Красный Холм - Троицкий собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Троицкий собор.


   Первое упоминание о церкви во имя Живоначальной Троицы относится ко времени кн. Симеона Иоанновича, пожаловавшего Антониеву монастырю "Село Преображенье Спасово да Живоначальныя Троицы на Холму". Название села, очевидно, ведет свое происхождение от своих церквей.
   Деревянный Троицкий храм существовал до 1724 г., когда был построен теплый каменный Храм в то же наименование.
   К 20-м годам XIX столетия этот каменный Троицкий храм (называвшийся собором) сильно обветшал, в стенах появились сквозные трещины, тесовая крыша давала сильную течь и потолок оказался гнилым. Колокольня Троицкого собора
   Некоторые из краснохолмских граждан-прихожан обращались с прошением к Тверскому Архиепископу Ионе о дозволении им поправить этот собор за свой счет. Но ввиду возбужденного уже ранее ходатайства своего прихода пред Архиепископом Филаретом о дозволении построить новый теплый каменный Троицкий собор на новом месте и за совершенной его ветхостью, Консистория в этом просителям отказала.
   В переписке по этому делу находится очень ценное указание на местоположение этого упраздненного и разобранного (без сомнения в 1820-х гг.) Троицкого собора: по свидетельству особой комиссии "не точно оный храм сам в себя никакого наружного благобразия не имеет, но и близ онаго стоящий собор лишает своей красоты".
   Несомненно, что старый Троицкий храм находился близ существовавшего Преображенского собора.
   По причине крайней ветхости и тесноты прежнего теплого Каменного Троицкого собора краснохолмские граждане решили выстроить новый теплый собор, достаточно обширный в соответствии величине прихода.
   За благословение на такое важное дело прихожане в 1820 г. обратились к Тверскому Архиепископу Филарету, впоследствии знаменитому Московскому Митрополиту.
   Архиепископ Филарет лично был в г. Красном Холме, прежний собор он нашел ветхим, место на площади для нового собора удобным и разрешил приступить к постройке нового Троицкого собора. Настоящий храм предложено было строить холодный, а два трапезных придела теплые. Средства на постройку его заключались в церковно-кошельковой сумме, кроме того, прихожане в своем прошении обязались жертвовать из своих личных средств, - для того, чтобы постройка шла безостановочно.
   В сентябре 1846 г. Краснохолмский протоиерей Симеон Разумовский с причтом и церковный староста купец Петр Аникин Кожевников с почетными прихожанами подали прошение Архиепископу Григорию об освящении главного храма: "в новопостроенном нашем Троицком соборе, - писали они, - иконостас поставлен и храм благолепием украшен, но еще не освящен".
   Престол этот освящен был самим Архиепископом Григорием 10 сентября 1846 г.
   Храм был характерен для культовой архитектуры Тверской губернии в стиле позднего классицизма. Кубический объем, украшенный четырехколонными тосканскими портиками, завершался световой купольной ротондой-барабаном с полуколоннами по периметру. По углам четверика возвышались глухие цилиндрические барабаны. С запада примыкала более широкая трапезная со скругленными восточными углами. Огромная по высоте, монументальная по формам четырехъярусная колокольня Троицкого собора (ул. Октябрьская) была выстроена в конце 1860-х - начале 1870-х гг. Ее архитектура, несмотря на позднюю дату, обладает полнокровными классическими формами, отличаясь выразительной пластикой объемов и богатым декоративным убранством. Возможно, был использован более ранний проект, одновременный самому собору. Вертикаль колокольни стала главной архитектурной доминантой в силуэте города.


Фото. из архива Олега Спасского.


   КОЛОКОЛЬНЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА

   Главным деятелем по созданию грандиозной Троицкой колокольни был Краснохолмский купец Василий Матвеевич Бородавкин Меньшой (2-й). Как видно из дел архива Тверской Духовной Консистории, мысль о постройке колокольни при Троицком соборе возникла у граждан г. Красного Холма еще за много лет до ее осуществления. Еще в своем прошении в декабре 1854 г. о разрешении сделать к Троицкому собору пристройку, они писали, что при соборе "предположено быть колокольне, которой ныне еще нет".
   Тверская Духовная Консистория своим журналом постановила дозволить построение новой каменной колокольни на собственное иждивение прихожан, взяв с церковного старосты купеческого сына Василия Матвеевича Бородавкина подписку с обязательством выстроить в течение 2 лет для притча 2 каменных дома.
   А в настоящее время колокольня - это все, что осталось от построенного в середине XIX века Троицкого собора. Он был полностью разрушен в 30-х гг. прошлого века. Колокольню удалось сохранить лишь потому, что ей нашли практическое применение. Она использовалась в качестве парашютной вышки для местных спортсменов ДОСМФ.
   На сегодня колокольня Троицкого собора - это самое высокое сооружение в Красном Холме, памятник архитектуры XIX века, своеобразный символ города. В 90-е годы здесь были проведены реставрационные работы. Покрыт железом купол колокольни, на ней установлен крест, обследованы ярусы колокольни.

   
     (По материалам книги: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС "Города Тверской Земли". Тверь: Издательство Студия-С, 2004.)

     (Фото. № 1 из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания М.П. Мясникова, Кр. Холм, 1914г. Автор снимка неизвестен. Фото. № 3 из архива Олега Спасского.)
    


   Заштатный город Красный Холм, от Твери в 160 верстах, от Весьегонска в 79 верстах.
   Преображенский собор три церкви: 1) Преображенская, построена в 1713 году, каменная, престола два: главный Преображения Господня, придельный Казанской Божией Матери, 2) Троицкая, построена в 1836 году, каменная, престола три: холодный Святой Троицы, теплые: правый Рождества Христова, левый Благовещения Пресвятой Богородицы, 3) Владимирская, с тремя престолами, каменная, начата постройкой в 1883 году.
   Церковные документы: опись 1864 года, метрики с 1785 года, исповедальные с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Протоиерей Петр Иоаннович. Знаменский 69-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1862 года, священником с 1866 года, Протоиереем с 1889 года, состоял законоучителем городского училища и цензором проповедей, награжден орденом Святой Анны З-ей степени в 1898 году.
   Священник Михаил Алксеевич Побреин 51-го года, студент семинарии, в служении с 1873 года, священником с 1877 года, состоял законоучителем городского женского училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1899 году наперсным крестом.
   Священник Димитрий Александрович Соболев 37-ми лет, в служении с 1885 года, священником с 1889 года, состоял смотрителем Епархиальной свечной лавки, членом уездного отделения Епархиального училищного совета и законоучителем земской школы, награжден в 1898 году набедренником.
