Горницы (Никольское) - Владимирская церковь
![]() |
Село Горницы - один из самых заповедных уголков Кувшиновской земли. Расположенное на правом берегу Поведи, окруженное сказочно красивыми лесами это местечко издавна чарует своей таинственной прелестью.
Во второй половине ХVII века усадьба Горницы (тогда еще Никольское) принадлежали Кливским. К началу следующего века сельцо числилось за петровским стольником Никитой Беклемишевым, а затем принадлежало поручику Петру Васильевичу Беклемишеву.
Именно на его средства в усадьбе Горницы вместо ветхой деревянной была построена каменная Владимирская церковь. Строительство началось в 1789 году и было, в основном ,закончено к 1795 году, но по какой-то неизвестной причине освятили храм только через пятнадцать лет.
Владимирская церковь - замечательный памятник архитектуры в стиле зрелого классицизма. Необыкновенное изящество и изысканность вкуса, которыми неизменно отмечено каждое творение великого зодчего, а также сходство проекта с целым рядом его построек не вызывает сомнения в авторстве Н.А. Львова. Церковь удивительно гармонично вписывается в окружающий пейзаж, составляя с ним как бы единое целое. С большой долей вероятности предполагается, что по замыслу зодчего создавался и прекрасный парк, остатки которого просматриваются и сегодня.
Храм, подобно Троицкой церкви в Прямухине, состоит из верхней, холодной церкви, которая занимает основной объем здания, и нижнего этажа, где была устроена теплая, зимняя церковь. Верхний престол освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, нижний посвящен Николаю Чудотворцу. Из теплой церкви внутренняя лестница ведет на хоры и далее - на верхний ярус колокольни, который выполнен в виде беседки с белокаменными колоннами.
В послереволюционные годы Владимирская церковь была закрыта и вскоре разграблена. В бытность горницкого колхоза здание использовалось как овощехранилище, а в последнее время храм находится в ведомстве отдела культуры администрации области.
Ольга Копьёва, редактор издательства "Ирида-прос".
![]() |
Село Горницы, от Твери 100 верст, от Торжка 40 верст.
Церковь каменная, 2-х этажная, построена в 1795 году, престола два:верхний Владимирской Божией Матери, нижний Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1781 года, исповедные с 1847 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Николай Викентьевич Рясенский 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 года, священником с 1897 года. Псаломщик Тимофей Иванович Рахманин 25-ти лет, в должности с 1892 года.
Прихожан в селе Горницах, в сельце Китове, в деревнях: Ильине, Сидорове, Островке, Китове, Нестеровке, в Вышне-Волоцком уезде в деревне Петрове - 206 дворов (510 мужчин, 612 женщин).
В 1914 году служили: Священник Николай Рясенский 43-х лет, окончил семинарию, на службе 22 года, во Владимирском храме 17 лет. Псаломщик Николай Архангельский 24-х лет, на службе 5 лет, во Владимирском храме 1 год.
Прихожан в деревнях: Ильино, Сидоровка, Островка, Старое Китово, Новое Китово, Нестеровка, Петрово - 585 мужчин и 715 женщин.
В приходе сей церкви, близ сельца Китова, находилась деревянная часовня Рождества Пресвятой Богородицы.
(По материалам изданий От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Рис. из поста АВЧ в сообществе Arch_heritage.)
Первая церковь в Горницах существовала еще в середине XVII века. В 1702 году при Беклемишеве Никите Ивановиче в селе был построен деревянный храм Владимирской Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.
К концу XVIII века деревянная церковь обветшала, и 1789 году на средства Беклемишева Петра Васильевича в селе Горницы начато строительство двухэтажной каменной Владимирской церкви. Предположительно, автором проекта являлся архитектор Николай Александрович Львов (1753–1804), точных данных, подтверждающих этот факт, нет, но на это указывает сходство проекта с рядом других построек Н. А. Львова. Строительство храма было закончено в 1795 году, но освящена Владимирская церковь была только спустя 15 лет – в 1810 году.
Храм Владимирской иконы Божией Матери включает в себя верхнюю холодную церковь, занимающую основной объем здания, и нижнюю теплую (зимнюю). Верхний престол был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, нижний – во имя святителя Николая Чудотворца. Колокольня четырехъярусная, верхний ярус выполнен в виде беседки с колоннами. Внутренняя лестница храма ведет из нижней церкви к хорам и верхнему ярусу колокольни.
