевшего за свою преданность России. Они защищали ту Россию, которой присягали, которую защищали в окопах с 1914 года. Не нам судить их. Главным для них была их Родина.

   Родина, которую закрывали грудью и сыновья репрессированных и расстрелянных священнослужителей, ушедшие на фронт с первых дней войны грозного 1941 года.
   Родина, которую защищали штрафники, осуждённые по ст.58, как «враги народа».
   Родина, которая была для них превыше всего.
   Родина, которой служили и служат по сей день, дети, внуки и правнуки священников Петропавловских.

   ПОПОВА Валентина Петровна

   
     (Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной. Дополнены Георгием Германовичем Одинцовым.)

     (Фотографии № 6-8 любезно предоставлены правнуком Владимира Александровича Петропавловского – Андреем Андреевичем Петропавловским и правнуком Сергея Александровича Петропавловского – Александром Николаевичем Лозовым.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА:

   СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ВОЙНОВЫ

   ГАТО Фонд 312 опись 6 дело № 292

   Ревизские сказки на церковнослужителей городов Твери Кашина Корчевы и их уездов за 1811 год

   (VI ревизия) Село Садуново Корчевского уезда

   Лист 316
   Ревизские скаски 1811 года августа 28 дня Тверской епархии и Тверской губернии Корчевского уезда села Садунова церкви Николая Чудотворца о состоящих при оной штатных и заштатных священно церковнослужителях и их детях мужескаго пола.


Выписка


   ГАТО Фонд 312 опись 6 дело № 568 лист125

   Ревизские скаски на церковнослужителей города Корчевы и его уезда за 1833 год подана 15 декабря 1833 года. (8-я ревизия)
   1833 года декабря 15-го дня Тверской Епархии и Тверской губернии Корчевского уезда села Садунова церкви Святителя и Чудотворца Николая однокомплектной состоявшей до бывшей перед сим последней ревизии, с находящимися при оной церкви штатных и за штатных священно церковнослужителей, и их жёнах и детях обоего пола


Выписка


   Уволенный за старостью и болезнею от должности пономарь Сафрон Григорьев 64 лет. Сын его Дмитрий, в 1824 году определён Бежецкого уезда в село Моркины Горы во дьячка где и в скасках на лицо показан будет

   Село Моркины Горы - Дьячёк Дмитрий Сафронов 32 лет во дьячка определён в 1824 году из учеников Тверского Духовного уездного училища высшего класса на место вышепоказанного дьячка Ивана Андреева природой он Корчевского уезда того ж села Садунова пономаря Сафрона Григорьева сын. Дьячка Дмитрия Сафронова
   жена Пелагея Фёдорова 28 лет.
   Дочери его: Александра 4 лет, Евгения 1 год.

   ГАТО Фонд 160 опись 1 дело № 15997 лист 105-108

   Клировые ведомости Корчевского уезда за 1842 год

   Ведомость о церкви Святителя и Чудотворца Николая Корчевского уезда села Садунова за 1842 год
   Пономарь Иван Семёнов Войнов, пономарский сын 37 лет по исключении из Бежецкого уездного училища из низшего отделения 1824 года в июне определён к означенной Никольской церкви в пономаря указом, а 1826 года генваря 27-го дня Преосвященным Ионою Архиепископом бывшим Тверским посвящён в стихарь, грамота отобрана от него и представлена в Консисторию по подсудимости его, двоеженец. Чтение и пение знает не худо, катихизис помнит и понимает худо. Поведения не трезваго за что был судим: оный пономарь Семёнов за нетрезвость и буйство в 1837 году штрафован посылкою в чёрные монастырские труды на два месяца и находится под судом, по случаю донесения Епархиальному начальству о нетрезвенной его жизни 2-го июля и от 28-го сентября прошлого 1842-го года. Дьячку зять.
   Жена его Васса Иванова 27 лет
   Дети его: от первой жены Андрей Войнов 15 лет в 1841 году исключен из Тверского Духовного приходского училища из высшего класса и находится в праздности при отце.
   От второй жены: Василий 4 лет, Георгий 2 лет
   Дьячок Дмитрий Сафронов Латышев 40 лет пономарский сын, пономарю шурин.
   Жена его Пелагея Фёдорова 37 лет

   
     (Материалы предоставлены Георгием Германовичем Одинцовым.)
    