   Диакон Иоанн Малахович Покровский 38-ми лет, из 3 класса духовной семинарии, в служении с 1883 года, диаконом с 1889 года.
   Псаломщик Александр Петрович Ветлицкий 27-ми лет, в должности с 1892 года.
   Псаломщик Михаил Григорьевич Ильинский 47-ми лет, в должности с 1896 года.
   Псаломщик Петр Александрович Колтыпин 35-ти лет, в должности с 1885 г.
   Прихожане: 1) Протоиерея Знаменского - в городе Красном Холме и в деревнях: Глунцове, Онисимове, Навях, Дымцеве, Сварухине, Наумове, Бортнице, Медвешкове - 339 дворов (1007 мужчин, 1121 женщина). Сверх сего военных 36 дворов (173 мужчины, 166 женщин), раскольников 3 женщины.
   2) Священника Побреина - в городе Красном Холме и в деревнях: Боярском, Глунцове, Муравьеве, Терешкове, Трещевце, Якимихе, Янькине, Петрушине - 323 двора (978 мужчин, 1053 женщины). Сверх сего военных 33 двлоа (171 мужчина, 162 женщины), раскольников 3 женщины.
   3) Священника Соболева - в городе Красном Холме и в деревнях: Коробове, Мокренях, Глунцове, Анисимове, Погорелке, Чумине, Макковееве, Колпине, Семеновском, Филипкове, Ринях, Доре - 352 дворов (1016 мужчин, 1145 женщин). Сверх сего военных 76 дворов (200 мужчин, 205 женщин)., раскольников 1 двор (1 мужчина, 1 женщина).
   В 1914 году служили: Протоиерей Димитрий Соболев 52-х лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет.
   Священник Павел Маслов 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 11 лет.
   Священник Георгий Колтыпин 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Преображенском соборе 11 лет.
   Священник Василий Успенский 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 19 лет, в Преображенском соборе 10 лет.
   Штатный диакон Михаил Панков 43-х лет, из первого класса семинарии, на службе 24 года, в Преображенском соборе 4 года.
   Псаломщик-диакон Петр Колтыпин 49-ти лет, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 15 лет.
   Псаломщик-диакон Михаил Ильинский 62-х лет, на службе 18 лет, в Преображенском соборе 15 лет.
   Псаломщик-диакон Николай Пухлимский 35-ти лет, на службе 16 лет, в Преображенском соборе 2 года.
   Псаломщик Иоанн Виноградов 28-ми лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Глунцово, Коробово, Маккавеево, Колпино, Семеновская, Филиппово, Ргени, Аннинская, Мокрени, Наумово, Сварухино, Якимиха, Дымцево, Чумино, Погорелка, Терешково, Глупцово, Боярская, Муравьево, Трещевица, Янькино, Петрушино, Нави, Онисимово, Бортницы, Медведчиково - 3563 мужчины, 3902 женщины.
   К собору приписана кладбищенская Никольская церковь, постройки 1794 года, каменная, холодная, престол один Святителя Николая. Церковные документы: опись 1847 г. Причта особого не положено. Прихожан нет.
   В приход Преображенского собора входило пять часовен: 1) Покрова Божией Матери, при д. Трещевице, постройки 1888 года, деревянная, 2) Донской Божией Матери, при д. Дымцеве постройки 1854 года, каменная, 3) Казанской Божией Матери., при д. Навской, постройки 1854 года, деревянная, 4) Покрова Божией Матери, при д. Наумове, построена неизвестно когда, деревянная, 5) Святителя Николая, при д. Бортнице, постройки 1895 года, деревянная.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
    


