Труженик (Теребени) - Сретенская надвратная церковь Николо-Теребенской пустыни
Каменная, однопрестольная, во имя Сретения Господня, построена в 1757 г. в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, при Теребенском Строителе Феодосии, пространством не более шести сажен в длину и 4 саж. в ширину, украшена иконостасом окрашенным и местами резным позолоченным, местными иконами отличной живописи, и стенным писанием в алтаре и в церкви. "Сия церковь построена была по обещанию, на собственное иждивение, Полковником Иваном Моисеевым Невельским, для вечного поминовения умершего сына его Филиппа".
(По материалам издания Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оной, строителем иеромонахом Илиодором. - Тверь, 1860.)
(Фото. № 1 с сайта goskatalog.ru (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Конец 20-х г. XX в. Выложено Сергеем Меркуловым на сайте Народный каталог Православной архитектуры.)
Денис Ивлев
Посвященный Сретению Господню
Храмы с полотен Венециановской школы.
Сретенский храм Николо-Теребенского монастыря.
Представьте себе, в Теребенской пустыне мне удалось найти несколько (а два – наверное) полотен Венецианова !, до сего совершенно неизвестных».
В.Ю. Олсуфьев (Из письма И.Э. Грабарю).
Малоизвестное изображение Святителя Николая Чудотворца на фоне Николо-Теребенского монастыря, где в деталях изображена обитель в 1830-х – 1840-х гг. показывает нам вид и ещё одного небольшого надвратного храма в честь Сретения Господня. В начале XX в. это было самое старое из сохранившихся каменных зданий Николо-Теребенского монастыря.
Школа Венецианова. Святитель Николай в молении за Николо-Теребенский монастырь. 1830-е гг. В центре, за мачтой корабля купол Сретенского надвратного храма |
Строительство Сретенской надвратной церкви.
История надвратного Сретенского храма начинается в 1742 г. с прошения полковника Ивана Моисеева сына Невельского, в котором записано, что «имеет де он Невельской обещание свое для вечнаго поминовения умершаго сына ево Филиппа построить в помянутой Вашей Теребенской пустыни на святых вратех каменную церковь во имя Сретения Господня и на которое де церкви строение и деньги у него Невельского вам настоятелю с братией отданы».[1] 2 мая 1743 г. из Новгородской епархии последовал указ «его преосвященства … на данные ево деньги вышепомянутую каменную церковь во имя Сретения Господня в той вашей Теребенской пустыни на святых вратех построить».
Сретенский храм в ансамбле Николо-Теребенского монастыря. Купол храма - слева от Никольского собора. Фрагмент иконы "Святитель Николай предстоит за Николо-Теребенский монастырь". Кон. XIX в. |
Завершили постройку храма в 1757 г. «в царствование Императрицы Елизаветы Петровны при Теребенском строителе Феодосие».[2] В описи 1792 г. указывается, что «с западной стороны на воротах каменная церковь во имя Сретения Господня. В округе ея с трёх сторон паперть при олтаре по правую сторону, глава обита жестью, крест железный золоченой, крыта тесом, крыша ветхая».[3] При храме «на западе близ святых врат по правую сторону настоятельские кельи о двух партаментах на тридцати девяти аршинах длиною, шириною осмнадцать аршин, крыты тёсом. По левую сторону братские кельи, длиною двадцати четырех аршинах, шириною одиннадцать аршин, об одних партаментах, крыша крыта тесом, ветхая. Подле них три братские кельи с сенями и чуланами, крыты тесом».[4] Таким образом, уже в конце XVIII столетия сформировалась архитектура западной части Николо-Теребенского монастыря с комплексом Сретенской церкви и настоятельских и братских келий.
Большой ремонт маленького храма. Иконостас А.Г. Венецианова?
В 1820 г. этот комплекс ждали различные обновления и перестройки. Составитель истории Николо-Теребенского монастыря иеромонах Илиодор указывал, что «пространством не более шести сажен в длину и 4 сажени в ширину, украшена иконостасом окрашенным и местами резным позолоченным, местными иконами отличной живописи и стенным писанием в олтаре и в церкви».[5]
Сретенская надвратная церковь. Вид с запада. Фото 1920-х гг. ГНИМА |
«Отличная живопись» не исключено, что могла быть выполнена как самим А.Г. Венециановым, так и художниками его круга. 1820-1821 гг. – это период больших живописных работ в Сретенской и Благовещенской церквях. В том же 1820 г. Венецианов был в Николо-Теребенском монастыре.
