Ветожетка (Витожетка погост, Ветожотка погост) - Знамения Божией Матери церковь

Фото. Чекалкина А.А. с сайта http://www.sobory.ru/


   Погост Витожетка, от Твери 220 верст, от Осташкова 46 верст.
   Церковь Знаменская, каменная, построена в 1815 году, престола три: в холодной Знамения Пресвятой Богородицы, в теплой: мученицы Параскевы и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1824 года, план и межевые книги на землю.
   В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Архангельский 41-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1882 года, священником с 1889 года, награжден в 1899 году скуфьей. Псаломщик Дмитрий Александрович Честной 67-ми лет, в должности с 1853 года. Сверх штата псаломщик Николай Тимофеевич Коробанов 54-х лет, в должности с 1863 года.
   Прихожан в деревнях: Горовастищах, Городке, Сергееве, Всполье, Половинниках, Середке, Мизинове, Олисове, Бурохине, Пустоше, Прамхе - 171 двор (542 мужчины, 624 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Михаил Шнитников 42-х лет, окончил городское училище, на службе 5 лет. Псаломщик-диакон Павел Тихомиров 30-ти лет, на службе 11 лет, в Знаменском храме 7 лет. Сверхштатный псаломщик Николай Коробанов 71 года, на службе 52 года.
   Прихожан в деревнях: Сельцо Гришино, Горовастица, Городок, Всполье, Сергеево, Половинники, Середка, Мизиново, С. Пустоши, Прахма, Бурохино, Олисово - 721 мужчина и 761 женщина.


   Церковь на погосте Витожетка строилась с 1791 по 1815 год, на месте сгоревшей деревянной. По другим данным - строительство её было начато в 1809 году, а освятили храм лишь в 1820 году. Церковь расположена на высоком холме, на берегу небольшой речушки Ветожетки. Церковь, видимо, строилась как усадебная, по столичному образцу. Здание кирпичное, оштукатуренное выстроено в стиле позднего классицизма. КОЛОКОЛЬНЯ невысокая, двухъярусная. ЖИВОПИСЬ в интерьере церкви масляная, поздняя. Сохранилось несколько икон XVIII века. Наибольший интерес из них представляет икона "Всех скорбящих радости", принадлежащая, видимо, Тверской школе письма.
   Длительное строительство церквей объясняется не только сложностью сооружения, но и отсутствием денег. Кроме того, требовалось много времени для выполнения работ внутри храма - произвести отделку, покраску, расписать стены, потолки.
   Немалые деньги нужны были для приобрения икон, колоколов и другого имущества. Храм на погосте Витожетка был построен на деньги дворян Корбутовских и прихожан.
   Эта церковь в советское время по разным причинам несколько раз закрывалась. Однако по просьбе жителей она открывалась вновь.
   Приведу часть материалов, связанных с открытием этой церкви в 1944 году.

   «Председателю Пеновского райисполкома тов.Михееву.
   Мы, нижеподписавшиеся, старые и осиротелые отцы, матери и жены обращаемся к Вам с просьбой войти в наше тяжелое и удручающее положение и дать нам единственное необходимое утешение в переживаемом нами горе - содействовать в открытии богослужения в нашем родном храме в погосте Ветожетка - где бы мы могли со слезами умиления вознести свои молитвы о упокоении душ наших милых, дорогих и незабвенных детей, мужей и внуков, положивших геройски жизнь свою на поле брани - в защите злобного, коварного врага - немца, мытарства коего мы к несчастью испытали и на своих плечах.
   В молитве за них мы подкрепим свои силы, поддержим бодрость духа в несении столь тяжелого креста и найдем в этом подвиге душевное спокойствие, бодрость и силы в трудах на пользу дорогой Родины, чтобы скорее освободить свою Родину от зверя, врага. Будем с глубоким умилением молиться о здравии как своих родных так и о всех еще живых наших воинов о скорейшем уничтожении врага. Не лишайте нас, просителей, об открытии нашей родной церкви и не убивайте нас до конца переживанием тяжелого горя...
   С глубоким к вам уважением, скорбные и осиротелые граждане Витожетского прихода. 4 апреля 44 года».

