Берёзовый Рядок (Березовец погост, Березовский на Городище погост) - Воскресенская церковь

Воскресенская церковь.


   Березовый Рядок ( в 1859 г. - погост Березовец на Городище + погост Березовский Рядок (Нежилой конец) + Петровщина)
   Селение расположено у подножья древнего языческого городища IX века. Позднее оно превратилось в новгородский город-крепость Березовец, охранявший волок на одном из ответвлений «Серегерского пути». В разное время этой территорией владели бояре Ворецкие, князь И. Патрикеев и другие. В ХVI веке это были небольшое самостоятельное селение с 7 дворами и посад от города-крепости с 47 дворами, в том числе с 14 "рыболовными".
   В XIX веке на карте 1848 г. здесь отмечены два погоста: Березовецкий на Городище и Березовский Рядок (или Нежилой конец). В 1859 г. у погоста на городище жило 25 человек в 3 дворах, у второго погоста - 55 человек в 8 дворах. В это время в смежной частновладельческой деревне Петровщине проживало 80 помещичьих крестьян в 10 дворах.
   На рубеже XIX-XX веков в Березовом Рядке было три церкви, одна из них Воскресенская, располагалась на высоком холме Березовецкого городища.


Место расположения Воскресенской церкви.


   Погост Березовец, от Твери 208 верст, Осташкова 25 верст.
   Церковь Воскресенская, каменная, построена в 1796 году, престола два: холодный Воскресения Христова, теплый Рождества Пресвятой Богородицы.
   Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1896 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Петр Иоаннович Тугаринов 30-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1891 года, священником с 1895 года, состоял катехизатором. Псаломщик Алексей Крестников, в должности с 1900 года.
   Прихожан в деревнях: Проплятининой, Жегалове, Чухове, Росливце, Игнашеве, Сергиевщине, Щебирихе, Дозацах, Жукове, Бересневе, Чешивце, Романовичах, Залучье-Нежилом-Конце, на Мельнице - 229 дворов (578 мужчин, 622 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Петр Тугаринов 44-х лет, окончил семинарию, на службе 19 лет. Псаломщик Иван Знаменский 25-ти лет, на службе 7 лет.
   Прихожан в деревнях: Пущина-Гора, Береснево, Дарище, Дмитровщина, Жегалово, Жуково, Залесская Мельница, Залучье, Игнашевка, Нежилой-Конец, Проплятишино, Романовичи, Росливца, Чевщивца, Чухово, Цебереха - 729 мужчин, 746 женщин.


Место расположения Воскресенской церкви.

Место расположения Воскресенской церкви.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 из группы Берёзовый Рядок в Контакте. Фото. № 2 - 4 Михеевой Анны Сергеевны с сайта Храмы России.)
    


