Филиппово (Филипова) - Сергиевская церковь
Церковь Сергиевская, каменная, постройки 1898 года, в память чудесных событий 17 октября 1888 года, престол один Преподобного Сергия Радонежского.
В 1901 году служили: Священник Алексий Гаврилович Воскресенский 26-ти лет, студент семинарии, в служении с 1895 года, священником с 1899 года. Псаломщик Александр Георгиевич Лисицын 18-ти лет, в должности с 1899 года.
Прихожан в селе Филиппове, деревнях: Рязани, Воробьёве, Дуброве, Шутове - 84 двора (382 мужчины, 524 женщины).
В конце 19 века ощутимую лепту в возведение и украшение Сергиевской церкви села Филиппова внесла Клавдия Алексеевна Зубова.
В домашнем архиве правнучки Клавдии Алексеевны, Марии Васильевны Зубовой, хранится старая фотография филипповской церкви, на оборотной стороне которой имеется надпись: "Делательнице добрых дел, украсительнице храма при д. Филиппово, достопочтимой и гуманной Клавдии Алексеевне на память от рода в род. Кимрского собора иерей Иоанн Никольский. 1898 г. декабря 20 дня".
(По материалам изданий Коркунов В.И. Кимрская старина 6: Краеведческие очерки. - г. Кимры: филиал ОАО "Тверская областная типография" Кимрская типография, 2009. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
(Фото. № 1 Елены Филипповой с сайта Храмы России.)
История Филипповской церкви насчитывает около 120 лет. Построена она была в 1898 году на правом берегу реки Кимрки в нескольких километрах от г.Кимры Тверской области в память чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковом 17 октября 1888 года. Освящена в 1899 году. 12 августа 1899 года д. Филиппово посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий и выслушал просьбу жителей открыть в д. Филиппово самостоятельный приход, который и был открыт по Указу Св. Синода от 11 октября 1899 года за № 6307 с причтом из священника и псаломщика.
Построена церковь была из кирпича, с белокаменным цоколем, кокошниками, крыта железом. Крышу венчали пять глав с крестами: четыре главки на глухих барабанах и центральная - несоразмерная Храму - массивная и грузная глава на световом барабане, как будто перенесенная на этот Храм с большого Собора. Оживляли Храм рустованные стены, белокаменные наличники, ряд карнизных поясов, нишек, орнаментов, выполненных из кирпича талантливыми руками безвестных строителей. Иконостас в Храме был трехъярусным.
Храм был небольшим, однопрестольным, освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, поэтому и назывался Сергиевским.
Рядом с Храмом была возведена невысокая каменная колоколенка под четырехскатной крышей, увенчанной Крестом. С нее звонили шесть колоколов.
Прихожанами Храма являлись жители села Филиппово, деревень Рязань, Воробьево, Дубровка, Шутово, числом более 800 человек.
Большой вклад в устройство церкви внес священник Кимрского Покровского Собора Иоанн Матвеевич Никольский. В декабре 1899 года он был награжден скуфьею «за устройство храма в д. Филиппово», в мае 1910 года награжден наперсным крестом «за отличную усердную службу и расширение Филипповского храма». Еще в 1888 году отец Иоанн Никольский принял активное участие в устройстве Филипповской церковно-приходской школы. Со дня открытия ее в сентябре 1888 году он состоял в ней законоучителем, с 1893 по 1899 год был ее заведующим.
Священники:
Первым священником стал Алексей Гаврилович Воскресенский, рукоположенный во священники к Филипповской церкви. 30 ноября 1899 г. из дьяконов Тверского Спасопреображенского кафедрального собора 22.05.1903 г. он был переведен в одно из сел Тверского уезда, а на его место рукоположен во священники 1.08.1903 г. псаломщик с. Вознесенского Кашинского уезда Михаил Дмитриевич Неклюков.
Михаил Неклюков переведен 4.08.1907 г. к Александровскому женскому монастырю в с. Маклаково, а 8 августа 1907 г. к Филипповской церкви перемещен Арсений Павлович Божуков, до этого бывший священником с. Задорья Кашинского уезда.
