Пречисто-Каменка (Пречистая Каменка погост) - Успенская церковь

Успения Божией Матери церковь.


   Погост Пречистая Каменка, от Твери 85 верст, от Торжка 27 верст.
   Церковь Успенская, построена в 1698 году, каменная, престола два: главный Успения Божией Матери, придельный Рождества Иоанна Предтечи.
   Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1828 года.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Арсеньевич Лебедев 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 года, священником с 1897 года, награжден в 1900 году набедренником. Диакон Александр Иоаннович Плетнев 36-ти лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1889 года. Псаломщик Александр Иоаннович Беневоленский 56-ти лет, в должности с 1862 года.
   Прихожан в селе Каменке, в деревнях: Катушкине, Сыркове, Щилове, Воронове, Трескове, Костькове, Левкове, Козлове, Мошнике, Абабкове, Горицах, Хованях, Боброве - 342 двора (1205 мужчин, 1425 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Николай Соколов 44-х лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Успенском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Беневоленский 43-х лет, на службе 25 лет, в Успенском храме 2 года. Псаломщик Александр Колпецкий 22-х лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Катушкино, Щилово, Сырково, Вороново, Тресково, Костково, Левково, Козлово, Мошники, Абабково, Горицы, Ховани, Боброво - 1287 мужчин и 1551 женщина.

   Церковь разрушена в советское время.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. из группы Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Контакте.)
    


   Казенное село Чуриловской волости при речке Каменке в 28 верстах от Торжка, по левому берегу Осуги. Вероятно, поселение возникло здесь в 10 -12 веках на пересечении торговых путей, связывающих Новгород с другими славянскими землями. Обмелевшая сегодня река Каменка в давние времена была настолько прозрачной, что было видно каменистое дно, — не зря село, расположенное на ее берегу, летописец назвал «Чистый Камень». Через Пречисто-Каменку проходил старорусский тракт из Новгорода до Осташкова и далее на Торжок или на Смоленск (через Ржев). Пролегала здесь и ветвь летописного «серегерского пути», по которому Батый шел на Новгород.
   В Камеральном описании Новоторжского уезда говорится:«По преданиям прежде было сие место пустынею, на котором царь Иван Васильевич, проезжая в Зубцов, назначил быть городу, почему и поставлены кресты на тех местах, где быть церквам, от креста до креста сделан был земляной насыпной вал. После сего построена каменная церковь во имя Успения Богородицы и учреждена Собором и на оную дана жалованная грамота. Около тех мест, где поставлены кресты, и доныне бывает крестный ход в день Преполовения Господня».
   В черновых записках Преображенского «Село Пречистая Каменка с остатком городка древних славян» сказано: «Здесь была некогда пустынь*, а теперь стоят при всех дорогах 12 крестов, вытесанных из дикого камня красноватого цвета и поставленных во время какой-нибудь повальной болезни с целию отогнать морушку или мор силою крестною».
   Доказательством поселения здесь древних славян-земледельцев Преображенский приводит имена окрестностей: села Волосова, деревни Волосова, деревни Дятлова, деревни Медвежьей на горе, выпускающей ручей Черный, деревень Воронова, Козлова, Косткова.
   Остатки старины села Пречистой Каменки описаны А.К. Жизневским в журнале «Древности», т. 6, вып. 2, 1876 г.
