Кравотынь (Кровотынь) - Введения Пресвятой Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Введенская церковь.


   Первое упоминание в летописи о селении Кравотынь относится к 1478 году. По преданию, церковь Введения (1792—1802 гг.) заложена в память о жертвах татарского нашествия. Она построена в конце XVIII века, однако в ней есть приемы дивного узорочья» древнерусского зодчества, что особенно ярко прослеживается в композиционной схеме.
   Церковь стоит на берегу Селигера и обнесена каменной оградой с небольшими угловыми башенками. Основой композиции является высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с востока примыкает граненая апсида. На западе расположена двухстолпная трапезная с двумя приделами, перекрытая крестовым сводом с распалубками.
   Отдельно стоящая трехъярусная колокольня завершена шпилем. В ней значительно меньше архаичных мотивов, чем в самом храме.
   Внутри церкви ничего не сохранилось. Известно, что она славилась иконами и резным иконостасом, до недавнего времени сохранявшимися в кравотынской церкви. Иконостас сделали почти сразу с завершением строительства и впоследствии он почти не менялся. Украшали его каннелированные пилястры, увитые гирляндами роз. В Осташковском краеведческом музее хранятся резные царские врата из Введенского храма. Их большие деревянные створки украшены резными стеблями невиданных растений и лицами ангелов. Работа неизвестного мастера отличается высокой художественностью. Это был поистине ювелирный труд. Резчик выбирал большой кусок липы и вырезал из него всю композицию. Потом на резьбу наносился грунт, а позднее — очень тонкие, прозрачные, размером около восьми-десяти сантиметров пластинки сусального золота.

   Фрагмент из книги - Селигерские земли (путеводитель)


   Село Кравотынь очень древнее. В XVI веке оно стало центром волости и не раз фигурировало в различных документах. Например, известно, что когда этими землями владел боярин Вольский, в селе уже существовала деревянная церковь «Введения Пресвятыя Богородицы во Храм». Ее название сохранилось на долгие годы, и вновь выстроенная в конце XVIII века церковь была посвящена этому же празднику. Строительство Введенской церкви в селе Кравотынь происходило почти одновременно со строительством церкви в селе Верхние Котицы. Кравотынскую заложили вскоре после 1782 года, а к 1791 году она была готова. Окончательная отделка храма затянулась вплоть до 1802 года, но и после этого отдельностоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Высокий двусветный четверик Введенской церкви, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный традиционным пятиглавием, — не новость в местном зодчестве. Первое, что замечаешь в памятнике, — это присутствие в его декоре, как и в котицкой церкви, фрагментов архитектурнoro наряда XVII столетия и то, что основные объемы остались по композиции близкими постройкам этого же времени. К высокому четверику храма примыкает обширная трапезная с двумя приделами, вытянутая с севера на юг, причем у южного придела две апсиды. Традиционные черты в объемах здания и в его декорации, наверное, были бы не так заметны, если бы не постаменты под барабанами, украшенные декоративными кокошниками, и сами барабаны, оформленные аркатурными поясками из полуколонок, перехваченных бусинами. На апсиде неожиданно вкраплена деталь, словно перенесенная сюда из XVII века, — киот, где некогда помещалась икона. Его обрамление напоминает форму киота колокольни Житенного монастыря. Внимательно приглядевшись к остальному убранству церкви, невольно приходишь к выводу, что и оно, несмотря на барочные формы, больше похоже на аппликативную декорацию XVII столетия.
   В кравотынской церкви до недавнего времени сохранялся редкий по красоте иконостас, по-видимому, являвшийся произведением осташковских резчиков по дереву, которыми город славился в прошлом. Иконостас сделали сразу после завершения строительства и впоследствии он почти не менялся. Его украшали каннелированные пилястры ионического ордера, увитые гирляндами из роз. На резных царских вратах помещалась скульптурная композиция «Благовещение», над которой в облаках и сиянии восседал строгий мужиковатый Саваоф. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины. Теперь от всего этого великолепия почти ничего не осталось. Единственный в своем роде иконостас осташковских мастеров погубила безжалостная мода на коллекционирование предметов церковной утвари, икон и скульптуры. Лишь небольшую часть иконостаса — царские врата со сценой «Благовещения» — удалось вывезти в Осташков, и теперь она хранится в запаснике краеведческого музея.
   Невысокая колокольня, стоящая рядом с церковью, построена в конце 20-х годов XIX века. Над квадратным основанием поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколонками, а еще выше — небольшой ярус-резонатор, увенчанный шпилем. В ее композиции и декорации нет произвольного смешения стилей. Все более строго, более сдержанно. Отдельные детали убранства фасадов, такие, как рустованные углы, замковый камень в виде трилистника над входом, безордерные полуколонки и наивные фронтончики, говорят, что ее строили местные мастера и проект на нее если и был сделан архитектором, то претерпел в их руках существенные изменения.