Арсений Божуков прослужил в храме до февраля 1930 г., когда он был лишен избирательных прав и, по-видимому, репрессирован. Его обвиняли в агитации против колхозов и, «учитывая социальную опасность», требовали «скорейшего изъятия из района».
С марта по август 1930 г. церковь была закрыта. С 14 августа 1930 г. служит священник Уклонский Николай Михайлович (1861 г. рождения). В мае 1932 г. он продолжает служить, а после сведений не имеется пока.
Псаломщики:
05.11.1899 – 25.07.1901 Александр Георгиевич Лисицын
07.08.1901 – 01.11.1902 Иван Орлов
10.11.1902 – 09.08.1911 Федор Лапшин (с 1910 г. он был рукоположен во дьякона)
09.08.1911 – 09.04.1912 Иван Маслов
09.04.1912 – 22.10.1913 Матвей Коршунов
с 22.10.1913 – ? Василий Пятницкий
за период до 1930 г. сведений нет
в 1930 – 1932 упоминается псаломщик Щуренков Николай Иванович из д. Дубровка
Следует упомянуть о том, что в марте 1913 г. преподано Архипастырское благословение церковному старосте церкви с. Филиппово Алексею Шереметьеву за сделанные пожертвования на украшение храма и приобретение иконы преподобного Сергия Радонежского – 1150 руб. (Алексей Филиппович Шереметьев, 1860 г. рождения, торговец кожевенным товаром)
В 1935-36 гг. Храм был закрыт, разграблен и осквернен. В его помещениях были устроены зерносклад, мельница (ручная!), позднее конюшня (в алтаре!).
В годы репрессий попытались с помощью лошадей, а позднее и тракторов сбить с куполов кресты. Два купола удалось обезглавить, а третий, самый высокий, остался невредим. Много лет Храм сиротливо стоял бесхозный, частично разрушенный, позабытый и позаброшенный.
Но время второго рождения храма пришло. Центр «Сельская церковь» (руководитель С.А.Мельникова) восстановил покрытие храма, предохранив его от последующего разрушения. Нашлись добрые люди, создали попечительский совет, который возглавил местный житель Сергей Бравов. Нашлись и спонсоры из Москвы. Неоценимый вклад в восстановление Храма внес ныне покойный главный архитектор Москомстроя Альфред Рудольфович КЕГЛЕР. Были восстановлены две главы куполов с крестами. На сегодняшний день из-за отсутствия спонсоров, восстановительные работы ведутся собственными силами. Сейчас проводятся работы по восстановлению пола, колоколов.
После длительного, более чем 60-летнего перерыва, состоялась первая Литургия, проходят молебны. В пасхальную ночь в храм тянет всех - верующих, маловерующих, и даже совсем неверующие стараются не пропустить основного действа - крестного хода и никого не оставляющего равнодушным возгласа: Христос Воскресе!
(По материалам сайта Православного прихода Успенской церкви в селе Щелково Кимрского района Тверской области.)
Церковь Сергиевская построена в 1898 году, каменная, в память о чудесном событии 30 октября 1888 г., имела один престол, одну звонницу. Священник о. Алексей Гаврилович Воскресенский, псалмопевец Александр Георгиевич Лисыцын. Престол был освящен 25 декабря епископом Дмитрием Самбикиным. В селе Филиппово в 1888 году была открыта одноклассная церковно-приходская школа в собственном доме. Учитель Иван Орлов окончил детскую семинарию. Учащихся 38 человек. В Филиппово было 28 домов, 256 жителей по статистике 1897 года, имелось: пошивочно-ремонтная мастерская 1, булочная 1, сушилка 1.
(По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
В. И. Коркунов. Сергиевская церковь села Филиппова
17 октября 1888 года под Харьковом произошло крушение поезда, на котором возвращалась в столицу из Крыма царская семья. Некоторые вагоны сошли с рельсов, имелись убитые и раненые, но император Александр III и члены его семьи не пострадали, отделавшись испугом. В народе это событие было воспринято как чудо. В стране происходит взрыв верноподданнических чувств в адрес монарха: повсюду совершаются благодарственные молебны, в честь чудесного спасения царской семьи строятся храмы, часовни; пишутся иконы, отливаются колокола. На месте крушения поезда был воздвигнут грандиозный храм...