   В описании сказано, что само городище находится за огородами священнослужителей и представляет собою небольшое продолговатое, овальное возвышение, называемое сопкою, расстоянием от церкви в 80 сажень и шириною более 7 саженей. На этом возвышении находится каменный крест. Около сопки- следы рва и небольшого вала, окружавшего его. Возвышение все изрыто. Рассказывают, что один из бывших в этом селе священников, которому по разделу церковной земли досталось это место, перекопал его, отыскивая клады, но находил только множество костей. Отсюда же местные крестьяне берут песок для своих потребностей, причем также находят человеческие кости. Между старожилами есть предание, что на этом месте были кладбище и часовня, которая разрушена во время литовского разорения.
   Описанная сопка, по мнению А. К. Жизневского, должна быть принята за остатки славянского городка, на котором впоследствии могло быть устроено кладбище, как об этом упоминает предание.
   В селе Пречистой Каменке и на землях, прилегающих к нему, ныне осталось 11 каменных крестов; 12-й же, находившийся за рекой Каменкой, на земле соседних крестьян, говорят, ими срыт из опасения, чтобы не послужил крестьянкам села Каменка доказательством на принадлежность им той же земли.
   Виденные Жизневским четыре креста имеют величину около аршина, толщину более 6 вершков, вытесаны из красного гранита, на них изображение восьмиконечного креста и надписи: ЦРЬ СЛВЫ, с боков- ICУC XCO I.HЦIУ.
   Жизневским приводятся три предания, соединенные с этими памятниками старины: одно, подобное рассказанному в «Генеральных Соображениях», о том, что кресты поставлены царем Грозным для обозначения мест, где быть церквам предполагаемого города; другое – что царица, супруга того же государя, проезжая через село Пречистую Каменку и почувствовав приближение родов, сделала обет, что если благополучно родит сына, и он будет жив, то построит на этом месте город. Царица родила дочь, и вместо города поставила каменные кресты на тех местах, где предполагалась постройка церквей. Согласно третьему преданию кресты эти поставлены на могилах православных, погибших во время литовского разорения. Все эти сведения сообщены местным священником Сергеем Постниковым.
   Поклонные кресты, вытесанные из гранита, — немые свидетели позабытых событий времен средневековья. К 1970 — 1980 годам их сохранилось лишь семь, четыре из них были переданы в музей деревянного зодчества под Торжком. В настоящее время науке известно, что подобные знаки служили своеобразными указателями на древних водных путях, особенно на сложных участках. Ученые считают, что, вероятнее всего, их наличие связано с существовавшей здесь в 16-17 веках Успенской мужской обителью. Большинство сохранившихся преданий связывают происхождение памятников с эпохой Иоанна Грозного. Старожилы могут рассказать об этих крестах множество легенд, передающихся здесь из поколения в поколение.
   На погосте Пречисто-Каменка в 1698 году была построена каменная Успенская церковь с двумя престолами Успения Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. Описание церкви составлено в 1848 году священником Г. Константиновским.
   В 1782 году село Пречистая Каменка относилось к ведомству государственной коллегии экономии. По данным 4-й ревизии, в нем проживали 236 мужчин и 263 женщины.
   В 1859 году здесь было 78 дворов, в 1901 году — 73 двора.
   _______________
   * Мужской монастырь Пречистенский на Каменке упоминается в 1610 году в рукописи «Пресветлая Звезда», хранящейся в Тверском музее.