   Церковь Воскресения Христова на погосте Березовском, по окладу 184 г. церковной дани платилось в год 22 алт. 2 ден.
   132 и 133 гг. в Кличанской волости, в Березовском погосте: царя и великаго князя погост Березовской, на Городище, а на погосте церковь Рожество Пречистыя Богородицы да предел Воскресения Христова деревянная вверх церкви, а в церквах образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье мирских людей; у погоста ж под горою ниже Городища, у озера Селигера, на церковной земле во дворе поп Филипп, прозвище Дружина, Петров, во дв. церковной дьячек Микула Иванов, во дв. пономарь Онашко Афанасьев, во дв. проскурница Аленица; пашни паханые церковные середние земли на озере Селигере на острову Косомроце две четверти, да перелогом и лесом поросло с отхожею пашнею восемь четвертей в поле, а в дву потомуж, сена десять копен, лесу пашеннаго три десятины, а непашеннаго лесу пять десятин.
   186 г. на погосте Березовце при церкви Воскресения Христова деревянной да в пределе Рождества Пресв. Богородицы во дв. поп Алексей Фатеев, во дв. дьячек Дмитрушко Архипов да в том же дворе живет пономарь Архипко Ананьин, во дв. просвирница Вера Артемьева.
   1707 г. генваря в 1 день выдано 2 антиминса во Ржевской уезд в церковь Воскресения Христово да в предел Рождества Богородицы по подписной челобитной, тояж церкви поп Алексей антиминсы взял и росписался. (П. пр. кн. 138 л. об. 288).
   На погосте Березовце у озера Селигера 1710 г. церковь Воскресения Христова да в пределе Рождества Пресв. Богородицы деревянная, при ней поп Егорий Алексеев, служит у той церкви с 1707 года, дьячек его родной брат Андрей Алексеев, платят они с 1706 г. окладнаго оброка по рублю на год с человека; пономарь Михей Ильин платит оброка в год по 26 алт. по 4 деньги; денежнаго и хлебнаго жалованья нет, питаются от церкви божией мирским подаянием; данных денег с той церкви платятъ они по 31 алт., доезду по 3 алт. по 2 ден., казенных пошлин по 5 алт. по 4 ден., десятильнича доходу по 10 алт., полоняничных по 8 алт. с двора, полковым священникам и на церковную утварь по 3 алт. по 2 ден., итого по рублю по 24 алт. на год; а те деньги платят они в патриарш казенный приказ. (Переп. по гор. Ржеву кн. 12376, л. 1).
   1732 г. марта 14 дня дана новоявленная память пономареву сыну Тимофею Михееву о бытии ему в Осташковской новоприписной десятине у церкви Воскресения Христова, погоста Березовки дьячком на месте бывшаго дьячка Андрея Алексеева; пошлин 6 алтын 4 деньги взято.
   1733 года августа 22 дня, полка капрал Андрей Ипатиев сын Ивков, в поданном в синод. каз. приказ прошении, писал: "во Ржевском уезде, в Кличанской волости, церковь Воскресения Христова, что на Березовском погосте, построена издавних лет, которая весьма обетшала и за тою ветхостию служить в ней невозможно, чтоб указом повелено было о строении вместо той обетшалой церкви вновь церковь во имя тот-же храм Воскресения Христова дать указ".
   В синод. каз. приказе на справку выписано: "в окладных прошлых и сего 733 г. книгах в новоприписной Осташковской десятине написано: церковь Воскресения Христова, что на погосте Березовском, дани и заезда и десятильнича дохода 1 р. 33 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Леонтия Скобельцына 132 и 133 годов у вышеписанной Воскресенской церкви написано: пашни пахатныя и перелогом и лесом поросло церковныя земли и с отхожею пашнею 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен, лесу пашеннаго 3 десятины, а непашеннаго 5 десятин, в приходе 44 двора; а въ переписной 703 года книге у той же церкви написано: поп Алексей Фатеев, пашни церковныя середния земли, на озере Селигере, на острову 2 четверти, да перелогом и лесом поросло и с отхожею пашнею 8 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен, лесу пашеннаго 3 десятины, да непашеннаго 5 десятин, в приходе 71 двор".
   Подписание: "дать указ о строении церкви".
   Докладывано октября 5 дня 1733 года.
   1733 г. октября в 9 день запечатан указ о строении церкви, по челобитью капрала Андрея Ипатьева сына Ивкова, велено против его челобитья в Кличанской волости вместо ветхой деревянной церкви на том же церковном месте построить деревянную церковь во имя Воскресения Хр., что на Березовском погосте; пошлин 3 ал. 2 ден., нужнейших ½ ден. взяты.
   1734 г. сентября 26 дня, вышеписанной Воскресенской церкви прихожане: поручик Илья Васильев сын Хрипунов и вотчины Ивана Федоровича Глебова деревни Заозерья староста Анисим Трофимов входили в синод. каз. приказ с прошением, в котором объясняли: "церковь Воскресения Христова построена и к освящению в готовности, а ныне обещание наше при той же церкви пристроить придел во имя Рождества Пр. Богородицы теплый, — и просили: о строении онаго придела и об освящении настоящей и придельной церквей дать указ, понеже оная десятина имеется от Москвы в 400 верстах".
   Подписание преосвящ. Иоакима, архиепископа ростовскаго и ярославскаго: "дать указ о священии церкви и освященный антиминс выдать".
   Докладывано сентября 27 дня 1734 года.
   Указ, выданный для освящения настоящей Воскресенской церкви на имя Ниловой пустыни игумена Аврамия, взял означенной церкви дьячек Тимофей Михеев.
   1735 г. февраля 26 дня. Алексий Тимофеев сын Толстой подал в синод. каз. приказ прошение о том, что в данном 734 г. сентября 28 дня указе из синод. каз. приказа о строении придела не упомянуто, "а понеже оная Рождества Богор. и Воскресенская церкви издревле имелись, чего для при сем нашем прошении с данной нам о строении тех церквей во 167 г. из дому преосвящ. Макария митрополита благословенной грамоты приобщается точная копия, понеже те церкви напред сего имелись в епархии его преосвященства, а вышепоказанная придельная церковь во имя Рождества Пр. Богородицы ныне построена, а не освящена, — и просил, чтоб о освящении придельной церкви дать указ".
   Копия с благословенной грамоты:
   От великого господина преосвященнаго Макария митрополита, Великаго Нова града и Великих Лук в Деревскую пятину, Березовскаго погоста, Воскресенскому попу Фадею Иванову, в нынешнем 167 году бил челом нам Ржевы Володимировы Митрофан Иванов сын Хрипунов с товарищи, а сказал: в Новгородском уезде, в Деревской пятине, в Березовском погосте, церковь Рождества Пр. Богор., да в приделе престол Воскресения Христова и та де церковь гораздо ветха и впредь де божественныя службы служить в ней нельзя, а он Митрофан Хрипунов с товарищи и крестьяне их и бобыли к тое церкви к Рождеству Богородицы приходят и нам бы его Митрофана с товарищи и крестьян их и бобылей пожаловать велети бы вместо той старой церкви вновь храм воздвигнуть во имя Рождества Пр. Богор., да в приделе Воскресения Христова, возле старыя церкви Рождества Пр. Богор. и о том велети б дать вашу благословенную грамоту и мы великий господин преосв. Макарий митрополит Митрофана Хрипунова с товарищи пожаловал велел и настоящую церковь воздвигнуть во имя Воскресения Христова, да в той же церкви придел во имя Рождества Пр. Богор. возле старыя церкви Рождества Пр. Богор. и о том нашу благословенную грамоту велеть дать и как к тебе ся наша грамота придет и ты б на оной храм и на придел велел лес ронить и всякой церковной запас готовить, а как лес и всякой запас изготовят и ты б в том новом лесу начало основания тое новыя церкви Воскресения Христова и придела Рождества Богородицы в Березовском погосте возле стараго храма Рождества Богородицы велел положить, а на основании церковные молебны пел и молитвы говорил и воду святил во имя того храма и приделу, да тою св. водою то церковное место кропил и все по правилам св. Апостол и св. Отец действовал, да как Бог даст тот новой храм Воскресения Христова и придел Рождества Пр. Богор. со всем совершат и ты б на освящение того новаго храма и приделу о антиминсех велел бить челом впредь нам. Писана в Великом Нове граде, лета 7167 августа 18 дня. На подлинной благословенной грамоте пишет тако: дьяк Иван Владыкин. (Патр. пр. св. 465, № д. 29; кн. 364, л. об. 47).