   ОПИСЬ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ И ЕЯ ИМУЩЕСТВА В СЕЛЕ САДУНОВО КОРЧЕВСКОГО УЕЗДА ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ
   Составленная
   по образцу от епархиального начальства предписанному и Священным
   Синодом утвержденному
   184_ года
   Гос.архив тверской области фонд 160
   опись 10
   ед. хр. 3105

   А. Церковь
   Церковь каменная. Двадцать сажен длины её составляют - длина алтаря 2 и 2/3 сажени (5,69 метра), длина главного храма 8 и 1/3 сажен (17,78 метра), длина предельных храмлов 5 сажен (10,66 метра), длина колокольни 3 сажени (6,40 метра), длина паперти и крыльца по 1 и ½ сажени (3,20 метра) . Средняя ширина церкви 6 и 1/3 (13,51 метра) сажени. Высота алтаря, придельных храмов и паперти 5 сажен (10,66 метра), высота храма от основания цоколя до верха его 13 и 2/3 сажени (29,15 метра), высота колокольни 14 сажен (29,87 метра).

   Стены всей церкви как изнутри так и снаружи оштукатрены, снаружи отдбелены, а внутри украшены священными изображениями, сделанными альфреско без позолоты. Места не занятые сими изображениями окрашены в главном храме голубою, а в придельных храмах розовою краскою.
   Кумпол главной церкви и потолок приделов также расписаны изображениями. В этой церкви три придела из которых
   Главный во имя св. святителя и чудотворца Николая;
   Придельный по правую сторону во имя Димитрия, епископа Ростовского. Придельный по левую сторону во имя святого Митрофана Воронежская чудотворца. Внутри церкви один простенок каменный; между главным храмом и приделами, в нем свод в котором устроены двери со стёклами, соединяющая главный храм с приделами, в приедлах два столпа и одна печь кирпичная. Пол в алтаре и между клиросами главного храма чугунный, а во всей прочей церкви деревянный некравшенный.
   Во всей церкви 34 окна, а именно внизу 18, в кумполе 16.
   Окна находящиеся во всем главном храме, числом 8 и в паперти, числом 4, имеют по одной сосновой раме со стеклами, а находящиеся в придельном храме имеют по две сосновые же рамы и со стеклами же. За исключением 16 окон , находящихся в кумполе прочия 18 украшены решётками железными. На церкви одна глава крытая белой жестью с 12 жестяными спицами во круге шейки и с жестяными же позолоченными шариками на каждой спице.

   На главе храма и на колокольне кресты медные позолоченные с медными же позолоченными яблоками осьмиконечными высотою же с яблоками 1,5 аршина ( 1,5*71,12 = 106,8 см)

   Крыша на церкви железная на деревянных стропилах окрашена зелёною краскою.
   Входные двери в церковь с трёх сторон – с западной, южной и северной, все двойные снаружи железные с внешними задвижками на которых вешаются замки и внутри деревянные со стёклами.
   Паперть каменная с западной стороны церкви с четырьмя окнами в которых как выше было сказано по одной сосновой раме со стеклами и по одной железной решётке. Паперть заключается частично под колокольней частью продолжается под особою крышей котороя устроена одинаково с церковною крышей. Она ограждена от крыльца сосновю, обитой железом дверью с наружными железными задвижками, на которые вешаются замки.
   Перед тремя входами в церковь три крыльца они устроены из белого камня без колонн и крыши.