   А. ЧИСТЯКОВА

   
     (По материалам сайта Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области.)
    


   Церковь Успения Пресвятыя Богородицы 184 г. на погосте Каменном, по окладу дани платилось рубль 8 алт. 2 ден.
   132 и 133 гг. в Репочевской волости царя и великого князя погост Пречистенской, на речке на Каменке, а на погосте церковь каменная Успения Пресвятыя Богородицы да предел Рожество Ивана Предтечи, да другой предел Флора и Лавра пуста, на погосте ж церковь св. мученицы Парасковеи, нареченные Пятницы древянная клетцки, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строенье церковное; на погосте ж во дворе поп Федор Яковлев, во дв. дьячек Посничко Попов, во дв. дьячек Иван Федоров, во дв. пономарь Кондрашко Посников, во дв. проскурница Марьица, во дворе нищий старец, да бобылей 5 дворов; пашни паханые середние земли десять четвертей, перелогом и лесом поросло десять четвертей в поле, а в дву потомуж, сена двадцать копен, лесу пашеннаго две десятины да непашеннаго лесу четыре десятины. К погосту ж пустошь Манушкина пашни перелогом и лесом поросло середние земли одиннадцать четвертей в поле, а в дву потомуж, сена десять копен, лесу пашеннаго десятина, а непашеннаго две десятины; пустошь Нечаславья пашни перелогом и лесом поросло середние земли девять четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен, лесу пашеннаго три десятины, а непашеннаго четыре десятины; а сошнаго письма в живущем и впусте по пол-чети сохи и не вошло в сошное письмо четырех четвертей без полуосмины пашни, а платить им с живущаго с бобылей с полутора четверика пашни.
   При Успенской церкви находились священники во 184 г. — Стефан Варфоломеев и во 185 г. — Макей Иванов.
   186 г. погост Успения Пречистыя Богородицы, на реке на Каменке, а в нем две церкви: церковь Успения Пречистыя Богородицы с пределы, да церковь великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, у тех церквей попы и церковные причетники живут на церковной земле: во дворе поп Степан Варфоломеев, во дворе поп Моковей Иванов, во дв. дьякон Степан Кондратьев, во дв. дьячек Кондрашко Иванов, во дв. дьячек Федка Кириллов, во дв. пономарь Кирюшко Кондратьев, во дв. просвирница Федосьица, во дв. церковной сторож, да на церковной земле за попом Степаном крестьянские дворы во дв. Гараска Лаврентьев и т. д., за попом Мокеем Ивановым крестьянские дворы: во дв. Максимко Киреев и т. д., за дьяконом Степаном крестьянские дворы: во дв. Калинко Андреев и т. д. и всего за ними попами и дьяконом 10 дворов крестьянских, людей в них 43 челов. да 8 дв. бобыльских, в них 22 челов.
   1710 г. в Репочевссой волости церковь Успения Пресв. Богородицы да в пределе Рождества иоанна Предтечи каменная; другая церковь деревянная во имя великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы на погосте, что на реке Каменке. При церкви во дв. поп Иван Степанов, служит он у той церкви в попах с 1 числа мая 1710 г.; во дв. поп Наум Никифоров служит у оной церкви с 1 февраля 1710 г.; во дв. дьякон Степан Григорьев; во дв. дьячек Иван Иванов; во дв. дьячек Иван Ильин; во дв. пономарь Фрол Кириллов. Данных денег и др. сборов платят они с той церкви всего по 2 р. 2 алт. на год. Церковной земли к той церкви дано на прокормление попам и причетникам по писцовым книгам 132 и 133 г.г. пашни середние земли 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, лесу пашеннаго две десятины, а непашеннаго 4 десятины; пустошь Макушкина, на суходоле, в ней пашни середние 11 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен, лесу пашеннаго 2 десятины, а непашеннаго 2 десятины; пустошь Нечесловье, на суходоле, в ней пашни 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 15 копен, лесу пашеннаго 3, а непашеннаго 4 десятины. (Переп. кн. 12377)
   1732 г. марта 28, дана девятая патрахельная память по приходской заручной челобитной и по допросным речам церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на Каменке, вдовому попу Науму Никифорову на 2 года, пошлин по 5 алтын на год, итого 10 алтын, а что он, поп Наум, служил с 726 по нынешний 732 год и за то на нем взято вместо штрафа по указу пошлины по 5 алтын на год, итого за 7 лет рубль 1 алтын 4 деньги, всего рубль 11 алтын 4 деньги.

   В настоящее время (1895 год) состояние этой церкви таково:
   Новоторжскаго уезда погоста Пречистой Каменки церковь во имя Успения Пресв. Богородицы.
   1) Построена в 1688 году тщанием прихожан, с присовокуплением церковной кошельковой суммы.
   2) Зданием каменная, с такою же колокольнею, крепка.
   3) Престолов два: в настоящей церкви в честь Уепения Пр. Богородицы; в приделе — в честь Рождества Иоанна Предтечи. Как настоящая, так и придельная церковь — теплыя.
   4) Утварью и ризницей достаточна.
   5) Причта — настоятель, диакон и псаломщик.
   6) Земли при сей церкви около 84 десят.; из оной усадебной 4 дес., пахотной 25 дес., сенокосной около 9 десят., а остальное количество заключается в неудобной земле и пустырях.
   7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
   8) Жалованья 160 руб. 72 к., дохода 636 р. Церковь вносит процентнаго сбора 67 р. и на духовныя училища 27 р. 86 к.
   9) Здания, принадлежащия церкви: а) каменное помещение, устровное в 1869 г., с разрешения епархиальнаго начальства, иждивением прихожан, для резных икон св. преп. Нила Столобенскаго и св. великомученицы Варвары и б) деревянная сторожка и амбар.
   10) При дер. Козлове находится деревянная часовня, построенная в память убиения Государя Императора Александра II-го.
   11) Разстоянием от консистории в 85 в., ближайшия села, Волосово и Благовещенское, в 4 вер.
   Приходских дворов 341; в них м. п. 1149 д., ж. 1428 д.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)
    


Посмотреть всю карту