Это событие, всколыхнувшее всю страну, нашло отклик и на кимрской земле. В деревне Филиппово, в нескольких верстах от Кимр, появился храм.
2 мая 1893 года крестьяне деревень Филиппово, Воробьеве, Дубровка, Рязань на своем сходе решили построить в деревне Филиппово каменную часовню в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года.
Содействовал этому начинанию иерей кимрского Покровского собора Иоанн Никольский — законоучитель Филипповской церковно-приходской школы; купец, владелец кожевенного завода Михаил Васильевич Крюков обещал выделить необходимое количество кирпича; крестьяне обязались предоставить землю — под храм и дома его служителей. Составленное на сельском сходе прошение было направлено епархиальному начальству. Тверской архиерей Гавриил благословил это начинание, строительное отделение Тверского губернского правления одобрило проект храма. После согласия соответствующих органов в столице началось возведение часовни [1].
30 ноября 1894 года в Тверскую духовную консисторию было отправлено сообщение, что строительство часовни продолжается.
17 февраля 1898 г. священник Иоанн Никольский сообщил в духовную консисторию о том, что строительство завершено; об этом же написал туда и благочинный 2 округа Корчевского уезда, настоятель кимрской Вознесенской церкви Петр Ершов [2].
25 февраля 1899 г. церковь — так к этому времени стала именоваться часовня — была освящена [3]. Купец Михаил Крюков, оказавший существенную помощь в возведении храма, стал его первым церковным старостой. Значительный материальный вклад в украшение храма внесла и московская купчиха Клавдия Алексеевна Зубова (1840-1906). Она доводилась внучкой кимрскому 2-й гильдии купцу Василию Михайловичу Малюгину. К. А. Зубова занималась благотворительностью в г. Калязине, на родине отца, и в других местах. В Кимрах она жертвует значительные денежные суммы пожарному обществу, Покровскому собору, в 1894 г. строит женское начальное училище (в советское время начальная школа № 4, на пересечении ул. К. Либкнехта и Луначарского). У потомка К. А. Зубовой Марии Васильевны Зубовой в Москве, в родовом доме, в домашнем архиве хранится фотография Филипповской церкви, на оборотной стороне которой имеется надпись: «Делательнице добрых дел, украсительнице храма при д. Филиппово, досточтимой и гуманной Клавдии Алексеевне в память из рода в род. Кимрского собора иерей Иоанн Никольский. 1898 г. декабря 20 дня» [4].
Возведенный каменный храм был небольшим, однопрестольным и назван в честь прп. Сергия Радонежского. Он имел 5 глав, увенчанных крестами, из них средняя — массивная, была со световым барабаном. Иконостас был трехъярусным. Деревянная звонница стояла около храма, с нее звонили шесть колоколов.
По соседству с храмом находилась построенная в конце 1880-х годов церковно-приходская школа, которой заведовал и преподавал Закон Божий иерей кимрского Покровского собора Иоанн Никольский. В 1910-х годах в ней учились 32 мальчика и 28 девочек [5].
Первым настоятелем Сергиевской церкви в 1899 г. становится молодой священник Алексий Воскресенский, псаломщиком — Александр Лисицын, сын священника кимрского Покровского собора Георгия Лисицына. Печальной оказалась его судьба. После окончания духовного училища и одного класса духовной семинарии он в 18 лет становится псаломщиком в храме села Филиппова. В 1901 г. А. Лисицын перемещен в Никольский храм села Белого Калязинского уезда (ныне Кимрский район). В 1904 г. становится псаломщиком Преображенского храма г. Корчевы. В 1910-м — переводится в кимрский Покровский собор. В 1911 г. он заболел, был отправлен в лечебницу под Тверью, где и умер.
Прихожанами Сергиевского храма стали крестьяне села Филиппова, деревень: Рязань, Воробьево, Дубровка, Шутово. (Все крестьяне указанных деревень до постройки Сергиевской церкви являлись прихожанами кимрского Покровского собора) [6].