   Примечание. Сия церковь с благословения высокопреосященнейшего Григория архиепископа тверского и кашинского вся в одно время выстроена в 1848 годку попланием и иждивением корчевского помещика Дмитрия Васильевича Перхурова, главный храм освящен в 1848 году июля 20 дня Григорием архиепископом тверским и кашинским. Придес на правой стороне освящен экономом тверского архирейского дома - строителем Малицкого монастыря иеромонахом Иософатом во тоже время. Придел на левой стороне (готовится к освящению) с благословения преосвященного Гавриила, архиепископа Тверского освящен 21 мая 1850 года....... благочинным погоста Никольского что на Яму священником Анатолием Безруковым.

   Колокольня с колоколами

   Колокольня каменная построена вместе с церковью в 1848 году иждивением прихожанина помещика Дмитрия Васильевича Перхурова, об четверёх ярусах, покрыта железом, окрашена зелёной краской, крест на ней медный позолоченный. Высота колокольни со шпицем 14 саженей, высота креста ½ аршина. На оной колокольне весит 5 медных колоколов, из них:
   1. первый колокол в 51 пуд 30 фунтов, лит в Москве 1835 года 2 мая мастером Николаем Семеновым, на иждивения прихожан
   2. второй колокол в 31 пуд 4 фунта лит в Москве 1841 года декабря 27 дня мастером Димитрием Семёновым на иждивение прихожан
   3. третий колокол в 8 пудов 9 фунтов лит 1734 года 5 февраля, а кем не известно, на иждивение прихожан
   4. четвёртый
   5. и пятый малые колокола, весу времени их литья и мастеров не означено

   С. Ограда
   1 ограда каменная со столбами каменными между которыми утверждена деревянная решётка. В ней двои ворота с южной и западной стороны по обоим сторонам ворот калитки; с восточной же и северной сторон ворот нет, но устроены калитки. Ни ворота ни калитки ещё не отстроены и запоров не имеют
   2 при сей ограде с северо западной стороны сторожка деревянная на кирпичном фундаменте, устроенная помещиком Димитрием Перхуровым в 1850 году. В ней: русская печь, три окна с двойными – летними и зимними рамами, при ней пристроены крыльцо, сени, и чулан. Длина в 12 аршин, широта 7 аршин
   С юго восточной стороны ограды устроен каменный анбар для церкованой рухляди, и для складки жертвуемого в церковь хлеба льна и проч., но сей анбар ещё не отстроен.

   Т.Часовня

   С юго западной стороны ограды устроена каменная часовня имеющая 9 аршин длины и 7 аршина, высота её с кровлею 12 аршин. В ней поставлены на столпе из нарушенной в 1848 году церкви Садуновскоцй иконостас, в коем
   Царские двери, заколоченные так что отворяться не смогут, деревянные глухие, посеребрянные, с резьбою. В них пять образов: образ благовещение... (далее описание икон)

   В часовне сей три окна с рамами.... стеклом и железными решётками у заднем утверждена лестница на чердак в которм кладётся всё обветшавшее и негодное на употребление для хранении во времени, сия часовня имееит деревянную дверь и запирается прочным замком.

   Земли церковные
   Знемли под церковью оградой и погостом 1 десятина
   Земли усадебной под домами и огородами и с огуменником священно церковно служителей 900 квадратных саженей.
   Земли пахотной и сенокосной 35 десятин и 2300 квадратных саженей.
   А документов никаких на сии земли в церкви никаких нет.
   Священник Павел Колеров руку приложил
   Дьячок Иван Степановский руку приложил.

   СПРАВКА.
   Сажень = 213,36 см
   Аршин= 71,12 см

   
     (По материалам сайта Село Садуново, Никольская церковь.)
    


   Церковь Никольская деревянная построена и освящена в 1769 году. В церемонии освящения принял участие епископ Гавриил Петров. Выдана грамота на устройство каменной церкви во имя животворящей Троицы с приделом Петра и Павла. Священник Петр Петров с 1773 года. Новая каменная церковь появилась в 1848 году. Во имя святителя Николая. Главный престол Никольский, 2 - Дмитрия Ростовского, 3 - Митрофания Воронежского. В 1897 году прихожан в приходе из всех деревень, что были приписаны, составляло 847 жителей.

   
     (По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)

    


Посмотреть всю карту