Троицкий собор.


   Храмы в с. Спас на Холму существовали издавна. Само название ,,Спас” указываетъ на заимствование имени поселения от существовавшей здесь, на холму, церкви во имя Всемилостивого Спаса.
   К началу ХVI в., когда это село было пожаловано князем Симеоном Иоанновичем в качестве вклада Николаевскому Антониеву монастырю, в нем уже существовали две церкви ,,Преображенье Спасово да Живоначальная Троица”.
   Основание самого села и построение в нем первого храма уходит в отдаленную от нас глубь истории и, за отсутствием письменных памятников, которые могли бы осветить те времена, приурочить и основание села и построение первой в нем церкви к какому-либо определенному времени пока не представляется возможным.
   Несомненно одно, что церкви во имя Преображения Господня и Живоначальной Троицы существовали в селе Спас на Холму с весьма давних пор.

   Троицкий собор.

   Кроме Преображенской церкви (впоследствии собора) издавна в г. Красном Холму существовала другая церковь во имя Живоначальной Троицы.
   Первое упоминание о ней относится ко временам кн. Симеона Иоанновича, пожаловавшего Антониеву монастырю ,,село Преображенье Спасово да Живоначальныя Троицы на Холму”. Название села, очевидно, ведет свое происхождение от своих церквей.
   Упоминание о существовании здесь церкви во имя Живоначальной Троицы есть и в ,,Описи” Антониева монастыря 1575 г.: ,,Да к монастырю погост Спас на Холму - Преображенье вверх древяная, а другая церковь Живоначальныя Троицы”.
   Когда строена эта церковь второй половины XVI в., и первоначальная-ли она, - это пока неизвестно.
   Переписные книги Данилы Свечина 1027 - 29 г.г., говоря о церкви Преображения Господня у Спаса на Холму, о Троицкой церкви не упоминают. Очевидно, она была сожжена во времена литовского разорения, подобно церквям других вотчин монастыря, - окрестных сел 1).
   Впоследствии, в Переписных книгах 1646 и 1677 г.г. отмечено, что в погосте у Спаса на Холму кроме церкви Спасова Преображенья есть другой храм - Живоначальная Троица.
   Очевидно, что этот храм построен уже после 1629 года.
   Деревянный Троицкий храм существовал до 1724 г., когда был построен теплый каменный храм в тоже наименование 2).
   К 20-м годам ХIХ стол. этот каменный Троицкий храм (называвшийся собором) сильно обветшал: в стенах появились сквозныне трещины; тесовая крыша давала сильную течь и потолок оказался гнилым.
   Некоторые из Краснохолмских граждан - прихожане обращались с прошением к Твер. Архиепископу Ионе о дозволении им поправить этот собор на свой счет. Но в виду возбужденного уже ранее ходатайства всего прихода пред Архиеп. Филаретом о дозволении построить новый теплый каменный Троицкий собор на новом месте, и за совершенной его ветхостью, Консистория в этом просителям отказала 3).
   В переписке по этому делу находится очень ценное указание на местоположение этого упраздненного и разобранного (без сомнения, в 1820-х г.) Троицкого собора: по свидетельству особой комиссии ,,не точию оный храм сам в себе никакого наружнаго благообразия не имеет, но и блис онаго стоящий другой собор лишает своей красоты” 4).
   Несомненно, что старый Троицкий храм находился близь существующего Преображенского собора., и стоящий в настоящее время близь этого собора, с его западной стороны, между колокольней и оградой, невысокий массивный кирпичный глухой столб с железной четырехскатной крышей показывает место престола упраздненного древнего каменного Троицкого собора.