Небольшой Сергиевский храм был тесен и не мог вместить всех желающих, особенно во время церковных праздников. Поэтому спустя всего шесть лет после возведения прихожане решили его распространить (расширить), сделав с южной стороны пристройку. В 1905 году епархиальному начальству от их имени было послано прошение о разрешении строительства, к чему были приложены чертеж и план. После оформления всех формальностей разрешение было получено. В сентябре 1905 г. начались строительные работы. Наблюдение за ними на основании договора взял на себя тверской гражданский инженер. 16 декабря 1907 г. полицейский урядник первого стана Корчевского уезда Кимрской волости Новоженов доносил в Тверское губернское правление о том, что по показанию настоятеля Сергиевского храма Божукова постройка вчерне закончена. В 1908 г. губернский архитектор В. И. Назарин составил акт ее осмотра. Но каменная паперть была еще не достроена. Дело застопорилось из-за недостатка средств. Полностью работы были завершены после 1912 г. [7].
Новый теплый придел был освящен в честь Святой Троицы. Деревянную звонницу, по-видимому, сломали вследствие расширения храма и возвели, как и прежнюю, также отдельно от последнего. В будущем было намечено сделать пристройку и с северной стороны — второго придела. Но этому помешала начавшаяся Первая мировая война. В таком виде Сергиевской храм и дожил до наших дней.
В 1903 г. настоятель храма Алексий Воскресенский был перемещен в один из храмов Тверского уезда, а на его место назначен священник Михаил Неклюков. В 1907 г. он был переведен на службу в Александровский женский монастырь села Маклакова Калязинского уезда (ныне Талдомский район Московской области). К слову сказать, в тверском архиве имеются документы, рассказывающие о нападках на отца Михаила со стороны игуменьи монастыря Измарагды. На властолюбивую игуменью не действовали даже увещевания тверского архиерея.
Следующим настоятелем храма становится священник Арсений Божуков, прослуживший здесь до 1930 г.
Псаломщики Сергиевского храма часто менялись. После ухода первого псаломщика Александра Лисицына на его место заступил Иоанн Орлов. Он прослужил здесь до 1902 года.
Иоанн Петрович Орлов родился в 1876 году в семье псаломщика. После окончания Тверской духовной семинарии в 1898 году он назначен учителем в церковно-приходскую школу деревни Филиппово. С 1901 года стал псаломщиком в Филипповском храме. В 1902 году рукоположен в сан священника и переведен настоятелем в Христорождественский храм погоста Рождественского, что на Вышнем озере (нынешнего Кимрского района). В годы советской власти отбывал ссылку, затем вернулся к семье, где и умер в 1930-е годы. Ныне в селе Ильинском Кимрского района живет младшая дочь отца Иоанна, пенсионер-педагог Лидия Ивановна Орлова [8].
После него в храме служили псаломщиками Михаил Лапшин (1902-1911), Иван Маслов (1911-1912), Матвей Коршунов (1912—1913), Василий Пятницкий (1913-1914), Василий Виноградов (1914-1918), в советское время — Николай Щуренков.
А. Ф. Шереметьев, церковный староста храма |
Должность церковного старосты с 1911 года занимает купец Алексей Филиппович Шереметьев, уроженец деревни Воробьево, живший в то время в селе Кимры. Благодаря предприимчивости, он разбогател на торговле, имел посадную мастерскую в Кимрах. Несколько принадлежавших ему ранее домов ныне находятся на пересечении улиц Карла Маркса и Шевченко.
В 1913 году Шереметьеву было преподано архипастырское благословение за украшение храма в Филиппове на сумму 1150 рублей и икону Сергия Радонежского [9]. Ныне в Кимрах живут правнучки купца Алексея Шереметьева — Алевтина Михайловна и Лидия Михайловна Семеновы.