4 февраля 1820 г. строитель Теребенской пустыни иеромонах Серафим и казначей иеромонах Владимир подали на имя Тверского архиепископа Филарета «покорнейшее прошение», в котором указали, что «при нашей пустыни на воротах с западной стороны имеется каменная во имя Сретения Господня церковь, которая хоть прочна и тверда, однако уже давно в ней священнослужение не отправляется».[6] Причиной из-за которой в храме не было служб иеромонах Серафим указывал, «что состоящий в оной церкви иконостас опален в неизвестно каком году молниею, и после того, так потемнеем, что теперь совсем нет в нем никакого благоприличного вида».
Еще одной проблемой здания Сретенской церкви указывалось, что «церковная трапеза с самаго верху по окна так от церкви отошла, что своды довольно повисли вниз и теперь время от времени к скорейшему падению и разрушению стремится».[7] Решить вышеперечисленные проблемы иеромонах Серафим предполагал за счет церковной суммы. В планах было по особому проекту сделать новый иконостас, своды трапезной разобрать и переложить по новой, а так же внутренность храма и трапезной отштукатурить «под вид живописи».
Архиепископ Филарет ознакомившись с прошением и представленным рисунком иконостаса против ремонта трапезной не возражал, а вот насчет иконостаса указал «что бы сделали бы лучший и приличнейший, нежели оной при сем представлен. Лучше меньше украшений, но больше единства. Грубая резьба не украшает, но безобразит. Не должно без особенных причин отступать от принятого церковного обычая, что бы на Царских вратах кроме Евангелистов был образ Благовещения, а над ними Тайной вечери. Вверху иконостаса простой крест ставить не так хорошо, как с изображением». Вместе с новым планом иконостаса владыка повелел представить и «план нынешняго иконостаса: может быть старый лучше новаго».[8]
Из резолюции ставится очевидным, что план нового иконостаса составлял художник, знакомый со столичными традициями в живописи и оформлении иконостасов. Именно на таком оформлении настаивал в своих письмах А.Г. Венецианов. Так что не исключено, что над рисунком иконостаса мог трудиться именно он. Но владыка придерживался иных позиций, и пойти против его воли иеромонах Серафим не мог.
Однако, вместе с посылкой нового плана иконостаса, строитель пустыни в сопроводительном письме указал и на тот факт, «что старый иконостас исправить надлежащею причиною, с образами неискустно писанными, по золоту столько очистить и вновь озолотить на полимент стоит гораздо дороже по причине в нем множества грубой и сплошной резьбы, нежели новый сделать по сему пригалаемому рисунку».[9] Новый рисунок и доводы иеромонаха Серафима убедили архиепископа Филарета и он разрешил устроить новый иконостас. Если взглянуть на сохранившееся фото иконостаса Сретенской церкви[10] все же не все пожелания архиепископа Филарета были учтены. На царских вратах остались лишь вырезанные по контуру фигуры композиции «Благовещение», вверху иконостаса в сиянии образ Господа Саваофа, вырезанные по контуру фигуры Ангелов на вершине иконостаса. В целом иконостас напоминает аналогичную работу в церкви соседнего погоста Костовского, к которому так же могут быть причастны ученики А.Г. Венецианова.
Иконостас Сретенского храма. Фото 1920-х гг. ГНИМА |
В течении 1820 г. «в означенной Теребенской пустыни Сретенской церкви трапеза надлежащею починкою исправлена, вместо ветхих сводов сделаны накаты, окна в ней прибавлены и рамы вставлены, внутри церкви и трапезы отщекотурено для живописи и живопись по местам сделана с приличною уборкою».[11] 15 февраля 1821 г. иеромонах Серафим рапортовал о готовности работ. Освятили обновленную Сретенскую церковь 11 марта 1823 г.[12]
Созданный в Сретенской церкви новый интерьер так и не меняли вплоть до закрытия обители и полного сноса. Таким он и сохранился на известной фотографии Сретенского храма. Не исключено, что это единственное фото иконостаса, к которому может иметь отношение великий русский живописец А.Г. Венецианов.
