ЛЕСНОЕ (Смердынь, Смердыни, Знаменский-Смердынский погост) - Знаменская церковь
Погост Знаменский-Смердынский (Село Смердынь), ныне поселок Лесное, от Твери 180 верст, от Весьегонска 140 верст.
Две церкви: 1) Церковь Знаменская, построена в 1835 году, каменная, престола три: Знамения Божией Матери, Святителя Николая и Великомученицы Евфимии. 2) на прежнем кладбище, деревянная церковь, возобновлена в 1870 году, престол один Святой Троицы.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1879 года, исповедные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Василий Алексеевич Аркадов 45-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1898 года, состоял заведующим церковно-приходской школы, членом благочинного совета и депутатом, награжден в 1886 году набедренником. Священник Николай Гаврилович Панов, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1899 года. Диакон Всеволод Александрович Лебедев 25-ти лет, в служении с 1896 года, диаконом с 1898 года. Псаломщик Николай Александрович Беззубиков 23-х лет, в должности с 1900 года. Псаломщик Феодор Воскресенский 34-х лет, в должности с 1899 года.
Прихожан в селе Смердынях, в деревнях: Ошееве, Лыкошине, Угрюмовой-Горе, Сахине, Варвариной-Горе, Бобове, Спирове, Лукине, Кедрове, Высочке, Трубине, Стучеве, Поповке, Антушине, Городке, Свищеве, Мартышеве, Лопатихе, Пустой, Погребне - 486 дворов (1637 мужчин, 1906 женщин, в том числе раскольников 40 мужчин, 137 женщин).
В 1914 году служили: Священник Григорий Плиткин 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 12 лет, в Знаменском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Дьяконов 35-ти лет, на службе 17 лет, в Знаменском храме 1 год. Псаломщик Лев Бойков 34-х лет, на службе 5 лет.
Прихожан в деревнях: Ашеево, Угрюмова-Гора, Бобово, Сахино, Высочки, Трубно, Стучево, Поповка, Погребна, Городок, Антушино, Варварина-Гора, Спирово, Овчуха, Лукино, Кедрово, Свищево, Щедриха, Мартышево, Лопатиха, Пустая, Бабанова, Терехово - 1827 мужчин и 1994 женщины, раскольников 162 человека.
В приходе сей церкви находилось шесть часовен: 1) в деревне Городке, Святого Пророка Илии, деревянная; 2) в деревне Варвариной-Горке, Святого Пророка Илии, деревянная; 3) в деревне Мартышеве, Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная; 4) в деревне Спирове, Святителя Николая, деревянная; 5) в деревне Кедрове, Святой Троицы, деревянная и 6) в деревне Трубине, Великомученицы Параскевы, деревянная.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Перелётной выхухоли с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
В советское время здание использовалось как гараж пожарной части и до половины разрушено.
Нужно сказать, что и в таком виде, в каком сохранилась нижняя часть церкви в Лесном, оно производит сильное впечатление. Главным образом потому, что на его площади, где долгое время находился цементный пол, плохо принимается растительность. В результате ощещение напоминает такое же от погибших христианских базилик на территории мусульманских стран.
Сохранился полностью периметр стен, о завершении сказать сейчас ничего нельзя. Вероятно, это была традиционная ротонда на четверике, в трапезной были, скорее всего, деревянные перекрытия. На западной стене трапезной - остатки разобранных печей.
Сохранились незначительные фрагменты наружного фасадного декора, характерного для 2-ой четверти XIX века, на трапезной - с полочками над окнами, клинчатыми замками и остатками руста по штукатурке, а на храме - полукруглые окна первого яруса.
Основной храм по сравнению с трапезной очень невелик, завершается вытянутой очень необычной для своего времени трехчастной апсидой (сильно разрушена).
Здание брошено и продолжает быстро разрушаться. В 2009 году на его стенах еще были видны остатки росписи 2-ой половины XIX века.
(По материалам сайта Тверские своды.)
(Фото. № 2 Павла Иванова.)
ГРАФ АРАКЧЕЕВ И ЧУДОТВОРНАЯ СМЕРДЫНСКАЯ ИКОНА
Как церковь в селе Смердыни вместо Никольской стала Знаменской
Во время работы над историей храмов Вышневолоцкого уезда в Тверском Государственном архиве удалось обнаружить несколько дел. проливающих свет на историю погоста Никольского в Смердынях. Несколько десятилетий своей истории этот погост входил в состав земель новообразованного Вышневолоцкого уезда, позднее его передали в состав Весьегонского уезда. Но интересно то, что документы по делопроизводству его храмов, существовавших на территории современного Лесного района, продолжали проходить через Вышневолоцкое духовное правление. Именно поэтому в истории церквей Лесного района мелькают имена вышневолоцких благочинных, которые то освящают новопостроенные храмы, то проводят инспекции состояния церквей, то пересылают указы Тверской духовной консистории, заменявшей в ту пору епархиальное управление, и следят за их исполнением.