__________________________________


   По причине крайней ветхости и тесноты прежнего теплого каменного Троицкого собора Краснохолмские граждане решили выстроить новый теплый собор, достаточно обширный в соответствие величине прихода.
   За благословением на такое важное дело прихожане и причтъ в 1820 году обратились к Тверскому Архиепископу Филарету, впоследствии знаменитому Московскому Митрополиту 5).
   Архиеп. Филарет лично был 6) в г. Красном Холму; прежний собор он нашел ветхим; мсто на площади для нового собора удобным и разрешил приступить к постройке нового Троицкого собора 7). Настоящий храм предположено было строить холодный, а два трапезные придела теплые.
   Средства на постройку его заключались в церковно-кошельковой сумме. Кроме того, прихожане в своем прошении обязались жертвовать из своих личных средств, - для того, чтобы постройка шла безостановочно.
   Но указанных средств не хватало, а потому причт и граждане несколько раз входили к Тверским Владыкам с прошениями о выдаче на имя их собора сборных книг.
   Первый раз сборная книга была выдана в Августе 1820 г. на имя крестьянина экономической Антоновской казенной вотчины дер. Муравьева Ермолая Кононова. Сколько было собрано этим сборщиком в течение трех лет, - из дела не видно. В Марте 1824 г. (при Архиеп. Ионе), по прошению причта и прихожан 8), выдана сборная книга Антоновской экономической казенной волости дер. Трещевца крестьянину Косме Вавилову.
   По этой книге Косма Вавилов в 1827 г. сдал собранных им от доброхотных дателей денег 3008 руб 53 коп.
   В 1827 году, по резолюции Архиеп. Амвросия, опять выдана на имя Космы Вавилова сборная книга, по этой книге он представил в Июне 1830 г. доброхотного сбора 1926 р. 68 к.
   В 1830 г. причт и прихожане снова просят выдат сборную книгу, ссылаясь, как и прежде, на недостаточность церковных доходов и плохие урожаи хлеба.
   Выданная в Мае 1830 г. на имя крестьянина Космы Вавилова сборная книга была им утеряна в г. Твери, при выходе из церкви в Ямской слободе. По этому случаю он обращался с прошением на Высочайшее имя.
   В 1831 г. Июня 5 дня просителям, взамен утраченной, была выдана новая книга.
   В 1833 г. причт и церковный староста рапортовали о смерти (в Окт. 1832 г.) сборщика Космы Вавилова и о записи собранных им денег в соборную книгу.
   Доброхотных подаяний на этот раз оказалось 161 р. 73 к.; но на лицо представлено 150 р. 50 к. Взимание недостающих денег за смертью сборщика ршено оставить.
   Таким образом по сборным книгам, выдаваемым в разное время, на постройку нового Троицкого собора в течение 10-ти лет поступило 5085 р. 71 к.
   В Ноябре 1831 г. протоиерей собора Симеон Кириллов Разумовский с причтом, а также церковный староста мещанин Федор Яковлев Суслов обратились к Тверскому Архиеп. Григорию с просьбой освятить правый теплый придел (во имя Рождества Христова) нового храма. Архиеп. Григорий поручил совершить освящение придела Антониевскому архимандриту Петру, что и было им исполнено 17-го Января 1832 года 9).
   Второй придел (Благовещения Пр. Богородицы), по распоряжению Архиеп. Григория, был освящен того же монастыря архимандритом Серафимом 8 Октя6ря 1833 года 10).
   Наконец был приготовлен к освящению и главный новосозданный храм во имя Живоначальной Троицы.
   В Сентябре 1846 г. Краснохолмский протоиерей Симеон Разумовский с причтом и церковный староста купец Петр Аникин Кожевников с почетными прихожанами подали прошение Архиепископу Григорию об освящении главного храма: ,,в новопостроенном нашем Троицком соборе, писали они, иконостас поставлен и храм благолепием украшен, но еще не освящен”.
   Престол этот освящен был самим Архиепископом Григорием 10 Сент. 1846 г. 11).
   По описи, приложенной к прошению причта и церковного старосты 12), значится: ,,Церковь каменная на каменном фундаменте, в 21 с. 1 ар. дл., шир. олтарь в 5 с. 2 ар.; сред. часть церкви в 7 с. 2 ар., а трапеза в 10 с. 2 ар. и 3 четв., и вышиною в 15 саж. Во всей церкви 29 окон: вверху 12 и внизу 17”.
   В 1845 г. в Троицком соборе, во время богослужения, произошел пожар: загорелась балка на чердаке от неисправности дымохода. Крышу разобрали, пожар затушили; особых повреждений храма не было 13).
   В 1852 г., с разрешения Архиепископа Гавриила, в трапезной церкви Троицкого собора был произведен крупный ремонт: устроены новые св. престолы и жертвенники; новые иконостасы; сделана стенная живопись; новые полы и устроена под полами амосовская печь.
   После произведенного ремонта настоятель собора протоиерей и благочинный Иоанн Знаменский с причтом, а также церковный староста купец Димитрий Федоров Портнов просили Архиеп. Гавриила сделать распоряжение об освящении престолов в трапезной церкви их собора Антониева монастыря архимандриту Паисию. Освящение совершено, по резолюции Владыки, местным протоиереем И. Знаменским 9 Ноября 1852 г. 14).
   В Декабре 1854 г. Краснохолмские граждане вместе с соборным причтом обратились к Архиеп. Гавриилу с просьбой разрешить им распространить трапезную церковь Троицкого собора пристройкой к оной с Западной стороны трех стен и устроить под пристройкой малую амосовскую печь. Дело доходило до Свят. Синода, по указу которого 15) и разрешено произвести просимую постройку на церковно-кошельковую сумму и на доброхотные пожертвования, при наличности кирпича 16).