   Фрагмент из книги - А.А. Галашевич. Художественные памятники Селигерского края.


   Закрыта в 30-е гг.
   Вновь открыта в 1999г.
   Настоятель и председатель приходского совета священник Николаев Виктор Григорьевич.

   
     (По материалам сайтов города Осташкова и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. Екатерины Цветковой с сайта Храмы России.)
    

План церкви.   С 1588 года Кравотынь принадлежала боярину Бельскому. При нем в селе была деревянная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во Храм. Новая каменная церковь, выстроенная здесь в конце XVIII века, была посвящена тому же празднику. Её заложили в 1782 году, готова она была в 1791 году, но в это время освятили только один придел. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого колокольня и кровля на церкви еще долгое время оставались деревянными. Невысокая каменная колокольня рядом с церковью появилась только в конце 20-х годов XIX века. Церковь сохраняла свое убранство до 60-х годов ХХ века. Затем была разграблена, местами сохранилась только роспись. В настоящее время церковь восстанавливается.
   Церковь, колокольня и остатки ограды с башнями включены в список объектов культурного наследия Осташковского района.

   Село Кравотынь, от Твери 180 верст, от Осташкова 12 верст.
   Церковь Введенская, каменная, построена в 1791 году, престола четыре: главный в холодной Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в теплой: Пророка Илии, Святителя Николая и Преподобного Пафнутия.
   Церковные документы: опись с 1847 года, метрики с 1801 года, исповедальные с 1830 года, план и межевая книга на землю.
   В 1901 году служили: Священник Сергий Васильевич Лебедев 25-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1898 года. Священник Никанор Михайлович Верзин 34-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1892 года, состоял законоучителем народного училища, духовным следователем, награжден в 1900 году набедренником. Диакон Михаил Феофанович Смирнов 34-х лет, в служении с 1884 года, диаконом с 1892 года. Псаломщик Феодор Андреевич Дьяконов 51-го года, в должности с 1892 года. Псаломщик Владимир Димитриевич Сперанский 26-ти лет, в должности с 1894 года.
   Прихожан в селе Кравотынь, в деревнях: Глубочице, Острице, Пачкове, Песках, Лому, Хретене, Красухе, Зальце, Твердякине, Жару, Ляпине, Заплавье, Лежневе, Котчище, Березове - 1014 дворов (2944 мужчины, 3138 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Никифор (?) Верзин 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Священник Сергий Лебедев 40-ка лет, окончил семинарию, на службе 16 лет. Штатный диакон Михаил Смирнов 48-ми лет, на службе 30 лет, в Введенском храме 28 лет. Псаломщик Владимир Сперанский 40-ка лет, на службе 20 лет. Исполняющий обязанности псаломщика Иван Петропавловский 53-х лет, на службе 12 лет, в Введенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Глубочица, Острица, Пачково, Пески, Заплавье, Хретень, Зальцо, Твердякино, Жар, Ляпино, Лежнево, Котчище, Березово, Лом - 2368 мужчин, 2364 женщины.

   
     (По материалам изданий Край Селигерский. Вчера. Сегодня. Завтра. Осташковский район Тверской области. (Энциклопедия российских деревень.) / И.П. Минаков. Ржев. 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
    