История храма в Никольском - позднее Знаменском - Смердынском погосте весьма древняя, поэтому мы поговорим лишь только о небольшом периоде существования прихода в с. Смердыни, касающемся строительства каменного Знаменского храма и чудотворной иконы Божией Матерн Знамение, ставшей известной благодаря графу А.А. Аракчееву.
В 1782 г. согласно «Ведомости Вышневолоцкого уезда Смердынского погоста» в селе существовала деревянная церковь во имя Святителя Николая чудотворца «без приделов, построена в 1726 г.». При храме служили престарелый священник Пётр Иванов, 71 года, благочинный окрестных приходов священник Григорий Антонов, 37 лет, диакон Василей Петров, 46 лет, дьячок Иван Яковлев, 43 лет, дьячок Савва Кондратьев, 57 лет. пономарь Степан Тимофеев, 38 лет и второй пономарь Игнатей Михайлов, 29 лет1. В селе находился дом премьер-майора Льва Харитонова сына Языкова, в котором проживали его дворовые люди, а в усадище Ворониха жила дворянка девица Федосья Иванова дочь Еремеева2.
К 1823 г. прежняя деревянная церковь в Смердынском погосте пришла в ветхость, и в мае местные дворяне, среди которых были капитан Фёдор Егоров, сын Ирецкой, и командор Егор Власович Веселаго, направили на имя Тверского архиепископа Ионы прошение. Среди прочего они указали датой постройки прежней деревянной церкви 1728 год, а также с приложением плана и фасада просили о разрешении выстроить каменную церковь в честь Святителя Николая с приделом великомученицы Евфимии Всехвальной «из денег с прихожан собираемых»3. После недолгого разбора 12 октября 1823 г. консистория наложила резолюцию о заготовке храмоздательной грамоты4, которую и составили 9 ноября 1823 г.5
Однако, уже в декабре 1823 г. от прихожан Смердынского погоста поступило новое прошение, где они писали: «ныне Высокопреосвященнейший Владыко все мы пожелали к поимянованным выше сего двум престолам присовокупить и третий во имя Знамения Божией Матери, с тем что бы престол поставить в соборе холодной, а те два в трапезе, которую желательно иметь теплою»6.
В документах нет объяснения, почему вдруг прихожане решили изменить вековой традиции посвящения своего храма Святителю Николаю и освятить главный престол в честь чтимой, особенно на бывших Новгородских землях, иконе Божией Матери Знамение. Очевидно, местные священники и прихожане знали о случаях чудотворения от хранившейся в алтаре храма запрестольной иконы Знамение, но опасались заявлять об этом в прошении. Синодальный период в истории Русской церкви XVIII-XIX в.в. известен своим отношением к подобным новоявленным чудотворным иконам. Их обычно изымали и вывозили в ризницы кафедральных соборов, где они благополучно пропадали. Самым известным местным фактом, когда так поступили с чудотворной иконой, стала история изъятия Теребинской иконы Божией Матери. Её не только изъяли из Николо-Теребенского монастыря, но в документах на полтора столетия воцарилось полное молчание об этой иконе.
Поэтому прихожане решили пойти на риск и изменить посвящение своего храма с Никольского на Знаменский без объяснения своего намерения. Скрыть же особое почитание иконы Божией Матери Знамение в Смердынском погосте удавалось вплоть до 1840 г. Но, в конце концов, молебны и крестные ходы с этой иконой стали известны церковным властям и началось следствие, которое проливает свет на то, почему и церковь в селе Смердыни стала вместо Никольской Знаменской, а также и рассказывает о роли в истории иконы и всесильного министра графа Алексея Андреевича Аракчеева.
Запрестольная икона Божией Матери Знамение зафиксирована в описи деревянной Никольской церкви в сентябре 1774 г. В своём объяснении от января 1841 г. священнослужители в ответ на требование выслать в Тверь чтимую икону писали, что икона «в 1829 году 26 декабря была поновлена и зделана на оную риза иждивением покойного графа Аракчеева, от чего же им было приказано мастеру зделать насечку «чудотворная икона» нам неизвестно почему»7. Священники осмелились не отдать икону и просили в письме на имя архиепископа Григория оставить икону на приходе.
