Дрогачево (Драгочево) - Покровская церковь
В современных источниках Покровскую церковь зачастую приписывают к Дятлову, что ошибочно.
Село Драгочево, Дрогачево - расположено на горе в 5 верстах от станции Земцы Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и в 80 верстах к северо-западу от Белаго.
Первый деревянный, с такою же оградою, храм во имя святого Николая построен полковником Смоленскаго гарнизона Михаилом Фаддеевичем Челищевым в 1713 году (упоминается в 1762 и 1774 годах). Нынешний уаменный, с такою же колокольнею, холодный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с теплым приделом во имя святого Николая, устроен помещиком Захарием Ильичем Колакуцким в 1790 году. Храм капитально ремонтирован в 1894 и 1895 году. В 1895 году крыша на всей церкви покрыта железом и окрашена медянкою. В 1903 году устроена новая, с каменными воротами, ограда, частию состаящая из деревянной решетки с каменными столбами, частию из забора.
Храм имеет вид корабля. На нем одна глава со шпилем и бронзированным крестом. Главный храм от придельнаго отделен внутри каменною стеною, с двойною стеклянною и глухою дверью. В главном храме алтарь полукруглый, с двумя окнами (с восточной и южной сторон). Над престолом - сень с изображением Святого Духа, утвержденная на четырех колоннах. Иконостас - пятиярусный окрашенный (в 1896 году) кармином и в надлежащих местах вызолоченный червонным золотом на полименте. Средний храм имеет 10 х 11 аршин; в нем по два окна внизу и в во втором ярусе, в куполе четыре окна. В придельной церкви алтарь - на правой стороне храма; он имеет 6 х 4 аршина; в нем два окна (с восточной и южной сторон). Иконостас - двухярусный, бледно-розоваго фона; царския врата в нем, колонны, рамы икон и дверей вызолочены червонным золотом. Средний храм имеет 12 х 15 аршин. Потолок - овальный, окрашенный (как и стены) красками на масле. Колокольня совокуплена с церковию; высота ея со шпилем - 12 саженей; крест на ней бронзированный; колокола 1) 19 пудов 19 фунтов, 2) 4 пуда 24 фунта и 3) 2 пуда 10 фунтов.
Достопримечательность храма составляет местно чтимая икона Святого Николая Чудотворца, перенесенная из прежняго деревяннаго храма. По преданию, она явилась на можжевеловом дереве, поныне растущем в церковной ограде и отличающемся особою высотою и толщиною, несвойственными этого рода растению.
Из предметов ризницы замечательны: 1) Евангелие 1711 года с серебрянными клапанами, с изображениями четырех евангелистов по углам и Господа Саваофа посредине. 2) Евангелие 1746 года, с пятью медными клапанами, с изображениями четырех евангелистов по углам и Воскресения Господня посредине. 3) Оловянная дарохранительница с крышкою, изображающая Голгофу с тремя крестами. В церкви имеются исповедныя росписи за 1740, 1771, 1774 года.
Причт в 1774 году состоял из священника и двух причетников; в настоящее время (1915 год) состоят в причте священник и псаломщик.
В приходе в 1774 году было 40 дворов. В 1915 году прихожан в селе Драгочеве, в деревнях: Дранькове, Подсосонках, Костине, Мешках, Литвинове, Жаровне, Бондарях, Заборенке, Плоском, Амховицах - 151 двор (437 мужчин, 474 женщины).
Церковное попечительство существует с 1895 года; оно изыскало средства на украшение храма и устройство новой ограды. Летопись ведется с 1889 года.
(По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)
При въезде в деревню Дрогачёво, с левой стороны, на территории кладбища видны очертания храма.
Первый деревянный храм во имя святого Николая был построен полковником Смоленского гарнизона Михаилом Фаддеевичем Челищевым в 1713 году. Нынешний каменный, с такою же колокольнею, холодный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с тёплым приделом во имя святого Николая, был устроен помещиком Захарием Ильичом Калакуцким в 1790 году. На карте Смоленского наместничества 1792 года храм в селе Дрогачёво обозначен. На 1859 год Дрогачёво являлось владельческим селом при колодцах, расположенным в 80 верстах от уездного города и в 50 верстах от становой квартиры. Число дворов в нём – 9, в которых проживало 37 жителей мужского и 50 жителей женского пола. В селе была одна православная церковь.