ХРАМ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
С изменением государственного строя в 1917 году в стране начались гонения на Русскую Православную Церковь. Не миновала эта «гроза» и Сергиевский храм села Филиппова. В 1918 году согласно декрета Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви храм перешел в ведение государства. 10 апреля 1919 года был подписан договор, на основании которого Кимрский волостной совет передавал Сергиевский храм религиозной общине. Его прихожане были обязаны за свой счет содержать храм, охранять его, ремонтировать, платить налоги и страховые взносы. Они также должны были испрашивать письменное разрешение на проведение собраний, крестных ходов...
Власти периодически наведывались в храм с проверкой инвентарной описи, вели антирелигиозную пропаганду среди населения, обложили служителей храма непомерными налогами. Результаты не замедлили сказаться. Настоятель храма Арсений Божуков под давлением обстоятельств был вынужден оставить свой пост. Скорее всего он был обеспокоен судьбами дочерей, которым не хотел осложнять их жизнь будучи священнослужителем. В 1930 году в храме служил псаломщиком Николай Иванович Щуренков. Место настоятеля после ухода Арсения Божукова занимает 62-летний священник Николай Уклонский. По воспоминаниям Василия Петровича и Ивана Петровича Бушуевых, здесь некоторое время служил священником их дядя, Павел Васильевич Бушуев. Последним церковным старостой храма стал житель деревни Воробьево Петр Андреевич Меткин, один из подвижников Православия.
Местные власти приняли решение о выселении Щуренкова и Меткина из родных мест, но было ли это осуществлено, неизвестно.
В январе 1930 года на общем собрании членов Шутовского колхоза «Возрождение» было принято решение о закрытии Сергиевского храма и передаче его под культурные нужды. Ходатайство было направлено в Кимрский райисполком [10].
Дату закрытия храма автору этих строк установить не удалось. Вероятнее всего, окончательно он был закрыт в первой половине или в середине 1930-х годов. Следует привести воспоминания местных старожилов, полученные мной в 1997 г. По словам Марии Шуваевой, в 1934 г. она венчалась в Сергиевской церкви. Скорее всего, это так и было. Такое событие редко забывается. Возможно, храм уже был передан местному колхозу, но не использовался последним какое-то время. Татьяна Горшкова, Мария Фофанова и Лидия Сорокина рассказали, что после закрытия храма в нем в разное время располагались зернохранилище, мельница, конюшня (с одной лошадью). В 1980-х годах церковь становится бесхозной.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
Уже во время перестройки в СССР наблюдается процесс возрождения Православия; в последующие десятилетия он продолжился. Это воочию можно было наблюдать на примере Сергиевского храма.
Центр «Сельская Церковь» (руководитель С. А. Мельникова) осуществил кровельные работы, чтобы воспрепятствовать дальнейшему разрушению храма. Местные жители, уроженцы Филиппова с болью и беспокойством смотрели на все более и более ветшающий храм. В 1999-2000 гг. С. Бравов, настоятель Успенской церкви с. Щелкова иерей (ныне протоиерей) Тимофей Петров, А. Горшков, Ю. Гридчин выступили с инициативой по его восстановлению. Благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин благословил их на это богоугодное дело. Так был создан Попечительский совет. Председателем его стал уроженец села Филиппова Сергей Викторович Бравов, членами Анатолий Иванович Горшков, Юрий Сергеевич Гридчин и настоятель Успенской церкви села Щелкова иерей (ныне протоиерей) Тимофей Петров, которому было поручено заниматься богослужебной частью. Первым делом они начали освобождать храм от мусора и хлама. Тогда же С. Бравов позвонил своему дальнему родственнику, главному архитектору Москомархитектуры Альфреду Рудольфовичу Кеглеру с просьбой об оказании материальной помощи. Последний незамедлительно дал свое согласие. Будучи подростком, во время Великой Отечественной войны он жил в доме рядом с храмом. Кеглер несколько раз переводил немалые деньги на его возрождение. В скором времени были восстановлены три главы, увенчанные крестами, вставлены окна, двери, покрашена крыша... Весной 2001 г. у стен храма состоялся первый молебен. Его совершил благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин в сослужении иерея Тимофея Петрова. 18 июля того же года, в престольный праздник храма состоялась и первая литургия уже внутри церкви. Его вновь провели протоиерей Евгений Морковин и иерей Тимо фей Петров [11].