   Председатель исполкома Пеновского райсовета Н.А. Михеев обратился с письмом в Калининский исполком облсовета к уполномоченному Совета по делам русской православной церкви, в котором, в частности, говорится:

   «...данная церковь не закрывалась органами Советской власти, но с 1941 года она не функционирует по причине того, что не было служителя культа. Здание находится в удовлетворительном состоянии... В районе действующих церквей нет».

   2 августа 1944 года распоряжением Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР № 15752 была удовлетворена просьба верующих об открытии церкви в селе Витожетка.
   Священником церкви стал протоиерей Шнитников Михаил Яковлевич. Напомню читателям, что он был назначен священником этой церкви еще в 1910 году.
   Шнитников М.Я. был человеком просвещенным, человеком разносторонних интересов. Он построил в 1912 году школу и был длительное время заведующим школой. В 1916 году он ввел в школе уроки трудового обучения: для мальчиков - столярное дело, а для девочек - рукоделие, вязание, вышивка, шитье. Церковная школа была одной из лучших не только в Осташковском уезде, но и в Тверской губернии.
   По его инициативе в 1918 году в селе Витожетка было открыто почтовое отделение. В 1920 году он организовал из учащихся, а затем и из взрослого населения кружок народной песни и музыки.
   Это единственная церковь в Пеновском районе, в которой почти полностью сохранилось церковное имущество, хорошо сохранилась роспись стен, потолков. Из всех церквей она имеет наиболее привлекательный внешний и внутренний вид.


Фото. Ильb Смирновf с сайта http://www.sobory.ru/


   В настоящее время церковь функционирует. 