Согласно «Справочной книге по Тверской епархии» за 1914 год во Владимирской церкви было 1 300 прихожан – 585 мужчин и 715 женщин. В приход входили деревни: Ильино, Островка, Сидоровка, Нестеровка, Старое Китово, Новое Китово, Петрово.
После революции Владимирскую церковь закрыли, и вскоре она подверглась разграблению. В последующие годы здание храма использовалось под овощехранилище горницкого колхоза. В настоящее время церковь в селе Горницы передана отделу культуры администрации Тверской области. Храм представляет собой полуразрушенное здание с остатками валунной ограды вокруг него.
(По материалам сайта BankGorodov.ru.)
Церковь Владимирския Пресв. Богородицы в селе Горницах.
До построения оной церкви в этом селе находилась в начале XVII ст. церковь Николая-чудотворца. Об этом в писцовых книгах ржевскаго уезда 7132 и 7133 гг. говорится так: "в Сонской волости, что приписана из Ново-города: за Васильем Григорьевым сыном Кривским князь Ивановскаго поместья княж Семенова сына Козловскаго, что было за девкою Ульяною Ильиною дочерью Мусина-Пушкина, пустошь, что было село, Горницы, на реке на Поведи, а в ней церковь Николы чюдотворца древян клетцки, пуст, да место дворовое, бывал двор помещиков; пашни наездом пахано середние земли три чети, да перелогом и лесом поросло середние земли 59 чети с осминою в поле, а в дву потомуж, сена по реке Поведи на лугу десять копен, лесу непашеннаго две десятины".
160 г. октября 26 дня отделено жильцу Ивану Титову сыну Беклемишеву прожиточное поместье вдовы Ульяны Васильевской жены Кривскаго и дочери ея девицы Татьяны в ржевском уезде, в Сонской волости, село Горницы, на реке на Поведи, а в том селе церковь Никола чюдотворец стоит пуст, ветх, да место дворовое помещиково, да пол-деревни Ильиной, а в ней три двора крестьянских. (Отк. по гор Ржеву кн. 1 пол. 2, № 124).
Церковная николаевская земля отдавалась в оброк. В оброчных книгах патр. казеннаго приказа под 7191 г. записано: по книгам подьячаго Михаила Зловидова в Ржевской десятине сыскана вновь церковная земля Николая чудотворца в Сонской волости и отдана на оброк Могилевския пустыни игумену с братьею с платою оброка 3 алт. 2 ден. (Патр. прик. кн. 107, л. 377).
1702 г. в поместном приказе производилось дело об уступке земли к новопостроенной церкви в селе Горлицах. Дело началось по прошению, поданному в приказ генваря 2 дня, от Никиты Иванова Беклемишева. Он в своем прошении писал: "великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу бьет челом холоп твой Микита Иванов сын Беклемишев: вотчина государь у меня во ржевском уезде в Сонской волости село Горницы да поместная пустошь Липовичи и ныне я холоп твой обещался в той своей усадбенке построить церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы умиления Владимирские да предел в той церкви во имя Николая чюдотворца, а к той церкви уступил я холоп твой, против твоего великаго государя указу, в селе Горлицах четыре четверти да в пустоши Липовичах шесть четвертей и с сенными покосы. Милосердый великий государь царь пожалуй меня холопа своего, вели государь против моего челобитья справить к церкви Божии и о том вели государь в патриарш приказ послать память".
Вследствие онаго челобитья на справку в поместном приказе выписано: "в даче 201 года написано: дано стольнику Миките Иванову сыну Беклемишеву отца его Иваново поместье Титова Беклемишева в ржевском уезде Володимирове в Сонской волости в пустоши Поцопове, а в ней пашни 37 четвертей с осминою, пуст. Пыхово другое, а Кононково тож, 25 чети, пустошь Бобровец, на речке Поведи, 24 чети, пустошь Липовичи, на Суходоле, середния земли 19 чети, пуст. Бельское, на речке на Поведи, 12 чети, пуст. Босиково на речке Семыне, Латыня тож, 16 чети, пуст. Пятково 16 чети, да в Чюриловской волости пустошь Парушково, на ручью на Ржавце, 25 чети, пустошь Боярская Горка 16 чети, всего в них пашни 190 чети с осминою, да выслужено вотчины во ржевском уезде, в Сонской волости село Горницы, на речке на Поведи, 62 четверти с осминою, пол-деревни Ильина 16 чети без пол-осмины, пустошь Турлаево 22 чети с осминою, пустошь Удрамля 17 чети с осминою, пустошь Пыхово 31 четь с полуосминою, пустошь Лаврова 100 чети, всего в них пашни доброю землею с наддачею 200 четвертей".