Завершение формирование ансамбля Сретенской церкви.
Новые игуменский и братский корпуса и прочие здания монастыря.
В 1864 г. в описи монастырского имущества Сретенский храм описывался следующим образом: «Церковь над вратами во имя Сретения Господня однопрестольная, каменная, длиною и шириною шесть сажен. Стены сей церкви снаружи оштукатурены и отделены известью. Крыша на церкви железная, на деревянных стропилах окрашенная медянкою. На церкви одна глава, обитая железом и выкрашенная медянкою. На главе крест четверо-конечный железный вызолоченый на гульфарбу и укрепленный четырьмя железными цепями. Стены сей церкви внутри оштукатурены и окрашены желтою и светло-голубою краскою, в куполе ниже свода живописныя изображения алфреско: Рождества Христова, Бегство Матери Его с Обручником Иосифомв Египет, Обрезания Господня и Сретения Господня. Внутри церкви три простенка, отделяющие храм от паперти, из которой три входа в самый храм. В паперти на стенах старинныя живописныя изображения: Апостолов и Евангелистов Матфея, Луки, Андрея Первозваннаго, Петра и Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и Марка. Пол в сей церкви и паперти деревянный, в ней окон восемь. Три вверху с железными решетками и в паперти пять, вход в сию церковь один снаружи из врат в ограде, по древяной лестнице, которая закрывается железной дверью и личиной, а другий ход из настоятельских келий, где запирается личинным замком. В алтаре на своде – Святая Троица. Антиминс освящен Ионою Архиепископом тверским в 1821 г.».[13]
Сретенский надвратный храм. Вид с восточной стороны. Фото 1920-х гг. ГНИМА |
К тому времени братский и настоятельский корпуса претерпели значительные изменения и обрели современный облик. На изображении Святителя Николая молящегося на фоне Николо-Теребенского монастыря эти корпуса написаны ещё до перестройки. На этих корпусах всё в том же 1821 г. иеромонах Серафим просил разрешить перекрасить кровлю. Вместе с крышей Никольского собора она была выкрашена «ярью медяной» и «от долговременности полиняла». 21 мая 1821 г. разрешение было получено.[14]
Кардинальная перестройка братского и настоятельского корпусов произошла в 1835 г. «От Сретенской церкви стоящей на западной стороне к северу простирается каменный двухэтажный Настоятельский корпус с тридцатью тремя окнами на пространстве длиною тринадцать, а шириною шесть сажен, крыша на нем железная, окрашена медянкою», - описывал строения монастыря архимандрит Теребенской пустыни Нил, - К югу от той же Сретенской церкви простирается каменный двухэтажный корпус братский с пятидесятью девятью окнами и двойными рамами, от времени иные ветхи, на пространстве длиною двадцать сажен, а шириною семь сажен, крыша на нем железная, окрашена медянкою».[15] В 1881 г. в братском корпусе так же разместилась и богадельня для лиц духовного звания.[16]
Братский (слева) и настоятельский корпуса. Фото 1968 г. А.А. Галашевича и В.И. Якубени |
В начале XX в. оба корпуса претерпели ещё перестройки и их вид, количество окон и площадь изменились. «Настоятельский корпус, двухэтажный, слитный со Сретенской церковью и к северу от нея, длиною 14 сажень, высотою 10 аршин, шириною 6 сажен, весь каменный, на каменном цоколе, покрыт железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Всех окон 34 шт., вышиною 2 аршина и шириною 1 аршин 1 верш с двойными рамами, дверей внутренних двухстворчатых 8, одностворчатых 3, печей русских 1, голландских изразцовых 4. Корпус построен в 1835 г., сохранился хорошо, - описывали оба корпуса в 1910 г., - Братский корпус – двухэтажный, смежный со Сретенскою церковью и к югу от нея, каменный на каменном цоколе, покрытый железом и окрашенный зеленою масляною краскою, высотой 10 аршин, длиною 19 сажен, шириною 6 сажен, всех окон 61 штука, вышиною 2 аршина и шириною 1 аршин 1 вершок, с двойными рамами, дверей двухстворчатых 3, одностворчатых 29, печей голландских 17 изразцовых. Корпус построен в 1835 г., сохранился хорошо».[17]
С южной стороны между угловыми башнями ограды окружали монастырский двор, встроенные в стену: баня, бочарня, три хлебных амбара, погреб, угольница, кузница, хлебный амбар, каретник, двор порозный или отхожее место, а так же двухэтажный корпус «о двадцати семи окнах». Все здания имели железную кровлю, выкрашенную медянкою.