   Витожетка непривычное для уха название местечка, видимо, очень старое, хотя происхождение его установить не удалось. Оно встречается в документах XVIII века и числится, как и Вселук, тоже погостом, на котором упоминается деревянная церковь. Ближайшие земли вокруг погоста Витожетки в XVIII веке принадлежали богатым помещикам Азаровым, один из которых — Иван Яковлевич — отличался весьма строптивым характером. Сам же погост и село Мезиново рядом с ним были вотчиной других тверских дворян — Корбутовских. На кладбище возле церкви уцелело деревянное надгробие, обитое железом, конца XIX века с надписью: «Герой Бородина Псковского Кирасирского полка майор Андрей Николаевич Корбутовский. Родился 1785 года 25 октября. Скончался 1830 года». Рядом — мраморное надгробие других членов этой семьи. Напротив церкви, за рекой, стоят несколько старых лип — все, что осталось от помещичьей усадьбы. Помещики Корбутовские, вероятно, не были особенно богатыми. В документах, имеющих отношение к строительству церкви, они не упоминаются заказчиками, хотя в церковных документах многие из них фигурируют как церковные старосты.
   Строительство Знаменской каменной церкви на погосте Витожетке было начато в 1809 году, после того, как стоявшая на ее месте деревянная сгорела от молнии. Но освятили новую церковь только через одиннадцать лет. Вероятно, помешала война 1812 года. В отличие от стерженской и вселукской церквей витожетская Знаменская более строгая, в композиции ее и убранстве меньше барочных черт. Ее фасады оформлены в классических традициях, и только планировка, несколько отличающаяся от двух других построек, остается традиционной. Композиция храма на первый взгляд напоминает ротонду на четверике. Северный и южный фасады выделены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Но внутри хорошо видно, что основа здания — купольная ротонда, покоящаяся на крестчатом в плане основании. Строгая симметрия несколько нарушена тем, что к восточной ветви креста добавлена полуциркульная апсида, а западная сделана чуть меньше боковых. Храм освещается через окна ротонды, что иллюзорно увеличивает высоту подкупольного пространства. Размещение приделов в трапезной почти такое же, как в церквах погостов Стерж и Вселук. Циркульное очертание апсид приделов по сторонам прохода из храма в трапезную никак не выражено снаружи. Своды в трапезной имеют конструкцию, аналогичную двум предыдущим церквам.
   Если попытаться еще раз сопоставить все три церкви и посмотреть на них с точки зрения соответствия господствующего в столице стиля, то наиболее близкой к нему будет явно Знаменская церковь. В ней меньше свободного сплетения разновременных приемов убранства фасадов, строгие пропорции придают ей торжественную представительность. Не исключено, что строительство велось непосредственно под наблюдением самих помещиков села, более осведомленных о вкусах столицы. Однако остались у здания детали, которые характерны для традиций барокко. Окна трапезной и апсиды — с лучковыми завершениями. Под ними — широкие подзоры, мотивы, не свойственные архитектуре столицы начала XIX столетия, а окна ротонды — полуциркульные, что встречается лишь у более ранних столичных памятников конца XVIII века и появляется затем вновь в позднеклассических постройках. Такое переплетение разных стилей в провинциальных зданиях дает возможность глубже проникнуть в ту среду, где они создавались, понять вкусы строивших их людей, их представление о красоте. Ведь если о столичной архитектуре написана масса книг, дошло много высказываний о ней самих современников и ее ведущие мастера оставили нам чертежи, записки, свои теоретические заметки и целые трактаты, то о творчестве огромного числа артелей каменщиков и о том, что для них оставалось прекрасным, что они ценили, не найдется почти ни одной строчки. Мало говорят и архивные документы о строительстве таких зданий. Записи в них слишком сухи и бюрократично однообразны, чтобы за строкой разглядеть человека, творившего в провинции. Церкви на погостах Витожетке, Стерже, в Кравотыни и Рогоже и многие подобные памятники строились мастерами, чье мировоззрение формировалось иначе, нежели у профессиональных зодчих. Они жадно впитывали все, что давала столица, испытывали ее активное воздействие, и они же переосмысляли полученное, приспосабливая и примеряя его к своим вкусам, а значит, и ко вкусам своего окружения. Как нельзя представить себе русскую литературу без фольклора, так и архитектуру Москвы и Петербурга невозможна правильно понять без наследия, оставленного безвестными мастерами, вышедшими из народной среды, воспитанными ею и работавшими всю жизнь в провинции.
   Около Знаменской церкви под горой приютилась небольшая деревянная надкладезная часовенка. Сооружена она лет восемьдесят — сто назад. В центре ее — неглубокий колодец. Кровля шатром с низким свесом покоится на столбах, вокруг сруба — деревянный настил. Подобные часовенки, построенные, как правило, из дерева (каменные начали ставить поздно), быстро разрушались, на их месте рубили новые, но часто сохраняя древние формы. Именно этим и интересна надкладезная шестигранная часовня погоста Витожетки, напоминающая изображения часовни в миниатюрах или на клеймах житийных икон.

   По материалам книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Кольцов А.Д. Край наш Пеновский. Краеведческие записки. 1999 год. Москва, 1999., официального сайта Тверской епархии, Народного каталога Православной архитектуры и сайта города Осташкова.)