По этому делу состоялся приговор: "1702 г. генваря 9 дня, по указу великаго государя, по заручной челобитной и и по допросу к той церкви справить земли и о ведомлении в патриарш казенный приказ послать память". (Вотч. колл. дела стар. л. по гор. Ржеву, кн. 4, № д. 35).
1712 г. июля в день запечатан указ, по челобитью Никиты Иванова сына Беклемишева, велено во ржевском уезде в Сонской волости, в вотчине его в сельце Горницах новопостроенную церковь во имя Сретения Владимирския Пр. Б. да придел Николая чуд. освятить ржевского уезда села Борзыни пятницкому попу Парфению Алексееву и антиминсы выдать, за 2 полотна взято. (Патр. прик. кн. 438, л. об. 16).
За 1746 г. с церкви Владимирския Пр. Богородицы в селе Горницах церковной дани платилось 31 алт. с деньгою.
1712 г. августа в 3 день выданы два антиминса к освящению церкви во имя Сретения Пресв. Богородицы да в предел Николая чудотворца в село Горницы, под росписку той церкви попа Ивана Сидорова (Патриар. приказ кн. 188 л. 366).
В настоящее (1895 год) время об этой церкви имеются такия сведения:
Новоторжскаго уезда, села Горниц церковь во имя Владимирския Божией Матери.
1) Построена в 1795 году помещиком Петром Васильевичем Беклемишевым.
2) Зданием каменная, двух-этажная, с такою же колокольнею.
3) Престолов в ней два: в верхнем этаже во имя Владимирския Божией Матери, а в нижнем во имя свят. и чудотворца Николая.
4) Утварью и ризницею достаточна.
5) Причта — священник и псаломщик.
6) Земли при сей церкви 38 дес.; землею владеют сами священноцерковнослужители.
7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные на церковной земле.
8) На содержание причта жалованья от казны положено в год 126 руб., доходу в 1893 году получено 200 руб. и процентов 5 руб.
9) Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет, кроме деревянной сторожки.
10) Разстоянием сия церковь от консистории в 101 версте, от уезднаго города Торжка в 4 верстах.
11) Ближайшия к сей церкви село Борзыни, Вышневолоцкаго уезда, в 5 верстах.
12) Приписной, а равно и домовой церкви, нет, а есть часовня во имя Рождества Божией Матери близ сельца Титова.
Приходских дворов 124; в них душ муж. пола 485, жен пола 578 душ.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)
Усадьба Горницы
Усадьба занимает довольно обширную территорию, парк площадью 10 гектаров.
Планировка хаотична, основные постройки сосредоточены в северной части комплекса. Среди построек доминирует относительно сохранившаяся Владимирская церковь XVIII в. Фрагментарно сохранились постройки хозяйственного двора. Подъездная дорога у церкви делит территорию усадьбы на северную часть (меньшую) - с хозяйственными постройками и лугом, и южную часть - с церковью и парком. В 100 метрах западнее церкви (почти по оси с церковью), на краю склона к реке находится место главного усадебного дома. Деревянный дом («барский флигель») просуществовал до 1910 года1.
Деревянной первоначально была и Владимирская церковь (полное название - во имя Сретения иконы Владимирской Богоматери. 1712 г.). Среди документов, хранящихся в ГАТО, сохранилось прошение владельца усадьбы Горницы поручика Петра Васильевича Беклемишева архиепископу Тверскому и Кашинскому Тихону о строительстве новой церкви взамен ветхой деревянной от ... декабря 1789 г.2 В 1784 г. в с. Горницы насчитывалось 73 приходских двора, в 1806 - 75 дворов, 222 души мужского пола.
В 1789 г. выдана храмоздательная грамота за подписью архиепископа Тихона на строительство Владимирской церкви и придела во имя св. Николая Чудотворца. В ответ на прошение П.В. Беклемишева 1802 г. об устройстве приделов во имя свв. Дмитрия Ростовского и Нила Столобенского в 1803 г. последовал Указ - разрешение на строительство приделов - за подписями Новоторжского архимандрита Никанора, который возглавлял Борисоглебский монастырь в 1800-1819 гг. и вел в нем активное строительство (Надвратная церковь, Братский корпус, Духовное правление и Западные ворота), священника Знаменской церкви Георгия Иванова, священника Клементовской церкви Петра Афанасьева3.