__________________________________


   В настоящем своем виде Троицкий собор представляет очень длинное и большое здание.
   Главный храм увенчан пятью главами, из коих средняя покрыта обширным куполом.
   К этой части собора примыкает трапезная церковь с двумя приделами, а к трапезной - пристройка 1856 года 17).
   Пол пристройки на несколько ступеней ниже уровня пола трапезной церкви; соответственно этому и крыша ее ниже крыши на трапезе.
   К пристройке примыкает грандиозная четырехъярусная колокольня.


__________________________________


   Внутри Троицкий собор украшен с достаточным благолепием.
   Особенное внимание обращает бронзовый одноярусный иконостас главного алтаря, с такими же царскими вратами. Поверхность иконостаса высеребрена; колонны и украшения вызолочены. В иконостасе весу 75 пудов.
   В Троицком соборе за правым клиросом главного храма находится замечательная икона, именуемая ,,Живоносный Источник”.
   Композиция ее следующая: выше центра иконы находится изображение Пресв. Богородицы, именуемой ,,Живоносный Источник”; по обеим сторонам его находится по 7-ми фигур святых; в центре иконы врезан небольшой четырехконечный крест; под ним - изображение главы И. Предтечи на блюде , лежащем на покрытом одеждой столе. Икона покрыта ризой (серебр.); поэтому судить о характере письма не представляется возможным.
   На металлической дощечке, прикрепленной к киоту иконы, выгравировано: ,,На оборотной стороне сребрянаго позлащеннаго с частями святых мощей и иными святынями честнаго креста, врезанного в доску иконы, именуемой Живоносный Источник Пресвятыя Влчцы нашея Бцы, обретается сие написание:
   Мvро престыя главы Предтечи.
   Часть гроба Гдня.
   Макария Колязинскаго мощи.
   Арсения Тферскаго мощи.
   Мvро стаго мученика Димитрия.
   Мощи Стефана архидиакона.
   Часть гроба препод. Саввы Сторожевскаго.
   Часть гроба Кvрилла Новоезерскаго.
   Власы Иоанна Христа ради юродиваго Московскаго Чудотворца”.
   Серебряный крест, врезанный в середину иконы, длиной 2 ½ вершка, четырехконечный, с заостряющимися несколько концами и с особым ,,возглавием”, прикрепленным на шарнире.
   Посреди креста - распятие с буквами IC ХС; по сторонам распятия - предстоящие; внизу его гравированное изображение Св. Николая Мирликийского.
   Вверху, на возглавии, изображение Нерукотворенного Спаса.
   Сама форма креста, свящ. изображения, гравированные на нем, носят печать архаичности, большой древности.
   По нашему мнению, этот крест если не ХV-го, то во всяком случае не позднее ХVI-го века, и есть самая большая Краснохолмская древность. 18)
   Икона ,,Живоносный Источник” пожертвована в собор покойным церковным старостой и строителем нового Владимирского собора В.М. Бородавкиным 1-м; она была куплена в Петербурге вместе с домом