     (Фото. № 1 Чекалкина А.А. с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Эта часть территории Пеновского района была в Средние века ржевской волостью Волго. Сейчас Витожетка - сильно обезлюдевший район с постоянным населением всего в несколько десятков человек. Но в древности это был очень населенный край. Во всяком случае, его храмы появились так давно, что у нас нет возможности даже приблизительно определить время их возникновения. В самых древних документах конца XVI века они обозначены как уже давно существующие.
   Особенностью именно прихода погоста Витожетки в 1600-1910-х гг., сразу бросающейся в глаза при просмотре приходского архива, является наличие очень больших земельных владений. Вообще-то приходские церкви даже в царской России не были крупными землевладельцами. До реформ Екатерины II нормой было иметь при храме всего несколько гектаров земли под минимальное хозяйство. А многие приходы не имели ничего, священники кормились только за счет подаяний прихожан. Землю, села и крестьян имели только монастыри. Но великая государыня произвела следующий «кунштюк»: у монастырей реформой 1764 года была отнята почти вся земля за исключением лугов и огородов, а приходским церквям, напротив, велено было отмежевать по 36 десятин-гектаров пашни. Разумеется, только тем, у которых земли до того не было. Но не было почти ни у кого, о чем приходские священники честно и отписали в вышестоящие церковные органы. Однако на этом фоне маленький приход погоста Витожетка на самой границе Ржевского уезда рапортовал о наличии у него… почти девятисот десятин земли. (Большая часть ее была, правда под лесом, но и в таком случае надел был огромный - 552 десятины строевого леса, порядка 53 десятин пашни, остальное под сенокосом, кустарником, болотом). Причту пришлось немало повоевать за право владения этой землей, но все тяжбы до 1917 года духовенство Витожетки успешно выиграло.
   Дело в том, что нынешний погост Витожетка является «наследником» двух монастырей и погоста, некогда стоявших вдоль небольшой речки Витожетки, впадающей в Жукопу. Нынешний погост стоит на месте небольшого, по-видимому, женского Пятницкого монастыря, упоминаемого в 1589 году: «В той же Волговской волости монастырек Пятницкой, а на монастыре церковь святыя великия мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, пашни церковные земли 6 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу непашенного 3 десятины, да церковные займища Васка Петрильцова починок Петровский, пашни церковной земли 2 четверти в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лесу непашенного вниз по речке по Жукопе, да вверх по речке по Витожетке на пять верст, а на три стороны по версте». Кроме того, в окрестностях Витожетки располагались: «Погост, а на погосте церковь Петра и Павла древяна, пашни церковные земли 2 версты, 2 версты, сена 5 копен, лесу болотного 2 десятины»; «Погост на речке на Витожетке, а на погосте церковь Иоанна Милостивого, древяна клецки, пашни церковные земли 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по речке по Витожетке 15 копен, лесу непашенного 5 десятин, к тому ж погосту деревня Дор на ручью на Пахомке, пашни паханы церковные земли 3 четверти, да перелогом и лесом поросло 2 четверти, сена по ручью Пахомке 3 копны, лесу непашенного 3 десятины».
   Все эти погосты были без пощады уничтожены поляками и литовцами в Смутное время. «От войны созжена» была Пятницкая обитель. Погост Петра и Павла превратился перед Смутой в небольшой мужской монастырь, и его, по преданию, разорили не пришлые паны, а свои разбойники. Братия, не в силах терпеть их выходки, бежала, а храм в 1624 году стоял брошенный. (Церковь эту мы еще встретим в Костькове). В середине XIX века предание указывало место Петропавловского погоста на мысу у впадения ручья Задорни в Витожетку. Там было пустое церковное место и остатки кладбища. Рядом находилась церковная «Петровская пустошь» (когда-то в XVI веке деревенька некоего Васьки Петрильцева, отдавшего свою землю церкви). Дьячек Михаил Колосов в 1840-х годах нашел при пахоте на мысу каменный крест с надписью «Царь Славы» и грубым изображением Распятия. Появиться этот крест мог, скорее всего, в XVI веке. Дьячек перевез крест на кладбище в погост Витожетку.
