Прямухино - Домовая церковь в усадьбе Бакуниных
В самые первые годы девятнадцатого века Александр Михайлович Бакунин окончательно поселился в усадьбе и начал работы по её реконструкции. Естественно, что за проектом он обратился к своему другу и родственнику Н.А. Львову. При ремонте дома к нему с юга пристроили каменный флигель для церкви, а с севера - такой же для кухни и погребов. Из документов о строительстве церкви может сложиться впечатление, что перенесение после 1808 г. церковной службы во флигель было вынужденной необходимостью. Однако сам А.М. Бакунин оставил красноречивые стихотворные строки, в которых пишет о причинах и замысле перестройки дома:
«В саду на скатистой вершине
Её холмистых берегов
Господские палаты ныне
Кряхтят под тяжестью годов,
Но я кирпичными плечами
Двух флигелей на новый лад
Скрепил их и с лица столбами
Принарядил кой-как фасад.
Святая церковь - флигель южный...
На север кухня с погребами,
В которых часто нет вина,
И кладовая со шкафами,
Где всякой всячины казна...»1
Обратим внимание на антропоморфные ассоциации старых «кряхтящих усадебных палат», которые подпирают двумя плечами новых флигелей. Эта литературная ассоциация оборачивается смысловой программой, если вспомнить замысел собственной львовской усадьбы Никольское Черенчицы, где дом располагался между пирамидой и церковью-усыпальницей (прошлым и будущим-вечностью)2. Подобным образом и здесь жизнь обитателей в обновлённом доме должна проходить между флигелями, насыщающими пищей душу и тело. В монографии о Н.А. Львове сохранились фото и обмеры остатков архитектуры этих флигелей, теперь уже почти совсем утраченных (церковный флигель сохранился в руинированном состоянии). «Кое-какие столбы», украсившие их фасады, на самом деле были колоннами четырёх портиков греко-дорического ордера с широкими архаизирующими эхинами капителей и каннелированными стволами. Причём каннелюры, как и в львовской усадьбе Арпачёво, были сделаны только в верхних двух третях колонн, что в классицистической истории древнегреческой архитектуры связывалось с эпохой рождения классики. На преднамеренное строительство церковного флигеля указывает и мать А.М. Бакунина (которая была в то время владелицей усадьбы) в своем прошении о перенесении церковной службы в «нарочно к тому приготовленное удобное строение близ моего дома»3 из-за разборки ветхой деревянной усадебной церкви и на время строительства новой, каменной в два этажа.
Похоже, что хозяева вообще желали иметь два усадебных храма. При этом южный «церковный флигель» дома, в сущности, был решен как самостоятельный продолговатый объем с четырехколонными портиками почти во всю ширину торцевых фасадов, иными словами - снаружи представлял собой как бы простой тип древнегреческого храма, называемый амфипростилем. Его колонны были грекодорическими и нет никаких данных о наличии купола на его двускатной крыше, неизвестно ничего и о первоначальном наличии сохранившегося сейчас второго этажа над церковным залом, которое представляется сомнительным. Симметричная ему кухня имела один портик во всю ширину и снаружи тоже походила на греческий храмик.
И.Е. Путятин ЦЕРКОВЬ В ПРЯМУХИНЕ. Проблемы интерпретации духовного пространства усадьбы.
_________________________
1 Корнилов А.А. Семейство Бакуниных. Т. 1. Молодые годы Михаила Бакунина. М., 1915. С. 30. Цит. по: Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961. С. 30.
2 См. подробнее: Путятин И.Е. Погреб-пирамида в Никольском-Черенчицах: от гробниц древности к Просвещению // Реликвия. Сентябрь, 2006. (СПб., 2007). С. 40-41.
3 Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Указ. соч.
(По материалам издания Новоторжская столица "Русского Палладио": по следам Льва. Наследие Н.А. Львова / сост., науч. ред., предисловие И.Е. Путятин - М., 2021.)
(Фото. с сайта BankGorodov.ru. Рис. из издания Новоторжская столица "Русского Палладио": по следам Льва. Наследие Н.А. Львова / сост., науч. ред., предисловие И.Е. Путятин - М., 2021.)