В следующем объяснении священники указывали, что «стечение народа для служения молебнов сей иконе было издавна, а с 1829 года более умножилось потому случаю, что Его Сиятельство покойный Граф Алексей Андреевич Аракчеев, проезжая из своего поместья Грузина на гроб родителей своих Бежецкаго уезда в Сельцо Курганы и быв у родственника своего умершаго уже помещика Петра Еремеева, находившагося в недальнем разстоянии от Смердынскаго погоста, изволил быть с ним Еремеевым в Смердынской церкви и служить сей иконе молебен, и по просьбе означенного г. Еремеева благоугодно было ему графу Аракчееву сделать на оный образ и на другой год привезти серебряную ризу с вычеканенною на оной надписью: «Из Смердынь Чудотворная икона Знамения Божия Матери украшенная сею ризою таким то». А по какому случаю было угодно ему Графу в надписи назвать икону Чудотворною неизвестно. Смердынские священноцерковнослужнтелн объяснили ему благочинному, что они, усмотрев на ризе сделанную надпись, спрашивали Его Графа, почему им она названа чудотворною, на сие Его сиятельство отзывался, что это не их дело, а когда спросит Его о сем Высшее начальство, то он и может объяснить о сем»8.
Тверской архиепископ Амвросий, проезжая в Николо-Теребенскую пустынь, узнал об образе и приказал протоиерею Вышневолоцкого собора описать икону и измерить её, но икону оставил в погосте. Икона до описываемых событий находилась в церкви, с нею ходили с крестными ходами. Когда же епархиальное начальство потребовало отдать икону, её не отдали. «Народ упорствует и не отдаёт икону», - рапортовали в Тверь. Консистория вызвала в Тверь и допросила священников Савву Трофимова Смирнова и Иоанна Иоаннова, диакона Егора Гаврилова, дьячков Ивана Григорьева Смердынского и Фаддея Гаврилова Бармина. Все показали одно и то же. В итоге консистория 1 мая 1841 г. приняла решение: икону сию чествовать наряду с другими иконами и почитания в народе не возбуждать9. Так закончилось дело о чудотворном образе Знамения Божией Матери, из которого становится ясным, что именно народное почитание этой иконы и повлияло на решение причта просить о переименовании Никольской церкви в Знаменскую. И если бы не риза, сделанная графом Аракчеевым, не осталось бы информации об этом чудотворном образе и его роли в истории храма.
Вернёмся к событиям постройи храма. В январе 1824 г из консистории последовал указ, в котором велено новый план и фасад церкви прислать на утверждение. В церковных документах погоста Смердынского хранились план и фасад на построение церкви и колокольни, утвержденные 1824 года генваря 14 дня, и новая храмоздательная грамота от того же числа за № 307, подписанная Ионою Архиепископом Тверским10. В том хе архиве храма хранились и контракт на устройство церкви и колокольни новоторжским сыном Василием Гриторьевым Онутиным от 28 марта 1824 г., контракт на устройство придельных иконостасов Московским мещанином Григорием Арсеньевым Соколовым от 18 августа 1832 г и контракт на устройство иконостаса при главном алтаре Весьегонским мещанином Федором Ивановым Титковым от 12 июня 1837 г.11 Все архивные документы храма, подвергшегося разорению в советские времена, утрачены.
Воссоздать облик храма помогает церковная опись 1847 г. «Церковь каменная на семнадцатъ сажень длиною и восемь шириною, - писали священнослужители. - Стены всей церкви как изнутри, так и снаружи оштукатурены, покрашены снаружи желтею краскою. В этой церкви три престола, из коих главный во имя знамения Божией Матери. В трапезе по правую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая. По левую во имя Святыя Великомученицы Евфимии Всехвальныя. Олтарь в настоящем храме устроен овалом с кирпичиым сводом с двумя по бокам для ризницы и казнохранилища палатками, отделенными от олтаря простенками, имеющими двери. На церкви одна глава, крыта белым железом. На главе крест железный, резной осмикомечный. Купол церкви крыт железом, выкрашен зеленою краоюю. Крыша на главном олтаре и трапезе деревянная на стропилах»12.
