Большой Борок (Благовещенский, что при Осуге погост) - Благовещения Пресвятой Богородицы церковь
Село расположено на левом берегу Осуги, в 23 км от Кувшиново. В селе сохранилась Благовещенская церковь (1796 г.) являющаяся частью усадебного комплекса. Церковь выполненная в стиле раннего классицизма в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
В писцовой книге Леонтия Скобельцына за 1624–1625 годы упоминается и погост на реке Осуге, «а на погосте церковь Козьмы и Домьяна: деревянный верх обвалился, да церковь Николы Чудотворца,… и в церкви образа и книги, строенья приходных людей. На погосте ж дом попа Дмитрия Федорова, да другой поповский дом пуст, дома дьякона Абросимки Зиновьева и пономаря Сеньки Сергеева, да проскурницы Домницы Степановой дочери, да бобылей Гришки Михайлова и Максимки Степанова».
В 1796 году Сергей Жеребцов построил «на погосте Благовещенском, что на реке Осуге», новую каменную Благовещенскую церковь с тремя престолами.
Село Большой Борок образовалось при объединении населенных пунктов Локотцы, Борок, Игумново и Благовещенского погоста.
Погост Благовещенский, что при реке Осуге, от Твери 90 верст.
Церковь Благовещенская, построена в 1796 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Святых Безсребренников Космы и Дамиана.
В 1901 году служили: Священник Николай Михайлович Благонравов 39-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1883 года, награжден в 1898 году скуфьей. Священник Василий Александрович Сабинин 37-ми лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1886 года, награжден в 1893 году набедренником. Диакон Иаков Иванович Щепин 47-ми лет, в служении с 1873 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Михаил Алексеевич Никольский 63-х лет, в должности с 1855 года. Псаломщик Михаил Владимирович Смирнов 26-ти лет, в должности с 1895 года.
Прихожане: 1) Священника Благонравова - 289 дворов (1030 мужчин, 1278 женщин). 2) Священника Сабинина - 271 двор (1142 мужчины, 1376 женщин).
В приходе сей церкви находились а) одна часовня в деревне Бутивице, Знамения Пресвятой Богородицы, каменная, построена в 1845 году и б) два молитвенных дома: 1) в деревне Латиберове, Знамения Божией Матери, построен в 1870 году, деревянный и 2) в сельце Локотцах, Страстной Божией Матери, построен в 1872 году, деревянный.
В 2012-2013 гг. силами местных жителей удалось сделать кровлю на куполе и алтаре, убраться в самом храме, убрать пристройки от алтаря. Примерно раз в месяц проходит молебен внутри храма.
(По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и материалам сайта Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области.)
(Фото. № 1 hram-tver. Фото. № 2 Алексея Шашкова.)
Церковь Космы и Дамиана 184 г. на погосте Червинскаго стана, по окладу дани 25 алт.
Под 7186 г. отмечено: "впредь писать церковь Николая чюдотворца да в пределе Космы и Дамиана на погосте у реки Осуги, дани положено рубль 11 алт., заезда гривна". (Патр. прик. кн. 87, л. 1047; кн. 91, л. 891).
132 и 133 гг. в Чурилсвскои волости, в Черницкой губе царя и великаго князя погост на реке на Осуге, а на погосте церковь Космы и Дамиана древян был вверх развалился, да церковь Николы чюдотворца древян клетцки, церковь и в церквах образы и книги строенье приходных людей, на погосте ж во дворе поп Дмитрий Федоров, двор другой поповской пуст, во дворе дьячек Обросимко Зиновьев, во дворе пономарь Сенка Сергеев, двор проскурницы Домницы, да бобылей два двора; пашни паханые поповы, дьячковы, пономаревы да проскурницы худые земли десять четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен, лесу непашеннаго две десятины; пустошь Заход пашни перелогом и лесом поросло худые земли пять четвертей в поле, а в дву потомуж, сена нет.
186 г. погост, а в нем церковь Николая чюдотворца да предел Космы и Дамиана, стоит на реке на Осуге, у той церкви во дв. поп Семион Зиновьев, во дворе дьячек Игнашко Иванов, да в том же дворе живет просвирница, во дв. пономарь Федка Афанасьев, да в том же погосте за попом 4 двора бобыльских, людей в них 7 челов.
1710 г. в Чуриловской волости ц. Николая чюдотворца да в пределе Космы и Дамиана деревянная на погосте на реке Осуге. При церкви во дв. поп Иван Семенов служит в попах у оной церкви с 1702 г.; во дв. поп Михаил Семенов служит у оной церкви с 1702 г.; во дв. пономарь Сидор Максимов; во дв. дьячек Ермил Семенов. Данных денег платят они с той церкви и др. сборов всего 2 руб. 7 алт. на год. Церковной земли дано на прокормление попу с причетники по писцовым книгам 132 и 133 гг. пашни 15 четвертей в поле, а в дву потомуж; пустошь Заход, на суходоле, в ней пашни 5 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 5 копен. (Переп. кн. 12377, л. 1509).