В 1888 году рукоположен в священники церкви села Дрогачёва Кутузов Георгий Афанасьевич. Сын дьячка Казанско-Пятницкой церкви города Рославля. Воспитывался в Смоленской духовной семинарии, по окончании которой вступил в штат 1889 года. Позднее переведён в село Трояны Краснинского уезда.
Храм был капитально ремонтирован в 1894 и 1895 годах. В 1895 году крыша на всей церкви была покрыта железом и окрашена медянкою. В 1903 году была устроена новая, с каменными воротами ограда, частью состоящая из деревянной решётки с каменными столбами, частью – из забора. Храм имеет вид корабля. На нём – одна глава со шпилем и бронзированным крестом.
Главный храм от придельного был отделён внутри каменною стеною, с двойною стеклянною и глухою дверью. В главном храме был полукруглый алтарь, с двумя окнами (с восточной и южной стороны). Над престолом – сень с изображением Святого Духа, утвержденная на четырёх колоннах. Иконостас – 5-ярусный, окрашенный (в 1896 году) кармином и в надлежащих местах вызолоченный червонным золотом на полименте. Главный храм имел 10х11 аршин; в нём по два окна внизу и во втором ярусе, в куполе четыре окна. В придельной церкви находился алтарь – на правой стороне храма; он имел 6х4 аршин; в нём – два окна (с восточной и южной сторон).
Иконостас был двухъярусный, бледно-розового фона; царские врата в нём, колонны, рамы икон и дверей были вызолочены червонным золотом. Средний храм имел 12х15 аршина. Потолок – овальный, окрашенный (как и стены) красками на масле. Колокольня была соединена с церковью; высота её со шпилем – 12 саженей; крест на ней бронзированный; колокола; 1) 10 пудов 19 фунтов; 2) 4 пуда 24фунта; 3) 2 пуда 10 фунтов.
Достопримечательностью храма была местночтимая икона Святого Николая Чудотворца, перенесённая из прежнего деревянного храма. По преданию, она явилась на можжевеловом дереве, поныне (1913 год) растущем в церковной ограде и отличающемся особою высотою и толщиною, несвойственными этого рода растению.
Причт в 1774 году состоял из священника и двух причётников, в 1913 году – из священника и псаломщика. В приходе в 1774 году было 40 дворов. На 1913 год в приход входили: село Дрогачёво и деревни Драньково, Подсосенка, Костино, Мешки, Литвиново, Жаровня, Бондари, Заборенка, Плоское, Амховицы. Всего дворов – 151. В них было духовных, мещан и крестьян – 437 мужского пола и 474 женского пола. Протяженность прихода – 32 версты.
По Памятным Книжкам Смоленской губернии приход села Дрогачёва относился к пятому округу. Благочинными были:
- 1887 г. – благочинный священник села Дуброва Павел Соколов;
- 1889 – 1894 гг. – благочинный священник села Знаменска Василий Пашин;
- 1895 – 1899 гг. – благочинный священник села Заозерья Михаил Кулагин;
- 1900 – 1907 гг. – благочинный священник села Пониколь Алексей Колосов;
- 1911 – 1915 гг. – благочинный священник села Едкина Иоаким Люгодовский.
По донесению Селецкого волисполкома от 28 октября 1918 года в селе Дрогачёво священнослужители:
Михаил Васильевич Кортенев – священник,
Иван Петрович Назаревский – псаломщик.
В период коллективизации резко усилились гонения на верующих. Старожилы окрестных деревень до сих пор помнят событие, происшедшее в Дрогачёве. Во время всенощной на Пасху к церкви в Дрогачёве подошёл отряд комсомольцев, молодёжи Дятловского лесозавода, с флагами, призывами и начал агитацию против религии, чтобы народ шёл не в храм Божий, а на концерт художественной самодеятельности. Молодые люди зашли в церковь, дымя папиросами. Прихожане начали оттеснять комсомольцев. И тут разгорелся спор, страсти закипели. Незваные «атеисты» получили от ворот поворот.
Всю вину за срыв политического мероприятия свалили на «богатых». По деревням прокатились аресты. Нескольких крестьян судили. На три года угодил в исправительно-трудовую колонию житель деревни Дрогачёво Захар Николаевич Болдасов.
Крестьянин с хутора Буйница (в километре от деревни Шанино) Андрей Алексеевич Ларичкин пробыл в тюрьме девять месяцев. Ему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к выступлению прихожан против комсомольцев. Но поскольку за крестьянином не было такой вины, пришлось его освободить из-под стражи. Об этом мне рассказала жительница деревни Шанино 78-летняя Дарья Андреевна, дочь А.А. Ларичкина, очевидец тех событий.
Не оставили в покое и церковь. Притеснения, открытая неприязнь, вражда со стороны местной власти усилились. Священнослужители начали уходить. Чтобы храм не закрыли, Нил Михайлович Ларичкин из деревни Мешки всякий раз где-то находил, возвращал или привозил другого священника.
До конца 1937 года в храме совершались венчания, крещения и другие Таинства. Церковь почему-то мешала местной власти, особенно раздражал её колокольный звон. Приказали сбросить колокола и тут же разбить, чтобы кто-нибудь не додумался их припрятать или установить на прежнее место. И навсегда угасли дивные, чарующие звуки опальных колоколов, а с ними и вера в добро, милосердие. Обиднее всего, что творили такое не какие-нибудь чужеземцы, а свои же, местные люди.
По состоянию на 1970 год сделано описание храма и составлен план на основании замеров сохранившейся части.
Храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», перекрыт высоким восьмидольным сомкнутым сводом, на который поставлен кирпичный восьмигранный световой барабан с небольшой главой на тонкой шейке.
Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи двухступенчатых тромпов. Глава и шейка каркасной конструкции и обшиты железом. Апсида пониженная, уже четверика храма, пятигранная перекрыта граненым полусомкнутым сводом, с плавными распалубками над окнами.
С храмовой частью соединена тремя прямыми арочными проходами, центральный шире боковых. Трапезная несимметричная относительно продольной оси здания с неразвитым южным приделом, по высоте равна апсиде, в плане прямоугольная, перекрыта лотковым сводом, ориентированным по оси север-юг, над световыми проёмами – плавные распалубки.
Колокольня столпообразная, невысокая, трехъярусная. Ярусы в плане квадратные, по сторонам света прорезаны проёмами с перемычками коробового очертания. Лестница на ярус звона начинается в северо-восточном пилоне и выходит на чердак трапезной.
Со второго на третий ярус вела деревянная на тетивах лестница. Архитектурное убранство фасадов – скромное. Углы закреплены лопатками и раскрепованы. Карнизы, венчающие четверик апсиду, трапезную и ярусы колокольни – невысокие, кирпичные, моделированы полочками и полувалом в различных сочетаниях. В карниз восьмерика добавлены «сухарики».
Окна – со слабовыраженными лучковыми перемычками, обрамлены простенькими плоскими наличниками с замковыми камнями – «ушами» и подзорами. Решётки из металлических извилистых полос, образующих крестообразный рапорт. Дверные проёмы северного и южного фасадов – с перемычками коробового очертания, обрамление их также с замковым камнем, а в уровне арок нет пят арок, карниз – моделированный полочкой и полувалом с четвертью.
Световые проёмы расположены симметрично (западные окна второго света ложные). Аналогичное решение имеют и все остальные окна. По состоянию на 1970 год утрачены: внутреннее убранство, заполнения дверных и оконных проёмов, кровли, завершение колокольни, частично разрушены карнизы.
Решением Калининского облсовета от 20 августа 1973 года № 310 памятник архитектуры - каменная церковь внесён в списки памятников, состоящих под государственной охраной. В 1975 году областным управлением культуры выдано на церковь, как на объект для музейного показа, охранное свидетельство № 101 (документ находится в Земцовском сельском поселении).
Ныне храм стоит в запустении. Верх колокольни разрушен. Перекрытие церкви рухнуло. На главном храме нет купола. Снято железо с кровель. Внутри главного храма сохранились две росписи: Апостол Павел и Апостол Пётр, расположены они на уровне третьего ряда окон. Вокруг храма сохранилась ограда, внутри которой расположено кладбище с ухоженными могилками. В Смоленском и Тверском областных архивах частично находятся метрические книги церкви села Дрогачёва.
Из книги Василия Аксёнова «Православные храмы Нелидовской земли» с дополнениями из статьи Алексея Степаненкова «Опальные колокола»
(По материалам сайта Храм Иоанна Кронштадтского.)
(Фото. № 3 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)