В 1807 г. помещица Прасковья Петровна Беклемишева, вдова поручика Петра Васильевича, написала прошение об освящении церкви. 17 сентября 1810 г. храм освятил архимандрит Ниловой Пустыни Павел. В 1810 г. священником в с. Горницы назначен дьячок Матвей Ефимов из с. Быстрого Вышневолоцкого уезда4.
14 января 1812 г., после прошения П.П. Беклемишевой о разборке ветхой деревянной церкви, благочинный погоста Поведь священник Григорий Андреев составил рапорт о разборке и сжигании деревянной церкви5.
Владимирская церковь (1789-1795 гг.)
Памятник архитектуры республиканского значения. Храм строился на средства поручика П.В. Беклемишева (кирпич - с кирпичного завода Н.И. Ивкова, 6 км. от с. Горницы у дер. Ильино). Верхняя церковь - во имя Владимирской иконы Богоматери, нижняя (усыпальница) - во имя св. Николая Чудотворца.
По мнению многих специалистов, церковь очень близка творчеству архитектора Н.А. Львова6. Владимирская церковь - кирпичное, на белокаменном цоколе с подклетом здание в стиле зрелого классицизма. Композиция очень своеобразна: симметрична по поперечной оси и ассиметрична по продольной оси. Церковь прямоугольная в плане, объем усложнен с торцов двумя экседрами (алтарь и притвор). Очень своеобразно расположена колокольня - с южной стороны храма. Три яруса колокольни завершены бельведером-ротондой. Объем храма делится на два яруса карнизом по всему периметру здания.
Главный фасад - северный, решен в виде монументальной триумфальной арки. Высокий аттик с фронтоном опирается на две пары колонн тосканского ордера. Центральный интерколумний - с арочным завершением и полуциркульным трехчастным окном «палладианского типа». Входной проем имеет профилированный портал7. По сторонам «палладианского» окна - два модульона с лепными розетками в центре. Южный фасад скрывает нижний ярус колокольни в виде массивного ризалита. Второй ярус колокольни прорезан прямоугольными проемами, трегий ярус имеет арочные проемы с клинчатыми «замками» (ярус звона). Верхний ярус представляет собой ротонду с 10 колоннами ионического ордера. Над полусферическим куполом - главка с металлическим крестом. Ступени и подиум северного портика выполнены из фанита, элементы декора - из белого камня. (Известняк используется как прослойка в кладке колонн для гидроизоляции). Нижний храм - крипта заглублен в грунт - уровень пола на 1,5 м. ниже уровня земли. Его внутренняя структура имеет сложное пространственное строение. Это храм-усыпальница с низкими сводчатыми перекрытиями. Трехчастная композиция основного пространства делится поперечными подпружными арками.
Иконостас сложен из кирпича, имеет три проема, иконы утрачены. Проемы из центрального пространства ведут в боковые камеры-усыпальницы. Пол покрыт метлахской плиткой. В верхней церкви центр занимает высокий зал, перекрытый цилиндрическим сводом, который в настоящее время обрушен. В экседрах расположены притвор и алтарная часть. Перед иконостасом сохранилась солея характерной криволинейной трассировки, огибающей фундамент явно нетрадиционного ротондального иконостаса.
Южная сторона зала - нижний ярус колокольни, решенный в виде экседры, отделенной четырьмя попарно сдвоенными колоннами тосканского ордера. По сторонам экседры находились две маршевые дубовые лестницы, ведущие на колокольню.
Интерьер верхней церкви обильно украшен лепниной и живописью в технике «гризайль» (кессоны сводов - гризайльная живопись). Настенная живопись - масляная, второй половины XIX века - фигуры святых, библейские сюжеты.
Реставрационных работ не проводили, храм лишился интерьеров, утрачены глава, часть декора, обрушился свод, местными энтузиастами сделана временная деревянная крыша.
Памятник архитектуры нуждается в срочном ремонте и реставрации.
Примечания:
1 Архив ГИОП Тверской обл. Паспорт 1291. 1982.
2 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 1858. Ед. хр. 1.
3 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 1858. Ед. хр. 3-5.
4 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 1858. Ед. хр. 23-29.
5 ГАТО. Ф. 160. Оп. 11. Д. 1864.
6 Якунин О.Ф. Неизвестная постройка Н. Львова // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1983.
7 Архив ГИОП Тверской обл. Паспорт 1291. 1982.
(По материалам статьи Петров О. В. Усадьбы Дубровка Свечиных и Горницы Беклемишевых как памятники русского усадебного строительства // Сборник научных трудов ВИЭМ / Отв. редактор В.В. Кузнецов; Научный редактор П.Д. Малыгин. — 2-е изд. Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2002. — Вып. 2.)