Хозяйственные постройки, включенные в южную стену. Фото 1920-х гг. ГНИМА |
В 1910 г. монастырский двор окружали: хозяйственный корпус каменный с 47 окнами, баня каменная с 7 окнами, дом для рабочих каменный с 11 окнами и т.д.[18]
Отдельного внимания заслуживает «кладезь» с двумя бадьями посреди монастырского двора. Над ним «выстроено четырехугольное здание деревянное с двенадцатью колоннами, с двумя дверями и окнами, с деревянным крыльцем». Часовня имела зеленый цвет стен, а колонны были выкрашены в черный цвет. Кровля надкладезной часовни была покрыта железом, окрашенным медянкой, наверху поставлен крест «из листоваго железа», так же окрашенный медянкою.[19]
Внутренний двор Николо-Теребенского монасттыря. Слева Никольский собор. Между деревьями перед ним надкладезная сень. Фото 1911 г. ГНИМА |
Все корпуса, включенные в южную сторону ограды монастыря в течении XIX в. претерпели многочисленные перестройки, а в XX в. – утраты. Утрачена была и Сретенская церковь. Братский корпус использовался под детский сад и ясли, а Настоятельский – под правление колхоза и жилые квартиры. С 1993 г., с возрождением богослужебной жизни в Николо-Теребенском монастыре[20], именно в Настоятельском корпусе была устроена первая домовая церковь, где хранился список с чудотворного Теребенского образа Святителя Николая с клеймами.
Вид на Николо-Теребенский монастырь с юго-восточной стороны. Фото 1968 г. А.А. Галашевича и В.И. Якубени. |
[1] О построении в Теребенской пустыни каменной церкви во имя Сретения, 1743 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 547. Л. 1.
[2] Илиодор, иеромонах. Историческо статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оныя, строителем Иеромонахом Илиодором. Тверь. 1860. – С. 29.
[3] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 15 об.
[4] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 25.
[5] Илиодор, иеромонах. Историческо статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оныя, строителем Иеромонахом Илиодором. Тверь. 1860. – С. 29-30.
[6] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 1.
[7] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 1 об – 2.
[8] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 1.
В журнале консистории это дело так же нашло своё отражение: гг) Резолюція на доношеніи Николаевской Теребенской пустыни строителя іеромонаха Серафима съ братіею, коимъ испрашивали разрѣшеніе, не благоволено-ли будетъ на счетъ церковной, а въ случаѣ недостатка ея, и неокладной суммы какъ иконостасъ въ Срѣтенской церкви передѣлать вновь, такъ и верхъ трапезы, при той же церкви, разобравъ до оконъ, перекласть со всякою прочностію снова, и потомъ внутри церкви и внутри трапезы отштукатурить подъ видъ живописи. „Исправленіе угрожающей паденіемъ трапезы дозволить съ соблюденіемъ надлежащихъ предосторожностей, чтобы зданіе было безопасно и прочно; а о планѣ иконостаса поручить строителю, чтобы сдѣланъ былъ лучшій и прочнѣйшій, нежели какой при семъ представленъ: лучше меньше украшеній, но больше единства; грубая рѣзьба не украшаетъ, но безобразитъ. Не должно безъ особенной причины отступать отъ принятаго церковію обычая, чтобы на царскихъ вратахъ, кромѣ евангелистовъ, былъ образъ Благовѣщенія, а надъ ними Тайной Вечери. Въ верху иконостаса простой крестъ ставить не такъ хорошо, какъ съ изображеніемъ. Вмѣстѣ съ новымъ планомъ представить и планъ нынѣшняго иконостаса: можетъ быть старый лучше новаго." (Журн. засѣд. конс. 1820 г. 27 февраля № 3) Т.Е.В., 1882, №23 (1 декабря 1882).