   В настоящее время (1895 год) состояние церкви таково:
   Осташковскаго уезда, погоста Березовца церковь во имя Воскресения Христова.
   1) Построена в 1726 г. тщанием прихожан.
   2) Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка.
   3) Престолов два: в настоящей холодной во имя Воскресения Христова, в приделе теплом во имя Рождества Божией Матери.
   4) Утварью и ризницею достаточна.
   5) Причта — священник и псаломщик.
   6) Земли 36 дес. и церковная дача под названием Кесарец; в ней земли пашенной 17 дес. 947 саж., сенного покоса 2 дес. 1162 саж. Землею владеют сами священноцерковнослужители.
   7) Дома у них собственные, на церковной земле.
   8) Жалованья — получают 126 руб., денежнаго доходу 168 руб. 10 к. Церковь вносит процентнаго сбора 40 р., на духовно-учебныя заведения 9 руб. 80 коп.; причт из своей собственности — 11 руб. 88 коп.
   9) Зданий, принадлежащих церкви, нет.
   10) Разстоянием от консистории в 208 верст, от уезднаго города в 25 вер.
   11) Ближайшая церковь — погост Березовский Рядок в полуверсте.
   12) Приписной церкви и часовен нет.
   Приходских дворов 194; в них муж. п. 567 душ и ж. п. 613 душ.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)
    


Посмотреть всю карту