8 октября 2002 г., после литургии, состоялось открытие мемориальной доски в память умершего А. Р. Кеглера, которая была укреплена на одной из стен храма [12].
Несмотря на недостаток денежных средств, здесь по-прежнему, пусть медленно, продолжаются восстановительные работы.
Начиная с Пасхи 2005 г. по выходным и праздничным дням в храме служил клирик кимрского Преображенского собора иеромонах Нил. Это продолжалось в течение года. Тогда же он собрал и украсил своими мастеровыми руками иконостас, иконы для которого были получены в церковной мастерской в Софрино под Москвой.
Помимо главного жертвователя, Кеглера, помощь храму оказали Сергей Раев и Сергей Морковкин; столяр Александр Блинов за символическую плату изготовил для церкви рамы. Помогают храму члены приходского совета Сергей Бравов, протоиерей Тимофей Петров, Анатолий Кашков. С момента открытия храма на общественных началах здесь трудится жительница Филиппова Валентина Ивановна Ломакина: она и уборщица, и казначей, и продавец свечей...
Из последних заметных новшеств отметим обновление надгробного памятника протоиерею Иоанну Побреину (1830-1896). Это событие имеет свою предысторию.
Лет 10 назад памятник священнослужителю вдруг оказался у стен кимрского Вознесенского храма. Никто не знал, где он служил, откуда здесь появился. Автор этих строк из архивных источников узнал, что И. Побреин являлся настоятелем Архангельской церкви нынешнего Кимрского района, где и был похоронен. О судьбе Иоанна Побреина и его потомков, истории Архангельской церкви мной был написан очерк, опубликованный в одной из книг [13]. Через некоторое время памятник был перенесен к Филипповской церкви. Об этом узнал житель Твери, Виктор Иванович Буданов, супруга которого, Елена Михайловна, является правнучкой отца Иоанна. В. Буданов изготовил мраморную плиту с надписью. Побывав на месте Архангельской церкви, он обнаружил там лишь одни руины да жалкие остатки старого кладбища. С благословения благочинного Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина памятник решено было оставить у Филипповской церкви. 14 июля 2012 г. здесь собрались потомки Иоанна Побреина. На привезенную В. Будановым из Твери массивную мраморную плиту был установлен старый надгробный памятник [14].
В Сергиевском храме регулярно совершаются литургии, молебны. Как правило, их проводят благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Евгений Морковин и настоятель Успенского храма села Щелкова протоиерей Тимофей Петров. Певчей является матушка Елена (супруга протоиерея Тимофея Петрова), нередко к ней присоединяется дочь Настя. Особенно много верующих собирается в церкви в христианские и престольные праздники.
Сергиевский храм обрел свое второе рождение и год от года становится все краше, являясь источником молитвенной радости для верующих местной окрути.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 466. Оп. 1. Д. 81904.
2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 1618.
3. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16017. Л. 242.
4. Зубов В. П. Семейная хроника. Зубовы и Полежаевы. М., 2010. С. 479; Коркунов В. И. Страницы истории кимрского края. Кн. 2. Тверь, 2010. С. 93.
5. Начальныя училища Тверской губернии в 1911-1912 учебном году. Тверь, 1912. С. 150.
6. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 401.
7. ГАТО. Ф. 466. Oп. 1. Д. 84336.
8. Коркунов В. И., Коркунов В. В. Кимрская старина 7. Кимры, 2012. С. 16-17. Л. И. Орлова умерла в 2015 г. в с. Ильинском.
9. Тверские епархиальные ведомости. 1913. №. 13. С. 125.
10. Кимрская районная газета «Коллективная жизнь». 14 января 1930 г.
11. Родник православия (газета Кимрского благочиния). Август 2001 г.
12. Родник православия. Ноябрь 2002 г.
13. Коркунов В. И. Страницы истории кимрского края. Кн. 2. Тверь, 2010. С. 63.
14. Родник православия. Август 2012 г.
(По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)
(Фото. № 3 из издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)