[9] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 5.
[10] Госкаталог. Неизвестный фотограф. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. 18-19 вв. Тверская область, Максатихинский р-н, д. Слободка// ГНИМА ОФ-19/9129.
[11] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 6.
[12] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 23.
[13] Список с описи монастырских церковных и ризничных вещей древностей и библиотеки Николаевской Теребенской пустыни, состоящей в Вышневолоцком уезде Тверской епархии, 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 44.
[14] О дозволении Николаевской Теребенской пустыни на соборной церкви и на двух корпусах настоятельских и братских келий железныя крыши перекрасить вновь, 1821 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3381. Л. 1.
[15] Опись дополнительная и ея оглавление, учиненная настоятелем Николо-Теребенской пустыни архимандритом Нилом с братиею, 1877 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 246. Л. 44 об.
[16] Т.Е.В., 1881, №18 (15 сентября 1881). Богадѣльня въ Николаевской Теребенской пустыни. Въ Тверской епархіи, въ Николаевской Теребенской пустыни, Вышневолоцкаго уѣзда съ утвержденія и благословенія Высокопреосвященнѣйшаго Саввы Архіепископа Тверскаго и Кашинскаго, устроена въ нынѣшнемъ 1881 году богадѣльня для бѣдныхъ и престарѣлыхъ мужескаго пола лицъ духовнаго званія Тверской епархіи, на первый разъ – на пятнадцать человѣкъ, съ полнымъ содержаніемъ ихъ отъ пустыни приличнымъ образомъ. Для помѣщенія богадѣльни назначены въ братскомъ корпусѣ семь комнатъ, находящихся вдоль коридора въ сторонѣ отъ келлій братіи, и доселѣ не имѣвшихъ соотвѣтственнаго назначения. Эти комнаты въ настоящее время приличною отдѣлкою приспособлены для жилья призрѣваемыхъ, и снабжены необходимою мебелью и бѣльемъ. Богадѣльня открыта на основаніяхъ, изложенныхъ въ указѣ Консисторіи отъ 19 іюля 1875 года за № 5364, кой суть слѣдующія: 1) призрѣваемыя должны находиться подъ вѣдѣніемъ настоятеля пустыни, и число ихъ должно соответствовать удобству помѣщения и средствамъ пустыни, и 2) вслѣдствіе сего предоставлено настоятелю и ближайшему его усмотрѣнію, принимать въ богадѣльню означенныхъ лицъ и увольнять ихъ — съ темъ, чтобы богадельня показываема была въ ведомости о монашествующихъ особою статьею съ означеніемъ количества и найменованія призрѣваемыхъ лицъ, а въ концѣ каждаго года представляемо было о семъ епархіальному начальству свѣденія для внесенія, въ отчетъ о состояніи епархіи. Мѣстоположеніе пустыни, вдали отъ городскаго шума среди обширныхъ полей и луговъ и рядомъ съ прекраснымъ сосновымъ лѣсомъ, предсталяетъ для устроенной богадѣльни всѣ условія, необходимые въ гигіеническом отношеніи; а удовлетвореніе высшихъ религіозныхь потребностей, которыя особенно чувствуются въ старческомъ возрасте, обезпечивается ежедневнымъ Богослуженіемъ. Предлагаемымъ смиренною обителію приютомъ теперь же могут воспользоваться бѣдные и прѣстарелые, которые придутъ подъ кровъ Великаго Угодника Божія святителя и Чудотворца Николая, охраняющего своимъ чудотворнымъ образомъ и святыми молитвами обитель нашу. Настоятель Николаевской Теребенской пустыни Игуменъ Арсеній.
[17] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65. Л. 66
[18] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65. Л. 66.
[19] Опись дополнительная и ея оглавление, учиненная настоятелем Николо-Теребенской пустыни архимандритом Нилом с братиею, 1877 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 246. Л. 45.
[20] Ступкин Е.И. Встал монастырёк ново… Из истории Вышневолоцких монастырей// Вышний Волочёк. 2009. – С. 117.
(По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
(Фото. № 2-10 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)