1731 г. В синод. казенном приказе производилось дело о построении на погосте на реке Осуге новой церкви. Дело началось по прошению священника Герасима Гаврилова с прихожанами. В своем прошении, поданном июля 12 дня, они писали: "во ржевском уезде, в Новоторской приписи, в Чуриловской волости, в погосте Червинском, что на р. Осуге, церковь Божия во имя Николая чудотв. с приделом чудотворцев Космы и Домиана прошедшаго июня 6 дня сего 1731 г. волею божиею сгорела, а нам с приходскими людьми без церкви божии быть невозможно, понеже в том приходе помещичьих и их деревень имеется не малое число и непрестанно случается всякие церковные к отправлению нужды, и просили: о строении церкви божии во имя чудотв. Космы и Домиана на старом церковном месте дать указ, а впредь по силе прежняго требования о строении других приделов как исправимся просить будем, а как построены будут помянутыя церкви Николая и Космы и Домиана, чтоб повелено было и освятить, что в том имеется приходская нужда". (К прошению руки приложили прихожане: майор Никита Семенов Шишков, капитан Авдейко Кольцов, дворянин Василий Никитин Ошанин, капитан Андрей Алексеев Толбузин.)
Вследствие сего прошения на справку выписано: "в окладной книге нынешняго 731 г. в Новоторжской десятине написано: церковь Николая чудотв., да в приделе Космы и Дамиана, на погосте Червинском, дани 1 р. 73 коп. казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых ржевских книгах 166 и 167 гг. в Новоторжской десятине вышеписанной церкви не написано; а в переписной 703 г. книге у вышеозначенной церкви написано: поп Семен, поп Гаврило, дьякон Михаило, в приходе 99 дворов, пашни церковныя земли 15 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 15 копен".
Резолюция: "1731 г. июля в 19 день, по указу и по благословению свят. синод. о строении и освящении церкви и выдаче антиминса дать указ". Указ дан. (Патр. прик. св. 461, № д. 80; кн. 337, л. 96).
1731 г. июля в 19 день запечатан указ о строении церкви и освящении, по челобитью церкви Николая чуд. попа Прокопия Гаврилова с приходскими людьми, велено против их челобитья, вместо сгорелой церкви, на том же церковном месте построит вновь деревянную церковь во имя Николая чуд. да придел Косьмы и Дамиана и освятить тое церковь и придел Могилевския пустыни игумену Епифанию по новоисправному требнику, а антиминсы из синодальнаго дому выданы; пошлин 6 ал. 4 ден. нужнейших 1 четь взяты.
1736 г. генваря 10 дня, церкви Николая чуд. поп Прокофий Гаврилов входил в синод. казен. приказ с прошением, в котором объяснял: "имеется у нас в Новоторжской десятине, на р. Осуге, церковь Николая чуд. придел Космы и Домиана деревянные, которые построены весьма тесны, и ныне я с приходскими людми желаю построить вновь церковь пространные во имя Благовещения Пр. Б., да придел Знамения Пр. В., и прошу о строении оной церкви и придела дать указ".
Подписание преос. Вениамина, епископа коломенскаго и каширскаго: "дать храмозданную грамоту, 1737 г. генваря 10 дня". (Патр. пр. св. 471, № д. 7; кн. 401, л. 1).
1737 года, генваря в 14 день запечатан указ о строении в Новоторжской десятине церкви Николая чудотворца и Козьмы и Дамиана, что на реке Осуге, попу Прокопью Гаврилову по его прошению, который просил о строении при вышеозначенных церквах, что построена весьма тесны, вновь церквей пространнее во имя Благовещения Пр. Б. да придел Знамения Пр. Б. древянных, велено оныя церкви построить против прочих церквей; пошлин 20 к. нужнейших четверть с осмою.
В настоящее время (1895 год) состояние церкви таково:
Новоторжскаго уезда, погоста Благовещенскаго, что при реке Осуге, церковь Благовещения Пресв. Богородицы.
1) Построена в 1796 г. тщанием коллежскаго советника Сергея Жеребцова, с помощью прихожан.
2) Зданием каменная, с такой же колокольней и оградой, крепка.
3) Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Благовещения Пресв. Богородицы; в приделах теплых — направо во имя свят. и чудотв. Николая, налево во имя безсребренников и чудотв. Косьмы и Дамиана.
4) Утварью и ризницей достаточна.
5) Причта — два священника, диакон и два псаломщика.
6) При сей церкви земли 23½ десят.; в пустоши Заходе, в 10 верстах от церкви, 130 дес. с саженями.
7) Дома у священников собственные, деревянные, на церковной земле, а диакон и псаломщики живут на наемных квартирах.
8) Жалованья 298 р. 84 к.; % с капитала в 350 р.; дохода 801 р. 85 к.; церковнаго капитала 1300 р. Процентнаго сбора отсылается 120 р.; на нужды семинарии и училища 50 р. 31 к.
9) Здания, принадлежащия сей церкви, — церковно-приходская школа, сторожка и хлебный амбар.
10) Разстояние от консистории 90 в., ближайшия церкви — Пречисто-Каменская в 4 вер. и Прямухинская — в 5 вер.
11) Приписной и домовой церквей нет; в сем приходе есть часовня и два молитвенных дома. Часовня в дер. Бутивицах, во имя Знамения Божией Матери, построена в 1845 г., для выноса тел умерших, каменная, крепка, среди селения; первый молитвенный дом в дер. Латиберове, во имя Знамения Божией Матери, построен в 1870 г. для выноса тел умерших, деревянный, среди селения; второй молитвенный дом в сельце Локотцах, во имя Страстной Божией Матери, построен в 1872 г., по прошению помещицы Наталии Смирновой, деревянный.
Приходских дворов 575; в них м. п. 2057 д., ж. 2519 д.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)