__________________________________


   В приделе Благовещения примечательно напрестольное евангелие, напечатанное в Москве, 1688 г., при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и при патриархе Иоакиме. Оно обложено бархатным переплетом с серебряными средником и угольниками; на застежках клеймо 1854 г.
   По листам евангелия есть очень большая надпись, к сожалению совершено утраченная, так как переплетчик. обрезая листы, обрезал и надпись. Можно разобрать лишь только некоторые уцелевшие слова.
   Напр., ,,и в поминовение” (л. 63); ,,при священниках при Константине” (л. 73); ,,и кто до них будет” (л. 78); - конец евангелия от Матфея, л. 122: ,,приложил паникадило” 19); л. 145: ,,вкладу прологъ”...
   В 1911 г. в трапезной церкви возобновлена на средства церковного старосты И.И. Камкина стенная живопись и заново вызолочены иконостасы 20).
   Собор в настоящее время весь теплый и богослужение в нем отправляется в зимнее время.


__________________________________


   Колокольня.

   История построения колокольни при Троицком соборе не совсем обычна. Ее строителям нужно было обладать большим запасом энергии и терпения, чтобы исходатайствовать разрешение на ее постройку. А затем потребовались от них и крупные материальные жертвы, там как колокольня выстроена исключительно на пожертвования. 
   Главным деятелем по созданию грандиозной Троицкой колокольни был Краснохолмский купец Василий Матвеевич - Меньшой (2-ой) Бородавкин. 21)
   Как видно из дел Архива Тверской Духовной Консистории, мысль о постройке колокольни при Троицком соборе возникла у граждан г. Красного Холма еще за много лет до ее осуществления. Еще в своем прошении в Декабре 1854 года о разрешении сделать к Троицкому собору пристройку, они писали, что при соборе ,,предположено быть колокольне, которой ныне еще нет”. 22)
   В Августе 1864 г. Краснохолмские граждане обратились с прошением на ВЫСОЧАЙШЕЕ имя, - очевидно, испробовав все средства и видя безуспешность своих ходатайств перед местным Епархиальным Начальством, и перед Свят. Синодом.
   В этом прошении граждане ссылаются на крайнее неудобство того обстоятельства, что при Троицком соборе, в котором служба совершается с 15 Августа по 15 июня, нет своей колокольни, а существующая при холодном Преображенском соборе колокольня находится от Троицкого собора на расстоянии 92-х сажен, и это неудобство особенно сказывается в зимнее время.
   По мнению просителей, желательный оборот дела по разрешению построить колокольню на церковно-кошельковую сумму зависит от благословения Свят. Синода: хотя Св. Синод и предписал своим указом 23) употреблять церковно-кошельковую сумму на постройку домов для священнослужителей Краснохолмского собора на принадлежащем оному собору 12 квартале и на поддержку их на те же средства, но 1) священнослужители Краснохолмского собора имеют собственные дома, 2) при давно уже построенном Троицком соборе еще не существует колокольни.
   Посему они всеподданнейше и просят повелеть прежде построения церковных домов для причта соорудить колокольню. 24)
   Как бы в добавление к изложенному прошению в Сентябре 1864 г. подано прошение на ВЫСОЧАЙШЕЕ же имя от 1-й гильдии купеческого брата Василия Матв. Бородавкина, в коем он изъявляет свое намерение пожертвовать на построение новой колокольни 250 тыс. обожженного кирпича и для фундамента ее каменного бута 22 сажени. 25)
   В 1865 г. от Благочинного протоиерея И. Знаменского поступил в Тверскую Консисторию обширный рапорт, хорошо выясняющий все обстоятельства дела. 26)
   Прежде всего прот. Знаменский заявляет, что 1) Соборное духовенство не видит крайней надобности в постройке новой колокольни, которую, кроме того, не будет возможности снабдить колоколами за неимением лишних на колокольне Преображенского собора; 2) добровольная подписка среди граждан и прихожан из крестьян не обещает значительной суммы, достаточной для постройки колокольни и слития новых колоколов; 3) следует прежде всего, в исполнение неоднократных указов и Св. Синода и Тверского Епархиального Начальства, построить для причта на принадлежащем Преображенскому собору 12 квартале г. Красного Холма 3 каменных и 2 деревянных дома, чтобы этим закрепить за собором право на владение этой землей.
   При рапорте прот. И. Знаменского представлены приговоры крестьянских сельских обществ о пожертвовании ими от каждого селения зернового хлеба, всего около 63 четвертей; а от городских граждан по подписному листу всего 2484 руб., с уплатой их в течение 4-х лет 27).
   В Ноябре 1866 г. граждане, во главе с братьями Бородавкиными и церковным старостой 2 гил. купцом Иваном Камкиным, вошли с прошением к Тверскому Архиеп. Филофею, из которого видно, что в 1895 г. они ходатайствовали перед Свят. Синодом о построении каменной колокольни на церковно-кошельковую сумму.
   На это последовал указ Св. Синода 28) с отказом и предоставлением права на новое ходатайство о возведении колокольни всецело на свои собственные средства.
   В настоящем случае Краснохолмские граждане и просят Архипастырского благословения на начатие дела возведения колокольни уже исключительно на свои личные средства.
   Архиеп. Филофей сдал это прошение на рассмотрение Духовной Консистории 29).
   Наконец длительное дело стало близиться к концу 30).
   Тверская Духовная Консистория своим журналом 31) постановила дозволить построение новой каменной колокольни на собственное иждивение прихожан, взяв с церковного старосты купеч. сына Вас. Матв. Бородавкина подписку с обязательством выстроить в течение 2 лет для причта 2 каменных дома 32).
   Приведенная история создания колокольни показывает, что г. Красный Холм обязан существованием прекрасной, колоссальной колокольни при Троицком соборе энергии и щедрости церковного старосты В.М. Бородавкина 2-го, а также единодушию и усердию и всех прихожан - и городских граждан и приходских крестьян 33).


