Каменка (Поникли, Паникля) - Обновления храма Воскресения Христова церковь

Фото. Babilon с сайта http://sobory.ru.


   Село Поникли было поглощено деревней Каменка. Церковь разрушена в советское время. Сохранилось описание прихода:

   С. Поникли (род. Пониколь) - расположено на горе, под которой протекает р. Поникля (или Пониколька), при посредстве мельничной плотины образующая здесь "Поникольское озеро". Село находится в 8 в. от ст. "Мостовой" Моск.—Винд. ж.д. и почт. отд. "Мостовое" (находящегося близ станции), в 70 в. к северу от г. Белого и в 90 в. от Ржева. Поникольское вол. правление (в д. Алексеевк—Высоком тож) — в 4 в. от села, граница Ржевского уезда, Твер. губ. (д. Московка) — в 13 в. Ближайшия села: Береза (в ¼ в. от ст. "Мостовой") в 8, Знаменское в 12, Иоткино в 22, Пустоподлесье в 25 в.; с. Холмец, Ржевск. у., в 20 и Кожухово, того же у., в 25 в.
   Село очень древнее. Первый храм Воскресения Христова упом. в окладной книге м. Симеона, при чем сбор с него положен 2 р., и священник указан Исайя. Вторая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с деревянной оградой, устроена доброхотными дателями в 1760 г.
   Нынешняя каменная церковь в память Обновления храма Воскресения (13 сент.), с приделом во имя преп. Нила Столбенского (27 мая и 7 дек.), построен тщанием полковника Андрея Григорьевича Огонь-Догановского в 1791 г. Придел во имя Тихвинской Божией Матери (26 июня) пристроен усердием т. сов. Антония Михайловича Рачинского в 1818 г. Каменная колокольня пристроена тщанием колл. асс. Алексея Антоновича Рачинского в 1859 г. Настоящая церковь, бывшая прежде холодной, по указу Консистории, от 25 сент. 1898 г. за № 9640, на средства попечительства, под наблюдением Ржевского земского техника, обращена в теплую. Вокруг храма — каменная ограда. К селу приписана была кладбищная церковь во имя Знамения Пр. Богородицы, построенная поручиком Н.А. Рачинским в 1857 г. и находившаяся в сельце Знаменском. Церковь эта в 1876 г. была сделана самостоятельной.
   Принадлежащие церкви здания: 1) церк.-прих. школа, устроенная в 1901 г. на средства С.А. Рачинского (1500 р.), Епархиального Училищного Совета (1000 р.) и попечителя школы Григория Ив. Кудрявцева (2000 р.); 2) церк.-прих. школа при д. Карпове, устроенная в 1906 г. на средства Бельского Отделения Епарх. Училищн. Совета и крестьян д. Карпова и стоящая 2000 р.; 3) две деревянных часовни — одна на озере Пониклях, близ храма, для водоосвящения (устроена на средства Т.И. Бонича); другая на кладбище, вблизи села, для помещения заразных умерших до их погребения; 4) церковная сторожка из 2 хат.
   Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причеинмков. По упразднении с. Котельни и причислении к с. Пониклям, опредлен был второй причть. Когда в 40-х гг. прошлого века часть прихода отошла к с. Кожухову и Спас-Перебору, Ржевск. у., и с. Пустоподлесью, Бельск. у., — то, при пересмотре штатов в 1847 г., вновь положен один причт. По штату 1879 г. причт состоит из священника, диакона и псаломщика.
   Приход в 1774 г. состоял из 237 дворов. Состав и границы прихода менялись неколько раз. Так, когда существовало с. Котельня, (в XVIII в.), — приход не простирался на восток далее теперешней дер. Прохорова (8 в. от села). Когда с. Котельня было упразднено, границы прихода отодвинулись до рч. Витки (12 в. от села) и до верховьев р. Молодого Туда (20 в.), и в состав его вошла так наз. Бельская Сибирь. Вскоре, однако, жители этой местности, удаленные от Поникольского храма, перечислены были, по их просьбе, к селам Ржевского у. Кожухову и Спас-Перебору (в 40-х гг. ХIХ в.). Наконец, в 1876 г., когда сделана была самостоятельной Знаменская церковь, — к ней были отчислены из состава Поникольского прихода "Потемские" селения, в количестве 700 душь муж. пола
   В 1915 году прихожан: в селах: Пониклях, Жукове, Вязовне, Маковье, в деревнях: Можайке, Прохорове, Плоском, Змиевке, Кошелеве, Каменке, Луже, Приволье, Кузнецове, Козлове, Селах, Ильюшине, Малом Карпове, Алексееве, Куришке, Каменце, Михайловке, Макруше, Пустошке, Сосноватке, Перевозе, Карпове, Нивах, Таковище, Барщевке, Зимухе, Маренице - 526 дворов (1477 мужчин, 1501 женщина).
   В 1915 г. в приходе 28 деревень и 16 хуторов. По клировой ведомости за 1912 г. в них значится: дворов, или хозяйств, 549; прихожан - 1577 м. и 1539 ж.
   С 1891 г. при храме с. Пониколь существует обшество трезвости во имя преп. Нила Столбенского.
   Первая земская школа существовала в а. Константинове в 1865—1881 гг. Вместо неё открыта С.А. Рачинским такая же школа в с. Знаменскомъ. В 1915 г. в приходе три школы: 1) Поникольская одноклассная церк.-приходская, открытая в 1896 г., с общежитием и ночлежным приютом иногда бывают в ней чтения с волшебным фонарем. Попечител её — прихожанин с. Знаменсеого Гр. Ив. Кудрявцев — пожертвовал в 1901 г. 2000 р. на новое здание её и снабжает её необходимыми принадлежностями. 2) Школа грамоты в д. Карпове, в 8 в. от села, открытая в 1893 г. 3) Земская школа в д. Тимохине, с общежитием, в 2 в. от села, на большой дороге из Ржева в Торопец, открытая в 1890 г. Здание её устроено попечителем—землевладельцем Нилом Вас. Алексеевым. Поникольское волостное правление отпускает ежегодно на содержание Поникольской церк. школы 145 р. и Карповской — 85 р. Во всех этих школах учащихся 150—200. Многие девочки обучаются в Знаменской женской церк.-прих. школе. Мальчики продолжают иногда учение в Дунаевской второклассной и Шоптовской двухклассной школах. Отношение крестьян к школе сочувственное; научить детей грамоте они считают необходимым.
   Церковное попечительство учреждено в 1897 г. Председателем его был дворянин Вас. Сем. Бурцев. Попечительство обратило холодный храм в теплый (что стоило более 900 р.), приобрело два заклиросных киота по 300 р. каждый, металлическое позлащенное паникадило в 300 р., парчевые облачения на престол и жертвенник, священническое и диаконское облачения и проч. Собирались пожертвования на капитальное расширение храма. С 1909 года вместо попечительства учрежден церковно-приходской совет, который принимает участие в заведывании церковным хозяйством и всецело заведывает хозяйственной частью Поникольской и Карповской церк.-прих. школ.
   По преданию, на берегу р. Межи, на месте дер. Сосноватки, находилось село. Здесь заметен бут бывшей церкви и следы кладбища. При обработке полей крестьяне находят стеклянные привески к паникадилу, металлические пластинки и проч. По преданию, последняя церковь этого села ("Никола Лапотный") была из соснового леса; она сплавлена по р.р. Меже и Обше в Ордынскую пустынь, где долго стояла.
   В приходе два кладбища: одно близ села; другое в 10 в. от него, в 2 в. от д. Карпова; на последнем погребаются жители д. Карпова.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)