В сентябре 1833 г в своём прошении прихожане указали что храм «приведен теперь наружным зданием ко окончанию, и внутри в приделах иконостас и иконное пмсание ухе поставлены».13 В прошении прихожане напомнили о своём желанит освятить в честь Николая Чудотворца лишь боковой престол зимней церкви, а главный престол - в честь Знамения. 24 января 1834 г консистория окончательно утвердила просьбу прихожан.14 Освящение боковых приделов зимнего храма состоялось после устройства иконостаса внутри теплой церкви «1835 гада генваря 25 дня протоиереем Вышневолоцкого Казанского собора Василием Петровым».15
Освящение главного престола храма пришлось отложить из-за конфликта с благочинным с. Сорогожское священником Львом Герасимовым Миротворцевым. До него дошла информация о том, что священники Смердынского погоста в июле 1837 г. заключили в Весьегонском магистрате договор с весьегонским мещанином Фёдором Ивановым Титковым на устройство иконостаса в холодной церкви ценою 10400 руб. ассигнациями. Благочинный доложил об этом в Тверскую консисторию 27 февраля 1838 г.16 Как выяснилось из рапорта Вышневолоцкому духовному управлению, благочинный всячески тормозил работу. Ещё в 1835 г. подрядили мещанина Григория Арсентьева Соколова устроить иконостас за 8910 руб., но он за два года так и не приступил к работе. За 12000 руб брался Николай Глазухин, но его так и не утвердили.17
Консистория встала на сторону священнослужителей и разрешила Титкову продолжить работу. «Что же касается до того, что священноцерковнослужители онаго погоста и староста Церковный Крестьянин Дементьев учинили договор с Титковым сделать в их церкви иконостас без разрешения епархиального начальства, - писалось в резолюции консистории от 30 декабря 1838 г., - то сего отнесть к их своевольству нельзя, поскольку получив от Епархиального Начальства дозволение на построение каменной церкви, и делая подряд на каменную работу, были к подряду на устроение иконостаса разрешены».18 Церковная опись так характеризует иконостас: при главном престоле церкви иконостас деревянный с резьбою весь вызолоченный в три яруса.19
Освящение летнего храма с приделом иконы Божией Матери Знамение состоялось 18 октября 1842 г. Торжество возглавил протоиерей Вышневолоцкого Казанского собора Алексей Иванов Вышневолоцкий20 - отец будущего математика и министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского. Для чтимой же иконы Божией Матери Знамение изготовили иконостас и выставили её для поклонения верующих в новоосвящемнном храме в 1847 г. Опись того же года даёт такую информацию о чудотворной иконе «Запрестольный образ Знамения Божией Матери в серебряной ризе с венцом весу 8 фунтов и 64 золотника, на другой стороне Образ Святителя и Чудотворца Николая в серебряном окладе с венцом весом 2 фунта и 74 золотника 84 пробы, обложен медною рамою. Оная риза и оклад и рама устроены в 1829 г. иждивением Его Сиятельства Графа Алексея Андреевича Аракчеева. Образ же сей для приходящих к нему на благословение поставлен вне олтаря у леваго клироса в киоте деревянном устроенном в сем году».21
Дальнейшая судьба иконы прослеживается лишь до начала XX века. Затем ома исчезает в бурных событиях советского времени. Храму в честь иконы Божией Матери Знамение «повезло» несколько больше. Уцелела часть стен первого яруса с некоторыми элементами украшений. И хочется верить, что эти стены снова обретут крышу и купол с крестом «резным осмиконечным», и шпиль колокольни снова будет украшать древний Никольский-Знаменский Смердынский погост.
Денис ИВЛЕВ,
аспирант СПб ИИ РАН
1Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда 1782 года. Ведомость Вышневолоцкого уезда Смердынского погоста о священноцерковнослужителях и их детях и о прочем учиненная // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101. ЛЛ. 53-53 об.
2ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16101. Л. 55.
3О построении Весьегонского уезда в Николаевском Смердынском погосте вновь каменной церкви. 1823 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3789. Л. 1-1 об.
4ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3789. Л. 12 об.
5ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3789. Л. 15 об.
6ТАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3789. Л. 19.
7О иконе находящейся Весьегонскаго уезда в церкви погоста Смердынского 1840-1843 гг. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 6.
8ТАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 9.
9ТАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 20 об.
10Опись Змжмсмской церкви и ея имущества в погосте Смердынях Весьегонского уезда. 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 46.
11ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 46 об.
12ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 1-2 об.
13ГАТО. Ф. 160. Oп. 5. Д. 3789. Л. 23.
14ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3789. Л. 28.
15ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 19181. Л. 3.
16О самовольном подряде Весьегонского мещанина Федора Иванова Титкова Погоста Смердынскаго Священноцерковнослужителями на сделание а их церкви иконостаса. Марта дня 1838 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 1.
17ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 5-16.
18ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3802. Л. 16.
19ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 6 об.-7
20ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 3.
21ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19181. Л. 4 об.
ИСТОЧНИК: ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 26 января 2024 года
(По материалам группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.)