   К третьему погосту причт Витожетки прямого отношения не имел, но сказать о нем нужно. Это граница Селижаровского и Пеновского районов (правда, ныне совсем уже безлюдная). Погоста Иоанна Милостивого находился в верховьях реки Витожетки между уже вымершими деревнями Давыдково и Ходулино. Он не восстановился после Смуты, но церковь его не была сожжена во время войны, а тихо догнивала не один десяток лет, брошенная и забытая. Лишь в самом конце XVII века, когда деревни вновь населились, вместо нее встала деревянная часовня, без перемен дожившая до XX столетия. В ней было много древних икон из деревянной церкви, которые видел и описал знаменитый краевед, осташковский протоиерей Владимир Успенский. Но ничего не осталось до наших дней… Земля погоста принадлежала потом причту погоста Ранцево (в нынешнем Селижаровском районе).
   Деревянная церковь в самой Витожетке была восстановлена в 1696 году. Тогда она была с одним престолом в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1710 году упоминаются при ней священник Иван Поликарпов, дьячек Федот Косьмин, а мать его, вдова Прасковья Иванова была просвирней. Издревле духовенство этого погоста пахало небольшие клочки пашни в лесах на бывшей церковной земле двух монастырей и пользовалось лесом, правда, под жестким контролем церковного начальства. В 1809 году деревянный храм сгорел от молнии. Из огня успели вытащить всего несколько икон.
   Помещик майор Псковского Кирасирского полка Андрей Корбутовский начал строительство каменного храма. Начавшись довольно быстро, строительство прервалось на войну 1812-1815 годов. Главный благотворитель участвовал в Бородинском и многих других сражениях, счастливо уцелел и вернулся около 1815 года, когда, наконец, начались службы в еще недостроенном храме. За время отсутствия Корбутовского староста успел продать приготовленный для церкви материал, причт претерпел немало обид от соседних помещиков (вновь из-за земли) и вообще все пришло в упадок. Но Андрей Николаевич Корбутовский всерьез занялся строительством. Он сам стал церковным старостой (с 1817 года), и под его руководством постройка небольшого храма была успешно завершена. В 1820 году был освящен главный придел в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы (по-видимому, фамильной святыни благотворителей). Два придела в теплой церкви были освящены в честь святителя Николая и великомученицы Параскевы. Святую великомученицу Параскеву издавна почитают в Витожетке. Рядом с храмом с незапамятных времен стоит деревянная часовня и имеется родник, освященный в ее честь.
   До начала XX века радикальных перестроек в храме не было. Теплая часть церкви выглядит и сейчас почти так же, как и при Андрее Корбутовском. Сам отставной майор упокоился в 1830 году в родовой могиле возле южной стены храма.
   У погоста Витожетки интересная история в XX столетии. В 1910 году сюда был назначен новый священник отец Михаил Шнитников. Это был выдающийся пастырь, оставивший добрую память о себе. При нем в 1914 году была построена школа с преподаванием не только общих предметов Закона Божия, но и полезных в крестьянском быту ремесел. Здание школы сохранилось, а сама она работала до самого недавнего времени. В 1912 году в погосте прошли торжества в честь 100-летия войны 1812 года, причем на храме были установлены памятные доски в честь местных уроженцев-героев тех событий - Андрея и Павла Корбутовских. В революцию и в 1920-1930-х гг. священник уцелел, и храм тоже удивительным образом практически не пострадал ни в годы безбожных пятилеток, ни в 1941 году. В середине января 1942 года Витожетка и соседние с ней деревни были освобождены в ходе наступления наших войск. С 1944 года было получено официальное разрешение на продолжение служб в храме. До 1949 года (до самой смерти) в нем служил старый отец Михаил Шнитников. Затем священники менялись часто, и в 1962-1965 годах их здесь не было в связи с общим притеснением Православной Церкви в стране в эти годы. Но приход выстоял и отстоял свой храм. Под некоторыми заявлениями против его закрытия стоит до 800-900 подписей жителей района. С таким народным движением власти считались. С 1976 года и до настоящего времени настоятелем храма является игумен Арсений (Мезенцев).

   
     (По материалам сайта ХВОШНЯ. Православный приход церкви Рождества Христова на погосте Хвошня, Пеновского района Тверской области.)
    


Посмотреть всю карту