     (Фото. Babilon с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Церковь Воскресения Словущего располагалась ранее рядом с деревней Каменка, поглотившей деревню Поникли. В конце 30-х, начале 40-х годов XX века деревню Поникли уже и не припоминали.
   Местом расположения церкви был большой холм рядом с деревней. Из под церковного холма бил ключ, впадавший в речку Паниклю. Церковь имела два придела и большую трехъярусную колокольню. Рядом с церковью, с восточной стороны находилась церковно-приходская школа.
   Перед войной на кладбище при церкви были хорошо различимые 12 памятников. Одним из захороненных и ранее нигде не упоминавшимся является подпоручик Бельского уезда Бурцев Семен Васильевич, погибший в 1812 году. Те самые памятники (плиты) после войны стали использовать для укладки под углы дома местные жители.
   Служба в церкви со своим батюшкой продолжалась до зимы 1942 года. Изначально фашисты рассчитывали на содействие прихода в решении вопросов военного времени. В один из зимних дней, занятия в школе прервали полицаи. Они перекинулись парой слов с учителем, после чего Зоя Родионовна объявила о том, что занятия окончены и чтоб дети больше никогда в школу не приходили. Учителя вечером отвели за деревню Михайловка и расстреляли. То же самое ждало и церковного батюшку. На этом службы закончились, а вся церковная утварь исчезла.
   Колокольня церкви была очень высокой. Не залезая даже на самый верх, можно было увидеть райцентр Нелидово, который находился на расстоянии более 20-ти километров от церкви. По этой же причине, церковь имела и стратегическое значение во время ведения боевых действий. При наступлении советской армии, колокольня с основным объемом церкви были ориентиром для прямого наведения орудий по позициям фашистов. Именно так работала советская артиллерия с занятых позиций в районе деревни Перевоз. Зимой 1942 года было принято решение заминировать и взорвать церковь.
   В марте 1943 года немцам все-таки пришлось покинуть оккупированные территории. Уходя, они погнали за собой и местное население. После окончания ВОВ, народ стал возвращаться на разоренные войной земли. Не хватало стройматериала, поэтому кирпич с руин церкви пошел в дело в первую очередь.
   Для строительства дорог требовался грунт. Взоры пали опять на разрушенную церковь и на большой холм, расположившийся прямо рядом с дорогой. Большая часть холма была использована для строительства, но потом строителям пришлось остановиться, так как в церковном грунте ковшом была поднята бомба, не разорвавшаяся после подрыва церкви.
   Примерно так и выглядит некогда святое место Нелидовской земли: большой холм, наполовину изрытый ковшами экскаваторов с редкими кусками битого кирпича и штукатурки.

   Записано BABILONом со слов жителя деревни Голосово, уроженца деревни Каменка товарища Барменкова.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

    


Посмотреть всю карту