__________________________________


   1) Бывшее село Сандово и пог. на Шаблыкине значатся в них пустошами; не видно бывшей церкви в с. Красном; храм в с. Лаптеве ,,стоит без пенья”.
   Истор. опис. Кр. Ник. Ант. мон., 67.
   2) Архив Твер. Дух. Конс. Дела 1812 и 1820 г.г. за №№ 840 и 748. Приложения №№ 21 и 22. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 117.
   3) Архив Твер. Дух. Конс. Прошение граждан г. Красного Холма от Сент. 1821 г. с резолюцией Архиеп. Ионы. Приложение № 24. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 128.
   4) Приложение № 24. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 128.
   5) Архив Твер. Дух. Конс. ,,Дело о построении в г. Красном Холму вместо обветшавшего теплого собора во имя Живонач. Троицы другого в тож наименование”. Началось в 1820 г. Сент. 9 Дня. По описи № 748; заключает 56 листов. - Приложение № 22. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 121.
   6) Неизвестно бывали-ли Тверские Владыки здесь раньше Архиеп. Филарета.
   Впоследствии г. Красный Холм посщали: Архиеп. Григорий (1846 г. 10 Сент.); Архиеп. Филофей (в 1872 г.); Архиеп. Савва 1882 г. 14 Мая); викар. еп. Гавриил (1893 г. Июня 2); Архиеп. Димитрий (1898 г. 30 авг.; 1901 г. 2 Сент.); викар. еп. Василий (1901 г. в Ноябре; 1902 г. в Мае); Архиеп. Алексий (1906 г. 5 Мая и 17 Авг.; 1908 г. 28 Нояб.); викар. еп. Александр (1907 г. 8 июля; 1908 г. Янв.); Архиеп. Антоний (1910 г. 11 Авг. и 11 Сент.).
   7) По словам И.И. Камкина, его родитель И.А. Камкин поднес архиеп. Филарету материи на рясу, которую он изволил благосклонно принять.
   8) Просители указывали на сокращение церковно-кошельковой суммы по причине неурожая хлеба в течение нескольких лет.
   9) Приложение № 26. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 133.
   10) Приложение № 27. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 135.
   11) Приложение № 29 - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 137.; резолюция от 11 Сент. 1846 г. за № 5528.
   12) Архив Твер. Дух. Конс., дело № 255 - 517. Приложение № 29. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 137.
   13) Арх. Тв. Дух. Конс. Дело № 249.
   14) Приложение № 31. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 141. Рапорт прот. Знаменского от 27 ноября за № 130.
   15) От 30-го Апр. 1856 г. за № 3336.
   16) Приложение № 32. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 142.
   17) Пристройка окончена в 1861 г. См. Опись церков. Имущ. 1853 г.
   18) В Январе 1913 г. в г. Красном Холму был проф. Д.В. Цветаев и, по нашему предложению, осматривал упомянутую икону и крест. Он относит крест также к ХV - ХVI в.
   В Тверском Музее есть крест, отчасти напоминающий по форме данный, и также с возглавием и с неясным на нем изображением (табл. 53, № 375).
   19) Не говорит-ли эта надпись о паникадиле с двухглавым орлом, находящемся в Преображенском соборе?
   20) Церков. летопись Преобр. собора.
   21) Бородавкиных в то время в Красном Холу было три брата 1) Матвей Матвеевич (старший), 2) Василий Матвеевич - Большой и 3) Василий Матвеевич - Меньшой.
   22) Прилож. № 32. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 142.
   23) От 14 дек. 1862 г. за № 973.
   24) Прилож. № 36. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 152.
   25) По поводу этого прошения состоялось постановление Духовной Консистории (от 23 Дек. 1864 г. за № 10960) запросить причт Краснохолмского собора.
   26) Архив Твер. Дух. Конс., № 5299/804. Прил. № 37. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 155.
   27) Приводим в подробности этот список. Крестьяне согласны пожертвовать, если Бог благословит их хлебородием, единовременно: от дер. Дымцева - ок. 2 чт. хл., дер. Сварухина - 2 чт.; д. Янкина - ок. 2 чт.; дер. Трещевца - 3 чт.; д. Наумова - 2 чт.; д. Якимихи - 2 чт.; дер. Онисимова - 5 чт.; д. Навей - 5 чт.; д. Коробова - 5 чт.; д. Муравьева - 2 чт.; Глунцова - 5 чт.; д. Медведчикова - 2 или 3 чт.; д. Дору - 2 чт.; Ргеней - 5 чт.; д. Терешкова - 2 чт.; д. Маковеева - 3 чт.; д. Палникова - 2 чт.; дер. Чумина - 1 чт.; д. Бортницы - 2 чт.; д. Петрушина - 5 чт.; д. Филипкова - 3 чт.
   На подписном листе граждан г. Красного Холма в Марте 1865 г. обозначены следующие пожертвования: от троих братьев Бородавкиных 500 руб., от купца Ив. Камкина 300 руб., куп. Ивана Портнова 150 руб., куп. Ив. Бородавкина 100 руб., куп. Егора Федор. Кичигина 100 руб. - и т.д. малыми суммами; всего 2484 руб.
   28) От 10 Сент. 1865 г. за № 2047.
   29) Архив Твер. Дух. Конс. Дело № 372/431. Приложение № 35. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 150.
   30) Дело это началось 4 Апр. 1859 г., а окончилось 4 Мая 1868 г.; оно заключает в себе 225 листов.
   31) С резолюцией Архиеп. Филофея: ,,1868 г. Апреля 27. Исполнить”.
   32) Прилож. № 37. - Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913., 155.
   33) Строитель колокольни Василий Матвеевич - Младший Бородавкин скончался 1881 года Сентября 4 дня.

   
     (По материалам издания Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913.)

     (Фото. № 4 из издания Крылов Л.И. Г. Красный Холм и его соборы. К 200-летнему (1713 - 1913) юбилею Преображенского собора. Исторический очерк. - Тверь, 1913. предоставлено Андреем Ага.)

    


Посмотреть всю карту