   Церковь Введения Пресв. Богородицы в селе Кровотыни.
   133 г. октября 30 запечатана жаловальная вотчинная грамота боярина князя Бориса Михайловича Лыкова, что ему дана при царе Василье Ивановиче, во ржевском уезде в Кличанской волости на слободку Рудинскую с деревнями и с пустошьми, да Лещинския волости на погост Кровотыню с деревнями и с пустошьми, да в Колужском уезде в Рощинском стану на село Ладинское с деревнями и с пустошьми, всего на 853 чети; припись у грамоты диака Венедикта Мохова. (Печат. конт. без пошл. кн. 3, л. 9 об).
   132 и 133 гг. в волости Лещине в вотчинах: за боярином за князем Борисом Михайловичем Лыковым в вотчине, что бывало Богдановское поместье Бельскаго погост Кроватынь, у озера Селигера, усть речки Кроватынки, а на погосте церковь Введения Пречистыя Богородицы древянная вверх, церковь и в церкви образы, свечи, книги, колокола и всякое церковное строенье боярина князя Бориса Михайловича Лыкова; на погосте ж во дворе поп Павел Евдокимов, во дв. церковной дьячок Гришка Анисимов, во дв. пономарь Якунка Козлов, во дв. проскурница Натальица с детьми, да церковных бобылей 6 дворов, во дворе земской дьячок, пашни паханыя церковные худые земли восемь четвертей, да перелогом и лесом поросло восемь четвертей о осминою, да отхожей пашни шесть четвертей, и обоего пашни и перелогу и отхожей земли двадцать две четверти в поле, а в дву потомуж, сена десять копен, лесу пашеннаго и непашеннаго вдоль на две версты, а поперег на версту.
   186 г. за Пафнутьевым боровским монастырем вотчина, что было за боярином за князем Борисом Михайловичем Лыковым, село Кровотынь, у озера Селигера усть речки Кровотынки, а в селе церковь Введения Пречистыя Богородицы деревянная, у той церкви попы: во дворе поп Иван Павлов, у него сын дьякон Федор; во дв. поп Иван Павлов; во дв. дьячек Парамошко Александров, во дв. пономарь Симонка Александров да в том же селе Кровотыни крестьянские дворы: во дв. Кондрашко Ермолин прозвище Крюков и т. д., итого 27 дв. крестьянских и 3 дв. бобыльских.
   1708 г. марта в 18 день выдан антиминс по челобитью Пафнутьева монастыря стряпчаго Фомы Леонтьева в вотчину тогож монастыря во ржевской уезд в село Кроватыну в церковь Введения Пресв. Богородицы, а взял антиминс Троицкой поп Максим Яковлев. (Патр. прик. кн. 138, л. 308).
   1710 г. в Лещинской волости: ветчина Пафнутьева боровскаго монастыря, что была вотчина за боярином князем Борисом Михайловичем Лыковым, село Кровотынь, а в селе церковь Введения Пресв. Богородицы с приделами св. пророка Илии и св. Пафнутия боровскаго чудотворца деревянная. При церкви во дв. поп Федор Иванов служит у той церкви в попах со 191 года; во дв. поп Кондратий Игнатьев служит с 200 года, во дв. дьякон Кирилл Иванов, во дв. пономарь Емельян Леонтьев. Данных денег и др. сборов платят они с той церкви в патриаршую казну всего в год по 4 р. 14 алт. 4 ден. Церковной земли дано им во владенье во 194 году, по писцовым книгам 132 и 133 гг., пашни перелогом и лесом поросло худые земли с отхожею пашнею 22 четверти в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен, лесу пашеннаго и непашеннаго вдоль 2 версты, поперег на версту. (Переп. кн 12375).
   1733 г. июня 15 числа дана первая епитрахельная память по прошению и по допросным речам вотчины Пафнутьева монастыря села Кроватыни церкви Введения Пресвятыя Богородицы вдовому попу Кондратью Игнатьеву на три года, пошлин по 5 ал. на год, итого 15 ал.
   1736 г., декабря 21 дня, Осташковской десятины, церкви Введения Пр. Богор., что в селе Кровотынях, церковный староста Никита Евдокимов с приходскими людьми поданным в Синод. каз. приказ прошением просил выдать новоявленную память Стмеону Федорову на место отца своего бывшаго дьячка Федора Кондратьева, ныне благословеннаго в попа. 1737 г. генваря 14 дня новоявленная память выдана. (Патр. пр. св. 473, № 3015).

   В настоящее время (1895 год) церковь эта находится в таком положении:
   Осташковскаго уезда, села Кравотыни церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы.
   1) Построена в 1791 году тщанием прихожан.
   2) Зданием каменная, с такой же колокольней, крепка.
   3) Престолов в ней четыре: в настоящей холодной во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; в приделах теплых: 1-й — во имя пророка Илии, 2-й — святителя Николая и 3-й — преподобнаго Пафнутия.
   4) Утварью и ризницею достаточна.
   5) Причта — два священника, 1 диакон и 2 псаломщика.
   6) Земли удобной около 3 дес.; пашенной 77 дес. 1272 саж., сенного покосу с дровяным изредка лесом 42 дес. 2000 саж., под песчаным местом 9 десят., под проселочными дорогами 2 дес., под половиною речки Кравотынки и под ручьями 300 кв. саж, а всего 131 десят. 1472 саж. План и межевая книга хранятся в ризнице. Землею владеют сами священноцерковнослужители.
   7) Домы у них собственные, деревянные, на церковной земле.
   8) Жалованья получается 248 р. 92 к., доходу — 1355 р. 72 к. Церковь вносит 25% сбора 150 руб., на учебныя заведения 67 р. 62 к., причт из своей собственности 17 руб.
   9) Зданий, принадлежащих церкви, нет.
   10) Разстоянием от консистории в 180 в., от уезднаго города в 12 в.
   11) Ближайшия церкви — погосты Рожок и Переволока в 10, село Святое в 12 в.
   12) Церкви принадлежат две часовни: 1-я каменная во имя Троеручицы Божией Матери, сооружена на месте прежней часовни в 1874 г., — в четырех верстах от церкви по дороге к г. Осташкову; 2-я часовня близ дер. Красухи, деревянная, во имя преп. Нила Столобенскаго, крепка; построена в лесу, на р. Серемхе, на том месте, где, по преданию, подвизался преп. Нил Столобенский чудотворец.
   13) Приписной и домовой церкви нет.
   Приходских дворов 889; в них м. п. 2383 д., ж. 2673 д.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту